Борьба с контрабандой стратегических товаров и ресурсов

(Сухаренко А.) ("ЭЖ-Юрист", 2012, N 43) Текст документа

БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И РЕСУРСОВ

А. СУХАРЕНКО

Сухаренко Александр, юрист, г. Владивосток.

Некоторые участники ВЭД, контролируемые транснациональными преступными сообществами, используют различные схемы для вывоза стратегически важных ресурсов за рубеж. Проанализируем нормы российского и международного законодательства, регламентирующие борьбу с контрабандой в рамках Таможенного союза, и предложим меры по повышению эффективности межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с этими преступлениями.

Ежегодные потери

Состояние национальной безопасности страны напрямую зависит от ее экономического потенциала (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537). Главными стратегическими рисками и угрозами безопасности в экономической сфере являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений. Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности может оказать дефицит топливно-энергетических, водных и иных биологических ресурсов. Структурный анализ внешнеторгового оборота показывает, что товары и ресурсы, отнесенные к категории стратегически важных, составляют значительный объем российского экспорта, в связи с чем формируют основную часть поступлений в доходную часть федерального бюджета в виде таможенных платежей (см. рисунок).

Рисунок 1. Товарная структура экспорта РФ в страны дальнего зарубежья в 2011 году

По данным ФТС России, только за 2010 - 2011 годы были выявлены факты незаконного перемещения леса и лесоматериалов на сумму более 172 млн. долл., металлов (свыше 117,5 млн. долл.), продукции топливно-энергетического комплекса (свыше 109 млн. долл.), продуктов питания (свыше 108 млн. долл.), биоресурсов (свыше 24,5 млн. долл.), этилового спирта и алкогольной продукции (свыше 4 млн. долл.) <1>. И это только то, что удалось задержать на таможенной границе РФ. -------------------------------- <1> http://правительство. рф/gov/results/20767/

По оценкам Счетной палаты РФ, масштабы незаконного промысла в Дальневосточном бассейне таковы: ежегодный объем неучтенного экспорта морских биоресурсов (без учета недополученных налогов, сборов за пользование ими и таможенных пошлин) составляет не менее 15 - 30 млрд. руб. Эта цифра превышает сальдированный доход всего рыбохозяйственного комплекса за 2011 год (14,4 млрд. руб.) и составляет более 15% годового оборота всех рыбопромышленных предприятий (127,8 млрд. руб.) <2>. -------------------------------- <2> Ментюкова С. Совет безопасности закинул сети // Коммерсант. 25.09.2012.

Значительная часть незаконного улова реализуется в странах Северо-Восточной Азии. Так, в 2008 году неучтенный доход, фиксируемый в расхождении данных таможен Японии, Республики Корея, КНР и ФТС России по физическому объему и стоимости экспорта/импорта ВБР, составлял 2,5 млрд. долл., в 2009 и 2010 году - около 1 млрд., а в 2011 году - около 1,8 млрд. Ситуация усугубляется к тому же еще и неэквивалентным внешнеторговым обменом. Если пересчитать экспорт в структуре российского рыбного импорта, то ежегодные потери составляют еще около 370 млн. долл. <3>. -------------------------------- <3> Справка Аппарата Полпредства Президента России в ДФО за 20.04.2012.

Меры борьбы

В 2011 году в Уголовный кодекс РФ была введена статья 226.1, которая предусматривает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере. В соответствии с примечанием к ней перечень таких товаров и ресурсов утверждается Правительством РФ, а крупным размером признается стоимость, превышающая 1 млн. руб. За 2011 год по статье 226.1 УК РФ было возбуждено 10 уголовных дел. Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза, составила более 19 млрд. руб. (в 2010 году - 11 млрд.) <4>. В основном речь шла о товарах народного потребления, лесоматериалах и продуктах питания. -------------------------------- <4> http://www. tks. ru

В целях реализации данной статьи Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 был утвержден Перечень стратегически важных товаров и ресурсов. В него были включены водные биоресурсы, лесоматериалы, каменный уголь, кокс, нефть, нефтепродукты, природный газ, пушнина, драгоценные камни и металлы, а также ряд других сырьевых высоколиквидных на внешнем и внутреннем рынке ресурсов и товаров, контрабанда которых в крупных размерах может дестабилизировать внутренний рынок и нанести значительный ущерб экономической безопасности РФ. Наряду с этим в перечень вошли объекты дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (от 3 марта 1973 года), или занесенные в Красную книгу РФ.

Международное сотрудничество

В связи с интенсивным развитием интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭ национальное законодательство государств - членов Таможенного союза (ТС) поэтапно проходит процессы гармонизации и унификации, что позволит перейти к единообразному правовому регулированию. Сравнительный анализ норм уголовного законодательства России, Казахстана и Республики Беларусь выявил различные подходы к определению предмета контрабанды в зависимости от его экономических характеристик и ограниченности в гражданском обороте. Данное разночтение имеет принципиальное значение для квалификации контрабанды, совершенной на территории государств - участников Таможенного союза. В целях правового обеспечения функционирования единой таможенной территории и борьбы с таможенными правонарушениями в условиях отмены таможенного оформления и контроля 5 июля 2010 года были приняты: 1) Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (далее - Договор); 2) Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее - Соглашение). Договор и Соглашение были ратифицированы Федеральными законами от 05.04.2011 N 59-ФЗ и от 07.02.2011 N 13-ФЗ соответственно. Договором определяются формы взаимодействия таможенных органов государств - членов ТС в целях раскрытия таможенных преступлений, а также обеспечивается единообразие в применении таможенного законодательства ТС при классифицировании таких преступлений. Договор разграничивает зону ответственности сторон при выявлении преступлений. В случае невозможности определения места совершения преступления таковым считается место его обнаружения. Если же преступления совершаются на территории сразу нескольких стран, местом их совершения считается та страна, где было совершено последнее преступление, а уголовное дело может расследоваться там, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них. В случае невыдачи одной из сторон гражданина, в отношении которого осуществляется уголовное преследование другой стороной, уголовное дело в отношении его передается стороне договора по гражданской принадлежности. Следует отметить, что каждое из государств Таможенного союза в соответствии со своим законодательством может возбуждать и расследовать уголовные дела о преступлениях, направленных против его интересов, совершенных на территории других государств - членов ТС. Лицо, в отношении которого вступил в законную силу приговор по уголовному делу на территории одной из сторон, не может быть привлечено к уголовной ответственности за то же самое деяние в другом государстве. Основная цель Соглашения - определение порядка взаимодействия между таможенными органами государств - членов ТС для раскрытия преступлений и привлечения виновных к уголовной ответственности. Соглашением определен порядок признания документов, направления запросов о предоставлении информации и документов, а также исполнения поручений о проведении отдельных процессуальных действий. В целях борьбы с незаконным промыслом и контрабандой морских биоресурсов Россией были заключены межправительственные соглашения с Республикой Корея (2009), КНДР (2012) и Японией (2012). С остальными странами АТР ведутся интенсивные переговоры по данному вопросу. Кроме того, в мае 2010 года Россия подписала Соглашение по мерам государств порта по предотвращению, сдерживанию и ликвидации незаконного, нерегистрируемого и нерегулируемого (ННН) промысла, принятое 25 ноября 2009 года на римской конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). После того как 25 стран его ратифицируют, оно станет обязательным для всех остальных стран - участниц ФАО (191). В этом случае доступ браконьерским судам во все порты будет теоретически перекрыт. Сегодня под соглашением подписались пока 23 страны.

Перспективы

В июле 2012 года Президент РФ внес в Госдуму законопроект "О ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 года". Документ направлен на воспрепятствование использованию перемещаемых через таможенную границу ТС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в целях отмывания и (или) финансирования терроризма. Согласно законопроекту таможенные органы наделяются полномочиями по приостановлению перемещения указанных средств и инструментов при получении соответствующей информации от компетентных органов. В августе в Госдуму поступил законопроект "О ратификации Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества от 22 июня 2011 года". Соглашением предусмотрено учреждение сторонами представительств таможенных служб в государствах - членах ТС. Представительства таможенных служб осуществляют мониторинг исполнения таможенного законодательства ТС, анализируют данные о товаропотоках, изучают таможенные технологии, применяемые в стране пребывания, участвуют в информационном обмене, осуществляют иные функции. Представительство таможенной службы может образовываться в форме обособленного подразделения, наделенного правами юридического лица, либо в составе дипломатического представительства стороны.

Рекомендации

Принимая во внимание изложенное, для обеспечения наиболее эффективного и гармоничного правового регулирования борьбы с контрабандой в условиях отмены таможенного оформления и контроля необходимо: - унифицировать статьи УПК РФ в части определения сроков производства дознания и предельных сроков передачи органом дознания следователю уголовного дела после выполнения неотложных следственных действий; - унифицировать подходы к закреплению в УК РФ объективных и субъективных признаков таможенных составов преступлений; - унифицировать диспозиции статей УК РФ, определяющих ответственность за финансирование терроризма и отмывание денег; - установить конфискацию имущества в качестве меры наказания за контрабанду и отмывание денег; - обеспечить более активное сотрудничество таможенных органов ТС с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ); - разработать нормативный акт, регламентирующий порядок организации и проведения оперативно-розыскной деятельности на территории ТС; - ускорить принятие национального плана по предотвращению, сдерживанию и ликвидации незаконного, нерегистрируемого и нерегулируемого (ННН) промысла.

Название документа