Законодательное обеспечение борьбы с контрабандой стратегически важных товаров и ресурсов
(Сухаренко А. Н.) ("Юридический мир", 2012, N 11) Текст документаЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ТОВАРОВ И РЕСУРСОВ
А. Н. СУХАРЕНКО
Сухаренко Александр Николаевич, директор АНО "Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ".
В статье проанализировано российское и международное законодательство, регламентирующее борьбу с контрабандой стратегически важных товаров и ресурсов в рамках Таможенного союза. Автор рекомендует установить конфискацию имущества в качестве меры наказания за контрабанду, финансирование терроризма и отмывание денег.
Ключевые слова: контрабанда, Таможенный союз, экономическая безопасность, товар, ресурсы.
Legislative ensuring fighting against contraband of strategically important goods and resources A. N. Sukharenko
The article analyses Russian and international legislation regulating fighting contraband of strategically important goods and resources within the frames of the Customs Union. The author recommends to establish confiscation of property as a measure of punishment for contraband, financial terrorism and money laundering.
Key words: contraband, customs union, economic security, goods, resources.
Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства, это гарантия независимости страны и обязательное условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Экономическая безопасность входит в систему национальной безопасности вместе с такими ключевыми ее слагаемыми, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание социального равновесия в обществе, защита от экологических бедствий и т. д. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. состояние национальной безопасности страны напрямую зависит от ее экономического потенциала. Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений. Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности может оказать дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов <1>. -------------------------------- <1> Российская газета. 14.05.2009.
Товары и ресурсы, отнесенные к категории стратегически важных, составляют значительный объем российского экспорта и в связи с этим формируют основную часть поступлений в доходную часть бюджета в виде таможенных платежей. В этой связи недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), зачастую контролируемые транснациональными преступными сообществами, используют разнообразные схемы для вывоза таких товаров и ресурсов за рубеж. По данным ФТС России, за 2010 - 2011 гг. таможенными органами выявлены факты незаконного перемещения леса и лесоматериалов на сумму более 172 млн. долл., металлов (свыше 117,5 млн. долл.), продукции топливно-энергетического комплекса (свыше 109 млн. долл.), продуктов питания (свыше 108 млн. долл.), биоресурсов (свыше 24,5 млн. долл.), этилового спирта и алкогольной продукции (свыше 4 млн. долл.). И это только то, что удалось задержать на таможенной границе. Для решения данной проблемы в Уголовный кодекс РФ была введена ст. 226.1, которая предусматривает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере <2>. В соответствии с примечанием к ней перечень стратегически важных товаров и ресурсов утверждается Правительством РФ, а крупным размером таких товаров и ресурсов признается их стоимость, превышающая 1 млн. руб. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ.
За 2011 г. таможенными органами по ст. 226.1 УК РФ было возбуждено 10 уголовных дел. Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза, составила более 19 млрд. руб. (в 2010 г. - 11 млрд.). В основном речь шла о товарах народного потребления, лесоматериалах и продуктах питания <3>. -------------------------------- <3> Справка ГУБК ФТС России за 2011 г.
В целях реализации данной статьи Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 был утвержден Перечень стратегически важных товаров и ресурсов <4>. В него были включены водные биоресурсы, лесоматериалы, каменный уголь, кокс, нефть, нефтепродукты, природный газ, пушнина, драгоценные камни и металлы, а также ряд других сырьевых высоколиквидных на внешнем и внутреннем рынке ресурсов и товаров, контрабанда которых в крупных размерах может дестабилизировать внутренний рынок и нанести значительный ущерб экономической безопасности РФ. Наряду с этим в перечень вошли объекты дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (от 3 марта 1973 г.), или занесенные в Красную книгу РФ. -------------------------------- <4> Российская газета. 21.09.2012.
Предлагаемое решение позволит уменьшить объемы незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также повысит величину поступлений в доходную часть бюджета в виде таможенных платежей. В связи с интенсивным развитием интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС национальное законодательство государств - членов Таможенного союза (ТС) поэтапно проходит процессы гармонизации и унификации, что должно позволить постепенно перейти к единообразному правовому регулированию. Анализ соответствующих норм Уголовных кодексов России, Казахстана и Республики Беларусь выявил различные подходы к определению предмета контрабанды в зависимости от его экономических характеристик и ограниченности в гражданском обороте. Данное разночтение имеет принципиальное значение для квалификации контрабанды, совершенной на территории государств - участников Таможенного союза. В целях правового обеспечения функционирования единой таможенной территории и правового обеспечения борьбы с таможенными правонарушениями в условиях отмены таможенного оформления и контроля 5 июля 2010 г. были приняты Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (далее - Договор) и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее - Соглашение). Договор и Соглашение ратифицированы Российской Федерацией Федеральными законами от 05.04.2011 N 59-ФЗ <5> и от 07.02.2011 N 13-ФЗ <6> соответственно. -------------------------------- <5> Российская газета. 08.04.2011. <6> Российская газета. 11.02.2011.
Договором определяются формы взаимодействия таможенных органов государств - членов ТС в целях раскрытия преступлений, связанных с нарушением таможенного законодательства ТС и законодательства стран-участниц, а также привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, обеспечивается единообразие в применении таможенного законодательства ТС при классификации преступлений <7>. -------------------------------- <7> Основой данного Договора являются положения Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г., а также Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 г.
Договор определяет зону ответственности Сторон при выявлении уголовных преступлений. В случае невозможности определения места совершения преступления таковым считается место его обнаружения. Если же преступления совершаются на территории нескольких сторон, местом их совершения считается территория стороны, на которой было совершено последнее преступление, а уголовное дело может расследоваться на территории той стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них. В случае невыдачи одной из сторон договора своего гражданина, в отношении которого осуществляется уголовное преследование другой стороной, уголовное дело в отношении этого лица передается стороне договора по гражданской принадлежности. В случае совершения лицом преступления на территории нескольких государств Стороны договорились считать местом его совершения территорию государства, на которой совершено последнее преступное деяние, либо если преступления совершены лицом на территории разных государств, то по согласованию между уполномоченными органами уголовное дело может расследоваться на территории той Стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них. Следует отметить, что каждое из государств Таможенного союза в соответствии со своим законодательством может возбуждать и расследовать уголовные дела по преступлениям, направленным против его интересов, совершенным на территории других государств - членов ТС. Предварительное расследование по уголовному делу производится в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством того государства, на территории которого расследуется уголовное дело. В случае выявления правоохранительными органами при рассмотрении заявления, сообщения о преступлении или в ходе расследования уголовного дела о преступлении признаков другого уголовно-наказуемого деяния, совершенного на территории другого государства, материалы будут передаваться соответствующим органам этой стороны для рассмотрения в соответствии с ее уголовно-процессуальным законодательством. Результаты выполнения компетентным органом любой Стороны процессуальных действий признаются в качестве доказательств по уголовным делам и подлежат оценке при их рассмотрении наряду с другими доказательствами. Лицо, в отношении которого вступил в законную силу приговор по уголовному делу на территории одной из Сторон, не может быть привлечено к уголовной ответственности за то же самое деяние в другом государстве. Основная цель Соглашения - определение порядка взаимодействие между таможенными органами государств - членов Таможенного союза в целях раскрытия преступлений и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности за нарушения таможенного законодательства. Соглашением определен порядок признания документов, направления запросов о предоставлении информации и документов и поручений о проведении отдельных процессуальных действий и порядок их исполнения. В июле 2012 г. Президент РФ внес в Госдуму проект Федерального закона "О ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 года". Договор направлен на воспрепятствование использованию перемещаемых через таможенную границу ТС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в целях отмывания и (или) финансирования терроризма. Согласно Договору, таможенные органы наделяются полномочиями по приостановлению перемещения указанных денежных средств и инструментов при получении соответствующей информации от правоохранительных органов или органов финансового мониторинга <8>. -------------------------------- <8> URL: http://www. kremlin. ru/news/16094 (дата обращения: 17.09.2012).
В августе Президент РФ внес в Госдуму проект Федерального закона "О ратификации Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества от 22 июня 2011 года". Соглашением предусмотрено учреждение сторонами представительств таможенных служб в государствах - членах ТС. Представительства таможенных служб осуществляют мониторинг исполнения таможенного законодательства Таможенного союза, проводят анализ данных о товаропотоках, перемещаемых через таможенную границу ТС, изучают таможенные технологии, применяемые таможенной службой страны пребывания, и информируют таможенные службы сторон о положительном опыте, участвуют в информационном обмене между таможенными службами сторон, а также осуществляют иные функции. Представительство таможенной службы может образовываться в форме обособленного подразделения, наделенного правами юридического лица, либо в составе дипломатического представительства стороны <9>. -------------------------------- <9> URL: http://www. kremlin. ru/news/16308 (дата обращения: 17.09.2012).
Принимая во внимание изложенное, основываясь на результатах сравнительно-правового анализа уголовно-процессуального законодательства государств - членов ЕврАзЭС, для обеспечения наиболее эффективного и гармоничного правового обеспечения борьбы с таможенными правонарушениями в условиях отмены таможенного оформления и контроля, рекомендуем: - унифицировать статьи УПК в части определения сроков производства дознания и предельных сроков передачи органом дознания следователю уголовного дела после выполнения неотложных следственных действий; - унифицировать подходы к закреплению в УК объективных и субъективных признаков таможенных составов преступлений; - унифицировать диспозиции статей УК, определяющих ответственность за финансирование терроризма и отмывание денег; - установить конфискацию имущества в качестве меры наказания за контрабанду, финансирование терроризма и отмывание денег; - обеспечить более активное сотрудничество органов ЕврАзЭС с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ); - рассмотреть вопрос о разработке нормативно-правового акта, регламентирующего порядок организации и осуществления таможенными органами государств - членов оперативно-розыскной деятельности на территории Таможенного союза.
Название документа