Комментарий к Парижской конвенции об охране промышленной собственности

(Гришаев С. П.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ПАРИЖСКОЙ КОНВЕНЦИИ ОБ ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 ноября 2012 года

С. П. ГРИШАЕВ

Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин ИГУМО.

Статья посвящена старейшему международному соглашению в области интеллектуальной собственности - Парижской конвенции об охране промышленной собственности. В статье анализируются основные положения этой Конвенции, история ее принятия.

Общие положения

Понятие "промышленная собственность" было впервые введено в текст ст. 1 Парижской конвенции об охране промышленной собственности на Гаагской конференции 1925 г. (само понятие будет раскрыто ниже). Предшествующие тексты Парижской конвенции хотя и перечисляли многочисленные объекты промышленной собственности, однако не раскрывали самого понятия. Этот термин применяется во многих международных договорах и служит для обозначения исключительных прав на широкий круг результатов интеллектуальной деятельности в производственной сфере. Структурно, как будет показано ниже, в промышленную собственность в соответствии с Парижской конвенцией в качестве самостоятельных элементов входят патентное право, право на средства индивидуализации товаров, услуг, юридических лиц и право на пресечение недобросовестной конкуренции. В действующем законодательстве РФ определение промышленной собственности отсутствует. В работах ученых она определяется как "исторически сложившийся термин, который используется в качестве юридически значимого при опосредовании отношений, складывающихся по поводу принадлежности нематериальных благ, существующих в форме технических, художественно-конструкторских решений, обозначений, индивидуализирующих участников гражданского оборота, производимую ими продукцию и принадлежащий им бизнес, а также отношений, возникающих в связи с пресечением недобросовестных конкурентных действий, имеющих место при использовании указанных благ в промышленных и торговых целях" <1>. -------------------------------- <1> Городов О. А. Право промышленной собственности. М.: Статут, 2011. С. 3.

Следует отметить, что использование этого термина в Конвенции достаточно противоречиво. Так, согласно п. (3) ст. 1 Конвенции промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения, как, например: вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука. Очевидно, при принятии Конвенции имелось в виду, что результаты интеллектуальной деятельности в данном случае охватывают не только промышленность в узком понимании этого слова, но и другие аспекты производственной деятельности человека. Это обусловлено тем, что объекты промышленной собственности находят применение в производственной деятельности (изобретения, промышленные образцы и др.). Для объектов права промышленной собственности характерно наличие территориального принципа охраны возникших прав. При этом само возникшее право по своей правовой природе является исключительным, которое действует только в пределах того государства, где это право было получено. Исключительное право на объекты промышленной собственности основывается на специальном охранном документе (патенте, свидетельстве), выданном компетентным органом (как правило, это патентное ведомство страны-участницы Парижской конвенции). Носитель этого права может либо сам использовать охраняемый объект, отчуждать это право либо выдавать какому-либо лицу разрешение на его использование и вместе с тем запрещать всем третьим лицам применять охраняемый объект на территории данного государства без специального разрешения (лицензии) за изъятиями, установленными в законе. Территориальный предел исключительного права на объект промышленной собственности, как правило, составляет территория государства, компетентный орган которого предоставил исключительное право на этот объект (выдал патент или иной документ, удостоверяющий исключительное право). За пределами территории, на которую распространяется действие исключительного права, соответствующие изобретение, полезная модель, промышленный образец или иной объект промышленной собственности могут быть безвозмездно использованы любым лицом. Для того чтобы указанное исключительное право охранялось и в другой стране, необходимо получить охранительный документ в этой стране. Поэтому возникла необходимость обеспечить действенную правовую охрану на изобретения и другие объекты промышленной собственности, созданные в одной стране, в других странах. Основным средством охраны прав на промышленную собственность за пределами государства, где они возникли, являются универсальные, региональные и двусторонние договоры между государствами. Они появились в конце XIX века и стали обеспечивать более благоприятные условия для охраны названных прав. Парижская конвенция по охране промышленной собственности является старейшим международным соглашением в области интеллектуальной (промышленной) собственности. Она была подписана в 1883 г. на Дипломатической конференции в Париже 11 государствами. Впоследствии Конвенция неоднократно пересматривалась, состав ее участников неоднократно менялся, и в настоящее время членами Конвенции являются 160 государств. Она действует для государств-участников в ратифицированных ими редакциях. Страны - участницы Конвенции образуют Союз для защиты "промышленной собственности", имеющий постоянное Международное бюро в Берне. В настоящее время существуют следующие редакции Парижской конвенции по охране промышленной собственности: - Римская 1886 г.; - Мадридская 1890 и 1889 гг.; - Гаагская 1925 г.; - Лондонская 1934 г.; - Лиссабонская 1958 г.; - Стокгольмская 1967 г. Следует отметить, что в дальнейшем дважды проводились дипломатические конференции по пересмотру Конвенции - в 1980 г. в Женеве и в 1981 г. в Найроби, однако успехом они не увенчались ввиду невозможности достичь консенсуса среди стран, участвовавших в них. Высшим органом управления Парижского союза по охране промышленной собственности является Ассамблея, где представлены все государства - члены Конвенции. Собирается она один раз в два года и решает основные вопросы деятельности Конвенции. Ассамблея имеет Исполнительный комитет, который состоит из стран, избранных Ассамблеей из числа стран - членов Ассамблеи. Кроме того, страна, на территории которой Организация имеет свою штаб-квартиру, располагает в Комитете ex officio одним местом. В функции Исполнительного комитета входит осуществление текущей деятельности. СССР присоединился к Конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 г., а 19 сентября 1968 г. ратифицировал и стокгольмский ее текст (Россия является правопреемницей СССР в международных соглашениях, заключенных последним). Присоединиться к Конвенции Россия намеревалась еще в начале двадцатого века, однако Первая мировая война, Октябрьская революция и последующее изменение государственного и экономического строя помешали этому. Конвенция подписана от имени СССР 12 октября 1967 г. и ратифицирована 19 сентября 1968 г. с оговоркой, касающейся п. 1 ст. 28 о порядке разрешения споров по толкованию и применению Конвенции (СССР не считал себя связанным положениями этого пункта), и со следующим заявлением по ст. 24: "Союз Советских Социалистических Республик считает необходимым заявить, что положения ст. 24 Конвенции, предусматривающие распространение Договаривающимися Сторонами ее действия на территории, за международные отношения которых они несут ответственность, являются устаревшими и противоречат Декларации Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций о предоставлении независимости колониальным народам и странам". Основная цель Конвенции - правовое закрепление условий, облегчающих гражданам и юридическим лицам отдельных государств приобретение и защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности в технической сфере в других странах. Присоединение к Конвенции влечет для государств-участников признание устанавливаемых ею преимуществ и необходимость соблюдения ряда основополагающих принципов. Парижская конвенция является открытым международным соглашением. Акты о присоединении сдаются Генеральному директору (ст. 21). Присоединение к Конвенции, за исключением некоторых изъятий, допускаемых самой Конвенцией, влечет за собой признание всех ее положений и получение всех преимуществ, ею установленных (ст. 22). Каждая страна, подписавшая Конвенцию в соответствии со своей конституцией, обязуется принять необходимые меры для обеспечения применения всех ее положений (ст. 25). Заявление о денонсации Парижской конвенции заинтересованная страна адресует Генеральному директору. Страна перестает быть участницей союза по истечении годичного срока со дня получения Генеральным директором такого заявления (ст. 26). Для различных стран, входящих в вышеназванную организацию, Конвенция действует в разных редакциях в зависимости от ратификации того или иного текста данной страной или присоединения к нему. Однако следует учитывать, что Стокгольмская дипломатическая конференция, состоявшаяся в 1967 году, предусмотрела, что впредь страны, присоединяющиеся к Конвенции, могут принять лишь последнюю редакцию этого соглашения. В соответствии с Конвенцией (ст. 12) каждая страна союза обязуется создать специальное ведомство промышленной собственности и центральное хранилище для ознакомления граждан с патентами на изобретения, товарными знаками, знаками обслуживания, промышленными образцами, полезными моделями, фирменными наименованиями. Это ведомство должно издавать официальный периодический бюллетень, в котором публикуются фамилии владельцев патентов с кратким описанием запатентованных изобретений и репродукций зарегистрированных знаков, а также сведений о промышленных образцах и пр. Парижская конвенция по охране промышленной собственности сохраняет за странами Союза право заключать специальные соглашения об охране промышленной собственности (ст. 19). Согласно указанной статье "страны Союза оставляют за собой право заключать отдельно между собой специальные соглашения по охране промышленной собственности, если эти соглашения не противоречат положениям настоящей Конвенции". Государства, подписавшие такие соглашения, образуют отдельные союзы по тому или иному вопросу охраны промышленной собственности. Эти международные соглашения открыты только для членов Парижской конвенции. Любое государство, желающее участвовать в подобном соглашении, но не являющееся членом Международного союза по охране промышленной собственности, должно предварительно присоединиться к самой Конвенции. В качестве примера таких соглашений, участником которых является и Российская Федерация, можно привести Договор о патентной кооперации от 19 июня 1970 г. (РСТ).

Принципы Парижской конвенции

Одним из основополагающих принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Конвенция не предусматривает международных патентов и не унифицирует законодательство в этой сфере, а создает правовые условия для охраны исключительных прав в сфере промышленной собственности. При этом основным принципом является предоставление национального режима. Так, согласно п. (1) ст. 2 Конвенции в отношении охраны промышленной собственности граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией. Исходя из этого их права будут охраняться так же, как и права граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам. При этом в Конвенции подчеркивается, что "безусловно сохраняются положения законодательства каждой из стран Союза, относящиеся к судебной и административной процедуре и к компетенции судебных и административных органов, а также к выбору местожительства или к назначению поверенного, соблюдение которых требуется на основании законов о промышленной собственности" (п. 3 ст. 2). Это означает, что каждая страна Союза сохраняет свое внутреннее патентное законодательство и вообще законодательство, относящееся к "промышленной собственности". Конвенция не создает унификации этого законодательства. Вместе с тем при применении национального внутреннего законодательства не должны ущемляться права, специально предусмотренные Конвенцией. Патенты, заявки на которые поданы в разных странах Союза гражданами стран Союза, независимы от патентов, полученных на то же изобретение в других странах, входящих или не входящих в Союз. Условия патентования, равно как и условия аннулирования полученных патентов, в каждой из стран Союза сохраняют самостоятельное действие. Таким образом, например, аннулирование патента на данное изобретение в одной стране не затрагивает действия патента на то же изобретение в другой стране.

Объекты охраны

В Парижской конвенции (ст. 1, п. п. (2) и (3)) к объектам охраны относятся: патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. Нельзя не обратить внимания на то, что при буквальном толковании норм Конвенции охране подлежат не сами результаты интеллектуальной деятельности в производственной сфере, а документы, удостоверяющие исключительные права на них. Кроме того, к объектам охраны отнесено также право на пресечение недобросовестной конкуренции, т. е. использования приемов, противоречащих "честным обычаям", установившимся в промышленной и торговой практике. Следует отметить, что внутреннее законодательство стран-участниц не предоставляет охрану от недобросовестной конкуренции в рамках законодательства об интеллектуальной собственности, а делает это принимая специальные законы. Согласно ст. 10bis Парижской конвенции об охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента. В указанной норме сделан акцент на двух аспектах: во-первых, недобросовестной конкуренцией признаются не любые действия лиц, осуществляющих торговлю, а только "акт конкуренции"; во-вторых, такой "акт конкуренции" должен противоречить "честным обычаям в промышленных и торговых делах". В ней также дается перечень видов недобросовестной конкуренции, не являющийся исчерпывающим. Следует учитывать, что пресечение недобросовестной конкуренции согласно Парижской конвенции регулируется только применительно к таким видам промышленной собственности, как патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, указания происхождения или наименования места происхождения товара. Конвенция, однако, не регулирует вопросы защиты от недобросовестной конкуренции в иных формах, таких как, например, монополизация рынка, защита от демпинга и др. О недобросовестной конкуренции также говорится в ст. 10ter Парижской конвенции, которая возлагает на страны-участницы обязанность по обеспечению гражданам других стран-участниц законных средств для эффективного пресечения актов конкуренции, противоречащих честным обычаям в промышленных и торговых делах. Кроме того, страны-участницы обязаны предусмотреть меры, позволяющие союзам и объединениям, существование которых не противоречит законам их стран и которые представляют заинтересованных промышленников, изготовителей или торговцев, действовать через суд или административные органы с целью пресечения актов недобросовестной конкуренции. При этом Конвенция не предписывает странам союза принимать специальные законы по этим вопросам. Это право соответствующей страны - принять специальный нормативный акт или же регулировать указанные вопросы в нормах гражданского или торгового права. Во всех случаях средства защиты должны быть законными и эффективными. Каждая страна решает эти вопросы по-своему, тем более что некоторые формы недобросовестной конкуренции в одних странах рассматриваются как недобросовестная конкуренция, а в других странах они не являются таковыми.

Субъекты охраны

К субъектам охраны в соответствии с нормами Парижской конвенции относятся прежде всего граждане (подданные) стран, входящих в Союз, причем под "гражданами" Конвенция подразумевает как физических, так и юридических лиц. Они пользуются в других странах Союза в отношении охраны "промышленной собственности" теми же преимуществами, которые предоставляются соответствующими законами собственным гражданам независимо от прав, специально предусмотренных Конвенцией. Их права охраняются так же, как и права граждан данной страны; при соблюдении условий и формальностей, предписываемых собственным гражданам, они пользуются теми же законными средствами защиты от посягательств на их права. К гражданам стран Союза приравниваются и граждане стран, не участвующих в Союзе, которые имеют на территории одной из стран Союза местожительство или "действительные и серьезные" (т. е. не фиктивные) промышленные или торговые предприятия (ст. 3).

Регистрация объектов промышленной собственности

Как уже было отмечено выше, правовая охрана объектов промышленной собственности связана с их государственной регистрацией в специальных государственных учреждениях и выдачей специальных охранных документов. Необходимость специальной регистрации для объектов промышленной собственности обусловлена тем, что в отличие от произведений, охраняемых авторским правом, для которых преобладающее значение имеет форма выражения, для первых важнее содержание. Если форма произведения уникальна и по общему правилу не может быть воспроизведена другим лицом, то объекты промышленной собственности могут быть созданы независимо друг от друга несколькими лицами (наиболее известным является спор о том, кто изобрел радио: Попов или Маркони). В связи с этим необходимо наличие регистрационной системы, которая удостоверит первенство (приоритет) создателя. Охранные документы (патент, свидетельство) действуют в течение определенного срока, по истечении которого объекты промышленной собственности становятся общественным достоянием, то есть могут использоваться без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Вместе с тем некоторые права (например, право на обозначение наименования товара) не имеют временных ограничений. Информация о зарегистрированных объектах промышленной собственности должна храниться в определенных местах. Согласно п. (1) ст. 12 Конвенции (1) каждая страна Союза обязуется создать специальную службу по делам промышленной собственности и центральное хранилище для ознакомления общественности с патентами на изобретения, полезными моделями, промышленными образцами и товарными знаками. (2) Эта служба издает официальный периодический бюллетень. Она регулярно публикует: (a) фамилии владельцев выданных патентов с кратким наименованием запатентованных изобретений; (b) репродукции зарегистрированных знаков. Изначально предполагалось, что издание такого бюллетеня осуществляется не только "для ознакомления общественности с патентами на изобретения", но и для обмена информацией о выданных патентах, что и позволило в свое время перейти от явочной системы выдачи охранных документов к проверочным системам. Однако в настоящее время эта проблема утратила актуальность, поскольку такая информация компьютеризована.

Права, предусмотренные Конвенцией

Хотя в Конвенции нет отдельной статьи, посвященной исключительным правам на объекты промышленной собственности, однако сам термин все же применяется. Так, согласно п. (2) A ст. 5 Конвенции каждая страна Союза имеет право принять законодательные меры, предусматривающие выдачу принудительных лицензий, для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например, в случае неиспользования изобретения. Институт исключительного права на продукты творческой деятельности занимает важное место в охране прав создателей этих продуктов. Под исключительными правами понимаются только имущественные права. Сам термин "исключительное право" пришел из Средневековья, когда отдельным лицам в исключение из общего правила предоставлялись некие определенные права. Буржуазная система, провозгласившая всеобщее равенство, отменила само понятие исключительного права, однако в настоящее время применительно к объектам интеллектуальной деятельности оно возродилось. Исключительное право - это абсолютное право на нематериальный объект. Исключительные права выполняют для нематериальных объектов ту же функцию, что и право собственности для материальных объектов, хотя этим и не исчерпываются. Конвенция говорит и о необходимости охраны некоторых личных неимущественных прав, под которыми понимаются не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности автора правомочия. Так, в ст. 4ter Конвенции сказано, что изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте. Другими словами, речь идет о необходимости соблюдения таких личных неимущественных прав авторов изобретений, как право на имя и право авторства. Наличие подобного правила обусловлено тем, что для патентного права характерна так называемая заявительская система, признающая права на объект промышленной собственности за любым лицом, первым подавшим заявку на выдачу патента. Заявительской противостоит "изобретательская" система, которая признает права, опирающиеся на подачу заявки самим автором (изобретателем) или по его полномочию. В Парижской конвенции использован промежуточный вариант: это означает, что заявительская система смягчена требованием указания личности автора. Таким образом, в п. A ст. 5 Конвенции содержится правило о санкциях за неиспользование или недостаточное использование изобретения или полезной модели. Эти санкции заключаются в том, что могут быть введены так называемые принудительные лицензии, суть которых заключается в том, что право на использование изобретения может быть выкуплено у патентообладателя в определенных случаях, установленных законом.

Ограничения исключительных прав

Вопрос о том, какими должны быть ограничения исключительных прав патентообладателя на объект промышленной собственности, решается внутренним законодательством каждой из стран - участниц Конвенции. Вместе с тем существуют правила, прописанные в самой Конвенции и которые должны содержаться во внутреннем законодательстве стран-участниц. Так, согласно ст. 5ter Конвенции в каждой из стран Союза не рассматриваются как нарушение прав патентообладателя: 1. Применение на борту судов других стран Союза средств, составляющих предмет его патента, в корпусе судна, в машинах, оснастке, механизмах и другом оборудовании, когда эти суда временно или случайно находятся в водах данной страны, при условии что эти средства используются исключительно для нужд судна. 2. Применение средств, составляющих предмет патента, в конструкции или при эксплуатации воздушных или наземных средств передвижения других стран Союза или вспомогательного оборудования для этих средств передвижения, когда указанные средства передвижения временно или случайно находятся в данной стране. Наличие указанного выше изъятия из исключительных прав обусловлено: во-первых, территориальным характером охраны патентных прав, во-вторых, возможностью повторимости у изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Отсутствие такого ограничения могло бы привести к ситуации, когда использование, например, в самолете французской авиакомпании идентичного изобретения, запатентованного разными патентообладателями во Франции и России, при перелете самолета из Франции в Японию через Россию рассматривалось бы как нарушение исключительного права российского патентообладателя. Таким образом, зарубежные производители транспортного средства могут использовать чужие запатентованные изобретения, когда созданное ими средство "временно или случайно" оказалось в стране патентообладателя. Такое средство по своей сути является контрафактным, и на него мог бы быть наложен арест до решения суда, однако указанная статья Парижской конвенции освобождает такие средства от правовой ответственности. В противном случае мог бы быть причинен ущерб транспортному сообщению между странами. Указание законодателя на использование продукта или изделия исключительно для нужд транспортного средства или космической техники выводит из области действия этого правила иные случаи использования запатентованных объектов, например их изготовления, продажи, хранения для целей введения в гражданский оборот. Ограничением исключительного права являются также принудительные лицензии, о которых говорилось выше. Суть принудительных лицензий состоит в том, что в случае злоупотребления исключительным правом (речь идет о ситуациях, когда владелец исключительного права на объект промышленной собственности злоупотребляет своим исключительным правом, поскольку и сам не использует этот объект и не разрешает другим лицам его использовать) можно право на использование изобретения выкупить у патентообладателя в принудительном порядке. Необходимо отметить, что практическое применение принудительных лицензий достаточно сложно, поскольку использование изобретения предполагает знание технологии и секретов производства (ноу-хау), и поэтому без помощи изобретателя сделать это достаточно сложно.

Конвенционный приоритет

Необходимость в наличии специального охранного документа обусловлена наличием у объекта патентной охраны (изобретения, промышленные образцы, полезные модели) такого признака, как повторимость, который заключается в том, что вероятность создания одного и того же объекта патентной охраны разными лицами и независимо друг от друга достаточно велика. В связи с этим необходима особая формальная процедура, которая удостоверит приоритет (первенство) того или иного лица в создании данного объекта. Проблема приоритета является особенно актуальной при патентовании изобретений за границей. В законодательстве каждой страны предусмотрены свои правила, касающиеся установления приоритета (первенства) на тот или иной объект промышленной собственности. Вместе с тем Парижская конвенция установила особые правила о приоритете, который получил название "конвенционного", и каждая страна-участница Конвенции должна иметь в своем внутреннем законодательстве соответствующие нормы. Правило о конвенционном приоритете закреплено в ст. 4 Конвенции. Согласно п. A (1) указанной статьи любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуются для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение установленных Конвенцией сроков. Для патентов на изобретения и для полезных моделей этот срок в соответствии с п. C (1) ст. 4 составляет 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков - шесть месяцев. Отсчет этих сроков начинается с даты подачи первой заявки, при этом день подачи в срок не включается. Таким образом, заявитель может на основании правильно оформленной первой заявки в одной из стран-участниц в течение 12 месяцев испрашивать охрану во всех других странах, при этом условии подача в них заявок считается такой, как будто бы она была сделана в день подачи первой заявки. Следовательно, лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств, входящих в состав Союза (или его правопреемник), пользуется во всех других странах приоритетом, исчисляемым с момента подачи заявки в первой стране. Необходимость введения нормы о конвенционном приоритете обусловлена тем, что изобретение, на которое выдан патент в одной стране, не является "новым" в другой и, следовательно, непатентоспособно. Запатентовать изобретение одновременно в нескольких странах достаточно сложно. Для того чтобы решить эту задачу, и введено правило о конвенционном приоритете. Конвенцией допускается подача заявок с множественным и частичным приоритетом. Право множественного приоритета возникает при наличии двух или более заявок на патенты, поданных в одной или нескольких странах Союза в отношении одного объекта промышленной собственности, а затем интегрированных в одну общую заявку для подачи в третью страну Союза. При этом для отдельных частей заявляемого для получения охраны объекта могут возникнуть разные даты приоритета. Право частичного приоритета возникает при указании в последующей заявке охраняемых элементов объекта промышленной собственности, которые отсутствовали в предыдущей заявке. Основанием для возникновения права приоритета в отношении новых элементов будет являться последующая заявка. Согласно п. E (1) ст. 4 Конвенции, когда промышленный образец заявляется в стране с использованием права приоритета, основанного на подаче заявки на полезную модель, приоритетным сроком является срок, установленный для промышленных образцов. Допускается подача заявки на полезную модель с использованием права приоритета, основанного на подаче заявки на патент на изобретение, и наоборот. Таким образом, в соответствии со ст. 4 Конвенции лицо, подавшее заявку на изобретение в одной из стран Союза, в течение года со дня подачи первой заявки пользуется для подачи заявки в других государствах Союза правом приоритета. Правило конвенционного приоритета позволяет автору изобретения запатентовать его в других странах. Публикация о таком изобретении, подача заявки на него третьими лицами в течение годичного срока не помешают выдаче патента потому, что приоритет и новизна изобретения будут определяться в другой стране не на день фактической подачи заявки, а на день подачи первой заявки в другой стране. Конвенционный приоритет при патентовании промышленных образцов предоставляется в течение 6 месяцев. Такой же срок установлен для регистрации товарных знаков. Правило о конвенционном приоритете содержится и в законодательстве стран - участниц Конвенции. Так, в качестве примера можно привести ст. 1382 ГК РФ, посвященную конвенционному приоритету изобретения, полезной модели и промышленного образца. Согласно указанной статье приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет) при условии подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение или полезную модель в течение двенадцати месяцев с указанной даты, а заявки на промышленный образец - в течение шести месяцев с указанной даты. Если по независящим от заявителя обстоятельствам заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, не могла быть подана в указанный срок, этот срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на полезную модель или промышленный образец, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до истечения двух месяцев со дня подачи такой заявки и представить заверенную копию первой заявки до истечения трех месяцев со дня подачи в указанный федеральный орган заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет. Кроме того, заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и представить в этот федеральный орган заверенную копию первой заявки в течение шестнадцати месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Важно обратить внимание на п. (2) H ст. 4 Конвенции, согласно которой в стране, в которой заявители имеют право испрашивать по собственному выбору либо патент, либо авторское свидетельство на изобретение, заявитель на авторское свидетельство на изобретение пользуется в соответствии с положениями настоящей статьи, относящимися к заявкам на патенты, правом приоритета, основанным на заявке на патент, полезную модель или авторское свидетельство на изобретение. Наличие подобного правила обусловлено тем, что в ряде стран (включая и СССР) действовал такой охранный документ, как авторское свидетельство, поэтому необходимо было подчеркнуть, что в их отношении также действует правило о конвенционном приоритете. Право приоритета ограничивается правом преждепользования. Суть этого права состоит в том, что лицо, которое до даты приоритета добросовестно использовало на территории той или иной страны - участницы Парижской конвенции созданное независимо от автора тождественное решение или сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование тождественного решения без расширения объема такого использования. Под добросовестным использованием понимается такое использование, при котором тождественное решение было создано самостоятельно, а не было разработано на основе описаний, чертежей, моделей заявителя. В Парижской конвенции о праве преждепользования говорится в п. B ст. 4 Конвенции, согласно которому права, приобретенные третьими лицами до дня первой заявки, которая служит основанием для права приоритета, сохраняются в соответствии с внутренним законодательством каждой страны Союза. Хотя в данном случае сам термин "преждепользование" не упоминается, однако речь идет именно о нем.

Временная правовая охрана

Конвенция установила временную охрану изобретений и некоторых других объектов промышленной собственности на международных выставках. Так, согласно ст. 11 Конвенции: (1) Страны Союза предоставляют в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран. (2) Эта временная охрана не продлевает сроков, установленных в статье 4. Если позднее будет истребовано право приоритета, то компетентное учреждение каждой страны сможет исчислять срок с даты помещения продукта на выставку. Таким образом, государства, участвующие в Конвенции, взяли на себя обязательства предоставлять в соответствии с внутренним национальным законодательством временную охрану патентоспособных изобретений и других объектов, представляемых на официально признанных международных выставках, организованных на их территориях. Поэтому экспонированное на выставке изобретение не влечет утрату новизны и не препятствует патентованию его в этой стране. Такая временная охрана продлевает сроки приоритета. Следует отметить, что сам термин "временная правовая охрана" может вызвать заблуждение, поскольку в законодательстве РФ он используется в другом значении. Заявленному изобретению со дня публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы, но не более чем в объеме, определяемом формулой, содержащейся в решении указанного федерального органа о выдаче патента на изобретение (п. 1 ст. 1392 ГК). Временная правовая охрана считается ненаступившей, если принято решение об отказе в выдаче патента и отсутствует возможность его пересмотра. Физическое или юридическое лицо, использующее заявленное изобретение в период действия его временной правовой охраны, уплачивает патентообладателю после получения патента на изобретение денежную компенсацию. Размер компенсации определяется соглашением сторон. Принятие временной охраны означает, что все, кроме заявителя, имеют право использовать изобретение, являющееся предметом опубликованной заявки. Соглашение о выплате денежной компенсации будет заключаться по форме, сходной с лицензионным соглашением. Но это не будет лицензионное соглашение в собственном смысле этого слова, поскольку, во-первых, заявитель еще не имеет исключительного права на использование изобретения и, во-вторых, такое соглашение не должно регистрироваться в Роспатенте. В соглашении должно быть оговорено, что компенсация будет выплачиваться только после получения патента, как об этом сказано в п. 3 ст. 1392 ГК. Третьим лицам, использующим изобретение в период с момента раскрытия заявки до завершения экспертизы, могут быть предъявлены требования только соразмерного возмещения за использование, а не иск о прекращении использования изобретения и иск о возмещении вреда, которые являются орудием охраны исключительных прав на изобретение патентообладателя.

Товарные знаки

Отдельно в Парижской конвенции говорится об охране товарных знаков. Статьей 6.quinquies Парижской конвенции установлено, что каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в других странах Союза и охраняется таким, как он есть, с оговорками, указанными в данной статье. Эти страны могут до окончательного оформления регистрации потребовать представления свидетельства о регистрации в стране происхождения, выданного компетентным учреждением. Никакой легализации такого свидетельства не требуется. Статья 6.bis вводит понятие общеизвестных товарных знаков. Согласно указанной статье страны Союза обязуются или по инициативе администрации, если это допускается законодательством данной страны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Это положение распространяется и на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним. По степени известности товарные знаки можно подразделить на обычные и общеизвестные. К числу последних относятся обозначения, известные широкому кругу лиц, и ассоциирующиеся в их сознании с определенными товарами. Статья 1508 ГК прямо упоминает об общеизвестных товарных знаках. Согласно п. 1 указанной статьи по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя. Товарный знак и обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров. Таким образом, правовой статус общеизвестного товарного знака приобретается на основании особого заявления лица, которое считает, что данный товарный знак или обозначение, используемое в качестве товарного знака, являются общеизвестными. Причем существует три категории обозначений, которые могут быть признаны общеизвестными товарными знаками. В первую очередь речь идет о товарных знаках, которые прошли стандартную процедуру регистрации в Роспатенте. Во втором случае речь идет о товарных знаках, которые не зарегистрированы в Роспатенте, однако охраняются непосредственно в силу международных договоров, членом которых является Россия. К числу таких договоров относится Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Как уже было отмечено выше, из смысла статьи 6.bis указанной Конвенции вытекает, что в Российской Федерации возможна внерегистрационная охрана товарного знака при условии, что он является общеизвестным. Наконец, к третьей категории относятся обозначения, не зарегистрированные в качестве товарных знаков и не охраняемые в силу международных договоров, однако охрана им предоставляется в силу самого факта их общеизвестности. В зависимости от числа субъектов, которые имеют право пользования товарным знаком, различают индивидуальные и коллективные товарные знаки. Различие состоит в том, что индивидуальный товарный знак - это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Регистрация коллективных товарных знаков предусмотрена Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. В статье 7.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности установлено следующее. (1) Страны Союза обязуются принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки, принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти коллективы не являются владельцами промышленного или торгового предприятия. (2) Каждая страна сама определяет особые условия охраны коллективного знака и может отказать в охране, если этот знак противоречит публичным интересам. (3) Однако в охране таких знаков не может быть отказано коллективу, существование которого не противоречит закону страны происхождения, на том основании, что этот коллектив не находится в стране, где испрашивается охрана, или что он основан не в соответствии с законодательством этой страны. Согласно ст. 1510 ГК объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак. Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора. Лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим товарным знаком наряду с коллективным знаком.

Название документа