Скандинавские источники права и юридическая методика с позиций норвежского права

(Хели Й.) ("Энергетическое право", 2012, N 2) Текст документа

СКАНДИНАВСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА С ПОЗИЦИЙ НОРВЕЖСКОГО ПРАВА

Й. ХЕЛИ

Хели Й., магистр права университета Осло, Норвегия.

Введение. Систему скандинавского права составляют датское, шведское и норвежское право. Указанные системы права являются самостоятельными. Тем не менее их общие исторические корни, тесная связь со временем викингов, влияние римского и германского права, схожий понятийный аппарат позволяют рассмотреть в рамках данной статьи скандинавскую систему права на примере одной страны - Норвегии. Настоящая статья композиционно состоит из двух частей: в первой перечислены норвежские источники права, во второй дается краткое описание основных свойств норвежского юридического метода и догмы источников права. Статья в первую очередь основана на материалах книги Т. Экоффа "Догма юридических источников" <1>, которая является базовой и авторитетной для норвежской (и в отражении скандинавской) догмы источников права. Под источником права понимается такой источник, который содержит правовые нормы, например, тексты законов. -------------------------------- <1> Eckhoff T. Rettskildel? re. 5 ed. Oslo: Universitetsforlaget, 2001.

Что представляет собой юридический метод? Это целая система методов, позволяющая определить правовые источники, их содержание и принять решение в конкретной ситуации. Для этого необходимо последовательно решить: - что такое источник права и какие источники существуют; - какова иерархия источников; - каковы способы и правила толкования источников права. Процесс толкования завершается выбором подходящего правового правила, относящегося к конкретной ситуации. Сам юридический метод юридически значим, поскольку исходит из традиции юридической практики.

Иерархия норвежских источников права

Конституция и конституционный обычай. Источниками, имеющими наибольшую юридическую силу, являются Конституция и конституционный обычай, то есть никакие другие источники права не могут противоречить их положениям. Конституция в Норвегии была принята в 1814 г. В ней закреплены основные положения и принципы норвежского политического и государственного строя. Толкование Конституции и конституционного обычая редко оспаривается в судах, и даже разногласия с их положениями высказываются очень редко. Тем не менее некоторые вопросы актуальны в судебной практике. Например, недавнее слушание дела по вопросу размежевания между принципом свободы слова у маленькой группы фашистов и принципом права на защиту у меньшинства (иммигранты с "темной кожей") <2>. Конституционный обычай распространяется на отношения между, например, правительством и парламентом. -------------------------------- <2> См.: дело Верховного суда Норвегии // Rettstidende (официальный журнал, в котором публикуются все решения, принимавшиеся Верховным судом Норвегии). 2002. P. 1618.

Конституционные обычаи в основном регулируют отношения между Парламентом (Stortinget), играющим важную роль в политической структуре Норвегии, и Правительством (например, система, регулирующая отношения по разделению полномочий между Правительством и Парламентом, называется "Парламентарный строй" <3>). -------------------------------- <3> Подробнее об этой системе, а также о конституционных обычаях см.: Анденес Ю. Statsforfatningen. 10 ed. Oslo: Universitetsforlaget, 2006. P. 37 - 47.

На этом же уровне находится также Европейская конвенция по правам человека, которая имеет "полуконституционный" ранг, что установлено ст. 3 Закона о правах человека (menneskerettsloven, the Human Rights Act) <4>. -------------------------------- <4> LOV-1999-05-21-30. The Human Rights Act. N 30, 21.05.1999.

Формальные законы. Законы, которые принимаются норвежским Парламентом, называются формальными законами и являются самыми часто применяемыми источниками права в Норвегии. Законы создаются согласно строго определенной процедуре: Правительство или группа депутатов обладают правом законодательной инициативы. Правительство при решении вопроса о необходимости принятия того или иного закона назначает комиссию по законопроекту. Комиссия разрабатывает текст нового закона или изменений и дополнений в действующий закон, проводит исследования в целях обоснования необходимости принятия закона, указывает цель и назначение законопроекта, а также его возможные экономические и общественные последствия. Разработанный текст законопроекта вместе с обосновывающими материалами рассылается тем, чьи интересы он может затронуть, например, определенным организациям, объединениям. Текст законопроекта, разработанный комиссией, и мнения заинтересованных лиц рассматриваются экспертами в Министерстве юстиции. Эти эксперты пишут заключение под названием "предложения в законопроект" (lovproposisjon) со своими поправками. Далее законопроект вносится соответствующим министерством в Парламент. Текст законопроекта сначала рассматривается соответствующим комитетом Парламента, а затем поступает в Парламент. После принятия Парламентом законопроект направляется Королю на подписание. Подписание Королем - формальность. Закон вступит в силу тогда, когда это будет предписано законом <5>. -------------------------------- <5> Анденес Ю. Указ. соч. С. 37 - 47.

Деятельность в сфере нефти и газа регулируется Законом о нефти <6>. -------------------------------- <6> Petroleumsloven LOV-1996-11-29-72.

Судебная практика. Суды принимают решения на основании закона. Тем не менее суды посредством разрешения конкретных споров уточняют смысл закона и даже восполняют пробелы действующего законодательства. Такое "восполнение закона" называется прецедентом. Замысел и причина применения прецедента в скандинавских странах заключается в том, что право должно быть единообразно, то есть одинаковые дела должны решаться единообразно, и что необходимо выяснить нерешенные юридические вопросы. Прецедент развивается прежде всего на основании решений Верховного суда. Нижестоящие суды могут также иметь значение, но не такое, как у Верховного суда <7>. -------------------------------- <7> Подробнее о судебной практике как источнике права см.: Экофф Т. Указ. соч. С. 153 - 189.

Принципы, обычаи и традиции как источники права в Скандинавских странах на примере норвежского права. Обычай - это правило, которое действует в определенных сферах, не регулируемых законами. Как правило, обычай вырабатывается и устанавливается судебной практикой. Принцип законности защищает граждан от вмешательства со стороны государства - это может быть только в сфере гражданского права, а не в публичном праве. В качестве примера обычной традиции или обычая можно привести требование возмещения убытков вследствие причинения вреда. Условия возмещения убытков были выработаны практикой в течение последних ста лет и по юридической силе равны формальному закону. Закон о возмещении убытков в результате деликтного действия <8> почти полностью основан на ранее существовавшем обычае. Это означает, что указанная традиция может быть изменена только с принятием нового формального закона (или при внесении поправки в Конституцию, если данная традиция представляет собой конституционный обычай). -------------------------------- <8> Skadeerstatningsloven LOV-1969-06-13-26.

Например, принципами являются правила, которые имеют более общий характер и могут быть использованы как средства толкования законодательства, когда для урегулирования отношений отсутствует точная правовая норма. Детальное содержание принципов раскрывается в судебной практике и юридической литературе. Принципы имеют силу, соответствующую формальному закону. Важным и часто используемым принципом является принцип лояльности между сторонами в коммерческих договорах. К тому же в публичном праве принцип законности важен для толкования законов и имеет ранг, соответствующий конституционному обычаю. Указанный принцип означает среди прочего, что любое государственное вмешательство в жизнь и деятельность граждан должно быть определено в формальном законе. Преимущество системы традиций, выработанных в ходе судебной практики, заключается в учете их большого практического опыта, точности, детальном и всестороннем регулировании отношений, в отличие от общих формулировок, содержащихся в законах. Отрицательной стороной традиций является сложность понимания для лиц, не обладающих специальной юридической подготовкой <9>. -------------------------------- <9> Экофф Т. Указ. соч. С. 223 - 364.

Деловой обычай играет важную роль в качестве технических стандартов в сфере нефти и газа, как, например, стандарты NORSOK. Обосновывающие законопроект документы. Так называются те документы, которые создаются в процессе разработки закона. Эти документы являются источниками создания права, формирования текстов законов, поскольку в них определяются намерение и цели закона, обосновываются те или иные положения и формулировки, содержащиеся в законе. Сами цели закона - это тоже положения самого закона, и, следовательно, они имеют законный ранг. Таким образом, указанные документы облегчают уяснение закона и способствуют правильному толкованию и применению положений закона судами, административными органами, а также всеми практикующими юристами в конкретных ситуациях. Акты/регулирование органов исполнительной власти. Парламент принимает законы, которые часто имеют рамочный характер. Более детальное урегулирование отношений, закрепленных в законах, призвано осуществить акты, принятые органами исполнительной власти (например, постановления министерств). В силу этого Парламенту не требуется предусматривать детальное регулирование общественных отношений. Законная сила постановлений исполнительной власти установлена формальными законами. Акты органов исполнительной власти исходя из принципа законности не должны противоречить или выходить за рамки законов. Указанный принцип означает также и то, что любое государственное вмешательство в жизнь и деятельность граждан должно быть определено в формальном законе. Кроме того, чем больше вмешательство, тем четче должно быть законное основание <10>. В сфере нефти и газа существует ряд актов Министерства нефти и энергетики. Одним из главных является регулирование нефти (дополнение к Закону о нефти и газе) <11>. -------------------------------- <10> Анденес Ю. Указ. соч. С. 225 - 235. <11> Forskrift om petroleumsvirksomhet FOR-1997-06-27-653.

Конвенции и международное законодательство. В Скандинавских странах международные акты не входят в национальную правовую систему. Напротив, международные договоры являются составной частью правовой системы России и стран СНГ. В тех случаях, когда Парламент ратифицирует принятие конвенции, она не приобретает официально юридическую силу формального закона, а лишь признается источником права в соответствии с конституционным обычаем, согласно которому предполагается, что отечественное законодательство соответствует международному законодательству и конвенции. Но конвенции могут также приниматься и в форме формального закона. К примеру, Европейская конвенция по правам человека была принята в виде формального закона, что придало ей соответствующую юридическую силу (и даже с дополнением о том, что она имеет "полуконституционный" ранг). Таким же способом принят договор EEC (European Economic Area), который регулирует, в частности, экономические отношения между ЕС и Норвегией <12>. -------------------------------- <12> Анденес Ю. Указ. соч. С. 27 - 28.

Норвежский и скандинавский юридический метод

Скандинавский юридический метод. Скандинавская правовая система входит в континентальную романо-германскую правовую систему, но имеет некоторые особенности английской правовой системы в части признания в качестве источников права судебных прецедентов. Современный скандинавский юридический метод основан на догме, сформулированной в начале XX в. датским юристом Альфа Росса. Его подход называется "реализм". Суть подхода - обобщить и систематизировать судебную практику верховного суда. Норвежская догма о методе и источниках. Тоштейн Экофф является основоположником норвежского юридического метода. В его исследовании "Догма юридических источников" рассматриваются подходы к решению юридических вопросов. Самый важный вклад Экоффа в обсуждение догмы юридического метода заключается в его дедуктивной систематизации источников и практического метода. Экофф изучил в 60-е гг. XX в. огромное количество дел верховного суда, рассматриваемых на протяжении последних ста лет, чтобы выяснить и отобразить его подходы к принятию решений, другими словами, - чтобы определить методы и применяемые в судебной практике источники. Результатом его исследования стало составление "списка юридических источников" <13>. Первое место в этом списке занимает Конституция и конституционные обычаи; второе - формальные законы (или традиции); третье - судебная практика верховного суда; четвертое - материалы, обосновывающие законопроекты (помогают выяснить замысел и цели закона). Указанные четыре вида источников самые важные. На пятом месте в списке так называемые разумные оценки и правительственные акты, деловые обычаи и др. -------------------------------- <13> Экофф Т. Указ. соч. С. 5 - 39.

Важно иметь в виду то, что это ранжирование не является абсолютным, т. е. позволяется толковать источники, имеющие наивысшую юридическую силу, ограниченно, а источники, обладающие меньшей юридической силой, - расширительно, если такое толкование разумно и не противоречит другим источникам (например, если такое толкование не противоречит замыслу закона, как он представлен в материалах, обосновывающих законопроекты). Таким образом, рассмотренный выше норвежский юридический метод необходим для того, чтобы решать юридические вопросы. Единый подход к толкованию является существенным для обеспечения единого понимания того, что считать правильным и что является правильным или неправильным в обществе. Также представляется крайне важным то, что профессиональные юристы должны применять установленный и признанный метод, чтобы корректно оценивать юридические вопросы и принимать решения по ним в соответствии с установленной судебной практикой. Извлечения из теории о методе Экоффа. Помимо составления списка правовых источников и их ранжирования в соответствии с юридической силой Т. Экофф разработал юридический метод, позволяющий в несколько этапов найти решение для каждой конкретной ситуации. В соответствии с этим методом происходит, во-первых, отбор соответствующих правовых источников, во-вторых, осуществляется толкование этих источников, а в-третьих, производится "взвешивание" выбранных правовых источников. Так, например, когда судья решает юридический вопрос, а закон нечетко и непрямо предписывает на него ответ, ему необходимо: на первом этапе - установить правовые источники, относящиеся к делу; на втором этапе - толковать значение тех правовых источников, которые имеют отношение к делу: что каждый правовой источник устанавливает в связи с данным вопросом. На третьем этапе происходит "взвешивание" правовых источников по следующим показателям: выбираем правовой источник по его рангу и юридической силе, по тому, как он соотносится с конкретной ситуацией, оперируя разумностью использования выбранного источника в решении конкретного вопроса. Остановимся подробнее на толковании. Обычно в процессе толкования слов языка мы основываемся на общеупотребительном понимании значения того или иного слова. Исключением является толкование специфической лексики, существующей в определенных областях общественной жизни, например, язык инженеров должен толковаться исходя из профессионального, а не общеупотребительного значения используемых в нем слов. Необходимо также иметь в виду, что один источник права может толковаться в свете другого. К примеру, возможны ситуации, когда ранее вынесенные решения верховного суда или материалы, обосновывающие принятие законопроекта, придают особое значение формулировкам закона в каждом конкретном случае и, таким образом, помогают уяснить понимание формулировки закона. Теперь рассмотрим "взвешивание". Стадия толкования и умозаключения осуществляется в отношении каждого источника. Трудностей не возникает, если в результате толкования всех источников следуют одинаковые умозаключения. Однако часто источники не полностью согласованы друг с другом в конкретных случаях, а иногда прямо противоречат друг другу. Например, формулировки, содержащиеся в законе, не сочетаются с идеями, содержащимися в материалах законопроекта, обосновывающих принятие данного закона. В этом случае необходимо "взвесить" источники и создать рестриктивное (ограничительное) толкование одного или нескольких источников. В процессе толкования юридическая сила источников играет весомую роль. Однако имеется много примеров на практике, когда возникает необходимость оценивать источники по иным критериям. К примеру, при рассмотрении дел Rt. 1916-648, Rt. 1921-406, Rt. 1979-1079 Верховный суд Норвегии отошел от объективного толкования формулировки закона ради принятия разумного решения данных споров, т. е. использовал "взвешивание" правового источника, применяя критерий разумности. Особые правила применяются в случаях противоречия между самими законами. В этом случае употребляются общепризнанные правила разрешения противоречий (lex specialis, lex posterior и lex superior). Необходимость в расширительном толковании или применении по аналогии соответствующих источников возникает в ситуации, когда при регулировании конкретных правоотношений релевантные источники отсутствуют. Завершая рассмотрение норвежского юридического метода, отметим, что единообразному пониманию и применению метода норвежскими юристами способствует обучение всех студентов юридических факультетов по единой программе. При этом государством признаются результаты государственных экзаменов только в трех государственных университетах, расположенных в Бергене, Осло и Тромсе.

Название документа