Строительные контракты на норвежском континентальном шельфе
(Косен К.) ("Энергетическое право", 2012, N 2) Текст документаСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ НА НОРВЕЖСКОМ КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ
К. КОСЕН
Косен К., заведующий кафедрой нефтегазового и энергетического права университета Осло, доктор юридических наук, профессор.
1. Законодательная база для заключения контрактов в континентальном нефтяном секторе Норвегии
Крупные поставки, необходимые для реализации проектов по освоению месторождений континентального шельфа Норвегии, осуществляются главным образом на базе стандартных контрактных условий, которые были согласованы в процессе переговоров между ведущими добывающими компаниями и федерацией норвежской машиностроительной промышленности. Этот порядок действует с 1983 г. <1>. Разработка данных согласованных документов была вызвана жестким политическим давлением. Требовалось привести контракты, действующие в отрасли со времен начала нефтяной деятельности, в большее соответствие с традициями, принятыми в норвежской законодательной практике. В этом смысле контракты рассматривались как один из механизмов участия государства в нефтяной деятельности. Однако в последние пятнадцать лет совершенствование согласованных документов приобрело свою собственную динамику, и инициаторы стандартов постоянно рассматривают необходимые модификации. Сегодня Норвегия предлагает единственный широко применяемый согласованный стандартный контракт на строительство сооружений в области проектов по освоению шельфа. За последние несколько лет в других странах, осуществляющих нефтяную деятельность, были разработаны подобные документы, однако они пока не получили широкого практического использования <2>. Таким образом, передовой опыт Норвегии в области стандартизации строительных контрактов может быть интересным. -------------------------------- <1> Разработка согласованных контрактов началась еще в конце 1970-х гг., в результате чего в 1983 г. появился первый пакет образцов стандартных контрактных условий, который позже был заменен NF 87, а затем последовательно NF 92 и NF 07: см. раздел 4 далее. <2> В Европе интересные разработки были выполнены в Нидерландах и Великобритании. "Стандартный контракт на строительство/модификацию/техническое обслуживание в нефтегазовой промышленности Нидерландов" (янв. 1993 г.) был согласован в результате переговоров между двумя главными нефтяными компаниями и двумя главными подрядчиками, работающими в Нидерландах. Однако данный документ был предназначен для работ, максимальная стоимость которых составляла 10 млн. голландских гульденов, и в нем содержались альтернативные статьи по ряду вопросов. Он, по всей видимости, не получил широкого применения. В Великобритании введение стандартизированных условий в контракты для нефтяной шельфовой отрасли было ключевой рекомендацией в докладе сообщества нефтяных инженеров "Предложения по снижению издержек при добыче: новая эра" (CRINE). В результате данной инициативы в 1997 г. появился ряд стандартов, содержащих общие контрактные условия среди прочего для строительства сооружений на шельфе и обслуживания нефтяных работ. В дальнейшем стандарты разрабатывались независимой компанией LOGIC, созданной директоратом развития нефтегазовой промышленности и пятью ведущими частными организациями, включая Ассоциацию операторов континентального шельфа Великобритании (UKOOA) и Ассоциацию подрядчиков континентального шельфа (OKA). Контрактные стандарты LOGIC можно найти на http://www. logic-oil. com/standard-contracts/documents.
Главным правилом контрактной практики в Норвегии, как и в большинстве других юрисдикций, является правило свободного подряда: стороны сами решают, когда, каким образом и с кем они хотели бы заключить контракт, и согласовывают условия данного документа. Очевидно, существуют и некоторые модификации этого правила. Во-первых, условия контракта должны отвечать основным требованиям, заложенным в общем контрактном праве, например, такому, как добросовестное выполнение обязанностей <3>, для того чтобы обладать юридической силой по норвежскому законодательству. -------------------------------- <3> Статья 36 Закона от 31 мая 1918 г. N 4 о контрактах устанавливает, что стандартные условия могут быть модифицированы или отменены в том случае, если они не соответствуют содержанию контракта, позиции сторон, превалирующим обстоятельствам, при которых контракт заключается, вытекающим обстоятельствам и другим обстоятельствам. Норвежские суды, однако, неохотно применяют это правило к контрактным отношениям между профессиональными сторонами.
Во-вторых, условия лицензии на добычу требуют, чтобы вся деятельность, осуществляемая в рамках данной лицензии, велась в соответствии с норвежским законодательством и с соблюдением принятой в Норвегии практики в сфере заключения и выполнения контрактов <4>. Цель данной клаузулы, очевидно, состоит в том, чтобы избежать среди прочего общих условий контракта, которые в значительной степени отличаются от условий, обычно используемых в схожих контрактах в нефтяном секторе Норвегии. Однако и точное значение, и практическое применение клаузулы представляются неясными. -------------------------------- <4> См., например: ст. 7 лицензии на добычу 19 лицензионного раунда: "Вся деятельность, осуществляемая в рамках данной лицензии на добычу, должна вестись в соответствии с законодательством Норвегии и основываться на норвежской традиции контрактного права".
В-третьих, модификации касаются способов заключения контрактов: Норвегия является участником Соглашения о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП) и, следовательно, должна выполнять требования Директивы о материально-техническом обеспечении <5>. Директива введена в норвежское законодательство в виде специального предписания <6>, текст которого близок к тексту Директивы. Деятельность, осуществляемая на шельфе, регулируется данным предписанием <7>. Что означает, что при заключении контрактов в нефтяной отрасли на поставку товаров и услуг следует руководствоваться соответствующими требованиями предписания. Как правило, этим подразумевается, что контракты выставляются на конкурентные торги, а процедура и критерии выбора подрядчика для выполнения работ по контракту должны быть объективными и равными для всех участников тендера <8>. В целом введение предписания не внесло каких-либо значительных изменений в систему, применяемую операторами <9>. -------------------------------- <5> Директива 93/38/ЕС от 14 июня 1993 г. о материально-техническом обеспечении деятельности энергетической и транспортной отраслей и сферы водоснабжения и телекоммуникаций. В настоящее время - Директива 2004/17/ЕС. <6> Королевский указ от 7 апреля 2006 г. N 403 (вступил в силу с 1 января 2007 г.), основанный на Директиве 2004/17/ЕС. <7> См.: ст. 1.3 (b) и ст. 1.2 (1) b Королевского указа от 7 апреля 2006 г. N 403 во исполнение Директивы 2004/17/ЕС. <8> См.: ст. 3.1 Королевского указа от 7 апреля 2006 г. N 403 и ст. 10 Директивы 2004/17/ЕС. <9> Но Директива и правила о конкурентных торгах Соглашения о ЕЭП вызвали отмену содержавшихся в старом Законе о нефтяной деятельности 1985 г. (утратившим силу после принятия Закона о нефтяной деятельности 1996 г.) и в соглашениях о совместном освоении месторождений шельфа положений, дающих преимущественное право норвежским поставщикам.
2. Стандартные контракты и "согласованные документы"
Сегодня большинство строительных контрактов, используемых на континентальном шельфе Норвегии, основано или находится под влиянием "семьи" стандартных контрактов на изготовление сооружений (NF family contracts). Начало этой "семье" было положено согласованным стандартным контрактом 1987 г. (NF 87) <10>. Контракт 2007 г. NF 07 по-прежнему содержит условия, предназначенные главным образом для контрактов на изготовление оборудования и материалов, и очень похож на своего предшественника NF 87 и его последующую версию NF 92. С годами в силу необходимости в эту "семью" были добавлены еще три контракта. Первый из них стал ответом на новую "философию" проектов по освоению месторождений, в соответствии с которой подрядчик берет на себя всю работу по доставке основных узлов или готовой установки, включая проектирование, закупку и изготовление. Это потребовало регламента, в котором не было жесткой необходимости при заключении предыдущего типа контрактов, что и привело к разработке Полного контракта 2000 (NTK 2000), в настоящее время - NTK 07. Второй контракт NTK 07 MOD был разработан, когда стал расти спрос на работы по модификации, т. е. замене и расширению существующих узлов и устройств. И наконец, третий контракт был создан специально для выполнения подводных работ NSC 05 <11>. -------------------------------- <10> Контракт был заключен между компаниями Statoil, Saga Petroleum ASA и Norsk Hydro ASA. <11> Контракт NSC 05 можно найти на http://www. olf. no/PageFiles/1461/Norwegian%20Subsea%20Contract. pdf, а контракты NF 07, NTK 07 и NTK 07 MOD - на http:// www. norskindustri. no/standard-kontrakter/standard-kontrakter-article1151-236.php.
Все стандартные NF контракты широко используются в предназначенной для них сфере применения <12>. Даже добывающие компании, не участвующие в переговорах по согласованию условий документов, часто используют стандарты, основанные на этих документах, для реализации своих проектов. Концепты и технологии, используемые в NF стандартах, оказывают сильное влияние на содержание контрактов в других сферах, таких как подряды на закупки, на перевозку тяжеловесных грузов, на осуществление строительных проектов на суше и даже на выполнение норвежскими компаниями международных строительных проектов. -------------------------------- <12> Предназначенная для них сфера применения определена протоколами к стандартам, см.: п. 1, § 2 Протокола к контракту NF 07, п. 1.1 Протокола к контракту NTK 07, п. 3 Протокола к контракту NTK 07 MOD. В то время как каждый стандарт составлен для определенного вида работ (см. выше в тексте), все три стандарта предназначены для использования в контрактах, заключаемых между одной из нефтяных компаний Hydro и Statoil и компанией-подрядчиком, работающей в норвежской промышленности (раньше с TBL). Вообще, стандарты должны использоваться полностью, но стороны могут так адаптировать условия контракта, "чтобы они удовлетворяли обстоятельствам, при которых заключается каждый отдельный контракт". При этом такая адаптация не должна вести к "фундаментальным изменениям" таких положений контракта, как изменение условий и аннулирование контракта, доставка и платежи, нарушение контракта и право собственности.
Очевидно, что различные цели четырех согласованных стандартов подразумевают, что и их регламенты различны. Однако основные вопросы регулируются очень схожими методами. Поэтому NF контракты оказывают существенное воздействие на контрактное право и контрактную практику в области строительных подрядов. Другой причиной такого влияния является то, что стандарты предлагают передовые контрактные технологии и хорошо сбалансированные коммерческие решения, по которым не раз в течение длительного времени высокопрофессиональные стороны вели подробные переговоры. Далее приводятся некоторые общие черты, характерные для NF контрактов.
3. Структура контрактов для реализации проектов по разработке и освоению месторождений
Проекты по разработке и освоению месторождений <13> континентального шельфа в Норвегии отличаются друг от друга так же, как и в других странах. Однако в них можно найти некоторые схожие черты. -------------------------------- <13> Термин широко используется для такой деятельности, как строительство, монтаж и ввод в эксплуатацию установок шельфа (подводных сооружений и постоянных или плавучих платформ) для добычи, переработки, хранения и транспортировки нефти и газа. См. также раздел 7 далее о возможных будущих разработках.
Общим для проектов является то, что установку никогда (если только она не очень маленькая) не строят последовательно от начала и до конца, выполняя по порядку различные виды работ. Напротив, обычно строительство установки разделено на пакеты работ, которые планируются и выполняются параллельно. Таким образом, экономится время, а время в этом бизнесе очень важно, т. к. чистая текущая стоимость добычи в последний год освоения месторождения существенно ниже, чем в первый. Для выполнения каждого из этих пакетов работ существуют отдельные контракты. В добавление к этому часто имеются отдельные контракты, охватывающие деятельность, относящуюся ко всем или по крайней мере к нескольким пакетам, например, к инженерным работам и транспортировке. Большинству поставщиков, работающих по всем этим контрактам, для выполнения своих работ понадобится помощь субподрядчиков. Таким образом, в стандартном проекте по разработке и освоению месторождения обычно существует сложная иерархия подрядов. Во главе этой иерархии находится нефтяная компания, которая обычно координирует работу расположенных ниже уровней. Для исполнения некоторых крупных проектов по разработке и освоению месторождения компания заключает главный контракт с одним подрядчиком, в который включены работы по строительству всей платформы или подводной установки и т. д. В таких случаях главный подрядчик получает на основе контрактов необходимые услуги, основные узлы оборудования, главные модули и т. д. от других подрядчиков и субподрядчиков. Юридическая основа для функционирования этих субподрядов в основном такая же, как и у обычных главных параллельных контрактов, которые заключает компания. Но тот факт, что они представляют собой подряды, подчиненные главному контракту, на практике делает их более сложными с юридической точки зрения. Тесные связи между различными контрактами и уровнями контрактной иерархии должны быть отражены в общих условиях каждого отдельного контракта данной иерархии. Существенные черты документов можно объяснить именно тем фактом, что каждый отдельный контракт не появляется в зияющем одиночестве. Он представляет собой часть сложной, внутренне тесно связанной "семьи" контрактов, целью создания которой является реализация определенного проекта разработки и освоения месторождения с соблюдением сроков и бюджета.
4. Норвежский контракт на изготовление материалов и оборудования 2007 (NF 07)
При заключении строительных контрактов на норвежском шельфе наиболее часто используются стандартные условия норвежского строительного контракта 2007 (NF 07) или, если подрядчик берет на себя выполнение более широкого спектра задач (см. раздел 2 выше), схожего с ним по основным параметрам полного контракта NTK 07. Согласованный документ NF 07 разработан для "изготовления оборудования и материалов и их доставки на норвежский шельф" <14>. На практике этот стандарт используется даже для небольших контрактов и в случаях, если дополнительно к строительству требуется поставка крупных инженерных элементов. Если в основе главного контракта лежат условия NF 07, они также "зеркально" используются и для субподрядов. -------------------------------- <14> Протокол, п. 1, § 2.
Стандарт NF 07 разработан с учетом опыта, полученного международными нефтяными компаниями и подрядчиками при реализации строительных проектов по освоению месторождений шельфа, и исходя из необходимости соединения разнообразных клаузул, появившихся в результате данного опыта, в "норвежский стандарт". Разработанный в итоге документ характеризуется следующими чертами. Стандарт NF 07 требует от контрактных сторон внедрения профессиональной системы для администрирования выполнения условий подряда. Договоренность по важным вопросам должна быть строго формальной, время для подачи заявлений и предъявления требований - ограниченным, промедление может привести к потере права на предъявление требования, независимо от существа дела. Характерной чертой NF 07 является формализм, который в данном документе проявляется гораздо сильнее, чем в большинстве других контрактов на выполнение работ на шельфе или на суше. Одни считают, что очевидно выраженный формализм стандарта NF 07 создает антагонистические отношения между сторонами, порождает непродуктивные споры, ведет к нерентабельным действиям, таким как необоснованные требования, ненужная переписка и документация, вызванные ежедневным администрированием. Такого рода суждения послужили основанием для возникновения в 1990-е гг. идей о создании партнерств или блоков, о которых впоследствии, однако, стали забывать. С другой стороны, существует мнение, что контракт должен быть четким и надежным правовым инструментом для осуществления контроля сложных и диверсифицированных проектов по освоению шельфа. Что касается антагонизма, то он вызван не формализмом стандарта, а существенными проблемами, возникающими во время реализации проекта, которые следует не игнорировать, а пытаться решить тем или иным способом. Негативные потенциальные последствия формализма можно преодолеть с помощью системы профессионального администрирования и выстраивания взаимоотношений. Регламенты для изменения условий контракта являют собой прекрасный пример значимости процедур и форм стандарта NF 07. Поэтому в следующем разделе мы рассмотрим основные из этих регламентов. Регламенты, касающиеся рисков, ответственности и страхования, служат еще одним примером использования передовых технологий. Данные вопросы регулируются стандартно во всех NF контрактах, о них речь пойдет в разделе 6.
5. NF 07/NTK 07: Система для изменений контрактных обязанностей
Обычно те материалы и оборудование, на изготовление которых компания изначально заключила контракт, не в полной мере отвечают требованиям компании на момент их доставки. Это объясняется рядом причин. Во-первых, от подписания контракта до получения оборудования проходит долгий период. Этот простой факт означает, что за это время меняются релевантные факторы: технологии совершенствуются, компания лучше узнает свои потребности, например, в отношении параметров пласта или операционных аспектов, в регламенты по безопасности вносятся поправки и т. д. Во-вторых, интерфейс между подрядчиками, работающими параллельно в контрактной иерархии, может потребовать изменения спецификаций в одном из контрактов из-за возникших обстоятельств, не предусмотренных в другом контракте (см. раздел 3 выше). И в-третьих, что еще более существенно, каждый контракт подписывается на стадии, когда его инженерно-техническое обеспечение еще не завершено, что не позволяет компании точно и детально расписать контрактные требования <15>. Эти требования тем не менее включаются в контракт среди прочего для того, чтобы облегчить контроль расходования средств и сроков выполнения работ, и впоследствии изменяются для обеспечения нужд по мере завершения инженерно-технических работ. -------------------------------- <15> Причиной этого является желание как можно быстрее запустить проект в разработку для того, чтобы раньше получить доход на вложенные инвестиции. См. раздел 3 выше о причинах разделения работ на пакеты, выполнение которых происходит параллельно.
Возможность изменять условия контракта по мере необходимости после его подписания может быть обеспечена разнообразными правовыми инструментами. Наиболее подходящим решением является внесение в сам контракт системы для изменения его условий, включая регламенты для осуществления логически вытекающих изменений, касающихся компенсации затрат подрядчика. Такой "вариативный регламент" уже долгое время используется в строительных контрактах на работы на шельфе и на суше. Однако степень детализации и полноты системы в контрактах разная. Регламент, содержащийся в контракте NF 07, является, возможно, самым исчерпывающим по сравнению с любым другим хорошо обоснованным с юридической точки зрения стандартным строительным контрактом в Европе. Далее мы представим некоторые из его основных регуляторных факторов. Ключом для понимания вариативной системы контракта NF 07 является Наряд на изменения (Variation Order, VO). Этот документ, оформляемый компанией, образует связь между изменением обязанностей подрядчика и логически вытекающим из него изменением сроков выполнения работ и/или компенсации за их выполнение. Таким образом, нам нужно выяснить, при каких обстоятельствах оформляется VO и к каким последствиям ведет его оформление. Контракт устанавливает две совершенно разных ситуации, при которых компания оформляет VO. Во-первых, компания вынуждена использовать VO для того, чтобы в одностороннем порядке изменить обязанности подрядчика. Другими словами, контракт наделяет компанию правом изменять обязанности подрядчика <16>, но при условии, что одновременно подрядчик получает право требовать от компании последующих изменений, касающихся "сроков или цены" <17>. В случае если VO не оформляется, никаких последующих изменений не происходит. Поэтому, если компания отдает неофициальное распоряжение об изменениях в работе, которое не отвечает формальным критериям VO, подрядчику предоставляется право требовать оформления VO (см. далее ст. 16 NF 07). В этой ситуации компания может полностью отозвать свое неформальное распоряжение. Требование подрядчика оформить VO, таким образом, зависит от желания компании настаивать на своем распоряжении. -------------------------------- <16> Статья 12.1, § 1 и 2. Определенные NF 07 ограничения содержатся в § 3. <17> Однако, как мы увидим далее, подобные изменения не обязательно имеют место.
Во-вторых, в некоторых ситуациях компания обязана издавать VO. Например, в форс-мажорных обстоятельствах (затрагивающих любую из сторон), в случае дефолта компании и внесения новых поправок в законы и предписания, влияющие на стоимость работ, выполняемых подрядчиком <18>. Непосредственной целью VO в этих ситуациях не является изменение обязанностей подрядчика. Напротив, VO используется как механизм для изменения прав подрядчика, т. е. речь идет о получении компенсации или изменении графика работ. Другими словами, система VO используется для того, чтобы внести изменения в права и обязанности обеих сторон в тех ситуациях, которые в соответствии с законодательством или общим контрактным правом требуют таких изменений. Применение системы VO в подобных случаях, несомненно, регулирует и условия для таких изменений, и сами изменения, как в плане технологических процессов, так и в том, что касается денежной компенсации, практически не оставляя места для применения часто неопределенного и неясного контрактного права. -------------------------------- <18> Ссылки на ст. 16 в этих ситуациях содержатся, между прочим, в ст. ст. 5.1 (изменения в законодательстве), 27.1 (дефолт компании) и 28.3 (форс-мажор). Правило, возможно, также применяется к нерегулируемым случаям невыполнения договорных обязательств, например, в ситуации, когда в состоянии грунта на участке шельфа выявились отклонения, которых не ожидали на момент подписания контракта на строительство основы постоянной платформы.
Таким образом, от компании можно требовать оформления VO в двух разных ситуациях: 1) когда компания изменяет обязанности подрядчика, отдавая об этом распоряжение по своему усмотрению, но при этом не оформляет VO; или 2) когда возникает ситуация, которую контракт позволяет разрешить с помощью механизма VO. В любой из этих ситуаций может возникнуть разногласие сторон по поводу необходимости оформления VO, что потребует от компании согласования сроков и/или компенсации. Эта проблема подробно рассматривается в ст. 16 NF 07. Статья 16 начинается с того, что, если, по мнению подрядчика, ситуация складывается таким образом, что необходимо согласование сроков или компенсации, он должен требовать оформления VO и подать наряд-заказ на изменение условий контракта (Variation order request, VOR) <19>. Если он не сделает этого в предписанные сроки, то потеряет право заявить, что необоснованная дополнительная работа на самом деле представляет собой изменение рабочей процедуры, которое ведет к изменению сроков или компенсации и требует оформления VO <20>. -------------------------------- <19> См.: § 3 ст. 16.1 NF 07, в котором определена форма и содержание VOR - важные параметры, принимая во внимание решающую роль VOR. <20> Это означает, что необоснованная дополнительная работа будет рассматриваться как часть работы, обусловленной контрактом, и подрядчик должен выполнять ее без компенсации или без изменения графика, т. к. он несет ответственность за качество этой работы, как если бы эта работа с самого начала была включена в контракт.
При условии, что VOR было подано в предусмотренные сроки, компания должна дать оценку требованию подрядчика. Если компания принимает данное требование, она оформляет VO, и работа продолжается, как если бы эти условия изначально были внесены в контракт. Если компания не согласна с требованием подрядчика и продолжает настаивать на выполнении подрядчиком неофициального распоряжения об изменении в работе, она должна заявить об этом, оформив Спорный наряд (Disputed variation order, DVO). Получив DVO, подрядчик вынужден выполнить распоряжение, как в случае, если бы это был "чистый" VO. В этой ситуации, однако, остаются невыясненными два вопроса: как должен разрешаться спор между документами DVO и VOR и кто должен оплачивать издержки, связанные с выполнением DVO, пока не будет найдено окончательное решение. В соответствии с NF 07 подрядчик изначально не имеет права на компенсацию за работу, выполненную по DVO. Но ему не нужно обращаться за разрешением спора в суд или арбитражный суд для того, чтобы получить положенные за работу деньги или чтобы были пересмотрены сроки выполнения контракта. Для разрешения спора он может обратиться к эксперту, следуя простой и короткой процедуре, установленной контрактом <21>. С помощью этой процедуры решается только вопрос о том, требует ли данная ситуация "чистого" VO, она не рассматривает вопрос о том, есть ли основания для оформления VO (это должно быть установлено в соответствии с контрактом, см. далее). Если решение выносится в пользу VO, подрядчик незамедлительно получает соответствующую компенсацию. -------------------------------- <21> В соответствии с данной процедурой (см. ст. 16.3) эксперт выбирается (или автоматически назначается без какого-либо согласования) из списка заранее согласованных лиц, стороны поочередно письменно представляют эксперту суть спора, устные слушания не проводятся, эксперт принимает решение в течение 30 дней с момента своего назначения. "Решения экспертов" в соответствии с клаузулой о VO контракта NF 92 (и NF 87) до 2000 г. анонимно публиковались в Petrlus (Sjorettsfondet, Oslo).
Проигравшая сторона может обратиться за рассмотрением дела в суд в течение шести месяцев. Не сделав этого, она подчиняется решению эксперта. Из имеющихся семидесяти с лишним решений ни одно пока не было передано для последующего рассмотрения в суд, и только одно было подано в арбитраж. Подрядчик должен выполнять VO, даже если на тот момент еще не установлено, как его выполнение повлияет на цену или сроки, определенные контрактом (см. § 1 ст. 15.1 NF 07). Другими словами, подрядчик вынужден поступиться своим выгодным положением <22>. Таким образом, чтобы сохранить баланс между сторонами, изначально заложенный в контракте, необходимо заранее выработать критерии, регулирующие сроки выполнения работ и/или их стоимость в соответствии с VO. -------------------------------- <22> Это необходимо для того, чтобы система изменений условий контракта выполняла свое предназначение.
Трудно определить, как именно изменятся сроки выполнения работ по VO, т. к. может возникнуть ряд непредвиденных ситуаций. Таким образом, NF 07 предлагает лишь общие критерии для их регулирования (см. § 1 ст. 13.4). В противоположность ему NTK 07 устанавливает жесткую процедуру для определения сроков (см. ст. 13.4). Изменения стоимости работ предвидеть легче. Если не удается договориться иначе, стоимость по VO определяется в соответствии со шкалой норм - от математически точных до совокупности подходов, применяемых совершенно произвольно (см. ст. 13.2). Основной подход состоит в том, что в случае необходимости следует отразить применение для оценки работы специальных норм, если процедура выполнения работы изменена из-за обстоятельств, отличных от тех, что были предусмотрены, когда нормы согласовывались. Согласование этих подходов может занять время. Поэтому подрядчику выплачивается прелиминарная компенсация, которую можно считать окончательной, пока стороны не договорятся об иной сумме, или подрядчик не обратится с требованием о большей компенсации в суд, что он имеет право сделать в течение шести месяцев после оформления VO (см. § 2 ст. 15.2). Регламент по VO, содержащийся в NF 07, имеет среди прочего следующее практическое значение. Во-первых, регламент позволяет компании изменять контракт в соответствии с новыми требованиями и нуждами, при этом подрядчик получает уточнение контрактной базы для выполнения своих работ на любом этапе и, соответственно, процессуально и материально приемлемую систему для модификации своих контрактных прав. Во-вторых, регламент вынуждает стороны определять потенциально спорные вопросы на ранней стадии. Если в установленный срок у сторон не возникает друг к другу претензий, то, в случае дальнейшего возникновения, по условиям контракта они признаются ничтожными независимо от их значения. Сложные проекты, в реализацию которых вовлечены крупные организации и огромное количество информации и документации, требуют четкости и прозрачности регламента. Проблемы легче решать, когда под рукой имеются все релевантные факторы, а не когда ситуацию уже невозможно восстановить, а люди, выполнявшие работу, заняты другим делом. В-третьих, регламент гарантирует, что проблемы и споры не должны мешать выполнению работ. Как только потенциальное разногласие определено, его урегулирование ведется с помощью готовых механизмов, в то время как остальная работа и взаимодействия, предусмотренные контрактом, осуществляются без помех и препятствий. С практической точки зрения именно в этом и заключена решающая роль описанной системы.
6. NF 07/NTK 07: Статьи о рисках, ответственности и страховании
Главным принципом регламента, касающегося рисков, ответственности и страхования NF 07, является то, что статьи об ответственности и страховании внутренне тесно связаны. Все риски причинения ущерба четко определены и соотнесены с деятельностью одной из сторон, из чего далее следуют в равной степени четкие обязательства для обеспечения страхового покрытия, главным образом для того, чтобы большинство рисков были обеспечены, но при этом одним страховым полисом. Поэтому регламент контракта для рассмотрения причинных связей, обоснования ответственности за возмещение убытков и соответствующих требований сильно отличается от норм обычного гражданского права. Напротив, система строится по принципу "удар за удар", т. е. каждая сторона несет убытки, вызванные причинением ущерба своей собственной "зоне интересов", независимо от того, каким образом причинен ущерб: "убытки остаются с теми, кто их терпит". Таким образом, риск становится предсказуемым, способствуя рациональной системе страхования. Однако мы не будем подробно рассматривать статьи об ответственности, возмещении ущерба и страховом обеспечении.
7. Намечающиеся тенденции в дальнейшем совершенствовании контрактов
После появления первого согласованного стандарта NF 87 инициаторы "семьи" строительных контрактов сразу ввели постоянный мониторинг необходимости обновления согласованных стандартов или разработки дополнений к ним. Когда в результате накопления разработок и приобретения опыта требуется внесение поправок в стандарты, их сначала согласовывают в процессе переговоров, затем в течение некоторого времени они должны упрочить свое положение, и только после этого поправки вносятся в стандарт. Практическое использование стандартов в последующие 25 лет подтвердило их преимущества, заложив базу для целого ряда хорошо обоснованных и приспособленных к требованиям нефтяной отрасли стандартных контрактов, которые оказывают влияние и на контрактную деятельность в других областях. Изменения, внесенные на каждом из этапов (1992, 2005 и 2007 гг.), были на самом деле незначительные. Следует подчеркнуть, однако, что изменения были предназначены для того, чтобы подтвердить согласованный коммерческий баланс и контрактные технологии "семьи" строительных NF контрактов. За последние несколько лет произошли два изменения, которые могут повлиять на эту тенденцию. Во-первых, норвежские нефтяные компании и компании-подрядчики принимают участие во все большем количестве зарубежных проектов по разработке и освоению месторождений, не относящихся к континентальному шельфу Норвегии. Во-вторых, вследствие реорганизации отрасли количество компаний, инициирующих развитие стандартов, существенно уменьшилось. Эти два изменения могут сместить акцент с вопроса стандартизации контракта. Но они также могут дать начало новой эре в этой области. Участие в международных проектах может привести к тому, что операторы и подрядчики захотят работать по проверенным с точки зрения технологий и коммерции контрактам, сбалансированным так, как только согласованные стандарты могут быть сбалансированы. А уменьшение количества спонсоров стандартизации привело к тому, что была создана новая совместная <23> схема, целью которой является реорганизация формального базиса для работы по стандартизации. -------------------------------- <23> Ее организаторами являются Федерация норвежской промышленности (NI) и Ассоциация норвежской нефтяной промышленности (OLF).
Норвежский опыт показывает, что согласованные стандарты могут сделать контроль выполнения контрактов и реализации проектов более эффективным и тем самым повысить их рентабельность. Поэтому возможно, что тенденция к интернационализации проектов и новая схема дальнейшего совершенствования контрактного стандарта могут способствовать взаимному укреплению и развитию.
Название документа