Депортация, выселение, выдворение

(Апарышев И.)

("ЭЖ-Юрист", 2012, N 42)

Текст документа

ДЕПОРТАЦИЯ, ВЫСЕЛЕНИЕ, ВЫДВОРЕНИЕ...

И. АПАРЫШЕВ

Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ III класса, г. Москва.

В справочной литературе под депортацией принято понимать меру уголовного или административного наказания, означающую изгнание либо высылку из государства. Однако в отечественном законодательстве прослеживается разное толкование этого термина и присутствуют синонимически схожие с иным определением понятия. Вытекающие из такой ситуации противоречия порождают правовые коллизии.

Противоречивое понятие

Изменения в миграционной политике России начались в результате распада СССР в 90-х годах. С этого периода целенаправленно формируется законодательная база, регулирующая правоотношения в миграционной сфере. Многочисленные ратификации международных договоров способствовали актуализации отечественных норм и их подведению под общепризнанные принципы.

Несмотря на это, одним из наиболее дискуссионных вопросов остается соотношение нового миграционного законодательства с советским, и даже дореволюционным. При этом особое внимание уделяется принципу юридического определения термина "депортация". В настоящее время он имеет двоякое значение. Согласно нормам международного права под депортацией принято понимать насильственное перемещение лиц, подвергшихся выселению или иным принудительным действиям, из района, в котором они законно пребывают. В УК РФ действует ст. 356, которая устанавливает уголовную ответственность за жестокое обращение с военнопленными и гражданским населением, которое может быть выражено в депортации гражданского населения, разграблении национального имущества, а также в применении в вооруженном конфликте запрещенных международными договорами средств и методов.

Однако обострение миграционных проблем, вызванных засильем нелегальных эмигрантов из стран постсоветского пространства, заставило ввести в законодательство ряд правовых норм, согласно которым термин "депортация" становится мерой административного принуждения.

Мера административного принуждения

Термин "депортация", определяющий меру административного принуждения, встречается в следующих Федеральных законах: от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах"; от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Рассмотрим, как эти законы раскрывают понятие депортации в качестве меры административного принуждения.

Закон N 115-ФЗ. Депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в стране (п. 1 ст. 2).

Разрешение на временное проживание не выдается, а ранее выданное аннулируется в случае, если иностранный гражданин в течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче подобного разрешения, подвергался депортации.

Кроме того, вид на жительство иностранному гражданину также не будет выдан, а ранее выданный аннулируется в случае, если он когда-либо депортировался.

Таким образом, данный Закон ставит случай депортации в один ряд с финансированием терроризма, нарушением конституционного строя РФ, а также с наличием судимости за особо тяжкие преступления.

Закон N 4528-1. Согласно ст. 13 депортация применяется в отношении следующих лиц, отказывающихся от выезда в добровольном порядке:

- получивших уведомление об отказе в признании беженцем, об утрате либо лишении такого статуса;

- не имеющих каких-либо законных оснований для пребывания на территории РФ;

- утративших временное убежище.

При этом п. 5 рассматриваемой статьи определяет, что осуществление депортации отнесено к компетенции Федеральной миграционной службы (ФМС).

Закон N 114-ФЗ. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации, основанием которой является решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, выданное ФМС (ст. 25.10).

В случае если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено подобное решение, то он должен выехать из РФ в течение 3 дней, если ему сократили срок проживания или временного пребывания, и в течение 15 дней, если его разрешение на временное проживание или вид на жительство аннулированы.

Таким образом, мы видим различную трактовку одного и того же понятия в УК РФ и разных федеральных законах.

Анализируя западную практику, можно констатировать, что в других странах термин "депортация" и механизм административного выдворения имеют разные названия. Так, в законодательстве целого ряда зарубежных государств (Германии, Японии, Франции, США и др.) для определения формы удаления из страны ненужных субъектов употребляются термины "высылка", "изгнание" и т. д.

Однако п. 1 ст. 61 Конституции РФ гласит, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. По сути, это единичное употребление данного определения в отечественном законодательстве.

Административное выдворение

Особый научный интерес вызывает соотношение терминов "депортация" и "административное выдворение". Основные положения последнего установлены в ст. 3.10 КоАП РФ. На первый взгляд, два этих термина абсолютно синонимичны и имеют идентичное значение, однако на практике все выглядит иначе.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут применяться следующие санкции:

- предупреждение;

- административный штраф;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

- административный арест;

- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

- дисквалификация;

- административное приостановление деятельности;

- обязательные работы.

Такое отнесение административного выдворения к возможным санкциям говорит о том, что оно все же является наказанием и применяется при пресечении правонарушений.

При этом данная мера заключается в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу России за ее пределы.

Отличительными чертами механизмов депортации и административного выдворения является то, что первая осуществляется органами ФМС, а второе - пограничными службами ФСБ. Кроме того, основанием для депортации является решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, а для административного выдворения - решение суда.

Несмотря на это, у многих специалистов смежных отраслей права возникает четкое представление о том, что депортация - это некий всеобъемлющий процесс удаления из страны нежелательных субъектов, а вот выдворение - это конкретное решение по определенному лицу.

Таким образом, можно говорить о своего рода юридической неопределенности и периодически встречающемся непонимании этих норм. Вероятно, это вызвано тем, что в отечественном законодательстве встречаются разбросанные упоминания синонимичных терминов на уровне федеральных законов, кодексов и даже Конституции.

Название документа