Эволюция действий по ограничению и контролю торгового мореплавания в современных условиях
(Беляков В. Г.) ("Транспортное право", 2012, N 4) Текст документаЭВОЛЮЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ И КОНТРОЛЮ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В. Г. БЕЛЯКОВ
Беляков В. Г., докторант ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова", профессор кафедры государственного и муниципального управления и экономической теории РГРТУ, заместитель Председателя городской Думы, главы муниципального образования г. Рязань, кандидат юридических наук.
Необходимость определения новой формы воздействия на государство-нарушителя в условиях, когда современное международное право запрещает государствам обращаться к агрессии, к фактам совершения которой могут быть отнесены действия по ограничению и контролю торгового мореплавания вне призовых правоотношений в условиях военного конфликта, определяется также несовершенством самих международных норм в условиях прогрессивного развития общественных отношений. В свою очередь, определяя правовую форму воздействия, необходимо исходить из объективных закономерностей развития содержания, определяемого динамикой развития общественных отношений, и возможностей воздействия на это развитие. Прежде всего данная позиция, являясь общепризнанной, что неоднократно подчеркивалось в отечественной философской литературе, обусловлена тезисом о том, что форма "не безразлична для содержания, а является его внешним выражением и в силу этого зависит от содержания". Таким образом, рассматривая содержание как элемент правоотношения, можно полагать, что несоответствие существующей формы также находит свое разрешение путем установления новой в силу того, что реализация прав в правоотношении, так же как и исполнение обязанностей, зависит в значительной мере от того, насколько полно они отражены в нормах материального права. В данном процессе можно выделить два элемента: а) содержание определяет форму опосредствованно, через волю законодателя, устанавливающего правовую форму в соответствии с познанными закономерностями развития содержания; б) содержание непосредственно определяет поведение участников отношений, формируя их волю <1>. -------------------------------- <1> Керимов Д. А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2009. С. 171; Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит., 1974. С. 94.
С учетом вышеприведенных положений, а также сформировавшейся в последние десятилетия практики деятельности мирового сообщества в рамках реализации санкций Совета Безопасности ООН можно с полным основанием выделить следующие наиболее существенные отличия в содержании, предусматривающие правомерную реализацию прав и выполнение обязательств, действий по ограничению и контролю торгового мореплавания, осуществляемых с целью перерыва морских сообщений в условиях мирного времени, вне вооруженного конфликта: 1) решение о необходимости осуществления таких действий предоставлено уполномоченному международному органу; 2) период осуществления таких действий предусматривает четко оговоренные условия отмены или корректировки; 3) территория осуществления таких действий - мировой океан, за исключением государственной территории государства-нарушителя; 4) предоставление права осуществления таких действий государству-члену в пределах международной территории и обязание их осуществления в пределах его государственной территории; 5) обязание государств-членов в сотрудничестве для осуществления таких действий; 6) установление международного контроля осуществления таких действий; 7) установление объектов, видов товаров, услуг или работ, к которым применяются такие действия. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о становлении во второй половине XX в. новой формы воздействия на государство - нарушителя, обусловленной, прежде всего, изменением осознаваемых значимых социальных ценностей. Сравнительная характеристика действий в форме "рейдерства" (без учета летательных аппаратов) и новой формы приведена в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика действий на море в форме рейдерства и новой формы
Форма действий "Рейдерство" Новая форма
Критерии сравнения
Цель действия Изменение политического Принуждение к режима. Оккупация исполнению международных обязательств
Задачи действия Нарушение морских Перерыв морских коммуникаций сообщений
Территория Открытое море, Мировой океан, за осуществления территориальные и исключением внутренние воды территориальных и воюющих государств внутренних вод государства-нарушителя
Правовой режим Военный конфликт Мирное время, вне вооруженного конфликта
Временной период Период военного конфликта Установленный период
Управомочивающий Суверенное государство Международная орган организация
Объект действия Контрабанда. Запрещенные предметы. Торговые суда и грузы Торговые суда, воюющих государств. независимо от Нейтральные суда, национальности, перевозящие перевозящие контрабанду запрещенные предметы
Субъект действия Военный корабль Военный корабль. Государственное судно, эксплуатируемое в некоммерческих целях
Обязательность Необязательно Обязательно в действия территориальных и внутренних водах государств-членов. Открытое море - необязательно
Контроль действий Национальный, воюющих Осуществляется государств управомоченным органом международной организации
Источник права Международный договор. Резолюции СБ ООН Международный обычай
Применение силы Возможно Невозможно
Представленный сравнительно-правовой анализ содержания исследуемых форм исследуемых правоотношений позволяет сделать вывод об их существенных отличиях, тем самым подтверждая правомерность суждения об установлении иной формы действий в новых условиях мирового правопорядка. Так, действия в рамках новой формы осуществляются в рамках санкций СБ ООН, а следовательно, являются мерами принуждения к выполнению обязательств и являются неотъемлемым элементом децентрализованного механизма функционирования международного права, т. к. средства принуждения находятся в руках самих государств, которые применяют их коллективно, при помощи институционального механизма международных организаций. В настоящее время наиболее близкими по своему содержанию, в рамках новой формы, представляются действия, осуществляемые ВМС США в соответствии с Наставлением EXTAC 1012 "Приемы и способы проведения операций соединением ВМС по изоляции района с моря" <2>. Указанный документ определяет цели операции, проводимые оперативным соединением ВМС по изоляции района с моря, разрешение на проведение которых, в соответствии с национальной доктриной США <3>, может быть выдано не только ООН, но также и отдельными государствами или другими признанными политическими органами. Приемы, способы и правила, рассматриваемые в Наставлении, применимы только для проведения операций военно-морскими силами по изоляции района с моря в мирное время для контроля за грузами страны, ставшей объектом действия запрета, и не предназначены для установления блокады во время войны или объявленных боевых действий. -------------------------------- <2> EXTAC 1012 "Приемы и способы проведения операций соединением ВМС по изоляции района с моря": наставление для многонацион. ВМС (подготовлено управлением разработки приемов и способов ведения операций Военно-морскими силами. 1996 г.). <3> Chairman of the Joint Chief of Staff. Joint publication 3-07, Joint doctrine for military operations other than war. Washington (DC): USGPO, June 16, 1995. P. 3 - 4. Англ. яз.
Принимая во внимание использование термина "санкция" <4> исключительно для обозначения субординационных принудительных мер, устанавливаемых уполномоченным международным органом для восстановления международного правопорядка, а также обязательные действия государств - членов ООН во исполнение указанных мер, как правило, направленных на установление контроля за грузами, ставшими объектом действия запрета, с целью недопущения их экспорта/импорта государством-правонарушителем, определяемые понятием "изоляция", новая форма действий, направленных на ограничение и контроль торгового мореплавания вне военного конфликта, может быть определена как "санкционная изоляция". -------------------------------- <4> Санкции (от лат. sanctio - строжайшее постановление) - меры принудительного воздействия по отношению к нарушителям установленного порядка деятельности и влекущие для них неблагоприятные последствия // Юридический словарь / Под ред. А. Н. Азриляна. 2-е изд. М.: Ин-т новой экономики, 2009. С. 895.
Таким образом, "санкционная изоляция" (морская) представляет собой согласованную по цели, месту и времени деятельность суверенных государств по перерыву морских сообщений посредством исполнения обязательных субординационных принудительных мер, направленных на ограничение и контроль торгового мореплавания, устанавливаемых СБ ООН вне военного конфликта.
Название документа