Коррупция и экономическая преступность в США
(Карпович О. Г.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 5) Текст документаКОРРУПЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В США <*>
О. Г. КАРПОВИЧ
Карпович Олег Геннадьевич, Институт США и Канады РАН, доктор юридических наук, профессор.
В статье рассматриваются актуальные вопросы противодействия экономической преступности в США, а также анализируются проблемы взаимодействия государственных служащих с организованной преступностью (в том числе с так называемой "беловортничковой"). В статье приводятся примеры коррупционной составляющей такого рода взаимодействия, оказывающей самое негативное влияние на общее состояние криминологической ситуации.
Ключевые слова: коррупция, государственные служащие, лоббисты, федеральные политики, конгресс, реформа, закон.
The article deals with topical issues of combating economic crime in the USA and analyzes the problem of interaction of governement officials with organized crime (including the so-called white collar). The author gives examples of corruption component of such kind of interaction that have a negative impact on criminological situation in general.
Key words: corruption, civil servants, lobbyists, federal policies, Congress, reform, law.
В США ежегодно выявляются сотни коррумпированных госслужащих, причем многие из них оказываются связанными с организованной и "беловоротничковой" преступностью. Коррупция в США - это сложное социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда политические деятели, государственные служащие, предприниматели и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах (к сожалению, очень часто коррупция ассоциируется исключительно с взяточничеством, что неверно, так как такой подход значительно упрощает и сужает проблему). Органы государственной власти США заявили о борьбе с коррупцией еще в XIX в. Важнейшим стимулом к реформе системы государственной службы и принятию антикоррупционных мер стала сама федеральная система государственного управления. Федеральные политики поддержали реформу, потому что практика раздачи постов становилась все более подконтрольной партийному руководству штатов и городов, чьи интересы не всегда совпадали с интересами федеральных политиков. В результате, с одной стороны, распределение вакансий, которыми располагали члены Конгресса, стало весьма обременительным, а с другой - назначения на правительственные должности в их собственных округах попали под контроль местных политиков, и пользы от них стало мало. Федерализм способствовал государственной реформе, потому что для федеральных политиков она стала способом ограничить влияние конкурентов на других уровнях властной иерархии <1>. -------------------------------- <1> См.: Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Пер. с англ. М., 2003; Саломатин А. Ю. Борьба с коррупцией в США в XIX веке и государственная модернизация // Правоведение. 2001. N 3. С. 196.
По справедливому выражению С. Роуз-Аккерман, издержки системы фаворитизма и взяточничества при раздаче должностей и контрактов могут в глазах политических лидеров "перевесить" выгоды этой системы. В то же время следует уточнить, что при демократическом режиме не обязательно, чтобы реформу поддерживало все население. Реформа состоится, если достаточно большая часть избирателей, взвесив все плюсы и минусы, поддержит грядущие перемены, самих реформаторов. "У реформы больше шансов на успех в стране, где избирательная система ограничивает возможности политических деятелей наживаться на раздаче должностей и где политическая система исключает монополию на власть одной какой-либо политической силы. В частности, в системе пропорционального представительства голосование по закрытым спискам, при прочих равных условиях предпочтительнее, чем по открытым. Мажоритарная система, порождающая две сильные партии, - хорошая основа для реформы, если она способна создать устойчивое правительство. Простая одномерная шкала политических предпочтений способствует реформе, потому что она облегчает гражданский контроль над правительством. Однако в XIX в. Соединенные Штаты провели реформу, несмотря на относительную слабость партий. Значительную роль тут сыграл президент, избираемый независимо от законодателей и подверженный сильному давлению электората, но объяснение будет неполным, если не учитывать того, насколько важной для избирателей и деловых кругов стала компетентная работа государственных органов" <2>. -------------------------------- <2> Там же. С. 271 - 272.
В 1946 г. в США принят Закон о федеральном регулировании лоббистской деятельности, в соответствии с которым любая организация, оказывающая давление на Конгресс, обязана регистрировать своих лоббистов, сообщать о своих интересах и публиковать ежеквартальный отчет. В 1962 г. Конгресс США рассмотрел вопрос о создании специальных норм поведения выборных должностных лиц, в том числе и членов палат. Именно США явились первой страной, в которой были приняты специальные кодексы чести чиновников, сотрудников полиции и т. д., содержащие нормы, направленные на противодействие коррупционным процессам. В 1965 г. Президент США Л. Джонсон издал распоряжение, согласно которому все государственные органы власти должны были установить стандарты поведения своих сотрудников. Впервые в мире в 1977 г. США ввели уголовную ответственность за коррупцию в международной деятельности. В 1978 г. Конгресс США принял Закон "Об этике в правительстве", задача которого заключалась в том, чтобы после "уотергейтского скандала" поднять служебную дисциплину, повысить правовую культуру и "оздоровить" моральную атмосферу среди государственных служащих. Однако в связи с падением доверия общества к государственным служащим Конгресс принимает в 1989 г. Закон "О реформе Закона об этике", а в октябре 1990 г. Закон подкрепляется исполнительным Указом Президента США "Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата". В Законе от 1990 г. были закреплены следующие положения: - государственная служба есть "служба общественного доверия", что требует от служащего ставить лояльность Конституции, закону и этическим принципам выше личных и частных интересов; - служащий государственного учреждения не может иметь финансовых интересов, способных прийти в противоречие с добросовестным выполнением им служебного долга; - государственный служащий не должен принимать участие в финансовых операциях с использованием не подлежащей разглашению служебной информации или допускать использование такого рода информации для продвижения чьих-либо частных интересов; - государственный служащий не должен вымогать или принимать любой подарок или другие виды вознаграждения, имеющего денежную стоимость (кроме случаев, оговоренных в Законе), от любого лица или организации, желающих получить содействие в том или ином вопросе или имеющих деловые отношения либо ведущих деятельность, подпадающую под юрисдикцию ведомства, где работает данный служащий, или на чьи интересы может существенно повлиять выполнение или невыполнение им своих должностных обязанностей; - государственный служащий не должен давать несанкционированные обязательства или обещания, подразумевающие возложение ответственности за их выполнение на правительственное учреждение; - государственный служащий не должен использовать служебные помещения для извлечения личной выгоды; - при выполнении служебных обязанностей государственный служащий обязан действовать на непартийной основе, без каких-либо предпочтений к той или иной частной организации или лицу; - государственный служащий обязан охранять государственную собственность и не допускать использование ее в любой другой деятельности, не предусмотренной служебными предписаниями; - государственный служащий не должен заниматься подработкой в иных организациях или другими видами деятельности, включая поиск новой работы или ведение переговоров о трудоустройстве, если это препятствует выполнению им служебных обязанностей и профессионального долга на государственной службе; - государственный служащий обязан информировать соответствующие структуры о всех ставших ему известными фактах растрат, обмана, злоупотреблений и коррупции в государственных учреждениях; - государственный служащий обязан добросовестно выполнять обязательства, возложенные на него законом как на гражданина страны, в первую очередь такие, как уплата федеральных и местных налогов; - государственный служащий обязан строго соблюдать все законы и правила, направленные на обеспечение равных прав всех граждан США <3>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья И. В. Бочарникова "Зарубежный опыт противодействия коррупции" включена в информационный банк согласно публикации - "Государственная власть и местное самоуправление", 2008, N 9. ------------------------------------------------------------------ <3> См.: Бочарников И. В. Зарубежный опыт противодействия коррупции. URL: http://www. budgetrf. ru; Костенников М. В., Куракин А. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы: Учеб. пособие. М., 2004. С. 148 - 149.
Коррупция непосредственным образом связана и с экономической преступностью (в широком ее понимании). По оценкам экспертов, ни одно более или менее значительное экономическое преступление не обходится без участия государственных служащих. Например, в таких видах экономических преступлений, как осуществляемые в сфере внешней торговли финансовые махинации или мошеннические действия при оказании "безвозмездной" помощи развивающимся странам, при предоставлении миллиардных кредитов Афганистану, Ираку и т. д. на восстановление экономики, обязательно замешаны чиновники государственного аппарата, учреждений внешней торговли, частных компаний, поскольку при тщательной проверке с их стороны документов, сопровождающих такие операции, фиктивные сделки, осуществление "откатов" и отмывание денежных средств и т. д. были бы попросту невозможны <4>. -------------------------------- <4> См.: Перкинс Дж. Тайная история американской империи: Экономические убийцы и правда о глобальной коррупции / Пер. с англ. М., 2008. С. 365 - 383; Коррупция. URL: http://www. transparency. com.
Яркой иллюстрацией вышесказанного может служить международный скандал, произошедший в апреле 2012 г. Афганский лидер Хамид Карзай отказал во въезде в страну сенатору США Дану Рорабахеру. Этот скандал связан с недавней попыткой сенатора выяснить, сколько именно американских долларов осело в Кабуле на личных президентских счетах. Американцы в Афганистане все более отчетливо чувствуют себя оказавшимися в крайне неудобной ситуации. Из их казны на нужды лояльных Вашингтону афганских политиков в ежегодном режиме выделяются миллиарды долларов. Однако в последние месяцы официальный Кабул начал открыто демонстрировать свою несговорчивость и показную независимость. Безусловно, в том, что афганцы все более агрессивно ведут себя по отношению ко всему американскому, виноваты в первую очередь сами американцы (имеются в виду расстрелы мирных жителей, переговоры с талибами за спиной у официального Кабула, сожжение Корана, "показательное неуважение", а лучше сказать - глумление над трупами боевиков, показанное в Интернете, и т. д.). Для СМИ Х. Карзай делал громкие заявления и даже требовал от американцев как можно быстрее покинуть афганскую территорию. Однако даже не пытался оспорить у Вашингтона долгосрочные планы на то, чтобы оставить в Афганистане после 2014 г. пять укрепленных баз, понимая, что только американцы могут в дальнейшем гарантировать ему сохранение власти <5>. -------------------------------- <5> Воробьев В. Сенатора вывели вон // Российская газета. 2012. 26 апреля.
Когда же в сенате решили выяснить, на что в действительности тратит Х. Карзай полученные от американских налогоплательщиков миллиарды, афганский лидер возмутился. Тем самым сенатором США оказался Дан Рорабахер. Причем он не просто подготовил запрос с просьбой проверить законность расходования американских средств, но и прямо обвинил Х. Карзая в разворовывании выделенных денег. В свою очередь, в СМИ просочилась информация о том, что значительная часть средств американских налогоплательщиков "просто" не доходит до Афганистана и остается на секретных счетах американских чиновников. В области борьбы с коррупцией в США существует строгое распределение обязанностей, прав и функций между законодательной, исполнительной и судебной властями. Конгресс, как законодательный орган, разрабатывает и принимает законы и осуществляет надзор за их выполнением. Тексты законопроектов, как правило, готовятся в подкомитетах, затем передаются на рассмотрение комитетов и на одобрение палат Конгресса. Конгресс США обладает сильными рычагами влияния на внутреннюю и внешнюю политику администрации путем выделения или ограничения бюджетных ассигнований на все государственные расходы, в том числе и на борьбу с коррупцией. Сенат по представлению президента США утверждает назначение министров и других руководителей ведомств, членов Верховного суда и федеральных судов. В Министерстве юстиции США вопросами борьбы с коррупцией занимается надзор за соблюдением уголовного законодательства. Органы юстиции фиксируют также проникновение организованной преступности в легальный бизнес и в профсоюзы для извлечения дополнительных доходов. По мнению Б. В. Волженкина, наиболее развернутая система норм, направленных на борьбу с коррупцией, содержится в уголовном законодательстве Соединенных Штатов Америки, как на федеральном уровне (гл. 11 и 93 раздела 18 Свода законов США, Закон об этике в правительстве 1928 г., Закон о крупном мошенничестве 1988 г., Закон о борьбе с коррупцией 1989 г.), так и в уголовных кодексах отдельных штатов. Помимо взяточничества федеральное законодательство и УК штатов содержат общие и специальные нормы о различных злоупотреблениях служебным положением (например, занятиях, не совместимых с основными должностными обязанностями) <6>. -------------------------------- <6> Волженкин Б. В. Коррупция: Ч. 3: Мировой опыт борьбы с коррупцией и российское законодательство. URL: http://law. vl. ru/analit/all_exec. php?
Согласно § 205 гл. 11 раздела 18 Свода законов США государственный служащий или лицо, работающее по найму в органах законодательной, исполнительной или судебной власти, не может выступать, если это не входит в его обязанности, в качестве представителя или обвинителя в каком-либо требовании, предъявляемом Соединенным Штатам, а также получать вознаграждение, проценты, долю и т. п. за оказание помощи в предъявлении такого требования. Они же не могут представлять чьи-либо интересы в гражданских, административных и уголовных делах, где стороной являются Соединенные Штаты либо в которых государство имеет прямую и существенную материальную заинтересованность. Указанные лица также отвечают в уголовном порядке, если они принимают участие в качестве государственных служащих в каких-либо делах, где они, их супруги, несовершеннолетние дети, партнеры, организации, в которых они служат, являются доверительными собственниками либо партнерами <7>. -------------------------------- <7> Там же.
Следует отметить, что в американской уголовно-правовой доктрине и законодательстве обычно различают: 1) собственно взяточничество как посягательство на деятельность публичной администрации; 2) так называемое коммерческое взяточничество; 3) взяточничество, связанное с деятельностью профсоюзов; 4) взяточничество в области спорта. Уголовный кодекс штата Нью-Йорк применительно к деятельности публичной администрации различает: 1) получение взятки публичным служащим "по договоренности или при условии, что это окажет влияние на голосование, мнение, решение, действие или осуществление усмотрения такого публичного служащего, действующего в этом качестве". При этом особо выделяются публичные служащие, решающие вопросы расследования, ареста, задержания, преследования или заключения в тюрьму; 2) получение публичным служащим вознаграждения за нарушение им своих обязанностей; 3) получение публичным служащим вознаграждения, "чаевых" за выполнение действий, входящих в круг его обязанностей; 4) получение публичным служащим или партийным должностным лицом взятки за назначение на публичную должность или за выдвижение кандидатом на такую должность <8>. -------------------------------- <8> См.: Никифоров Б. С., Решетников Ф. М. Современное американское уголовное право. М.: Наука, 1990. С. 156 - 159; Сигов В. И., Смирнов А. А. Теневая экономика: генезис, современные тенденции, стратегия и тактика вытеснения из народного хозяйства. СПб., 1999. С. 82 - 83; Уголовное право Соединенных Штатов Америки: Сб. нормативных актов. М., 1986. С. 150 - 151.
Название документа