Уголовная политика Российской Федерации в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции в Таможенный союз
(Грачев О. В.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 5) Текст документаУГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ТАМОЖЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ <*>
О. В. ГРАЧЕВ
Грачев Олег Викторович, докторант Московского государственного лингвистического университета, кандидат юридических наук.
Сфера внешнеэкономической деятельности является в настоящее время одной из наиболее криминогенных в сфере экономики, которая представляет угрозу экономической безопасности России. Этому способствовал целый комплекс факторов и условий социально-экономического, политического и правового характера. Стратегический уровень обеспечения экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности предполагает реализацию государством его таможенной политики. Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Будучи частью внутренней политики государства, таможенная политика является по своей сути, во-первых, правоохранительной, поскольку защищает интересы государства, хозяйствующих субъектов и граждан, а во-вторых, регулятивной, поскольку направлена на формирование и поддержание сбалансированного экономического, финансово-хозяйственного поля за счет (или путем) установления системы таможенных тарифов, таможенных режимов, льготного или ограничительного режима поставок и т. д.
Ключевые слова: таможенная политика, экономическая безопасность, Таможенный союз, преступления.
Sphere of foreign economic activity is one of the most criminogenic in the economy which threatens the economic security of Russia. It was promoted by a range of factors and conditions of social-economic, political and legal nature. The strategic level of the economic security in the field of foreign trade involves the implementation of the customs policy. Customs policy is apart of the foreign trade activity of the state regulating the volume, structure and conditions of export and import of goods. Being a part of native policy customs policy firstly is law-enforcement because it protects public interests, economic entities and citizens, secondly it is regulatory because it's aimed at forming and maintaining a balanced economic, financial field by the system of customs tariffs, customs regimens, preferential or restrictive regime of supplies.
Key words: customs policy, economic security, Customs Union, crimes.
"Уголовная политика есть генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, оперативно-розыскного законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений" <1>. -------------------------------- <1> Босхолов С. С. Основы уголовной политики. М., 1999. С. 146.
Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608, определяет экономическую безопасность России как состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации в соответствии с Указом являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений. Таможенная политика государства является составной частью общей его политики и концепции экономической безопасности (национальной безопасности) государства. В ее основе лежат цель, задачи, принципы, основные направления и механизм обеспечения экономической безопасности страны. Таможенная политика формируется на основе правовых норм Конституции, законов и других нормативных правовых актов государственных органов, общепринятых принципов и норм международного права. Она реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти в соответствии с их правовыми полномочиями в таможенной сфере. Вопрос о таможенной политике приобрел особое значение в новой геополитической ситуации на Евразийском континенте в связи с изменениями, установившимися после образования Таможенного союза в составе России, Беларуси и Казахстана. Эти изменения высветили различия в позициях современных государств на роль государственных границ и деятельность государственных институтов по их защите. В одних государствах полагают необходимым установление "железного занавеса" по всей границе, в других - охранно-правовое присутствие только в пунктах пропуска, в третьих - исходят из целесообразности иметь "прозрачные" границы. Уголовно-правовое обеспечение экономической безопасности играет важную, а при определенных обстоятельствах и первостепенную роль. Речь идет о функциональности уголовно-правовой охраны экономической безопасности. Это обусловлено самой спецификой уголовного права, метод которого ретроспективен и перспективен. Уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за экономические преступления, должны предусматривать административную преюдицию с целью выполнения функции ранней профилактики. Уголовное право в целом выполняет превентивную функцию, реализация его норм тем не менее есть не что иное, как реакция государства на уже совершенное посягательство в отношении ее экономической безопасности. Однако само по себе это обстоятельство нисколько не снижает значимости уголовно-правовой охраны экономической безопасности государства, ее структурных элементов. Располагая серьезным карательным инструментарием, уголовный закон позволяет обеспечить адекватное реагирование государства, его законодательных органов, правоохранительной и судебной системы как на потенциальные угрозы экономической безопасности, так и на уже сложившиеся формы преступной деятельности, реализуемой в области экономических отношений. При этом, на наш взгляд, правовое обеспечение экономической безопасности и составляющих ее элементов едва ли может быть признано автономной целью государственной правотворческой деятельности. Решение данной задачи мы рассматриваем как способ реализации более глобального интереса государства - обеспечение параметров безопасного функционирования общества и самого государства. В этом смысле уголовное законодательство Российской Федерации, касающееся экономической безопасности, мы рассматриваем как формально-юридическую базу для системного понимания содержания данного понятия, основных направлений государственной деятельности по формированию, обеспечению и развитию экономической безопасности. Содержание и интенсивность мер уголовно-правового обеспечения экономической безопасности предопределяются характером тех угроз, которые складываются в современном мире, степенью их потенциальной вредоносности. Угроза экономической безопасности может быть определена как некий ущерб, интегральный показатель которого будет выражаться степенью снижения экономического потенциала страны за определенный промежуток времени. Под факторами угрозы экономической безопасности понимается совокупность условий, препятствующих реализации или создающих опасность сокращения производственного потенциала субъектов хозяйственной деятельности <2>. Угрозы возникают из противоречий экономических интересов различных элементов, взаимодействующих как внутри, так и вне социально-экономической системы. Они и определяют содержание и направления деятельности по обеспечению безопасности. Обеспечение экономической безопасности и защита интересов России являются приоритетными направлениями внутренней политики государства. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются: создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; расширение рынков сбыта российской продукции; формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Таможенного союза. -------------------------------- <2> Материалы 8-й Международной конференции "Проблемы управления безопасностью сложных систем". URL: www. sbcinfo. ru/articlcs/8th_2011conf71.
Таможенная политика государства представляет собой деятельность органов государственной власти по реализации его функций в таможенной сфере и направлена на обеспечение суверенитета, территориальной целостности, реализацию и защиту интересов и безопасности страны в ее государственном пространстве, а на договорной основе - и в пограничных пространствах других государств. Таможенная политика государства осуществляется преимущественно в его территориальном пространстве, которое охватывает государственную границу страны, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории внутренних морских вод и территориального моря, подводную среду, континентальный шельф, исключительную экономическую зону и конвенционные районы, определенные тому или иному государству по международным правовым актам. Анализ категорий экономической безопасности показывает, что Российская Федерация сталкивается с целым рядом угроз, которые не характерны для развитых стран. Среди основных угроз в международной сфере Концепция национальной безопасности России называет такой фактор, как опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире <3>. Кроме того, угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе <4>. Неурегулированность территориальных вопросов с Эстонией (по поводу некоторых территорий Псковской области), Украиной (по поводу акватории Азовского моря), странами Каспийского бассейна (по вопросам разделения территорий дна Каспийского моря), Японией (по поводу Курильских островов) и ряд других проблем хотя и не ведут к вооруженным конфликтам, но, на наш взгляд, создают определенное поле напряженности, представляют самостоятельный источник угроз экономической безопасности (в том числе как фактор криминальной экономической деятельности). -------------------------------- <3> Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 // СПС "КонсультантПлюс". <4> Макаренко Д. И., Максимов В. И. Роль геополитических факторов при когнитивном моделировании открытых систем // Материалы 8-й Международной конференции "Проблемы управления безопасностью сложных систем". URL: www. sbcinfo. ru/articles/8th_2011conf/l.
Самостоятельным источником угрозы экономической безопасности Российской Федерации следует считать весь массив преступлений экономического характера, в рамках которого сложилась и осуществляется преступность в сфере таможенной деятельности. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608, устанавливает перечень базовых направлений государственной деятельности в данной сфере, среди них - мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Продуктивность таможенной политики как важного фрагмента внутренней экономической деятельности государства, по нашему мнению, прямо зависит от способности и готовности законодателя конструировать нормы таможенного права по принципу их максимального соответствия идее баланса, экономико-правового консенсуса между государством и иными субъектами внешнеэкономической деятельности. Стратегический же уровень обеспечения экономической безопасности достигается за счет концептуальных политических и экономических государственных решений, получающих юридическое закрепление. Система правового обеспечения экономической безопасности рассматривается нами как совокупность правовых норм, регулирующих деятельность по обеспечению и защите экономической безопасности Российской Федерации, созданные на этой основе государственные институты, общественные и иные организации, а также комплекс мер, реализующих политику экономической безопасности Российской Федерации. В соответствии с этим алгоритмом обеспечение экономической безопасности также может пониматься как совокупность правовых норм и соответствующих им экономических, организационных, управленческих мер, реализуемых уполномоченными субъектами. Экономическая безопасность Российской Федерации в сфере Таможенного союза является самостоятельным объектом уголовно-правового и криминологического исследования как на институциональном (т. е. изучение системы органов управления интеграцией), так и на видовом уровнях. Проведенное нами исследование показало, что отсутствие нормативно-правового закрепления приоритетности уголовно-правового и криминологического направления по предупреждению преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации в сфере таможенной интеграции, предопределило низкий уровень реализации уголовной политики государства в законодательных актах, регламентирующих деятельность субъектов профилактики в сфере экономики (в том числе таможенные и пограничные органы ФСБ). Таможенные и пограничные органы ФСБ в соответствии со ст. 40 УПК РФ отнесены к органам дознания, поэтому указанные органы должны не только раскрывать преступления и расследовать уголовные дела, но и в соответствии с ч. 2 ст. 73 УПК РФ должны (обязаны) выявлять и устранять причины и условия, способствовавшие совершению преступлений на Государственной или таможенной границе РФ. В связи с созданием Таможенного союза в рамках интеграции России, Казахстана и Беларуси необходимо создание единой нормативной базы, упрощающей взаимодействие правоохранительных служб трех стран. Подобная база будет служить основанием для наиболее быстрого принятия решений компетентными органами, в частности, о возбуждении уголовного дела и принятия мер процессуального принуждения, решений о проведении ОРМ. На сегодняшний день унифицировано только таможенное законодательство, а административное и цикл уголовного законодательства остаются национальными. Одним из первых законодательных актов для унификации административного и уголовного законодательства стало решение Межгосударственного совета от 5 июля 2010 г. N 50, согласно которому приняты Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Таким образом, очевидно несовершенство правовой базы Таможенного союза, поскольку государства-участники, располагая неполным пакетом законодательного регулирования, для восполнения пробела в законодательстве вынуждены пользоваться национальным законодательством, включая УК и КоАП РФ. Понятно, что сразу создать единую нормативную базу Таможенного союза невозможно, это процесс эволюционного развития. Задача науки уголовного права и криминологии - способствовать формированию правовой базы Таможенного союза. В противном случае имеет место парадокс: есть союз, есть общее таможенное пространство, общие цели и задачи, а уголовное законодательство в сфере таможенных преступлений - национальное, т. е. у каждого государства свое. На практике это приводит к серьезным противоречиям. Например, в России декриминализировано такое деяние, как контрабанда, а по законодательству Республик Беларусь и Казахстан это деяние по-прежнему является преступлением. Соответственно, число желающих провезти товары, транспорт, оказать услуги в нарушение установленного правила через таможенную границу Российской Федерации значительно возрастет по понятным причинам. Дополнительно хочется отметить, что на общих границах отменены таможенное оформление и таможенный контроль произведенных и выпущенных для внутреннего потребления товаров, а это повлечет рост количества поставок контрафактных товаров на российский рынок <5>. Эти факты свидетельствуют об отсутствии обмена мнениями и информацией между участниками Таможенного союза. -------------------------------- <5> Максимов Ю. Правовые и организационные особенности развития Таможенного союза // Хозяйство и право. 2011. N 3. С. 89.
Новым направлением уголовной политики государства должно стать развитие межотраслевых законодательных актов, унифицированных для Таможенного союза, по предупреждению отдельных наиболее опасных видов преступлений: организованная преступность, коррупция, легализация доходов, незаконный оборот оружия и наркотиков, незаконная миграция, терроризм. Ускоренное и эффективное взаимодействие правоохранительных служб является важным звеном обеспечения экономической безопасности Таможенного союза. В целях определения форм правового взаимодействия необходимо установить международно-правовой источник, обеспечивающий деятельность правоохранительных служб трех стран. Поскольку основой данного источника будут являться нормативные акты трех стран - России, Казахстана и Беларуси, наиболее подходящей формой будет являться кодификация законодательства трех стран и создание сводного источника в виде кодекса правоохранительной деятельности. Создание Таможенного союза направлено на успешное ведение совместных действий против таможенной преступности, для чего следует признать целесообразным принятие Кодекса правоохранительной деятельности стран Таможенного союза (КПД ТС) как документа, консолидирующего в себе нормы различных отраслей права и способствующего не только защите таможенной и соответственно экономической безопасности стран - участниц Таможенного союза, но также единству и взаимопониманию наций, объединившихся для достижения общих целей. Задачами такой правоохранительной деятельности должны стать: - обеспечение эффективного применения уголовного законодательства стран - участниц Таможенного союза; - привлечение виновных лиц к уголовной ответственности за совершение таможенных преступлений; - эффективное взаимодействие правоохранительных органов стран - участниц Таможенного союза. Следует отметить, что предметом регулирования данного Кодекса являются исключительно правоохранительные отношения, возникающие между странами - участницами Таможенного союза. Данный Кодекс должен унифицировать уголовное, уголовно-исполнительное, процессуальное и оперативно-розыскное законодательство стран - участниц Таможенного союза. В связи с этим необходимо разработать научную стратегию унификации вышеуказанного законодательства стран - участниц Таможенного союза. Должны появиться криминологические законы для Таможенного союза, которые будут определять цели, задачи, принципы, понятия, организационно-структурное и иное обеспечение по предупреждению отдельных видов преступлений на всем пространстве Таможенного союза. Свод уголовных законов для Таможенного союза должен содержать исчерпывающий перечень общественно опасных деяний, признаваемых как преступление на всем таможенном пространстве стран - участниц Таможенного союза, с указанием оснований ответственности и наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания, используя в необходимых случаях бланкетные нормы, отсылающие правоприменителя к действующему уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, оперативно-розыскному, административному законодательству каждого государства - участника Таможенного союза. Полагается целесообразным ввести в отдельные нормы свода уголовного закона абсолютно определенные санкции, прежде всего за деяния, совершенные организованными преступными группами, за совершение террористического акта, оборот оружия и наркотиков. Это необходимо, чтобы исключить возможность выбора судьями различной меры наказания: независимо от того, где совершено преступление, в условиях Таможенного союза наказание должно быть одинаковым. Абсолютно определенная санкция исключит возможность воздействия на судей со стороны представителей организованной преступности. В рамках Кодекса правоохранительной деятельности необходимо выделить несколько глав, нормы которых отражены в разных отраслях права. Прежде чем говорить о каком-либо таможенном преступлении Таможенного союза, необходимо выделить сильные и слабые стороны уголовного законодательства стран - участниц Таможенного союза, а выявив их, прийти к единому пониманию таможенных преступлений для Таможенного союза. В целях единообразного понимания необходимо определить категорию "таможенное преступление Таможенного союза". Таможенным преступлением Таможенного союза является противоправное, виновное деяние, представляющее угрозу и опасность для экономической и иной безопасности стран - участниц таможенной интеграции Таможенного союза, причиняющее установленный настоящим Кодексом вред интеграционным отношениям и запрещенное Кодексом под угрозой уголовного наказания. Необходимым признаком таможенного преступления Таможенного союза является, конечно же, состав преступления, и особое значение имеют такие его элементы, как: место преступления - территория Таможенного союза, общественная опасность деяния в виде угрозы и риска причинения вреда интересам Таможенного союза, вред и ущерб как негативные последствия причинения вреда преступлением. Учитывая Международное решение от 5 июля 2010 г. N 50 "О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам", можно отметить, что Кодекс правоохранительной деятельности является источником, регулирующим большую группу правоотношений, чем настоящее Соглашение. Данное Соглашение не регулирует блок общественных отношений по таможенным преступлениям, конкретные вопросы сотрудничества стран Таможенного союза по уголовным делам. В сравнении с Межгосударственным решением от 5 июля 2010 г. N 50 в КПД ТС предлагается гораздо более широкая система таможенных преступлений, расследование которых реализуется не только таможенными органами, но и иными правоохранительными органами, ввиду того что эти преступления совершаются в большинстве своем в квалифицированных составах. Вместе с тем на основной таможенный орган - комиссию Таможенного союза возлагается огромная роль по контролю за учетом преступлений и исполнением приговоров и соответственно поступлением денежных средств в бюджеты стан - участниц Таможенного союза. Ниже приведена таблица сравнительных возможностей межгосударственного Соглашения и КПД ТС с разбивкой по отдельным наиболее важным элементам.
Показатели, Кодекс Решение от 5 июля 2010 г. выраженные в правовых правоохранительной N 50 "О международных институтах КПД ТС и деятельности стран договорах Таможенного союза Соглашения от 5 июля Таможенного союза в сфере сотрудничества по 2010 г. N 50 уголовным и административным делам"
Существенно дополнены Основные понятия в связи с расширением Присутствуют предмета регулирования
Комплекс наиболее Только отдельные вопросы по Предмет регулирования важных отношений административным и уголовным правоохранительной делам деятельности
Порядок определения Изменен на более По месту обнаружения или места производства целесообразный, споры совершения либо большинства предварительного о месте производства свидетелей определяются КТС расследования не допускаются
Единый комплекс Таможенные таможенных преступления с Нет, только понятие для преступлений правилами их таможенных органов квалификации
Порядок + (полный институт - (только взаимодействие в взаимодействия взаимодействия) рамках административного по уголовным делам производства)
Установлен особый Порядок применения приоритет Нет наказания имущественных наказаний
Инициатором законодательных новелл в таможенной сфере в соответствии со ст. 1 Договора <6> должна выступить Комиссия Таможенного союза. Основной задачей Комиссии в соответствии со ст. 1 Договора является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Таможенного союза (межгосударственная таможенная интеграция). -------------------------------- <6> Договор от 6 октября 2007 г. "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" // СПС "КонсультантПлюс".
Название документа