Современные проблемы раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях

(Рябых С. Б.) ("Российский следователь", 2012, N 21) Текст документа

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ <*>

С. Б. РЯБЫХ

Рябых Сергей Борисович, преподаватель кафедры философии и истории Воронежского института ФСИН России.

Раздельное содержание разных категорий осужденных, отбывающих наказания в воспитательных колониях, является основным требованием режима. В результате реформирования уголовно-исполнительной системы в 90-е и в последующие годы система раздельного содержания лиц, отбывающих наказания в воспитательных колониях, была практически разрушена. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. имеет целью ее восстановление. Однако, по мнению автора, вопрос о раздельном содержании разных категорий несовершеннолетних осужденных до сих пор не решен. В статье предлагается теоретическое обоснование критериев раздельного содержания по видам режима, которое в условиях современного реформирования уголовно-исполнительной системы может быть воспринято не только наукой, но и практикой.

Ключевые слова: вид режима, раздельное содержание, лишение свободы, несовершеннолетние осужденные, воспитательная колония, воспитательный центр.

Separate residence of the various categories of the convicted serving the sentence in the educational colonies is the main requirement of the regime. Separate residence of the persons serving the sentence in the educational colonies was practically destroyed as a result of reforming of the penal system in 90-s and in subsequent years. The Concept of development of the penal system of the Russian Federation until 2020 has aim to reestablish it. However according to the author's opinion problem of the separate residence of the various categories of the minor convicts has not solved yet. The article offers theoretical substantiation of the criterions of the separate residence by kinds of the regime which can be perceived not only by science but also by practice in the conditions of the modern reforming of the penal system.

Key words: kind of regime, separate residence, imprisonment, minor convicts, educational colony, educational center.

Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г. <1>, устанавливают критерии раздельного содержания несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. -------------------------------- <1> URL: http://www2.ohchr. org.

В статье 28 указанных Правил отмечается, что основным критерием разделения несовершеннолетних, лишенных свободы, на различные категории должно быть обеспечение таких условий, которые в наибольшей степени отвечали бы особым потребностям отдельных осужденных и обеспечивали бы защиту их физической, психической и моральной целостности и благополучия. В то же время Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. <2> одной из задач предусматривает осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного. -------------------------------- <2> Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 1772-р) // СЗ РФ. 2010. N 43. Ст. 5544.

В разделе 3.2 "Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование организационно-структурного построения УИС" предлагается преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. В целях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы НИИ ФСИН России совместно с УСПВРО ФСИН России, ВИПЭ ФСИН России и НИИ-ИиПТ ФСИН России подготовлены концептуальные модели воспитательных центров (далее - Концептуальная модель) <3>. Согласно Концептуальной модели "воспитательный центр - это исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также, при наличии условий, содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых". -------------------------------- <3> URL: http://www. fsin. su.

По замыслу разработчиков, воспитательный центр представляет собой исправительное учреждение и включает в себя следующие составные элементы: жилые блоки для раздельного проживания осужденных в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказаний, льготные условия отбывания наказаний (реабилитационный центр), ДИЗО (дисциплинарный изолятор), карантинное отделение, здания и сооружения общего назначения. В варианте модели воспитательного центра, подготовленного в Вологодском институте экономики и права ФСИН России, в целях дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных центрах предлагалось создать два типа наблюдения - обычный и усиленный, на каждом из которых предусматриваются строгие, обычные, облегченные и льготные (за исключением усиленного типа наблюдения) условия отбывания наказания. Воспитательный центр с обычным наблюдением - исправительное учреждение, предназначенное для содержания под стражей и отбывания наказания в виде лишения свободы лиц мужского пола, впервые осужденных к лишению свободы, а также несовершеннолетних женского пола с обеспечением их раздельного содержания. Воспитательный центр с усиленным наблюдением - исправительное учреждение, предназначенное для содержания под стражей и отбывания наказания в виде лишения свободы лиц мужского пола, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы и осужденных в несовершеннолетнем возрасте, совершивших особо тяжкие преступления, а также лиц, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания. И хотя подобные стремления разработчиков по созданию двух типов наблюдения - обычного и усиленного - полностью разделяются автором, следует отметить, что вопрос о раздельном содержании разных категорий несовершеннолетних осужденных до сих пор не решен. Общие принципы раздельного содержания осужденных к лишению свободы закреплены в ст. 80 УИК РФ. В соответствии с этой статьей в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Указанные положения в полной мере распространяются на воспитательные колонии, т. к. в нормах гл. 17 УИК РФ уточнений нет. Однако изучение практики работы воспитательных колоний в настоящее время показывает, что реально значение сохранило только указание на разделение несовершеннолетних осужденных по полу. Требование изоляции осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, от основной массы осужденных повсеместно не исполняется. Гуманизация уголовной политики и соответствующие тенденции судебной практики обусловили концентрацию в воспитательных колониях наиболее сложной в педагогическом отношении категории правонарушителей. Сказанное подтверждается следующими фактами. При почти четырехкратном сокращении контингента (с 21957 в 1999 г. до 5600 в 2010 г.) количество допускаемых ими нарушений порядка отбывания наказания снижалось непоследовательно и сократилось всего на 14,7%, а уровень этих правонарушений в расчете на 1000 осужденных возрос почти в полтора раза (на 46,6%). По данным специальной переписи осужденных, значительная доля осужденных отбывают наказания за тяжкие (61%) и особо тяжкие (27%) преступления <4>. -------------------------------- <4> Данилин Е. М., Радкевич В. С., Селиверстов И. В., Сизая Е. А. Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы (по материалам специальной переписи осужденных 2009 г.). Вып. 1 / Науч. ред. В. И. Селиверстов. М.: Юриспруденция, 2010. С. 16.

Вместе с тем если для взрослых осужденных в зависимости от тяжести совершенного преступления существуют исправительные учреждения с разными видами режима, то на основании ч. 3 ст. 58 УК РФ все лица, не достигшие к моменту вынесения судом восемнадцатилетнего возраста, отбывают наказания в воспитательных колониях. В связи с этим можно сделать вывод о том, что положения уголовно-исполнительного законодательства о раздельном содержании осужденных не исполняются, что наносит невосполнимый вред делу исправления несовершеннолетних преступников. По нашему мнению, тяжесть совершенного преступления и наличие рецидива преступлений, характеризуя общественную опасность содеянного и личность виновного, должны являться основным критерием при назначении вида воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных. Наша позиция подтверждается и теоретическим опытом. В советский период большинство авторов считали, что распределение несовершеннолетних осужденных по разным учреждениям в зависимости от тяжести совершенного преступления обоснованно, в основе данного критерия должен лежать так называемый "постатейный" признак, как это принято в отношении взрослых преступников. Так, З. А. Астемиров писал: "Исходным для определения вида трудовой колонии, безусловно, должен служить так называемый постатейный признак, т. е. характер совершенного преступления... Все осужденные несовершеннолетние должны делиться на две категории: 1) лица, осужденные впервые за преступления, не относящиеся к разряду тяжких; 2) лица, осужденные за тяжкие преступления, а также иные лица, имеющие признаки преступника-рецидивиста, побывавшие ранее в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей" <5>. Аналогичную позицию занимали Г. В. Дровосеков <6> и Ю. В. Гербеев <7>. -------------------------------- <5> Астемиров З. А. Некоторые вопросы теории и практики перевоспитания осужденных в трудовых колониях для несовершеннолетних // Труды ВШ МООП РСФСР. Вып. 9. М., 1964. С. 98. <6> Дровосеков Г. В. Основные вопросы применения наказания в виде лишения свободы к несовершеннолетним по советскому уголовному праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1965. С. 11. <7> Гербеев Ю. В. Несущие проблемы // К новой жизни. 1965. N 7. С. 63 - 64.

Помимо "постатейного" подхода к раздельному содержанию несовершеннолетних осужденных по видам режима необходимо учитывать и индивидуальные особенности личности несовершеннолетнего преступника, прежде всего степень его педагогической запущенности. Как уже отмечалось, большинство воспитанников, отбывающих наказания в воспитательных колониях, осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления. К разряду лиц, осужденных впервые за преступления небольшой и средней тяжести, относятся всего 12% осужденных. По данным нашего исследования, большинство среди этой категории осужденных занимают лица, привлеченные по ч. ч. 1 и 2 ст. 158 УК РФ, то есть за кражи. При этом все несовершеннолетние ранее подвергались различным мерам государственного и общественного воздействия за совершенные правонарушения. Так, 14% из них были ранее осуждены условно; 2% были помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; 2% отбывали ранее наказания в воспитательных колониях, как правило, за кражи; остальные обсуждались на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних, где к ним были применены меры воспитательного воздействия. Кроме того, более 30% воспитанников были осуждены впервые к лишению свободы по совокупности преступлений, при этом чаще всего с таким сочетанием: кража и хулиганство; кража и разбой; хулиганство и изнасилование и т. д. Известно, что лица, в т. ч. и подростки, осужденные за кражи, гораздо труднее поддаются воспитанию, чем осужденные за тяжкие преступления. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что эти преступления совершаются группой, нередко при участии взрослых, что также говорит о характеристике их личности. Все перечисленное говорит о том, что подростки, осужденные к лишению свободы впервые, хотя и за различные по тяжести преступления, практически составляют достаточно однородную группу по степени их педагогической запущенности и по особенностям личности, определяемых их возрастом. Эти признаки и должны быть использованы для определения вида воспитательного центра для содержания в них несовершеннолетних осужденных. В этой связи оправданным является создание воспитательных центров с обычным наблюдением и воспитательных центров с усиленным наблюдением. По нашему мнению, в воспитательных центрах с обычным наблюдением должны содержаться несовершеннолетние, впервые осужденные к лишению свободы, независимо от тяжести совершенного преступления, а также положительно характеризующиеся несовершеннолетние, переведенные в них из воспитательных центров с усиленным наблюдением после отбытия там наказания в течение не менее одного года. В воспитательных центрах с усиленным наблюдением должны содержаться несовершеннолетние, осужденные к реальному лишению свободы, если они ранее реально отбывали наказание в местах лишения свободы, а также несовершеннолетние, совершившие умышленные преступления в период отбывания наказания в местах лишения свободы. С учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности осужденного по решению суда в эти же учреждения могут быть направлены несовершеннолетние, осужденные впервые за насильственные тяжкие и особо тяжкие преступления. На наш взгляд, перевод из воспитательных центров с усиленным наблюдением в воспитательные центры с обычным наблюдением должен производиться только судом, но не ранее, чем после отбытия осужденным одного года в воспитательном центре с усиленным наблюдением. Такой период необходим не только для закрепления позитивных сдвигов в поведении несовершеннолетних осужденных, но и для того, чтобы воспитанники смогли закончить учебный цикл в школе и профессиональном училище. Таким образом, нам представляется, что предлагаемая нами система раздельного содержания по видам режима в отношении несовершеннолетних осужденных будет в большей мере способствовать исправлению осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, и успешной их адаптации после освобождения.

Название документа