Правовой отдел (отделение) Советской части Союзной контрольной комиссии в Австрии в 1945 - 1955 гг
(Кодинцев А. Я.) ("Военно-юридический журнал", 2012, N 10) Текст документаПРАВОВОЙ ОТДЕЛ (ОТДЕЛЕНИЕ) СОВЕТСКОЙ ЧАСТИ СОЮЗНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ КОМИССИИ В АВСТРИИ В 1945 - 1955 ГГ. <*>
А. Я. КОДИНЦЕВ
Кодинцев Александр Яковлевич, профессор кафедры теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доктор юридических наук.
Статья продолжает серию публикаций, посвященных правовой политике Советского государства на оккупированных территориях Центральной Европы в 1945 - 1955 годы. Рассматривается деятельность юридических подразделений советских оккупационных войск в Австрии.
Ключевые слова: Советская часть Союзной комиссии, правовой отдел, розыск военных преступников, правовой директорат.
The article continues the series on the legal policy of the Soviet state in the occupied territories of Central Europe in 1945 - 1955. It describes the activities of the legal entities of the Soviet occupation forces in Austria.
Key words: Soviet Union part of the Commission, the legal department, wanted war criminals, the legal directorate.
В апреле-мае 1945 года союзные войска оккупировали Австрию. Австрийские граждане принимали активное участие в военных действиях и массовых репрессиях. Было принято решение создать оккупационную администрацию. Оккупация продолжалась 10 лет. Как и в Германии, в Австрии проходила денацификация, демилитаризация. Действовали полностью или частично законы Контрольного Совета. Большинство материалов по деятельности советских юристов в Австрии исследователями не изучались. Исключением является сборник документов "Советская политика в Австрии. 1945 - 1955 гг." В нем представлены отдельные отчеты правового отдела Советской части Союзнической комиссии. По первому соглашению о системе контроля над Австрией (4 июля 1945 г.) четыре державы учредили Союзническую комиссию по Австрии, которая включала Союзнический Совет (включал 4 верховных комиссара), Исполнительный комитет и 4 штаба оккупационных властей. СКА проработала 10 лет. Австрия и Вена были разделены на 4 зоны оккупации. В каждой из частей действовала своя "часть" оккупационной администрации. Так, на северо-востоке Австрии действовала Советская часть СКА (СЧ СКА). Структура СЧ СКА во многом была похожа на структуру Советской военной администрации в Германии (СВАГ), естественно, в уменьшенном виде. Также действовало Управление советским имуществом, которое вывозило имущество из Австрии; транспортный отдел, прокуратуры и трибуналы, экономический отдел, отдел внутренних дел. Также провинциями и муниципалитетами управляли советские военные комендатуры. В то же время полномочия СЧ СКА в отличие от СВАГ были существенно ограничены. Во многих случаях, когда СВАГ имел право управлять немецкими органами напрямую, СЧ СКА могла только контролировать австрийские органы. В Австрии было больше совместных оккупационных органов, чем в Германии, что также в известной мере сдерживало оккупационную администрацию. В отличие от Германии Австрия получила 28.06.1946 второе Контрольное соглашение, согласно которому временное правительство и парламент Австрии могли принимать предварительные нормативные акты без одобрения СКА. Союзники сохраняли автоматическое право вето только в отношении конституционных законов. На практике Контрольное соглашение не определяло четко порядок применения оккупационных актов в их соотношении с актами республики. Это привело к серии затяжных конфликтов. Первые годы любая держава могла заблокировать НПА федеральных властей Австрии. Позже было принято решение, что право вето может налагаться только совместным решением 4-х сторон, и оно было частично парализовано. Составной частью СЧ СКА являлся правовой отдел, организованный по примеру правового отдела СВАГ. Минюст (МЮ) СССР управлял отделом. Отдел включал экспертов, переводчиков, юристов-консультантов, референтов. Отдел делился на отделение по подготовке законопроектов для Контрольного Совета и Координационного комитета и отделение по контролю за деятельностью центральных и местных судебно-прокурорских органов. В конце 40-х годов существовала группа по надзору за австрийским законодательством. Первым начальником отдела в мае-августе 1945 г. был Шаламов. Со 2 августа 1945 г. начальником стал Покровский Юрий Владимирович (русский), полковник юстиции. Родился в 1902 г., член партии с 1921 г., с высшим юридическим образованием. В 20-е годы преподавал в училищах. В армии с 1941 г., прошел путь от заместителя военного прокурора армии до военного прокурора ГВП. Его заместителем был В. Г. Зайцев. Первые консультанты отдела - А. А. Федотов и М. В. Коноплясов. Штаты несколько раз изменялись. По распоряжению МЮ СССР от 24.04.1946 N 021 штаты Правового отдела в Австрии были увеличены на 5 единиц. Всего в 1946 г. работало 19 человек, в т. ч. 12 сотрудников. В январе 1947 г. в отделе работало 9 оперативных работников, 3 переводчика, секретарь и машинистка. В августе после сокращения осталось 4 оперативных работника. На 1948 год штат отделения составляли 8 человек. Впоследствии Покровскому удалось добиться увеличения штатов. Общее количество сотрудников отдела, включая членов семей, на 1 января 1949 г. - 15 (11 сотрудников), на 1 января 1950 г. и 1951 г. - 9 сотрудников (5 оперативных), в 1954 г. - 3. Внутреннее разделение отдела упразднили. Отдел был переименован в отделение. В 1950 г. Покровский и почти все оперативные сотрудники были возвращены в СССР. Несколько месяцев начальником числился Довальцев, а в конце года новым начальником был назначен бывший военный прокурор Венского гарнизона, полковник юстиции Томановский. При австрийских трибуналах работали адвокаты С. П. Дмитриев (заведующий консультацией) и А. М. Баранов (адвокат). Они подчинялись правовому отделению. В 1952 г. начальником отделения работал подполковник юстиции Пшеничников. С 18 марта 1952 г. работал Игорь Владимирович Разумов. В 1953 г. в отделении работали: Пшеничников Николай Алексеевич (старший консультант), с марта 1949 г.; Крылов Василий Николаевич, с сентября 1952 г.; Лапшин Ион Алексеевич, с марта 1952 г.; Симановский Лев Алексеевич, с октября 1950 г., и 3 технических работника <1>. -------------------------------- <1> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 466. Л. 103, 351; Д. 506. Л. 152; Д. 537. Л. 101; Д. 599. Л. 8, 59 - 66; Д. 664. Л. 44; РГАНИ. Ф. 5. Оп. 14. Д. 12. Л. 41.
Полномочия правового отдела включали взаимодействие с союзным правовым директоратом, контроль за народным судом (политическим) Вены по рассмотрению дел нацистских преступников, помощь в управлении советским имуществом в Австрии, проверку работы народных судов в зонах союзников, проверку австрийских тюрем. То есть функции контрольные, но не управленческие. Также отдел помогал уполномоченным верховного комиссара в провинциях советской зоны оккупации. Проводили лекции, консультировали отраслевые отделы СЧ СКА <2>. -------------------------------- <2> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 477. Л. 2; Д. 598. Л. 65.
Большой проблемой правового отдела, как и в Германии, была невозможность выполнять функцию по розыску военных преступников. Покровский неоднократно просил создать специальную группу по розыску. В отличие от советского правового отделения, правовые отделы союзников за 2 года разыскали 1,5 тысячи нацистских преступников. Правовой отдел СЧ СКА рассылал запросы, просил помочь МГБ. Результаты были очень скромные. В 1947 г. отделу удалось разыскать только 3 группы военных преступников. Всего с 1945 по 1949 годы отделу удалось заключить с союзниками всего лишь 36 соглашений о выдаче военных преступников. Но в итоге не все они были выданы. В 1949 г. правовой отдел, помогая Чрезвычайной госкомиссии, собрал материалы на 83 нацистских преступника. Военные трибуналы рассмотрели несколько тысяч дел по военным преступлениям, совершенным австрийцами. Например, весной 1951 г. военный трибунал Центральной группы войск приговорил четырех военных преступников: Робара, Дункль, Коухут и Элинауэр к длительным срокам тюремного заключения за совершение преступлений на советской территории. С каждым годом возможности отделения уменьшались. Так, в 1950 г. отделение добилось от союзников передачи 10 военных преступников трибуналу ЦГВ <3>. -------------------------------- <3> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 598. Л. 69, 92; Д. 664. Л. 44; Д. 715. Л. 46. Л. 146, 160, 175.
В 1950 - 1952 гг. советская оккупационная администрация и федеральное правительство Австрии вступили в серию конфликтов. Отношения правового отделения и министерства юстиции осложнились. В 1951 г. новый президент Австрии Кернер амнистировал ряд военных преступников, в т. ч. содержавшихся в тюрьме Штайн (Вена). Правовое отделение изучило документы о помиловании и отказало. После этого Австрийское правительство перестало разыскивать военных преступников <4>. -------------------------------- <4> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 664. Л. 197.
Осуществляя надзор за австрийской юстицией, работники отделения совершали рабочие выезды, пресекали возбуждение дел против "демократических элементов" (членов компартии Австрии), препятствовали передаче нацистам имущества, изучали судебные дела, изучали кадры. Под давлением военных юристов уголовные дела часто прекращались или приостанавливались. Проверке подверглись 28 районных судов, 4 окружных и прочих входивших в советскую зону оккупации (всего 74 суда). В 1949 г. отдел проверил работу половины всех судов, 50 раз сотрудники выезжали на место. Постоянная бригада имела двух военных юристов и переводчика. Ревизоры истребовали и разрешили 200 уголовных дел. Главную задачу руководство отдела видело в максимальной помощи австрийским коммунистам и преследовании нацистских преступников. До 1950 г. отделу удавалось пресекать попытки вернуть нацистам квартиры и мебель. Но отделу не удавалось препятствовать возвращению "народных" предприятий их законным владельцам <5>. -------------------------------- <5> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 598. Л. 66, 69; Д. 715. Л. 8.
Для австрийцев и немцев большое значение имела амнистия номинальных и второстепенных членов нацистской партии. После такой амнистии в Германии 12 апреля 1948 г. было принято совместное союзное решение об амнистии менее виновных австрийских нацистов. В итоге было амнистировано более 500000 (из 536000) австрийских нацистов. Многие члены партии оставались в тюрьме. В 1949 г. правовому отделу удалось воспрепятствовать проведению амнистии нацистов. В момент активного конфликта Бундес Правительства и СССР министр юстиции Гере своей директивой объявил амнистию в нарушение Конституционного закона N 198 (45) "О недопущении нацистов к участию в парламентских выборах". Также он пытался вернуть нацистам право участвовать в выборах. Советская часть не признала амнистию и запретила выпускать преступников. Тюрьма в Кремсе, где находились нацистские и военные преступники, была взята под охрану советских войск. В октябре 1949 г. директива Гере была приостановлена. Гере подал в отставку <6>. -------------------------------- <6> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 598. Л. 74; Д. 664. Л. 20, 36.
После случая с Гере Союзный Совет трижды обследовал австрийские суды и составил план по устранению недостатков. Но Минюст не выполнил их, а западные союзники и не настаивали. В 1950 г. правовой отдел проверил 60% австрийских судов в СОЗ. Сотрудники отдела изучили 100 дел и разрешали жалобы местного населения. Особое внимание уделялось кадрам, карательной практике и исковым требованиям нацистов о возврате имущества. Коменданты осуществляли жесткий контроль над австрийской юстицией, истребовали судебные материалы. Суды жаловались в Минюст. Минюст направлял в отделение ноты протеста и получал отказы. В конечном счете австрийское правительство рассмотрело вопрос на своем заседании и прислало ноту, в которой указывалось 214 фактов вмешательства советских военных комендантов в работу судов. Вновь последовал отказ. Сотрудники отдела заявляли, что комендатуры действуют законно. Ноты австрийского правительства рассматривались как наглость. В 1952 г. отделение проверило работу 30 австрийских районных судов. В мае 1951 г. Минюст Австрии издал директиву, запретившую непосредственное общение с оккупационными властями. Судьям запретили выдавать комендантам дела и предоставлять сведения. Это противоречило контрольному соглашению от 28.06.1946. Министра юстиции Чадека пригласили в правовое отделение и потребовали отменить директиву. Тогда судьи районных судов стали скрывать дела и передавать их в западную зону оккупации. Меры ответственности нацистских преступников снижались, преследования почти прекратились <7>. -------------------------------- <7> Советская политика в Австрии. 1945 - 1955 гг.: Сб. док. М. - СПб., 2006. С. 421; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 664. Л. 5 - 7, 76, 172; Д. 758. Л. 3.
В 50-е годы сотрудники правового отделения возмущались деятельностью австрийских судов. Они, во-первых, пытались привлечь к суду антифашистов (с точки зрения советских юристов это были самые порядочные люди в Австрии), удовлетворяли претензии нацистов о возвращении имущества, смягчали уголовные дела против фашистов. По рекомендациям отделения СЧ СКА препятствовала австрийским судам в их попытках привлечь к суду антифашистов. Неоднократные требования отделения очистить органы юстиции от нацистов в конечном итоге были проигнорированы. С 1952 г. австрийские суды уже без сопротивления принимали иски нацистов о возврате имущества. Препятствуя работе правового отделения, Минюст Австрии запретил судьям давать информацию о личном составе австрийских юридических органов. Правовое отделение фактически потеряло контроль над австрийской юстицией <8>. -------------------------------- <8> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 758. Л. 14, 23.
Большой объем работы правового отделения заключался в деятельности правового директора Союзнической контрольной комиссии (СКК) по Австрии. С 27.09.1945 по 01.06.1946 СКК по Австрии добилась отмены 18 австрийских законов. Первые годы представители оккупационных администраций действовали согласованно. К концу 40-х годов отношения были испорчены и три западные администрации выступали совместно против советской. С самого начала правительство Австрии и Министерство юстиции стремились не отменять нацистское законодательство и игнорировать антинацистское законодательство. Союзный Совет неоднократно запрашивал Федеральное правительство об изменении законов и, как правило, получал уклончивые ответы. В 1949 г. Директорат представил Контрольному и Союзному Советам 286 НПА (в 1948 г. - 249). 230 актов были утверждены исполнительным комитетом. В 1950 г. советское правовое отделение дало заключения по 34 (из 80) законодательным актам земель. ПД и СС рассмотрели в 1950 г. 245 НПА. Принятию многих законов правовое отделение не могло воспротивиться. В 1951 г. ПД изучил 277 НПА, 154 было одобрено, 123 не были одобрены (советской стороной) и вступили в силу автоматически, в силу статьи 6 Контрольного соглашения, через 31 день. В 1952 г. ПД изучил 232 акта, одобрил 140, 92 не были одобрены СЧ и вступили в силу автоматически. Статья 6 Контрольного Соглашения позволяла принять решение простым большинством голосов (т. е. 3 против 1). Советская сторона зачастую бессильна была что-либо сделать <9>. -------------------------------- <9> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 503. Л. 9; Д. 598. Л. 81; Д. 664. Л. 23 - 29; Д. 715. Л. 23, 28; Д. 758. Л. 25.
Правовое отделение СЧ СКА по Австрии, несмотря на ее активную деятельность (например, юристы отделения участвовали в обсуждении 2000 нормативно-правовых актов австрийского государства), в целом не смогло выполнить свои функции. Причины заключались в небольшом и недостаточно квалифицированном составе отделения, ограниченных полномочиях, саботаже со стороны австрийской юстиции и т. д. В Австрии советское правительство не смогло взять ситуацию под контроль. Создать вторую ГДР путем манипуляций не получилось. Тем не менее деятельность правового отделения позволила получить уникальный опыт правовой работы по формированию законодательства оккупированной страны. К сожалению, из-за засекреченности документов, связанных с советской оккупационной администрацией, опыт был утерян.
Название документа