Вопросы гармонизации антикоррупционного законодательства России и ЕС в контексте диалога о безвизовом режиме

(Трыканова С. А.) ("Российская юстиция", 2012, N 11) Текст документа

ВОПРОСЫ ГАРМОНИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ И ЕС В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА О БЕЗВИЗОВОМ РЕЖИМЕ

С. А. ТРЫКАНОВА

Трыканова С. А., кандидат исторических наук, доцент.

Статья посвящена вопросам гармонизации антикоррупционного законодательств России и ЕС в контексте диалога о безвизовом режиме.

Ключевые слова: антикоррупционное законодательство, Россия, Европейский союз, безвизовый режим.

The article is devoted to the issues of harmonization of anticorruption legislation of Russia and the EU in the context of the dialogue on visa-free regime.

7 декабря 2010 г. на саммите Россия - ЕС в Брюсселе были определены требования к переходу к безвизовому режиму с ЕС, где, в частности, указывалось, что России необходимо усилить борьбу с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией, с этой целью ей предложено наладить сотрудничество с европейскими правоохранительными и судебными органами. Кроме этого, осуществление данного шага требует от РФ гармонизировать профильное законодательство, в том числе и антикоррупционное. Что является нормативным базисом права ЕС в сфере борьбы с коррупцией? Прежде всего это: - Конвенция от 26.07.95 "О защите финансовых интересов Европейского сообщества"; - Конвенция от 26.05.97 "О борьбе против коррупции среди функционеров Европейского сообщества и функционеров стран - участниц Европейского союза"; - Протокол N 1 к Конвенции Евросоюза от 27.09.96 <1> "О защите финансовых интересов Европейского сообщества". -------------------------------- <1> Петрова Г. В. Международно-правовые и организационные меры в борьбе с коррупцией в Европейском союзе: границы и ориентиры // Интернет-журнал "Вся Европа. ru". 2010. N 5 (44) // http:// www. alleuropa. ru/ index. php? option= com_content&task= view&id=1580.

Как трактуются понятия "мошенничество" и "коррупция" в ЕС согласно данным Конвенциям и Протоколу? Определение "мошенничество" содержится в ст. 1 Конвенции: "...мошенничеством является причинение вреда финансовым интересам Сообщества. В области расходов это любое действие или бездействие, которые касаются: - использования или представления подложных деклараций или документов, неточных или неполных, в результате чего наступает получение или незаконное удержание денежных средств из бюджета Сообщества; - несообщения информации о нарушении специальных полномочий, имеющего тот же результат; - оборота таких фондов в иных целях, чем те, для которых они были выделены. В области доходов это любое умышленное действие или бездействие, касающееся: - использования или представления подложных деклараций или документов, неточных или неполных, в результате чего совершается незаконное уменьшение источников бюджетов, управляемых Сообществом; - несообщения информации в нарушение специальных обязанностей, имеющего тот же результат; - оборота легально полученной выгоды, имеющего тот же результат <2>. -------------------------------- <2> Право Европейского союза: Документы и комментарии / Под ред. С. Ю. Кашкина. М.: ТЕРРА, 2007.

В Протоколе N 1 к Конвенции Евросоюза от 27.09.96 "О защите финансовых интересов Европейского сообщества" описываются случаи коррупции, совершаемые чиновниками или в отношении чиновников, как национальных, так и европейских, ответственных за поступление, управление и расходование фондов Сообщества, находящихся в их подчинении". В данном Протоколе понятие "коррупция" классифицируется на "пассивную" и "активную" форму. Статья 2-1 дает определение "пассивной коррупции": "Это умышленное деяние, совершаемое чиновником, который прямо или через посредничество третьего лица пользуется или получает выгоды, какого бы ни было рода, для себя самого или третьих лиц, либо оно состоит в принятии обещания этого вознаграждения за то, чтобы выполнить или не выполнить, в противоречие своим должностным обязанностям, действие в пользу этого лица, которое (действие) наносит вред или может принести вред финансовым интересам Европейского сообщества". Статья 3-1 формулирует определение "активной коррупции": "Это умышленное деяние, совершенное кем-либо, кто обещает или дает, прямо или через посредничество третьих лиц, какое-либо вознаграждение чиновнику, ему самому или другому лицу, за то, чтобы тот совершил действие или воздержался от его совершения, в противоречие своим должностным обязанностям, в его (дающего лица) пользу, которое причиняет вред или может причинить вред финансовым интересам Европейского сообщества". Конвенция 1997 года расширяет круг деяний, подпадающих под определение коррупции. Значение данной Конвенции состоит в том, что она открыла новые процессуальные возможности для преследования преступников, привлечения их к ответственности независимо от принципа территориальности внутри Евросоюза и т. д. <3>. -------------------------------- <3> Craig P., de Burca G. EU Law. Texts, Cases, Materials. Oxford: Clarendon Press, 2007.

Какие практические шаги предпринимают геополитические партнеры Россия и ЕС по гармонизации антикоррупционного законодательства? Прежде всего это поиск стратегического организационно-правового подхода. Так, вопросам гармонизации антикоррупционного законодательства России и ЕС была посвящена проходившая 25 - 26 февраля 2010 г. в г. Трире (ФРГ) Международная научная конференция "Ежегодный форум по борьбе с коррупцией в ЕС-2010", организатором которого выступила Академия европейского права (ERA). Участники Ежегодного форума по борьбе с коррупцией в ЕС-2010 выработали практические меры и рекомендации по решению важнейших международно-правовых и европейских проблем борьбы с коррупцией, которые включают в себя следующее: - повышение эффективности международного сотрудничества ЕС в борьбе с финансовой преступностью и усиление антикоррупционных мероприятий Европейской комиссии, проводимых через Службу ЕК по борьбе с мошенничеством, защиту публичных фондов бюджета ЕС от нецелевого использования, транснациональной финансовой преступности и сомнительных операций; - совершенствование функций OLAF по антимошеннической и антикоррупционной экспертизе финансовых операций юридических лиц государств - членов ЕС с бюджетными средствами ЕС в условиях увеличения числа членов ЕС до 27 и вступления в силу Лиссабонского договора; - имплементацию международных норм Конвенции ООН против коррупции в уголовное, административное, банковское, бюджетное, налоговое, таможенное, инвестиционное законодательство европейских государств; - определение основных подходов OLAF к осуществлению правовых мер борьбы с коррупцией, включающих: 1) унифицированное на международном уровне и гармонизированное в европейском праве юридическое определение "коррупции"; 2) разработку Кодекса антикоррупционного поведения и Свода типовых финансовых контрактов, обеспечивающих прозрачность финансовых операций и возможность "выявления" (контроля) отправителя и получателя финансовых средств; 3) установление в уголовном законодательстве государств ЕС полного перечня финансовых преступлений в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции; - установление государствами ЕС, в соответствии с основополагающими принципами европейского права и своей правовой системы, надлежащих мер по содействию прозрачности и отчетности в управлении публичными финансами; - прозрачность утверждения бюджета ЕС и национальных бюджетов государств - членов ЕС; своевременное представление отчетов о поступлениях и расходах; развитие системы стандартов бухгалтерского учета и аудита и связанного с этим надзора; эффективные и действенные системы управления бюджетными рисками и внутренний бюджетный контроль; - реформу законодательного процесса, ориентацию на выявление и устранение в законопроектах и действующих нормах законодательства стран ЕС положений, способствующих коррупции, введение поста Европейского прокурора; - международное сотрудничество с третьими государствами, не входящими в ЕС по заключению новых специальных соглашений между ними с учетом требований ЕС по борьбе с коррупцией в сфере торговли, таможенного режима, налогообложения, сельского хозяйства и др.; - сотрудничество ЕС с международными организациями, такими как Комитет ООН по Координации действий государств - членов ООН в реализации положений Конвенцией ООН против коррупции; Международная ассоциация государственных антикоррупционных органов (IAACA), Группа экспертов Интерпола по противодействию коррупции (IGEC). Международная группа координации антикоррупционной деятельности (IGAC); Международная антикоррупционная академия; - использование Стокгольмской программы по дальнейшему формированию пространства свободы, безопасности и законности ЕС как стратегической основы всесторонней антикоррупционной политики, формирующей процессуальные основы контроля транснациональных финансовых операций; - расширение международных финансовых исследований, повышение роли криминологической, бухгалтерской и правовой антикоррупционной экспертизы <4>. -------------------------------- <4> Weatherill S., Beaumont P. EC Law. London: Penguin Books, 2008.

Итак, анализируя предпринимаемые сегодня меры России и ЕС в области гармонизации антикоррупционного законодательства, следует отметить, что в первую очередь их эффективность будет зависеть от выработки комплексного стратегического организационно-правового подхода с учетом интересов каждого геополитического партнера.

Название документа