Деятельность Всемирного Банка в сфере глобального распространения знаний и технологий: право и практика

(Шугуров М. В.) ("Международное право и международные организации", 2012, N 3) Текст документа

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНОГО БАНКА В СФЕРЕ ГЛОБАЛЬНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ: ПРАВО И ПРАКТИКА

М. В. ШУГУРОВ

Шугуров Марк Владимирович - доктор философских наук, профессор Саратовской государственной юридической академии.

Статья посвящена исследованию функций Всемирного банка в качестве "банка знаний". Большое внимание уделяется анализу политики открытого доступа к официальным публикациям, являющейся правовой основой дальнейшего реформирования Банка в направлении открытости и результативности его деятельности. Автор ставит акцент на вкладе Всемирного банка в дело обеспечения полного и эффективного осуществления прав и свобод человека, релевантных научно-техническому прогрессу.

Ключевые слова: международное право, знания, глобализация, сотрудничество, эффективность, прогресс, сотрудничество, наука, открытость, информация.

The activities of the World Bank in the sphere of global dissemination of knowledge and technologies: law and practice M. V. Shugurov

The article is devoted to the study of the functions of the World Bank as a "bank of knowledge". Much attention is paid to the policy of open access to the official publications, which form the legal basis for the further reforms in the Bank towards its more open and efficient activities. The author accents the input of the World Bank into the guarantees of all-inclusive and efficient implementation of rights and freedoms of people, as relevant to the scientific and technological progress.

Key words: international law, knowledge, globalization, cooperation, efficiency, progress, science, openness, information.

В настоящее время сложилась глобальная технологическая система (GTS), а в более широком понимании - глобальная система создания и распространения научных знаний, технологий и инноваций (GSSTI). Ее возникновение явилось результатом ускорения научно-технологического прогресса и расширения международного сотрудничества. Заметной тенденцией применительно к данной сфере стало повышение роли и значения международных организаций, которые координируют международное сотрудничество в сфере разработки, передачи и распространения знаний, технологий, инноваций, передовых практик и информации - ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНЕП, ОЭСР. Цели инновационно-технологического обмена могут быть самыми разнообразными - начиная от содействия экономическому росту и заканчивая достижением Целей развития Тысячелетия (MDGs). Несмотря на то что последние не закреплены в источниках твердого международного права, они рассматриваются как порождающие вполне определенные обязательства не только для государств, но и для международных организаций. Одну из главных ролей в глобальном распространении знаний и технологий играет Всемирный банк, обоснованно признанный лидирующим институтом мирового развития. 1. "Банк знаний": концепция и практика. В настоящее время выработано устойчивое представление о том, что Всемирный банк как специализированное учреждение в системе ООН является многосторонним финансовым институтом с множеством функций. Одна из них заключается в обеспечении глобального трансфера знаний и технологий <1>. Это дает основание рассматривать Всемирный банк в качестве "технологического института" <2> и подтверждает вывод о том, что в качестве "инструментов технологической политики" могут рассматриваться не только национальные, но и международные финансовые институты (МФИ) <3>. -------------------------------- <1> Global Economic Prospects. Managing the Next Wave of Globalization. Washington, D. C., 2007. P. VII; Weller P., Xu Y. World Bank: An Institution with Many Face // Social Alternatives. 2009. Vol. 28. N 2. P. 19. <2> Technology, Finance and Development: an Analysis of the World Bank as a Technological Institution. Ed. by Ch. Weiss, N. Jequier. Lexington, 1984. <3> Gerard G., Ganesh N. Development Financial Institutions as Technology Policy Instruments // Research Policy. Policy and Management Studies of Science, Technology and Innovation. 2003. Vol. 32. Issue N 1. P. 89 - 108.

Банк исходит из философии, гласящей, что знания, технологии и инновации помогают экономическому и социальному развитию, являются условием повышения конкурентоспособности и интеграции в мировую экономику, содействуют искоренению нищеты. Поэтому не случайно, что один из Докладов о мировом развитии был посвящен влиянию информационной революции на развивающиеся страны, а также роли доступа не только к финансированию, но и к технологическим и медицинским знаниям для улучшения жизненных стандартов населения <4>. -------------------------------- <4> World Development Report 1998 - 1999: Knowledge for Development. Washington, DC, 1998.

Всемирный банк полагает, что вызовы современности приводят к разнообразным технологическим инновациям. Для решения глобальных и региональных проблем важную роль играют информационно-коммуникационные, сельскохозяйственные, образовательные, финансовые технологии, технологии снижения рисков, связанных с изменением климата, технологии получения экологически чистых видов энергии. Разумеется, Банк не располагает лабораториями, в которых разрабатываются данные технологии. Однако он содействует их созданию и распространению по всему миру путем финансирования соответствующих проектов. Весьма заметной является его деятельность по распространению информационно-коммуникационных технологий <5>. -------------------------------- <5> Шугуров М. В. Всемирный банк в системе глобального трансфера ICT: международно-правовые основания // Вестник Саратовской государственной академии права. 2011. N 2. С. 126 - 138.

Миссия Банка в глобальном технологическом трансфере заключается в содействии расширению масштабов распространения технологий и технологических знаний, как внутри национальных границ, так и за их пределами (international technical knowledge transfer). О значении Банка в передаче технологий (информационно-коммуникационных, энергосберегающих, "зеленых технологий" и т. д.) в целях их использования говорил в своей речи на Ежегодном осеннем совещании 2009 года экс-президент Р. Зеллик. Он представил трансфер и диффузию технологий в качестве составной части "ответственной глобализации", предполагающей инклюзивный и устойчивый экономический рост, немыслимый сегодня вне технологий <6>. В качестве подспорья в содействии передаче и распространению технологий был создан специальный веб-сайт, предназначенный в том числе и для обсуждения возникающих здесь проблем <7>. -------------------------------- <6> Выступление президента Группы Всемирного банка Р. Зеллика на Ежегодных совещаниях Группы организаций Всемирного банка (Стамбул, 6 октября 2009 г.) "После кризиса: роль Группы организаций Всемирного банка" // URL: http://go. worldbank. org/ VH1ALH3PE0. <7> Technology Transfer // http:// www. ifc. org/ ifcext/ media/nst/ Content/ TechnologyTransferWebsite_ May09.

Всемирный банк, будучи глобальным финансовым институтом, непосредственным образом не только интегрирован в систему глобального трансфера (передачи) и диффузии (распространения) различных знаний и технологий, но и является активным инициатором данных процессов. При этом нельзя забывать о том, что предметом распространения, по логике Банка, должны выступать также и практики, основанные на инновациях: то, что не распространяется и не используется, не характеризуется аналитиками Банка как инновация. В этой связи Банк осуществляет деятельность в направлении распространения передового опыта создания и коммерциализации технологических инноваций в экономике, а также по их применению в инфраструктуре. Организация стала проявлять себя на данном поприще с конца 60-х годов XX века, когда стала активно оказываться поддержка развитию промышленных технологий в Израиле и Испании. Накопленный за полвека опыт активно исследуется <8>; большое внимание уделяется также анализу STI-проектов Банка (S&T Projects) <9>. -------------------------------- <8> Weiss Ch. Science and Technology at the World Bank, 1968 - 1983 // History and Technology: An International Journal. 2006. Vol. 22. Issue 1. P. 81 - 104; Goel V., Koryukin E., Bhata M., Agarwal P. Innovation Systems: World Bank Support of Science and Technology Development, 1989 - 2003. World Bank Working Paper. N 32. Washington, 2004. <9> Crawford M., Yammal C., Yang H., Brezenoff R. Review of World Bank Lending for Science and Technology, 1980 - 2004. Washington, D. C., 2006. P. 10 - 16.

Следует ли из этого то, что Всемирный банк занимает чуждую позицию в отношении так называемых "традиционных знаний"? Напротив, входя в систему учреждений ООН, он разделяет подход в отношении традиционных знаний, высказываемый Генеральной Ассамблей ООН, и со вниманием относится к возможностям, которые они предоставляют <10>. Сфера традиционных знаний, безусловно, характеризуется определенным потенциалом в сфере технологического развития. Об этом свидетельствует Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 64/212. В этом документе указывается на роль, которую традиционные технологии способны играть в техническом развитии и сбалансированном и рациональном природопользовании <11>. -------------------------------- <10> Innovation Policy: A Guade for Developing Countries. Washington, D. C., 2010. P. 114, 359 - 361. <11> Док. ООН. A/Res/64/212 от 21 декабря 2009 года.

Позиция Банка коррелирует с идеями, которые высказывал в свое время известный экономист Р. Drucker, предложивший концепцию "систематических инноваций". По его мнению, источником инноваций выступают новые знания (knowledge - based innovations) <12>. Однако источником инноваций выступают и другие факторы, например, структурные изменения, экономические отношения, блестящие идеи, изменяющие восприятие и т. д. Как отмечает выдающийся экономист, "высокие технологии - это только одна, хотя и главная сфера инноваций и предпринимательства: большой объем инноваций находится в других сферах" <13>. Сфера низких и средних технологий также являются сферой инноваций. -------------------------------- <12> Drucker P. Innovation and Entrepreneurship. Practice and Principles. Oxford; Burlington, 2006. P. 32, 64, 109 - 117. <13> Ibid. P. 231.

То, что Банк создает сам и далее распространяет, - это знания, которые, как известно, являются силой, о чем постоянно говорит его руководство. В современной интерпретации древней формулы содержится следующий смысл: знания - это мощнейший ресурс развития. Одновременно с этим знания рассматриваются в современной философии как одна из основополагающих форм общественных благ <14>. А если эти знания приобретают форму технологий (знания-технологии), то они становятся базой экономического роста. Подчеркнем одну деталь - для современного сообщества развития (development community) знания интересны не только как инструменты экономического роста, но как инструменты развития. -------------------------------- <14> Finnis J. Natural Law and Natural Rights. Oxford, 2001. P. 59 - 80.

Банк, будучи международной экономической организацией, одновременно выступает в качестве крупнейшего исследовательского, а также издательского центра. Итоги его работы значимы для всего мира и предназначены для всех государств, а также для частного сектора во все странах и для индивидов. Назовем издания, имеющие универсальное значение - World Development Report, Doing Business, Global Economic Prospects. На основе соглашений, заключаемых с издательством Оксфордского университета (Oxford University Press), выпускаются журналы World Bank Research Observer (WBRO) и World Bank Economic Review (WBER). Данная сторона деятельности Банка как раз и стала основой концепции "банка знания" ("knowledge bank") <15>. Концепция "банка знаний" является не только красивой метафорой, но и находит свое практическое воплощение. -------------------------------- <15> Stern N., Ferreira F. World Bank as an "Intellectual Actors" in: Kapur D., Lewis J., Webb R. (eds.) The World Bank: Its First Half Century. Vol. 2: Perspectives. Washington, D. C., 1997. P. 523 - 610; The World Bank: Structure and Policies. Ed. by G. Gilbert, D. Vines. Cambridge, 2000. P. 29 - 33; Phillips D. Reforming the World Bank: Twenty Years of Trial - and Error. Cambridge, 2011. P. 71 - 75.

Новые проблемы с необходимостью должны приводить к новым знаниям, которые в свою очередь должны использоваться для развития. "Знание, - подчеркивает J. Lin, - является сердцевиной благоприятного положения Банка как института развития" <16>. Через знания и информацию Банк вносит свой вклад в создание общественных благ, начиная от поддержки создания с помощью своих проектов систем водоснабжения и заканчивая совершенствованием финансового сектора. Организация проводит исследования как силами собственного персонала, так и усилиями внешних исследователей, чья работа финансируется его подразделениями. Итогом являются многочисленные работы по самым разным темам мирового и национального развития (Policy Research Working Papers). Исследовательская работа, как правило, проводится в соответствии с двухлетним планом (World Bank Research Program). -------------------------------- <16> Lin J. Research for Development: a World Bank Perspective on Future Directions for Research. Policy Research Working Paper N 5437. Washington, D. C., 2010. P. 2.

К знаниям, которые создает Банк, следует отнести экономические знания, знания об инновационных технологиях и разнообразных передовых практиках, знания о потребностях образовательного процесса и образовательных технологиях. В связи с тем что Банк играет важную роль в обеспечении осуществления прав человека, в круг его исследований входит, например, развитие сетей социальной защиты. Банк собирает разнообразные данные, опыт и находки различных стран мира в области организации и политики развития. Эти данные в дальнейшем подвергаются тщательному изучению и корректировке. В итоге выпускается три серии. В одной из них (World Development Indicators) приводятся данные о процессе развития, во второй - представлены результаты исследований политики развития (Policy Research Reports/PRRs), а в третей, выпускаемой совместно с МВФ (Global Monitoring Report), подводятся итоги прогресса, достигнутого в сфере достижения Целей тысячелетия. Нельзя не упомянуть и о том, что в Банке функционирует Исследовательская группа развития (Development Research Group), проводящая интенсивные исследования в означенной сфере. К недавней инициативе Банка относится партнерство с Азиатским банком развития и ОЭСР по исследованию практики помощи развитию в универсальных масштабах <17>. -------------------------------- <17> AidFlows // http://aidflows. org.

Предметом исследований сотрудников и внешних аналитиков выступают не только процессы в мировой экономике, но и деятельность самого Банка, его функционирование в качестве института мирового - не только экономического, но и в широком смысле - устойчивого развития. Подобные знания весьма интересны для Независимого отдела оценки. Не меньшую роль играют и знания относительно хода реализации, а главное - степени эффективности, а также реальных и возможных социальных и экологических последствий осуществления проектов, поддерживаемых Банком. Необходимо напомнить, что эффективность его деятельности, измеряемая эффективностью отдачи и результативностью поддерживаемых проектов, - существенная опора его легитимности. Поэтому в контексте нашей статьи большой интерес вызывает такой инновационный финансовый инструмент, как "Программа, ориентированная на результат", утвержденная Советом исполнительных директоров в январе 2012 года <18>. Данный инструмент обеспечивает целевое расходование средств, выделяемых Банком, в том числе позволяет добиться эффективности результата от предоставляемых Банком знаний и технической помощи. Вполне очевидно, что имплементация данного инструмента будет содействовать новому накоплению знаний о том, что мешает эффективному вложению средств - будь то неразвитость институциональной инфраструктуры либо высокий уровень коррупции и мошенничества. -------------------------------- <18> A New Instrument to Advance Development: Effectiveness Program-for-Resulting Financing. Board Committee on Development Effectiveness (CODE) Report N 66193. 2011/12/29 // http://www. worldbank. org/ ProgramforResults.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что хотя знания и представляют собой самоценность, их накопление и развитие не является самоцелью. Напротив, знания, воплощенные в аналитических исследованиях практик становления инновационных систем и структур "экономики знаний" в различных странах <19>, являются важным подспорьем его практической активности. В итоге можно сказать, что Банк вносит вклад в становление общества и экономики знаний, не говоря уже о реализации проекта "глобального инновационного общества". Одной из форм вклада Всемирного банка в формирование глобальной экономики знаний выступает поддержка серии тематических конференций по экономике знаний <20>. -------------------------------- <19> Building Science, Technology and Innovation Capacity in Rwanda. Ed. by A. Watkins, A. Verma. Washington, D. C., 2008; Building Knowledge Economies (Chinese): Advanced Strategies for Development by World Bank. Shanghai, 2009. <20> Knowledge Economy // URL: http://go. worldbank. org. JUJTIBN8J0.

Вполне понятно, что в "обществе знаний" знания должны находиться в открытом доступе (Open Access). Мировое сообщество осознало эту истину и идет по пути расширения доступности знаний. Важной вехой на этом пути стала проведенная в 2003 году под эгидой Общества Макса Планка конференция, на которой была принята Берлинская декларация об открытом доступе к научному и гуманитарному знанию <21>. С тех пор конференция стала ежегодной, а Декларация подписана более чем 300 научными организациями. Основной акцент в Декларации, следующей духу Будапештской инициативы (Budapest Open Access Initiative), поставлен на использовании возможностей Интернета для распространения знаний и культурного наследия и обеспечения их доступности. Парадигма открытого доступа определена как источник общечеловеческого знания и культурного наследия, признанного научным сообществом. -------------------------------- <21> Berlin Declaration on Open Access to Knowledge in the Science and Humanities // http:// www. zim. mpg. de/ openaccess - berlin7berlin_ declaation. pdf.

С точки зрения последующего анализа инициатив Всемирного банка в данном направлении и понимания их своевременности следует отметить, что Берлинская декларация распространяет режим открытого доступа на широкий круг результатов интеллектуальной деятельности - оригинальные результаты научных изысканий, цифровые версии фотоматериалов и графики, метаданные и т. д. При этом с точки зрения права интеллектуальной собственности можно зафиксировать ориентацию на самоограничение авторами своих исключительных прав, но при сохранении личных неимущественных прав. Все это в очевидной форме проявляется в двух Принципах открытого доступа. В соответствии с первым авторы и правообладатели гарантируют пользователям неотъемлемое право на свободный, всемирный доступ к публикациям и дают разрешение на копирование, использование, распространение, передачу, публичное воспроизведение своих произведений, а также на создание и распространение производных работ с помощью новейших технологических средств, но при условии указания на авторство. При всем акцентировании неограниченного распространения и широкого использования авторских научных работ второй принцип предполагает обязательность сохранения, как минимум в одном онлайн-архиве, полной редакции публикации со всеми дополнительными материалами и копией описания названных выше прав. В настоящее время можно говорить о формировании движения за Открытый доступ (A2K) и накопленном им опыте <22>. Данное движение охватило международные межправительственные организации, например, такую авторитетную, как ВОИС <23>. В русле этого движения находится и Всемирный банк. -------------------------------- <22> Manon A. Open-Access Publishing: From Principles to Practice // Krikorian G., Kapczynski A. (eds) Access to Knowledge in the Age of Intellectual Property. Brooklyn, 2010. P. 475 - 496. <23> A2K and the WIPO Development Agenda: Time to List the "Public Domain" // http://unctad. org/en/.

Поскольку Банк является институтом развития, то он заинтересован в эффективном решении региональных и глобальных проблем, возможность чего предоставляет широкое использование знаний не только структурами Банка, но и всеми заинтересованными сторонами. Поэтому Всемирный банк не стремится удерживать знания у себя и для себя, ибо это не те сокровища, которые должны храниться втайне. Они касаются развития, его разнообразных аспектов и поэтому должны быть доступны. И они действительно являются таковыми, что стало возможным благодаря инициативам по совершенствованию способов распространения и обеспечения доступности знаний. Правовой основой деятельности Банка в рассматриваемой сфере выступают положения мандатов организаций, входящих в состав его Группы, нормативные правовые акты, имеющие значение для всех подразделений Банка, обязательства, вытекающие из Целей тысячелетия (MDGs) и других документов мягкого международного права. Сюда следует также включить имеющие обязательную силу положения международных соглашений универсального характера, в которых затрагиваются вопросы передачи знаний, технологий, информации, поскольку они адресованы не только государствам, но и международным организациям. Нельзя не упомянуть и общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере прав и свобод человека. Будучи глобальным институтом развития, Банк обременен массой обязательств, имеющих международно-правовую форму закрепления. Некоторые из этих обязательств не обращены прямо к нему, например, положения международного права прав человека. Однако в соответствии со сложившимися обычаями и международно-правовой доктриной международные организации, такие как ВТО, МВФ и, разумеется, Всемирный банк, являются субъектами международного права прав человека и, таким образом, имеют обязательства в данной сфере, а также несут ответственность в случае нарушения международно признанных прав и свобод человека <24>. В частности, в аспекте исследуемой проблематики для деятельности Банка (равно как и для ВТО) существенное значение имеет обязательство, вытекающее из п. b) ч. 1 ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, провозглашающего право каждого человека на пользование результатами научного прогресса и их практическое применение. -------------------------------- <24> Kent G. The Human Rights Obligations of Intergovernmental Organizations // http://www2.hawail. edu/.

С доктринальной точки зрения, результаты НТП - это главным образом знания и технологии, представляющие собой особого рода общественные блага, на основании которых создаются материальные и духовные блага, обеспечивающие нормальное функционирование человека и общества. В качестве доказательства можно сослаться на мысль, которую высказал J. Lin. По его мнению, Банк признает необходимость доступа к знанию, предпринимает меры по улучшению управления распространением потоков знаний <25>. По сути, Всемирный банк в этом случае содействует указанному праву человека на знания и технологии. -------------------------------- <25> Lin J. Ibid. P. 35.

С нашей точки зрения, важное значение для понимания деятельности Банка в рассматриваемом направлении имеет право на информацию, предусмотренное ст. 19 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Это связано с тем, что знания и технологии обладают информационным аспектом; в определенном смысле они являются информацией, а их распространение требует информационного опосредования. Поэтому достаточно обоснованно в зарубежной доктрине право на информацию рассматривается как право на информацию и знания <26>. Однако, как представляется, право на информацию и знания в аспекте права на доступ к ним могут рассматриваться и как элемент права на участие в научно-техническом прогрессе и практическое использование его результатов. -------------------------------- <26> Banisar D. The Right to Information and Knowledge // Human Rights in the Global Information Society. Ed. by R. F. Jergensen. Cambridge, MA, 2006. P. 73 - 90.

Деятельность Банка в сфере генерирования и распространения знаний и технологической информации интегрирована с содействием с его стороны полному и эффективному осуществлению прав и свобод человека, например, в социальной сфере, в области образования и т. д. Банк не чужд и идее дальнейшего развития гражданского общества, политических прав граждан, считая, что это не менее важный аспект развития, чем, скажем, обеспечение притоков ППИ. Более того, выдвигается идея права на гендерное равенство, имеющего форму "принципа пятидесяти процентов", упомянутого экс-президентом Банка Р. Зелликом в его речи в университете им. Дж. Вашингтона (14 сентября, 2011 г.) <27>. В результате можно говорить о том, что парадигма демократизации развития (достигаемая в том числе через демократическую модернизацию самого Банка) нацелена на идеалы процветания и достоинства человеческой личности. С учетом этого следует сказать о том, что тематика "Всемирный банк и права человека" заслуживает отдельного рассмотрения и уже стала таковой <28>, но так или иначе она неразрывно связана с проблематикой его деятельности в области распространения знаний и технологий и составляет смысловую ось данной активности. -------------------------------- <27> Помощь - это не все. Выступление Р. Зеллика в университете им. Дж. Вашингтона (14 сентября, 2011 г.) // URL: http://go. worldbank. org/. <28> См., например: Darrow M. Between Light and Shadow: the World Bank, the International Monetary Fund and International Human Rights Law. Oxford, 2006; Skogly S. The Human Rights Obligations of the World Bank and the International Monetary Fund. London; Sydney, 2001.

Поскольку Банк - глобальный институт развития, то для него важное значение имеет обеспечение права человека и народов на развитие (right to development). В условиях техногенного общества развитие мыслимо только на технологической основе. Поэтому право на развитие и право на участие в научно-техническом прогрессе и практическое использование его результатов взаимосвязаны. Указанные права наиболее актуальны для развивающихся стран. Думается, что инициативы организации по обеспечению открытого доступа к знаниям, итогом чего является их повсеместное распространение, являются существенным шагом в обеспечении условий развития развивающихся государств, испытывающих дефицит в современных знаниях в области экономики, а также в области инновационного и устойчивого развития. Одновременно с этим Банк в своей практической деятельности вносит вклад и в реализацию права на доступ к Интернету, находящемуся на пересечении права на информацию и права на участие в НТП. В настоящее время мы являемся свидетелями увеличения доступа к Интернету и наполнения его контента. Все это создает практические условия для расширения доступа к информации и увеличению ее доступности (нахождению в открытом доступе). Развивающиеся страны являются наиболее заинтересованными сторонами в этом процессе. При этом доступ должен быть многоканальным - по линии "Север - Юг", "Юг - Север", "Юг - Юг". Практическое претворение инициатив Банка будет содействовать не только сокращению цифрового разрыва и, соответственно, разрыва в имеющейся информации, но и разрыва в возможностях развития. 2. Политика открытого доступа к официальным публикациям как новая инициатива Банка. Как известно, одним из аспектов реформирования Банка является формирование и реализация политики открытости, прозрачности и подотчетности, которую он стремится распространить не только на свою деятельность, но и на деятельность органов власти во всех странах мира. Данная политика распространяется на накопленные Банком знания и информацию, являющиеся сегодня одним из главных ресурсов развития. Инициатива Банка 2010 года "Открытость данных, открытость знаний, открытость решений" исходит из представлений об информации как важнейшем условии и ресурсе развития. В июле 2011 года вступила в действие новая Политика Всемирного банка в отношении доступа к информации, предусматривающая также мандат Комитета по информации (Information Committee) <29>. Как подчеркивается во Введении Политики, прозрачность и подотчетность имеют решающее значение для процесса развития и выполнения Банком своей основной задачи - сокращения масштабов бедности. Политика распространяется на документы, доклады, проекты и операции, а также публикации. Прозрачность деятельности, достигаемая с помощью расширения доступа к информации, является базовой предпосылкой поддержания открытого диалога и повышения степени информированности общественности о роли и миссии Банка, для повышения эффективности его управления, подотчетности, повышения эффективности разработки и реализации проектов, сокращения коррупции и т. д. В политике доступа к информации обозначены пять принципов, в число которых входит максимизация доступа к информации, а также четкое обозначение перечня исключений. В итоге были заявлены стандарты, которые могут быть восприняты всеми международными организациями и которые предусматривают детально проработанный апелляционный процесс. -------------------------------- <29> The World Bank Policy on Access to Information. 2010/07/01. Policy Paper N 54873 // http:// www-wds. worldbank. org/ external/ default/ Wared/ Pdf/ 54830Access 011y0Statement01 Final. pdf.

Очередным этапом инициатив в области информации стала Политика открытого доступа к официальным публикациям (далее - Политика) <30>. Она начала действовать с 1 июля 2012 года. Первые результаты от осуществления данной Политики будут ощутимы в течение ближайшего года. По оценке руководства банка, "наша новая политика открытого доступа является естественным следующим шагом для Всемирного банка, который становится все более и более открытым" <31>. -------------------------------- <30> World Bank Open Access Policy for Formal Publications Administrative Manual AMS 14.40. Policy Paper N 67830, April, 2012 // http://documents. worldbank. org/. <31> Всемирный банк объявляет Политику открытого доступа к исследованиям и знаниям и запускает Репозиторий открытого доступа к знаниям. Информационный бюллетень N 2012/379. EXTOP // URL: http://go. worldbank.

Политика как нормативный правовой акт международной организации закрепляет и развивает практику Банка по бесплатному предоставлению в режиме онлайн доступа к научно-исследовательским работам и данным. Казалось бы, что и до принятия Политики исследования Банка находились в свободном доступе. Однако с принятием Политики привносятся существенные изменения в порядок распространения и использования контента. Данный доступ предполагает использование и переработку исследований, как в некоммерческих, так и в коммерческих целях. Создаваемый портал (Репозиторий) включит в себя не только исследования, но и метаданные, что также будет содействовать облегчению поиска информации и ее загрузки. При этом предполагается, что третьи стороны будут свободно использовать и перерабатывать контент Банка. Однако широкое распространение контента и его переработка предполагает обязательное указание авторства Банка. Политика открытости распространяется не только на публикации Банка, но и на материалы, публикуемые в коммерческих журналах - World Bank Research Observer и World Bank Economic Review. Статьи в этих журналах до сего времени были доступны подписчикам этих журналов и не находились в открытом доступе. После истечения сроков временных ограничений они также посредством Репозитория будут доступны публике; тем не менее, условия их переработки будут более ограниченными по сравнению с публикациями исследований, производимых самим Банком. В процессе анализа Политики следует упомянуть о том, что ее объективным основанием является функция "банка знания". В документе еще раз заявлена приверженность поддержке свободной коммуникации в режиме онлайн и обмену знаниями в качестве наиболее эффективного способа обеспечения того, чтобы плоды исследований, экономических и иных секторальных работ, а также практика развития являлись широко доступными и известными. Банк привержен открытому доступу, который дает авторам возможность широкого распространения результатов исследований и повышает способность читателей обнаруживать подходящую информацию. В соответствии с определениями, приводимыми в Политике, открытый доступ (OA) означает, что контекст доступен в Интернете, свободен для доступа и свободен от большинства ограничений на повторное использование. Тем не менее, открывая доступ, издатель оставляет за собой авторские права на контент (т. е. открытый доступ не является тем же, чем является размещение контента для общественного достояния). Бесплатный доступ (Gratis OA) представляет собой открытый доступ, который позволяет контенту быть доступным без оплаты. Однако существуют некоторые ограничения на использование этого контента. Другая разновидность открытого доступа - Libre OA, представляющего собой открытый доступ, который позволяет контенту быть доступным без оплаты и который не делает ограничений, кроме необходимости ссылок на источник и на то, как контент используется. Особым образом были выражены область применения и ограничения Политики (Scope and Constraint). Так, п. 3.2 Принципов найма персонала предусматривает, что все права на любую работу, выпущенную сотрудниками в рамках их служебных обязанностей, принадлежат Банку, если только такие права явно переданы ему. Политика открытого доступа устанавливает ожидания Банка, относящиеся к общественной доступности знаний, являющихся результатом (1) работы, проделанной сотрудниками Банка как части их служебных обязанностей, и (2) внешних исследований, профинансированных Банком. В отношении работы, проведенной персоналом Банка (Staff Rule 4.01, Section 2.01), Политика распространяется на рукописи и весь комплекс сопроводительных данных, которые (a) являются результатом исследования, анализа, экономических и отраслевых исследований или практики развития, а также те (b) работы, которые прошли экспертную оценку или были иным образом изучены и одобрены для публикации, и, наконец, (c) для которых внутреннее одобрение для публикации дано на или после 1 июля 2012 года. В свой работе сотрудники Банка при проведении исследований используют комплекс принадлежащих Банку данных. Результатом их работы являются опубликованные рукописи. В отношении внешних исследований, финансируемых Банком, для которых было утверждено финансирование на или после 1 июля 2012 года, Политика распространяется на окончательный доклад, предоставленный исследователями для финансирования тем или иным подразделением Банка. Банк обладает правами на эту работу, как это предусмотрено в пункте 3.2 Принципов найма персонала, если только он не отказался от этих прав. Внешние исследования, профинансированные за счет трастовых фондов, управляемых Банком, подчиняются правилам трастовых фондов. В разделе "Изложение политики" (Statement of Policy) говорится о том, что в соответствии со своим обязательством по неограниченному доступу к знаниям в режиме онлайн Банк требует, чтобы электронные копии полной и окончательной рукописи, а также связанные с ними метаданные (название, авторы, издатель) хранились в открытом Репозитории знаний в соответствии с установленным порядком. В частности, монографии, публикуемые при посредстве Банка, должны быть депонированы в Репозиторий, когда рукопись является окончательной и когда получено управленческое разрешение на публикацию. Монографии, публикуемые внешним издателем, должны быть депонированы после принятия их к публикации. Окончательно утвержденный вариант (в форме, принятой для публикации, но еще не окончательно опубликованный) разделов/глав монографий, публикуемых при содействии внешнего издателя, должен депонироваться в Репозиторий после принятия рукописи к публикации. Окончательно представленные варианты (в форме, принятой для публикации, а не окончательный опубликованный вариант) журнальных статей должны быть сданы на хранение после принятия решения о публикации на основе проведенной экспертизы. Рукописи, полученные в результате экономических и отраслевых исследований, должны быть сданы на хранение в Репозиторий, когда рукопись является окончательной и когда получено разрешение на ее выпуск. Доклады внешних исследователей, получивших финансирование Банка, должны быть сданы после принятия доклада тем или иным подразделением Банка, которое предоставило финансирование. Помимо всего сказанного Политика предусматривает, чтобы рукописи, опубликованные при участии Банка, находились в свободном онлайновом доступе посредством Репозитория без ограничений на их использование со времени депонирования контента. Эти рукописи должны быть опубликованы в соответствии с лицензией CC BY. Предполагается, что рукописи, опубликованные внешним издателем, должны находиться в свободном доступе через Интернет, но с ограничением по использованию через Репозиторий знаний желательно без задержки. Если внешний издатель требует периода эмбарго, то Банк будет признавать это требование, однако должны быть предприняты все усилия к ограничению продолжительности эмбарго (в идеале - не более 18 месяцев). Если договоренность с внешним издателем не будет достигнута иным образом, то вариант рукописи, сделанный доступным, будет окончательной рукописью в качестве рукописи, принятой к публикации, а не окончательно опубликованной версией. Исключения из Политики открытого доступа могут быть запрошены Комитетом по публикациям (Publications Committee), но только тогда, когда этого потребовал внешний издатель, и после того, как были изучены все возможные варианты. Такое исключение распространяется только на внешний доступ и не отменяет требования к рукописям, депонируемым в Репозиторий после принятия к публикации, которые будет гарантировать, что они могут быть доступны сотрудникам. Предполагается, что рукописи, опубликованные через внешних издателей, будут опубликованы в соответствии с CC BY-NC-ND лицензиями, если издатель соглашается с тем, что рукопись будет опубликована в соответствии с более либеральной CC BY лицензией. Если иное не согласовано с внешним издателем, доступный вариант рукописи будет окончательным вариантом рукописи в качестве принятого к публикации, а не окончательно опубликованной версией. В случаях, когда открытый доступ оплачен, Банк требует, чтобы окончательно опубликованная версия была свободно доступна без ограничений на использование, за исключением требования упоминания авторства. Банк рассчитывает, что авторы будут максимально использовать возможности, позволяющие сделать содержание их работ доступным для свободного и неограниченного использования, и настоятельно призывает авторов, когда они публикуются через внешнего издателя, сохранять авторское право Банка. В соответствии с sec. 1.30G Administrative Manual Statement Банк требует, чтобы контракты по изданию книг обсуждались и подписывались Издательским отделом (Office of Publisher), на который возложена фидуциарная ответственность (fiduciary responsibility) обеспечивать защиту интересов Банка. Для статей, представленных во внешние журналы, Отдел оказывает содействие авторам в их переговорах с издателями с тем, чтобы гарантировать, что окончательный вариант рукописи, как принятой к публикации, может быть включен в Репозиторий. В разделе Политики - "Обязанности" (Responsibilities) - говорится о том, что в случае опубликования работ посредством Банка служащие, которые выполняют исследования в рамках своих должностных обязанностей, ответственны за информирование любых внешних соавторов, а также за получение письменного разрешения с их стороны для размещения их контента в открытом доступе через Репозиторий. Стандартный запрос разрешения и формы передачи авторских прав могут быть получены от Издательского отдела. Автор может запрашивать исключения из Политики открытого доступа у Комитета по публикациям (The Publications Committee), но только после изучения вариантов незамедлительного размещения, но без задержки опубликования и/или безвозмездного Открытого доступа. В том случае, если осуществляется опубликование во внешних издательствах, сотрудники не должны передавать авторские права Банка внешнему издателю. Стандартной практикой Банка является сохранение своих прав. Издательский отдел может оказывать помощь в проведении переговоров с издателем. Кроме того, авторы несут ответственность за информирование внешних соавторов в рамках Политики открытого доступа за достижение передачи их авторских прав Банку. Стандартная форма передачи авторских прав может быть получена от Издательского отдела. Авторы, являющиеся сотрудниками Банка, могут ходатайствовать об исключении из Политики открытого доступа, но только после того, как были изучены все другие варианты. Соавторы Банка, публикующиеся за пределами Банка и являющиеся служащими, ответственны за предоставление авторам разрешения на перепечатку контента Банка. Стандартную форму предоставления разрешения можно получить в Издательском отделе. Кроме того, соавторы несут ответственность за информирование авторов в отношении Политики доступа, которая будет применяться к любому контенту, созданному соавтором. Нельзя не отметить, что Политика предполагает порядок использования работ, созданных третьей стороной. Сотрудники Банка должны обеспечить, чтобы их работа не нарушала авторские права любой третьей стороны. В случае необходимости письменное разрешение на использование контента третьей стороны должно быть получено перед тем, как рукопись пойдет на хранение в Репозиторий. Разрешение должно позволить материалам быть используемыми во всех формах и средствах массовой информации, включая без ограничений общедоступные электронные хранилища. Форма стандартного запроса на разрешение может быть получена в Издательском отделе. В соответствии с Политикой Издательский отдел сохраняет и обеспечивает свободный доступ к официальным публикациям в цифровой форме, используя открытый для доступа Репозиторий. Последний открыт для сбора и индексации поисковых услуг, таких как OAIster и Google Scholar. Помимо этого Репозиторий способен делать контент доступным (открытым) незамедлительно или по истечении предусмотренного периода задержки (эмбарго), в течение которого метаданные будут доступны, или, в исключительных обстоятельствах, сохраняя содержание постоянно закрытым в соответствии с соглашениями о публикации с внешними издателями и делая доступными только метаданные. В отношении контента, опубликованного через Банк, осуществляется замена или дополнение первоначально представленного варианта окончательно опубликованным вариантом. В отношении контента, опубликованного внешним издателем, обеспечивается признание окончательно изданной версии либо происходит замена первоначально представленного варианта окончательно опубликованной версией (если это разрешено издателем) или предоставляется ссылка на окончательно опубликованный вариант или портал издателя. Предполагается, что Издательский отдел будет создавать и поддерживать системы для депонирования рукописей в открытом Репозитории знаний. Эти системы будут включать процесс сбора рукописей, полученных в результате проведения исследовательских работ экономического и отраслевого характера из архивного хранилища Банка, где содержатся документы и доклады. В соответствии с Политикой Отдел будет оказывать помощь по всем аспектам Политики, включая создание доступности шаблонов запросов на предоставление разрешений и т. д. К компетенции Отдела также отнесено предоставление руководств по надлежащему признанию исходного материала, а также предоставление консультаций по оформлению соглашений по поводу публикаций с внешними издателями. Помимо этого Отдел правомочен подписывать любые контракты на издание с третьей стороной за исключением тех, которые касаются индивидуальных статей/глав, написанных во внешние рецензируемые журналы или сборники и предполагающих соответствующее одобрение со стороны руководства. В последнем случае предполагается подписание со стороны менеджера автора на уровне директора и выше. Если говорить о Комитете по публикациям, то он несет ответственность за интерпретацию Политики, разрешает споры, касающиеся ее толкования и применения, а также рекомендует ее изменения. Предусматривается, что Комитет осуществит обзор Политики через 18 месяцев и предоставит отчет высшему руководству. Заявленная Банком Политика, а также предваряющие ее инициативы вызвали волну откликов в самых различных кругах и были поддержаны Creative Commons, а также одним из ее создателей Л. Лессигом - профессором Гарвардского университета. Он известен своими работами в области разработки новых моделей права интеллектуальной собственности применительно к Интернету, а также обоснованием необходимости поддержания свободы Интернета. По его мнению, Интернет движется к контролю, что контрастирует с его первоначальной идеей, сформированной при его рождении (контроль необходим ради избегания зла, которым является, например, фашизм). Буквально на глазах создается архитектура контроля. В этих условиях действительно необходима борьба за свободу, которая предотвращает превращение Интернета в среду совершенного/тотального контроля. Однако борьба за свободу Интернета должна предполагать не попятное движение к анархии, а предполагать выработку адекватного и эффективного контроля, не противоречащего свободе <32>. Выступая на e-G (Париж, май 2011 года), Л. Лессиг высказал мысль о том, что первое, о чем должны думать создатели Интернета - это социальные потребности, а не потребности бизнеса. -------------------------------- <32> Lessig L. Code: And Other Laws of Cyberspace. Version 2.0. N. Y.: Basic Book, 2006. P. 169 - 199.

В этом контексте можно сказать о том, что Всемирный банк, активно занимающийся распространением информационно-коммуникативных технологий в целях развития, стремится использовать возможности Интернета для более оптимального достижения своих уставных целей в интересах всеобщего развития. Одним из способов достижения данных целей стало использование Интернета для широкого распространения знаний, создаваемых Банком. 3. Практическая реализация Политики открытого доступа. Несмотря на то что Политика открытого доступа к официальным публикациям стала действовать только с 1 июля 2012 года, уже до этого Банком был предпринят целый ряд инициатив. В апреле 2010 года была объявлена инициатива "Открытые данные" <33>, предусматривающая свободный доступ к более чем 8000 показателям развития и информации о финансируемых проектах. В результате Банк открыл для доступа накопленные данные самого разного плана. Если до этого времени показатели мирового развития (World Development Indicators) предоставлялись на коммерческой основе, то впоследствии Банк стал предоставлять к ним открытый доступ <34>. Помимо этого был открыт доступ к другим 60 показателям, которые являются весьма полезными для учета в инновационном развитии. -------------------------------- <33> Open Data // http://data. worldbank. org. <34> World dataBank: World Development Indicators (WDI) & Global Finance (GDF) // http: databank. worldbank. org.

В 2012 было сведено воедино более чем 2000 книг, статей, исследований, датируемых 2009 - 2012 гг. в форме Репозитория открытого доступа к знаниям, позволяющего использовать различные поисковые системы, а также производить глубинный анализ текстов. Помимо этого в Репозиторий включены статьи из издаваемых банком журналов (WBRO и WBER) за 2007 - 2010 гг. В результате пользователи, а это исследователи, студенты, библиотеки и др., получили с 10 апреля 2012 года, т. е. со дня начала работы Репозитория <35>, возможность беспрецедентного доступа к знаниям в целях их использования, распространения, совершенствования, а также в коммерческих целях. Вполне понятно, что Репозиторий не включил всех работ Банка. Поэтому поставлена задача его наполнения работами, созданными до 2009 года. С 2013 года будет проводиться работа по включению в него данных, на которых базируются исследования. Помимо этого в хранилище знаний не включены документы нормативного характера, создающие правовую базу функционирования Банка. Однако Репозиторий предусматривает выход на специальный сайт под названием Documents&Reports. -------------------------------- <35> Open Knowledge Repository // http://openknowledge. worldbank. org. Более подробно о Репозитории см.: World Bank Open Knowledge Repository. Frequently Asked Questions // http://openknowledge. worldbank. org/.

Таким образом, предусмотренный Политикой Репозиторий стал фактически действовать до ее введения. Вместе с тем нельзя не сказать о том, что многие исследовательские работы до этого уже находились в открытом доступе и могли свободно использоваться заинтересованными лицами. Создание же Репозитория позволило объединить работы, что существенным образом сокращает время поиска. К тому же в открытый контент были включены метаданные, что оптимизирует работу поисковых систем, а использование новых технологий позволяет не только быстро находить информацию, но и проводить глубинный анализ текста. В настоящее время зарегистрировано около 12 млн. пользователей открытого сайта Банка (Open Development), что говорит о высоком уровне его востребованности. Рассматривая деятельность Банка в сфере обеспечения открытого доступа к знаниям и информации, необходимо учитывать, что это общая тенденция мирового развития. Репозиторий Банка не единственное в мире хранилище данных и научной информации. По данным справочника репозиториев открытого доступа (OpenDOAR), в настоящее время в мире насчитывается 2180 ведомственных репозиториев открытого типа <36>. В настоящее время работают такие международные репозитории, как RePEc <37>, SSRN <38>, Economists Online <39>. Репозиторий Банка связан с ними, а его данные, причем в полнотекстовом формате, также могут быть доступны посредством онлайнового поиска в указанных хранилищах. В результате оптимизируется исследовательская деятельность, в особенности представителей экономической науки, получающих возможность получать огромный массив информации. Следовательно, экономика знаний получает дополнительный импульс своего развития. -------------------------------- <36> OpenDoar // http://www. opendoar. org. <37> Research Papers in Economics// http://repec. org. <38> Social Science Research // http://ssrn. com. <39> Economists Online // http://www. economistsonline. org.

Выступая в роли издателя, организация практикует снятие ограничений на доступ к научно-исследовательской информации. Однако результаты исследований, проводимые банковскими сотрудниками, публикуются и в других издательствах, поэтому незамедлительный доступ к исследованиям не всегда возможен. Поэтому проводится работа по определению наиболее приемлемого срока эмбарго. В этом плане ведутся переговоры с издателями журналов. Конечной целью данных переговоров является как можно более оперативное депонирование в Репозиторий журнальных статей в том виде, в каком они приняты к изданию. Издательский отдел Банка является сторонником сокращения сроков эмбарго на журнальные статьи и выступает за скорейшую адаптацию издательского дела к эпохе Интернет. Что здесь имеется в виду? Здесь имеются в виду иные бизнес-модели, позволяющие в других формах получать ту добавленную стоимость, к которой стремятся издатели. В итоге новые бизнес-модели, использующие возможности Интернета и одновременно учитывающие его природу, будут способны работать на реализацию свободного доступа к знаниям и информации. В целях достижения широкого распространения исследовательских работ, созданных Банком или при его участии, используются лицензии, разработанные широко известной организацией Creative Commons <40>. Это некоммерческая организация, которая разрабатывает копирайтные лицензии, обеспечивающие расширенный доступ к информации через Интернет. Она зарегистрирована в Массачусетсе как освобожденная от налогов благотворительная корпорация, приверженная идее всеобщего доступа к исследованиям, образованию и культуре через Интернет. Помимо этого данная организация стремится к расширению свободы в процессе использования результатов исследовательской деятельности. -------------------------------- <40> Creative Commons // http://creativecommons. org.

Действительно, стратегия расширения доступности знаний не может не учитывать институт интеллектуальной собственности, который оказывает противоречивое воздействие на создание и распространение знаний, не говоря уже о технологиях. Эта проблема нашла свое детальное освещение в доктрине <41>. В настоящее время чрезвычайно актуальной темой исследований становится проблема гармонизации права на информацию, знание и свободу выражения, с одной стороны, и права на защиту материальных и моральных интересов правообладателей - с другой <42>. Стандарты баланса данных прав разрабатывает Совет Европы. Но, как оказывается, Всемирный банк также не чужд этой проблематике. Это подтверждается его сотрудничеством с Creative Commons. -------------------------------- <41> Krikorian G., Kapczynski A. (eds) Access to Knowledge in the Age of Intellectual Property. Brooklyn, 2010. <42> Kapczynski A. The Access to Knowledge Mobilization and the New Politics of Intellectual Property // Yale Law Journal. 2008. Vol. 117. P. 804 - 885; Schonwetter T. New Hope for Africa? Copyright and Access to Knowledge in the Digital Age // http:// uctipunit. files. wordpress. com/ 2010/ 07/ cprafrica paper_ tscn110410.pdf.

Creative Commons предоставляет набор из шести авторских лицензий <43>, которые способствуют открытому доступу к исследовательскому контенту. Банк заинтересованно использует две из них. Первая - CC BY <44>. Она обоснованно признается наиболее либеральной из всех лицензий, предлагаемых данной организацией. Это атрибутирующая лицензия (attribution license), которая в соответствии с Libre OA позволяет третьим лицам распространять, повторно использовать и перерабатывать произведение, совершенствовать его, в том числе в коммерческих целях, без явного разрешения правообладателя. Условием является то, что третья сторона указывает авторство произведения в порядке, предусмотренном лицензиаром, но не любым способом, который позволяет предположить, что лицензиар поддерживает третьих лиц или использование произведения третьими лицами. Таким образом, создается правовая основа бесплатного использования и переработки материалов вне запрашивания разрешения на эти действия. В результате с помощью лицензии достигается самое широкое не только распространение, но и использование знаний и информации, но при сохранении изначального контента, созданного сотрудниками или лицами, финансируемыми подразделениями Банка, включая World Development Report и Doing Business. По лицензии CC BY варианты журнальных статей в качестве рабочих документов доступны вне эмбарго в Репозитории открытого доступа к знаниям при соблюдении условия указания авторства. -------------------------------- <43> About The Licenses // http:// creativecommons. org/ licenses. <44> Attribution 3.0 Unported // http//creativecommons. org/.

Предполагается, что публикуемые во внешних изданиях варианты статей буду размещены в Репозитории по истечении срока эмбарго по лицензии CC. Однако если внешний издатель не соглашается на размещение в Репозитории работ на основе лицензии CC, то размещение производится на основе лицензии CC BY-NC-ND <45>. Это другой вид лицензии, которая является более ограничительной или менее либеральной. Она разрешает при указании авторства Банка использовать его материалы и обмениваться ими, но запрещает их переработку, а также использование в коммерческих целях. Третья сторона атрибутирует работу способом, предусмотренным лицензиаром, но ни в коем случае способом, позволяющим предположить, что лицензиар поддерживает третьих лиц или использование произведения третьей стороной. -------------------------------- <45> Attribution-NonCommercial-NoDerivs 3.0 Unported // http:// creativecommons. org/licenses/.

Использование лицензий Creative Commons со стороны Банка превращает его в лидера апробации новых моделей авторского права применительно к сети Интернет, что позволяет использовать потенциал знаний в целях развития. Как видится, это станет толчком не только к более широкой известности и признанию исследовательских работ, но и к наращиванию объемов знаний, так как исследователи получат дополнительную возможность доводить результаты своей работы до широкой общественности и получат возможность доступа к работам других исследователей. В этом случае можно с полной уверенностью говорить о содействии со стороны Банка полному и эффективному осуществлению права человека на свободу научных исследований, предусмотренного ч. 3 ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также подтвержденного в п. 2 Заключения N 251 (2004) Парламентской Ассамблеи Совета Европы "О проекте дополнительного протокола о биомедицинских исследованиях к Конвенции по правам человека и биомедицине" <46>. Все это также может быть оценено как составная часть реального вклада Всемирного банка в глобальный обмен знаниями и их распространения по всему миру. В итоге происходит увеличение возможностей воздействия знаний и технологий на процесс развития, а политика поощрения свободного распространения идей и их обмен вносит существенный вклад в повышение эффективности функционирования Всемирного банка как лидирующего института глобального развития. -------------------------------- <46> Заключение N 251 (2004) Парламентской Ассамблеи Совета Европы "О проекте дополнительного протокола о биомедицинских исследованиях к Конвенции по правам человека и биомедицине" // http://www. coe. int.

Библиография (references)

1. Building Science, Technology and Innovation Capacity in Rwanda. Ed. by A. Watkins, A. Verma. Washington: World Bank, 2008. 132 p. 2. Crawford M., Yammal C., Yang H., Brezenoff R. Review of World Bank Lending for Science and Technology, 1980 - 2004. Washington, D. C., 2006. 55 p. 3. Drucker P. Innovation and Entrepreneurship. Practice and Principles. Oxford; Burlington: Elsevier, 2006. 253 p. 4. Estrin G. Closing the Innovation Gap: Reigniting the Spark of Creating in a Global Economy. N. Y., Chicago: McGraw-Hill, 2008. 272 p. 5. Gerard G., Ganesh N. Development Financial Institutions as Technology Policy Instruments // Research Policy. Policy and Management Studies of Science, Technology and Innovation. 2003. Vol. 32. Issue N 1. P. 89 - 108. 6. Gilbert R. Improving the Lives of Poor Through Investment in Cities: An Update on the Performance of the World Bank's Urban Portfolio. Washington, D. C.: World Bank, 2003. 63 p. 7. Global Economic Prospects 2007: Managing the Next Wave of Globalization. Washington, D. C., 2007. 180 p. 8. Global Economic Prospects 2008: Technology Diffusion in the Developing World. Washington, D. C., 2008. 201 p. 9. Goel V., Koryukin Ek., Bhata M., Agarwal P. Innovation System: World Bank Support of Science and Technology Development. World Bank Working Paper N 32. Washington: World Bank, 2004. 104 p. 10. IFC. Annual Report: 2009. Washington, D. C., 2009. 80 p. 11. Lin J. Research for Development: a World Bank Perspective on Future Directions for Research. World Bank Policy Research Working Paper N 5437. Washington, D. C.: World Bank, 2010. 39 p. 12. Klinger B., Lederman D. Diversification, Innovation, and Imitation Inside the Global Technological frontiers. World Bank Policy Research Working Paper N 3872. Washington, D. C.: World Bank, 2006. 22 p. 13. Science, Technology and Innovation: Capacity Building for Sustainable and Poverty Reduction. Ed. by A. Watkins, M. Ehst. Washington, D. C.: World Bank, 2008. 240 p. 14. Technology, Finance and Development: An Analysis of the World Bank as a Technological Institution. Ed. by Ch. Weiss, N. Jequier. Lexington: Lexington Books, 1984. 343 p. 15. The World Bank: Structure and Policies. Ed. by G. Gilbert, D. Vines. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 353 p. 16. Watson R., Crawford M., Farley S. Strategic Approaches to Science and Technology in Development. World Bank Policy Research Working Paper N 3026. Washington, D. C.: World Bank, 2003. 52 p. 17. Weiss Ch. Science and Technology at the World Bank, 1968 - 1983 // History and Technology: An International Journal. 2006. Vol. 22. Issue 1. P. 81 - 104. 18. Weller P., Xu Y. World Bank: An Institution with Many Face // Social Alternatives. Second Quarter. 2009. Vol. 28. N 2. P. 18 - 22.

Название документа