ЕС и МЕРКОСУР: общие векторы правового регулирования защиты рынков от недобросовестной конкуренции

(Беликова К. М., Иншакова А. О.) ("Конкурентное право", 2012, N 4) Текст документа

ЕС И МЕРКОСУР: ОБЩИЕ ВЕКТОРЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ РЫНКОВ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

К. М. БЕЛИКОВА, А. О. ИНШАКОВА

Беликова Ксения Михайловна, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета Дружбы народов (РУДН), доктор юридических наук.

Иншакова Агнесса Олеговна, зав. кафедрой гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета (ВолГУ), доктор юридических наук, профессор.

В настоящей статье рассматриваются основные подходы к противодействию недобросовестной конкуренции в праве Европейского союза и Южноамериканского общего рынка. Особое внимание уделяется рекламе и предъявляемым к ней характеристикам.

Ключевые слова: ЕС, МЕРКОСУР, недобросовестная конкуренция, реклама, вводящая в заблуждение, ограничительная торговая практика.

EU and MERCOSUR: common trends of legal framework of the protection of markets from unfair competition K. M. Belikova, A. O. Inshakova

The article deals with main trends of counteraction against unfair competition within the framework of European Union and Southern common market. Special attention is paid to the advertising and its' main features.

Key words: EU, MERCOSUR, unfair competition, misleading advertising, restrictive business practices.

В настоящее время основным направлением мирового развития является тенденция к глобализации в виде новой системы межгосударственных экономических связей. Оказываясь недостаточно управляемыми и прогнозируемыми, современные мирохозяйственные процессы приводят к развитию почти повсюду региональной интеграции, которая, основываясь на тесном сотрудничестве, представляет собой коллективный механизм обеспечения экономической безопасности и конкурентоспособности, являясь объединением материальных, организационных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов отдельных стран. Процесс интеграции не является чуждым и для России <1>. В процессе интеграции одним из важных вопросов, с решением которого сталкивается любой интеграционный блок, выступает вопрос создания на рынках интегрируемых стран конкурентной среды. Поэтому вопросы борьбы с недобросовестной конкуренцией, столь важные при создании наднационального правового пространства, станут предметом рассмотрения в настоящей статье применительно к Европейскому союзу (далее - ЕС) и Южноамериканскому общему рынку (далее - МЕРКОСУР). -------------------------------- <1> См., напр.: Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 октября. URL: http://www. izvestia. ru/ news/502761.

С момента создания Европейских сообществ проблема поддержания конкуренции на должном уровне являлась одной из основных экономических и институциональных задач и в то же время трудностей. Достижение желаемых эффектов общего рынка потребовало от интегрирующихся европейских государств провозглашения доминанты открытой конкурентной рыночной экономики на уровне публичных правоотношений. Таким образом, за основу была взята концепция, исключающая дискриминацию экономических свобод на государственном уровне <2>. -------------------------------- <2> См. подробнее: Иншакова А. О. Европейские минимальные правовые стандарты в российском антимонопольном регулировании (ч. 1) // Цивилист. 2010. N 2. С. 90 - 94; Она же. Европейские минимальные правовые стандарты в российском антимонопольном регулировании (ч. 2) // Цивилист. 2010. N 3. С. 90 - 97.

Решением проблемы стало проведение ЕС общей политики в области конкуренции, под которой можно понимать согласованные на правовом уровне действия и планы, направленные на предотвращение нарушений конкуренции в рамках общего рынка. Иначе говоря, общая политика в рассматриваемой области направлена на предотвращение "соперничества между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и получение на этой основе максимально возможной прибыли" <3>. -------------------------------- <3> Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). М., 2007. С. 330.

Эта политика затрагивает соглашения о разделе рынков, фиксировании цен, соглашения об исключительных правах, соглашения о патентах, совместных предприятиях, соглашения о товарных знаках, франчайзинге, лицензионные соглашения и др. <4>. -------------------------------- <4> См., напр.: Беликова К. М. Поддержание и защита конкуренции в Европейском союзе // Гражданское и торговое право Европейского союза (основные институты): Учебное пособие / Под ред. В. В. Безбаха, В. Ф. Поньки, К. М. Беликовой. М.: Издательство УДН, 2010. С. 123 - 158.

Целями общей политики в области конкуренции являются: 1) устранение угроз, опасных для свободного рынка; 2) улучшение производства или распределения товаров; 3) технический и экономический прогресс; 4) рост эффективности экономики; 5) усиление конкурентоспособности товаров, услуг и бизнеса из объединенной Европы. Поскольку борьба за рынок часто ведется незаконными методами, как правило, пагубно влияющими на экономику <5>, такие методы получили общее название недобросовестной конкуренции (unfair competition (англ.), competencia desleal (исп.)). Такая - недобросовестная - конкуренция выступает в рамках провозглашаемых на уровне ЕС (как и МЕРКОСУР) целей конкурентной политики одним из направлений противодействия. -------------------------------- <5> См. подробнее: Ячеистова Н. Пресечение антиконкурентных действий: международный опыт правового регулирования // Российская юстиция. 2000. N 6. С. 13 - 15.

Нормы конкурентного права в этой сфере содержатся в предписаниях директив ЕС. В качестве объединяющей основы выступает, по мнению авторов, область правового регулирования рекламы. Первым шагом в таком поступательном движении стало принятие 10 сентября 1984 г. Директивы 84/450/EC о координации законодательства государств-членов о рекламе, вводящей в заблуждение <6>. В соответствии со ст. 7 и п. 2 ст. 2 этой Директивы не допускается реклама, которая может обмануть ожидания адресата рекламы, ввести его в заблуждение, а также повлиять на коммерческую деятельность адресатов рекламы (имеется в виду агрессивное влияние, например, использование продавцом своих знаний о каком-либо несчастье или тяжелых жизненных обстоятельствах потребителя для понуждения его к совершению сделки относительно продукта и др.). -------------------------------- <6> Council Directive 84/450/EEC of 10 September 1984 relating to the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member States concerning misleading advertising // OJ L 250, 19.09.1984.

Наряду с этой Директивой в ЕС были приняты еще несколько директив, относящихся к регулированию рекламы на рынках медиауслуг. В качестве примера можно привести Директиву 89/552/ЕЭС о телевизионном вещании <7> (в ред. Директивы 97/36/ЕС (JO L 202 du 30.07.1997, p. 60), которая распространила свое действие на телевизионную рекламу (в частности, посредством телемагазинов). Изменения, содержащиеся в Директиве 97/36/EC, устанавливают также правовые рамки для понятия "скрытая реклама", которая может присутствовать в телевизионной программе. -------------------------------- <7> Council Directive 89/552/EEC of 3 October 1989 on the coordination of certain provisions laid down by Law, Regulation or Administrative Action in Member States concerning the pursuit of television broadcasting activities // Official Journal L 298, 17.10.1989. P. 002 - 0030.

Важным шагом на пути гармонизации европейского законодательства против недобросовестной конкуренции стала разработка Директивы Европарламента и Совета ЕС 2005/29/ЕС от 11 мая 2005 г. о нечестной торговой практике <8>. Необходимость принятия этого документа была продиктована целым рядом причин. Так, в отдельных положениях упомянутой выше Директивы о рекламе, вводящей в заблуждение, от 10 сентября 1984 г. имелись существенные расхождения, направленные на пресечение рекламы, вводящей в заблуждение, со стороны различных стран ЕС, что вызывало ситуацию правовой неопределенности. Национальные законодатели встречали на своем пути также и препятствия правового характера, когда речь шла о международной коммерческой деятельности (рекламе товаров в разных странах - участницах ЕС). -------------------------------- <8> Directive 2005/29/EC of 11 May 2005 concerning unfair business-to-consumer commercial practices in the internal market and amending Directives 84/450/EEC, 97/7/EC, 98/27/EC and 2002/65/EC and Regulation (EC) N 2006/2004 (Unfair Commercial Practices Directive).

Директива 2005 г., таким образом, была нацелена на создание в странах ЕС единого правового механизма, направленного на предотвращение таких видов недобросовестной коммерческой деятельности, как реклама, вводящая в заблуждение, сравнительная реклама, реклама конкретной группы товаров, реклама на телевидении, в Интернете и с помощью других медийных средств. Область действия Директивы ограничена положениями ст. 1, из которой следует, что в сфере действия документа находится только та коммерческая деятельность, которая может ущемить интересы потребителей. Согласно п. 1 ст. 3 Директивы речь идет о недобросовестной торговой практике, возникающей в рамках правоотношений между предпринимателями и потребителями. Так, Директива о нечестной торговой практике распространяется на все случаи принятия потребителем решения о покупке товара, осуществления им свободы выбора товара и свободы вступления в договорные отношения. При этом императивные нормы этой директивы запрещают странам-участницам понижать требования, установленные другими директивами о защите прав потребителей. Директива устанавливает общий критерий отнесения торговой практики в разряд нечестной, с тем чтобы отграничить нечестные практики от дозволенных и запретить их. Такими критериями выступают: совместимость практики с профессиональной добросовестностью и способность ее фактически или потенциально оказывать существенное влияние на поведение среднего потребителя. "Средним потребителем" признается типичный представитель той или иной целевой группы, на которую нацелена реклама, это, например, дети, пожилые люди и др. В этом контексте также проводится разграничение между практиками, вводящими в заблуждение (misleading practices), и агрессивными практиками (aggressive practices). Этот подход воспринят из Директивы 2000/31/ЕС об электронной торговле <9>, нацеленной на борьбу с недобросовестной конкуренцией в ЕС, а именно агрессивной коммерческой практикой в области электронной торговли. В этом документе европейским законодателем был впервые использован термин "коммерческие коммуникации" <10>. Положения ст. ст. 6 и 7 Директивы 2000 г. регламентируют передачу рекламных сообщений ("коммерческие коммуникации") посредством Интернета определенным способом, не совместимым с передачей ненадлежащей рекламы. Характер рассматриваемых отношений в сфере электронной торговли в Директиве 2000 г. наиболее точно раскрывается через термины "услуги информационного общества" <11> и "координируемая область регулирования". Под услугами информационного общества понимаются любые услуги, обычно предоставляемые за вознаграждение, дистанционно, с использованием электронных средств обработки и хранения данных, по индивидуальному запросу получателя услуг. В свою очередь, "координируемая область регулирования" - это установление в национальном законодательстве тех требований, которые должны выполняться поставщиком услуг хранения, передачи и обработки данных (сервис-провайдером). -------------------------------- <9> Directive 2000/31/ЕС of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market (Directive on electronic commerce) // OJ L I 78, 17.07.2000. P. 1. <10> В контексте Директивы данный термин включает в себя сферу рекламной деятельности, продвижение товаров на рынок (sales promotion) и связи с общественностью (public relation), а также коммерческие коммуникации, осуществляемые в рамках свободных профессий (например, адвокатской деятельности). <11> Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. См., напр.: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февраля. URL: http://www. rg. ru/ 2008/02/16/ informacia-strategia-dok. html.

Возвращаясь к Директиве 2005 г., вводящими в заблуждение признаются практики, совершаемые посредством действия или бездействия. В последнем случае нечестность практики связывается с непредоставлением хотя бы минимальной информации, которая необходима среднему потребителю, чтобы произвести покупку, а именно: относительно основных характеристик товара; цены, включая налоги; возможности вернуть товар и др. В первом - это предоставление ложной или искаженной информации, в т. ч. информации, верной по существу, но предоставленной потребителю таким образом, который создает у него неверное представление о товаре. К числу агрессивных относятся практики, использующие насилие, принуждение и оказание недолжного влияния. Директива содержит "черный список" запрещенных практик, это, например, схемы типа "пирамид"; предложение отсутствующего в принципе товара по демпинговым ценам с целью привлечения покупателя и предложения ему затем иного товара по обычной рыночной цене и др. МЕРКОСУР <12>, интеграция в котором носит, по мнению авторов, евроморфный характер, сталкивается с теми же вызовами, с которыми приходится бороться ЕС, в т. ч. в сфере защиты и поддержания конкуренции. Поэтому одной из областей, в которых в настоящее время идет гармонизация на уровне Южноамериканского общего рынка, выступает охрана конкурентной среды. В частности, гармонизация осуществляется в пределах МЕРКОСУР в рамках Протокола о защите конкуренции в МЕРКОСУР <13> и приложения к нему. Работа по гармонизации в рамках МЕРКОСУР ведется и в других сферах, в частности в сфере защиты прав потребителей <14>, тесно соприкасающейся, как уже было показано выше, с вопросами охраны конкуренции и др. -------------------------------- <12> Об интеграции в МЕРКОСУР см., напр.: Беликова К. М., Безбах В. В. Что заставляет латиноамериканцев объединяться? Образование Южноамериканского общего рынка и его развитие // Внешнеторговое право. 2006. N 1 (6). С. 8 - 1; Беликова К. М. Правовая охрана конкурентной среды в странах МЕРКОСУР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 24 с. <13> MERCOSUR/CMC/DEC N 18/96. URL: http://www. mercosur. int/show? contentid=588. <14> Martins M. M. La Proteccion del Consumidor en el MERCOSUR. 1a edicion. Rio de Janeiro. 2009. URL: http://es. scribd. com/ doc/24671148/ LA-PROTECCION - DEL-CONSUMI - DOR-EN-EL-MERCOSUR.

Общая конкурентная политика затрагивает: - запрет таких рыночных действий предприятий, которые способны причинить ущерб торговле между странами-участницами (ст. 4 Протокола о защите конкуренции в МЕРКОСУР 1996 г.), в т. ч.: 1) установление, введение или применение в любой форме - прямо или косвенно, по соглашению с конкурентами или самостоятельно - цен и условий купли-продажи товаров или оказания услуг; 2) достижение или влияние на применение единообразной или согласованной конкурентами торговой практики; 3) установление контроля за рынками товаров или услуг путем заключения соглашений об ограничении инвестиций, технологического развития, производства товаров или предоставления услуг, либо соглашений, затрудняющих вложение капитала в производство товаров, оказание услуг или их распространение; 4) разделение рынков услуг, товаров, готовых или полуфабрикатов, а также источников добычи сырья или получения материалов; 5) ограничение или запрет доступа на рынок новым предприятиям; 6) достижение соглашений о ценах или условиях, которые могут нарушить конкуренцию на публичных торгах; 7) установление для третьих лиц неравных условий при предоставлении одинаковых товаров или услуг и создание им тем самым неравных конкурентных условий; 8) постановка продажи одного товара в зависимость от продажи другого либо от предоставления услуги, а также постановка предоставления одной услуги в зависимость от предоставления другой либо от продажи товара; 9) препятствование приобретению конкурентами вкладов, сырья, оборудования или технологий, а также каналов их распространения; 10) получение эксклюзивного доступа к средствам массовой информации; 11) подчинение покупки или продажи условиям не использовать, не сдавать в аренду, не продавать и не поставлять товары или услуги, оказываемые, потребляемые, распространяемые или продаваемые третьими лицами; 12) продажа товаров по цене ниже себестоимости по необоснованным коммерческой практикой причинам; 13) необоснованный отказ в продаже товаров или оказании услуг; 14) приостановка или значительное сокращение производства без обоснованных причин; 15) разрушение, неиспользование или неосуществление добычи сырья, полуфабрикатов или конечных продуктов, так же как разрушение, неиспользование или препятствование функционированию оборудования, предназначенного для их производства, распространения или транспортировки; 16) оставление, понуждение к оставлению или уничтожение сельскохозяйственных культур или посадок без обоснованных причин; 17) манипулирование рынком для установления цен (ст. 6 Протокола) <15>; -------------------------------- <15> Беликова К. М. Подходы к охране конкуренции, закрепляемые законодательством Южноамериканского общего рынка // Законодательство и экономика. 2006. N 9. С. 49 - 53.

- "Механизм взаимодействия антимонопольных органов стран - участниц МЕРКОСУР в сфере контроля за экономическими концентрациями регионального уровня" <16>. -------------------------------- <16> Entendimiento sobre Cooperacion entre las Autoridades de Defensa de la Competencia de los Estados Partes del Mercosur para el Control de Concentraciones Economicas de Ambito Regional - MERCOSUR/CMC/DEC N 15/06. URL: http://www. mercosur. int/ msweb/SM/Normas/ Decisiones/ES/ 2006/DEC15-06_ EntendCoopAutoDefComp_ ES. pdf.

Целями общей политики в области конкуренции, как и в ЕС, выступают: 1) устранение угроз, опасных для свободного рынка; 2) улучшение производства или распределения товаров; 3) технический и экономический прогресс; 4) рост эффективности экономики и пр. На сегодняшний день гармонизация регулирования в области защиты прав потребителей находится пока на начальной стадии развития. Это связано с тем, что в некоторых странах данный процесс наталкивается на серьезное противодействие со стороны предпринимателей. Тем не менее исследователи полагают, что "не следует забывать, что создание МЕРКОСУР потенциально возлагает риск неблагоприятных последствий интеграции на потребителя. Если раньше ему угрожало недобросовестное поведение производителей его собственной страны, то в общем рынке потребитель оказывается в ситуации, когда это зло становится еще более реальным и не только потенциально возможным, но и очевидным" <17>. -------------------------------- <17> Pavan Luiz C. La proteccion del consumidor en el MERCOSUR. Analisis comparativo de los sistemas de Argentina, Brasil y Chile // Serie II. Estado y Sociedad. Documento N 31. Buenos Aires 1997. URL: www. sgp. gov. ar/ contenidos/inap/ publicaciones/docs/ estado/protecc. pdf.

По этой причине ряд резолюций <18>, предшествовавших Протоколу о защите потребителей, содержат положения, направленные на предоставление такой защиты. Это, например, Резолюция 123/96 <19>, она содержит определения следующих базовых понятий: потребитель, поставщик, потребительские отношения, товар и услуга. Резолюция 124/96 <20> декларирует основные права потребителей. Резолюция 125/96 <21> устанавливает конкретные принципы, направленные на достижение эффективной защиты здоровья и безопасности потребителей. Резолюция 126/96 <22> устанавливает критерии, которым должна соответствовать реклама товаров и услуг и функции, которые должна выполнять каждая договорная гарантия, предоставляемая в отношении любого товара, выбрасываемого на рынок. Все указанные резолюции содержали однозначное положение о том, что они должны быть инкорпорированы в национальные правовые системы и введены в действие с момента включения их в Протокол о защите потребителей. -------------------------------- <18> Резолюции принимаются Группой Общего рынка МЕРКОСУР - исполнительным органом МЕРКОСУР. См.: Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие / Под общ. ред. В. В. Безбаха и В. К. Пучинского. М.: МЦФЭР, 2005. С. 79, 80. <19> MERCOSUR/GMC/Res. N 123/96 - Defensa del Consumidor - Conceptos. URL: http://gd. mercosur. int/ SAM/GestDoc/PubWeb. nsf/ OpenFile? OpenAgent&base=SAM\ GestDoc\ DocOfic0Arch. nsf&id= 832579C700726F0D 8325775F004B05E6& archivo=RES_ 123-1996_ PT_DefConsConcep. pdf. <20> MERCOSUR/GMC/Res. N 124/96 - Defensa del Consumidor - Derechos Basicos. URL: http://gd. mercosur. int/ SAM/GestDoc/PubWeb. nsf/ OpenFile? OpenAgent&base=SAM\ GestDoc\ DocOfic0Arch. nsf&id= 832579C700726F 0D8325775F004BBA03& archivo= RES_124-1996_ PT_DefConsDerBas. pdf. <21> MERCOSUR/GMC/Res. N 125/96 - Defensa del Consumidor - Proteccion a la salud y seguridad del consumidor. URL: http://gd. mercosur. int/ SAM/GestDoc/ PubWeb. nsf/ OpenFile? OpenAgent&base=SAM\ GestDoc\ DocOfic0Arch. nsf&id= 832579C700726F0D 8325775F004C5C6C& archivo= RES_125-996_ PT_DefConPrSalSeg. pdf. <22> MERCOSUR/GMC/Res. N 126/96 - Defensa del Consumidor - Publicidad. URL: http://gd. mercosur. int/ SAM/GestDoc/ PubWeb. nsf/ OpenFile? OpenAgent&base=SAM\ GestDoc\ DocOfic0Arch. nsf&id= 832579C700726F0D 8325775F004CC44E &archivo= RES_126- 1996_PT_ DefConsumPubl. pdf.

Положения Резолюции 124/96, являющиеся неотъемлемой частью Протокола о защите потребителей, устанавливающие основные права потребителей МЕРКОСУР, служат ориентиром понимания и толкования всех остальных норм, разработанных и разрабатываемых в данной сфере. Эта Резолюция наиболее полно освещает вводящую в заблуждение рекламу; нечестную торговую практику, нацеленную на подавление ("агрессивную" - по терминологии директив ЕС); эффективный доступ к правосудию; распределение бремени доказывания и возмещение причиненного вреда. Однако в ней, к сожалению, не говорится о способах разрешения конфликтов, хотя эффективный доступ к правосудию указывается в качестве одного из основных прав потребителя (ст. 8g), что, безусловно, неблагоприятно отразится на потребителях, поскольку важно не только знать о своих правах, но и иметь реальную возможность ими пользоваться. Для защиты здоровья и безопасности потребителей в указанных резолюциях установлено, что товары и услуги могут поступать на рынок только в том случае, когда они не несут риска для жизни или безопасности потребителей, за исключением тех товаров и услуг, связанный с которыми риск считается нормальным в силу их природы и назначения. Производители товаров и услуг обязаны предоставлять потребителям в четкой и доступной форме правдивую, полезную и достаточную информацию о потребительских свойствах таких товаров и услуг. Все товары и услуги, предоставление которых может предполагать наличие риска, считающегося нормальным в силу их природы и назначения, должны продаваться с использованием установленных или разумных мер гарантии их безопасности. Производители товаров и услуг, опасных и вредных для здоровья, должны информировать в четкой и доступной форме об их опасности, а также использовать другие необходимые средства доведения этой информации до сведения потребителей - в зависимости от ситуации. К рекламе предъявляются следующие основные требования: а) потребитель должен иметь возможность понять, что распространяемая информация является рекламой; б) реклама должна быть правдивой. Кроме того, в рекламе недопустимо применять сопернический дух производителя в отношении потребителя. Состязательность допускается только при условии, что: 1) основная цель рекламы состоит в предоставлении более полной информации потребителю; 2) в рекламе показаны результаты сравнительного исследования; 3) реклама не выступает средством незаконной конкуренции, в т. ч. способом дискредитации образа товаров, услуг или товарных знаков других производителей; 4) реклама не указывает на недостатки товара, услуги, товарного знака других производителей; 5) реклама не ставит целью утверждение преимущества одного товара или услуги над другим <23>. -------------------------------- <23> См. также: Beatriz Ramos C. El derecho del consummidor en el marco de la legislacion nacional y la integracion regional // La justica uruguaya. 2000. Vol. 122. P. 43 - 46.

15 декабря 2000 г. президентами стран - участниц МЕРКОСУР была подписана Декларация основных прав потребителей МЕРКОСУР <24>. Учитывая, что защита потребителей является непременным условием планомерного и гармоничного развития экономики, в ней указывалось, что в интеграционном процессе, характеризующемся свободным оборотом товаров и услуг и равновесием в потребительских отношениях, основанных на добросовестности, необходимо предоставлять защиту потребителю как экономическому агенту и субъекту права. Это предполагает наличие у потребителей стран - участниц МЕРКОСУР следующих основных прав (что, однако, позволяет потребителю иметь и другие права, принимая во внимание договоренность государств-членов о прогрессивной гармонизации соответствующего законодательства) на: -------------------------------- <24> Declaracion Presidencial de derechos fundamentales de los consumidores del MERCOSUR. URL: http:// www. proconsumer. org. ar/ retrospectiva/ declaracion_ presidencial. htm.

- эффективную защиту жизни, здоровья и безопасности потребителя и окружающей среды от рисков, возникающих в ходе предоставления товаров и услуг; - равенство в отношениях потребления, основанное на добросовестности и соблюдении национального законодательства государств - членов МЕРКОСУР; - предоставление услуг и товаров на адекватных и безопасных условиях; - свободный выбор без какой-либо дискриминации; - эффективное предотвращение причинения вреда и возмещение причиненного ущерба; - получение знаний о своих правах; - понятную, достоверную и достаточную информацию; - защиту от запрещенной рекламы товаров и услуг; - защиту от недобросовестной практики; - защиту от недобросовестных условий договоров; - облегчение доступа к правосудию. Изложенное позволяет заключить, что регулирование отношений с участием потребителей в МЕРКОСУР и ЕС производится неодинаково, одной из причин чего является неодинаковый уровень экономического развития стран-участниц, а следовательно, и неодинаковые потребности, которыми обусловлена необходимость любого регулирования. Вместе с тем вектор развития рассмотренного нормативного регулирования соответствует достигнутым результатам развития, демонстрируемым на сегодняшний день ЕС. Так, налицо "социальная" направленность гражданско-правовой составляющей "антимонопольного" массива норм и ориентация императивных частноправовых норм наднациональных правопорядков на защиту более слабой стороны правоотношения. Можно констатировать сближение нормативного содержания антимонопольного права в части запрета недобросовестных методов ведения торговли, используемого понятийного аппарата и пр. Эта тенденция, по мнению авторов, представляет собой юридическое отражение процесса усиления взаимосвязи и взаимозависимости между странами в современный период. Установлено, что единый вектор развития правового регулирования в ЕС и МЕРКОСУР также проявляется в части обеспечения информационной безопасности потребителей на основе представления о том, что получение достоверной, полной и качественной информации - непременное условие осуществления их надлежащей защиты.

Название документа