Мотив как факультативный признак субъективной стороны состава преступления в уголовном законодательстве некоторых стран ближнего зарубежья

(Маслова Е. В.) ("Российский следователь", 2012, N 20) Текст документа

МОТИВ КАК ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ ПРИЗНАК СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕКОТОРЫХ СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ <*>

Е. В. МАСЛОВА

Маслова Евгения Валерьевна, заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Нижегородского института менеджмента и бизнеса.

В статье проанализированы факультативные признаки субъективной стороны состава преступления в уголовном законодательстве стран ближнего зарубежья (страны Балтии, Беларусь, Украина, Молдова).

Ключевые слова: факультативные признаки субъективной стороны, страны ближнего зарубежья.

In article facultative signs of the subjective party of structure of a crime in the criminal legislation of neighboring countries (the Baltic States, Belarus, Ukraine, Moldova) are analysed.

Key words: facultative signs of the subjective party, neighboring countries.

Уголовное законодательство всех бывших союзных республик базируется на Модельном Уголовном кодексе СНГ и создано по единой схеме, за исключением некоторых особенностей. Необходимо отметить, что законодательство стран ближнего зарубежья (по сравнению с законодательством стран дальнего зарубежья) отличается упорядоченностью и находится на более высоком уровне развития. Формирование правовых систем анализируемых здесь государств началось с обретением ими статуса самостоятельности после распада Советского Союза. За несколько лет всеми бывшими союзными республиками были приняты новые уголовные кодексы, отвечающие требованиям принятых ими примерно в это же время конституций <1>. Базой для уголовного Законодательства этих государств послужил Модельный уголовный кодекс, который был разработан группой известных ученых - представителей стран СНГ <2>. Принятие Модельного УК для нескольких государств - беспрецедентное событие в мировой практике. Как известно, модельный закон - это не нормативный правовой акт в буквальном смысле данного понятия, он не имеет обязательной силы, а является лишь научно-аргументированной рекомендацией законодательным органам государств рассматривать положения Модельного закона в качестве образца при разработке своего собственного законодательства. Необходимость сближения уголовного Законодательства государств - участников СНГ вызвана прежде всего потребностью обеспечения общности принципиальных подходов и взаимодействия в борьбе с преступностью, в том числе межгосударственной и межрегиональной <3>. -------------------------------- <1> Уголовные кодексы всех государств, образовавшихся после распада СССР на его территории, были приняты за небольшой период времени (около 7 - 8 лет). <2> Разработка Модельного УК была осуществлена во исполнение Постановления Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 28 октября 1994 г. "О правовом обеспечении интеграционного развития Содружества Независимых Государств" и в соответствии с Постановлением Совета Межпарламентской ассамблеи от 14 февраля 1995 г. N 4 "О программном комитете и рабочих группах по созданию Модельных УК и УПК для государств - участников СНГ". <3> Суверенизация бывших союзных республик ССР вызвала распад ранее существовавшей правоохранительной системы и единого правового пространства, но, естественно, не привела к разрушению единого криминального пространства, наличию которого к тому же способствует "прозрачность" границ между вновь возникшими государствами.

Предпосылками для сближения национальных законодательств государств Содружества, чему могла способствовать разработка Модельного уголовного кодекса, являются следующие основные обстоятельства: - все государства - участники СНГ признали новую систему приоритетов, провозгласив во вновь принятых конституциях курс на создание в своих странах демократического гражданского общества, в котором человек, его права и свободы являются высшими ценностями <4>; -------------------------------- <4> См., напр., преамбулу, ст. ст. 1 и 2 Конституции Республики Беларусь, преамбулу и ст. 1 Конституции Республики Казахстан, преамбулу и ст. 7 Конституции Грузии и др.

- экономические системы государств - участников СНГ основываются в настоящее время на признании равноправия всех форм собственности, свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поддержке конкуренции <5>;

- основные характеристики и тенденции развития преступности в государствах Содружества одинаковы, к тому же многие преступные проявления носят транснациональный характер; - сохраняется принципиальное сходство уголовно-правовых систем государств Содружества, единство правовых традиций, сформировавшихся в течение нескольких десятилетий существования в одном государстве <6>. -------------------------------- <6> Волженкин Б. В. Модельный УК и его влияние на формирование уголовного Законодательства государств - участников СНГ // Новое уголовное законодательство стран СНГ и Балтии: Сборник научных статей / Под ред. Л. Л. Кругликова и Н. Ф. Кузнецовой. М., 2002. С. 7.

В странах Балтии, Украине, Беларуси и Молдове (в отличие от законодательства многих стран дальнего зарубежья) существует законодательная констатация преступления, но законодательное определение состава преступления, элементов состава, в частности, субъективной стороны преступления, отдельных мотивов преступлений есть только в УК Беларуси. Рассмотрим подробнее особенности законодательного закрепления мотива преступления в некоторых странах ближнего зарубежья. Страны Балтии. Процесс реформирования уголовного Законодательства, осуществляемый в государствах Восточной Европы, успешно завершился принятием новых Уголовных кодексов в Литве и Латвии. В соответствии с законодательной традицией уголовные законы стран Балтии состоят из Общей и Особенной частей. Законодательное определение преступления содержится в каждом из них. Согласно ч. 1 ст. 6 УК Латвии преступным деянием признается предусмотренное настоящим законом деяние (действие или бездействие), которое совершено с умыслом (умышленно) или по неосторожности и за совершение которого грозит уголовное наказание. В ст. 11 УК Литвы закреплено аналогичное законодательное определение преступного деяния. Так же как и в Латвии, все преступные деяния делятся здесь на преступления и проступки. Состав преступления в законодательстве стран Балтии понимается так же, как и в Российской Федерации. В Уголовных кодексах не дается определения элементов состава преступления и признаков каждого из этих элементов, в частности субъективной стороны и мотива преступления. Означенные понятия толкуются лишь доктриной уголовного права. Уголовному праву стран Балтии известны следующие виды мотивов преступлений: корыстные, низменные, хулиганские, мотивы сострадания, мести, ненависти и некоторые другие. В качестве обстоятельств, отягчающих ответственность, в УК Латвии (п. 11 ст. 48) указаны корыстные побуждения. В перечне обстоятельств, смягчающих ответственность, мотивы не упоминаются. Что же касается законодательного закрепления мотивов как признаков состава преступления, то это присутствует в законодательстве рассматриваемых государств. В УК Латвии выделяются следующие мотивы преступления: корыстные побуждения (п. 9 ст. 117 "Убийство при отягчающих обстоятельствах"); личная заинтересованность (ст. 250 "Недозволенная выдача наркотических и психотропных веществ"; ч. 1 ст. 326 "Недозволенное участие в имущественных сделках"). В УК Литвы выделяются следующие мотивы преступления: политические, расовые, национальные, этнические, культурные, религиозные, половые (ст. 100 "Обращение с людьми, запрещаемое международным правом"); хулиганские побуждения (п. 8 ч. 2 ст. 129 "Убийство"; п. 8 ч. 2 ст. 135 "Причинение тяжкого вреда здоровью"; п. 8 ч. 2 ст. 138 "Причинение вреда здоровью небольшой тяжести"); корыстные побуждения (п. 9 ч. 2 ст. 129; п. 9 ч. 2 ст. 135; п. 9 ч. 2 ст. 138). Законодатель Литовской Республики также пользуется иными терминами для обозначения того или иного мотива преступления. В ст. 170 "Возбуждение вражды против лиц из-за их принадлежности к любой национальности, расе, полу, происхождению, религии либо иной группе" вместо слов "по мотиву" употребляется "из-за". В ст. 134 "Оказание помощи при самоубийстве" и в ст. 142 "Незаконное производство аборта" в качестве мотива совершения деяния рассматривается просьба потерпевшего. А в ст. 130 "Убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения" и в ст. 136 "Причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии сильного душевного волнения" роль мотива играет состояние аффекта. Беларусь. Новый Уголовный кодекс Республики Беларусь, принятый 9 июля 1999 г., введен в действие с 1 января 2001 г. УК Республики Беларусь 1999 г., вне всякого сомнения, является значительным достижением в развитии уголовного права и законодательства республики. Его демократичность и новизна, прогрессивность и оригинальность, высокая степень научной проработки, а равно другие заслуживающие одобрения качества по справедливости отмечены отечественными и зарубежными криминалистами <7>.

Законодательное определение преступления дается в ч. 1 ст. 11 УК РБ. Таковым признается "совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания". Общественно опасное деяние признается законодателем преступлением путем обозначения в УК признаков, его характеризующих, то есть посредством формулирования состава преступления. Заслуживает одобрения введение в УК РБ ст. 4, посвященной разъяснению употребляемых в Кодексе терминов. В ч. 10 этой статьи дается определение корыстных побуждений: "Под корыстными побуждениями понимаются мотивы, характеризующиеся стремлением извлечь из совершенного преступления для себя или близких выгоду имущественного характера либо намерением избавить себя или близких от материальных затрат". В ч. 11 ст. 4 сформулировано понятие хулиганских побуждений: "Под хулиганскими побуждениями понимаются мотивы, выражающие стремление виновного лица проявить явное неуважение к обществу и продемонстрировать пренебрежение к общепринятым правилам общежития". Такой подход характерен для уголовного Законодательства не только Беларуси, но и некоторых других государств (например, это Уголовные кодексы Болгарии, Голландии, Польши), однако в УК этих стран не дается определение тех или иных мотивов преступлений. Упомянутая новелла, как представляется, крайне важна для правоприменителя. Ориентация белорусского Законодателя на точность и недвусмысленность терминологии уголовного закона прослеживается и в Особенной части УК РБ. Придание правилам квалификации преступлений нормативного, обязательного характера - надежная основа для единообразного применения уголовного закона как сторонами уголовного процесса, так и судом, обеспечения выполнения задач, стоящих перед уголовным законом. В законе не содержится определения мотива как такового. Упоминаются, наряду с получившими законодательное закрепление мотивами корыстными и хулиганскими, религиозные, расовые и политические мотивы в качестве основных признаков состава преступления в ст. 128 "Преступления против безопасности человечества". Эти преступления отнесены законодателем к категории особо тяжких, и закрепление в данном случае низменных мотивов в качестве основных признаков состава свидетельствует об особой жестокости деяния. В качестве квалифицирующих признаков упоминаются корыстные мотивы (п. 12 ч. 2 ст. 139 "Убийство", п. 6 ст. 147 "Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения", п. 3 ч. 2 ст. 182 "Похищение человека", п. 7 ч. 2 ст. 291 "Захват заложника"), хулиганские мотивы (п. 13 ч. 2 ст. 139, п. 7 ст. 147), мотивы расовой, национальной, религиозной вражды или розни (п. 14 ч. 2 ст. 139, п. 8 ч. 2 ст. 147), корыстные или иные низменные побуждения (ч. 2 ст. 180 "Умышленная подмена ребенка"). Из вышеизложенного видно, что белорусский законодатель при конструировании норм Особенной части (закреплении мотивов в качестве основных и квалифицирующих признаков состава преступления) отдал предпочтение преступлениям против личности. Это свидетельствует о том, что защита прав человека и гражданина стоит на высшей ступени в системе социальных ценностей в современном белорусском обществе. Необходимо отметить, что в качестве основного признака состава мотив закреплен в ст. 199 "Нарушение законодательства о труде" УК РБ, где речь идет о необоснованном отказе в приеме на работу или увольнении женщины по мотивам ее беременности. В определенной степени указанные мотивы можно отнести к корыстным, поскольку работодатель идет на нарушение законодательства, преследуя личные интересы. Совершение деяния, ответственность за которое установлена ст. 199 УК РБ, по этим мотивам отличается особым цинизмом. Законодатель Республики Беларусь делает акцент на некоторых нормах УК РБ, вызывающих наибольшие трудности при квалификации деяний, что имеет, бесспорно, большое практическое значение. Установление в каждом конкретном случае истинных мотивов преступлений позволит правильно квалифицировать деяние и избежать судебных ошибок. Принятие нового УК - пик в процессе перманентного совершенствования уголовного законодательства республики, его высшая точка. Достигнув в 1999 г. этой точки, процесс совершенствования белорусского уголовного законодательства выходит на уровень рутинной работы по его корректировке. Устраняя ошибки, ликвидируя пробелы, адекватно отвечая на изменения в экономической, социальной и иных сферах жизнедеятельности общества и государства, законодатель будет вносить в него изменения и дополнения всякий раз, когда потребность в них будет осознана обществом в лице субъектов права законодательной инициативы и законодателя, либо тогда, когда несоответствие конституции страны тех или иных норм уголовного закона будет признано Конституционным судом Республики Беларусь. Украина. Новый Уголовный кодекс Украины принят Верховной Радой Украины 5 апреля 2001 г. и введен в действие с 1 сентября 2001 г. Его принятие стало значительным событием в политической, экономической и общественной жизни Украины. Необходимость подготовки нового УК была обусловлена тем, что правовое демократическое государство не может нормально развиваться без законодательной базы, которая надлежащим образом регулировала бы и охраняла соответствующие общественные отношения. В Уголовном кодексе Украины выделяются следующие мотивы преступлений: корыстные побуждения (п. 6 ч. 2 ст. 115 "Умышленное убийство"); корыстная или иная личная заинтересованность (ст. 148 "Подмена ребенка"; ст. 364 "Злоупотребление властью или служебным положением"); личные побуждения (ст. 172 "Грубое нарушение законодательства о труде"); хулиганские побуждения (п. 7 ч. 2 ст. 115; ст. 299 "Жестокое обращение с животными"); выполнение потерпевшим служебного или общественного долга (п. 8 ч. 2 ст. 115). Аффект как мотив преступления закреплен в ст. 116 "Умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения". Слова "по мотиву" заменены законодателем на следующие: "в связи с религиозными убеждениями, цветом кожи, полом потерпевшего, его происхождением, социальным положением, языковыми признаками" (ст. 161 "Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии"). Молдова. Уголовный кодекс Республики Молдова принят 18 апреля 2002 г. Молдова одной из последних после обретения суверенитета приняла новый Уголовный закон. Его положения не отличаются оригинальностью, базируются в основном на законодательстве России и стран ближнего зарубежья. Понятие преступления дается в ст. 14 УК Молдовы. Таковым признается наносящее вред деяние (действие или бездействие), предусмотренное уголовным законом, совершенное виновно и уголовно наказуемое. В ст. 15 УК идет речь о степени вреда преступления, которая определяется в соответствии с признаками, характеризующими элементы преступления (объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона). Законодательного определения элементов признаков состава преступления в УК Республики не содержится. В качестве обстоятельства, смягчающего ответственность в п. "е" ст. 76 УК Молдовы, содержится мотив сострадания. В перечне обстоятельств, отягчающих ответственность, упоминается совершение преступления: на почве социальной, национальной, расовой либо религиозной вражды или ненависти (п. "д" ч. 1 ст. 77); в отношении лица в связи с выполнением им служебного или общественного долга (п. "ф" ч. 2 ст. 77); из корыстных или иных низменных побуждений (п. "л" ч. 2 ст. 77). В Особенной части УК Молдовы выделяются следующие виды мотивов преступлений: корыстные побуждения (п. "б" ч. 2 ст. 145 "Умышленное убийство"; п. "ж" ч. 2 ст. 151 "Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью"; п. "н" ч. 2 ст. 152 "Умышленное причинение телесного повреждения средней тяжести или иного средней тяжести вреда здоровью"; п. "ф" ч. 2 ст. 164 "Похищение человека"; п. "е" ч. 2 ст. 280 "Захват заложников"; п. "б" ч. 2 ст. 311 "Ложный донос"; п. "б" ч. 2 ст. 312 "Ложное показание, заключение или неправильный перевод"); корыстные или иные личные побуждения (п. "б" ч. 2 ст. 306 "Привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного лица"; п. "б" ч. 2 ст. 307 "Вынесение неправосудного приговора, определения или постановления"; ст. 327 "Злоупотребление властью или служебным положением"; ст. 332 "Служебный подлог"; ст. 335 "Злоупотребление служебным положением"; ст. 360 "Изъятие, хищение, сокрытие, повреждение или уничтожение документов, печатей, штампов или бланков"); хулиганские побуждения (п. "с" ч. 2 ст. 145; п. "н" ч. 2 ст. 151; п. "и" ч. 2 ст. 152). Как видно из вышеизложенного, мотивы преступлений, имеющие законодательную регламентацию, не отличаются разнообразием - во всех государствах обращается внимание прежде всего на корыстные мотивы, мотивы личной заинтересованности и хулиганские побуждения. По указанным мотивам преступления совершаются довольно часто, и именно эти мотивы подвергались наиболее полному анализу в ходе развития анализируемого института. В заключение хотелось бы отметить, что разработка и принятие нормативно-правовых актов - процесс сложный и долгий. Для того чтобы привести законодательство в состояние, близкое к совершенству, потребуется немало усилий и времени.

Название документа