Перспективы изменения инвестиционного климата России в результате присоединения к ВТО

(Веселкова Е. Е.)

("Право и экономика", 2012, N 9)

Текст документа

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

РОССИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО

Е. Е. ВЕСЕЛКОВА

Веселкова Евгения Евгеньевна, доцент кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС). Кандидат юридических наук, доцент. Научная специализация: правовое регулирование иностранных инвестиций.

Родилась 11 декабря 1963 г. в г. Севастополе. В 1987 г. окончила МГИМО МИД СССР. В 1987 - 2006 гг. работала за рубежом и в компании "ЛУКойл". С 2006 г. осуществляет преподавательскую деятельность.

Автор монографии "Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ и зарубежных странах" (2011), курса лекций по международному экологическому праву (2011).

В данной статье автор рассматривает основные направления изменения действующего законодательства в результате присоединения России к ВТО. Особое внимание уделяется анализу преимуществ, которые дает вступление в ВТО и которые способствуют улучшению инвестиционного климата страны.

Ключевые слова: ВТО; преимущество ВТО; инвестиционный климат.

Perspectives of changing Russian legislation as a result of WTO accession

E. E. Veselkova

In this article the author considers main ways of amending current Russian legislation as a result of its accession to WTO. Special attention is given to the analysis of advantages of WTO which help to improve the investment climate in the country.

Key words: WTO, advantages of WTO, investment climate.

Всемирная торговая организация (ВТО) создана с целью либерализации и унификации правил международной торговли на глобальном уровне. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г. и является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), существовавшего с 1947 г.

ВТО - это не только организация, но и свод международных норм, регулирующих права и обязательства государств - членов организации в сфере международной торговли.

Основу деятельности ВТО составляет пакет соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, состоявшихся с 1986 по 1994 г., в числе которых Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 г., Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) [1].

В настоящее время полный пакет документов ВТО, включая обязательства государств-членов по доступу на рынки, составляет более 30 тыс. страниц. Нормами и правилами ВТО регулируется более 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

С учетом присоединения к ВТО Вьетнама с 11 января 2007 г. членами ВТО являются 150 государств; 31 государство, в том числе Российская Федерация, имеет статус наблюдателя в этой организации; 29 государств, включая Российскую Федерацию, находятся в процессе вступления в ВТО (22 августа 2012 г. Россия официально вступила в ВТО, став ее 156-м участником. - Прим. ред.).

Кроме того, статус наблюдателя в различных органах ВТО имеют свыше 60 международных организаций, включая ООН, ЮНКТАД, МВФ, Всемирный банк, ВОИС, ОЭСР.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, которая проводится не реже одного раза в два года и объединяет представителей всех участников организации. Между сессиями Министерской конференции действует Генеральный совет ВТО, который созывается для решения текущих и процедурных вопросов. Генеральный совет созывается как орган разрешения споров и как орган по обзору торговой политики.

Под руководством Генерального совета действуют Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам интеллектуальной собственности, комитеты и рабочие группы по различным вопросам (например, Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по торговле и развитию, Комитет по региональным торговым соглашениям, Рабочая группа по торговле, долгам и финансам, Рабочая группа по торговле и передаче технологий, Рабочие группы по присоединению к ВТО и т. п.).

Техническую и организационную поддержку принятия решений осуществляет Секретариат ВТО, расположенный в Женеве, штат которого составляет около 500 служащих.

Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО, которым с 2005 г. является Паскаль Лами, ранее занимавший пост европейского комиссара по торговле [2].

Документы ВТО предусматривают принятие решений большинством голосов, однако на практике все решения в рамках ВТО принимаются путем консенсуса, что играет важную роль в укреплении авторитета и доверия к этой организации.

На четвертой Министерской конференции в Дохе (Катар) в ноябре 2001 г. был начат новый раунд международных торговых переговоров (так называемый Доха раунд, или Раунд развития), основными вопросами которого является выполнение уже существующих соглашений и выработка новых торговых правил в целях дальнейшей либерализации доступа на рынки товаров и услуг.

Пятая Министерская конференция в Канкуне (Мехико) в сентябре 2003 г. была задумана как встреча членов организации, на которой они должны были прийти к согласию о том, каким образом завершить переговорный процесс. Однако встреча была омрачена разногласиями по аграрным вопросам, включая проблемы торговли хлопком, и закончилась тем, что переговоры по так называемым сингапурским вопросам зашли в тупик.

Сингапурские вопросы включают четыре направления: торговля и инвестиции, торговля и регулирование конкуренции, транспарентность в вопросах поставок для государственных нужд, поддержка торговли.

Реальный прогресс по сингапурским вопросам не наблюдался вплоть до 1 августа 2004 г., когда стороны пришли к соглашению продолжить переговоры лишь по вопросу поддержки торговли. Обсуждение остальных трех направлений сингапурских вопросов выпало из поля зрения Доха раунда [3].

Тем не менее первоначальный срок завершения переговоров Раунда развития, намеченный на 1 января 2005 г., был пропущен. После этого стороны неофициально согласились достигнуть окончательных договоренностей до конца 2006 г., но на настоящий момент переговоры так и не пришли к завершению.

1. Торговля без дискриминации, что означает взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле в сочетании с взаимным предоставлением национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения.

2. Либерализация торговли: устранение торговых барьеров в ходе переговоров, регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от использования количественных и иных ограничений.

3. Предсказуемость торговой политики: иногда обязательство не увеличивать торговые барьеры может быть так же важно, как их снижение, поскольку такое обязательство дает бизнесу возможность реально оценивать свои будущие перспективы. В условиях стабильности и предсказуемости растут инвестиции, создаются новые рабочие места и потребители могут в полной мере воспользоваться преимуществами конкуренции: широким выбором товаров и снижением цен. Многосторонняя торговая система - это попытка государств создать стабильную и предсказуемую деловую среду.

4. Развитие конкуренции: иногда ВТО представляют как организацию "свободной торговли", но это не совсем так. ВТО допускает тарифные и в ряде случаев другие формы защиты интересов национальных производителей. Более верно называть ВТО системой норм, поддерживающих открытую, честную и свободную конкуренцию. Правила недискриминационного доступа - РНБ и национальный режим - созданы с целью обеспечить справедливые условия торговли. Это касается также демпинга и субсидий. Такие сложные вопросы требуют комплексного подхода, и правила в данной сфере пытаются определить, какие действия допустимы, а какие нет, и каким образом правительство может на них реагировать, в частности путем ввода дополнительных пошлин, призванных компенсировать вред, причиненный недобросовестными приемами международной торговли. Многие соглашения в рамках ВТО принимаются именно с целью поддержки конкуренции, например в сфере сельского хозяйства, интеллектуальной собственности, услуг.

5. Поддержка развивающихся стран и экономических реформ. Деятельность ВТО способствует экономическому развитию. В свою очередь, развивающиеся страны нуждаются в гибком подходе при принятии ими условий соглашений ВТО. Сами же соглашения Уругвайского раунда восприняли ранее достигнутые в рамках ГАТТ договоренности относительно специальной поддержки и особых уступок развивающимся странам. Более трех четвертей членов ВТО являются развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Во время Уругвайского раунда переговоров более 60 из этих стран самостоятельно осуществили программу либерализации торговли [4]. В то же время эти страны были, как никогда ранее, активно вовлечены в переговорный процесс во время этого раунда переговоров и еще более активно принимают участие в переговорах Доха раунда.

Членство в ВТО дает следующие основные преимущества:

получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами - членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в международных торговых переговорах при выработке новых правил международной торговли.

Присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают все другие члены ВТО, что практически означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации любая страна может обратиться с соответствующей жалобой в орган по разрешению споров, решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

Положения нового законодательства в целом соответствуют ранее опубликованному предварительному варианту, положения которого многие иностранные банкиры сочли излишне обременительными. Однако требования к размеру капитала филиалов иностранных банков были значительно снижены по сравнению с первоначальной редакцией.

1. Укрепление международной стабильности. Принятие решений на основе консенсуса, эффективный механизм разрешения торговых споров, предсказуемость торговой политики на мировых рынках способствуют укреплению международной безопасности и предотвращению возникновения вооруженных конфликтов.

2. Эффективный механизм для разрешения торговых споров. Соглашения, действующие в рамках ВТО, являются четкой правовой основой для механизма разрешения спорных вопросов в сфере международной торговли. Решения, принимаемые Генеральным советом в ходе рассмотрения спора, являются обязательными для стран - участниц ВТО.

3. Практика принятия решений на основе консенсуса предоставляет равные возможности для всех членов ВТО, как небольших и развивающихся, так и крупных и развитых. Небольшие страны объединяются в союзы, что дает им возможность более эффективно вести переговоры, в свою очередь, отсутствует необходимость вести переговоры с каждой из стран - участниц ВТО, поскольку достигнутые договоренности по принципу недискриминации распространяются на все государства-члены.

4. Понижение стоимости жизни. Соглашения Уругвайского раунда переговоров предусматривают обязательство стран по снижению протекционистских торговых барьеров, что ведет к усилению конкуренции и, как следствие - к снижению цен на товары и услуги.

5. Более широкий выбор товаров и услуг для потребителей. Развитие конкуренции, приток в страну новых технологий, импорт комплектующих и сырья для отечественных товаропроизводителей - все это способствует расширению ассортимента предлагаемых товаров и услуг.

6. Повышение доходов. Понижение торговых барьеров и, как следствие, рост товарооборота способствуют повышению не только личных доходов населения, но и государственных доходов.

7. Новые рабочие места. Несмотря на то что конкуренция отечественных и зарубежных товаропроизводителей в ближайшей перспективе приводит к потере рабочих мест, в будущем развитие торговли и приток в страну иностранных инвестиций ведет к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики.

8. Повышение эффективности внешней торговли. Устранение торговых барьеров и понижение таможенных пошлин, предсказуемость и прозрачность регулирования в конечном счете улучшают инвестиционный климат, привлекают инвесторов и увеличивают товарооборот.

9. Ограничение лоббирования. Отсутствие односторонней направленности торговой политики в сторону защиты отдельных отраслей экономики помогает правительству защититься от действий лоббистских групп, поскольку отсутствие политики протекционизма исключает возможность влияния представителей этих отраслей на принятие политических решений.

10. Борьба с коррупцией. Ведение торговой политики по заранее установленным правилам, отсутствие протекционистских мер и торговых ограничений, которые являются благоприятной средой для коррупции среди чиновников, распределяющих соответствующие субсидии и квоты, способствует позитивным изменениям в сфере принятия политических решений, что делает принимаемые политические решения более прозрачными и способствует притоку инвестиций в страну.

Таким образом, преимущества, которые дает вступление в ВТО, способствуют улучшению инвестиционного климата страны, поскольку среда ведения бизнеса в целом становится более прозрачной и предсказуемой [1].

Кроме того, в рамках ВТО действует отдельный документ, касающийся инвестиционных мер, связанных с торговлей: Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС).

Указанное Соглашение касается только торговли товарами и требует отмены мер, применяемых к иностранным инвесторам и не совместимых с обязательством предоставления национального режима и отмены количественных ограничений, в частности:

мер, которые требуют проведения закупок или использования предприятием товаров отечественного происхождения или из любого отечественного источника;

мер, требующих, чтобы закупки или использование предприятием импортируемых товаров ограничивались количествами, связанными с объемом или стоимостью экспортируемых им местных товаров;

мер, ограничивающих импорт предприятием товаров, используемых в его местном производстве или имеющих отношение к нему, в целом или количеством, связанным с объемом или стоимостью экспортируемых им местных товаров;

мер, ограничивающих импорт предприятием товаров, используемых в его местном производстве или имеющих отношение к нему, путем ограничения доступа предприятия к иностранной валюте объемом поступлений иностранной валюты, причитающейся предприятию;

мер, ограничивающих экспорт или продажу предприятием товаров на экспорт, выражаемых в виде либо конкретных товаров, их объема или стоимости, либо в виде доли от объема или стоимости его местного производства.

Процедура вступления в ВТО включает несколько следующих этапов [4].

1. Подготовка и направление Меморандума, в котором описываются все аспекты торговой и экономической политики государства, желающего стать членом ВТО. Меморандум рассматривается специально создаваемой Рабочей группой.

2. Двусторонние переговоры о вступлении: переговоры охватывают обязательства по тарифным ограничениям, специфические условия доступа на рынок, а также иные уступки в сфере торговли товарами и услугами, которые готов предоставить членам ВТО новый участник. Обязательства нового члена ВТО должны в равной степени распространяться на всех членов ВТО на недискриминационной основе, несмотря на то что они обсуждаются в двустороннем порядке.

3. Выработка условий вступления нового члена. Как только Рабочая группа закончит исследование торгового режима соискателя и параллельные двусторонние переговоры подойдут к концу, Рабочая группа формулирует условия вступления нового члена в виде Доклада рабочей группы, Протокола о вступлении и Перечней обязательств претендента по тарифным уступкам в сфере торговли товарами, поддержки сельского хозяйства, а также обязательств в сфере услуг.

4. Принятие решения о вступлении производится двумя третями голосов Генерального совета или Министерской конференции, после чего государство - претендент на вступление может подписать Протокол о вступлении и прилагаемые к нему документы. Статус члена ВТО страна приобретает после ратификации всего пакета документов национальным законодательным органом.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Переговоры о вступлении России в ВТО начались с 1993 г. В Рабочую группу по присоединению России входят 58 стран (с учетом ЕС в качестве одного члена).

В настоящее время ведется выработка условий присоединения России к ВТО в целом, а также проводятся двусторонние переговоры по доступу на рынки. Задача ведущихся переговоров - добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, т. е. наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Целями присоединения России к ВТО можно считать следующие:

получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

расширение возможностей для российских инвесторов в странах - членах ВТО, в частности в банковской сфере;

создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Переговоры по системным вопросам, ведущиеся в рамках Рабочей группы, охватывают следующие вопросы [4]:

устранение несоответствия российского законодательства и правоприменительной практики требованиям ВТО, особенно это касается таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности, охраны прав интеллектуальной собственности, режима экспорта алмазов и металлов платиносодержащей группы, импорта средств связи и шифровальной техники, обеспечения осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках;

обязательства России, касающиеся использования определенных элементов регулирования внешнеэкономической деятельности, разрешенных правилами ВТО, в том числе обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству, и сокращение их использования;

запросы отдельных стран - членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования "ВТО+"): присоединение к "необязательным" соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т. д.

Основными результатами двусторонних переговоров являются следующие положения [2]:

1. Доступ на рынки товаров.

Ни одна пошлина не уменьшается с даты присоединения России к ВТО, а либерализация тарифов по отдельным позициям осуществляется в течение переходных периодов сроком от 1 года до 7 лет. Россия сохраняет возможность применения всех инструментов поддержки товаропроизводителей и борьбы с недобросовестной конкуренцией, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также субсидии.

После присоединения к ВТО средневзвешенная ставка российских пошлин на сельскохозяйственные и промышленные товары снизится примерно на 3 процентных пункта, кроме того:

постепенно за 3 - 4 года произойдет снижение ставок пошлин до 5 - 6% и частичное открытие рынка химических товаров, бумаги и изделий из нее, что приведет к усилению конкуренции в этих секторах, но не нанесет ущерба российским производителям;

будут переведены на платежеспособный уровень ставки пошлин на обувь, бытовую электронику и электротехнику, что позволит исключить "серые" и "черные" схемы импорта в этих областях;

будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование;

в течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу;

достигнуты такие договоренности об условиях открытия в течение семи лет российского рынка легковых автомобилей (снижение с 25 до 15%) и гражданской авиатехники (снижение с 20 до 7,5 - 12,5%), которые, с одной стороны, обеспечат интересы российских покупателей и перевозчиков, а с другой - позволят реализовать крупные инвестиционные проекты по созданию автомобильных заводов и самолетов нового поколения.

2. Доступ на рынки услуг.

Обязательства России касаются 116 секторов услуг и обеспечивают стабильные и предсказуемые условия работы в России иностранных поставщиков услуг и иностранных инвесторов (включая банковские и страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, телекоммуникации, транспорт, дистрибьюторские услуги, услуги в области охраны окружающей среды, профессиональные услуги).

По 30 секторам принимаются обязательства без ограничений: в этих секторах Россия не сможет применять меры, устанавливающие количественные ограничения иностранного присутствия на рынке или ухудшающие условия конкуренции иностранных услуг и поставщиков услуг по сравнению с аналогичными национальными услугами и поставщиками.

Практически полностью выведены из-под российских обязательств в ВТО ключевые сектора услуг, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой сырья, в том числе энергетического, авиационного и железнодорожного транспорта, деятельности портов (за исключением погрузочно-разгрузочных работ) и аэропортов, и многих других, имеющих жизненно большое значение для функционирования отечественной экономики. Отсутствие обязательств означает, что после присоединения к ВТО в этих секторах могут применяться любые ограничения для иностранных услуг и поставщиков услуг, вплоть до полного закрытия рынка.

Достигнутые договоренности предусматривают сохранение всех необходимых действующих инструментов регулирования иностранного присутствия на рынке услуг в объеме, требующемся для поддержания нормальных условий конкуренции на внутреннем рынке и обеспечения беспрепятственного доступа потребителей к современным услугам.

Финансовые услуги. В банковской сфере иностранное участие по-прежнему разрешается только в форме создания в России банков с иностранными инвестициями или приобретения существующих российских банков, деятельность в России филиалов иностранных банков не допускается [5].

Иностранное присутствие на рынке ценных бумаг также допускается только в форме российского юридического лица. При этом для некоторых видов профессиональных участников рынка ценных бумаг - компаний, осуществляющих ведение реестра ценных бумаг, компаний, осуществляющих клиринг по сделкам, совершенным через организатора торговли, специализированных депозитариев - предусматривается возможность введения ограничений иностранного участия на уровне 25% уставного капитала.

Страховые услуги. Либерализация законодательства в этой сфере будет осуществляться в течение переходного периода, позволяющего российскому страховому сообществу адаптироваться к меняющимся условиям конкуренции.

Через 9 лет после присоединения России к ВТО будет разрешена деятельность в России филиалов иностранных страховых компаний, но такие филиалы не смогут работать в сфере обязательного страхования (кроме ОСАГО) и страхования государственных закупок. Открытие и деятельность таких филиалов в России будут обусловлены выполнением лицензионных требований, требований финансовой устойчивости, требования внесения гарантийного депозита. Кроме того, обязательства предусматривают возможность применения требований к материнской компании, которая намерена открыть филиал на территории России (в частности, требований к размеру активов, опыту работы). Обязательства допускают возможность установления требований к капитализации филиалов иностранных страховых компаний. Предполагается, что капитализация филиалов иностранных компаний будет учитываться при расчете доли иностранного участия в российской страховой системе, и в том случае, если эта доля достигнет 50%, открытие в России новых филиалов будет запрещено.

Участие иностранных инвесторов в капитале компаний, осуществляющих страхование жизни, обязательное страхование и страхование государственных закупок. В течение 5 лет после даты присоединения России к ВТО доля иностранного участия в уставном капитале компаний, осуществляющих страхование жизни, обязательное страхование пассажиров и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей не может превышать 51%. По истечении указанного 5-летнего срока будет разрешено 100%-е иностранное участие в уставном капитале компаний, работающих в перечисленных сферах.

После присоединения России к ВТО сохраняется 49%-е ограничение иностранного участия в уставном капитале компаний, осуществляющих страхование государственных закупок (это ограничение может применяться на постоянной основе) [6].

Услуги ускоренной доставки (экспресс-почта). Принимаемые обязательства гарантируют возможность инвестирования в российские компании или создание новых компаний, оказывающих услуги ускоренной доставки. При этом иностранная доля в таких компаниях, как и сейчас, может доходить до 100%.

Деловые услуги. Принимаются обязательства, гарантирующие доступ на рынок в ключевых секторах - компьютерных, юридических (за исключением услуг нотариусов), аудиторских услуг (с ограничениями в отношении статуса аудиторов с точки зрения режима их пребывания на территории России), услуг в области рекламы, услуг по исследованию рынка, консультационных услуг по вопросам управления и т. п. Обязательства гарантируют благоприятные условия для притока иностранных инвестиций и сохранение нормальных условий конкуренции, что будет способствовать дальнейшему развитию сектора деловых услуг и создаст положительный кумулятивный эффект для других отраслей экономики.

Транспортные услуги. Обязательства России по транспортным услугам охватывают морской транспорт, автомобильный транспорт, некоторые услуги в сфере авиационного транспорта (кроме собственно авиационных перевозок), а также вспомогательные услуги для всех видов транспорта (погрузочно-разгрузочные услуги, услуги по хранению, экспедиторские услуги).

Обязательства в ВТО не меняют нынешнюю систему регулирования международной торговли транспортными услугами. В сфере авиационного транспорта обязательства принимаются только в отношении услуг по ремонту и обслуживанию самолетов, а также в отношении продажи авиабилетов и систем компьютерного резервирования [6]. Эти обязательства учитывают существующие ограничения иностранного участия в секторе.

Обязательства по вспомогательным транспортным услугам также отражают нынешнюю систему регулирования. Они не предусматривают каких-либо количественных ограничений для иностранных поставщиков, формируя, таким образом, благоприятный климат для иностранных инвестиций, приток которых будет способствовать развитию всей российской транспортной отрасли.

Таким образом, условия присоединения России к ВТО обеспечивают интересы России как в сфере притока иностранных инвестиций и увеличения товарооборота, так и в сфере защиты отечественных товаропроизводителей и предоставления им благоприятных условий доступа на зарубежные рынки.

Кроме того, применение правил ВТО потребует появления в России квалифицированных специалистов в области экономики и права, способных эффективно отстаивать интересы российского бизнеса в системе органов этой авторитетной международной организации.

Список литературы

1. Шумилов В. М. Международное экономическое право. М.: Нимп, 2001.

2. Фархутдинов И. З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2007. С. 432.

3. Лабин Д. К. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций. М.: Институт государства и права РАН, 2001.

4. Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. М., 2009. С. 624.

5. Международное право: Учебник для вузов / Под ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунова М.: Норма, 2000.

6. Зубченко Л. А. Иностранные инвестиции. М., 2008. С. 160.

Название документа