Правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти по контролю и надзору в области образования и науки в зарубежных странах
(Молотников А. Е., Янковский Р. М., Гузанов К. А., Чудакова Е. Ю.) ("Право и экономика", 2012, N 9) Текст документаПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ <1>
А. Е. МОЛОТНИКОВ, Р. М. ЯНКОВСКИЙ, К. А. ГУЗАНОВ, Е. Ю. ЧУДАКОВА
Молотников Александр Евгеньевич, директор по правовым вопросам консалтинговой группы "АСПЕКТ". Ассистент кафедры предпринимательского права МГУ имени М. В. Ломоносова. Кандидат юридических наук. Специалист в области корпоративного права, правового регулирования рынка ценных бумаг, предпринимательского права. Родился 2 декабря 1977 г. в г. Владимире. Автор (соавтор) более 50 публикаций (статьи, книги, иные материалы по правовой тематике). Янковский Роман Михайлович, юрист. Специалист в области предпринимательского права, корпоративного права, правового регулирования инноваций. Аспирант кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Родился 9 декабря 1988 г. в г. Серпухове. В 2010 г. окончил юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова (кафедра предпринимательского права). Гузанов Константин Александрович, студент II курса юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Родился 10 июля 1993 г. в г. Самаре. Чудакова Елена Юрьевна, помощник юрисконсульта в ООО "Центр правового обслуживания". Родилась 28 января 1992 г. В настоящее время студентка юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Статья посвящена вопросам правового регулирования деятельности органов исполнительной власти по контролю и надзору в области науки в зарубежных странах: США, Канаде, Франции. Предложен анализ уровня эффективности исполнения правового регулирования порядка исполнения федеральными органами исполнительной власти государственных функций по контролю и надзору в сфере науки. В рамках работы были разработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в рассмотренной сфере регулирования. Сделан вывод о том, что в рассмотренных странах научная сфера тесно связана с образовательной, но правовое регулирование взаимодействия данных сфер является недостаточным и отчасти морально устаревшим. Настоящая статья стала базисом для статьи "Правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти по контролю и надзору в области образования и науки в Российской Федерации", в которой приведены рекомендации по совершенствованию законодательства по вопросам контроля и надзора в области науки в Российской Федерации.
Ключевые слова: правовое регулирование в сфере науки; наука, контроль и надзор; наука в Канаде; право и наука; наука за рубежом; наука во Франции.
Legal regulation of activities of foreign executive bodies controlling and supervising the sphere of science A. E. Molotnikov, R. M. Yankovsky, K. A. Guzanov, E. Yu. Chudakova
The article deals with the legal regulation of activities of the executive power of control and supervision in the field of science in foreign countries: the U. S., Canada and France. In this paper the analysis of the level of efficiency of legal regulation of the order of execution by federal executive bodies of state functions of control and supervision in the sphere of science. Recommendations are made to improve the legislation considered in this regulatory area. It is concluded that in the countries reviewed scientific sphere is closely related to education but the legal regulation of the interaction of these areas is insufficient and partly outdated. This article was the basis for another article titled "Legal regulation of activities of the executive power of control and supervision in the field of education and science in the Russian Federation" which contains recommendations for improving the legislation on control and supervision in the field of science in the Russian Federation.
Key words: legal regulation of the science sphere, science, control and supervision, science in Russia, law and science, Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
Общеизвестно, что фундаментальная наука не является прибыльной в краткосрочной перспективе. Однако важность проведения и поддержки на национальном уровне научных исследований сложно переоценить. В силу этого государства заинтересованы в стимулировании развития науки, для чего создаются сложные механизмы распределения бюджетных средств на научные цели, а также контроля и надзора за реализацией поставленных задач. При этом в тесной связи с научной деятельностью стимулируется развитие образования, в том числе высшего и послевузовского, так как научная и образовательная система настолько интегрированы, что разделить их весьма сложно и методически излишне. В целях совершенствования подобной системы в Российской Федерации представляется полезным изучение зарубежного опыта в рассматриваемой сфере. В настоящей статье рассмотрен опыт США, Канады и Франции как наиболее ярких представителей американского и европейского подходов к регулированию науки и образования.
Соединенные Штаты Америки
Система правового регулирования деятельности по контролю и надзору в сфере образования и науки в США образована тремя уровнями нормативных правовых актов. Конституция США (The Constitution of the United States of America) <2> относит к ведению Конгресса США полномочия по "содействию развитию науки и ремесел". -------------------------------- <2> U. S. Const. Art. 1, Sec. 8.
Федеральное законодательство США регламентирует деятельность государственных департаментов и иных федеральных органов по реализации ими научно-исследовательских программ и размещению заказов на проведение НИОКР. Подзаконные нормативные акты государственных органов устанавливают механизмы внутреннего контроля и надзора за ведением научных разработок в подведомственных учреждениях и организациях. В научно-исследовательском секторе США образована разветвленная система исполнительных органов, реализующих управленческие, консультационные и контрольные функции, в их числе: 1. Национальный исследовательский Совет (National Research Council) способствует увеличению и распространению знаний в области естественных и общественных наук, математики и инженерии и использованию этих знаний в интересах общественного благосостояния, а также участвует в формировании государственной политики по вопросам науки, технологии и здравоохранения. 2. Национальный научный совет (National Science Board) создан в целях мониторинга и анализа состояния науки и техники в стране; кроме этого, совет осуществляет функции по финансированию научных исследований путем распределения грантов и контроля за их целевым использованием. 3. Национальный научный фонд (National Science Foundation, NFS) - независимое федеральное агентство, осуществляющее консультационную и финансовую поддержку фундаментальных исследований во всех областях науки и техники, за исключением медицины. Закон о Национальном научном фонде (The National Science Foundation Act, 1950 <3>) определил такие функции фонда, как: -------------------------------- <3> 42 U. S.C. § 1861 - 1887 (1950).
инициирование и поддержка через гранты и контракты научно-технических исследований и программ по укреплению научно-технического потенциала страны; присуждение стипендий в области науки и техники; обмен научной информацией между ученым сообществом США и зарубежных стран; оценка состояния и выявление потребностей естественных и технических наук с целью их координации с другими федеральными и региональными программами, а также политикой департаментов, проводящих собственные исследования; определение необходимого университетам и иным организациям размера финансирования, требующегося для проведения ими исследований, а также для обеспечения условий их работы <4>. -------------------------------- <4> 42 U. S.C. § 1862.
Следует отметить, что в NFS существует практика независимого внутреннего контроля, реализуемая Управлением Генерального инспектора (Office of Inspector General (OIG)). Деятельность OIG направлена на повышение результативности программ, финансируемых фондом, а также на предупреждение и выявление случаев мошенничества, нецелевого расходования средств и злоупотребления служебным положением <5>. -------------------------------- <5> National Science Foundation. URL: http://www. nsf. gov/oig/.
4. Американская ассоциация содействия развитию науки (AAAS) - международная некоммерческая организация, реализующая функции по поддержке образования и науки и содействию межнациональному научному сотрудничеству. 5. Управление по науке и технологиям (Office of science and technology policy (OSTP)) <6> создано в 1976 г. как часть администрации Президента США. Базисные положения о деятельности Управления зафиксированы в одноименном разделе Свода законов <7>, в соответствии с которым стратегическими задачами OSTP являются: -------------------------------- <6> Office of Science and Technology Policy. The White House. URL: http://www. whitehouse. gov/administration/eop/ostp/about. <7> 42 U. S.C. § 6611 - 6618.
предоставление Президенту аналитической информации и экспертных заключений о предлагаемых Правительством программах и стратегиях в области науки, а также консультаций по актуальным вопросам, отнесенным к ведению органа; тесное сотрудничество с профильными федеральными агентствами, представителями национального и международного ученого сообщества, частным сектором для определения существующих потребностей общества и государства, проблем и тенденций развития научного мира с целью их координации и осуществления эффективного трансфера технологий; исследование характера и потребностей (в том числе размера финансирования) национальной научно-технической политики и подготовка рекомендаций по ее коррекции <8>. -------------------------------- <8> 42 U. S.C. § 6613, § 6614, § 6617.
В 2010 г. распоряжением Президента США <9> в рамках Управления по науке и технологиям был создан Президентский совет по вопросам науки и технологий (President's Council of Advisors on Science and Technology (PCAST)), в который вошли представители из числа признанных авторитетов в какой-либо области естественных или технических наук. Помимо консультационной, указанный орган выполняет посредническую функцию, представляя по просьбе Национального научно-технического совета (National Science and Technology Council (NSTC)) <10> мнение негосударственного сектора по вопросам науки. -------------------------------- <9> Executive Order 13226 of September 30, 2001 - President's Council of Advisors on Science and Technology // The White House. Office of the Press Secretary. URL: http:// www. whitehouse. gov/ the-press-office/ executive-order-presidents-council-advisors-science-and-technology. <10> Office of Science and Technology Policy. The White House. URL: http://www. whitehouse. gov/administration/eop/ostp/about.
В целом реализуемая в США модель контроля и надзора в сфере научно-исследовательской деятельности может быть охарактеризована как ведомственная: она предполагает наличие при отдельных министерствах специализированных органов, созданных в целях мониторинга и поддержки соответствующих направлений научных исследований [1]. Наиболее широкий спектр исследовательских проектов связан с деятельностью Министерства энергетики США (The Department of Energy (DOE) <11>). Одно из его структурных подразделений - Office of Science <12> (Управление науки) - ведущее федеральное агентство, поддерживающее фундаментальные научные исследования в области энергетики, биологии, экологии и физических наук. Целями деятельности Управления является прямая поддержка научно-исследовательской деятельности, а также развитие, строительство и эксплуатация уникальных научных объектов, открытых для свободного доступа <13>. Управление науки Департамента энергетики поддерживает исследовательские проекты в каждом из штатов, а также в округе Колумбия, сотрудничая с более чем 300 высшими учебными заведениями страны. -------------------------------- <11> U. S. Department of Energy. URL: http://www. doe. gov/. <12> U. S. Department of Energy. Office of Science. URL: http://science. energy. gov. <13> U. S. Department of Energy. Office of Science. URL: http://science. energy. gov/about/.
В целях эффективной реализации указанных функций Министерству энергетики США предоставлен определенный объем контрольных полномочий. По данным отчета "External Regulation of DOE", подготовленного Центральным финансовым управлением США (General Accounting Office), Департамент энергетики осуществляет регулирование и контроль над деятельностью обширного комплекса подведомственных научно-исследовательских невоенных лабораторий. Принимаемые Министерством внутренние регламенты по безопасности и санитарным нормам соответствуют и иногда даже превосходят по объему требований аналогичные документы, издаваемые Комиссией по ядерному регулированию (Nuclear Regulatory Commission - NRC) и Администрацией по безопасности труда и здоровья (Occupational Safety and Health Administration - OSHA). Ответственность за разработку регулирующих деятельность лабораторий внутренних актов, а также надзор за их исполнением полностью лежит на главном офисе DOE. Около десяти лет назад Департаментом энергетики рассматривался вопрос о передаче подведомственных научно-исследовательских объектов под внешний надзор с целью повышения общественного доверия к ним. Однако экспертной комиссией DOE был сделан вывод, что стоимость подобного перевода превысит потенциальную выгоду <14>. -------------------------------- <14> United States General Accounting Office. URL: www. gao. gov/new. items/d03633r. pdf.
Рассмотрим некоторые примеры нормативных актов, принятых Министерством энергетики США в качестве контролирующего и надзорного органа. Так, в 2006 г. Министерством был издан Приказ о научных исследованиях и разработках (Laboratory Directed Research and Development) <15>, устанавливающий требования к исследованиям и разработкам, проводимым подведомственными лабораториями. В том же документе определены приоритетные направления научных исследований, разработаны механизмы финансирования и контроля над деятельностью подведомственных учреждений (в частности, контрольные полномочия возложены на менеджеров направлений, секретарей и руководителя Управления науки (Office of Science)) [1]. -------------------------------- <15> DOE O 413.2B Admin Chg 1, Laboratory Directed Research and Development (Apr. 19, 2006).
В 2008 г. Министерством энергетики в целях оптимизации системы контроля над деятельностью своих подразделений была принята Программа внутреннего контроля, призванная обеспечить: развитие системы внутреннего контроля в Министерстве; необходимую степень защиты программ, реализуемых подразделениями DOE, от нецелевого расходования средств, мошеннических действий и неэффективного управления; гарантии подготовки и предоставления своевременной и действительной финансовой отчетности всеми подразделениями Министерства; содействие выявлению актуальных проблем научно-исследовательского сектора до их обнаружения сторонними организациями, стимулирование работы структур, ответственных за их устранение и информирование вышестоящего руководства о развитии ситуации <16>. -------------------------------- <16> DOE O 413.1B, Internal Control Program (Oct. 28, 2008).
В соответствии с Программой на глав структурных подразделений министерства возложена ответственность за эффективное использование экономических ресурсов, выделяемых подведомственным учреждениям для реализации проектов, а также за создание и функционирование эффективной системы внутреннего контроля в организации. Кроме того, следует отметить, что в США действуют Законы "О свободе информации" (Freedom of Information Act, 1966 <17>) и "О свободе электронной информации" (The Electronic Freedom of Information Act Amendments, 1996 <18>), гарантирующие свободный доступ к большому числу нормативных и внутренних актов органов исполнительной власти. Это способствует развитию системы общественного контроля, в том числе и за деятельностью исполнительных органов в сфере образования и науки. -------------------------------- <17> 5 U. S.C. § 552. <18> 5 U. S.C. § 552 note.
Канада
В Канаде функции контроля, стратегического планирования и развития сферы образования и науки осуществляет созданный в 1978 г. <19> Исследовательский совет по естественным наукам и технике (Natural Sciences and Engineering Research Council of Canada (NSERC)). Состав, структура и задачи деятельности Совета определены в специальном нормативном акте - Natural Sciences and Engineering Research Council Act <20>. -------------------------------- <19> Natural Sciences and Engineering Research Council of Canada. URL: http:// www. nserc-crsng. gc. ca/ NSERC-CRSNG/ governance-gouvernance/ index_eng. asp. <20> R. S.C. 1985. С. N-21.
В соответствии с положениями указанного Акта цели деятельности Совета заключаются в стратегическом планировании и развитии научного потенциала Канады, а также в поддержании диалога между частным сектором экономики и представителями исследовательских центров. К функциям Совета отнесены помощь и содействие в проведении исследований в области технических и естественных наук (за исключением медицины) и консультирование органов власти по указанному кругу вопросов. В полномочия ведомства также входит целевое расходование денежных средств, выделяемых парламентом Канады или получаемых Советом от осуществления своей деятельности. Помимо этого, Совет правомочен публиковать, продавать или иным образом распространять научную информацию [2]. Исследовательский совет по естественным наукам и технике состоит не более чем из 21 члена и председателя, назначаемых губернатором; важно отметить, что члены совета представляют интересы как публичного, так и частного сектора. Статья 7 Акта устанавливает, что все члены Совета (за исключением его председателя) осуществляют свою деятельность безвозмездно, однако они вправе рассчитывать на компенсацию разумных путевых и иных расходов, связанных с выполнением ими своих функций; а также на вознаграждение, в случае исполнения ими дополнительных обязанностей. При необходимости Советом могут создаваться специализированные, постоянно действующие комитеты, а также заключаться контракты на проведение работ сроком до полугода (ст. 13 Акта). Деятельность Совета ежегодно подвергается аудиторской проверке; кроме того, председатель обязан ежегодно представлять отчет о проделанной работе Парламенту. В целях поддержания в обществе уверенности в честности, объективности и беспристрастности членов Совета и обеспечения легитимности принимаемых ими решений деятельность членов Совета дополнительно регулируется Этическим кодексом - The NSERC Code of Ethics and Business Conduct (NSERC Code) <21>, устанавливающим правила и нормы поведения, которых должны придерживаться сотрудники рассматриваемого органа. -------------------------------- <21> Natural Sciences and Engineering Research Council of Canada. URL: http:// www. nserc-crsng. gc. ca/ NSERC-CRSNG/ governance-gouvernance/ EthicsCouncil-EthiquesConseil_eng. asp.
В качестве руководящих принципов деятельности Совета NSERC Code определяет: недопустимость злоупотребления членами Совета своим служебным положением; уверенность членов Совета в независимости и беспристрастности собственных взглядов, мнений, оценок; недопустимость конфликта частных и публичных интересов; обеспечение конфиденциальности информации, полученной членами Совета в связи с выполнением служебных обязанностей и не являющейся общедоступной. Кроме того, следует отметить, что в Канаде (как и в США) действует Закон о доступе к информации - Access to Information Act <22>, призванный обеспечить максимально возможный уровень открытости деятельности всех государственных органов (в частности, Совета) для населения. В связи с этим одной из особенностей канадской модели регулирования образования и науки следует признать возможность общественного контроля [2]. -------------------------------- <22> R. S.C. 1985. C. A-1.
Имея в своем составе представителей публичного и частного секторов, государственный орган, осуществляющий контроль в сфере науки, - Natural Sciences and Engineering Research Council - способствует эффективному сотрудничеству науки и бизнеса. В результате, координируя свои действия в зависимости от объективных потребностей и реальных возможностей экономики, Совет обеспечивает заведомо лучшие условия для развития имеющегося научно-исследовательского потенциала. Разработки, проводимые в рамках национальных научных проектов, основываются на реально существующих потребностях бизнеса в той или иной области научных знаний и поэтому становятся востребованными на рынке частного капитала. Наряду с этим общественно значимым исследовательским проектам, не обладающим высокой инвестиционной привлекательностью, оказывается поддержка на государственном уровне.
Франция
Центральное место во французской системе правового регулирования деятельности в области науки и образования занимает Кодекс научных исследований (Code de la recherche), включающий ряд нормативных правовых актов, регламентирующих процессы организации исследований и технологического развития, статус, полномочия и функции субъектов научных исследований и исследовательских учреждений и т. д. В соответствии со ст. L114-3-1-L114-3-7 Кодекса функции по контролю и надзору в сфере науки осуществляет специализированный административный орган - Агентство по оценке исследований и высшего образования (L'Agence d'evaluation de la recherche et de l'enseignement superieur). В частности, Агентству делегированы полномочия по: экспертизе и оценке качества исследовательской, образовательной, и научной деятельности высших учебных заведений, научных учреждений, фондов, а также по оценке уровня компетентности сотрудников указанных учреждений и организаций; участию в оценке качестве деятельности иностранных научно-исследовательских центров и учреждений высшего образования в рамках европейских или международных программ сотрудничества; экспертизе соответствующей документации частных организаций, заинтересованных в получении государственной поддержки на проведение исследований. В структуру Агентства по оценке исследований и высшего образования входят: президент - назначается из числа его членов и осуществляет полномочия по общему руководству деятельностью агентства и его персоналом; Совет Агентства - создается в целях формирования адекватной системы требований к экспертной деятельности агентства, обеспечивающих качество, прозрачность и гласность процедуры оценки. Совет Агентства по оценке исследований и высшего образования состоит из 25 представителей французского и международного научного сообщества, среди которых: 9 - квалифицированные научные специалисты (при этом не менее 3-х из них представляют частный сектор); 7 - ученые, инженеры и педагоги-исследователи, чьи кандидатуры выдвинуты руководителями государственных высших образовательных учреждений и научно-исследовательских центров; 2 - представители парламента Франции; 7 - представители органов, компетентных в области высшего образования и научных исследований; отделы, возглавляемые руководителями, имеющими практический научный опыт во вверенной им сфере, и назначаемыми Советом Агентства по представлению Президента. Кроме того, ряд вопросов в области образования и науки отнесен к компетенции специальных органов, в системе которых особое место занимают Национальный совет по высшему образованию и исследованиям (Le Conseil national de l'enseignement superieur et de la recherche) и Высший совет по науке и технологиям (Haut Conseil de la science et de la technologie). Национальный совет по высшему образованию и исследованиям (Le Conseil national de l'enseignement superieur et de la recherche) <23> представляет общественные и национальные научные, культурные и профессиональные интересы. В его состав входят председатель (министр образования), представители высших учебных заведений, сотрудники и студенты учебных заведений, избираемые тайным голосованием; а также назначаемые председателем специалисты. -------------------------------- <23> Деятельность Совета регулируется ст. L232-1 Code de l'education // RLR. L114-3-1-L114-3-7.
Основная функция Совета - консультационная. К сфере его компетенции отнесены: консультации государственных учреждений, компаний и частных лиц по проведению исследовательской деятельности и внедрению инноваций; консультации правительства по вопросам обеспечения единства высшего образования, по определению принципов для заключения государственных контрактов с институтами, по разделению бюджетных ассигнований на оборудование и проведение работ между различными учреждениями. Кроме того, Совет рассматривает предложения по улучшению функционирования научных, исследовательских, культурных и прочих отнесенных к его ведению учреждений. Высший совет по науке и технологиям (Haut Conseil de la science et de la technologie) создан в качестве консультационного органа при Президенте. В число членов Совета входят: член парламентского бюро по оценке науки и технологий; не менее трех экспертов, работающих за пределами Франции; от пяти до двенадцати ученых, чьи научные заслуги получили признание профессионального сообщества; от пяти до двенадцати специалистов, выполняющих исследовательские функции в частных компаниях <24>. В своей деятельности Совет руководствуется положениями Decret N 2006-698 du 15 juin 2006 relatif au Haut Conseil de la science et de la technologie <25>. -------------------------------- <24> Haut Conseil de la science et de la technologie. URL: http://www. hcst. fr/. <25> JORF N 138 du 16 juin 2006 page 9068 texte N 15.
Высший совет информирует правительство страны о приоритетных вопросах национальной политики, относящихся к сферам научных исследований, трансферта технологий и инноваций. Совет может выступать в качестве консультационного органа по вопросам научно-технической политики Франции на уровне ЕС и на международной арене; организации системы государственных исследований; инвестиционной политики; установления связей между наукой и обществом и распространения научной культуры. Кроме того, Высший совет правомочен осуществлять экспертизу государственной политики в сфере образования и науки, а также формулировать предложения и рекомендации для Правительства по вопросам своего ведения <26>. -------------------------------- <26> JORF N 138 du 16 juin 2006 page 9068 texte N 15.
Таким образом, существующая во Франции модель контроля и надзора в области образования и науки характеризуется рядом особенностей: предполагает наличие как независимых административных органов, осуществляющих контроль за научными и образовательными учреждениями и их аккредитацию, так и консультационных советов и правительственных организаций, занимающихся исключительно вопросами науки и технологий; закрепляет возможность общественного контроля в рассматриваемой сфере; обеспечивает взаимодействие публичного и частного сектора, развитие коммерческой составляющей науки, например, через проведение исследований в областях, интересующих бизнес-сообщество.
***
Проведенное исследование существующих моделей правового регулирования деятельности государственных органов зарубежных стран, имеющих контрольно-надзорные функции в сфере науки и образования, позволило сделать следующие выводы. Соединенные Штаты Америки используют ведомственную модель контроля над научными исследованиями. Она предполагает наличие специальных отделов при министерствах, которые занимаются научными разработками в государственном секторе. Исследования в частном секторе финансируются компаниями и независимыми фондами, зачастую с государственным участием. Таким образом, в США создана комплексная система регулирования научно-исследовательской и образовательной деятельности, включающая элементы государственного (представлены как независимыми государственными агентствами, так и консультационными органами при Президенте) и общественного контроля. Основными чертами государственного контроля над сферой науки в США являются, на наш взгляд, следующие: деятельность государственных и негосударственных органов, осуществляющих контроль над научной деятельностью, основана на аналитической информации и заключениях, предоставляемых Президенту либо Правительству о программах и стратегиях в области науки, а также консультациях по актуальным вопросам, отнесенным к ведению того или иного органа; тесное сотрудничество с профильными федеральными агентствами, а также с некоммерческими фондами - грантодателями, представителями национального и международного ученого сообщества, частным сектором для определения существующих проблем и тенденций развития научного мира, а также выявления потребностей общества с целью их координации и осуществления трансфера технологий; исследование характера и потребностей (в том числе размера финансирования) национальной научно-технической политики и подготовка рекомендаций контролирующего органа по ее коррекции. Канада использует модель контроля, которую можно назвать "общественной". Орган, осуществляющий контроль, набирается как из представителей государства, так и из представителей бизнеса и старается осуществлять свою деятельность с максимальным учетом позиции граждан по этому поводу. В частности, он руководствуется этическим кодексом и строгими процедурами, помогающими избежать конфликта интересов. Однако следует подчеркнуть, что работающий институт гражданского и внутреннего контроля появился в Канаде путем развития общества, а не имплементации. При этом канадские государственные органы фактически взяли на себя роль "информационного агента" в сфере контроля за научной сферой деятельности. Ведущая роль в этом процессе отведена Министерству промышленности Канады, которое не только располагает собственным крупным исследовательским бюджетом и собственными научно-аналитическими подразделениями, но и проводит огромную работу по сбору, анализу и распространению информации об инновациях в различных отраслях и регионах страны, а также по координации связей между государственными ведомствами, лабораториями, частным сектором, университетами и общественными организациями. Показательно, что федеральное правительство открыло специальный web-сайт в сети Интернет, где любые заинтересованные организации или физические лица могут ознакомиться с новостями в области инноваций в различных отраслях хозяйства, с действующими в области научной деятельности программами государственной поддержки, в том числе финансовой, где можно найти заинтересованных партнеров по реализации разнообразных научно-технических проектов. Система, используемая во Франции, наиболее близка к модели, функционирующей в России. Французская система предполагает наличие как независимых административных органов, осуществляющих контроль за научными и образовательными учреждениями и их аккредитацию, так и консультационных советов и правительственных организаций, занимающихся исключительно вопросами науки и технологий. Второй ее важной чертой является стремление к трансферту технологий и развитию партнерства между научной средой и индустрией. Следует также отметить сочетание консультативных и непосредственно контролирующих полномочий ряда органов во французской системе контроля над научной деятельностью, что могло быть применено в отечественной системе контроля над указанной выше сферой деятельности.
Список литературы
1. Корф Д. В. Образование в США: правовые основы финансирования / Под ред. А. Н. Козырина. М.: Федеральный центр образовательного законодательства, 2010. 2. Балицкая И. В. Образование в современной Канаде: Монография. Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2010.
Название документа