О некоторых элементах государственной политики Итальянской Республики в сфере налогообложения

(Соловьев И. Н.) ("Финансовое право", 2012, N 10) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ <*>

И. Н. СОЛОВЬЕВ

Соловьев Иван Николаевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Статья посвящена некоторым важным элементам государственной политики Итальянской Республики в сфере налогообложения. Автором раскрываются особенности осуществления налогового контроля в Итальянской Республике, привлечения к ответственности за налоговые деликты, способы борьбы с уклонением от уплаты налога и налоговые амнистии.

Ключевые слова: Финансовая гвардия, Италия, преступления, проступки, налоговый контроль, налоговая амнистия.

The article is devoted to certain important elements of state policy of the Italian Republic in the sphere of taxation. The author reveals peculiarities of effectuation of tax control in the Italian Republic, bringing to responsibility for tax delicts, means of fighting tax evasion and tax amnesties.

Key words: Financial guard, Italy, crimes, offences, tax control, tax amnesty.

Законодательство об ответственности за налоговые деликты в Италии характеризуется тем, что соответствующие нормы могут содержаться в законах, декретах-законах, декретах президента Республики. Особо опасные нарушения законодательства в сфере налогов и акцизов здесь делятся на преступления (delitti - наказываются лишением свободы и штрафом) и уголовные проступки (contravvenzioni - наказываются арестом и возмещением убытков). Все остальные налоговые правонарушения "наказываются евро", т. е. влекут финансовые последствия в виде возмещения государству сумм сокрытых налогов и штрафных санкций. Непредставление декларации о доходах является уголовным проступком и наказывается арестом на срок до двух лет или крупным штрафом. Итальянское налоговое законодательство допускает, что деяние, являющееся налоговым проступком, при определенных условиях становится преступлением. К налоговым преступлениям относятся также изготовление, распространение, приобретение, хранение или использование изданных или поступивших в розничную торговлю без официального разрешения бланков для заполнения налоговых документов с целью уклонения от уплаты налогов. Общий и эффективный налоговый контроль осуществляется Финансовой гвардией Итальянской Республики (Guardia di Finanza), которая является наиболее уважаемым и хорошо оснащенным правоохранительным органом страны. Корпус Финансовой гвардии образован в Италии в 1907 г. как правоохранительный орган, изначально призванный осуществлять борьбу с уклонением от налогообложения и контрабандой, а также обеспечивать безопасность границ <1>. -------------------------------- <1> Кучеров И. И. Налоговое право зарубежных стран: Курс лекций. М.: Центр ЮрИнфоР, 2003. С. 277.

Центральным аппаратом ведомства является генеральное командование, которое определяет стратегические задачи, курирует работу руководителей структурных подразделений службы, осуществляет общую внутриведомственную и межведомственную координацию. Основными задачами Финансовой гвардии Италии являются: - налоговый контроль; - надзор за акцизами; - таможенный контроль; - контроль расходования государственных средств; - противодействие организованной преступности; - противодействие фальшивомонетничеству; - предотвращение и противодействие мошенничеству в системе Евросоюза; - надзор за законностью при проведении государственных закупок, размещении заказов, проведении торгов; - защита патентов, авторских прав, в т. ч. защита национальной продукции и итальянских торговых марок; - защита культурного и археологического наследия Италии; - организация взаимодействия с иными правоохранительными, контрольными органами страны. Помимо этого, Финансовая гвардия участвует в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, работе круглосуточной службы доверия "117", противодействии нелегальной миграции, борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, спасательных мероприятиях на море и в горах, миротворческих миссиях и др. Структурно ведомство состоит из 6 межобластных командований, 1 инспекторского управления подготовки кадров, 20 областных командований, 1 командования специальных отделов, 1 воздушно-морского центрального командования, 20 отделов технической, тыловой и административной поддержки и 102 командований провинций. В свою очередь командование специальных отделов координирует деятельность следующих трех подразделений Финансовой гвардии Италии: 1) Командования защиты государственных финансов, которое проводит изучение расходования государственного бюджета и бюджетов муниципалитетов, а также изучает факты мошенничества как в стране, так и в рамках Евросоюза, на основании проводимой всесторонней аналитической работы разрабатывает планы (т. н. "проекты") мероприятий для территориальных подразделений ведомства; 2) Командования защиты экономики. К задачам данного подразделения относится защита государственных сбережений, движения внутригосударственных денежных потоков, финансовых рынков, в т. ч. посредством борьбы с нецелевым использованием государственных средств, противодействия отмыванию незаконно полученных доходов, а также организованной преступности в экономической сфере. Для выполнения указанных задач предназначены подразделения по валютным преступлениям и Центральной следственной службы по противодействию организованной преступности; 3) Командования специальных подразделений, которые напрямую взаимодействуют с региональными властями, парламентскими комиссиями по расследованию, верховным комиссаром по предотвращению и противодействию коррупции и другим незаконным явлениям, а также с другими органами власти. Воздушно-морское центральное командование осуществляет организацию, координацию и контроль оперативной, тыловой и административной деятельности Финансовой гвардии и состоит из: - оперативного командования, которое осуществляет патрулирование морского пространства на большом удалении от берега; - тылового командования, которое отвечает за снабжение, техническое обеспечение и административную поддержку; - командования по подготовке специалистов, которое осуществляет деятельность по специальной (профильной) подготовке сотрудников, прошедших общую подготовку. Дополнительно в структуру Финансовой гвардии Италии входят миссии, постоянные и временные представительства за границей и в международных организациях. Общее руководство Финансовой гвардией осуществляет министр экономики и финансов Италии <2>. -------------------------------- <2> На февраль 2012 г. - профессор Джулио Тремонти; главнокомандующим Корпуса Финансовой гвардии является корпусный генерал Козимо Де Арриго, его первым заместителем - корпусный генерал Нино ди Паоло.

Общая штатная численность Финансовой гвардии Италии составляет 68134 человека, из которых офицерский состав - 3225 человек, инспекторы - 23602 человека, надзиратели - 13500 человек, стажеры и работники - 27897 человек. Финансовая гвардия контролирует практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности, в т. ч. и те, которыми Италия традиционно славится - футбол и мода. Еще в феврале 2004 г. итальянская финансовая полиция провела обыски в офисах всех 42 футбольных клубов двух высших дивизионов и штаб-квартире федерации футбола страны. Полицейские искали документы, способные уличить клубных боссов в финансовых махинациях. Операция была проведена, что называется, с размахом. В общей сложности в обысках было задействовано около тысячи сотрудников налоговой полиции. Готовилась она в условиях полной секретности. Оперативники действовали по просьбе римских судебных властей, ведущих расследование финансовой деятельности сразу нескольких столичных команд. Все началось с того, что тренер итальянского клуба "Bologna" публично обвинил своих римских коллег в сокрытии доходов от налогообложения, утверждая, что именно на незаконно сэкономленные средства клуб "Roma" и может позволить себе содержать таких дорогих футболистов. Подавляющее большинство клубов подозревалось в том, что начиная с 1999 г. они предоставляли в распоряжение "Covisoc", организации, призванной следить за финансовыми делами клубов, заведомо ложные данные, а именно - фиктивные банковские гарантии. Дело в том, что итальянские команды обязаны перед началом каждого сезона предоставлять гарантии своей финансовой состоятельности. В противном случае они не допускаются к участию в национальном первенстве. Кроме того, финансовая полиция разбиралась в подробностях трансфертной политики клубов, т. к. были основания полагать, что стоимость переходов ряда игроков сознательно занижалась, с тем чтобы уйти от налогов. В начале 2012 г. Прокуратура Милана сообщила, что подозревает модный дом "Dolce and Gabbana" <3> в неуплате налогов на сумму 420 млн. евро. В итальянских следственных органах отметили, что разработка дела в отношении основателей модного дома Доменико Дольче и Стефано Габбана, а также пяти других лиц завершена, но никаких официальных обвинений им пока не предъявлено. -------------------------------- <3> Дом "Dolce & Gabbana" был основан в 1985 г. В компании работают 3 тыс. человек. По данным компании за 2009 г., Dolce & Gabbana владеет 116 магазинами по всему миру и 17 производственными предприятиями.

Следствие утверждает, что компания "Dolce & Gabbana" создала в 2004 - 2005 гг. компанию "Gado" в Люксембурге, которой был передан контроль над брендами итальянского модного дома во избежание уплаты налогов в Италии. А в 2011 г. прокуратура Рима начала проверку более 700 граждан Италии, в число которых вошли известные итальянские дизайнеры, ювелиры и другие деятели искусства, такие как Валентино и Джанни Булгари, по подозрению в уклонении от уплаты налогов или фальсификации налоговой отчетности и недоплате в итальянскую казну. Все они имели счета в швейцарском отделении британского банка HSBC. Данные о счетах клиентов банка стали известны после того, как они были похищены бывшим сотрудником HSBC в Женеве Эрве Фальчани. Стоит отметить, что в "список Фальчани" вошли владельцы счетов более шести тысяч итальянских граждан и компаний, имевших счета в HSBC в период 2005 - 2006 гг. на общую сумму 5,5 млрд. евро. Проверка "списка Фальчани" была начата Финансовой гвардией Италии. В последнее время в связи со сложной экономической ситуацией была значительно активизирована борьба с уклонением от уплаты налогов, правительство страны стремится увеличить поступления в бюджет. Сейчас Италия находится в сложной экономической ситуации, объем госдолга страны составляет 115,8% ВВП. В качестве одной из мер экономии бюджетных средств заморожены зарплаты служащим бюджетной сферы на четыре года, также сокращены зарплаты чиновников высшего ранга и ограничено количество новых ставок в госаппарате <4>. -------------------------------- <4> URL: http://top. rbc. ru/society/12/01/2011/526400.shtml.

Увеличить поступления в бюджет итальянское правительство пытается, и не безуспешно, с помощью института налоговой амнистии. Первая налоговая амнистия - "Scudo Fiscale" в этой стране была проведена еще в далеком 1982 году. Полная налоговая амнистия 1982 года привлекла 12090652 заявителя, что составило 5,15% от всех плательщиков налога по данным на 1981 г., из них 8,5% ранее вообще не платили налоги, а 13,7% уклонялись от уплаты налогов с дополнительных доходов. В 1984 г. проводилась налоговая амнистия капитала и имущества индивидуальных предпринимателей, а в 2001 - 2002 гг. была проведена самая яркая кампания - "Decreto Legge", в результате которой, по данным Министерства финансов Италии, в течение 60 дней было репатриировано около 61 млрд. евро и примерно 1 млрд. долларов был получен в бюджет в виде налогов. Налоговая ставка при проведении амнистии была очень невелика и составляла всего 2,5%. Правительство Республики перестало мириться с ситуацией, когда в северных районах страны швейцарские банки развернули сеть своих филиалов и отделений, которые позволяли не только переводить туда практически любые суммы, но и предоставляли возможность анонимно управлять этими счетами, недоступными для итальянских налоговых ведомств, в первую очередь Финансовой гвардии. В результате экономической амнистии в страну из соседней Швейцарии вернулись миллиарды евро, а банковские услуги по анонимному управлению средствами оказались не востребованы. Таким образом, более половины средств, вернувшихся в Италию в период налоговой амнистии, было переведено со счетов, открытых в швейцарских банках. Результаты особенно впечатлили Европейский союз, который давно озабочен вопросом, как заставить своих граждан изъять деньги из страны, которая никак не хочет поступиться правилами банковской тайны. Согласно отчету швейцарского банка UBS за I квартал 2002 г., участники амнистии перечислили почти половину средств, выведенных из этого банка в его дочернюю структуру UBS Italia, т. е. на свою родину. Налоговые сборы возросли на 6,5% в течение 4 месяцев после амнистии, из них сборы прямых налогов (подоходный налог) возросли на 5,6% и составили 45,4 млрд. евро. Доход составил 91,7 млрд. евро за январь - апрель 2002 г. по сравнению 68,1 млрд. евро за тот же период 2001 г. Более того, специально установленный единовременный налог с амнистируемого имущества и капитала в размере 2,5% от стоимости имущества принесли в бюджет дополнительно 1,4 млрд. евро, что составило 0,4% от общих налоговых поступлений. Как следствие, на тот момент премьер-министру Сильвио Берлускони доход от амнистии позволил финансировать последующее сокращение налогов, освобождение от подоходного налога дохода менее 25000 евро и последующие сокращения налогов для предпринимателей и физических лиц. Следует отметить, что немаловажную роль для успеха данной налоговой амнистии сыграла грамотная рекламная кампания, которая носила емкое и впечатляющее название "Налоговый щит". Говоря о теоретических аспектах амнистии, отметим, что рассматриваемая нами налоговая амнистия, проведенная в Италии в период с 1 ноября 2001 г. по 28 февраля 2002 г., носила явный признак амнистии капиталов, т. к. легализовывались не полученные доходы, сокрытые от налогообложения, а финансовые инструменты и капитал, недвижимое и движимое имущество, земельные наделы, произведения искусства. Заявителям предлагалось два способа - репатриация или легализация. Первая могла быть применена в отношении капитала или финансовых инструментов, находящихся за границей, где условием являлся возврат средств под юрисдикцию Италии. Применение способа зависело от желания заявителя, возможна была и комбинация обоих способов. Волеизъявление должно было быть отображено в полной декларации надлежащей формы с указанием метода - без перемещения средств под итальянскую юрисдикцию либо с перемещением. Заявитель был обязан уплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества либо приобрести государственные ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости имущества. О сохранении анонимности исполнительный орган был уполномочен выдавать сертификат конфиденциального "взноса" с целью легализации. Сертификат являлся гарантом конфиденциальности и содержал следующий текст: "...освободить лицо от уплаты налоговых задолженностей и аудита средств до легализации; ликвидировать учетные записи налоговых задолженностей, пени, штрафов в отношении капитала или имущества, предоставленного к легализации; сохранять полную конфиденциальность всех транзакций по репатриации капитала или имущества для налоговых органов соцобеспечения и не вовлеченных финансовых структур. Информировать о попытках легализации капитала или имущества, приобретенных в результате коррупции, террористических акций и других уголовных преступлений; облагать налогом доход от капитала или имущества, представленного к легализации, полученный за период с 1 августа 2001 г. до репатриации через финансовый институт, производящий репатриацию, сохраняя конфиденциальность; не заполнять налоговую декларацию до окончания легализации и репатриации капитала или имущества (декларация подлежит заполнению на конец 2002 года с указанием капитала или имущества)". Данный сертификат, являясь гарантом конфиденциальности, закреплял право заявителя на обжалование возможных претензий и расследований в отношении заявленного имущества по фактам, имевшим место до легализации. В свою очередь банки-медиаторы могли передавать информацию о количестве поступивших средств с сохранением конфиденциальности легализации. Амнистия сопровождалась также усилением мер ответственности за нарушение налогового законодательства. К примеру, если ранее штраф за сокрытие капитала или имущества или ненадлежащее заполнение налоговой декларации составлял от 250 до 2000 евро, то после амнистии вне зависимости от суммы штраф взимался в размере 5 - 25% от суммы незадекларированных средств, плюс конфискация имущества на соразмерную сумму. Более того, с целью стимулирования деловой активности были внесены поправки по начислению налогов на инвестиционный доход неитальянских резидентов - бенефициаров. Это распространялось только на страны, подписавшие двусторонние договора об избежании двойного налогообложения. После амнистии это положение распространилось на всех нерезидентов-бенефициаров, вне зависимости от наличия двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения. Письменное подтверждение от страны нерезидента о получении налога более не требовалось. Безусловно, итальянский опыт является одним из самых ярких подтверждений эффективности амнистии капиталов как средства вывода теневой экономики и увеличения налоговой составляющей в бюджете страны, однако, как известно, итальянское правительство не было первопроходцем в проведении налоговой амнистии в мире. Главным результатом экономической амнистии эксперты в один голос назвали то, что деловые люди поверили в искренность правительства, нуждающегося в инвестициях и ради возвращения заграничных капиталов готового закрыть глаза на их происхождение. Банк Италии амнистировал 30 млрд. евро из примерно 500 млрд. евро, вывезенных за границу за послевоенный период. Эти деньги были легализованы после уплаты налога в 2,5%. В результате число зарегистрированных миллионеров в Италии возросло на 13,25%. В дальнейших планах итальянского правительства было вернуть частные капиталы из офшорных зон, т. к., по мнению правительственных экспертов, в результате амнистии 2002 г. в Итальянскую Республику вернулось только около 10% капиталов, находящихся за ее пределами. В этой работе итальянские власти ждал существенный успех. В результате объявленной в 2009 г. амнистии в национальную экономику было возвращено около 95 млрд. евро <5>. -------------------------------- <5> Басманов Е. Испания борется с налоговыми уклонистами // РБК daily. 2011. 21 января. N 5 (674).

В целом национальная экономика Италии продемонстрировала, что доверяет правительству. Многие западные эксперты, комментирующие инвестиционные перспективы России, в один голос говорят о том, что западный капитал пойдет к нам только после того, когда в страну начнет возвращаться капитал отечественный. Это и станет сигналом для состоятельных людей и корпораций за границей. Так что российским коллегам итальянских разработчиков параметров налоговой амнистии вряд ли стоит отмахиваться от их опыта. Из последних нововведений, навеянных кризисными явлениями в странах еврозоны, можно отметить новые формы контроля за правильностью и полнотой уплаты налогов, с которыми вскоре могут столкнуться итальянские граждане. Речь идет о том, о чем давно и, как видно, в пустоту говорят и некоторые наши борцы с коррупцией - о сравнении реальных расходов отдельных налогоплательщиков с их декларированными доходами. Когда устанавливается существенный разрыв между этими двумя показателями, авторы идеи предлагают направлять этому человеку письмо с соответствующей информацией. Причем делать это предлагается по данным за предыдущий год, но до официального срока подачи налоговой декларации за год текущий. Как показало проведенное исследование, рассылка таких писем оказывает весьма серьезное воздействие на потенциальных нарушителей, побуждая их в большинстве случаев подавать правильные налоговые декларации. Главным вопросом на практике является оценочное понятие существенного разрыва между доходами и расходами. Ведь все зависит от величины задекларированной суммы и реально потраченной. Если зарплата составляет 2 тысячи евро, а потрачено 5 тысяч? Казалось бы, разница в 2,5 раза, но если это произошло однократно, человек мог просто накопить эти деньги. Очевидно, речь должна идти о некоторой тенденции, повторяющихся фактах. В любом случае установление критериев потребует серьезной законодательной работы и вразумительных разъяснений, сопровождающихся хорошей пиар-акцией.

Название документа