Современное состояние интеграции налогового законодательства в Таможенном союзе

(Рустамова И. Т.) ("Таможенное дело", 2012, N 3) Текст документа

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНТЕГРАЦИИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ <*>

И. Т. РУСТАМОВА

Рустамова Ирада Талятовна, доцент кафедры "Правовое регулирование ВЭД и таможенного дела" Российского нового университета.

Целью данной статьи является обзор интеграционных процессов на территории таможенного союза и сопредельных территориях. Особое внимание автор уделяет вопросам налоговой интеграции и вступления России в ВТО. Автор также размышляет о присоединении к Таможенному союзу иных государств - членов СНГ.

Ключевые слова: Таможенный союз, таможенное дело, ВТО, интеграция, налоговая интеграция, налоги, налоговое законодательство.

The purpose of the said article is review of integrational processes on the territory of the Customs Union and neighboring territories. The special attention is drawn to the issues of tax integration and entrance of Russia into the WTO. The author also speculates on accession of other states-members of the CIS to the Customs Union.

Key words: Customs Union, customs affairs, WTO, integration, tax integration, taxes, tax legislation.

Для данной статьи очень важна терминологическая база. Нам необходимо дать определение трем важным терминам: - "интеграция" - это процесс объединения (от англ. integrate - составлять целое; соединять); - "налоговое законодательство" - это совокупность юридических, правовых норм, устанавливающих виды налогов, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы; - "Таможенный союз" - это союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции Сторон. Стоит отметить, что ТС является разновидностью свободной таможенной зоны, под которой понимается таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин <1>. -------------------------------- <1> Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право: Курс лекций. М., 2009. С. 73.

Под интеграцией налогового законодательства в Таможенном союзе понимается создание единого налогового законодательства, которое призвано способствовать экономическому объединению государств, что поможет повысить уровень жизни граждан этих государств и будет способствовать вступлению стран-участниц в ВТО, что важно для производителей товаров и услуг - буксиров национальной экономики. По вопросам присоединения к ВТО в ТС проводится работа по унификации торговых режимов по отношению к третьим странам. Эти меры призваны поддержать "отечественного" производителя и защитить его, например, от китайских конкурентов, которые могут позволить себе продавать товары по низким ценам, но при этом безопасность и качество, как правило, страдают. Членам ТС важно грамотно воспользоваться налоговыми механизмами (привилегиями) для подъема промышленности и развития бизнеса. "...Таможенный союз позволит России, Белоруссии и Казахстану получить к 2015 г. прирост ВВП в 15%. Появление Таможенного союза выгодно всем его членам. Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 миллиардов долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 миллиардов долларов. Совокупный ВВП России, Белоруссии и Казахстана составляет 2 триллиона долларов, а совокупный товарооборот трех стран - 900 миллиардов долларов. Совокупные резервы нефти трех наших стран - 90 миллиардов баррелей. Мы становимся ключевым игроком на рынке энергоресурсов. На три страны приходится 17% мирового экспорта пшеницы" <2>. -------------------------------- <2> Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, 27 нояб. 2009 г.

Важно отметить, что помимо экономической пользы интеграция налогового законодательства поможет сплочению братских народов, имевших общую историю и судьбу. Ведь с потреблением качественных товаров из соседних государств будет расти доверие народов друг к другу. Бизнес одного государства - участника ТС, возможно, обратит внимание на комплектующие, производимые в другом государстве-участнике, и предпочтет их, скажем, тем же китайским аналогам. Таким образом будет происходить реальное сплочение государств и их народов. Для того, чтобы у всех стран - участниц ТС были равные возможности, введен Единый таможенный тариф, который должен не допустить любого вида дискриминации производителей. В ст. 56 Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве закреплено, что Стороны принимают согласованные меры по сближению и унификации законодательных и иных правовых актов Сторон. Это значит, что и в целях налоговой интеграции должны приниматься соответствующие акты. В настоящее время сторонами сделано немало для "налогового объединения". Принят ряд важнейших нормативных документов, которые должны "навести порядок" в сфере таможенного регулирования в ТС. Создана Единая система тарифных преференций Таможенного союза, целью которой является содействие экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран. Так что будет вполне справедливо сказать, что налоговая интеграция оказывает благотворное влияние и за пределами таможенного союза, ведь для наименее развитых стран ставки ввозных таможенных пошлин составляют 75, а не 100% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа. Это оказывает благотворное влияние на бизнес развивающихся стран, развитие которого стимулирует экономику этих стран и способствует повышению уровня жизни людей. Важным аспектом налоговой интеграции является информационная интеграция налоговой информации стран - участников Таможенного союза. В целях обмена информацией налоговыми органами государств - членов ТС подписан Протокол об обмене информацией в электронном виде. Принятие этого Протокола позволит оперативно получать информацию об уплаченных налогах, что позволит облегчить прохождение таможенных процедур и увеличить качество таможенного контроля. В соответствии со ст. 2 Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами налоговые органы государств - членов Таможенного союза обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов Таможенного союза, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения). Обмен информацией осуществляется на русском языке. Нововведением явилась отмена грузовой таможенной декларации. Ей на смену пришло заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Основная функция заявления, представляемого участниками внешнеэкономической деятельности, - свидетельствовать о законности сделки, в том числе с точки зрения уплаты налогов. Важным шагом налоговой интеграции явилось решение вопроса о возмещении НДС при экспорте товаров между странами - участницами ТС. Решение принято в рамках протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" и заключается в следующем: налоговые вычеты (зачеты) производятся в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена ТС, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы Таможенного союза. Имеет место нулевая ставка НДС, применение которой должно быть обосновано соответствующими документами. В контексте темы "Интеграция налогового законодательства в ТС" необходимо упомянуть о таком косвенном налоге, как НДС (налог на добавленную стоимость). Стоит отметить, что различный уровень ставок НДС (в Белоруссии 20%, в Казахстане 12%, в России 18%) на взаимоотношения в рамках Таможенного союза не влияет, поскольку действует принцип, позволяющий при экспорте товара применять нулевую ставку. В настоящее время вопрос об интеграции НДС в рамках Таможенного союза не рассматривается. Зато существует тенденция к унификации ставок акцизов государств - участников ТС. Как неоднократно отмечалось в СМИ, создание ТС должно помочь государствам-участникам выйти из финансового кризиса. Если рассматривать вопрос налоговой интеграции в данном аспекте, уместно процитировать высказывание Дмитрия Георгиевича Черника, президента Палаты налоговых консультантов, о том, что "налоговую политику в условиях кризиса нужно ставить во главу угла мероприятий по оздоровлению экономики" <3>, следовательно, интегрированная и успешная налоговая политика в рамках ТС позволит государствам успешно преодолеть последствия кризиса. -------------------------------- <3> Налоговый вестн. 2010. N 7. С. 20.

Несмотря на очевидные выгоды для одних государств, вступление их в ТС может повлечь негативные последствия для других стран, которые уже являются участниками ТС. Так, против вступления в ТС Таджикистана и Киргизии на данном этапе развития этих государств выступает Казахстан, мотивируя это тем, что первоначально необходимо укрепить за счет общих средств ТС южную казахстанскую границу, которая является внешней для ТС и которая не позволяла бы свободно перемещать наркотики и оружие из Афганистана на территорию СНГ, а потом приглашать другие страны. Что касается доктринальной разработки темы налоговой интеграции в ТС в отечественной литературе, то, на наш взгляд, она недостаточна. Тема ТС разрабатывается в работе Сергея Сергеевича Жамкочьяна <4>; в этой же работе рассматривается такое объединение, как Европейский союз. Интересна работа Владимира Васильевича Шубина <5>. -------------------------------- <4> Жамкочьян С. С. Таможенный союз как региональная организация: (на примере ЕС и ЕврАзЭС). СПб., 2006. <5> Шубин В. В. Регулирование интеграционных процессов Евразийского экономического сообщества в таможенной сфере. М., 2006.

В иностранной литературе тема интеграционных процессов и налогового взаимодействия раскрыта более широко. Из иностранных работ по интеграционным процессам интересна работа Regional integration and tax harmonization: issues and recent experiences <6>. В ней авторы подчеркивают необходимость преодоления налоговых барьеров на пути интеграции. В источниках указаны несколько работ иностранных авторов по налоговой интеграции. -------------------------------- <6> Regional integration and tax harmonization: issues and recent experiences / F. Velayos, A. Barreix, L. Villela // Taxation and Latin American integration. Harvard: Univ. Press, 2008. P. 79 - 128. Англ. яз.

Подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие выводы: - необходимость налоговой интеграции для успешного экономического сотрудничества в рамках ТС объективна; - налоговая интеграция в ТС находится в активной стадии, об этом свидетельствует, в частности, недавнее принятие важных документов, регулирующих порядок и механизм взимания налогов; - налоговая интеграция - процесс неоднозначный (об этом свидетельствует выгодность данного процесса для стран - участниц ТС, но убыточность для наших ближайших соседей и стратегических партнеров); - налоговая интеграция - процесс неоконченный и, судя по всему, длительный; - для успешного завершения налоговой интеграции необходимо активное участие всех государств - участников ТС; - тема налоговой интеграции в ТС важна не только для исследователей этой проблемы, но и для предпринимателей, а также граждан государств - участников ТС, поскольку она затрагивает их интересы; - поскольку налоговая интеграция необходима, очень важно разрабатывать эту тему на доктринальном уровне более тщательно и глубоко, нежели это происходит на данный момент; - налоговая интеграция - одно из первейших условий вступления в ТС новых государств, а значит, и укрепления его позиций на международной арене.

Название документа