ОБЖ: основы безопасности журналиста

(Пантелеев Б.)

("ЭЖ-Юрист", 2012, N 36)

Текст документа

ОБЖ: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Б. ПАНТЕЛЕЕВ

Борис Пантелеев, кандидат юридических наук, советник юстиции, правовой эксперт Общественной палаты РФ, г. Москва.

В сентябре в Москве намечено провести международную научно-практическую конференцию на животрепещущую тему "Свобода слова и ассоциаций: от теории к практике". На конференцию приглашены юристы из шести стран - России, Белоруссии, Украины, Молдовы, Литвы и Азербайджана. В центре внимания должны оказаться международно-правовые стандарты и практика имплементации ст. ст. 10 и 11 Европейской конвенции по правам человека.

На острие митинга

Журналисты всегда во всех странах мира традиционно обожают митинги и демонстрации. Ведь это непременно яркое событие и зрелище, которое привлекает широкую аудиторию. В прежние времена организованные официальными властями ритуальные народные шествия были прекрасным информационным поводом рассказать о преимуществах социалистического строя, иллюстрируя их живыми и оптимистическими лицами комсомольских и профсоюзных активистов.

В последние десятилетия митинги стали для отечественных журналистов не только специфическим выездным мероприятием, но и реальным способом рассказать широкому кругу лиц о своих собственных проблемах. Поэтому впервые сами работники российских масс-медиа стали инициаторами публичных акций в различных формах, но в рамках принципов активного ненасилия.

Конфликт интересов в данном случае становится очевидным: как журналисты работники СМИ обязаны независимо и беспристрастно освещать любое общественно значимое событие, руководствуясь в первую очередь интересами широкой аудитории, но как непосредственные участники митинга они преследуют прежде всего цели, заявленные организаторами мероприятия, в связи с чем об объективности репортажей можно говорить с большой натяжкой. Такое совмещение статусов считается ущербным с этической точки зрения.

Простые советы

Для преодоления конфликтных ситуаций при организации митингов выработаны несложные рекомендации для правоохранительных органов, журналистских пулов и организаторов публичных акций, которые нужно знать заблаговременно.

Первое - это уяснение для себя конституционно-правовой сути предстоящего события и изучение специфической терминологии, которой следует придерживаться, чтобы не попасть впросак со своими комментариями.

Нужно понять, что митинги по ныне действующему законодательству не могут быть разрешенными или санкционированными. Право граждан на собрания является бесспорным, международно признанным и официально закрепленным с 1993 года в специальной ст. 31 Конституции РФ. Регламентация мирных публичных акций властями сводится к согласованию конкретного места и точного времени проведения мероприятия.

Роль правоохранительных органов при этом - обеспечение общественного порядка главным образом по внешнему периметру митинга. Ответственность за надлежащий порядок внутри митингующих несут прежде всего сами организаторы мероприятия. По закону органы полиции должны предотвращать любые конфликты со стороны лиц, не согласных с выдвигаемыми митингующими лозунгами. При этом работники правопорядка обязаны носить четко читаемые жетоны с персональной информацией для того, чтобы их личности легко было бы идентифицировать.

Закон о СМИ относит митинги и демонстрации к общественно значимым событиям, где имеют право присутствовать профессиональные журналисты. Их присутствие и профессиональная деятельность не могут быть приостановлены в случае, если что-то пошло не по заявленному организаторами митинга сценарию.

В свою очередь сотрудники СМИ также обязаны заблаговременно самоопределиться и подготовиться, чтобы достойно выполнить свою нелегкую миссию.

Обеспечить безопасность

Чтобы журналист не являлся объектом провокаций на площади и сумел отстоять свои профессиональные права, он должен соблюдать свой особый статус и политический нейтралитет человека с бейджиком "Пресса". Нужно обязательно выделяться из толпы специальными жилетами, бейсболками, нарукавными повязками и т. д. Только попав в автозак или отделение полиции, начинающий журналист понимает, насколько важен был почему-то проигнорированный им этап подготовки к выходу на столь ответственное задание.

Сегодня на этапе подготовки для добросовестного журналиста не должно быть проблем, особенно в центральных городах РФ. Ряд общественных организаций бесплатно выдает по запросу редакции "профессиональные" жилеты с надписью "Пресса", а заботливые главные редакторы уже закупили для своих сотрудников даже цветные бронежилеты, отличные, что важно, по раскраске от армейских образцов.

В качестве документарного обеспечения профессиональной деятельности служат редакционные удостоверения, надлежащим образом заполненный бланк редакционного задания и копия заявки на аккредитацию на конкретное мероприятие. Ну и конечно, нужно взять с собой общегражданский паспорт.

Кроме того, ответственная редакция, делегировавшая корреспондента на митинг, может обеспечить своего сотрудника повышенным социальным пакетом, включая страховку на случай травм, специальным телефоном с тревожной кнопкой для связи с адвокатами и диктофоном на случай общения с полицией.

Взаимодействие и еще раз взаимодействие

Сегодня сама жизнь подсказывает российским журналистам, как можно эффективно защититься в организационном и правовом планах от возможных неприятностей. Например, речь идет о заблаговременном заключении письменного или джентльменского соглашения между редакцией, группой СМИ и правоохранительными органами о порядке взаимодействия с кризисным центром органов власти, получении оперативных комментариев от фронтменов и из других регионов России.

Не посягая на безусловное право СМИ на независимость и свободу распространения информации, международные нормы обязывают журналистов выполнять свои функции с сознанием ответственности перед обществом и гражданами. Для этой цели согласно Декларации о средствах массовой информации и правах человека (1970) каждой стране-участнице необходимо предусмотреть и постоянно развивать:

а) профессиональную подготовку журналистов;

б) Кодекс профессиональной этики, который должен охватывать вопросы распространения точных и сбалансированных сообщений, исправление ошибочной информации, проведение четкого различия между распространяемой информацией и комментариями, недопущение распространения клеветнических утверждений, уважение права на частную жизнь, уважение права на справедливое судебное разбирательство;

в) советы по печати, полномочные расследовать и пресекать случаи непрофессионального поведения.

Вот это и есть примерная процедура реализации международно-правовых стандартов и идеи политкорректности на практике. При таком весьма демократичном подходе всякие домыслы о попытках возрождения цензуры под видом политкорректности теряют основу. Роль государства и его профильных органов заключается лишь в том, чтобы постоянно держать эти проблемы в фокусе своего внимания и обеспечивать техническую и процедурную возможность широкой общественности, профессиональному сообществу активно разбирать конкретные казусы, самостоятельно давая им принципиальную оценку, в том числе и по самым острым конфликтам.

В идеале позиция органов государственной власти по важным для общества вопросам должна быть заранее изложена в нормативных актах и политических заявлениях. Более того, она должна быть широко обсуждена с журналистским сообществом и конкретно закреплена в уставах наиболее авторитетных общефедеральных и региональных СМИ. Применять стандарты политкорректности на практике по каждому резонансному случаю должны постоянно действующие или специально созданные общественные органы профессионального сообщества.

Государственный подход

Согласно международным стандартам обязанность государственных органов, претендующих на уважительное отношение к своим действиям и решениям, заключается в том, чтобы всемерно содействовать повышению правовой грамотности и постоянному профессиональному обучению журналистов; обеспечивать на практике процедуру приведения уставов СМИ и профессиональных кодексов в соответствие с политико-правовыми реалиями сегодняшнего дня; своевременно предоставлять возможности, в том числе и финансовые, для регулярной и плодотворной деятельности общественных советов по разрешению информационных конфликтов.

Политкорректность в отличие от толерантности всегда предполагает наличие ясно выраженной и последовательно проводимой государственной воли. Отсутствие четкой правовой позиции приводит к тому, что в случае конфликта данный вопрос каждый раз получает непредсказуемое решение в суде.

Например, некоторые правоприменители до сих пор используют в широком смысле понятия "нецензурные выражения", "несанкционированный митинг", хотя, как известно, цензура прямо запрещена в Конституции РФ, а санкции на собрание получать ни у кого не нужно. Другие предпочитают вообще никак не реагировать на некорректные дискриминационные выражения, ссылаясь на их общеупотребительность.

Никак не реагируя на действие или заявления, дискриминирующие те или иные группы граждан, которые звучат иногда и с самых высоких трибун, государство своим бездействием показывает обществу яркий пример неполиткорректности.

Журналисты, представители национальных, религиозных меньшинств и других социальных групп, отдельные граждане испытывают в этих случаях чувство неопределенности. Отсутствие государственного подхода и правового решения способствует различным злоупотреблениям при разрешении конфликтных ситуаций. Применительно к реалиям РФ этот упрек особенно справедлив, поскольку количество СМИ, находящихся непосредственно в ведении различных государственных структур, весьма значительно и не сокращается. Опыт показывает, что решить такую масштабную проблему только своими силами журналистское сообщество не способно.

Законодательное урегулирование отношения к политкорректности, на наш взгляд, нисколько не ущемляет права народов, свободы слова и право граждан на самовыражение, но, напротив, обозначает международно признанную процедуру и дает четкие ориентиры для разрешения спорных, пограничных, конфликтных ситуаций и поэтому объективно способствует их профилактике.

Все ветви государственной власти должны, а правоохранительные органы и суды могут принять участие в реализации государством своей части обязанностей по цивилизованной реализации раздела "Меры по обеспечению ответственности печати и других средств массовой информации" Декларации о средствах массовой информации и правах человека. Назовем этот комплекс долговременных мероприятий методикой развития культурной чуткости или механизмом утверждения политкорректности.

Политкорректность предполагает безусловный приоритет общепризнанных прав и свобод человека, общества и государства над достижением односторонних преимуществ какой-либо из сторон, что предусматривает в основном договорную форму взаимодействия, базирующуюся на взаимных уступках и исключении силовых форм решения проблем.

По нашему мнению, способствовать этому может выработка механизма постоянного обучения и корректного взаимодействия сторон, который включал бы в себя общепризнанные правила поведения и общения субъектов, процедуры, позволяющие цивилизованными методами влиять на стороны, игнорирующие эти правила, функционирование институтов посредников и арбитров, групп поддержки и сдерживания конфликта интересов.

Название документа