Таможенный союз - Единое экономическое пространство - Евразийский экономический союз: этапы интеграции

(Бакаева О. Ю.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 4) Текст документа

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ - ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО - ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ЭТАПЫ ИНТЕГРАЦИИ <*>

О. Ю. БАКАЕВА

Бакаева Ольга Юрьевна, заведующая кафедрой публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются основные стадии интеграционного процесса на постсоветском пространстве с участием Российской Федерации. Характеризуются организационно-правовые основы отношений, складывающихся в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Затрагиваются вопросы совершенствования таможенного законодательства.

Ключевые слова: Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Всемирная таможенная организация, таможенное законодательство.

The article examines the main stages of the integration process in the former Soviet Union with the participation of the Russian Federation. Characterized by organizational and legal basis for relations in the framework of the Customs Union and Single Economic Space. Addresses the issues of improvement of customs legislation.

Key words: Customs Union, Single Economic Space, the World Customs Organization, Customs legislation.

После распада СССР практически сразу стали возникать идеи о возможной интеграции стран - бывших советских республик. В рамках вновь образованного Содружества Независимых Государств <1> в качестве единой модели таможенного регулирования Советом глав правительств стран СНГ были одобрены Основы таможенного законодательства <2>, выработана Единая методология таможенной статистики внешней торговли <3>, установлены Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций <4>. -------------------------------- <1> См.: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Заключено в г. Минске 8 декабря 1991 г. // Дипломатический вестник. 1992. N 1. С. 3 - 6. <2> См.: Решение Совета глав правительств СНГ от 10 февраля 1995 г. "Об Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств" // Бюллетень международных договоров. 1995. N 9. <3> См.: Решение Совета глав правительств СНГ от 9 декабря 1994 г. "О Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств" // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1994. N 4. <4> См.: Соглашение о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12 апреля 1996 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1996. N 2.

Первые идеи о формировании Таможенного союза на постсоветском пространстве относятся также к началу 1995 г., когда состоялось подписание Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь <5>. Ему предшествовало российско-белорусское межправительственное Соглашение "О едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности". Чуть позже к названным государствам присоединилась и Республика Казахстан <6>. -------------------------------- <5> См.: Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 45. Ст. 5057. <6> См.: Соглашение стран СНГ от 20 января 1995 г. "О Таможенном союзе" // Бюллетень международных договоров. 1995. N 6.

Подписание указанного соглашения позволяет констатировать формальное создание Таможенного союза и начало работы по формированию его нормативно-правовой базы. Таможенный союз как форма торгово-экономической интеграции, предусматривающая единую таможенную территорию трех стран, был образован Договором от 6 октября 2007 г. о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, заключенным Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией <7>. -------------------------------- <7> Договор вступил в силу для России 10 октября 2008 г. См.: Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 187-ФЗ "О ратификации Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" // Российская газета. 2008. 29 октября.

В 2008 - 2009 гг. с целью формирования правовых основ Таможенного союза принимались международные договоры и соглашения, посвященные механизму применения тарифных квот, предоставлению тарифных льгот, правилам определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, правилам лицензирования в сфере внешней торговли товарами и др. Большинство названных соглашений вступило в законную силу 1 января 2010 г., а остальная часть - 1 июля 2010 г. Наибольшего пика политика государств в части образования Таможенного союза достигла к концу 2009 г., когда был принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза <8> и тем самым заложен правовой фундамент для функционирования Таможенного союза. Этот период отмечается наиболее высокими темпами совместной работы по формированию нового интеграционного образования. Кстати, некоторые авторы предлагают именовать его "Евразийский таможенный союз" <9>, что в принципе можно считать оправданным. -------------------------------- <8> См.: Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу для Российской Федерации и Республики Казахстан 1 июля 2010 г., для Республики Беларусь - 6 июля 2010 г. <9> См.: Фоков А. П. О концепции Таможенного кодекса Таможенного союза (России, Республики Казахстан и Республики Беларусь) // Таможенное дело. 2010. N 1. С. 16.

Официальной датой фактического "рождения" Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации считается 1 января 2010 г., однако в полной мере он заработал с начала июля 2010 г. - момента вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Сейчас уже можно констатировать, что Таможенный союз состоялся и стал в реальности действующим интеграционным образованием. Начальный этап объединения в основном лег на плечи таможенных органов ввиду трансграничного характера отношений, складывающихся в процессе перемещения через таможенные границы товаров. Сейчас должны быть решены и другие вопросы: экономические, торговые, миграционные, промышленные, валютные, инвестиционные. Одна из задач Таможенного союза заключается в создании условий для формирования общего экономического пространства, а также для активного выхода сторон на мировой рынок. Эта задача в принципе решена. 1 января 2012 г. на территориях государств, входящих в Таможенный союз (России, Белоруссии и Казахстана), было сформировано Единое экономическое пространство. Цель создания нового интеграционного объединения превосходит приоритеты предыдущего этапа альянса, расширяет границы правовой политики, не ограничиваясь только таможенными вопросами. Это: формирование эффективной транспортной инфраструктуры, благоприятного инвестиционного климата; свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг на основе унифицированного законодательства; расширение рынков сбыта, обеспечение устойчивого и сбалансированного развития трех стран. Между тем достаточно интересным представляется мнение простых граждан об интеграционных процессах, происходящих на постсоветском пространстве. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на ноябрь 2011 г. 45% россиян впервые узнали о создании Единого экономического пространства в ходе опроса. Более половины граждан нашей страны (53%) знают о таком объединении, но в основном - поверхностно (38%). При этом наибольшая доля "незнающих" приходится на молодежь. В возрастной группе 18 - 24 года таких лиц 58% <10>. -------------------------------- <10> См.: Официальный сайт ВЦИОМ. Пресс-выпуск от 11 ноября 2011 г. N 1882 "Россия в Едином экономическом пространстве: за и против". URL: http://wciom. ru.

В конце 2011 г. Всемирный банк завершил исследование содержания таможенного законодательства Таможенного союза и пришел к выводу о его соответствии международному <11>. Однако законодательство в данной области продолжает совершенствоваться. Одним из его существенных недостатков является изобилие отсылочных норм. Так, в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержится более 200 отсылок по большей части к нормативным актам Правительства РФ (87 норм) и ФТС России (97 норм). Реализация отсылочных норм сопряжена с необходимостью дополнительной разработки правовых актов, что затрудняет применение законодательства. -------------------------------- <11> См.: Фурсова И. Кодекс строгого режима // Российская газета. 2012. 24 января.

Образование Единого экономического пространства предопределило проведение работы по изменению таможенного законодательства в соответствии с потребностями бизнеса. Такую работу проводит трехсторонняя рабочая группа при Евразийской экономической комиссии, деятельность которой нацелена на доработку союзного Таможенного кодекса. Изменения, которые планируется внести в кодекс в ближайшее время, касаются: - возможности внесения авансовых платежей в счет уплаты ввозной таможенной пошлины; - продления срока обращения о возврате сумм, полученных от реализации товаров с трех месяцев до трех лет; - внедрения технологии, позволяющей участникам ВЭД однократно представлять транспортные, коммерческие, таможенные документы в таможенный орган; - стимулирования развития предварительного декларирования и предварительного информирования. С целью установления единообразия таможенного администрирования в таможенных органах стран, входящих в Таможенный союз, также планируется ввести единые сроки выпуска товаров и случаи их продления; единый порядок подачи неполной декларации; единый порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и не внесенных в соответствующий реестр. Переход от Таможенного союза к Единому экономическому пространству требует отмены принципа национального резидентства, заложенного в Таможенном кодексе Таможенного союза. Его суть заключается в возможности осуществления таможенного оформления только в таможенном органе "своей" страны. Отмена указанного принципа будет означать введение права декларанта на подачу таможенной декларации в любом таможенном органе государства - члена Таможенного союза. Такая новация признается первоочередной задачей по формированию Единого экономического пространства. Функционирование Единого экономического пространства в определенной степени предполагает выравнивание экономик трех стран. В настоящее время условия предпринимательской деятельности в них различны. Законодательство Казахстана более либерально: к примеру, ставка НДС там составляет всего 12% по сравнению с российскими 18%. Более высоки в нашей стране и страховые взносы. В связи с этим на данном этапе должна произойти существенная унификация хозяйственных отношений, должен быть создан единый рынок при адекватном росте конкуренции, позволяющей развивать бизнес, снижать цены на продукцию, повышать качество производимых товаров. В мае 2012 г. на одном из заседаний Евразийской экономической комиссии было принято решение о создании Консультативного комитета по таможенному регулированию. Его основными задачами выступают: - рассмотрение вопросов о совершенствовании таможенного законодательства Таможенного союза и его применения; - выработка рекомендаций по совершенствованию таможенного администрирования (применения таможенных процедур, производства таможенного контроля, развития таможенной инфраструктуры и т. д.); - рассмотрение аналитических материалов и предложений по итогам проведения мониторинга актов таможенного законодательства Таможенного союза; - подготовка заключений по проектам решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии по различным аспектам таможенного регулирования; - внесение предложений в рамках разрешений проблемных ситуаций, выявленных по результатам анализа практического применения актов таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе на предмет изменения или отмены международных договоров Таможенного союза и решений Евразийской экономической комиссии; - совершенствование информационного взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза <12>. -------------------------------- <12> См.: Положение о Консультативном комитете по таможенному регулированию, утвержденное решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 мая 2012 г. N 52.

Консультативный комитет также наделен правом самостоятельного рассмотрения неурегулированных разногласий между уполномоченными органами стран, входящих в Таможенный союз, по проектам решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии. В 2015 г. ожидается достижение "конечного пункта" интеграции - создание Евразийского экономического союза. Скорость интеграционных процессов в определенной степени объяснима тем, что на постсоветском пространстве связи между государствами - бывшими республиками СССР остались весьма прочными, а менталитет - схожим. Правовой основой для образования Евразийского экономического союза стал Договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ <13>. Участники договора (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина) приняли решение о завершении введения полномасштабного режима беспрепятственной торговли. -------------------------------- <13> См.: Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. Ратифицирован Федеральным законом от 1 апреля 2012 г. N 21-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 14. Ст. 1547.

Таможенный союз уже доказал свою пользу для его участников (не случайно рассматривается вопрос о возможности вступления в него Киргизии и других государств). Появление единого рынка увеличило внешнеторговый оборот внутри Таможенного союза более чем на треть. В 10-летней перспективе эффект от создания Таможенного союза оценивается примерно в 700 млрд. долларов дополнительной продукции <14>. Одним из результатов создания единого рынка, возможно, станет введение единой валюты, что позволит упростить взаимные расчеты, минимизировать затраты участников внешнеторговых отношений. -------------------------------- <14> См.: Петров Г. Крути педали! // Российская газета. 2012. 28 февраля.

Дальнейшая интеграция для Российской Федерации связана и с вступлением в ВТО. 16 декабря 2011 г. был подписан соответствующий протокол, и в течение 220 дней Россия должна ратифицировать акты о присоединении. К этому историческому событию Россия готовилась долгих 18 лет, и теперь на всей ее территории будут действовать правила этой крупнейшей международной организации, контролирующей сегодня 97% мировой торговли. Прогнозируется, что вступление в ВТО ежегодно добавит российской экономике 0,4% <15>. -------------------------------- <15> См.: Кукол Е., Курляева Е. Подписан протокол о присоединении РФ к ВТО // Российская газета. 2011. 17 декабря.

Не останавливаясь на преимуществах и недостатках такого шага (об этом до сих пор ведутся ожесточенные споры), следует отметить как положительный момент доступ к уникальной системе рассмотрения споров в ВТО, что будет способствовать защите интересов отечественных производителей. Полагаю, что вступление в ВТО позволит определенным образом стабилизировать российское законодательство, которое должно соответствовать международно-правовым нормам. Конечно, в переходный период адаптации к новым требованиям поправки затронут большинство норм российского права с целью имплементации в них международных стандартов, однако через 5 - 7 лет, вероятнее всего, законодательство станет более устойчивым и предсказуемым. Основным сдерживающим фактором здесь будут выступать именно международные правила. Основополагающей характеристикой обновленного российского законодательства должно стать оптимальное соотношение частных и публичных интересов.

Название документа