О формировании Единого экономического пространства

(Лукьянова В. Ю.) ("Журнал российского права", 2012, N 9) Текст документа

О ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В. Ю. ЛУКЬЯНОВА

Лукьянова Влада Юрьевна, ведущий научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП, кандидат философских наук.

Изучаются факторы, влияющие на интенсивность создания в рамках ЕврАзЭС Единого экономического пространства (ЕЭП). С этих позиций анализируются принцип "разноуровневой и разноскоростной интеграции", положенный в основу формирования ЕЭП, а также система органов управления, сформированных в процессе создания Таможенного союза ЕврАзЭС и ЕЭП, их влияние на динамику развития на постсоветском пространстве интеграционных процессов. Выявляются тенденции дальнейшего развития институционального механизма ЕЭП.

Ключевые слова: Единое экономическое пространство, поэтапная интеграция, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического сообщества.

On formation of the Unified economic space V. Yu. Lukyanova

The article examines legal problems emerging in the process of creation of Common economic space and some factors affecting the intensity of the integration process. Particular attention is given to the analysis of the "various-level and various-speed integration" principle. The trends of the further development of the community authorities system is identified.

Key words: Common economic space, stages of integration, Eurasian Economic Community's court, Eurasian economic commission.

Современный этап развития мировой экономической системы определяется рядом факторов: усилением глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала, и переходом ведущих стран к построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний; преодолением энергетических барьеров экономического роста и исчерпанием потенциала экстенсивной, базирующейся на экспорте энергоносителей и иных природных ресурсов модели экономического развития; расширением и интенсификацией экономически детерминированных глобализационных процессов и переходом от биполярной к многополярной модели мировой политической системы, сопровождающимся появлением новых "центров силы". Сочетание этих факторов порождает вызовы и угрозы долгосрочного, системного характера, в результате чего существенно возрастает уязвимость всех членов международного сообщества. Это ведет к резкой интенсификации процессов межгосударственной интеграции на региональном уровне, поскольку интеграционная группировка, осуществляя коллективную защиту своих членов от иностранной конкуренции, может способствовать более полному использованию каждой страной своих естественных конкурентных преимуществ. Ответом Российской Федерации на эти угрозы должно стать активное участие в международном сотрудничестве, развитии, расширении интеграционных процессов на территории бывшего Советского Союза, поскольку, как подчеркивается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года <1>, именно Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников СНГ в рамках прежде всего самого СНГ, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами - участниками СНГ. Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ является для России приоритетным направлением внешней политики. К значимому направлению внешней политики России относится также укрепление ЕврАзЭС в качестве ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь регионального значения <2>. И здесь одна из первоочередных задач - создание Единого экономического пространства (ЕЭП) - пространства, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы <3>, и которое формируется государствами, имеющими общую историю, правовые традиции, а главное - общие экономические цели и интересы. Основными целями формирования ЕЭП являются: -------------------------------- <1> Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537. <2> См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. <3> См.: ст. 1 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного в г. Москве 26 февраля 1999 г.

эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации. В дальнейшем ЕЭП должно трансформироваться в Евразийский союз, который будет представлять собой "мощное наднациональное объединение, способное стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом" <4>. -------------------------------- <4> Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 окт.

Правовую базу ЕЭП на сегодняшний день составляют 17 международных договоров, затрагивающих различные сферы жизни интеграционного объединения. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) от 19 декабря 2011 г. N 9 большая их часть вступила в силу 1 января 2012 г., но для того чтобы эти базовые соглашения были реализованы в установленные сроки, Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) должны быть разработаны и приняты 52 нормативных правовых акта <5>, а правительствами государств, участвующих в формировании ЕЭП, должны быть выполнены более 70 обязательных мероприятий в соответствии с установленными в них конкретными сроками. В полном объеме ЕЭП должно начать функционировать с 1 января 2016 г. -------------------------------- <5> См.: решение Совета ЕЭК от 15 мая 2012 г. // URL: http://www. tsouz. ru.

Попытки сформировать на постсоветском пространстве ЕЭП предпринимались неоднократно. Впервые такое решение было зафиксировано в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. <6>, сторонами которого стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. В целях его реализации указанные стороны 26 октября 1999 г. заключили Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства <7>. Однако реальные шаги для воплощения указанных международных правовых актов в жизнь на протяжении длительного времени не предпринимались. -------------------------------- <6> Россия ратифицировала Договор Федеральным законом от 22 мая 2001 г. N 55-ФЗ. Вступил в силу для России 2 июля 2001 г. <7> Россия ратифицировала Соглашение Федеральным законом от 5 июня 2003 г. N 64-ФЗ. Вступило в силу для России 6 августа 2003 г.

19 сентября 2003 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Украиной было заключено Соглашение о формировании Единого экономического пространства <8>. И наконец, в декабре 2009 г. на неформальном саммите в г. Алматы Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации приняли решение о создании Единого экономического пространства трех стран. Таким образом, на сегодняшний день ЕЭП представляет собой экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. -------------------------------- <8> Россия ратифицировала Соглашение Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 22-ФЗ. Вступило в силу для России 20 мая 2004 г.

Создание ЕЭП "в трехстороннем формате" стало возможным благодаря тому, что и в Договоре 1999 г., и в Соглашении 2003 г. интеграция оценивается как разноуровневый и разноскоростной процесс. Так, в ст. 7 Договора 1999 г. зафиксировано положение о том, что ЕЭП формируется поэтапно, а переход от этапа к этапу будет обусловлен фактическим достижением специфических целей настоящего Договора и выполнением сторонами принятых по нему обязательств. Это означает свободу определения государством направления развития интеграции и интеграционных мероприятий, в которых оно примет участие, а также объем такого участия. В соответствии со ст. 5 Соглашения 2003 г. разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждая сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме. Приверженность данному принципу подтверждается и Декларацией о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г. <9>, согласно которой ЕЭП на любом этапе своего формирования и функционирования будет открыт для присоединения других государств, разделяющих цели и принципы Таможенного союза и готовых к их реализации. В соответствии с этим принципом 19 октября 2011 г. Межгосударственным советом ЕврАзЭС на уровне глав правительств (высшим органом Таможенного союза) принято положительное решение по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и в формировании ЕЭП <10>. -------------------------------- <9> URL: http://www. evrazes. com. <10> См.: решение Совета ЕЭК от 25 апреля 2012 г. N 23 "О рабочей группе по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" // URL: http://www. tsouz. ru.

Представляется, что введение принципа поэтапности формирования интеграционных объединений на постсоветском пространстве обусловлено особенностями протекания здесь интеграционных процессов. К таковым относятся: а) разнонаправленность процессов регионализации постсоветского пространства и обусловленная этим множественность межгосударственных объединений экономической интеграции, формирующихся и (или) функционирующих на постсоветском пространстве. При этом одно и то же государство может являться членом сразу нескольких интеграционных объединений; б) неравномерность течения процессов трансформирования экономических и правовых систем бывших советских республик. Особенностью унификации экономики и права новых независимых государств стало то, что они двигались от общего к частному, от единого народнохозяйственного комплекса к самостоятельным экономическим системам, от единой системы советского права к национальному законодательству бывших советских республик. Так, в частноправовой сфере на смену единым для всех республик Основам гражданского законодательства, сосуществовавших с гражданскими кодексами союзных республик, пришли гражданские кодексы суверенных государств. В сфере обеспечения безопасности продукции в бывших советских республиках все отношения первоначально регулировались законами, принятыми в СССР в начале 1990-х гг., однако с развитием рыночных отношений, изменением уровня политического, экономического и социального развития государств, наличием членства в различного рода межгосударственных образованиях стали приниматься новые законодательные акты. Одновременно происходит добровольное заимствование, или рецепция, правовых моделей других государств: если в одних странах СНГ (Туркменистан, Азербайджан) развивалась и совершенствовалась система стандартизации, заложенная еще в СССР, в некоторых других (Узбекистан, Армения) она дополнялась новыми принципами, видами правовых актов и моделями оценки соответствия, то в большинстве государств (Казахстан, Белоруссия, Таджикистан, Молдова, Украина, Киргизия) стали внедряться в законодательство европейские принципы регулирования оборота продукции работ и услуг <11>. Аналогичные процессы протекают и в иных отраслях права. Можно констатировать, что обновление правовой системы новых независимых государств, и прежде всего экономического законодательства, привело к их серьезной дезинтеграции; -------------------------------- <11> См.: Калмыкова А. В. Сравнительный анализ систем технического регулирования России и стран СНГ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. N 4.

в) значимость субъективных факторов. Сравнивая временные рамки прохождения основных этапов сближения национальных правовых систем государств - участников Таможенного союза и ЕЭП с динамикой формирования и развития иных интеграционных объединений, например Европейского союза (ЕС) <12>, можно сделать вывод о довольно быстром развитии интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС. Это свидетельствует как о наличии политической воли, так и желании государств развиваться в рамках интеграционных структур. В то же время вследствие чрезвычайно сжатых сроков создания указанных интеграционных объединений их законодательная база несвободна от некоторых "болезней роста" - определенной недоработанности и недостаточной взвешенности заложенных в него мер. В частности, еще до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза потребовалось внесение изменений в 152 из 373 его статей <13>. На это же указывают принятие Протокола "О внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 г.", который был подписан на завершающем перед вступлением в силу договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, заседании Высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств 19 декабря 2011 г., и непрекращающийся процесс пересмотра положений иных международно-правовых актов и утверждения новых норм. -------------------------------- <12> Подробнее об этом см.: Этапы интеграции Европейского союза и ЕврАзЭС // Известия. Специальная полоса ЕврАзЭС. 2011. 13 дек. // URL: http://www. evrazes. com. <13> См.: Протокол от 16 апреля 2010 г. "О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года". Протокол ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. N 113-ФЗ.

Говоря о значимости принципа поэтапной, разноуровневой и разноскоростной интеграции, необходимо отметить, что, как показывает мировой опыт, региональная экономическая интеграция, экономические связи всех видов наиболее успешно развиваются между странами относительно сопоставимого уровня развития, тогда как объединение в рамках одного интеграционного образования стран с различным уровнем экономического развития и социальных проблем делает все межгосударственное интеграционное объединение уязвимым для мировых экономических кризисов. В частности, кризис еврозоны, начавшись с финансового кризиса "кельтского тигра" (Ирландия), существенно осложнил финансовое положение не только Греции, Испании и Португалии, но и всего Европейского союза как надгосударственного интеграционного образования. В этих условиях на состоявшемся 8 декабря 2011 г. Саммите ЕС лидеры Франции и Германии открыто заявили о намерении внести существенные изменения в Договор о Европейском союзе, предполагающие ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств и объемов государственных долгов стран - членов ЕС, или же заключить новый договор между 17 странами еврозоны и теми, кто пожелает присоединиться к этому союзу. Поэтому на евразийском пространстве залогом эффективного развития интеграционных процессов является разработка критериев, которым должны соответствовать страны, желающие вступить в Таможенный союз ЕврАзЭС и присоединиться к ЕЭП. Как полагает Председатель Национального банка Республики Казахстан Г. Марченко, "в Таможенном союзе может быть сколько угодно стран, главное, чтобы все они соответствовали установленным нами критериям. Нам вообще нужно согласовывать гораздо больше позиций, чем это было в случае с Европой, и главное - более жестко соблюдать все договоренности... Наша задача - сделать Евразийский союз более устойчивым, не подвергать его [политическим] рискам" <14>. -------------------------------- <14> Российская газета. Федеральный выпуск. 2012. 4 мая.

Существенной проблемой является разработка общих принципов и подходов к стратегиям социально-экономического развития государств, формирующих ЕЭП. Очевидно, что согласование национальных интересов в процессе создания ЕЭП потребует внедрения постоянных механизмов и процедур, имеющих высокую степень политической и психологической легитимности с точки зрения субъектов международных отношений. Подобная схема координации интересов должна опираться на действенную систему международных (коммунитарных) санкций в случае нарушения согласованных положений и правил, включая: процедуры и механизмы согласования наиболее общих и долговременных целей социально-экономического развития, а также принимаемых для соответствующего этапа развития параметров макроэкономической политики; процедуры и механизмы "перевода" согласованных таким образом региональных (коммунитарных) общих принципов и стратегий в национальные программы социально-экономического развития, которые предусматривали бы конкретные ориентиры и обязательства; процедуры и механизмы решения оперативных практических вопросов, а также отслеживания хода выполнения ранее принятых решений и взятых обязательств, равно как и получаемых при этом объективных национальных и региональных (коммунитарных) итогов; процедуры и механизмы апелляции к органам разрешения споров, а также рассмотрения споров, признания и исполнения принятых органом решений. В целом становление системы согласования интересов - довольно длительный процесс, который будет проходить в острой политической и экономической борьбе. Однако без создания такой системы эффективное функционирование ЕЭП и трансформация его в Евразийский союз невозможны. Значимую роль в решении этой и иных задач формирования ЕЭП будут играть органы управления ЕЭП: Совет глав государств, осуществляющий на межгосударственном уровне координацию и управление этими процессами и принимающий решения в соответствии с принципом "одно государство - один голос", и постоянно действующий регулирующий орган ЕЭП - Евразийская экономическая комиссия, которая "пришла на смену" Комиссии Таможенного союза <15>. В соответствии со ст. 1 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г. основной ее функцией должно стать обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП <16>. Деятельность ЕЭК осуществляется на основе принципов: обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов государств - участников Таможенного союза; экономической обоснованности принимаемых решений; открытости, гласности и объективности. -------------------------------- <15> См.: Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. Утратил силу. <16> См.: ст. 1 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г.

Необходимо подчеркнуть, что ЕЭК наделяется значительно большими полномочиями, нежели Комиссия Таможенного союза. Высший Евразийский экономический совет может наделить ЕЭК правом подписывать международные договоры по вопросам, входящим в ее компетенцию. Кроме того, ЕЭК: обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП. В целях повышения эффективности этой деятельности она имеет право запрашивать у органов власти государств, участвующих в формировании ЕЭП, юридических и физических лиц информацию, необходимую для осуществления своих полномочий; выполняет функции депозитария международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП, и решений ВЕЭС; вносит на одобрение ВЕЭС проекты международных договоров, подписываемых Комиссией; организует работу по совершенствованию нормативной правовой базы Таможенного союза и ЕЭП; вносит на утверждение ВЕЭС основные направления интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП; рассматривает вопрос об отмене или изменении решений, принятых Коллегией ЕЭК, в порядке, предусмотренном ст. 13 указанного Договора; рассматривает вопрос о мониторинге и контроле за исполнением международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП; осуществляет иные функции и полномочия. ЕЭК в целях обеспечения эффективного функционирования ЕЭП вправе создавать консультативные органы для проведения консультаций по отдельным вопросам, принятие решений по которым относится к ее компетенции <17>. ЕЭК состоит из двух палат - Совета и Коллегии, утверждаемых ВЕЭС на уровне глав государств в соответствии с Регламентом работы ЕЭК. Учитывая, что именно Коллегия ЕЭК, куда участвующие в формировании ЕЭП государства делегировали своих представителей, является рабочим органом ЕЭК, в ее составе выделено 23 департамента по важнейшим направлениям сотрудничества <18>. -------------------------------- <17> Первая очередь таких органов уже создана - сформированы консультативные комитеты по торговле, техническому регулированию, налоговой политике. <18> Перечень департаментов ЕЭК и их распределение между членами Коллегии установлены решением ЕЭК от 25 января 2012 г. N 2. // URL: http://www. tsouz. ru.

Необходимо отметить, что в Комиссии Таможенного союза голоса между сторонами распределялись следующим образом: Республика Беларусь - 21,5; Республика Казахстан - 21,5; Российская Федерация - 57. Решения принимались большинством в 2/3 голосов, и лишь в случаях, предусмотренных международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза, решение принималось консенсусом. Если одна из сторон не соглашалась с принимаемым решением названной Комиссии, вопрос вносился на рассмотрение высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств, который принимал решение консенсусом. Если при принятии решения не было набрано необходимое число голосов, эта Комиссия была вправе передать вопрос на рассмотрение высшего органа Таможенного союза. Таким образом, в рамках Комиссии Таможенного союза Россия могла заблокировать принятие того или иного решения, если считала его невыгодным для себя. В рамках ЕЭК такая возможность у России отсутствует. Во вновь созданном наднациональном органе управления решения и рекомендации принимаются Советом ЕЭК и Коллегией ЕЭК в пределах полномочий, установленных Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г., при этом голоса сторон распределяются следующим образом: в Совете ЕЭК - один голос члена Совета является одним голосом; в Коллегии ЕЭК - один голос члена Коллегии является одним голосом. Коллегия ЕЭК принимает решения и рекомендации консенсусом или квалифицированным большинством в 2/3 голосов общего числа членов Коллегии; Совет ЕЭК принимает решения консенсусом. В случае если консенсус не достигнут, вопрос передается на рассмотрение в ВЕЭС по предложению любого члена Совета ЕЭК. Решения ЕЭК подлежат опубликованию на ее официальном сайте в сети Интернет, за исключением решений, предусмотренных Регламентом, и направляются сторонам не позднее трех календарных дней со дня принятия решения. Дата публикации решения ЕЭК на официальном сайте признается датой его официального опубликования, и с этого момента решения ЕЭК становятся обязательными для исполнения на территории трех стран. Важным фактором, характеризующим любое межгосударственное интеграционное объединение, является устанавливаемая его конституирующими актами система разрешения споров. В статье 7 Соглашения о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 г. подчеркивается, что споры и разногласия между сторонами относительно толкования и (или) применения положений настоящего Соглашения разрешаются путем проведения консультаций и переговоров. В то же время для построения интегрированного Евразийского экономического пространства особое значение имеет деятельность Суда Евразийского экономического сообщества (далее - Суд Сообщества), который обеспечивает единообразное применение государствами - участниками ЕврАзЭС Договора об учреждении ЕврАзЭС и других действующих в рамках ЕврАзЭС договоров и решений, включая международные договоры и иные документы, регламентирующие создание и функционирование ЕЭП <19>. В настоящее время именно Суд Сообщества, решения которого обязательны для сторон спора, с правовой точки зрения продвигает интеграцию ЕЭП на более высокий уровень, способствуя интенсификации интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Вместе с тем дальнейшее их расширение может потребовать совершенствования созданной в рамках ЕврАзЭС судебной системы. Ведь если задачу разрешения межгосударственных споров, в том числе по вопросам толкования международных соглашений и их соответствия общим принципам и нормам международного права, может успешно решать (и решает) Суд Сообщества, то вопрос о том, какой орган должен рассматривать частноправовые споры, остается открытым. Представляется, что эти функции должны выполняться специализированным международным судебным органом, имеющим особый статус, - международным коммерческим арбитражем. Особый статус должен иметь и орган для разрешения споров между государством и лицом другого государства, подобно Международному центру по урегулированию споров между государством и лицом другого государства, созданному на основе Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, заключенной в Вашингтоне в 1965 г. по инициативе Международного банка. Следует заметить, что все участники Таможенного союза являются участниками этой Конвенции. Россия подписала ее в 1992 г., но до сих пор не ратифицировала. Завершение процедуры ратификации позволило бы решить проблему совершенствования контроля за исполнением международных соглашений для этой сложной категории споров и усилить интеграционный механизм для целей создания Евразийского союза. -------------------------------- <19> Подробнее об этом см.: Лукьянова В. Ю., Каширкина А. А., Кичигин Н. В. и др. Проблемы правового обеспечения Единого экономического пространства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. N 4. С. 73 - 80.

В целом имеющийся институциональный механизм формирования и функционирования ЕЭП при его сопоставлении с фактической социально-экономической и политической ситуацией на постсоветском пространстве позволяет дать положительную оценку перспективам развития данного межгосударственного интеграционного объединения. Однако не следует забывать, что спектры эволюционных путей в будущее могут трансформироваться из-за изменений собственных свойств соответствующих сложных систем, открывая новые возможности дальнейшего развития. Поэтому становление Евразийского союза как структуры-аттрактора развития постсоветского пространства требует целесообразного структурирования социальных функций, соответствующего выстраивания жизнедеятельности общества "под цель". Следовательно, интеграционные процессы неразрывно связаны и с целеполаганием - проективным отношением к будущему состоянию постсоветского пространства, и с целенаправлением - организацией функционирования для достижения идеальной цели. Ключевая роль в этом процессе может принадлежать Евразийскому парламенту, который будет выполнять как законотворческие функции <20>, так и с учетом опыта Европейского союза функции консультативного органа. -------------------------------- <20> См.: выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ С. Е. Нарышкина на Межпарламентской Ассамблее стран СНГ 22 февраля 2012 г. // URL: http://duma. gov. ru.

В заключение отметим, что сегодня перед Россией стоит задача перехода к инновационному, социально ориентированному типу развития. Учитывая, что решение этой проблемы в значительной степени зависит от международных политических и экономических отношений, целью внешнеэкономической политики нашей страны является создание условий для достижения лидирующих позиций в глобальной экономике, что требует эффективного участия в мировом разделении труда. И создание Единого экономического пространства является первым необходимым шагом на пути достижения этой цели.

Библиографический список

Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ С. Е. Нарышкина на Межпарламентской ассамблее стран СНГ 22 февраля 2012 г. // URL: http://duma. gov. ru. Калмыкова А. В. Сравнительный анализ систем технического регулирования России и стран СНГ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. N 4. Лукьянова В. Ю., Каширкина А. А., Кичигин Н. В. и др. Проблемы правового обеспечения Единого экономического пространства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. N 4. Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 окт. Этапы интеграции Европейского союза и ЕврАзЭС // Известия. Специальная полоса ЕврАзЭС. 2011. 13 дек. // URL: http://www. evrazes. com.

Название документа