Контролируемые субъекты финансово-бюджетного контроля

(Голубев А. В.) ("Законодательство и экономика", 2007, N 10) Текст документа

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

А. В. ГОЛУБЕВ

Голубев А. В., начальник отдела Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, экономист и юрист.

Установление признаков контролируемых субъектов финансово-бюджетного контроля дает возможность правильного определения организаций, которые могут подвергаться финансово-бюджетному контролю, а также круга проверяемых вопросов. Субъектом государственного или муниципального финансово-бюджетного контроля как бюджетного правоотношения может быть участник бюджетного процесса, наделенный законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правовыми актами правами и обязанностями в области контроля за осуществлением части бюджетного процесса, связанной с исполнением бюджетов <1>. -------------------------------- <1> См.: Голубев А. В. Финансово-бюджетный контроль как бюджетное правоотношение // Современное управление. 2007. N 9.

Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию со стороны контролирующих субъектов. Правовой статус Президента РФ не предусматривает его обязанности подчиняться властному воздействию других участников бюджетного процесса. Вместе с тем Президент РФ издает указы и распоряжения по использованию бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ для финансового обеспечения непредвиденных расходов (ст. 82 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ). Органы, создаваемые Президентом РФ, являются государственными органами и могут обладать бюджетно-правовым статусом главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета. Признаки статуса этих органов как контролируемых субъектов будут рассмотрены ниже. Наличие в правовом статусе высшего должностного лица субъекта Федерации, главы муниципального образования признаков контролируемого субъекта бюджетного процесса может устанавливаться конституцией или уставом субъекта Федерации, уставом муниципального образования. Органы законодательной власти, представительные органы местного самоуправления, создаваемые ими органы могут обладать бюджетно-правовым статусом главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета и в качестве таковых быть контролируемыми субъектами финансово-бюджетного контроля <2>. -------------------------------- <2> В аналогичном положении находятся и органы судебной ветви власти. Наряду с осуществлением судопроизводства они в настоящее время осуществляют исполнение бюджета в качестве участников бюджетного процесса, в том числе в качестве распорядителей и получателей бюджетных средств.

Органы исполнительной власти и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований осуществляют деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля. В соответствии с положениями статьи 154 БК РФ указанные органы обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности. Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами. Указанные органы обязаны подчиняться властному воздействию контролирующих законодательных органов. Статьей 265 БК РФ установлено, что органы исполнительной власти и местные администрации муниципальных образований обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, БК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 215.1 БК РФ установлено, что организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Статьей 6 БК РФ установлено, что финансовыми органами являются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Федерации (финансовые органы субъектов Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). Финансовый орган организует исполнение бюджета, в том числе: осуществляет составление, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи, внесение в нее изменений (ст. ст. 6, 217 БК РФ); осуществляет составление и ведение кассового плана (ст. 217.1 БК РФ); составляет и представляет отчет о кассовом исполнении бюджета (ст. 154 БК РФ); осуществляет утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования) (ст. 226.1 БК РФ); осуществляет в предусмотренных законом случаях блокировку расходов бюджета - сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ от подтверждения принятых бюджетных обязательств (ст. 231 БК РФ); осуществляет управление средствами на единых счетах бюджетов (ст. 241.1 БК РФ); может осуществлять другие действия, связанные с исполнением бюджета. Статьей 215.1 БК РФ установлено, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Федерации необходимого для их осуществления имущества. Согласно статье 65 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования осуществляется в порядке, установленном БК РФ. Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, является субъектом деятельности, относящейся к предмету финансово-бюджетного контроля. Эта деятельность включает в себя, в частности: открытие счетов для соответствующих бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации (ст. 215.1, п. 2 ст. 241.1 БК РФ); управление средствами на единых счетах бюджетов (п. 2 ст. 241.1 БК РФ); доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до соответствующих участников бюджетного процесса (ст. 166.1 БК РФ); открытие и ведение лицевых счетов соответствующих участников бюджетного процесса для учета операций по исполнению бюджета (ст. 166.1, ст. 220.1 БК РФ); санкционирование оплаты денежных обязательств (ст. 219); осуществление кассовых выплат из бюджетов (абзац 3 п. 1 ст. 241.1 БК РФ); учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (ст. 241 БК РФ); завершение операций по исполнению бюджетов в текущем финансовом году (ст. 242 БК РФ); может осуществлять другие действия, связанные с исполнением бюджета. Согласно статье 155 БК РФ Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов. В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ЦБ РФ осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов <3>. Статьей 23 данного Федерального закона установлено, что Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами. Банк России осуществляет деятельность по исполнению бюджетов, в том числе: зачисление поступлений на единые счета бюджетов (ст. 218 БК РФ); списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, публичных образований (п. 6 ст. 219 БК РФ). Статьей 156 БК РФ установлено, что, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими своих функций, указанные функции выполняются кредитными организациями. Банк России имеет юридические обязанности подчиняться властному воздействию контролирующих органов. Контроль за деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" осуществляется Счетной палатой Российской Федерации <4>. Представляется, что аналогичные бюджетно-контрольные полномочия необходимо предоставить органам финансового контроля субъектов Федерации и муниципальных образований. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790. <4> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

Органы государственного и муниципального финансового контроля, органы управления государственными внебюджетными фондами могут обладать бюджетно-правовым статусом главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета и в качестве таковых быть контролируемыми субъектами финансово-бюджетного контроля. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в соответствии с положениями статьи 158 БК РФ осуществляет деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, в том числе: составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств. Главный администратор (администратор) доходов бюджета, в соответствии с положениями статьи 160.1 БК РФ, осуществляет деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, в том числе: формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета; может осуществлять иные бюджетные полномочия. Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета, в соответствии с положениями статьи 160.2 БК РФ, осуществляет деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, в том числе: распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует бюджетную отчетность главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета. Какие конкретно действия включает исполнение части бюджета главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств и главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета, законом не установлено. Представляется, что непосредственное исполнение части бюджета указанными субъектами включает одновременное осуществление полномочий получателя бюджетных средств по исполнению бюджета по расходам. К предмету финансово-бюджетного контроля относится деятельность указанных выше органов по ведению бюджетного учета. Пунктом 1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н, установлено, что данная Инструкция устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях. Для осуществления деятельности по исполнению бюджета, не связанной с непосредственным принятием и исполнением бюджетных обязательств, участнику бюджетного процесса не требуется гражданско-правовой правосубъектности, так как вполне достаточно административной правосубъектности органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления. Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, установленные статьей 162 БК РФ, полностью относятся к предмету финансово-бюджетного контроля. Согласно положениям указанной статьи получатель бюджетных средств в числе прочего осуществляет следующую деятельность: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. В соответствии с положениями статьи 219 БК РФ при исполнении бюджета по расходам получатель бюджетных средств в числе прочего осуществляет следующие действия: принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением; подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами. Статьей 6 БК РФ обладание правом на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета определено как существенный признак получателя бюджетных средств. Требование об обладании получателем бюджетных средств правом на принятие денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета, установлено также Инструкцией о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. N 142н <5>. -------------------------------- <5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 апреля 2003 г. N 14.

Согласно положениям статьи 6 БК РФ бюджетными являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Денежные обязательства представляют собой обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Расходами бюджета являются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Для принятия денежных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами получателю бюджетных средств необходимо дополнительно располагать правосубъектностью в сфере гражданско-правовых и трудовых отношений. Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации в гражданских правоотношениях могут участвовать физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются физические и юридические лица. Необходимая гражданско-правовая правосубъектность достигается путем предоставления получателю бюджетных средств гражданско-правового статуса юридического лица с приданием ему организационно-правовой формы бюджетного учреждения <6>. -------------------------------- <6> См.: Голубев А. В. Особенности гражданско-правового статуса публичных образований // Современное управление. 2007. N 10.

Гражданско-правовой статус органов государственной власти, государственных органов устанавливается правовыми актами, устанавливающими правовой статус указанных органов в целом. В настоящее время подавляющее большинство государственных органов как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации одновременно с административным обладают и гражданско-правовым статусом, являются государственными бюджетными учреждениями. Не случайно статьей 161 БК РФ установлено, что положения Бюджетного кодекса применительно к бюджетным учреждениям распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами. Статьями 35 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что представительный орган муниципального образования и местная администрация обладают правами юридического лица. Статьей 41 данного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с названным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления и в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям <7>. -------------------------------- <7> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Согласно статье 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иным правовым актом. Статьей 6 БК РФ установлено, что бюджетное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Бюджетной сметой является документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. Особенности бюджетно-правового статуса бюджетных учреждений установлены статьей 161 БК РФ. Согласно положениям данной статьи бюджетное учреждение в числе прочего осуществляет следующую деятельность: операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой; обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Как юридические лица бюджетные учреждения могут осуществлять деятельность по принятию и исполнению денежных обязательств в процессе исполнения бюджета как непосредственно, так и через свои представительства и филиалы. Согласно ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Инструкцией о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. N 142н, установлено, что обособленное подразделение, созданное получателем средств, указанное в его учредительных документах и действующее на основании утвержденного получателем средств положения, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя средств, является обособленным подразделением получателя средств. На обособленное подразделение, наделенное получателем средств обязанностью ведения бухгалтерского учета, в целях названной Инструкции распространяется понятие "получатель средств". Вместе с тем представительства и филиалы бюджетного учреждения не являются участниками бюджетного процесса и гражданско-правовых отношений. Обособленные подразделения все действия по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности осуществляют от имени соответствующего учреждения (получателя бюджетных средств) на основании утвержденного им положения. В гражданском обороте, в том числе в принятии и исполнении имущественных обязательств, обособленные подразделения не участвуют. Руководитель обособленного подразделения может участвовать в гражданском обороте от имени бюджетного учреждения лишь как физическое лицо и только на основании выданной ему доверенности. Обязанности контролируемых субъектов финансово-бюджетного контроля подчиняться властному воздействию контролирующих субъектов могут либо прямо устанавливаться правовым актом, либо косвенно вытекать из права контролирующих субъектов. Органы государственной власти, государственные органы и органы местного самоуправления, территориальные государственные органы, отраслевые и территориальные органы местной администрации, не наделенные гражданско-правовой правосубъектностью, могут быть контролируемыми субъектами финансово-бюджетного контроля как участники обеспечения, организации и кассового обслуживания исполнения бюджета, а также как главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета. Не являются контролируемыми субъектами финансово-бюджетного контроля структурные подразделения и должностные лица указанных органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, так как структурные подразделения и должностные лица указанных органов не являются субъектами бюджетного процесса и могут осуществлять деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, только от имени соответствующего органа. Органы государственной власти, государственные органы и органы местного самоуправления, территориальные государственные органы, отраслевые и территориальные органы местной администрации, наделенные гражданско-правовой правосубъектностью путем придания им организационно-правовой формы бюджетного учреждения, всегда являются контролируемыми субъектами финансово-бюджетного контроля как получатели бюджетных средств, а также могут быть контролируемыми субъектами финансово-бюджетного контроля как участники обеспечения, организации и кассового обслуживания исполнения бюджета, а также как главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета. Наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, всегда являются контролируемыми субъектами финансово-бюджетного контроля как главные распорядители (распорядители) бюджетных средств и получатели бюджетных средств, а также могут быть контролируемыми субъектами финансово-бюджетного контроля как главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета. Прочие бюджетные учреждения всегда являются контролируемыми субъектами финансово-бюджетного контроля как получатели бюджетных средств, а также могут быть контролируемыми субъектами финансово-бюджетного контроля как администраторы источников финансирования дефицита бюджета. Прочие организации, имеющие право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета, могут быть контролируемыми субъектами финансово-бюджетного контроля как администраторы источников финансирования дефицита бюджета. Представительства и филиалы бюджетный учреждений и прочих юридических лиц субъектами финансово-бюджетного контроля не являются.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Что такое государственные корпорации и каковы цели их создания? ("Законодательство и экономика", 2007, N 10) Текст документа

Вопрос: Что такое государственные корпорации и каковы цели их создания? И. Н.Шленов, г. Рославль

Ответ: Согласно статье 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 26 июня 2007 г., с изм. от 19 июля 2007 г.) государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Следовательно, создание госкорпораций напрямую связано как с усилением роли государства в экономических отношениях, так и с созданием так называемых прорывных технологий и новых отраслей производства. Для достижения указанных целей все существующие формы собственности - государственная, муниципальная и частная не могут быть использованы в полной мере. Поэтому госкорпорация представляет собой, по существу, новую форму собственности - частногосударственную, где используются преимущества обеих форм, поскольку госкорпорация не ограничена рамками бюджетного финансирования и может тесно взаимодействовать с субъектами предпринимательской деятельности. При этом в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). В настоящее время государственные корпорации находятся в процессе своего формирования. Каждая из них создается на основании федерального закона (например, Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О Банке развития"). Следует отметить, что в мире к госкорпорациям, прежде всего, относятся региональные банки развития, а также национальные отраслевые структуры. В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться ее наименование и цели деятельности, место нахождения, порядок управления ее деятельностью, в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения, порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации, а также использования имущества в случае ее ликвидации. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В силу пункта 1 ст. 26 Федерального закона "О некоммерческих организациях" источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное. При этом государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Одновременно государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Формирование госкорпораций является неотъемлемой частью системы частногосударственного партнерства в Российской Федерации, позволяющей решить задачи взаимодействия государства и бизнеса в рамках корпоративного государства, развития мировой экономики и глобальной финансовой системы.

Н. В.Герасименко Советник Аналитического управления ФАС России, кандидат юридических наук

------------------------------------------------------------------

Название документа