Международное сообщество в борьбе с коррупцией

(Нарышкин С. Е.)

("Журнал российского права", 2012, N 7)

Текст документа

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

С. Е. НАРЫШКИН

Нарышкин Сергей Евгеньевич, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, доктор экономических наук.

Коррупция рассматривается в качестве одного из вызовов государственному и общественному развитию, освещаются различные аспекты противодействия данному явлению. Особое внимание уделяется совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции и усилению контроля за правоприменением в данной области. Подчеркивается роль в этом законодательной власти, использующей механизмы парламентского контроля и взаимодействия с исполнительной властью. Обращается внимание на необходимость международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией, а также евразийской интеграции.

Ключевые слова: противодействие коррупции, совершенствование законодательства, парламентская деятельность, правоприменение, международное сотрудничество.

International community in the fight against corruption

S. E. Naryshkin

The article is devoted to the consideration of corruption as one of challenges to the development of state and society. Different aspects of combating corruption are considered. The author pays special attention to improvement of legislation in the sphere of combating corruption and to strengthening of control over law enforcement process in this sphere. The author accentuates significance of the legislative power using mechanisms of parliamentary control and cooperation with the executive power. Attention is paid to the need of international cooperation in the sphere of combating corruption and to the need of Eurasian integration.

Key words: combating corruption, improvement of legislation, parliamentary work, law enforcement, international cooperation.

Такое явление как коррупция представляет собой один из серьезнейших вызовов человеческому развитию. Это проявляется в том, что коррупция не только подвергает риску суверенитет и безопасность государства: она подрывает сами устои человеческой цивилизации, нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, снижает их нравственность и материальное благосостояние, а также усугубляет один из самых опасных как для нормальной человеческой жизни, так и для ведения бизнеса кризисов - кризис доверия. Общество, не разъединенное взаимной подозрительностью, способно много эффективней находить ответы на общие вызовы, и вполне возможно, что борьба за нравственность и избавление от правового нигилизма - едва ли не самая главная линия в борьбе с коррупцией.

Чтобы коррупционный проступок был признан противоправным, достаточно внести изменения в действующее законодательство, но чтобы он повсеместно осуждался и признавался в обществе глубоко аморальным, нужно сделать много больше. Во-первых, хотелось бы поставить перед участниками нынешней конференции вопрос о мерах, необходимых для достижения указанной цели. Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что общество, безусловно, должно иметь возможность защищаться от такого зла, как коррупция, действенными правовыми инструментами.

В нашей стране уже немало сделано для этого. Существует национальный план противодействия коррупции, который не так давно был актуализирован в расчете на два ближайших года, при Президенте РФ действует Совет по противодействию коррупции. Были ратифицированы Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также ряд других международно-правовых актов. В Российской Федерации последовательно выстраивается комплексная законодательная база, отвечающая как международным стандартам, так и отечественным реалиям. Речь идет не только о базовом Федеральном законе "О противодействии коррупции", который был принят в декабре 2008 г., но и об уже прошедшей серьезной переработке норм административного, уголовного, финансового, гражданского, трудового и некоторых других отраслей законодательства.

Ряд законодательных инициатив, направленных на противодействие коррупции, в данный момент находится в законопроектном портфеле Государственной Думы. Одна из принципиальных задач - свести к минимуму избыточные контакты с чиновниками со стороны граждан и юридических лиц при получении стандартных государственных и муниципальных услуг. Для этого должны не только внедряться информационные технологии, но и меняться сами законы: так, уже принят в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект, стимулирующий переход к предоставлению муниципальных и государственных услуг по принципу одного окна. Предстоит внести изменения в более чем два десятка законов, регулирующих отношения в таких сферах, как образование и наука, здравоохранение, социальная защита населения, занятость и предпринимательство. В Государственной Думе идет работа и над законодательными инициативами, предусматривающими контроль за соответствием расходов и доходов государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, работающих в государственном секторе экономики.

Представляется, что в сфере противодействия коррупции не следует ограничиваться лишь совершенствованием законодательства: необходимо предпринимать и другие шаги. В первую очередь следует усилить контроль за применением законов, поскольку правоприменение пока остается одним из слабых мест в российской антикоррупционной системе. В нынешних условиях будет возрастать роль и парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти. В арсенале парламента есть такие мощные инструменты, как парламентские расследования, депутатские и парламентские запросы, заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ и отдельных министров в рамках правительственных часов. Это серьезные возможности для реального влияния на качество работы исполнительной власти, которые необходимо активно использовать. В настоящее время прорабатываются меры по усилению таких полномочий.

Коррупция, конечно же, не является исключительно российской проблемой: она не признает государственных границ, а причины и условия, ее порождающие, во многом схожи и присутствуют практически во всех странах. Поэтому меры, предпринимаемые на национальном уровне, должны сочетаться с консолидированными действиями в международном масштабе. Прежде всего необходимо предпринимать шаги в борьбе с легализацией средств, имеющих криминальное происхождение, поскольку только таким образом можно воспрепятствовать свободному перемещению преступных капиталов из одной страны в другую.

Что касается непосредственно евразийского региона, то здесь на очереди стоит вопрос о формировании единого пространства борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией. В перспективе же необходимо строить общее правовое пространство евразийских государств. Представляется, что большая роль в развитии регионального антикоррупционного сотрудничества будет и должна принадлежать парламентариям: прямые контакты законодателей и их взаимодействие в евразийских межпарламентских институтах позволят не только обобщать накопленный опыт, но и согласованно двигаться дальше. В связи с этим своевременной является организация первого Евразийского антикоррупционного форума, с инициативой проведения которого выступил Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, который выполняет в том числе и функцию междисциплинарного научного и учебно-методического центра по обеспечению противодействия коррупции.

В завершение хотелось бы отметить, что партнерам по евразийской интеграции необходимы общие, скоординированные и синхронизированные планы действий по многим направлениям. Это "дорожные карты" в области экономики, в социальной сфере, в политике и в гуманитарной области, а также общая "дорожная карта" по вопросам противодействия коррупции. В связи с этим первый Евразийский антикоррупционный форум представляет собой хорошую возможность обсудить различные аспекты формирования этой "дорожной карты" нашей общей безопасности и противодействия коррупции.

Название документа