Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом. Проблемы экстрадиции и неотвратимости наказания за террористическую деятельность

(Паненков А. А., Осипов В. С.) ("Военно-юридический журнал", 2012, N 7) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРАДИЦИИ И НЕОТВРАТИМОСТИ НАКАЗАНИЯ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А. А. ПАНЕНКОВ, В. С. ОСИПОВ

Паненков А. А., старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, почетный работник прокуратуры РФ.

Осипов В. С., очный аспирант Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Эффективное международное сотрудничество играет ключевую роль в осуществлении Резолюции 1373 (2001), в которой Совет Безопасности ООН призывает государства-члены сотрудничать в обмене информацией, оказании взаимной правовой помощи и рассмотрении запросов о выдаче, а также в непредоставлении убежища террористам. Большинство государств в большинстве регионов уже применяют законодательные и административные меры, позволяющие оказывать другим государствам по их просьбе правовую помощь и осуществлять выдачу, особенно на основе взаимности. Как отмечается в Глобальном обзоре, "...однако нескольким государствам Южной Америки, Западной Азии, Южной Азии и Африки еще предстоит ввести в действие соответствующие законы. Многим государствам еще необходимо ввести в действие законы, позволяющие им осуществлять сотрудничество в судебной области и административной сфере, используя более совершенные схемы..." <1>. -------------------------------- <1> Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного Резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, от 17 августа 2011 г. на имя Генерального секретаря. Организация Объединенных Наций S/2011/463. Совет Безопасности. Distr.: General. 1 September 2011. В соответствии с Резолюцией 1963 (2010) Совета Безопасности Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета на основе информации, имевшейся в его распоряжении по состоянию на май 2011 г., представлен обновленный Глобальный обзор осуществления Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Глобальный обзор осуществления государствами-членами Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Пункт 272. URL: http:// translate. google. ru/ translate? hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http:// www. aspn. gov. me/ ResourceManager/ FileDownload. aspx%3FrId%3D86893%26rType%3D2.

В п. 273 Глобального обзора отмечается, что одной из областей, в которой многие государства сталкиваются с трудностями, является сотрудничество в оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам. "...Даже в тех случаях, когда уже существует правовая основа для сотрудничества между государствами по вопросам борьбы с терроризмом, реализация практического сотрудничества по-прежнему представляет собой проблему. Причины носят как технический, так и политический характер..." <2>. -------------------------------- <2> Глобальный обзор осуществления государствами-членами Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Пункт 273. URL: http:// translate. google. ru/ translate? hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http:// www. aspn. gov. me/ ResourceManager/ FileDownload. aspx%3FrId%3D86893%26rType%3D2.

Эксперты ООН отмечают, что в некоторых регионах разработаны эффективные и современные региональные инструменты и механизмы для облегчения взаимной правовой помощи. "...Западная Европа создала передовую систему обмена информацией посредством использования таких инструментов, как совместные следственные группы (ССГ) между государствами. Евроюст - организация судебного сотрудничества в рамках Европейского союза - является примером современной сети судебного сотрудничества...". В Глобальном обзоре также говорится: "...однако в других частях мира создаются и другие механизмы, такие как Иберо-американская сеть правовой помощи, Сеть Западного полушария по обмену информацией в целях взаимной помощи по уголовным делам и выдаче ОАГ, Сеть контактных лиц Содружества и судебные региональные платформы сотрудничества в регионе Индийского океана и в Сахеле. Создание таких механизмов существенно варьируется от региона к региону, и не создано никакой сети судебного сотрудничества для остальной части Африки или для Азии. Региональные организации также вносят большой вклад в улучшение судебного сотрудничества между их государствами-членами путем принятия региональных документов по вопросам взаимной правовой помощи и выдачи. Можно привести следующие примеры. Совет Европы принял Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи <3>, в АСЕАН имеется Договор о взаимной правовой помощи <4>, участниками которого являются девять государств, а СНГ является участником Минской конвенции <5>, которая затрагивает вопросы взаимной правовой помощи и выдачи. В Восточной Африке МОВР (Межправительственный орган по вопросам развития) принял Конвенцию о выдаче и взаимной правовой помощи. В 2008 г. на пятой Конференции министров юстиции франкоязычных африканских стран была принята Рабатская декларация об осуществлении международных конвенций по борьбе с терроризмом, которая включает Конвенцию о выдаче и взаимной правовой помощи в сфере борьбы с терроризмом, подписанную 17 государствами-членами и ратифицированную пока одним..." <6>. -------------------------------- <3> Convention on Mutual Assistance in Criminal Matters between the Member States of the European Union, 2000. <4> Treaty on Mutual Legal Assistance in Criminal Matters, 2004. <5> Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, 1994 г. <6> Глобальный обзор осуществления государствами-членами Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Пункт 274. URL: http:// translate. google. ru/ translate? hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http:// www. aspn. gov. me/ ResourceManager/ FileDownload. aspx%3FrId%3D86893%26rType%3D2.

Эксперты отмечают, что выдача террористов в некоторых случаях также становится проблемой, "...процедуры являются сложными, медленными и требуют больших ресурсов. Для отказа в выдаче государства продолжают слишком часто опираться на основания для невыдачи (такие как "политические преступления"). Европейский ордер на арест Европейского союза дает эффективную альтернативу традиционной выдаче, позволяя поддерживать прямые контакты и наделять полномочиями судейские органы. Однако многие другие части мира все еще полагаются на процесс, требующий вмешательства органов исполнительной и судебной власти. Дополнительные проблемы возникают в силу необходимости соблюдать соответствующие обязательства в области прав человека..." <7>. -------------------------------- <7> Глобальный обзор осуществления государствами-членами Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Пункт 275. URL: http:// translate. google. ru/ translate? hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http:// www. aspn. gov. me/ ResourceManager/ FileDownload. aspx%3FrId%3D86893%26rType%3D2.

В п. 16 Глобального обзора отмечается, что "...полное выполнение обязанности привлекать террористов к ответственности в соответствии с принципом aut dedere aut judicare (выдача или преследование) требует принятия имплементационных законодательных актов более широким кругом государств, а также проявления большей решимости в судебном преследовании террористов в тех случаях, когда их выдача не представляется возможной...". В связи с этим некоторым государствам необходимо совершенствовать свою судебную систему, с тем чтобы иметь возможность преследовать террористов по всей строгости закона. Для многих государств - членов ООН одним из основных препятствий остается проблема обеспечения безопасности их сухопутных и морских границ (в части неконтролируемого проникновения террористов), в первую очередь из-за ограниченности материальных и людских ресурсов. Например, некоторые участники организованных преступных формирований (ОПФ) террористического характера в целях избежания уголовной ответственности за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления незаконно пересекали государственную границу России с Республикой Грузия. Так, В., Х. и Ш. обвинялись в организации незаконного вооруженного формирования (НВФ) и участии в нем, бандитизме, терроризме, покушении на жизнь военнослужащих, незаконном пересечении государственной границы и ношении оружия. Ставропольский краевой суд, рассматривавший это дело, признал доказанными лишь их участие в НВФ и незаконное пересечение государственной границы. В результате они получили сравнительно небольшие сроки: от полутора до десяти лет лишения свободы. 13 апреля 2005 г. ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) по жалобе В., Х. и Ш., а также еще четырех бывших боевиков признал, что их экстрадиция в Россию была проведена с нарушениями. ЕСПЧ обязал грузинские власти выплатить пострадавшим от 2,5 тыс. до 11 тыс., а российские - по 6 тыс. и покрыть все судебные издержки. По жалобе Генеральной прокуратуры Российской Федерации приговор Ставропольского краевого суда был отменен и дело направлено на рассмотрение в Верховный суд Чеченской Республики, который в июне 2005 г. признал обвиняемых виновными по всем статьям и приговорил В., Х. и Ш. к 9, 14 и 15 годам лишения свободы соответственно. Адвокат Тимишев заявил, что "ни одно из обвинений, выдвинутых против подсудимых, не доказано", поскольку никто из 28 свидетелей не явился для дачи показаний в Верховный суд Чеченской Республики. А те показания, что оглашались на процессе, не содержали прямых указаний на причастность В., Х. и Ш. к банде Р. Гелаева. Но Верховный Суд Российской Федерации отклонил кассационную жалобу "гелаевцев" <8>. -------------------------------- <8> Верховный суд признал гелаевцев бандитами. Не учтя решение Европейского суда по правам человека // Коммерсантъ. 2005. N 211. URL: http://www. kommersant. ru/doc/625177/print. Автор статьи в срочном порядке (днем автомашиной из прокуратуры Чеченской Республики (г. Грозный) до Ханкалы, боевым вертолетом из Ханкалы на закрытый аэродром в Республике Дагестан, на автомашине с офицером Управления ФСБ по Республике Дагестан, потом гражданским самолетом из Республики Дагестан, вечером того же дня - уже в Москве) доставлял в 2002 г. необходимые документы для экстрадиции из Республики Грузия указанных лиц из прокуратуры Чеченской Республики в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, знакомился с имевшимися доказательствами вины. Следствием была собрана необходимая совокупность доказательств об участии обвиняемых в организованной террористической деятельности. Быстрота доставки необходимых документов была обеспечена высокой степенью координации и взаимодействия между прокуратурой Чеченской Республики и руководством РОШ - регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией в СКР.

Вот, например, некоторые извлечения из постановления, вынесенного 10 августа 2002 г. старшим следователем отдела по расследованию преступлений прокуратуры Чеченской Республики младшим советником юстиции В. С. Осиповым о привлечении в качестве обвиняемого Ш. "...29.07.02, находясь около развалин "Грозтхой" на территории Итум-Калинского района Чеченской Республики, действуя согласованно и совместно с другими участниками НВФ, совершил посягательство на жизнь военнослужащих пограничного отряда воинской части 2132, обстреляв их из различных видов огнестрельного стрелкового оружия и гранатометов, в ходе чего 5 военнослужащих были убиты и 3 получили телесные повреждения различной степени тяжести; совершив своими действиями преступление, предусмотренное ст. 317 УК РФ..." <9>. -------------------------------- <9> В настоящее время В. С. Осипов проходит службу в прокуратуре Ивановской области, является очным аспирантом Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В 2009 г. Комитет и его Исполнительный директорат провели для государств-членов брифинг о практических и правовых препятствиях, мешающих эффективной выдаче лиц, обвиняемых в терроризме. Это привело к принятию Комитетом Директивного руководства по вопросам международного сотрудничества (S/AC.40/2010/PG.3), в котором определена система действий для совершенствования работы в этой области (п. 276 Глобального обзора). Имеется много органов, причастных к сотрудничеству посредством несудебных международных или региональных организаций, включая Европол и таможенную информационную систему Шенгенской информационной системы. Ряд государств являются также членами Группы Эгмонта, которая содействует обмену информацией между группами и подразделениями финансовой разведки (ПФР). Многие государства разработали - вместе с двусторонними и многосторонними партнерами - ту или иную форму механизма раннего предупреждения, чтобы способствовать предотвращению террористических актов. Некоторые направления деятельности включают обмен разведывательными данными об угрозах нападения террористов. Другие предусматривают регулярный обмен оперативной информацией для содействия предотвращению организованной террористической деятельности и передвижению террористов. Некоторые даже включают совместное использование ресурсов для выявления потенциальных угроз и реагирования на акты терроризма (п. 277) <10>. -------------------------------- <10> Глобальный обзор осуществления государствами-членами Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Пункты 16, 276 - 277. URL: http:// translate. google. ru/ translate? hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http:// www. aspn. gov. me/ ResourceManager/ FileDownload. aspx%3FrId%3D86893%26rType%3D2.

По данным НЦБ Интерпола при МВД России, в международном розыске в 1 половине 2010 г. за Россией значилось 1480 обвиняемых и осужденных. Из них за убийство разыскивается 338 человек, за мошенничество - 352, за причастность к террористической деятельности и участие в деятельности незаконных вооруженных формирований - 110, за грабежи, разбои, вымогательства - 181, за контрабанду - 87, 78 - за причастность к преступлениям, связанным с наркотиками, за преступления коррупционной направленности - 303 <11>. -------------------------------- <11> Подведены итоги деятельности НЦБ Интерпола при МВД России за первое полугодие 2010 г. Новости. 01.07.2010. Пресс-служба НЦБ Интерпола. URL: http://www. mvd. ru. По данным НЦБ Интерпола при МВД России (по состоянию на сегодняшний день), по запросам российских правоохранительных органов в международный розыск объявлено около 149 обвиняемых и осужденных, за рубежом установлено местонахождение 71 обвиняемого и осужденного, задержано - 33.

За все время существования российского Бюро (НЦБ) широкое использование возможностей Интерпола позволило задержать за рубежом и экстрадировать или депортировать в Россию более 550 разыскиваемых лиц. За этот же период из России за рубеж было выдано около 270 разыскиваемых преступников. Установлено 210 пропавших без вести и утративших связь с родственниками. Выдачи и депортации осуществлялись из 63 стран. С начала 2011 г. в других странах было установлено 87 разыскиваемых российской стороной, задержано - 60, выдано или депортировано - 43 человека. В настоящее время правоохранительными органами нашей страны по каналам Интерпола разыскивается 1638 обвиняемых и осужденных и 169 пропавших без вести. На основании запросов российского Бюро Генсекретариатом Интерпола на данный момент издано и действует 519 уведомлений с целью ареста и экстрадиции и 52 уведомления о розыске пропавших без вести. Только в 2011 г. Россия объявила в международный розыск 223 человека. Наиболее активное взаимодействие в вопросах розыска лиц установлено НЦБ с правоохранительными органами Германии, Испании, Польши. Среди стран, из которых осуществлялись выдачи, можно назвать Монако, Венесуэлу, Доминиканскую Республику, Ямайку, Ирак, Йемен, Эквадор, Китай. В этом году впервые состоялись выдачи из Марокко, Норвегии, Сьерра-Леоне, Канады, Таиланда. В июне 2002 г. в Генеральном секретариате Интерпола начались работы по созданию международной базы данных, содержащей сведения о похищенных и утраченных документах, удостоверяющих личность. Наша страна участвует в этом проекте. К реализации этого проекта Россия активно подключилась в августе 2004 г. Незадолго до этого, в мае 2004 г., в США прошло совещание министров внутренних дел стран "восьмерки", на котором было принято решение об использовании международной базы данных в борьбе с международным терроризмом. На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, прошедшей в октябре того же года в Мексике, был утвержден план по созданию технологий, обеспечивающих доступ максимального числа пользователей к указанной базе. В настоящее время количество документов, помещенных в базу данных по информации из более чем 150 стран, приблизилось к 25 млн. На основании информации, полученной из ФМС России, Бюро поставлено на учет в базу данных Генерального секретариата Интерпола более 90 тысяч похищенных и утраченных российских загранпаспортов. В настоящее время благодаря реализации ряда проектов правоохранительные органы в 50 регионах получили доступ к информационным ресурсам Интерпола через территориальные подразделения НЦБ Интерпола в МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации. Причем в 39 территориальных подразделениях такой доступ предоставляется в режиме on-line. Кроме того, абонентские пункты для обеспечения удаленного прямого доступа к базам данных Генерального секретариата Интерпола были установлены в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, ФСБ России, Национальном антитеррористическом комитете, Следственном комитете России и ряде департаментов МВД России. Это позволило за 8 месяцев 2011 г. проверить по учетам Интерпола почти 22 млн. объектов. Практически столько же, сколько за весь 2010 год, включая 8,7 млн. физических лиц, 7,4 млн. документов, удостоверяющих личность, 5,6 млн. транспортных средств <12>. -------------------------------- <12> Требуется порядка пяти лет, чтобы подготовить "интерполовца". 11.11.2011. В интервью заместитель Министра внутренних дел Сергей Булавин рассказывает журналисту о том, как работает российское бюро Интерпола. Во вторник, 27 сентября, исполнился 21 год с того дня, когда Россия присоединилась к Интерполу. URL: http://ohrana. ru/usefull/interview/4223.

Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (п. 279 Глобального обзора) рекомендует государствам - членам ООН более активно и в первоочередном порядке взаимодействовать в вопросах оказания взаимной правовой помощи и выдачи по делам, связанным с терроризмом, посредством использования договоров, участниками которых они являются, развития двустороннего сотрудничества, модернизации внутреннего законодательства и присоединения в качестве участников к дополнительным региональным и международным документам по вопросам взаимной правовой помощи и выдачи; предпринимать шаги для оказания другим государствам самой разнообразной помощи по делам, связанным с терроризмом, и для наведения мостов между различными правовыми системами; активно проводить обмен оперативно значимой информацией и совершенствовать сотрудничество между компетентными органами путем участия в соответствующих региональных организациях сотрудничества. К сожалению, по политическим мотивам до настоящего времени не экстрадированы из Великобритании А. Закаев и другие лица (М. Удугов), причастные к террористической деятельности в России. Некоторые активные участники организованной террористической деятельности в России, выехав в другие государства, оказываются нейтрализованными. Так, в Республике Турция неустановленным лицом в сентябре 2011 г. были расстреляны Заурбек Амриев, Рустам Альтемиров, Берг-Хаж Мусаев. По мнению представителя Следственного комитета Российской Федерации, два первых лица являлись организаторами теракта 24 января 2011 г. в аэропорту Домодедово. Руководитель Чеченской Республики Р. А. Кадыров выдвинул версию о нейтрализации всех троих: внутренние конфликты в бандитской среде из-за финансовых потоков, к которым мог иметь отношение А. Закаев, скрывающийся в Лондоне <13>. -------------------------------- <13> Осипов Н. Турция перестала быть надежным убежищем для террористов. 26 октября, 2011 г. URL: http://radiovesti. ru/articles/2011-10-26/fm/16267.

Процесс экстрадиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений террористического характера, из ближнего зарубежья также не всегда проходит быстро и гладко. Так, бывший сотрудник МВД Чеченской Республики Арслан А., который с 2003 г. находился в розыске по обвинению в убийстве, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и бандитизм, скрывался на территории Киргизии, выдан России и экстрадирован в Чеченскую Республику. По данным предварительного следствия, в 2001 г. Арслан А., сотрудник отдела уголовного розыска РОВД Курчалоевского района Чеченской Республики, был завербован боевиками из отряда Шамиля Басаева и до 2003 г. оказывал им активное содействие. В частности, А. подозревали в том, что "он сообщил участникам вооруженного подполья маршрут передвижения начальника РОВД Курчалоевского района С. Абуева, который был убит в сентябре 2001 года. Также по его информации боевики совершили покушение на главу районной администрации М. Тарамова". Сам чиновник тогда не пострадал, но погибли его водитель и несколько охранников. В Киргизии Арслан А. имел поддельные документы на имя уроженца Чеченской Республики Ислама Дохтукаева. Правоохранительные органы России добивались его экстрадиции с 2007 г. 1 сентября 2011 г. власти Республики Беларусь приняли решение об экстрадиции в Россию обвиняемого в причастности к незаконным вооруженным формированиям (НВФ) Айнди У. 1 июля 2011 г. суд в Хасковской области Болгарии постановил выдать гражданина Российской Федерации Ахмеда Ч. (Чеченская Республика). Его подозревают в совершении терактов на территории России. Однако 21 июля 2011 г. Апелляционный суд Болгарии отменил это решение <14>. -------------------------------- <14> Из Киргизии в Грозный экстрадирован житель Чечни, подозреваемый в причастности к боевикам. URL: http://www. kavkaz-uzel. ru/articles/194579.

В этой связи Контртеррористическому комитету и его Исполнительному директорату предписано: продолжать напоминать государствам-членам об их обязательстве выдавать или привлекать к уголовной ответственности террористов согласно подписанным и ратифицированным международным контртеррористическим документам, участниками которых они являются, и напоминать государствам об их обязательстве обеспечивать, чтобы заявления о политической мотивировке не рассматривались в качестве оснований для отказа в просьбах о выдаче предполагаемых террористов; активно работать с государствами и Сектором по предупреждению терроризма Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (СПТ УНП ООН) с целью поощрения передовой практики и содействия укреплению потенциала и обучению работников судебных и правоохранительных органов и других соответствующих гражданских служащих процедурам, связанным с оформлением просьб и предложений, касающихся помощи в проведении уголовных расследований, оказания взаимной правовой помощи и помощи в вопросах о выдаче террористов. Продолжать совместно с международными, региональными и субрегиональными организациями, в частности Сектором по предупреждению терроризма, добиваться эффективного применения современных средств, передовых методов, инструментов и механизмов обеспечения сотрудничества, включая те регионы, где они вообще отсутствуют (п. 280). Например, в Санкт-Петербурге 26 - 28 июля 2011 г. на базе Санкт-Петербургского юридического института состоялся субрегиональный семинар "Противодействие использованию Интернета в террористических целях", организованный Сектором по предупреждению терроризма Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (СПТ УНП ООН) в сотрудничестве с Координационным советом Генеральных прокуроров Содружества Независимых Государств (КСГП СНГ). В семинаре приняли участие 15 сотрудников полиции из Пакистана, а также эксперты из Содружества Независимых Государств (СНГ), работники Генеральной прокуратуры и НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России. Заседания семинара поочередно вели координатор Сектора по предупреждению терроризма Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Долгор Солонго, представитель Секретариата Координационного совета Генеральных прокуроров Содружества Независимых Государств (КСГП СНГ) А. А. Пантюхин, директор Санкт-Петербургского юридического института Н. П. Дудин. С презентациями докладов выступили: Долгор Солонго - "Как использовать существующие международные антитеррористические правовые документы для борьбы с использованием Интернета для совершения террористических актов", Мауро Медико, UNODC, Мойра МакМилан (Английская Королевская прокуратура, Великобритания), Анне-Мари Смит (Anne-Marie Smit, EUROJUST) - "Различные формы использования Интернета в террористических целях. Вербовка и подстрекательство. Расследование и уголовное преследование за финансирование терроризма. Секретные средства коммуникаций и поиск доказательств". По теме "Международное сотрудничество по борьбе с использованием Интернета в террористических целях" выступили Зафар Рахманов (Республика Таджикистан), Александр Маслюк (Республика Украина), Наил Ахметзакиров (Республика Казахстан) <15>. Овсеп Саркисян (Республика Армения), Николай Данилюк (Республика Беларусь), Бахрам Аянасов (РАТС ШОС), Владимир Бондуровский (МПА СНГ) выступили с информационными сообщениями по теме "Международное сотрудничество по борьбе с использованием Интернета в террористических целях" <16>. -------------------------------- <15> На реплику одного из экспертов о том, что США считают Республику Казахстан государством, которое не совсем эффективно борется с терроризмом, выступавший представитель прокуратуры Республики Казахстан привел свою систему контраргументов. В поддержку позиции представителя прокуратуры из Республики Казахстан выступил представитель Академии ГП РФ, который заявил, что между Россией и Республикой Казахстан по оказанию правовой помощи по уголовным делам проблем не было, особенно в плане экстрадиции. Был приведен пример о выдаче преступника, который скрывался в Республике Казахстан после убийства в 2001 г. заместителя прокурора г. Грозного. Преступник был экстрадирован в Россию и осужден Верховным судом Чеченской Республики в 2010 году к пожизненному лишению свободы. <16> С докладами также выступили: старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Александр Паненков по теме "Международное сотрудничество по борьбе с использованием Интернета в террористических целях", начальник отдела управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональным отношениям и экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андрей Киселев - "Борьба с информационным пособничеством терроризму", представитель Антитеррористического центра СНГ Марианна Кочубей - "Вовлечение (индокринация) новых субъектов в террористическую и экстремистскую деятельность и роль в этом "Большой игры" (интернет-игра)".

С большим интересом участники семинара выслушали выступления Дмитрия Егорова (АТЦ СНГ), А. Шмелева (Управление "К" МВД России), Каната Тумиша ("Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии" - СВМДА) по теме "Национальное сотрудничество в противодействии использованию Интернета в террористических целях". Эксперты отметили высокий уровень организации проведения и технического обеспечения презентаций участниками семинара на базе Санкт-Петербургского юридического института и представительство экспертов КСГП СНГ (отсутствовал только представитель Республики Азербайджан). Участникам конференции представителями Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности были вручены электронные варианты следующих документов: "Обзор дел по терроризму" (2010 г.); "Справочник по уголовно-правовым мерам противодействия терроризму" (2009 г.); "Руководство по включению в законодательство и применению универсальных документов о борьбе с терроризмом" (2007 г.); "Универсальные правовые рамки борьбы с терроризмом. Программа правового обучения вопросам борьбы с терроризмом" (2010 г.) <17>. -------------------------------- <17> По инициативе координатора Сектора по предупреждению терроризма Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Долгор Солонго, представителя АТЦ СНГ М. А. Кочубей, эксперта из Республики Киргизия Бактибека Кетеринова им был передан электронный вариант выступления представителя НИИ Академии ГП РФ.

Долгор Солонго оценила выступления экспертов из России как "профессиональные и интересные", а эксперт из Республики Беларусь - как "яркие и полезные". Это мнение разделили эксперты из Пакистана <18>. 28 июля 2011 г. с участниками семинара встретился первый заместитель прокурора г. Санкт-Петербурга, который ознакомил гостей с особенностями противодействия использованию Интернета в террористических целях правоохранительными органами и спецслужбами города. Планируется издание и распространение сборника статей участников семинара.

8 августа 2011 г. в адрес ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и директора Санкт-Петербургского юридического института пришло благодарственное письмо за хорошую организацию семинара и участие квалифицированных экспертов Академии за подписью руководителя сектора по предупреждению терроризма Сессилии Рутстром-Руин. Таким образом, дальнейшее совершенствование форм и методов международного сотрудничества в борьбе с терроризмом будет способствовать улучшению как борьбы с терроризмом в целом, так и осуществлению принципа неотвратимости наказания за террористическую деятельность.

Литература

1. Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного Резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, от 17 августа 2011 г. на имя Генерального секретаря. Организация Объединенных Наций S/2011/463. Совет Безопасности. Distr.: General. 1 September 2011; Глобальный обзор осуществления государствами-членами Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Пункт 272. URL: http:// translate. google. ru/ translate? hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http:// www. aspn. gov. me/ ResourceManager/ FileDownload. aspx%3FrId%3D86893%26rType%3D2. 2. Convention on Mutual Assistance in Criminal Matters between the Member States of the European Union, 2000. 3. Treaty on Mutual Legal Assistance in Criminal Matters, 2004. 4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, 1994 г. 5. Подведены итоги деятельности НЦБ Интерпола при МВД России за первое полугодие 2010 года. URL: http://www. mvd. ru. 6. Требуется порядка пяти лет, чтобы подготовить "интерполовца". URL: http://ohrana. ru/usefull/interview/4223. 7. Осипов Н. Турция перестала быть надежным убежищем для террористов. URL: http://radiovesti. ru/articles/2011-10-26/fm/16267. 8. Из Киргизии в Грозный экстрадирован житель Чечни, подозреваемый в причастности к боевикам. URL: http://www. kavkaz-uzel. ru/articles/194579.

Название документа