Правила ВТО в сфере международной торговли услугами

(Егоров А. Э.) ("Новый юридический журнал", 2012, N 3) Текст документа

ПРАВИЛА ВТО В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

А. Э. ЕГОРОВ

Егоров А. Э., соискатель ученой степени кандидата экономических наук.

Экономическая история знает четыре этапа формирования мирового хозяйства. Первый этап возник на доиндустриальной стадии производства. Его результатом стал регулярный обмен между разными государствами. С образованием сословия купцов начала развиваться международная торговля. На втором этапе в результате развития рыночных отношений и крупного машинного производства внешняя торговля превратилась в неотъемлемую часть всякой национальной экономики. Возник мировой рынок.

Ключевые слова: международная торговля, мировое хозяйство, рынок, экономика, производство, деньги.

WTO rules in the sphere of international trade in services A. E. Egorov

Egorov A. E., competitor of a scientific degree of Candidate of Economic Sciences.

The economic history knows four stages of formation of the world economy. The first stage arose at a preindustrial stage of production. The regular exchange between the different states became its result. With formation of estate of merchants international trade started to develop. At the second stage as a result of development of the market relations and large mechanical production foreign trade turned into an integral part of any national economy. There was a world market.

Key words: international trade, world economy, market, economy, production, money.

С 1960-х годов, когда большинство колониальных стран освободилось от политической зависимости, наступил четвертый (современный) этап развития мирового хозяйства. На этом этапе появились новые тенденции прогрессивных изменений мировой экономики. Сформировалось мировое рыночное пространство. Многие отсталые в экономическом отношении страны, имевшие натуральное или полунатуральное производство, переходят к рыночной экономике. Постсоциалистические государства, входившие в замкнутые блоки, становятся странами с открытой экономикой. Формируется современный мировой рынок <1>. -------------------------------- <1> См.: Международная экономика: Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2009. С. 21, 22.

Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда другие направления экономической теории не были разработаны. Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма (mercantilism). Ранний меркантилизм возник в конце XV в. и был основан на стремлении к увеличению денежного богатства. Для удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были потратить на покупку местных изделий <2>. Поздний меркантилизм развивался со второй половины XVI в. до середины XVIII в. Центральным положением позднего меркантилизма была система активного торгового баланса. Богатство отождествлялось с избытком товаров, который на внешнем рынке должен был превратиться в деньги. Источником этого избытка считалась разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, которая обеспечивалась двумя способами: -------------------------------- <2> Ранние меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государству следует продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время с богатством.

- вывозом изделий из своей страны, причем разрешался вывоз только готовых изделий, так как от их продажи можно выручить больше денег, чем от вывоза сырья, и запрещался ввоз предметов роскоши; - посреднической торговлей, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешних рынков государство ограничивало ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощряло вывоз, выплачивая, в частности, премии для организации производства товаров, пользовавшихся большим спросом на внешнем рынке <3>. -------------------------------- <3> См.: Фомичев В. И. Международная торговля: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2001. С. 4, 5.

Всемирная торговая организация (ВТО) наряду с Всемирным банком и Международным валютным фондом формирует современную институциональную структуру международного экономического сотрудничества. Вся деятельность этой организации в конечном счете преследует главную цель ее создания - организацию и либерализацию торговли услугами. ВТО признается единственной юридической и институциональной основой системы многосторонней торговли <4>. Правила и соглашения ВТО регулируют около 96% мировой торговли <5>, при этом предмет регулирования постепенно расширяется. -------------------------------- <4> См.: Основные сведения об Организации Объединенных Наций. Пер. с англ. М.: Юрид. лит., 1995. <5> См.: Ремчуков К. В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. М.: Международные отношения, 2002. С. 37.

Основой системы ВТО является во многом унифицированное мировое правовое пространство. Как отмечает проф. В. М. Шумилов, через право ВТО происходит универсализация международного торгового права и унификация систем внутреннего права государств <6>. Это относится к таким важным положениям, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита; защита от дискриминационного применения всей гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров; гарантии против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры, и ряду других торгово-политических преимуществ <7>. -------------------------------- <6> См.: Шумилов В. М. Всемирная торговая организация (ВТО) и международное право // Московский журнал международного права. 2003. N 2. С. 10. <7> См.: Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003. С. 69.

Договоренности ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в заключении двусторонних торговых договоров. При этом в рамках ВТО проходят не только многосторонние переговоры, но и двусторонние переговоры между ее участниками. В правилах ВТО предусмотрены определенные возможности для защиты национальной экономики участников этой организации, при этом "приоритет в способах и методах защиты национальных интересов отдан исключительно многосторонним правилам (а не односторонним или узкогрупповым действиям государств)". Положения ГАТТ-1994 и ГАТС разрешают членам ВТО применять довольно широкий круг мер, которые могут быть направлены на защиту определенных национальных интересов членов ВТО, при условии, что эти меры не являются произвольными, или неоправданно дискриминационными, или скрытым ограничением международной торговли. Среди этих мер, в частности, упомянуто право каждого члена ВТО предпринимать любые действия, которые он считает необходимыми для защиты важнейших интересов своей безопасности. Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services - GATS), входящее в право ВТО, является первым сводом многосторонних юридически обязательных норм, регулирующих международную торговлю услугами. Оно содержит основные принципы и условия либерализации внутренних рынков государств с целью поддержания экономического роста всех торговых партнеров и дальнейшего развития развивающихся стран. Положения ГАТС можно разделить на два блока, которые представляют собой рамочное соглашение. Первый блок содержит общие принципы и взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами, включая приложение об изъятиях из обязательств по статье II, а также приложения, касающиеся отдельных направлений регулирования торговли услугами, - о перемещении физических лиц, поставляющих услуги, о переговорах по услугам морского транспорта и о специальном статусе отдельных секторов услуг (авиатранспортных, финансовых, телекоммуникационных). Второй блок включает списки начальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг. Положения ГАТС распространяются на все международно-торгуемые услуги, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти, под которыми понимаются услуги, поставляемые на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции (п. "b", "c" ч. 3 ст. I Соглашения). По отношению к финансовой сфере под услугами, поставляемыми при исполнении функций правительственной власти, понимаются виды деятельности, осуществляемые центральным банком, валютно-финансовым органом или другой государственной структурой при проведении кредитно-денежной или валютно-курсовой политики. Что касается иных услуг такого рода, то они включают виды деятельности, составляющие часть установленной законом системы социального обеспечения или государственных пенсионных программ, а также иные виды деятельности, осуществляемые государственной структурой за счет, при гарантии или использовании финансовых ресурсов правительства. Однако, как верно отмечает С. Н. Дубинкина, если государство - член Организации разрешит осуществлять какие-либо из видов такой деятельности его поставщикам финансовых услуг на условиях конкуренции с государственной структурой или поставщиком финансовой услуги, они также подпадают под сферу регулирования Соглашения <8>. -------------------------------- <8> См.: Дубинкина С. Н. Международно-правовое регулирование международной торговли услугами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 55.

Соглашение не применяется к международной торговле некоторыми видам услуг в области воздушного транспорта. В соответствии с п. 2 приложения по авиатранспортным услугам Соглашением, за некоторыми исключениями, не охватываются права перевозки и услуги, непосредственно относящиеся к реализации этих прав. Генеральное соглашение по торговле услугами не определяет понятие "услуга". В то же время под поставкой услуг в соглашении понимается их производство, распределение, продажа, доставка как юридическими, так и физическими лицами. В соответствии с Соглашением формами международной торговли услугами являются: а) трансграничная торговля (crossborder trade), т. е. ситуация, когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой. Продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга (банковские услуги, услуги связи и др.); б) потребление за границей (consumption abroad), т. е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны (туризм, образование - учеба в зарубежных учебных заведениях, медицина - лечение в зарубежных медицинских учреждениях и др.); в) коммерческое присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence или right of establishment), т. е. ситуация, когда поставщик услуги пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает филиал, представительство или дочернюю фирму, через которую осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель через границу не перемещаются (аудиторские, рекламные и др. услуги); г) присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), т. е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов, лекторов и др.). В зависимости от той или иной формы поставки применяются различные меры регулирования доступа иностранных услуг и их поставщиков на национальный рынок. Соглашение применяется ко всем мерам, влияющим на торговлю услугами, принятым центральными, региональными, местными правительствами и властями, а также неправительственными органами в случаях, когда эти меры приняты при осуществлении ими полномочий, делегированных указанными субъектами. На примере модели Хекшера-Олина рассмотрим теорию сравнительных преимуществ в динамике с учетом тенденции к экономическому росту. Рост населения, повышение квалификации рабочей силы, освоение новых земель и месторождений, инвестиции в производство - все это влияет на экономический рост страны и может привести к изменению спроса и предложения.

Библиографический список:

1. Дубинкина С. Н. Международно-правовое регулирование международной торговли услугами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 55. 2. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003. С. 69. 3. Международная экономика: Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2009. С. 21, 22. 4. Основные сведения об Организации Объединенных Наций. Пер. с англ. М.: Юрид. лит., 1995. 5. Ремчуков К. В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. М.: Международные отношения, 2002. С. 37. 6. Фомичев В. И. Международная торговля: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2001. С. 4, 5. 7. Шумилов В. М. Всемирная торговая организация (ВТО) и международное право // Московский журнал международного права. 2003. N 2. С. 10.

Название документа