Использование коммерческого (фирменного) наименования по законодательству Украины
(Коваль И. Ф.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2013, N 4) Текст документаИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО (ФИРМЕННОГО) НАИМЕНОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ УКРАИНЫ
И. Ф. КОВАЛЬ
Коваль И. Ф., доцент кафедры гражданского права и процесса Донецкого национального университета, кандидат юридических наук, доцент.
Коммерческое (фирменное) наименование, являясь средством индивидуализации деятельности субъекта хозяйствования, представляет в силу выполняемых им функций большую ценность как объект правового регулирования. Уровень правового регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с использованием данного объекта интеллектуальной собственности, во многом определяется наличием четких нормативных правил, определяющих особенности правового режима коммерческого (фирменного) наименования, в том числе содержание действий, признаваемых его использованием. Украинское законодательство не раскрывает понятия использования коммерческого наименования, отсутствует и перечень способов использования этого объекта. В научной литературе под использованием коммерческого наименования понимается его применение с пользой для владельца, возможность использовать фирменное наименование путем указания его на документах юридического лица, использования на вывесках, деловой документации, в рекламе, в торговой марке. Нередкими являются попытки применения аналогии со способами использования торговой марки как родственного с коммерческим наименованием объекта промышленной собственности. Конструировать содержание понятия "использование коммерческого наименования" целесообразно прежде всего с учетом функциональных особенностей этого объекта. В отличие от торговой марки, использование которой не является обязанностью для товаропроизводителя, поскольку он может индивидуализировать свою продукцию любыми, в том числе и неохраняемыми, различительными обозначениями, к тому же применять несколько разных торговых марок для выделения разнородных товаров и услуг, коммерческое наименование, напротив, должно использоваться в единственном, неизменном виде. При этом такое использование должно составлять обязанность субъекта хозяйственной деятельности. Как отмечает А. П. Сергеев, существенной особенностью права на использование фирменного наименования является то, что одновременно оно выступает и в качестве обязанности юридического лица. Иными словами, юридическое лицо не только вправе выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием, но и обязано это делать. Данное правило закона установлено в интересах остальных участников оборота и потребителей, которые вправе знать, с кем они имеют дело <1>. -------------------------------- <1> Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Теис, 1996. С. 530.
Подтверждением принципа обязательного использования коммерческого наименования является опыт Великобритании. Данный вопрос регулируется в этой стране через правила о раскрытии информации о действительном наименовании компании (Business Names Act 1985). Закреплено, что наряду с коммерческим наименованием действительное наименование компании должно указываться: в месте ведения ее бизнеса (т. е. в том помещении, где происходит общение с поставщиками и покупателями компании); в деловой переписке компании; на заказах компании на снабжение товаров или услуг; на накладных и чеках; на требованиях об уплате долгов, связанных с ведением бизнеса. Сведения о действительном наименовании компании должны также предоставляться в письменной форме немедленно по требованию лиц, которые ведут бизнес с компанией. Нарушение компанией указанных выше требований рассматривается как преступление. Кроме того, компания, которая не раскрыла должным образом информацию о своем действительном наименовании, лишается возможности требовать применения мер принудительного характера к контрагенту, который нарушил свое обязательство <2>. -------------------------------- <2> Кiбенко О. Р. Сучасний стан та перспективи правового регулювання корпоративних вiдносин: порiвняльно-правовий аналiз права ЕС, Великобританii та Украiни: Дис. ... д-ра юрид. наук за спец.: 12.00.04 - господарське право; господарсько-процесуальне право / Нацiональна юридична академiя Украiни iменi Ярослава Мудрого. Харкiв, 2006. С. 157 - 158.
Следовательно, в законодательстве должна быть установлена обязанность использования субъектом хозяйствования своего коммерческого наименования. Для правильного и однозначного понимания этого правила его важно дополнить определением коммерческого наименования как словесного обозначения, которое призвано обеспечивать индивидуализацию субъекта хозяйственной деятельности путем указания его организационно-правовой формы и собственно отличительного обозначения среди других участников хозяйственных отношений и предотвращать введение в заблуждение потребителей относительно товаров, которые этот субъект производит и (или) реализует, услуг, которые им предоставляются. Связь между "правом на использование коммерческого наименования" и "обязанностью использования коммерческого наименования" может быть раскрыта с учетом понимания двойной природы коммерческого наименования: как объекта интеллектуальной собственности и одновременно наименования хозяйствующего субъекта. Эта связь заключается в том, что каждое предприятие должно осуществлять свою деятельность с обязательным указанием своего коммерческого наименования. При этом действия по выбору такого обозначения, в том числе его сокращенного вида, определению способов и сфер использования составляют реализацию возможностей, предоставленных правом на использование коммерческого наименования. Формулируя способы использования коммерческого наименования, целесообразно учитывать специфику этого средства индивидуализации по сравнению с другими объектами промышленной собственности, в том числе торговой маркой. Если последняя имеет целью индивидуализацию результатов деятельности производителя, то использование коммерческого наименования направлено на его собственную идентификацию как субъекта гражданских и хозяйственных правоотношений. Поэтому способы использования коммерческого наименования должны отражать необходимость надлежащего всестороннего выделения хозяйствующего субъекта как в предпринимательской среде, так и в отношениях с органами государственной власти, местного самоуправления и т. п. Зарубежный опыт по исследуемому вопросу свидетельствует о целесообразности закрепления конкретного перечня действий, которые составляют содержание использования коммерческого наименования. Так, в соответствии со ст. 1474 Гражданского кодекса РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право его указания на вывесках, бланках, счетах, другой документации, в объявлениях и рекламе, товарах или их упаковке <3>. Согласно ст. 10 Закона Республики Армения "О фирменных наименованиях" использование фирменного наименования раскрывается с помощью следующих действий: "...осуществление соглашений, введение продукции в хозяйственный оборот, реклама товаров и услуг, осуществление финансовых операций, предъявление иска в суд или арбитраж под этим наименованием, а также его использование в вывесках, печатях, бланках и других документах" <4>. В ст. 21 Закона Кыргызской Республики "О фирменных наименованиях" дано следующее определение использования фирменного наименования: "...осуществление соглашений, введение продукции в хозяйственный оборот, осуществление финансовых операций, предъявление иска в суд под этим наименованием, воспроизведение фирменного наименования на официальных бланках, печатях, бланках и другой документации, связанной с деятельностью юридического лица, отображение фирменного наименования в вывеске, которая указывает на место нахождения юридического лица, применение фирменного наименования в качестве элемента товарного знака на продукции, который облегчает потребителю ее идентификацию, применение фирменного наименования в рекламе, на ярмарках и выставках, во время демонстрации экспонатов" <5>. -------------------------------- <3> Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая. Принят 18 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496. <4> Закон Республики Армения от 15 декабря 1999 г. "О фирменных наименованиях". [Электронный ресурс] URL: http://www. parliament. am/hdoc/laws/ru. <5> Закон Кыргызской Республики от 23 декабря 1999 г. "О фирменных наименованиях" (в ред. от 27.02.2003). [Электронный ресурс] URL: http://www. kyrgyzpatent. kg/.
Наиболее обоснованным в характеристике использования коммерческого наименования представляется подход, который закреплен в РФ. Российский законодатель, с одной стороны, устанавливает общее предписание о возможности использования фирменного наименования любым не запрещенным законом способом, который учитывает постоянное развитие сфер и способов осуществления хозяйственной деятельности, индивидуализируемой с помощью применения коммерческого наименования, а с другой - приводит ориентировочный перечень действий, которые признаются способами использования фирменного наименования, что, в свою очередь, облегчает понимание круга действий, являющихся использованием, а значит, и неправомерным использованием данного объекта интеллектуальной собственности. Таким образом, учитывая принцип обязательного использования коммерческого наименования, можно выделить основные сферы использования коммерческого наименования: 1) в отношениях с публичными субъектами, прежде всего с органами государственной власти (контролирующими, правоохранительными, судебными органами) и местного самоуправления (указание коммерческого наименования в учредительных документах, ответах на запросы, в документах финансовой отчетности, в исковых заявлениях, жалобах и т. п.); 2) в отношениях с контрагентами по хозяйственным обязательствам (использование коммерческого наименования в договорной, иной деловой документации, на выставках и т. п.); 3) в отношениях с конечными потребителями продукции (использование коммерческого наименования в помещениях, где реализуется продукция, оказываются услуги, на вывесках, в рекламе, на упаковке товаров, в сети Интернет и т. п.). При этом следует, безусловно, признать, что использование коммерческого наименования в отмеченных сферах не имеет на практике "чистого" разделения на сферы его применения (например, реклама продукции распространяется и на контрагентов, и на потребителей). Вместе с тем предложенное теоретическое разграничение позволяет выяснить многообразие действий по использованию коммерческого наименования, которые целесообразно отобразить в процессе нормативной регламентации способов использования этого обозначения. Учитывая вышеизложенное, способы использования коммерческого наименования субъекта хозяйствования можно определить как действия, которые связаны с применением этого обозначения любым не запрещенным законом способом, в том числе путем его применения в помещениях, где реализуется продукция, оказываются услуги, на вывесках, в рекламе, на упаковке товаров, в сети Интернет, договорной, иной деловой документации, на выставках, указание коммерческого наименования в учредительных документах, ответах на запросы, в документах финансовой отчетности, в исковых заявлениях, жалобах и т. п.
------------------------------------------------------------------
Название документа