Формирование элементов системы международного правосудия в Средние века

(Буткевич О. В.) ("Российский юридический журнал", 2012, N 4) Текст документа

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОСУДИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

О. В. БУТКЕВИЧ

Буткевич Ольга Владимировна, доктор юридических наук, доцент кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (Киев, Украина).

Представлен исторический обзор формирования и развития международного правосудия. Изучен опыт участия римских пап в мирном урегулировании межгосударственных споров путем примирения и арбитража. Приводятся примеры клерикальных и смешанных соглашений и процессов. Исследованы специальные морские и торговые арбитражи, действовавшие в Средние века на территории европейских государств, а также практика привлечения к уголовной ответственности на межгосударственном уровне.

Ключевые слова: международное правосудие, третейский суд, медиация, посредничество, Средние века.

Forming of international judicial system elements in Medieval O. V. Butkevich

A historical overview of the formation and development of international justice is presented. The experience of the Popes participation in the peaceful settlement of international disputes through conciliation and arbitration is examined. The examples of clerical and mixed arrangements and processes are given. Special maritime and commercial arbitrations, acting in the Middle ages in european countries, as well as the practice of criminal responsibility at the international level, are analysed.

Key words: international justice, arbitration, mediation, Middle ages.

Одной из причин возникновения международного права является необходимость избегания военного решения споров и установления процедуры международного правосудия. Поскольку еще в древности народы поняли, что непримиримая борьба может привести их к взаимному уничтожению, первые правила поведения в межплеменной период были направлены на урегулирование конфликтов мирным путем и служили предтечей институтов международного правосудия <1>. -------------------------------- <1> Буткевич О. В. У истоков международного права. СПб., 2008. С. 210 - 211.

Подобная функция международного права повлияла на появление теории примирительного происхождения этого права. Некоторые авторы (Г. Дж. Берман, Э. Аннерс) заявляли о применимости примирительной теории к праву вообще, рассматривая возникновение внутреннего права как следствие функционирования межродового примирительного права (образовавшегося, в свою очередь, на основе "первобытного договора о примирении"). В начале Средних веков международная согласительная процедура использовалась по аналогии для разрешения внутренних споров, так как позволяла избежать конфликта, заменить разрушительные действия третейским или посредническим вмешательством, эффективность которого подтверждалась временем. Под влиянием зарождавшейся феодальной системы международное право раннего Средневековья переживало так называемую приватизацию, происходило смешение публично-правовых и частноправовых институтов, что обусловило его дальнейшее развитие в средневековый период. В частности, многие генетически международные согласительные процедуры активно внедрялись во внутренний, еще не окрепший правопорядок новых феодальных объединений. Исходя из особенностей средневекового международного права можно установить этапы формирования элементов международного правосудия, включавшего международные способы мирного разрешения споров или предотвращения войны (они, в свою очередь, подразделялись на судебные, в том числе арбитражи и органы третейского разбирательства, и посреднические; для данного исследования интересны только первые) и то, что условно можно назвать уголовным правосудием (наказание нарушителей международных обязательств). В международно-правовой мысли в Средние века сформировались понятия "международное преступление", "наказание за него", "международное правосудие". Последнему дано толкование, произведена теоретическая разработка. Долгое время принято было считать, что впервые на международно-правовом уровне процесс совершения правосудия закрепил Договор Джея между Великобританией и США в 1794 г. Однако история античности и европейского Средневековья показывает примеры институционной и нормативно-правовой базы такого правосудия: "В течение веков в старинной Германской империи, между швейцарскими кантонами и между городами-государствами Северной Италии, не говоря уже о других регионах, споры между государствами и правителями зачастую мирно разрешались методами, которые нельзя назвать полностью или в техническом смысле арбитражными; это в большей степени делалось на основе норм, которые носили общий и постоянный характер" <2>. -------------------------------- <2> International Adjudications Ancient and Modern. History and Documents / Ed. by J. B. Moore. N. Y., 1929. Vol. I. P. XII.

В период раннего Средневековья перед европейскими государствами встала проблема преодоления "приватизации" международного права. Вследствие выхода на международную арену множества новых раннефеодальных образований - субъектов международных отношений, - природа ряда которых не являлась публично-правовой, в те времена часто сложно было отличить публично-правовой характер многих международных отношений, регулирующих их норм и принципов от частноправового. Публичное римское право постепенно вытеснялось обычным правом варварских "правд". Происходила своеобразная "приватизация" государства, публичная власть которого в условиях еще не стабильных, не устоявшихся правоотношений и внутриправовой структуры подменялась личной властью военных вождей, суверенов, правителей, обеспеченной их гвардией. На время "приватизировались" отдельные нормы международного права. Наиболее ярко это проявилось на примере института третейского суда, ставшего "пограничным" между публичным и частным правом: "Характер третейского разбирательства носил зачастую смешанный частно - и публично-правовой характер, одновременно внутригосударственный и международный. Это объяснялось тем, что во многих случаях в качестве третейских судей по спорам между вассалами выступали их сюзерены" <3>. -------------------------------- <3> Баскин Ю. Я., Фельдман Д. И. История международного права. М., 1990. С. 61.

Одним из наиболее активных противников такой ситуации уже с начала Средних веков стала церковь. Вследствие притязания на общеевропейское господство именно международно-правовые вопросы играли ключевую роль в деятельности пап; меньше всего их интересам отвечал частноправовой характер институтов этого права. В числе основных способов утверждения международного господства папы можно назвать провозглашение его верховным арбитром: "Глава церкви является и высшим международным судьей. Он в лице папы считает себя единственно призванным судить монархов за их личные преступления, как убийства и прелюбодеяния, или выступать судьей в споре между сюзереном и вассалами, или между королем и народом, а иногда и освобождать своею властью подданных от присяги. Но наряду с этим он судит и монархов в их спорах между собой, и целый ряд пап, таких как Александр III, Гонорий III, Иоанн XXII, Григорий XI, Александр VI, Климент VIII, Григорий XV и Климент XI, выступали в качестве третейских судей" <4>. -------------------------------- <4> Циммерман М. А. История международного права с древнейших времен до 1918 года. Прага, 1924. С. 122.

Следовательно, в деятельности римских пап формировался прообраз института международного суда, персонифицированный главой церкви, ведь при этом "сам папа не связан ничем. Он может судить всех, не будучи судим никем" <5>. Последнее утверждение закреплялось в "Dictatus papae" (1075 г.) папы Григория VII, основной идеей которого стало притязание на всемирную судебную власть папского престола: "18. Его приговор не может быть никем упразднен; он один вправе упразднять свои приговоры. 19. Его никто не вправе судить" <6>. Позднее международная судебная юрисдикция папы обосновывалась в декрете папы Иннокентия IV (1243 г.), булле "Unam sanctam" папы Бонифация VII (1302 г.) и др. -------------------------------- <5> Там же. С. 123. <6> Fontes Historiae Juris Gentium: Sources Relating to the History of the Law of Nations / Ed. by W. G. Grewe. Berlin; N. Y., 1995. Vol. 1: 1380 B. C. - 1493. P. 512.

Практические действия пап по арбитражному и третейскому разбирательству представляли собой разновидность первых средневековых институтов международного правосудия. Так, Иннокентий III выступал в качестве медиатора и арбитра в споре между королями Англии и Франции, которые вели войны в конце XII в. Король Франции Филипп II Август категорически отверг посредничество папы, утверждая, что конфликт носит сугубо феодальный (светский) характер. Известен ряд писем папы к сторонам с призывами о перемирии и обращении к процедурам урегулирования спора (1203 г.). Разъясняя Филиппу II Августу роль церкви, "имеющей высшую власть над всем" ("все прочие призваны разделять ответственность; мы же единственно наделены верховными полномочиями"), Иннокентий III призывал в соответствии с библейскими постулатами "искать мира и соблюдать его" <7>. -------------------------------- <7> Ibid. P. 513, 514.

При этом папа последовательно выполнял процедуру медиаторства. Вначале он обратился к сторонам спора (письмо от 21 мая) с общим призывом следовать христианским ценностям и отказаться от военного решения. Передача воззваний папы, а также арбитражные действия от его имени производились несколькими посланными к сторонам делегациями, возглавляемыми, как правило, кардиналом или аббатом высшего звания (в состав делегаций входило два-три аббата). Далее, вследствие бездеятельности сторон (а также отказа короля Франции признать юрисдикцию папы в данном деле) Иннокентий III вынужден был в следующем письме обоим правителям (от 31 октября) более детально перечислить их злодеяния и в категоричной форме призвать к заключению мира на предлагаемых условиях. До этого требовалось провозгласить перемирие, во время которого посредством медиаторства достичь окончательного восстановления мирных связей. Названный конфликт и процесс арбитражного разбирательства по нему имели продолжение в энциклике папы Иннокентия III ко всем архиепископам и епископам Франции (1204 г.), где он обосновал полномочия Святого престола на совершение международного правосудия. Оставляя право решать вопросы менее важного (феодального) характера светским властям, юрисдикцию по разрешению международных споров он выводил из божественного права, характера таких споров как проявления большого греха (судить который может только церковь). Попытки же отвергнуть судебную власть папы над правителями как верховными лицами в государствах (предпосылка идеи государственного суверенитета) он опровергал положением Библии: папа призван судить грешников исходя из принципа "не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте" (Втор. 1:17). Спустя почти столетие, в 1298 г., в Риме de facto завершилась англо-французская война 1294 - 1298 гг. (de jure это произошло с подписанием Парижского мира 1303 г.) принятием послами королей сторон арбитражного компромисса (решения), вынесенного папой Бонифацием VII как официальным арбитром конфликта. Отличием данного арбитражного решения было то, что Бонифаций выступал в личном качестве. Этим учреждалась еще одна разновидность института международного арбитража, где арбитром может быть независимое лицо с признанным сторонами авторитетом (компетентностью, моральными качествами и т. д.). Низкая юридическая техника того времени проявилась в формулировке статуса Бонифация в Декларации короля Англии Эдварда I о принятии арбитражного решения, где перечислены все его функции: "В качестве частного лица господин Бонифаций Гаэтани действовал как арбитр, посредник, советник, медиатор, арбитражный судья, дружеский услужитель, разрешающий, урегулирующий, распорядитель и провозгласитель" <8>. -------------------------------- <8> Ibid. P. 524.

Со временем идея отправления международного правосудия трансформировалась в концепцию полномочий императора. Бальд отстаивал светский характер международного третейского разбирательства и арбитража, считая, что только правитель, власть которого имеет светский источник (в позитивно-правовом jus gentium), вправе судить народы за нарушение договора или инициирование войны и нарушение обязательств <9>. Здесь четко проявляется понимание институтов международного правосудия как самостоятельной сферы: нарушения в области прав народов может судить лишь тот, кто наделен этими функциями в силу права народов. -------------------------------- <9> Commentaria Omnia von Baldus de Ubaldis (Meisterwerke des Europaischer Rechts. Baldus de Ubaldis (1327 - 1400)). Goldbach, 2004. Vol. I: In Primam Digesti veteris partem. P. 50.

Так, в 1176 г. в контракте об арбитраже король Кастилии Альфонсо VIII и король Наварры Санчо VI (Мудрый) согласились назначить короля Англии Генри II арбитром для решения их территориальных споров; в случае смерти последнего предусматривалось передать эти функции королю Франции. В качестве залога для соблюдения сторонами решения арбитра ему передавались по четыре замка каждой стороны, а также ряд других территорий; при нарушении стороной положений арбитражного урегулирования она лишалась переданных территорий. К арбитру отправлялись послы сторон, которые должны были информировать королей о ходе процесса. В соглашении детально регламентировалась процедура участия послов в разбирательстве, размер штрафов стороны, нарушившей свои обещания, статус арбитра и последствия вынесения им арбитражного решения. Арбитром в споре короля Норвегии Эрика III и городов Ганзейской лиги о торговых привилегиях германских купцов (1285 г.) выступал король Швеции Магнус; в споре о юрисдикции над итальянскими территориями между Фридрихом Арагонским и Шарлем и Робертом Анжуйскими (1309 г.) - король Арагона Джеймс II (к которому обратились стороны, несмотря на прежнее посредничество в их конфликтах папы Климента, официально установленного арбитром); в споре между Польским королевством, Великим княжеством Литовским и Тевтонским орденом о последствиях Торуньского мира (1412 г.) - король Венгрии Сигизмунд, несмотря на то что положениями договора арбитром между сторонами признавался папа римский и т. д. Также институт международного арбитража был представлен посредничеством третьих лиц, не наделенных королевской властью, но имевших профессионализм и признанный авторитет. Так, в 1175 г. после неудачного похода и осады городов Ломбардской лиги император Фридрих Барбаросса вынужден был согласиться на временное перемирие, закрепленное договором Монтебло, который включал положение об арбитражном решении. Арбитрами избирались консулы г. Кремоны, который, хотя и входил в Лигу, фактически занимал нейтральную (даже политически более близкую к Барбароссе) позицию. Договором закреплялось: "С каждой стороны - от императора и городов - избраны по три человека. Они исследуют документы, касающиеся мира и согласия, которые были отправлены и переданы консулам Кремоны, Понтию (Гирольдису) и его коллегам, императором и консулами городов. Император и его двор, со своей стороны, так же как и города - со своей, гарантируют, что решение шести арбитров будет обязательным для обеих сторон; если же они не достигнут в этом согласия, то решение консулов Кремоны станет окончательным в данном споре и обязующим для обеих сторон" <10>. Кроме того, в договор были включены положения об арбитражном урегулировании, предусматривающие клятвы как сторон спора, так и избранных арбитров в том, что они будут действовать справедливо, соблюдая данные обещания. -------------------------------- <10> Fontes Historiae Juris Gentium: Sources Relating to the History of the Law of Nations. Vol. 1. P. 531 - 532.

Пример смешанной светско-клерикальной посреднической комиссии можно увидеть в союзном договоре королей Франции Людовика VII и Англии Генри II (1177 г.). Договором предусматривалось совместное участие сторон в крестовом походе, а на время его спорные территории передавались на попечение, а их статус - на решение совместного арбитражного трибунала, созданного из шести представителей от каждой стороны: трех епископов и трех баронов. Процедура международного третейского разбирательства и посредничества была разнообразной и зависела от участников спора. Так, "при спорах торговых городских республик город-истец выбирал из нотаблей города-ответчика одно лицо, которому еще придавались два члена городских советов спорящих сторон. В компромиссе Ливонского ордена с архиепископом Рижским в 1405 г. устанавливается другой порядок, знакомый в наше время Гаагским конвенциям: каждая сторона выбирает четырех членов, которые намечают двух лиц, избирающих, в свою очередь, председателя суда. В 1162 г., чтобы положить конец схизме, французский король Людовик VII и император Фридрих Барбаросса договариваются о встрече в Сен-Жан-де-Лоне, куда каждый должен явиться в сопровождении своего папы с тем, чтобы вопрос о том, какой папа является законным, был бы решен третейским судом, поровну составленным из членов немецких и французских. Третейский суд практически остается тесно связанным с посредничеством и часто в компромиссе специально упоминается о том, что сначала должна быть сделана попытка примирения сторон, а затем уже спор может быть решен на основе права. Так, в договоре Нюрнберга и Страсбурга в 1405 г. говорится о предварительном полюбовном решении спора. То же в компромиссе Милана и швейцарских кантонов в 1467 г." <11>. Достаточно полно разработанная процедура третейского разбирательства между швейцарскими кантонами скоро была заимствована для решения споров городами Северной Италии, Францией и Австрией <12>. -------------------------------- <11> Циммерман М. А. Указ. соч. С. 155, 156. <12> The Settlement of Disputes in Early Medieval Europe / Ed. by W. Davies, P. Fouracre. Cambridge, 1986.

Ряд институтов международного правосудия был внедрен церковью (институты "Божьего суда" как решение исхода поединка, "Божьего мира" - поединка сторон как замены широкомасштабных военных действий). Папа Римский взял на себя функции международного арбитра и посредника, на церковных соборах был введен институт перемирия, сами вселенские соборы стали прообразом институционных органов международного правосудия. Посредническая функция религии как наиболее тесно связанная с международным правом отмечается некоторыми исследователями как одна из основных для религиозной системы вообще <13>. -------------------------------- <13> Johnston D. M. The Historical Foundations of World Order. The Tower and the Arena. Leiden; Boston, 2008. P. 264.

В целом институты международного правосудия, относящиеся либо к разрешению межгосударственных споров, либо к вопросам международного правопорядка в Европе, носили преимущественно двусторонний характер. Единого универсального органа такого правосудия создано не было. Под влиянием тенденций раннего Средневековья (частноправовой характер многих видов международных отношений вследствие непубличной природы их участников) многие нормы, регламентировавшие международные судебные, посреднические процедуры, проходили становление в торговой сфере. Институты международного правосудия можно разделить на судебные, посреднические процедуры разрешения международных споров и институт консулов, появившийся в международном праве того времени. С учетом наработок этого периода создавались впоследствии международные арбитражные и третейские органы <14>. -------------------------------- <14> The Settlement of Disputes in Early Medieval Europe.

До XV в. в Европе не существовало национальных экономик в традиционном понимании, основой развития экономики служила международная рыночная система. Международное право ощущало влияние торговой отрасли права, сформировавшейся в Средние века одной из первых и активно развивавшейся. Поэтому институционная и договорная база по разрешению международных торговых споров была положена в основу формирующейся системы международного правосудия, со временем такие наработки (процессуального и материального характера) составили базу ее публично-правовой части. По мнению исследователей той эпохи, "подлинный универсализм может быть выявлен в экономическом секторе нашего мирового порядка, в установлениях нейтральных, медиаторских механизмов, произошедших из объективных и гуманистических элементов мировой цивилизации" <15>. -------------------------------- <15> Johnston D. M. Op. cit. P. 317.

В рамках гильдий - характерного для Средневековья института торгового права - вырабатывались свои механизмы разрешения споров, впоследствии повлиявшие на общую систему международного правосудия. На основе сложившегося в торговой среде обычая процедура примирения была двоякой: спорящие стороны избирали посредника (представителя третьей страны) для разрешения спора либо устанавливали арбитра, третейскую комиссию, состоящую, как правило, из равного количества представителей спорящих сторон. Вместе с тем это была еще только формирующаяся, незавершенная система правосудия. В странах общего права международные торговые споры, напротив, подлежали централизованному решению королевской властью. Но система правосудия в этой сфере уже базировалась не на внутригосударственных нормах, а на праве народов. В 1473 г. канцлер Англии установил, что иски к нему иностранных купцов будет решать в канцлерском суде "по праву природы, которое некоторые называют торговым правом и которое является универсальным правом мира" <16>. -------------------------------- <16> Цит. по: Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. 2-е изд. М., 1998. С. 323.

Уже в XI - XII вв. широкое распространение в Европе получили торговые суды, учреждавшиеся сначала в рамках отдельного города или ярмарки, а впоследствии разросшиеся до территориальных судебных учреждений <17>. Исходя из международного характера торговли того времени подобные учреждения носили характер международных торговых судов. С развитием торговых гильдий такие суды стали учреждаться в их рамках. Если вначале сторонами дел, выносимых на названные суды, могли быть только торговцы данной гильдии (статуты гильдий Комо 1281 г., Брески 1313 г. и др.), то с XIV - XV вв. они стали распространять свою юрисдикцию на все торговые споры, в том числе с участием иностранных торговцев (статуты Брески 1429 г., Флоренции 1415 г. и т. д.) <18>. -------------------------------- <17> Sachs S. From St. Ives to Cyberspace: The Modern Distortion of the Medieval "Law Merchant" // Yale Law School Legal Scholarship Repository. Student Scholarship Papers. 2005. Paper 5. <18> Mitchell W. An Essay on the Early History of the Law Merchant, being the York Prize Essay for the year 1903. Clark; New Jersey, 2006. P. 40 - 45.

Дальнейшей эволюцией международного морского права в Англии и Италии вызвано учреждение отдельного вида международных торговых судов - морских, занимавшихся вопросами морского взаимодействия, торговли, статуса портов и людей и имущества на их территории. Во многих средиземноморских городах Италии и мавританского побережья институт консулов стал аналогом континентального европейского института по разрешению международных торговых споров. Важной особенностью формирования и функционирования института консулов было решение вопроса о подсудности консулам или судам дел с участием разноверцев, правомерности рассмотрения споров и принятия решений в процессах между представителями разных религий. Как и в случае с правомерностью договоров с иноверцами, здесь преобладал интерес: система капитуляций между христианскими и исламскими сторонами четко установила разделение функций консулов сторон по рассмотрению конфликтов и вынесению решений. По мнению исследователей, этому "предшествовали возникшие в Средиземноморье в X веке, а затем в приморских городах на севере Европы торговые суды" <19>. -------------------------------- <19> Баскин Ю. Я., Фельдман Д. И. Указ. соч. С. 54.

Постепенно судебная функция консулов расширялась: они были наделены правом судить международные споры с участием своих граждан (торговцев, купцов). Так, если по договору 911 г. Венеция передавала решение споров между своими гражданами, находящимися в Византии, местным чиновникам (логофетам), то согласно Золотой булле императора Алексея III 1199 г. Византия признавала право венецианских консулов решать споры не только между венецианцами, но и между ними и греками. В Средние века формировались элементы понятия "международное преступление". Не вполне верна идея ученых о том, что "первыми международно признанными преступлениями были пиратство в семнадцатом и рабовладение в девятнадцатом веке" <20> (известны международные договоры о создании лиг месопотамских государств в III тысячелетии до н. э. для борьбы с пиратством, а римское право ставило пиратов вне закона). Пережитки раннесредневековой "приватизации" международного права продиктовали то, что некоторые сугубо внутригосударственные преступления рассматривались и наказывались как международные. -------------------------------- <20> Bassiouni M. Ch. Perspectives on International Criminal Justice // Virginia Journal of International Law. 2010. Vol. 50. Is. 2. P. 284 - 285.

Так, в процессе над Конрадином Гогенштауфеном, притязавшим на власть в Неаполитанском королевстве и казненным в 1268 г., были объединены обвинения светского (оскорбление императора, угроза общественному спокойствию) и церковного (признание врагом церкви) характера. Однако этот процесс исследователи считают имеющим скорее внутригосударственную природу <21>. -------------------------------- <21> Ibid. P. 297.

Другим примером может служить решение императора Генриха VII (1313 г.) о присуждении смертной казни королю Роберту Неаполитанскому из Анжуйской династии за "оскорбление императора и государственную измену". Данное решение имело международно-правовые последствия, поскольку в дело вмешался папа Климент V, который на основании международной судебной юрисдикции Святого престола ("наложенная на нас Богом в качестве обязанности пасторская забота обо всех народах Христианского человечества требует от нас великого внимания ко всему, что может послужить причиной страдания людей, и предотвращения опасностей, угрожающих им" <22>) отменил приговор, объявив его и предшествовавший ему суд ничтожными. -------------------------------- <22> Fontes Historiae Juris Gentium: Sources Relating to the History of the Law of Nations. Vol. 1. P. 527.

Идея ответственности правителя проявилась в факте взятия в плен в 1369 - 1371 гг. Венецией византийского императора Иоанна V Палеолога за нарушение им договора и неуплату банкирам Венеции денег. Император был освобожден в 1371 г. после уплаты долгов. Ссылаясь на позицию Г. Шварценбергера, назвавшего суд 1474 г. над Петером Хагенбахом (рыцарь, губернатор баденского города Брейзах, по поручению герцога Бургундского проводивший негуманную политику, истреблявший мирное население на подопечной территории с особой жестокостью) "предшественником современных международных судов над военными преступниками" <23>, многие современные ученые стали именовать его "первым судом над международным военным преступником", "прецедентом для Нюрнберга и Токио" и т. п. <24>. Вместе с тем такое толкование суда, организованного вследствие политики противников герцога Бургундского и инициированного эрцгерцогом Австрии, скорее слишком широкое. Суд, как и сопутствующая ему политическая борьба сторон, носил характер внутреннего правового события для Священной Римской империи. При этом нельзя не признать морального значения процесса, осудившего командующего, который совершил "противные божественному праву" и античеловечные действия, для дальнейшего развития международного правосознания <25>. -------------------------------- <23> Schwarzenberger G. Breisach revisited. The Hagenbach Trial of 1474 // Studies in the History of the Law of Nations / Ed. by C. Alexandrovicz. The Hague, 1968. P. 47. <24> Johnston D. M. Op. cit. P. 295. <25> Судебный процесс по делу Петера фон Хагенбаха 1474 года // Международное правосудие. 2011. N 1. С. 122 - 124; Bassiouni M. Ch. Op. cit. P. 298 - 299.

Появление такого суда не случайно. В сфере международного правосудия в средневековом международном праве формировалась идея защиты международным сообществом подданных, претерпевающих жестокое обращение своего правителя (идея, ставшая прообразом института гуманитарной интервенции в классическом международном праве) <26>. В средневековом международном праве высказывалась мысль о специфическом статусе преступлений, несущих опасность для международного порядка. -------------------------------- <26> Schwarz D. The Principle of the Defense of the Innocent and the Conquest of America: "Save Those Dragged Towards Death" // Journal of the History of International Law. 2007. Vol. 9. N 2. P. 287.

Для первой половины Средневековья нехарактерно заключение отдельных договоров, посвященных вопросам арбитражного урегулирования споров. Положения об арбитраже включались в тексты более широкомасштабных договоров (договор Монтебло между императором Фридрихом I и Ломбардской лигой городов 1175 г., союзный договор короля Франции Людовика VII и короля Англии Генри II 1177 г., союзный договор между Тевтонским орденом, князьями Дорпата и Эстонским рыцарским орденом 1304 г., Парижский договор между императором Генри VII и королем Франции Филиппом IV 1310 г., Торуньский мирный договор 1411 г. и др.). В период развитого Средневековья договоры о мирном урегулировании конфликтов и об ответственности субъектов международного права за нарушение их международных обязательств уже представляли собой два наиболее распространенных вида договоров <27>. В них же содержались примеры первых институционных образований в сфере международного правосудия. Сотни международных договоров об обращении к средствам международного правосудия для мирного урегулирования конфликтов, заключенных в X - XVI вв., создают нормативно-правовую (а созданные ими органы - институционную) предпосылку для развития системы международного правосудия в классический период <28>. -------------------------------- <27> Буткевич О. Мiжнародне право Середнiх вiкiв. Киiв, 2009. С. 429 - 630. <28> Наиболее полный перечень таких актов см.: Barbeyrac J. Histoire des anciens traitez, ou Recueil historique et chronologique Des Traitez repandus dans les Auteurs Grecs & Latins, & autres Monumens de l'Antiquite, depuis les temps les plus reculez, jusques'a l'Empereur Charlemagne. Seconde Partie, Qui contient tout le tems depuis Jesus-Christ, jusqu'a la mort de Charlemagne. Amsterdam; La Haye, 1739; Bernard J. Recueil des Traites de Paix, de Treve, de Neutralite, de Suspension d'Armes, de Confederation, d'Alliance, de Commerce, de Garantie, et d'autres, actes publics. Depuis la naissance de Jesus Christ, jusqu'a present. Amsterdam, 1700. Tome I-IV; Rousset de Missy (Jean). Supplement au Corps universel diplomatique du droit des gens. Amsterdam; La Haye, 1739. 2 t.

Наиболее ярко средневековые идеи о создании органов международного правосудия проявились в так называемых проектах "вечного мира". В частности, в трактате Эразма Роттердамского "Жалоба мира, отовсюду изгнанного и поверженного" (1517 г.) (его нельзя в полной мере считать проектом "вечного мира", это скорее пацифистское воззвание к человечеству отказаться от войн) проводится идея обращения к органам международного правосудия: "Существуют законы, ученые люди, досточтимые аббаты, почтенные епископы, здравый совет которых может прекратить раздор. Почему же не призывают стать третейскими судьями тех, кто не бывает столь несправедливым, что не предпочитает мириться с меньшим злом, лишь бы не пытать счастья на войне?" <29>. -------------------------------- <29> Эразм Роттердамский. Жалоба мира, отовсюду изгнанного и поверженного // Андреева И С. Трактаты о вечном мире. СПб., 2003. С. 47.

Один из первых проектов разработан П. Дюбуа в Конфедерации христианских государств под началом Франции. Проект был представлен автором французскому королю в 1306 г. и предполагал создание международного арбитражного суда. Частью 12 (VII) проекта подчеркивалось, что вследствие различий в законах и обычаях европейских стран разрешение их споров усложнено. Значит, необходимо создать судебный орган с единой юрисдикцией и унифицированным правом. В проекте детально описана процедура рассмотрения дел в международном арбитраже, а также требования к профессионализму и моральным качествам судей, что позволило бы избежать недобросовестного судопроизводства и выносить авторитетные решения. Вместе с тем международный арбитражный суд не признавался в проекте П. Дюбуа высшей инстанцией. Отмечалось, что, "если одна из сторон останется недовольна вердиктом, судьи, рассматривавшие дело, должны будут отослать записи процесса вместе с решением в Святой престол для его корректирования или изменения правящим папой, если таковое будет являться справедливым и в той мере, в каковой оно будет справедливым. Если никаких изменений внесено не будет, вердикт будет окончательно утвержден согласно с записями процесса и вступит в силу, что и будет зафиксировано в реестре Святой церкви" <30>. -------------------------------- <30> Fontes Historiae Juris Gentium: Sources Relating to the History of the Law of Nations. Vol. 1. P. 556.

Проектом богемского короля И. Подебрада (1464 г.) предлагались две основные формы разрешения международных споров: создание единой универсальной инстанции с судебными функциями и посредничество избираемых от разных государств (т. е. фактически независимых) послов <31>. При этом, по мнению исследователя проекта академика В. М. Корецкого, "перечисление мирных средств урегулирования поразительно по совпадению (в значительной мере) с перечислением этих средств, данных в ст. 33 Устава ООН (путем переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства)" <32>. Практически в основе построения "вечного мира" (или, современными словами, мирного международного правопорядка) проект предусматривал именно судебные функции надгосударственного органа, что, как утверждают ученые, "сконцентрировало его вокруг предложения создать международный суд справедливости в рамках универсальной организации мира" <33>. -------------------------------- <31> The Universal Peace Organization of King George of Bohemia. A Fifteenth Century Plan for World Peace 1462/1464. Prague, 1964. P. 95 - 96. <32> Корецкий В. М. Проект Иржи Подебрада об организации мира и современность // Корецкий В. М. Избранные труды: В 2 кн. Киев, 1989. Кн. 2. С. 400. <33> Vanecek V. Historical Significance of the Peace Project of King George of Bohemia and the Research Problems Involved // The Universal Peace Organization of King George of Bohemia. P. 18.

Более подробно структура и функции всеобщей международной ассамблеи расписаны в проекте Э. де Крюссе "Новый Киней, или Рассуждение о состоянии, предоставляющем возможности и средства для установления всеобщего мира и свободы торговли во всем мире" (1623 г.). Этот трактат хронологически относится уже к началу Нового времени, однако в нем настолько аккумулировались все предыдущие идеи построения международной системы, в том числе правосудия, что его можно считать характерным сводом средневековых идей о международном правопорядке. Автор предлагал учредить международную организацию - ассамблею, объединяющую представителей всех стран, на которой бы решались вопросы, связанные с урегулированием отношений между ними. Мир возможен при условии мирного решения споров; последнее же, в свою очередь, требует установленной процедуры, органов либо механизмов международного правосудия. Для этого Э. де Крюссе призывал правителей государств "обратиться к арбитражу всемогущих и суверенных государей": "Сделав это, они обретут дружбу себе подобных, защитят себя от своих врагов в случае, если не захотят подчиниться приговору третейского судьи. Если государь признает решение третейского судьи, который активно участвует в делах враждующих сторон, это, несомненно, умножит его величие. Ведь добровольное принятие арбитров - вещь, когда-то практиковавшаяся и практикуемая доныне монархами" <34>. -------------------------------- <34> Cruce E. The New Cineas / Translated, with an Introduction for the Garland Edition by C. F. Farrell, E. R. Farrell. N. Y.; L., 1972. P. 17 - 18.

Средневековье представляет собой своеобразный этап формирования системы международного правосудия. Объединение функций, а иногда и смешение институтов международного арбитража, посредничества, добрых услуг, дружеского урегулирования и т. п. свидетельствует о еще низкой юридической технике и о том, что эти институты находились только на этапе становления. Вместе с тем именно наработки того периода позволили им утвердиться в классическом международном праве. Фактически материальная основа институтов международного арбитража была заимствована вестфальским международным правом, которое существенно доработало их процессуальную составляющую.

Bibliography

Barbeyrac J. Histoire des anciens traitez, ou Recueil historique et chronologique Des Traitez repandus dans les Auteurs Grecs & Latins, & autres Monumens de l'Antiquite, depuis les temps les plus reculez, jusques'a l'Empereur Charlemagne. Seconde Partie, Qui contient tout le tems depuis Jesus-Christ, jusqu'a la mort de Charlemagne. Amsterdam; La Haye, 1739. Baskin Yu. Ya, Feldman D. I. Istoriya mezhdunarodnogo prava. M., 1990. Bassiouni M. Ch. Perspectives on International Criminal Justice // Virginia Journal of International Law. 2010. Vol. 50. Is. 2. Berman G. Dzh. Zapadnaya tradiciya prava: ehpoxa formirovaniya. 2-e izd. M., 1998. Bernard J. Recueil des Traites de Paix, de Treve, de Neutralite, de Suspension d'Armes, de Confederation, d'Alliance, de Commerce, de Garantie, et d'autres, actes publics. Depuis la naissance de Jesus Christ, jusqu'a present. Amsterdam, 1700. Tome I - IV. Butkevich O. Mizhnarodne pravo Serednix vikiv. Kii'v, 2009. Butkevich O. V. U istokov mezhdunarodnogo prava. SPb., 2008. Cimmerman M. A. Istoriya mezhdunarodnogo prava s drevnejshix vremen do 1918 goda. Praga, 1924. Commentaria Omnia von Baldus de Ubaldis (Meisterwerke des Europaischer Rechts. Baldus de Ubaldis (1327 - 1400)). Goldbach, 2004. Vol. I: In Primam Digesti veteris partem. Cruce E. The New Cineas / translated, with an Introduction for the Garland Edition by C. F. Farrell, E. R. Farrell. N. Y; L., 1972. Ehrazm Rotterdamskij. Zhaloba mira, otovsyudu izgnannogo i poverzhennogo // Andreeva I. S. Traktaty o vechnom mire. SPb., 2003. Fontes Historiae Juris Gentium: Sourses Relating to the History of the Law of Nations / Ed. by W. G. Grewe. Berlin; N. Y., 1995. Vol. 1: 1380 B. C. - 1493. International Adjudications Ancient and Modern. History and Documents / Ed. by J. B. Moore. N. Y., 1929. Vol. I. Johnston D. M. The Historical Foundations of World Order. The Tower and the Arena. Leiden; Boston, 2008. Koreckij V. M. Proekt Irzhi Podebrada ob organizacii mira i sovremennost' // Koreckij V. M. Izbrannye trudy: V 2 kn. Kiev, 1989. Kn. 2. Mitchell W. An Essay on the Early History of the Law Merchant, being the York Prize Essay for the year 1903. Clark; New Jersey, 2006. Rousset de Missy (Jean). Supplement au Corps universel diplomatique du droit des gens. Amsterdam; La Haye, 1739. 2 t. Sachs S. From St. Ives to Cyberspace: The Modern Distortion of the Medieval "Law Merchant" // Yale Law School Legal Scholarship Repository. Student Scholarship Papers. 2005. Paper 5. Schwarz D. The Principle of the Defense of the Innocent and the Conquest of America: "Save Those Dragged Towards Death" // Journal of the History of International Law. 2007. Vol. 9. N 2. Schwarzenberger G. Breisach revisited. The Hagenbach Trial of 1474 // Studies in the History of the Law of Nations / Ed. by S. Alexandrovicz. 1968. Sudebnyj process po delu Petera fon Xagenbaxa 1474 goda // Mezhdunarodnoe pravosudie. 2011. N 1. The Settlement of Disputes in Early Medieval Europe / Ed. by W. Davies, P. Fouracre. Cambridge, 1986. The Universal Peace Organization of King George of Bohemia. A Fifteenth Century Plan for World Peace 1462/1464. Prague, 1964. Vanecek V. Historical Significance of the Peace Project of King George of Bohemia and the Research Problems Involved // The Universal Peace Organization of King George of Bohemia. A Fifteenth Century Plan for World Peace 1462/1464. Prague, 1964.

Название документа