Экономический суд СНГ и суд ЕврАзЭС: сходство и различия

(Каменкова Л. Э., Бабкина Е. В.) ("Российская юстиция", 2012, N 8) Текст документа

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ И СУД ЕВРАЗЭС: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ

Л. Э. КАМЕНКОВА, Е. В. БАБКИНА

Каменкова Л. Э., председатель Экономического Суда Содружества Независимых Государств.

Бабкина Е. В., кандидат юридических наук, заведующая кафедрой международного частного и европейского права Белорусского государственного университета.

Статья посвящена вопросам сходства и различия Экономического Суда СНГ и Суда ЕврАзЭС.

Ключевые слова: Экономический Суд СНГ, Суд ЕврАзЭС.

The article is devoted to the issues of the similarities and differences of the CIS Economic Court and the Court of the Eurasian economic community.

Развитие процессов глобализации на пространстве СНГ характеризуется поступательным движением в направлении усиления сотрудничества в различных сферах (в сфере экономики, борьбы с преступностью и укрепления безопасности, миграции и других). Интеграционные процессы приводят к необходимости создания в рамках одного региона наряду с действующими международными организациями новых международных организаций, порой с одинаковым кругом участников. В структуре новой региональной международной организации может образоваться международный судебный орган, призванный осуществлять судебную власть в рамках предоставленной ему компетенции. В современной доктрине такой процесс получил название пролиферации международных судебных органов <1>. -------------------------------- <1> Толстых В. Л. Формирование системы международного правосудия и ее основные характеристики // СПС "КонсультантПлюс".

Потребность в разноуровневой и разноскоростной интеграции на постсоветском пространстве привела к созданию наряду с Содружеством Независимых Государств нового интеграционного образования - Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Каждая из указанных международных организаций имеет свои уставные судебные органы - Экономический Суд Содружества Независимых Государств и Суд Евразийского экономического сообщества <2>. В настоящей статье будет рассмотрен вопрос о том, насколько сходны функции и сферы компетенции данных международных судов. -------------------------------- <2> Создание судебного органа в структуре Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации предусмотрено также Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., однако такой орган создан не был.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств выполняет поставленные перед ним задачи уже 20 лет. Сегодня не все реально осознают, что Экономический Суд является первым международным судебным органом в регионе Содружества. В соответствии с признанной юрисдикцией Суда государство, в отношении которого вынесено решение по результатам разрешения спора, обязано исполнить такое решение. Оно принимает меры по устранению допущенных им нарушений международных обязательств. Деятельность Экономического Суда направлена на обеспечение единообразного применения соглашений государств - участников СНГ и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений (п. 1 Положения об Экономическом Суде СНГ, утвержденного Соглашением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. о статусе Экономического Суда СНГ) <3>. -------------------------------- <3> Положение об Экономическом Суде СНГ, утверждено Соглашением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. // Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1993. N 19. Ст. 239.

К компетенции Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных актами Содружества, а также о соответствии нормативных правовых актов государств - участников СНГ, принятых по экономическим вопросам, актам Содружества. Субъектами обращения по указанной категории дел являются заинтересованные государства в лице их полномочных органов и институты Содружества. Как любой международный судебный орган Экономический Суд осуществляет толкование норм права, в частности актов Содружества и актов законодательства бывшего СССР на период взаимосогласованного их применения. Толкование осуществляется как при принятии решений по конкретным делам, так и по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших национальных органов, разрешающих экономические споры. Деятельность Экономического суда по принятию решений и консультативных заключений о толковании направлена на устранение пробелов и коллизий в праве Содружества, на его гармонизацию и унификацию. Особую роль данные судебные акты играют в деле достижения единообразия правоприменительной практики государств - участников Содружества. В процессе отправления правосудия Экономический Суд обращался к исследованию таких юридических вопросов, как толкование учредительных документов и иных актов, определяющих правовой статус СНГ и его органов, толкование международных договоров, регулирующих правовой статус должностных лиц и сотрудников органов Содружества, актов, устанавливающих гарантии социально-экономических прав граждан, актов, принятых по вопросам экономического сотрудничества, в том числе по вопросам иностранных инвестиций; актов в сфере международного гражданского процесса (по вопросам уплаты и взыскания государственной пошлины, правовой помощи, признания и приведения в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений) и др. Общее количество рассмотренных Экономическим Судом СНГ за период с 1994 по 2011 гг. дел (по состоянию на 3 апреля 2012 г. рассмотрено 108 дел, вынесено 116 судебных актов) свидетельствует о востребованности данного международного судебного органа, доверии к нему как со стороны государств - участников СНГ, так и органов Содружества. Суд ЕврАзЭС является новым межгосударственным судебным органом. В соответствии с преамбулой Статута Суда от 5 июля 2010 г., принятого Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 5 июля 2010 г. N 502 <4>, целью создания Суда является необходимость обеспечения надлежащего выполнения международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза. Согласно ст. 13 Суд обеспечивает единообразное применение действующих в рамках Сообщества международных договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд рассматривает споры экономического характера, возникающие между сторонами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, а также осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС. -------------------------------- <4> Статут Суда ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г., принят решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) 5 июля 2010 г. N 502 // СПС "КонсультантПлюс".

При существовании двух международных судебных органов, которые рассматривают споры экономического характера, возникающие в результате нарушений международно-правовых обязательств, заслуживает внимания вопрос о разграничении компетенции между ними. Вопрос о компетенции международных судебных органов явился предметом исследования в консультативном заключении Экономического Суда СНГ N С-1/19-96 от 15 мая 1997 г., согласно которому "компетенция судебных органов, созданных в рамках интеграционных объединений, ограничена целями конкретного интеграционного объединения" <5>. -------------------------------- <5> Консультативное заключение Экономического Суда СНГ N С-1/19-96 от 15 мая 1997 г. по вопросу, в какие конкретно международные судебные органы могут обращаться государства - участники Содружества Независимых государств // Решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств, 1992 - 2006 / Экономический Суд СНГ. Минск: Ковчег, 2007. С. 167 - 172.

Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. и Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (с изменениями от 25 января 2006 г. и 6 октября 2007 г.) имеют схожий состав участников. Однако при этом следует учитывать характер и объем договоренностей, достигнутых государствами-участниками в каждом из указанных международных договоров. Особенности в предоставленной Экономическому Суду СНГ и Суду ЕврАзЭС компетенции заключаются прежде всего в разграничении международных соглашений и решений органов по принадлежности к той или иной международной организации. Содружество Независимых Государств и Евразийское экономическое сообщество имеют свои самостоятельные правовые базы, включающие международные соглашения и решения органов Содружества и ЕврАзЭС соответственно. Предметом исследования Экономическим Судом СНГ могут быть только международные соглашения и иные акты Содружества. Суд ЕврАзЭС вправе осуществлять свою юрисдикцию исключительно в отношении документов, составляющих договорную правовую базу ЕврАзЭС. Целью деятельности ЕврАзЭС является продвижение процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства. Содружество Независимых Государств имеет более широкий спектр деятельности - его целью выступает осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях. Безусловно, характер международной организации определяет и сферу применения ее источников правового регулирования. Некоторые области общественных отношений, требующие тесного сотрудничества государств по причине особой важности, не унифицированы в рамках ЕврАзЭС. В числе такого рода отношений следует назвать, в частности, гражданский процесс (оказание правовой помощи, в том числе признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений, взыскание государственной пошлины при рассмотрении споров в судах). Так, несмотря на существование в ЕврАзЭС определенной, преимущественно ведомственного характера, правовой базы международного сотрудничества в правовой сфере, комплексная унификация правового регулирования всех вопросов правовой помощи в рамках данной международной организации отсутствует. В целом в рамках ЕврАзЭС заключено более 180 международных договоров, практически все из которых направлены на регулирование экономических и таможенных отношений между государствами-членами. В то же время в рамках СНГ в настоящее время заключено более 560 международных договоров, охватывающих широкий спектр направлений проводимого государствами межгосударственного взаимодействия - от экономического, военного, научного сотрудничества до вопросов информатизации, социальной защиты, борьбы с преступностью и защиты прав человека. Следует обратить внимание и на различный субъектный состав СНГ и ЕврАзЭС, что, безусловно, сказывается на компетенции их судебных органов. Государствами - членами ЕврАзЭС в настоящий момент являются пять государств: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. 25 января 2006 г. был подписан Протокол о присоединении к организации Узбекистана. В октябре 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС. Субъектный состав Содружества Независимых Государств шире. Тот факт, что в Соглашении о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. участвуют по состоянию на 1 марта 2012 г. только шесть государств - Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, - не является определяющим, поскольку учредительными документами Экономического Суда предусмотрена и факультативная (договорная) юрисдикция: в соответствии с ч. 2 п. 3 Положения об Экономическом Суде СНГ, утвержденного Соглашением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. о статусе Экономического Суда СНГ, "соглашениями государств - участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества". Статут Суда ЕврАзЭС также содержит положение об отнесении к ведению данного судебного органа иных споров, если это предусмотрено международными договорами в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза. При этом в договорах, содержащих соответствующие оговорки, участвуют только государства - участники данного Статута (в настоящее время действует около ста таких договоров). Данные международные договоры расширяют предметную компетенцию Суда ЕврАзЭС. Следует отметить, что в рамках ЕврАзЭС заключен также договор, непосредственно направленный на расширение и субъектной компетенции Суда ЕврАзЭС, - Договор об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 г. В соответствии с данным Договором Суд ЕврАзЭС рассматривает также некоторые дела по обращениям юридических и являющихся предпринимателями физических лиц. По имеющейся информации, Договор до настоящего времени не вступил в силу. В рамках Содружества Независимых Государств по состоянию на 1 мая 2012 г. действует 36 международных договоров, содержащих оговорки, предусматривающие юрисдикцию Экономического Суда. Причем такие оговорки в ряде случаев расширяют не только предметную компетенцию Экономического Суда СНГ, но и субъектную. Например, участниками Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г., устанавливающего в ст. 17 юрисдикцию Экономического Суда СНГ, являются десять государств Содружества: шесть государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств, а также Республика Армения, Грузия, Республика Молдова, Туркменистан. В отношении расширения предметной компетенции можно отметить, что оговорку о признании юрисдикции Экономического Суда СНГ содержат в том числе Протокол о механизме реализации Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств в части предоставления медицинских услуг от 27 марта 1997 г. <6>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о создании международного научно-исследовательского центра - геодинамического полигона в городе Бишкеке от 31 декабря 1997 г. <7>, Конвенция о формировании и статусе межгосударственных научно-технических программ от 25 ноября 1998 г. <8>, Соглашение о правовом режиме информационных ресурсов Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 г. <9>, Соглашение о Единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств - участников СНГ от 18 октября 2011 г. <10> и др. Значимым событием является включение оговорки о признании юрисдикции Экономического Суда СНГ в Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. <11>, в соответствии с которым Экономическому Суду могут быть переданы некоторые споры о выполнении обязательств, вытекающих из соглашений Всемирной торговой организации. -------------------------------- <6> Протокол о механизме реализации Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств в части предоставления медицинских услуг (заключен в г. Москве 27 марта 1997 г.) // СПС "КонсультантПлюс". <7> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о создании международного научно-исследовательского центра - геодинамического полигона в г. Бишкеке (заключен в г. Москве 31 декабря 1997 г.) // СПС "КонсультантПлюс". <8> Конвенция о формировании и статусе межгосударственных научно-технических программ (заключена в г. Москве 25 ноября 1998 г.) // СПС "КонсультантПлюс". <9> Соглашение о правовом режиме информационных ресурсов Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (заключен в г. Москве 25 ноября 1998 г.) // СПС"КонсультантПлюс". <10> Соглашение о Единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств - участников СНГ (заключено в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г.) // СПС "КонсультантПлюс". <11> Договор о зоне свободной торговли, заключен в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, международные договоры, содержащие оговорку о признании юрисдикции международных судебных органов, в отношении предмета регулирования характеризуются той же чертой, что и в целом договоры рассматриваемых международных организаций: договоры, предусматривающие юрисдикцию Суда ЕврАзЭС, регулируют вопросы экономического и таможенного сотрудничества, в то время как договоры, предусматривающие юрисдикцию Экономического Суда СНГ, регулируют максимально широкий спектр международного сотрудничества. В целях оптимизации процесса отправления правосудия на территории Содружества на первоначальном этапе вполне логичным и обоснованным было решение о делегировании Экономическому Суду СНГ правомочий по разрешению споров и толкованию в рамках иных интеграционных объединений, в условиях укрепления сотрудничества государств данного региона. Экономический Суд на основании Соглашения между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 г. <12> временно, до формирования Суда Евразийского экономического сообщества, выполнял функции Суда ЕврАзЭС и в связи с этим в рамках предоставленной вышеуказанным международным договором компетенции Экономический Суд СНГ осуществлял толкование учредительных актов Евразийского экономического сообщества. Так, в консультативном заключении от 10 марта 2006 г. N 01-1/3-05 <13> Экономический Суд, проанализировав правовой статус ЕврАзЭС и его органов, юридическую силу и механизм исполнения принимаемых ими актов, сделал вывод об обязательности исполнении государствами - членами ЕврАзЭС решений, принимаемых: -------------------------------- <12> Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества (заключено в г. Минске 3 марта 2004 г.) // СПС "КонсультантПлюс". <13> Консультативное заключение Экономического Суда СНГ от 10 марта 2006 г. N 01-1/3-05 по запросу Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества о толковании части второй статьи 1, части первой статьи 14 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. [Электронный ресурс] / Экономический Суд Содружества Независимых Государств.

Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества по вопросам внешней регламентации, направленным на реализацию целей и задач ЕврАзЭС и касающимся взаимоотношений государств-членов между собой и третьими государствами, а также другими международными организациями; Интеграционным Комитетом Евразийского экономического сообщества по вопросам внешней регламентации - в случаях, если такие решения приняты в порядке делегирования ему соответствующих полномочий Межгосударственным Советом ЕврАзЭС. Протоколом от 17 января 2011 г. в вышеназванное Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом внесены изменения, в соответствии с которыми на Экономический Суд возлагались полномочия по рассмотрению дел о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза; рассмотрению дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза, толковании международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза; разрешению споров между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в таможенный союз, а также между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза. Так, Экономическим Судом рассмотрено дело об исполнении обязательств, предусмотренных международными договорами в рамках ЕврАзЭС: Правительство Республики Беларусь обратилось в Экономический Суд СНГ с заявлением о нарушении Российской Стороной положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь (дело N 01-1-Е/2-10) <14>. -------------------------------- <14> Определение Экономического Суда СНГ от 20 апреля 2011 г. N 01-1-Е/2-10 по заявлению Правительства Республики Беларусь к Правительству Российской Федерации о нарушении Российской Стороной положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь [Электронный ресурс] / Экономический Суд Содружества Независимых Государств. Режим доступа: http:// sudsng. org/ download_files/ rh/2011/ op_01-1-e_ 2-10_20042011.pdf.

Суд ЕврАзЭС начал свою фактическую деятельность с 1 января 2012 г. С этого времени можно говорить о начале нового этапа развития системы международного правосудия на постсоветском пространстве. Отмеченные выше сходства и различия в компетенции двух судов и сопоставимый состав участвующих в их работе государств, несомненно, будут предъявлять повышенные требования к качеству работы судей и тщательности подготовки судебных решений, особенно по вопросам, связанным с обязательствами в рамках экономической интеграции. В то же время каждый из рассматриваемых международных судов имеет собственную, достаточно четко определенную сферу компетенции. В контексте указанного выше заключения Экономического Суда СНГ от 15 мая 1997 г. можно говорить о том, что компетенции судебных органов дополняют друг друга в той же мере, в которой взаимодополняющими являются соответствующие интеграционные объединения. В этом аспекте процесс интеграции в регионе Содружества учитывает практику европейских стран, при которой наряду с системой интеграционных структур существует и система соответствующих международных судебных органов.

Название документа