О необходимости имплементации в российское законодательство норм западноевропейских стран, связанных с торговлей людьми
(Кобец П. Н.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2012, N 3) Текст документаО НЕОБХОДИМОСТИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НОРМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ <*>
П. Н. КОБЕЦ
Кобец Петр Николаевич, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, полковник полиции, доктор юридических наук, профессор.
Статья посвящена исследованию опыта зарубежных стран в создании нормативно-правовой основы для пресечения торговли людьми. Особое внимание уделено не только мерам уголовно-правового характера, но и проведению профилактических мероприятий в данной сфере деятельности.
Ключевые слова: уголовное право, торговля людьми, дискриминация, профилактика, потерпевший, насилие.
The article represents the study of foreign experience in creating the legal basis for human trafficking prevention. Special attention is paid not only to criminal-law measures, but also to prevention activities in this sphere.
Key words: criminal law, human trafficking, discrimination, prevention, victim, violence.
Германия на сегодняшний день является одним из главных пунктов назначения для потоков торговли людьми из России и других стран СНГ. Информационно-аналитические материалы, предоставленные в рамках международного сотрудничества, показывают, что две трети женщин, ввозимых торговцами людьми в Западную Европу, направляются в Германию. Одновременно Германия является примером активной борьбы негосударственных организаций с торговлей людьми. Эти организации есть практически во всех крупных городах страны - Берлине, Гамбурге, Ганновере, Бремене, Дортмунде, Штутгарте, Франкфурте и др. В Берлине при Польском социальном совете действует организация "ZAPO", которая оказывает помощь мигрантам из Восточной Европы, в том числе жертвам торговли людьми. В Гамбурге работает организация "Amnesty for Women", которая ведет активную просветительскую работу в рассматриваемой области. Недостатком действующей в Германии системы профилактики торговли людьми является пассивная позиция правительства, которое пока не предпринимает надлежащих мер по защите прав жертв торговли людьми. Законодательной основой профилактики в рассматриваемой сфере являются в основном международные акты и федеральное законодательство, так как законодательство земель в этой области развито слабо. Германия, как и многие другие страны, ратифицировала Конвенцию по уничтожению всех форм дискриминации женщин (1979), Конвенцию о рабстве (1926), Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (1949) и др. Кроме того, ст. 12 Конституции Германии содержит запрет принудительного труда <1>, а Кодекс о наказаниях ФРГ содержит ряд статей, касающихся торговли людьми: способствование проституции (ст. 180 "a"), торговля людьми (ст. 180 "b"), торговля людьми с отягчающими обстоятельствами (ст. 181), сутенерство (ст. 181 "a"). Однако по ряду причин приведенные выше статьи являются малоэффективными. -------------------------------- <1> Verfassung der Bundesrepublik Deutschland. A. 12.
Прежде всего, этому способствует то, что, несмотря на существование установленных законом мер по борьбе с торговлей людьми, официальные лица в Германии обязаны арестовать и депортировать нелегально находящееся на территории страны лицо, даже если признано, что данное лицо может являться потенциальной жертвой торговли людьми или является свидетелем по уголовному делу. Кроме того, хотя конфискация прибыли торговцев людьми закреплена в законе в виде штрафов, средства, полученные от нее, идут в бюджет государства, а не на помощь жертвам, потерпевшим от этих преступлений. По данным официальной статистики, в Германии ежегодно проходит более 150 процессов по делам, связанным с торговлей людьми. Однако в большинстве случаев обвинение в "торговле женщинами" опускается в ходе судебного расследования. Дело переквалифицируется в "поддержку проституции" и редко влечет за собой серьезные санкции. Жертвы торговли людьми практически не получают защиты. Это связано с тем, что проституция среди мигрантов является противозаконной. Это, в свою очередь, приводит к тому, что перед судебным слушанием, если оно вообще проводится, многие из жертв самостоятельно покидают страну или депортируются. Следующей страной с повышенным уровнем вовлеченности в международную торговлю людьми является Италия. Она является страной транзита эксплуатируемых женщин-иммигранток. В целях профилактики и противодействия торговле людьми Италия ратифицировала Конвенцию по уничтожению всех форм дискриминации против женщин, Конвенцию о рабстве, Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами и многие другие международные документы. Статьи 535, 536 и 537 Кодекса о наказаниях Итальянской Республики предусматривают ответственность за принуждение лица выехать в иностранное государство для занятия там проституцией путем использования насилия, угроз или обмана. Однако жертвами такого преступления могут быть согласно данному Кодексу только женщины и национальные меньшинства. В Италии также действует несколько специальных законов, посвященных проблеме торговли людьми. К ним относится Закон Мерлини (1958) и Закон о торговле людьми (1997). Закон Мерлини запрещает любое ограничение в привлечении к уголовной ответственности по факту наличия или отсутствия элементов насилия и обмана в поведении лица, занимающегося вербовкой жертв торговли людьми, предписывает наказание за соблазнение лица проследовать на территорию другой страны или в местность, не являющуюся местом постоянного жительства жертвы, с целью занятия проституцией, а также за акт, направленный на облегчение выезда данного лица <2>. Этот Закон фактически запрещает добровольную миграцию с целью проституции и не ведет к надлежащему преследованию торговцев людьми. -------------------------------- <2> Организованная преступность, терроризм и коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах. Вып. 3. М.: Юристъ, 2003. С. 110.
В свою очередь, Закон о торговле людьми определяет, что характерная общая черта торговли людьми заключается в невозможности для жертвы перемещаться по собственному желанию. Таким образом, жертва обычно находится в условиях рабства, что, в отличие от Закона Мерлини, акцентирует внимание на признаках насилия со стороны преступников как элементах торговли людьми. Статья 5 Закона о торговле людьми налагает на итальянское государство обязанность помогать жертвам торговли людьми, а также обеспечивать их защиту и восстановление их прав. Цель Закона - создание государственного центра по координации действий и оперативному реагированию, перед которым ставится ряд практических задач, среди которых: выработка единой государственной политики по борьбе с организованной преступностью и эксплуатацией людей; формирование специального полицейского отряда по преследованию торговли людьми; производство государственного расследования, касающегося размеров торговли людьми, ее транзитных путей, организаций, вовлеченных в торговлю людьми, связей их с организованной преступностью, размера финансовых потоков, с целью проведения кампаний по увеличению общественного знания о проблеме торговли людьми через средства массовой информации; поощрение реабилитации женщин, являющихся жертвами торговли людьми, в странах их происхождения и др. Следует отметить, что данный Закон наглядно показал свою эффективность. ОБСЕ в своем докладе отмечает, что в Италии, в отличие от многих других стран, прокуратура регулярно конфискует имущество торговцев людьми и использует эти средства для выплат компенсаций жертвам торговли людьми <3>. Однако основным недостатком данного нормативного акта является то, что он, позволяя женщинам временно оставаться в стране для их безопасности, не предусматривает мер по сохранению в тайне личных данных жертв торговли людьми, в то время как это могло бы стать важным компонентом их защиты. -------------------------------- <3> Trafficking in human beings: Implications for the OSCE. Warsaw, 1999. P. 39.
Интересным представляется опыт борьбы с рассматриваемой проблемой в Нидерландах. Данная страна является одной из наиболее вовлеченных в торговлю людьми стран мира. Особенно это касается торговли женщинами с целью принуждения их к проституции. В последние годы в стране в грандиозном масштабе выросло число таких потерпевших из стран Центральной и Восточной Европы. В Нидерландах существует сильное общественное движение против торговли людьми, проводятся международные семинары и конференции по этой проблеме, ведется научная работа. Особенно следует отметить деятельность Фонда против торговли женщинами, который являлся одним из разработчиков Стандартов по правам человека в отношении лиц, пострадавших от торговли людьми. В рамках формирования законодательных основ борьбы с торговлей людьми Нидерланды ратифицировали практически все международные документы, касающиеся данной проблемы. Кроме того, внутреннее законодательство представлено рядом нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные аспекты рассматриваемого вопроса. В 1988 году в Нидерландах был принят и действует в настоящее время Закон об иностранцах, ст. 17 которого гласит, что "при подозрении о случившемся акте торговли людьми жертве может быть позволено находиться еще какое-то время на территории страны до тех пор, пока не будет полностью завершен судебный процесс по факту торговли людьми". В 1993 году это положение было распространено и на свидетелей, которые участвуют в процессе по расследованию подобного преступления. В 1989 году Управление генерального атторнея Нидерландов издало Инструкцию по работе со случаями торговли людьми, где было сформулировано новое юридическое определение "торговца людьми". Согласно данной Инструкции лицо подлежит ответственности за торговлю людьми, если оно вовлекает другое лицо в проституцию путем применения насилия или угрожая применением насилия, или использования своей власти, вытекающей из обычных отношений, сложившихся обстоятельств либо неполного представления лица об окружающей обстановке, или предпринимает любое действие, о котором знает или может уверенно подозревать, что оно вовлечет другое лицо в проституцию <4>. -------------------------------- <4> Организованная преступность, терроризм и коррупция. С. 113.
Важным шагом в сфере противодействия торговле людьми стало то, что в 1994 году ст. 2503 Кодекса о наказаниях Нидерландов была изменена путем включения в нее определения понятия "торговля людьми". Максимальное наказание за данное преступление было увеличено до 6 лет лишения свободы. Если жертвой преступления стал представитель меньшинства или преступление было совершено с применением физического насилия или организованной группой, то максимальный срок наказания за его совершение увеличился до 10 лет лишения свободы. Таким образом, в Королевстве Нидерланды существует достаточно развитая нормативная база по проблеме торговли людьми, что позволяет стране достаточно эффективно бороться с ней. Пристальное внимание к проблеме торговли людьми проявляют органы государственной власти Бельгии. Как и другие европейские государства, Бельгия ратифицировала основные международные документы по проблеме торговли людьми. 7 июля 1994 года Министерство иностранных дел и Министерство труда Бельгии издали совместный Циркуляр о предоставлении вида на жительство и разрешений на работу (рабочих карт) иностранцам, ставшим жертвами торговли людьми, который устанавливает порядок регистрации жертв торговли людьми на территории страны. 30 апреля 1999 года в Бельгии вышел еще один межведомственный циркуляр, призванный обеспечить проведение единой политики в области профилактики и борьбы с торговлей людьми, усилить координацию между заинтересованными ведомствами и службами, который, в частности, обязывает коллегию генеральных прокуроров ежегодно представлять министру юстиции страны отчет о проделанной работе. Бельгия стала одной из первых стран, где был принят отдельный законодательный акт, направленный на борьбу с рассматриваемым видом преступлений. Это принятый 13 апреля 1995 года Закон о борьбе против торговли людьми и детской порнографии. Данный Закон вносит дополнения в Закон Королевства Бельгии о въезде, пребывании, поселении и высылке иностранцев, оформленные в виде ст. 772. Закон также внес поправки в ст. 379, 380.2, 382.2 Уголовного кодекса Бельгии. Закон о борьбе против торговли людьми и детской порнографии определяет наказание за любое деяние по вовлечению в проституцию. Наказание является более суровым в случаях, когда имели место обман, жестокость, угрозы, ограничения или уязвимость иностранного гражданина. Согласно бельгийскому законодательству коммерческая сексуальная эксплуатация или контрабанда с применением насилия, угрозы, жестокости или использование уязвимого положения иностранного гражданина считаются торговлей людьми. Эти действия являются предметом судебного преследования торговцев людьми в случаях, не включающих проституцию. Проблема состоит в том, что контрабанда наказывается более коротким сроком тюремного заключения, нежели торговля людьми, а эти две статьи настолько похожи, что правонарушители зачастую используют это обстоятельство для снятия одного из обвинений. Указанный Закон предусматривает также, что бельгиец или иностранец, обнаруженный в Бельгии, совершивший вне Королевства одно из преступлений, может преследоваться по закону в Бельгии, даже если бельгийские власти не получат никакой жалобы или официального сообщения от зарубежных властей. Проведенный анализ показывает, что в законодательстве наиболее развитых зарубежных стран есть специальные законы по проблеме торговли людьми. В каждой из рассмотренных стран лицу, пострадавшему от торговли людьми, может быть разрешено временное пребывание, если лицо решит выступить свидетелем в уголовном процессе. В Бельгии и Италии жертве торговли людьми может быть разрешено учиться или работать. В Италии закон является еще более прогрессивным. По нему жертва может не выступать в суде лично, если это может угрожать ее безопасности. За нее это могут делать правоохранительные органы или неправительственные организации. Наличие надлежащего законодательства и политики по отношению к торговле людьми дает свои результаты. Так, все рассмотренные государства указывают на свое значительное продвижение на пути получения свидетельских показаний и удачного преследования торговцев людьми. В свою очередь, одной из проблем современного законодательства, касающегося рассматриваемой проблематики, является не всегда надлежащее определение, включающее сам акт торговли людьми, наличие в нем обмана, насилия или принуждения иного рода, формы торговли людьми, жертву торговли людьми, торговца людьми и другие термины. Законодательство всех рассмотренных государств имеет акты, в той или иной мере касающиеся торговли людьми, но многие из них вместо того, чтобы обращать внимание на множество преступлений, обычно ассоциируют торговлю людьми с проституцией. Недостаток этих законов заключается в том, что в них прослеживается тенденция давать определения исключительно в терминах торговли людьми в целях вовлечения в сексуальную эксплуатацию, что является в корне неправильным, так как кроме принуждения лица к занятию проституцией торговля людьми имеет много других форм: трудовая эксплуатация, торговля людьми с целью изъятия органов и тканей для трансплантации и т. д. Кроме того, законодательство в данной области часто более связано с нелегальной миграцией и используется правительствами как инструмент репрессий, направленных на наказание, криминализацию и маргинализацию жертв торговли людьми и отрицание их основных прав. Например, такие законы могут запрещать женщинам мигрировать в поисках работы, что еще более способствует эксплуатации их торговцами людьми. Таким образом, несмотря на пока еще малую эффективность законодательства, касающегося проблемы торговли людьми, существующего в большинстве стран мира, активная работа по его переработке и разработке, а также повышение внимания к этой проблеме со стороны межгосударственных, государственных и негосударственных организаций позволяют рассчитывать на положительные перспективы противодействия всей совокупности правонарушений, связанных с торговлей людьми, в том числе и на ранних стадиях приготовления и покушения на преступление.
Название документа