Адвокаты, потерпевшие, общество
(Пинто А.) ("Адвокат", 2012, N 6) Текст документаАДВОКАТЫ, ПОТЕРПЕВШИЕ, ОБЩЕСТВО
А. ПИНТО
Аманда Пинто, член Совета барристеров Англии и Уэльса.
Обеспечение прав потерпевших выходит далеко за пределы чисто уголовно-правовой и процессуальной проблемы. Это справедливо и для России, и для многих других стран, что подтверждает автор представленной статьи - член Совета барристеров Англии и Уэльса Аманда Пинто. Недостаточное представительство интересов потерпевших на всех стадиях уголовного процесса с помощью профессионального юриста зачастую не компенсируется участием в деле следователя или государственного обвинителя. Автор предлагает взглянуть на проблему защиты потерпевших в более широком контексте.
Ключевые слова: потерпевший, судебная система Англии, Практический кодекс для потерпевших, общие права потерпевших в суде, адвокаты потерпевших по назначению суда, компенсация, Директива ЕС.
Lawyers, victims, society A. Pinto
The issue of victims' rights in England and Wales has become an area of burgeoning public and juridical interest in the last few years. This is especially true of both for Russia, and for many other countries, that the author of presented article confirms - member of the General Council of the Bar of England and Wales Amanda Pinto. Where as victims were minor players in the criminal justice system, they now occupy a central role in the dispensation of justice. The insufficient representation of interests of victims at all stages of criminal trial by means of the professional lawyer often isn't compensated by participation in case of the investigator or the public prosecutor. The author suggests to look at a problem of defence of victims in wider context.
Key words: victim, English judicial system, the Code of Practice for victims of Crime, general rights of victims in court, court appointed representatives, compensation, European Union Directive.
Проблема потерпевших и обеспечения их прав выходит далеко за пределы чисто уголовно-правовой проблемы. Необращение граждан, пострадавших от преступления, к правоохранительным органам мешает борьбе с преступностью, поощряет, например, насильников и вымогателей продолжать их криминальную деятельность. С другой стороны, недостаточное представительство интересов потерпевших на всех стадиях уголовного процесса с помощью профессионального юриста зачастую не компенсируется участием в деле следователя или государственного обвинителя. Нельзя не обратить внимание на проблему потерпевших в рамках восстановительного правосудия - не так давно ставшего развиваться направления по интеграции потерпевшего в общество и по возможным переговорным, медиативным решениям уголовных дел. Переговоры и мирное решение уголовного дела на базе примирения сторон - довольно гуманное направление, но в России, как и в некоторых других странах, примирение может сделать потерпевшего объектом дополнительного давления (и не только психологического). Многое из этого могло бы быть решено при более активном вовлечении профессиональных юристов, в первую очередь адвокатов, в представительство потерпевших. Данная статья подготовлена в рамках Меморандума о сотрудничестве Адвокатской палаты г. Москвы и Совета барристеров Англии и Уэльса при участии Междисциплинарного центра философии права, созданного судьями Конституционного Суда РФ, институтами философии и государства и права РАН, а также Московско-Петербургским философским клубом. Предполагается, что ее продолжением будет небольшая книга под редакцией председателя Совета барристеров Питера Лоддера и президента Адвокатской палаты г. Москвы Генри Резника.
Права потерпевших: общая информация
Права потерпевших от преступлений в Англии и Уэльсе стали предметом растущего общественного и профессионального юридического интереса за последние несколько лет. Принимая во внимание, что в английской системе уголовной юстиции вопросам прав потерпевших ранее уделялось мало внимания, в отправлении правосудия они сейчас заняли центральное место, может быть, их роль даже несколько преувеличивается. Последнее замечание относится, конечно, только к Англии, поскольку в России к осознанию важности этих проблем еще и не подступились. Для целей настоящей статьи потерпевший может быть определен как "человек, который заявил, что было совершение преступление против него самого или его имущества". Данный термин включает в себя родственников и близких погибших в результате убийств и дорожно-транспортных происшествий (или иных несчастных случаев), а также родителей или опекунов, если жертвой является ребенок или находящийся под опекой инвалид. Мы не включаем в это определение коммерческие компании, однако они также могут быть жертвой преступления. Понимание важности защиты прав потерпевших в системе уголовного правосудия Англии и Уэльса за последние десятилетия возрастало. В значительной степени это было вызвано принятием британского закона - Акта о правах человека 1998 г. (Human Rights Act) <1> и необходимостью соблюдения Великобританией своих договорных обязательств в Европе. Последствиями принятия вышеуказанного Акта, направленного на гармонизацию английского права в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, стали законодательные изменения в отношении прав потерпевших, которые еще более широко закрепили их в системе уголовной юстиции. -------------------------------- <1> Вступил в силу в 2000 г. Закон направлен на устранение противоречий между законодательством Европейского союза и Великобритании; принимает все декларации Европейского сообщества (Европейского союза) - прим. ред.
Английская судебная система
Судебная система Англии и Уэльса является состязательной, и в ней обвинение несет бремя доказывания вины обвиняемого, а в уголовном процессе свидетели вызываются и допрашиваются каждой из сторон (иногда самим судьей). Потерпевшие являются такими же свидетелями, как и все остальные. Большинство уголовных дел в Англии и Уэльсе ведет Королевская прокурорская служба (Crown Prosecution Service). В настоящее время крайне редко потерпевший осуществляет право на частное обвинение, предоставленное ему Законом 1985 г., в случаях, когда прокуроры отказываются выдвигать обвинение. Кроме того, не определена конкретная роль для адвоката потерпевшего, поскольку прокуратура несет ответственность за защиту прав потерпевшего в суде. На официальном веб-сайте прокуратуры Великобритании говорится: "Поддержка справедливости и осуществление защиты прав потерпевших честно, твердо и эффективно составляют основу того, что мы делаем". Это показывает реальные изменения. Роль прокурора заключается в консультировании полиции в отношении достаточности доказательств для обвинения и правильности квалификации преступных действий, чтобы подготовить к суду все соответствующие допустимые доказательства, собранные полицейскими или другими следователями, включая доказательства, предоставленные потерпевшим. Прокуратура оценивает два основных вопроса при рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела: 1) есть ли достаточные доказательства, обеспечивающие вероятность того, что дело будет доказано и не вызовет разумные сомнения; 2) будет ли прокуратура в интересах общества предъявлять обвинение и направлять дело в суд. Иногда, несмотря на наличие достаточных доказательств для осуждения, не в интересах общества начинать уголовное преследование. Решение обоих вышеуказанных вопросов должно учитывать их последствия для потерпевших.
Практический кодекс для потерпевших (Кодекс потерпевших)
Данный документ представляет собой законодательное закрепление минимальных стандартов, гарантирующих решение задачи обеспечения потерпевших своевременной и точной информацией по поводу их дела на всех стадиях уголовного судопроизводства. В нем указаны организации, отвечающие за обеспечение прав потерпевших, включая Королевскую прокурорскую службу. Нарушение Кодекса само по себе не ведет к конкретным правовым последствиям, но может быть принято во внимание при решении любого вопроса в рамках любой стадии судопроизводства. Нарушение Кодекса обжалуется в организацию, упомянутую в нем, но в случае, если потерпевший не удовлетворен рассмотрением своей жалобы, она может быть проверена парламентским омбудсменом и включена в его отчет. Прокуратура опубликовала инструкцию по соблюдению прав потерпевших на стадии расследования и суда с основным упором на информирование потерпевших на всех стадиях уголовного судопроизводства. Потерпевшим разъясняют прокурорские решения, которые затрагивают их интересы, например заключение судебной сделки о признании вины в обмен на переквалификацию или снятие обвинения в более тяжком преступлении. В 2005 г. Генеральный прокурор ввел в действие правило для прокуроров, которое требует, чтобы они по возможности выясняли точку зрения потерпевших относительно приемлемости судебной сделки. Также прокуроры обязаны информировать потерпевших об отказе от обвинения или о его существенном изменении с изложением причины принятия такого решения в письменной форме. При определенных обстоятельствах прокурор обязан предложить потерпевшему и личную встречу для устных разъяснений сложившейся ситуации.
Классификация потерпевших
Кодекс потерпевших предусматривает, что представитель прокуратуры должен встретиться с потерпевшим, чтобы определить, какой уровень прав должен быть ему предоставлен. Часто это делается до предъявления обвинения, но затем повторяется на протяжении расследования и судопроизводства. При этом выделяются две специальные категории потерпевших: "уязвимые" и "запуганные". Все потерпевшие имеют права, но "уязвимые" и "запуганные" наделены правом на получение расширенной помощи прокурора. "Уязвимым" потерпевшим признается лицо в возрасте до 17 лет в момент совершения преступления или лицо, находящееся в состоянии психического расстройства, физической инвалидности или лицо с низким интеллектуальным развитием и социальной ориентацией. "Запуганным" потерпевшим признается лицо, чья способность представлять доказательства и давать показания ограничена его "собственным страхом или сомнением". Причинами могут быть проблемы возраста, социальной, культурной, религиозной, политической и этнической принадлежности потерпевшего, а также взаимоотношения с обвиняемым или его окружением. Так, жертвы сексуального и домашнего насилия и родственники погибших в результате преступления автоматически включаются в категорию "запуганных" потерпевших.
Права до предъявления обвинения
Прокуратура должна информировать потерпевших о всех решениях, связанных с предъявлением обвинения по их делам или отказе от предъявления обвинения. В случаях отказа от предъявления обвинения ввиду недостаточности доказательств уведомление потерпевших должно быть почти немедленным: один рабочий день для "запуганных" или "уязвимых" потерпевших и пять рабочих дней - для остальных. Если после того, как преступник был обвинен, прокуратура принимает решение существенно изменить обвинение или отказаться от него, она должна уведомить потерпевшего. Если прокурор решает, что не нужно уведомлять потерпевшего, причины такого решения должны быть изложены письменно. Прокуратура имеет дополнительные обязательства в отношении дел, связанных со смертью, предположительно причиненной в результате преступления, случаев жестокого обращения с детьми, преступлений на сексуальной, расовой или религиозной почве и преступлений с сексуальными извращениями. По таким делам, когда принимается решение отказаться от обвинения или существенно изменить его, прокурор должен предложить встречу потерпевшим от этих преступлений.
Основные права потерпевших в суде
Показания, которые потерпевшие дают в суде, часто являются базой для обвинения. Прокуратура Великобритании на своем веб-сайте специально указывает: прокуроры должны учитывать, что потерпевший оказывается в трудной ситуации и нуждается в подробных разъяснениях по поводу того, чего ему следует ожидать в судебном заседании. В соответствии с Кодексом о правах потерпевших в первый же день потерпевший встречается с прокурором и выясняет интересующие его вопросы. Практическая помощь, например реалистическая оценка предстоящего, прежде чем потерпевшего пригласят давать показания, также должна быть ему предоставлена. Суды обеспечивают помощь потерпевшим через Службу поддержки жертв преступлений - добровольную консультационную систему, которая поддерживает потерпевших в связи с их показаниями в суде, а также по другим вопросам. Часто предоставляется отдельная комната для свидетелей обвинения, где они ожидают вызова для дачи показаний в судебном заседании.
Специальные меры
При определенных обстоятельствах свидетели имеют право на специальные меры поддержки, которые помогают "уязвимым" и "запуганным" потерпевшим частично уменьшить напряжение, связанное с дачей показаний. Многие потерпевшие испытывают стресс и страх и в процессе расследования преступления, и перед дачей показаний в суде. Специальные меры заключаются в сокрытии за экраном свидетеля и потерпевшего от обвиняемого; допрос потерпевшего не в зале судебного заседания с его формальной и, возможно, травмирующей потерпевшего атмосферой, а по видеосвязи из другой комнаты в здании суда. Распространены и такие приемы, как снятие париков и мантий судьями, чтобы не смущать потерпевшего во время дачи показаний, дача показаний по делам о сексуальных преступлениях в закрытых судебных заседаниях, видеозапись наиболее важных свидетельских показаний без вызова потерпевшего или свидетеля в суд, привлечение посредника при общении с молодыми или ограниченно дееспособными потерпевшими и свидетелями. Например, взрослому человеку с ограниченными умственными способностями посредник поможет переформулировать задаваемые вопросы в более простую, доступную для понимания форму, либо помочь суду таким же путем получить от допрашиваемого адекватные ответы. Посредник должен быть профессионально подготовленным и состоять в организации, имеющей кодекс профессионального поведения и кодекс этики.
Назначение судом представителей
В Англии и Уэльсе по всем серьезным преступлениям подсудимый наделен правом на юридическую помощь. Однако бывают случаи, когда подсудимый отказывается от профессионального адвоката и защищает себя сам. Для защиты жертв потерпевших закон запрещает подсудимым, которые самостоятельно осуществляют свою защиту, допрашивать потерпевших в судебных процессах по некоторым категориям дел, а также по любым делам, если суд посчитает, что это может повлиять на содержание показаний потерпевшего при условии, что такой запрет не будет противоречить интересам правосудия. Адвокат-защитник может быть специально назначен подсудимому только для участия в допросе потерпевшего.
Вынесение приговора
Все чаще "персональное заявление потерпевшего" представляется суду до вынесения приговора. В нем описывается влияние физических, эмоциональных, психологических, материальных последствий на потерпевшего от совершения преступления, при этом речь может идти и о долгосрочных последствиях, рассмотрение которых ранее обычно не было принято в судебных разбирательствах. Заявление также позволяет потерпевшему выразить беспокойство относительно отпущения обвиняемого под залог или опасение возможности запугивания со стороны осужденного либо от его имени. В какой степени будет учтено заявление потерпевшего при вынесении приговора, зависит от усмотрения суда. Вообще суд не должен полагаться на такого рода заявление, но должен оценить негативное влияние, оказанное преступлением на потерпевшего.
Компенсация
Осужденному может быть предписано выплатить компенсацию потерпевшему в случае любого телесного повреждения, утраты или ущерба, причиненных преступлением. Прокуратура поддержит все иски о компенсации, если они вытекают непосредственно из совершенного преступления. При этом потерпевший всегда может подать иск в гражданский суд о любой компенсации в связи с уголовным преступлением. Уровни компенсации за общие физические и психические травмы содержатся в "Руководящих судебных инструкциях", при этом они должны определяться с учетом "Тарифов о компенсации по уголовным делам".
Будущее: Директива ЕС
В конце 2010 г. Европейская комиссия приступила к консультациям по вопросам прав потерпевших. 18 мая 2011 г. Комиссия представила правовые основы, чтобы поставить потребности жертв преступлений в центре повестки дня органов правосудия ЕС. Предполагается, что соответствующая Директива ЕС установит минимальные стандарты в отношении прав, поддержки и защиты жертв преступлений во всех странах Европейского союза. Директива должна предусмотреть следующие гарантии: права потерпевших во всех 27 государствах - членах ЕС будут рассматриваться с уважением независимо от того, находятся они в своей родной стране или другой стране в пределах ЕС, и особые потребности особо уязвимых жертв преступлений должны быть учтены. Эта цель достигается развитием и дополнением существующих гарантий для удовлетворения потребностей всех жертв путем комплексного и скоординированного подхода. В значительной степени в Великобритании уже имеются совместимые с Директивой права, но совпадение не полное: Директива будет возлагать на прокуратуру и другие соответствующие органы обязанность по защите прав потерпевших. Существует несовпадение между системами правосудия, которые могут требовать дифференцированных подходов. В XXI веке во всем мире отчетливо прослеживается заинтересованность в изучении проблем защиты прав лиц, ставшими жертвами того или иного преступления. Ввиду этого будет полезным рассмотреть вопросы, касающиеся оказания своевременной и надлежащей юридической помощи потерпевшим по уголовному делу в Российской Федерации. Некоторые программы помощи и поддержки защиты прав потерпевших, а также законодательные положения, которые успешно были реализованы на практике за рубежом, можно было бы внедрить и в России. Правильное осмысление опыта Англии и Уэльса по вопросам, касающимся соблюдения прав и законных интересов потерпевшего в уголовном процессе, является одним из путей поиска нужных средств и методов, направленных на укрепление законности, совершенствование законодательства об адвокатуре, уголовно-процессуального законодательства. По нашему мнению, сравнительный анализ механизмов защиты прав потерпевшего в разных государствах, сопоставление и выявление различных подходов по разрешению означенных проблем также необходимы.
Название документа