Финансовые механизмы легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем, связанные с их переводом за границу
(Волеводз А. Г.) ("Банковское право", 2012, N 3) Текст документаФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, СВЯЗАННЫЕ С ИХ ПЕРЕВОДОМ ЗА ГРАНИЦУ
А. Г. ВОЛЕВОДЗ
Волеводз Александр Григорьевич, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО(У) МИД России, доктор юридических наук.
Кредитно-денежная сфера остается одной из наиболее уязвимых для преступных посягательств, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем. Такие преступления отличают разнообразие, изощренность, высокоинтеллектуальный характер, активная адаптация преступников к новым формам и методам предпринимательской деятельности. В статье по результатам обобщения практики автором предпринята попытка представления в систематизированном виде основных сведений о выявляемых способах легализации (отмывания) денежных средств, связанных с их переводом за границу, и о банковских документах, в которых отражены следы таких операций.
Ключевые слова: банки, банковская деятельность, банковские документы, легализация (отмывание) денежных средств.
Financial mechanisms of legalization (laundering) of monetary means received by criminal means related to transfer thereof abroad A. G. Volevodz
Credit-money sphere remains one of the most vulnerable for criminal attacks related to legalization (laundering) of monetary means received by criminal means. Such crimes are characterized by diversity, sophistication, highly-intellectual character, active adaptation of criminals to new forms and methods of entrepreneurial activity. On the basis of results of generalization of practice the author makes an attempt of presentation in systematized form of basic information on revealed methods of legalization (laundering) of monetary means related to transfer thereof abroad and on banking documents where the traces of such operations shall be reflected.
Key words: banks, banking activity, banking documents, legalization (laundering) of monetary means.
По мнению экспертов, пока еще невысокая эффективность борьбы с отмыванием "грязных" денег во многом объясняется незнанием технологии такого отмывания, тем более что в разных финансовых центрах зачастую используются различные механизмы отмывания. Между тем используемая в каждом конкретном случае технология отмывания денег, хотя и зависит от таких факторов, как природа или происхождение "грязных" денег, их объем, периодичность отмывания, все же содержит определенные шаблоны, которые зачастую связаны с использованием для легализации (отмывания) денежных средств их перемещения за границу.
О некоторых способах отмывания полученных преступным путем денежных средств, связанных с их переводом за границу
В июле 1989 г. на 15-й встрече в Париже на высшем уровне глав государств и правительств ведущих индустриальных держав мира ("Большой семерки" - США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады) создана межправительственная организация - Financial Action Task Force of Money Laundering (сокращенно FATF) - Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег <1>. -------------------------------- <1> В ряде отечественных изданий название Financial Action Task Force of Money Laundering переводится на русский язык как "Группа международных финансовых действий". Между тем еще 10 октября 1998 г. в г. Санкт-Петербурге представителями Центрального банка РФ и FATF подписан меморандум по итогам Международной конференции по вопросам противодействия отмыванию капиталов и финансовому мошенничеству в финансово-кредитной сфере, являющийся первым официальным документом на русском языке, касающимся сотрудничества с FATF, название которой в нем переведено как "Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег". См.: Иванов Э. А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. М.: Российский юридический издательский дом, 1999. С. 54, 175 - 176.
Ее основной целью является разработка и содействие политике государств, направленной на борьбу с отмыванием денег. В феврале 1990 г. FATF был представлен первый отчет о работе, в котором давалась оценка масштабам проблемы, выявленным способам отмывания денежных средств, существующим международным механизмам и государственным программам по борьбе с этим явлением. Кроме того, в отчете предлагалась программа по борьбе с отмыванием денег в виде 40 рекомендаций. В последующем она неоднократно пересматривалась с учетом практики применения. В октябре 2001 г. FATF предприняла важный шаг, выработав восемь специальных рекомендаций по вопросам финансирования терроризма. Эти рекомендации содержат ряд мер, направленных на противодействие финансированию террористических актов и террористических организаций, и дополняют 40 рекомендаций. В октябре 2004 г. FATF приняла новую IX специальную рекомендацию, касающуюся перевоза наличных денег физическими лицами. В феврале 2012 г. на очередном пленарном заседании FATF окончательно утверждены обновленные рекомендации, являющиеся ныне международными стандартами по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ). Новая редакция рекомендаций FATF устанавливает комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует применять для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения. Эти меры исходят из того, что легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных операций, совершаемых различными способами, постоянно совершенствующимися. Тем не менее существуют определенные шаблоны, которых зачастую придерживаются преступники. В значительной мере для этих шаблонов характерно то, что размещение незаконных доходов в денежной форме представляет собой перевод денег в финансовые инструменты с последующим территориальным удалением от мест их преступного приобретения. И такое удаление в абсолютном большинстве случаев связано с перемещением денежных средств за рубеж. При этом размещение нелегальных доходов в легальном обороте осуществляется как в традиционных кредитных организациях (банках, страховых компаниях, финансовых компаниях, инвестиционных фондах и т. д.), так и в нетрадиционных финансовых учреждениях (валютных биржах, у брокеров ценных бумаг и драгоценных металлов, букмекерских конторах и т. д.). При этом операции по размещению нелегальных доходов могут совершаться как внутри страны, так и за ее пределами. Сам этап размещения денег в законный оборот является наиболее слабым звеном (с точки зрения "отмывателей"), но в случае его успешного проведения выявить преступно полученные деньги или имущество, а также доказать противоправный характер их происхождения становится чрезвычайно сложно. В силу этого рекомендации особое внимание уделяют усилению роли финансовой системы в борьбе с отмыванием денег. При этом они ориентируют кредитно-финансовые учреждения "обращать особое внимание на все запутанные, необычно крупные операции и на все необычные по своей структуре сделки, которые не имеют явного экономического смысла или очевидной законной цели". Ведь именно такие операции зачастую являются первым этапом размещения незаконных доходов и похищенных средств в легальном обороте. Для выявления таких подозрительных операций необходимо четко представлять, что зачастую отмывание денежных средств осуществляется при перемещении их (или материальных ценностей) за границу: а) за счет банковских операций; б) за счет экспортных операций; в) иными способами. Изучение следственной и судебной практики правоохранительных органов страны 1991 - 2011 гг. позволяет условно классифицировать их следующим образом. 1. Перемещение за границу денежных средств при совершении преступлений, связанных с осуществлением банковских операций, широко распространено в силу выполняемой банками посреднической функции между участниками финансовых или коммерческих сделок. Оно осуществляется в связи с совершением преступлений следующими способами: 1.1. Способы, связанные с собственной деятельностью банков и их должностных лиц. 1.1.1. Хищение денежных средств с использованием подложных кредитовых АВИЗО, покупка валюты на полученные денежные средства и ее перечисление на счета физических и юридических лиц в зарубежные банки. 1.1.2. Хищение денежных средств с использованием подложных финансовых инструментов (чеков, векселей и т. д.), покупка на них валюты и перечисление на счета физических и юридических лиц в зарубежные банки. 1.1.3. Получение подконтрольными руководителям банков предприятиями, зарегистрированными в России или за рубежом, кредитов без представления необходимых обоснований или под подложные гарантийные письма или поручительства и их перевод на счета юридических лиц в зарубежные банки, с последующим перечислением на личные счета. Списание кредитов по подложным документам об оказании услуг за рубежом (чаще всего маркетингового и консалтингового характера) без фактического их оказания. 1.1.4. Хищение денег в банке бухгалтером банка путем оформления фиктивных мемориальных ордеров о зачислении безналичных денежных средств со счета невыясненных поступлений на расчетные счета различных организаций - клиентов этого банка; сговор на хищение с распорядителями счетов этих организаций либо обман их; перечисление этих денежных средств на счета физических и юридических лиц в зарубежные банки. 1.1.5. Получение банком денежных вкладов населения на законных основаниях, имитация финансовой деятельности, конвертация в валюту и ее перечисление на счета различных физических или юридических лиц в зарубежные банки, ликвидация или объявление банка банкротом. 1.1.6. Выпуск неучтенных депозитных сертификатов банка и их присвоение с использованием служебного положения. Предъявление через подставных лиц официальным порядком сертификатов в банк для погашения с последующей покупкой и переводом за рубеж валютных денежных средств на банковские счета физических и юридических лиц. 1.1.7. Предоставление межбанковских кредитов по "двойной ставке". В этом случае у банка-кредитора имеется экземпляр договора с заниженным показателем процентных выплат, а в банке-заемщике - с реальными показателями. При выплате процентов по договорам разница перечисляется не на счета банка-кредитора, а на другие, подконтрольные его должностным лицам счета за границей. 1.1.8. Заключение банком договора о совместной деятельности со страховой фирмой. Оформление краткосрочных договоров страхования жизни руководителей банка; перечисление страховой фирме безналичных денежных сумм по договору о совместной деятельности. Получение по истечении срока договора страховых сумм путем направления в страховую фирму письма с предложением перечислить причитающиеся деньги на счет за границей (с различными обоснованиями). 1.1.9. Перечисление на счета физических и юридических лиц за границей не предусмотренных договорами межбанковского или иного кредитования комиссионных платежей за услуги, связанные с выдачей кредитов в условиях, когда для этого не имелось оснований. 1.1.10. Неофициальное (без получения разрешения ЦБ РФ и уведомления налоговых органов) создание представительства банка за рубежом, аренда жилых помещений для него и перечисление для поддержки представительства на счета физических или юридических лиц денежных средств, которые фактически присваиваются или используются представителями руководства банка при нахождении за рубежом. 1.1.11. Создание за рубежом (как правило, в офшорной зоне) подконтрольной компании, с которой систематически подписываются контракты на поставку необходимого банковского оборудования, оказание различных услуг товара (как правило, это сырье) по заведомо завышенным ценам. Компания выступает посредником, заключает и обеспечивает исполнение необходимых договоров с третьими сторонами, проводя расчет по нормальным ценам. Извлеченная неучитываемая и необлагаемая налогами прибыль зачисляется на счета за рубежом. 1.1.12. Предоставление межбанковских кредитов, возврат долга и процентов по которым изначально не предполагается, расположенным в офшорных зонах банкам, контролируемым руководством российских банков, предоставивших кредит. Последующее перечисление денежных средств на иные счета физических и юридических лиц в иностранных банках. 1.1.13. Получение валютных средств путем продажи поддельных ценных бумаг (векселей, государственных и иных облигаций, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов и т. д.), их перевод и зачисление на счета в зарубежных кредитно-финансовых учреждениях. 1.1.14. Хищение с использованием подложных документов компенсационных начислений на умерших граждан, их перечисление на счета физических или юридических лиц, конвертация и перевод за рубеж. 1.1.15. Кредитование ненадлежащих заемщиков с получением за это части денежных средств займа с их последующим аккумулированием на счетах лиц, способствующих выдаче таких займов, и их перечислением за рубеж или обналичиванием. 1.2. Способы, связанные с собственной деятельностью клиентов банков. 1.2.1. Получение юридическим лицом кредита (ссуды) банка без представления необходимых обоснований или под подложные гарантийные письма или поручительства, их перевод на счета юридических лиц в зарубежные банки, с последующим перечислением на личные счета. 1.2.2. Предъявление на товарной бирже подложной складской расписки о наличии товаров и выставлении на продажу лотов этих товаров; заключение договоров на их продажу с предварительной оплатой поставки; конвертация предоплаты и ее перевод за границу на банковские счета физических или юридических лиц без выполнения условий договоров. 1.2.3. Открытие в банке расчетного счета с использованием похищенных учредительных документов, бланков, печатей прекратившей свое существование организации; заключение кредитных договоров с банком; перечисление денежных средств за границу во исполнение подложного контракта. 1.2.4. Получение кредитов и их перечисление на счета за границу фиктивными предприятиями (лжепредприятиями), а также путем фальсификации документов и иных приемов обмана, вследствие чего создается ложная картина относительно возврата полученных средств и представленного обеспечения. 1.2.5. Учреждение группы предприятий (юридических лиц) одним и тем же лицом (лицами), получение одним из них крупного кредита, его "распыление" путем перечисления по подложным договорам на счета других предприятий, конвертация и перевод за рубеж на банковские счета физических или юридических лиц. 1.2.6. Перечисление специально созданному для этой операции иностранному юридическому лицу за границей денежных средств по мнимой сделке, их последующее перечисление на счета конкретных физических лиц в иностранных банках. 1.2.7. Получение валютных средств путем продажи поддельных ценных бумаг (векселей, государственных и иных облигаций, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов и т. д.) с их зачислением на счета юридических лиц за рубежом. 1.2.8. Получение коммерческой или некоммерческой организацией от юридических и (или) физических лиц (инвесторов) денежных средств на основании заключаемых договоров (поручения или траста, инвестирования строительства жилья или долевого участия в строительстве такового и т. д.). Последующее невыполнение или неполное выполнение условий договоров и присвоение денежных средств, их конвертация и перевод за границу на счета юридических и физических лиц. 1.2.9. Зачисление предприятием, осуществляющим экспортные операции, валютной выручки не на транзитный счет в уполномоченном банке, а на текущий счет в иностранном банке. 1.2.10. Открытие вторых валютных счетов предприятиями, зарегистрированными и осуществляющими свою хозяйственную деятельность в регионах России, в банках Москвы или Санкт-Петербурга. При этом они проводят часть своих сделок по счетам в банках своих городов и в соответствии с их балансом платят налоги, а наиболее значительные и крупные операции осуществляют через вторые валютные счета, вследствие чего скрывается от налоговых и других контрольных органов наличие значительных валютных средств, которые переводятся за рубеж. 1.2.11. Принятие страховыми компаниями в нарушение валютного законодательства страховых взносов на территории России в валюте. Через страховые компании, имеющие филиалы за рубежом (совместные предприятия, зарегистрированные, как правило, в офшорных зонах), валютные средства перечисляются на счета за границу. 1.2.12. Перевод средств за рубеж путем создания представительств, в первую очередь в офшорных зонах. При этом расходы на открытие представительств в различных странах и оплату пребывания там должностных лиц российских компаний и фирм не соответствуют фактическим затратам. Большинство так называемых представительств являются таковыми лишь в документах российских предприятий и банков, поскольку для их создания за рубежом требуются разрешения соответствующих государственных органов стран размещения, а получение таких разрешений связано со значительными трудностями. 1.2.13. Осуществление перечисления денежных средств на счета в зарубежные банки по сделкам, не соответствующим целям деятельности организации-клиента, установленным ее учредительными документами. 1.2.14. Перечисление за рубеж или получение из-за рубежа денежных средств с отклонениями от обычной практики, используемой конкретным клиентом, или обычной рыночной практики. 1.2.15. "Параллельные" кредитные сделки, применяемые во избежание необходимости входа в официальную экономику при нелегальной рыночной торговле товарами и услугами. 2. Перемещение за границу денежных средств при совершении преступлений, связанных с осуществлением экспортных (импортных) операций. 2.1. Российская организация создает за рубежом (как правило, в офшорной зоне) дочернюю компанию, на которую негласно возлагается роль посредника. С нею подписывается контракт на поставку товара, но он сразу же отправляется третьей фирме, с которой "своя фирма" заключает соответствующий контракт. Российская компания продает посреднической компании товар по цене ниже мировой, а та реализует его третьей компании по среднемировой цене. Полученная в результате совершенного мошенничества разница зачисляется на банковские счета юридических лиц за рубежом. 2.2. Российское предприятие достигает негласной договоренности с иностранной компанией - получателем товара о внесении в контракт заведомо заниженной цены. В дальнейшем покупатель выплачивает половину разницы между контрактной и реальной стоимостью товара путем перечисления денежных средств на счет юридического или физического лица за рубежом, указанный продавцом. 2.3. Создание фирм-однодневок. Этот механизм предполагает создание, как правило, небольшого предприятия, которое занимается экспортом сырья или товаров и используется в качестве буфера для более крупных предприятий. Зачастую подобный механизм реализуется путем выдачи крупного кредита коммерческим банком фирме-однодневке, созданной через подставных лиц самим банком либо его руководством. После получения кредита фирма-однодневка исчезает, кредит не возвращается, а полученные таким образом денежные средства переводятся за границу на счета юридических лиц, принадлежащих на правах собственности организаторам преступления. 2.4. В ходе экспортной операции валюта не полностью перечисляется на счет в российский банк, часть ее остается на специально открытых для этого банковских счетах юридических лиц за рубежом. 2.5. Перечисление на счета юридических и физических лиц в зарубежных банках денежных средств, полученных в оплату товаров, доставленных за границу контрабандным путем. 3. Перемещение за границу денежных средств, полученных в результате совершения иных преступлений. 3.1. Изъятие денежных средств путем проникновения в компьютерные сети российских и иностранных банков, их перечисление на счета юридических или физических лиц в зарубежных банках или в оплату за приобретенные товары и оказанные услуги. 3.2. Отсутствие лимитов обмена наличных рублевых средств на валюту привело к тому, что через обменные пункты различных банков конвертируются крупные суммы денег, значительная часть которых имеет незаконное происхождение. В дальнейшем эти средства используются для проведения незаконных валютных операций и вывоза капиталов из страны (фиктивные импортные операции, вложение валюты в банки и получение кредитных карточек, используемых в дальнейшем для покупки недвижимости и ценных бумаг за рубежом, и т. п.). 3.3. Размещение на счетах юридических или физических лиц в банках за рубежом денежных средств, выплаченных различным должностным лицам в качестве взяток. 3.4. Размещение на счетах, обслуживаемых с использованием пластиковых карт, больших сумм денежных средств, полученных при совершении иных преступлений (например, связанных с незаконным оборотом наркотиков), их последующее снятие за рубежом или приобретение на них различного имущества, объектов недвижимости. 3.5. Нелегальная (по предварительному сговору с представителями таможенной службы) доставка через таможенную границу наличных денежных средств, полученных в результате совершения различных преступлений, с последующим размещением на счетах юридических и физических лиц в иностранных банках и кредитных учреждениях. 3.6. Открытие и использование "коллективных" счетов, когда большое количество лиц размещают деньги на один счет, деньги с которого переводятся в другое государство. 3.7. Накопление и последующий перевод за рубеж денежных средств, полученных предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ), в результате: - занижения в документах (декларациях и т. д.) фактической стоимости закупаемого имущества и оборудования, технических средств и механизмов, в том числе от иностранных поставщиков; - покупки недвижимости по заниженным ценам и последующей продажи - по завышенным; - оформления преступно полученных денежных средств в качестве прибыли от законной деятельности предприятия ЖКХ; - продажи похищенного имущества через законно функционирующие торговые точки; - оплаты векселями несуществующих организаций либо вызывающими сомнения и т. д. 3.8. Хищение бюджетных средств путем перечисления их на покупку какого-либо имущества или оборудования в зарубежные банки в нарушение условий объявленных государственных конкурсов или результатов их проведения. 3.9. Разделение денежных депозитов на меньшие суммы, не требующие представления сведений (отчетов) об источнике их происхождения контролирующим органам (так называемый смуфинг). 3.10. Так называемый минивойсинг операций в сфере международной торговли: при ввозе товаров осуществляется подделка регистрации кредитных и таможенных деклараций, которые могут скрывать сделки при пересечении границы, свидетельствующие о транспортировке наркотиков или иных средств, изъятых из легального оборота. 3.11. Широкое или преимущественное использование в деятельности конкретной организации деривативов - специфической деятельности субъектов рынка, связанной с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов посредством особенных финансовых инструментов рынка ценных бумаг - деривативов (или производных финансовых инструментов). Например, при их использовании искусственная версия подчинения фонда компании к слиянию или вступление во владение могут быть использованы для того, чтобы внести необычные изменения в списки ценных бумаг и их последующее использование, в том числе и для продажи за рубеж. 3.12. Перечисление денежных средств для размещения за рубежом в трасты - доверительное управление или поступление денежных средств на счета клиентов из таких трастов <2>. -------------------------------- <2> В процессе становления и развития института траста сложилась неофициальная система классификации трастов, в основу которой положен ряд разнообразных критериев. В зависимости от способа учреждения трасты подразделяются на трасты, возникающие в силу указания закона (statutory trusts); трасты, созданные на основании волеизъявления учредителя - так называемые прямо выраженные трасты (express trusts), и трасты, возникающие из предполагаемой воли учредителя траста (implied trusts). Именно две последние категории трастов могут использоваться для легализации (отмывания) денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
Приведенная классификация не претендует на полноту перечисления всех возможных способов перемещения за границу денежных средств и имущества, полученных преступным путем. В условиях совершенствования национального законодательства, организационных изменений в деятельности правоохранительных и контролирующих органов появляются все новые и новые механизмы, используемые для противоправного вывоза за пределы стран денежных средств. Вместе с тем при большом многообразии видов деятельности, связанной с легализацией (отмыванием) денежных средств и доходов, полученных преступным путем, и размещением их за рубежом, все они сходны в принципиальных чертах, как с точки зрения общих признаков, так и характера носителей информации.
Банковские документы как источники сведений о легализации полученных преступным путем денежных средств
Типичными и наиболее высокоинформативными источниками информации о легализации денег являются документы расположенных на территории России и за рубежом банков, через которые в абсолютном большинстве случаев осуществляются операции по перечислению полученных преступным путем денежных средств за границу. Осуществление перемещения за границу денежных средств, полученных преступным путем, с использованием банковских технологий обусловлено в первую очередь тем, что все хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности обязаны хранить свои денежные средства в кредитных организациях и производить расчеты по своим обязательствам с другими организациями в безналичном порядке. Банки хранят денежные средства организаций на их счетах, зачисляют поступающие на эти счета суммы, выполняют распоряжения организаций об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором. Учитывая механизмы, используемые при совершении переводов за рубеж денежных средств, полученных преступным путем, представляется возможным выделить четыре группы банковских документов, являющихся основными источниками доказательственной информации об этом. Документы, отражающие и характеризующие операции по клиентским счетам в российских банках. Юридические лица могут иметь расчетные, текущие, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие счета. В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" <3> клиенты банков вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте. -------------------------------- <3> Статья 30 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. N 27. Ст. 337; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 6. Ст. 492 и др.
Основанием для открытия расчетных, текущих счетов является договор банковского счета (договор о расчетно-кассовом обслуживании), заключаемый между клиентом (юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем) и банком. В соответствии с этим договором банк обязуется принимать и зачислять денежные средства, поступающие на счет клиента, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проводить по нему другие операции. Все счета, открываемые банком, регистрируются в книге регистрации открытых счетов, которая хранится у главного бухгалтера банка или его заместителя. В этой книге должны быть следующие данные: дата открытия счета, дата и номер договора об открытии счета, наименование клиента, наименование счета, номер лицевого счета, порядок и периодичность выдачи выписок счета, дата сообщения налоговым органам об открытии счета, дата закрытия счета. В банки для открытия счета, как правило, представляются: копия учредительных документов (в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта такими документами являются устав либо договор учредителей), нотариально заверенная карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиска печати, а также документы, подтверждающие государственную регистрацию и постановку клиента на учет в налоговых и иных органах. На каждого клиента банка заводится юридическое дело, в котором хранятся документы, необходимые для открытия счета, переписка об изменении права подписи, документы, определяющие полномочия по распоряжению счетом, заявления-обязательства об открытии ссудных счетов и т. д. За счет перечисления средств с расчетного (текущего) счета клиента банка может формироваться его депозитный счет, основанием для открытия которого является договор банковского вклада (депозита). Основное отличие договора банковского счета от договора банковского вклада состоит в том, что последний не допускает осуществления текущих расчетных операций. По окончании срока депозитного договора сумма вклада должна быть возвращена юридическому лицу в безналичном порядке путем ее перечисления на его расчетный, текущий счет. Однако юридическое лицо вправе дать указание банку о перечислении суммы депозита по его окончании на счет третьего лица. Средства, полученные хозяйствующим субъектом в качестве банковского кредита, перечисляются на ссудный счет, на котором учитывается задолженность заемщика перед банком. В соответствии с кредитным договором банковская ссуда может быть направлена на расчетный (текущий) счет заемщика либо на оплату кредитуемых материальных ценностей и затрат. Валютные средства хозяйствующего субъекта, являющегося резидентом <4>, хранятся на его валютном счете, открытом в уполномоченном банке. На основании представленных клиентом документов (аналогичных представляемым для открытия расчетного (текущего) счета) банк заключает с ним договор о расчетно-кассовом обслуживании. Валютный счет фактически состоит из двух счетов - текущего и транзитного. Транзитный валютный счет открывается для осуществления продажи валютной выручки, перечисленной клиенту юридическими и физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации, в оплату экспорта товаров, работ, услуг. После продажи валюты оставшаяся ее часть перечисляется банком с транзитного на текущий валютный счет клиента. Валюта, полученная клиентом по операциям на внутреннем рынке, зачисляется банком непосредственно на его текущий валютный счет. -------------------------------- <4> В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к резидентам относятся: а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта; д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
По действующему законодательству перечисление в пользу нерезидентов за границу денежных средств в иностранной валюте уполномоченные банки вправе выполнять только при предоставлении в их распоряжение копий контрактов (договоров). К документам, характеризующим операции по валютному счету, должны прилагаться копии контрактов (договоров), а также, учитывая контролирующий характер деятельности банка в отношении таких контрактов, копии грузовых таможенных деклараций со штампом таможни, накладных или других документов, подтверждающих выполнение нерезидентом своих обязательств, а в случае их отсутствия - копии сообщений в ГУ ЦБ России по месту регистрации предприятия-клиента об этом. Платежные операции по счетам осуществляются с использованием четырех основных форм безналичных расчетов: платежных поручений, чеков, аккредитивов и платежных требований. Их копии (или первые экземпляры) и сопутствующие документы хранятся в документах операционного дня банка. Сводные данные об операциях каждого клиента содержатся в банковской выписке по счету. Документы, отражающие и характеризующие операции российских и иностранных банков в сфере межбанковских корреспондентских отношений. Корреспондентские межбанковские отношения (международный термин - correspondent banking)- это всевозможные формы прямого сотрудничества двух банков, связанных между собой деловыми отношениями, по корректному, точному и четкому выполнению взаимных поручений. Поскольку банки являются кредитно-расчетными учреждениями, то эти поручения относятся, преимущественно, к вопросам осуществления платежных операций. Перечисление денежных средств из одного банка в другой (например, при их перемещении с конкретного клиентского счета в российском банке на конкретный клиентский счет в зарубежном банке) осуществляется через корреспондентские счета (корсчета). Следует отметить, что через корсчета банки осуществляют не только все операции по обслуживанию своих клиентов, но и операции самого банка как субъекта предпринимательской деятельности. В связи с этим банки как юридические лица вправе открывать для себя только корреспондентские счета в других кредитно-банковских учреждениях. У банков не может быть своих текущих, расчетных и других счетов, кроме корреспондентских, на которых и хранится вся имеющаяся в их распоряжении денежная масса. Порядок расчетов между банками через их корреспондентские счета, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России (головных расчетно-кассовых центрах, расчетно-кассовых центрах), определен Положением ЦБР о безналичных расчетах в Российской Федерации <5>. -------------------------------- <5> См.: часть II Положения ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П о безналичных расчетах в Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями).
Кроме того, банки вправе открывать корреспондентские счета друг у друга, для чего они заключают соглашение о корреспондентских отношениях (корреспондентское соглашение). В нем оговариваются порядок открытия и режим корреспондентских счетов, срок договора, размер комиссионного сбора, другие права и обязанности сторон. По состоянию на определенную в договоре дату банки-корреспонденты проводят выверку расчетов по счету и направляют друг другу выписки из корреспондентского (лицевого) счета. В банковской практике различаются корсчета ЛОРО и НОСТРО. Счет ЛОРО ("их счет у меня") предназначается для учета банком операций, осуществляемых им по поручению своего корреспондента. Счет НОСТРО ("наш счет у него") предназначен для учета операций, осуществляемых банком-корреспондентом по поручению банка владельца счета. В соответствии с общемировой банковской практикой российские банки могут самостоятельно осуществлять работу по корреспондентским счетам в зарубежных банках. Для этого банки открывают в иностранных банках корреспондентские счета в различных валютах. При наличии таких счетов банки-корреспонденты по указаниям и поручениям соответствующих банков-владельцев производят различные платежи по международным расчетам. Существуют несколько форм платежей: почтовые - в этом случае для обслуживания корреспондентского счета в банках-корреспондентах имеются карточки с образцами подписей, по которым сверяют подписи на поступивших почтовых платежных документах; электронные (телекс, SWIFT) - в таких случаях платежные поручения передаются соответствующим образом, но при этом перед текстом передаваемого платежного документа обязательно проставляются кодированные данные (телеграфный ключ) о виде валюты, сумме, дате платежа и некоторых иных параметрах. Кодировочные таблицы представляют собой особо охраняемую банковскую тайну и существуют раздельно для каждого корреспондентского счета. Банки-корреспонденты осуществляют обратную связь с банками - владельцами корреспондентских счетов, направляя с оговоренной периодичностью банковские выписки по корсчетам, в которых отражены произведенные операции за истекший период. Следует отметить, что в большинстве коммерческих банков России материалы о работе и переписка по конкретным корсчетам группируются и хранятся раздельно. Вместе с тем необходимо четко себе представлять, что в самих российских банках, имеющих корсчета за рубежом, в этих документах могут находиться далеко не все материалы, отражающие и характеризующие осуществленные платежи. В таких условиях одним из источников объективной информации о перемещении денежных средств за границу могут являться документы корреспондентского счета российского банка, сосредоточенные в его банке-корреспонденте за рубежом. Документы иностранных банков, отражающие и характеризующие операции по клиентским счетам. В соответствии с фактически единой мировой банковской практикой клиентский счет в зарубежном банке сопровождается следующей совокупностью документов: - заявлением на открытие счета или договором (соглашением) об открытии и ведении счета (account contract, account opening form и т. д.), в которых отражаются взаимные обязательства сторон по обслуживанию открываемого счета, режиму управления им, оказываемым услугам, периодичности подготовки банковских выписок, адресе клиента и т. д.; - документами, характеризующими клиента (для физических лиц - копии паспортов и видов на жительство, для юридических лиц - копии их уставов и в ряде случаев некоторых иных документов); - идентификационными документами на распорядителя счета - к ним относятся заполненные собственноручно различного рода справки, формы, идентификационные карты и т. д., в которых конкретно указывается, кто является распорядителем денежных средств по счету и за чьей подписью могут приниматься к исполнению платежные поручения; - банковской выпиской по счету (банковским отчетом), отражающей в хронологическом порядке все платежные операции, которая составляется постоянно, а за истекшие временные периоды в копиях выдается на руки клиенту (направляется ему почтой или по электронным каналам связи); - платежными поручениями (payment orders) о перечислении средств со счета и заявлениями о снятии наличных средств (первичными расходными документами), лично исполняемыми клиентом и скрепляемыми его подписью в банке на формализованных бланках или направляемыми им почтой, факсом и в других формах, предусмотренных соглашением об открытии счета; - платежными документами о зачислении средств на счет (первичными приходными документами), которыми могут являться табуляграммы, телетайпограммы, сообщения SWIFT и т. п.; - перепиской по счету между банком и клиентом, его доверенными или уполномоченными лицами. Кроме упомянутых выше первичных расходных и приходных документов, отражающих проведение конкретных банковских операций, в зарубежной банковской практике к первичным относятся: квитанции о внесении наличных денежных средств на счет; квитанции о снятии наличных денежных средств со счета; кредитовые и дебетовые уведомления; отмененные (оплаченные) чеки, дорожные чеки, денежные переводы; банковские векселя; депозитные сертификаты (срочные депозиты); аккредитивы; телеграфные переводы; сертификаты на приобретение ценных бумаг или инвестиционные сертификаты; заявления о выдаче ссуд, заявления о предоставлении кредита под залог; выписки о выдаче кредитных карточек, счета-фактуры и отчетные выписки. Как правило, в большинстве зарубежных банков обслуживание конкретного клиента и его счета (счетов) осуществляется одним из его работников (должностных лиц банка), с которым клиент поддерживает связь в оговоренном предварительно порядке. В связи с этим такие должностные лица могут являться свидетелями финансовой деятельности того или иного лица, являющегося распорядителем средств счета в иностранном банке. Особо следует отметить, что в большинстве зарубежных стран в связи с принятием законов о борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем, на банковские службы возложены обязанности по ведению специальных форм отчетности и информационных документов о проводимых через банки финансовых операциях в суммах, превышающих законодательно установленные пороговые значения. Для различных государств они разные. В связи с этим документы такой отчетности также могут содержать информацию о перемещении за рубеж денежных средств и имущества, полученных преступным путем. Так, в США по Закону о банковской конфиденциальности 1970 г. финансовые учреждения и другие компании обязаны представлять в Министерство финансов страны отчеты о любых сделках с наличностью на сумму свыше 10 000 американских долларов по следующим формам: а) отчет о валютных сделках, форма N 4789; б) отчет о перемещении за границу валюты или платежных средств, форма N 4790; в) отчет об иностранных банках и финансовых счетах, форма N 90-22.1; г) отчет об оплате коммерческих сделок наличными средствами на сумму более 10 000 долларов, форма N 8300; д) отчет о валютных сделках, представляемый игорными заведениями, форма N 8362 <6>. В Швейцарской Конфедерации аналогичные требования содержатся в Федеральном законе о борьбе с отмыванием денег в финансовом секторе (Законе об отмывании денег) <7>, в Федеративной Республике Германии - в Законе о выявлении прибылей от тяжких уголовных преступлений (Законе об отмывании денег - GwG) от 25 октября 1993 г. <8> и т. д. -------------------------------- <6> Hayre E. D. Money Laundering and financial investigations. Investigators manual. Toronto, Royal Canadian Gendarmerie royale, 1994. P. 34. <7> Официальное издание Loi federale concernant la lutte contre le blanchiment d'argent dans le secteur financier (Loi sur le blanchiment d'argent, LBA) du 10 Octobre 1997, RS 955.0. <8> Официальное издание Gesetz uber das Aufspuren von Gewinnen aus schweren Straftaten (Geldwaschegesets - GwG) von 25. Oktober 1993. BGDI. 1993 - I. S. 1770.
Документы, отражающие и характеризующие операции российских банков в сфере банковского кредитования <9>. Кредитные операции - это отношения между кредитором и заемщиком (дебитором) по предоставлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности. -------------------------------- <9> Выделение этих документов в самостоятельную группу обусловлено тем обстоятельством, что более половины денежных средств, незаконно находящихся за границей, являются заемными у банков.
Банковские кредитные операции подразделяются на две большие группы: активные, когда банк выступает в лице кредитора, выдавая ссуды, и пассивные, когда банк выступает в лице заемщика, привлекая деньги от клиентов и других банков в банк на условиях платности, срочности и возвратности. Незаконное выведение денежных средств за рубеж осуществляется за счет как активных, так и пассивных кредитных операций. Процесс кредитования обычно начинается с подачи и рассмотрения заявки на получение кредита, которую подает клиент, желающий получить кредит, в форме, определенной конкретным банком. Для рассмотрения вопроса о получении кредита клиент представляет в банк документы в соответствии с разработанным и закрепленным в Положении о кредитовании перечнем, на основании которых инспекторами кредитного отдела осуществляется анализ кредитоспособности заемщика и перспективы выполнения им своих финансовых обязательств. Результаты такого анализа, как правило, излагаются в виде справки или служебной записки. Во многих банках к подготовительной работе на этом этапе подключаются специалисты различных отделов и служб банков. Так, юридический отдел дает заключение о: соответствии регистрационных и учредительных документов действующему законодательству, полноте и юридической обоснованности представленных потенциальным заемщиком документов, анализе правильности оформления поручительств и гарантий. В заключении службы безопасности банка оцениваются результаты собственного технико-криминалистического анализа учредительных и иных представленных документов с целью установления подделок, излагаются результаты проверки действительности существования клиента и его деловой репутации, наличия имущества, предоставленного в залог. Решение о целесообразности выдачи кредита принимается либо уполномоченным должностным лицом, либо соответствующим органом управления банка. С учетом возрастающей сложности определения кредитных рисков и иных факторов, подлежащих учету, в большинстве российских банков созданы кредитные (учетно-ссудные) комитеты как специальные органы, уполномоченные рассматривать или принимать решения по большинству вопросов связанных с кредитованием, которые оформляются протоколами заседаний и решениями кредитного комитета. В случае принятия кредитным комитетом решения о предоставлении кредита об этом сообщается клиенту, после достижения соглашения с которым по всем существенным и необходимым условиям заключается кредитный договор <10>, который учитывается и регистрируется в книге (журнале) учета кредитных договоров. -------------------------------- <10> О понятии кредитного договора, его видах и формах см.: Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. Е. А. Суханова. М.: ЮрИнфоР, 1997. С. 111 - 126.
Для осуществления операций по кредитованию банки открывают юридическим лицам, включая и банки, получающие межбанковский кредит, ссудные счета, на которых ведется учет ссуд не по каждому объекту кредитования, а по каждому клиенту. В современной практике кредиты могут учитываться на простом ссудном счете, специальном ссудном счете, контокорренте, ссудном счете по кредитной линии и т. д. Отличие большинства специальных ссудных счетов от обычных состоит в том, что выдача кредитов каждый раз документально (договорами) не оформляется, а производится на основе заявлений-обязательств по мере необходимости. Платежные операции по ссудным счетам осуществляются с использованием платежных поручений, чеков, аккредитивов и платежных требований-поручений. Сводные данные об операциях в банковской выписке по ссудному счету. Все документы, сопровождающие заключение и исполнение кредитного договора, группируются и подшиваются в кредитное дело, которое хранится у ответственного кредитного инспектора или иным установленным в банке порядком. Исполнение кредитного договора может сопровождаться составлением различных справок, отчетных документов, истребованием у заемщика сведений об исполнении принятых обязательств и другим вопросам, иной перепиской в связи с договором, которая не всегда приобщается к кредитному делу. Применительно к выявлению банками криминального характера проводимых платежных операций отдельные документы каждой из четырех рассмотренных групп не имеют определяющего значения, поскольку характеризуют лишь отдельные показатели работы счетов. К примеру, банковская выписка по счету, характеризуя суммовые показатели движения денежных средств за определенный период, не содержит в полном объеме сведения об источниках их поступления на счет и об адресации перечислений со счета, являясь с этой точки зрения "немым документом". Достаточно полное представление о движении средств по счету может быть получено при сопоставлении выписки с первичными документами - платежными поручениями, чеками, аккредитивами и платежными требованиями-поручениями. Несоответствия в документах взаимосвязанных между собой различных групп первичного учета и бухгалтерской отчетности, нарушения нормативных правил ведения отчетности выявляются методами документальной проверки. Методика анализа документов, описание конкретных несоответствий в учетных документах, которые могут свидетельствовать о конкретных способах совершения и сокрытия преступлений, в том числе и связанных с отмыванием и незаконным перечислением за рубеж денежных средств, освещены в ряде специальных работ <11>. Их расследование входит в компетенцию следователей различных правоохранительных органов. Однако в случае выявления признаков криминальных операций, еще до официального возбуждения уголовных дел, службы банков должны обеспечивать сохранность всех взаимосвязанных между собой документов. При этом следует избегать ряда ошибок, а в определенных случаях и предостерегать от них следователей. -------------------------------- <11> См., например: Рохлин В. И. Работа следователя с документами при расследовании преступлений в сфере хозяйственной деятельности: Конспект лекций. Л., 1987. 52 с.; Данилова Н. А., Фомина Л. С. Работа следователя с документами по делам о преступлениях в сфере экономики: Методические рекомендации. СПб., 1998. 64 с.
Типичными из таких ошибок являются следующие. 1. При расследовании преступлений экономической направленности далеко не всегда уделяется должное внимание быстрому и полному изъятию в российских банках документов, отражающих и характеризующих операции по клиентским счетам и в сфере межбанковских корреспондентских отношений. Это дает возможность организаторам и исполнителям преступлений уничтожить или подменить необходимые документы. Более чем в половине изученных нами случаев на первоначальном этапе следствия производились выемки не подлинников, а ксерокопий первичных документов, что привело к утрате их оригиналов, невозможности назначения и проведения необходимых экспертиз, предопределив существенные пробелы в процессе доказывания. 2. Формальный подход к проведению выемок и обысков, целью которых является изъятие документов, содержащих доказательственную информацию. Следователи, не обладая достаточными знаниями в той области деятельности, к которой имеют отношение изымаемые документы, не используют знания и опыт специалистов в области бухгалтерского учета, налогового законодательства, банковского дела (в зависимости от того, где и какие документы предполагается изымать), что влечет за собой значительные ошибки в определении объема и перечня необходимых документов. 3. Изъятию в ходе выемок и обысков подвергаются одновременно значительные объемы (десятки тысяч листов) несистематизированных документов, вследствие чего они длительное время не отрабатываются следствием с должной полнотой. Лишь в единичных случаях для разбора документов, восстановления бухгалтерского учета, завершения бухгалтерских проводок и оформления необходимых отчетных документов на стадии их осмотра приглашаются главные бухгалтеры банков и их клиентов, а также специалисты, обладающие достаточными знаниями в сфере банковского документооборота. Во избежание таких ошибок необходимо тесное взаимодействие следователей органов предварительного следствия РФ и служб безопасности российских банков.
Название документа