Основы правового регулирования военного плена в России в конце XVII - начале XX в. (на примере русско-турецких вооруженных конфликтов)

(Познахирев В. В.) ("История государства и права", 2012, N 15) Текст документа

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЕННОГО ПЛЕНА В РОССИИ В КОНЦЕ XVII - НАЧАЛЕ XX В. (НА ПРИМЕРЕ РУССКО-ТУРЕЦКИХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ) <*>

В. В. ПОЗНАХИРЕВ

Познахирев Виталий Витальевич, соискатель кафедры истории России Курского государственного университета.

Статья посвящена развитию отечественного права в сфере военного плена применительно к русско-турецким вооруженным конфликтам конца XVII - начала XX в. На основе исследования опубликованных правовых актов и архивных документов автор анализирует положения, регламентирующие порядок эвакуации, распределения и обеспечения пленников; оценивает место и роль в этом вопросе норм международного права; раскрывает неоднозначные процессы генезиса и эволюции базового российского правового акта о пленных.

Ключевые слова: русско-турецкая война, базовый нормативный правовой акт, военнопленные, турки, национальное законодательство, Положение о пленных.

The article is devoted to development of the domestic right in sphere of a military captivity with reference to Russian-turkish confrontations of the end XVII - the beginning of XX centuries. On the basis of research of the published legal certificates and archival documents the author analyzes the positions regulating the order of evacuation, distribution and maintenance of captives; estimates a place and a role in this question of norms of international law; opens processes of genesis and evolution of the base Russian legal certificate about captured.

Key words: Russian-turkish war, the base normative legal certificate, prisoners of war, Turks, the national legislation, Regulations about captured.

Одной из основных специфических особенностей правового регулирования военного плена в России в ходе русско-турецких вооруженных конфликтов конца XVII - начала XX в. следует признать полное отсутствие между нашими странами, по крайней мере до 1917 г., каких-либо двусторонних договоров, регламентирующих те или иные аспекты положения пленников. К примеру, если соглашения России с Литвой, Польшей и Швецией "о недержании пленных в темницах и оковах" были достигнуты уже к началу XVII в., то турки (правда, лишь рядовой состав) содержались у нас в колодках вплоть до конца Русско-турецкой войны 1735 - 1739 гг. Таким образом, до вступления в силу Женевской конвенции от 22 августа 1864 г. "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях" и Гаагской конвенции от 18 октября 1907 г. "О законах и обычаях сухопутной войны" правовой режим турецких военнопленных в России регулировался исключительно нормами национального законодательства. Основная же особенность последнего на рубеже XVII - XVIII вв. состояла в отсутствии базового нормативного акта о пленных. При этом существовало большое число распоряжений частного характера, регламентирующих вопросы эвакуации турок, их распределения по регионам страны, а также квартирного, финансового, продовольственного и иных видов обеспечения. Причем распоряжения эти не образовывали системы актов, пригодных для кодификации. Во-первых, они регламентировали частные аспекты положения лишь конкретных групп пленных, а значит, имели ограниченное действие во времени и пространстве. Во-вторых, в некоторых случаях эти акты противоречили друг другу, поскольку исходили от различных лиц и учреждений (главы государства, центрального и отраслевых органов исполнительной власти, главнокомандующих действующими армиями и др.). И, наконец, в-третьих, они нередко оставляли за пределами правового регулирования многие крайне важные для пленных вопросы. Неизбежным следствием такого подхода стало, к примеру, то, что янычары, интернированные осенью 1738 г. в г. Кинешму, на протяжении более месяца не получали от русской казны ни продуктов, ни денег, поскольку в отношении их довольствия местным воеводой не было получено никаких указаний из вышестоящих инстанций. В итоге, чтобы выжить, пленные вынуждены были буквально распродавать свое имущество <1>. -------------------------------- <1> Архив внешней политики Российской империи. Ф. 89. Оп. 1. Д. 50. Л. 84об-85.

Необходимость создания некоего общего документа, очевидно, ощущалась военно-политическим руководством страны уже на исходе первой трети XVIII в., следствием чего стала разработка Кабинетом министров в ноябре 1738 г. акта, детально регламентирующего порядок эвакуации турок с театра военных действий, их расквартирования во внутренних губерниях страны, обеспечения всеми видами довольствия и т. д. Данный документ, в частности, предусматривал: проведение медицинского осмотра пленных на общем сборном пункте; освобождение от работ офицеров, "женска полу и малых ребят"; порядок обеспечения пленных подводами, а также одеждой и обувью; размер финансового довольствия военнопленных ("когда будут при работах, тогда на пропитание каждому по 3 коп., а в которые дни будут без работы и им на те дни, а женска полу и ребятам во все время по 2 коп. на день"); порядок переписки пленных с родиной ("письма принимая от них присылать для пересмотрения в Коллегию иностранных дел, которые потом в турецкую землю верно отосланы быть имеют") и иные вопросы <2>. -------------------------------- <2> Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 16. Оп. 1. Д. 1853. Л. 10 - 14.

Правда, документ этот касался лишь турок и татар, плененных в 1738 г. в Крыму и Перекопской крепости, но фактически он стал модельным для Военной коллегии. В сентябре 1769 г., т. е. в период следующей Русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., после незначительных изменений он был направлен в качестве базового нормативного акта в действующую армию и иные заинтересованные органы и учреждения. Следует заметить, что положения базового указа постоянно уточнялись и детализировались в актах тех или иных представителей власти. В качестве примера здесь можно сослаться на ордер киевского генерал-губернатора от 7 июля 1772 г. офицеру, которому поручалось конвоирование группы пленных турок от Киева до Белгорода. Акцент в этом документе делался на предотвращение побегов пленных в пути, меры противодействия одиночному и коллективному неповиновению, действия конвоя в случае смерти пленного и т. д. <3>. -------------------------------- <3> Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киеве. Ф. 59. Оп. 1. Д. 6858. Л. 3 - 4.

В период Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. какого-либо базового документа, аналогичного приведенному выше, принято не было. Правда, в 1807 г., т. е. в следующую Русско-турецкую войну 1806 - 1812 гг., в военном ведомстве было составлено нечто вроде Положения о военнопленных. Однако по сравнению с упомянутыми ранее актами это был уже заметный шаг назад, ибо документ 1807 г. фактически регулировал лишь вопросы препровождения пленных к местам интернирования. Вместе с тем мы не склонны переоценивать в связи с изложенным выше значение первого российского Положения о пленных от 9 июля 1829 г. <4>. Помимо того что этот документ носил лишь временный характер, он был принят с явным опозданием и разослан в войска только 29 июля 1829 г., т. е. всего за месяц с небольшим до заключения Адрианопольского мирного договора, положившего конец Русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг. К тому же Положение не урегулировало ряд важных вопросов. В частности, в нем не был определен порядок эвакуации пленных пашей и офицеров; ничего не говорилось о подданных иных государств, взятых в плен в рядах Османской армии, и т. д. Причем отмеченные недостатки обнаружились лишь в 1853 г., да и то только потому, что войскам было приказано руководствоваться именно этим документом впредь до окончания разработки нового базового нормативного правового акта. -------------------------------- <4> Полное собрание законов Российской империи. Собр. второе. Т. IV. N 2977.

Хотя Положение о пленных от 16 марта 1854 г. <5> (опять же временное) оказалось более удачным, нежели предыдущее, оно также вызвало на практике немало вопросов, особенно в связи с вступлением в войну Великобритании, Франции и Сардинии. В итоге уже в конце 1855 г. при Военном министерстве был образован Особый комитет "для пересмотра Положения, составленного в начале войны и при разрешении многих вопросов, не имевшихся тогда в виду, оказавшегося недостаточным" <6>. Однако в связи с окончанием Крымской войны 1853 - 1856 гг. Особый комитет так и не успел выполнить возложенную на него миссию, и отношение к правовым основам военного плена в России вернулось в прежнее русло. В 1877 г. войскам было предложено временно руководствоваться упомянутым Положением о пленных от 16 марта 1854 г. (которое еще в 1855 г. было официально признано устаревшим), а в 1914 г. - временно руководствоваться Положением о военнопленных от 13 мая 1904 г. -------------------------------- <5> Там же. Т. XXIX. N 28038. <6> РГВИА. Ф. 395. Оп. 111. 1856 г. 2-е отд. Д. 375. Л. 3.

Примечательно, что Положение о военнопленных от 7 октября 1914 г. <7> стало первым из актов такого рода, которому был придан постоянный характер, "в видах того, дабы в случаях новых войн не было бы промедлений по изданию особого каждый раз акта о военнопленных. Тем более что в случаях последования в вопросе о военнопленных каких-либо изменений всегда имеется возможность прибегнуть к пересмотру действующего положения о сих последних" <8>. -------------------------------- <7> Собрание узаконений и распоряжений Правительства. 1914. N 281. Ст. 2568. <8> Российский государственный исторический архив. Ф. 1276. Оп. 10. Д. 732. Л. 34.

В общем итоге можно утверждать, что в конце XVII - начале XX в. развитие права военного плена в России во многом детерминировалось русско-турецкими вооруженными конфликтами. При этом эволюции указанного правового института, несмотря на ряд прогрессивных моментов, вплоть до 1914 г. были во многом присущи такие черты, как непоследовательность, бессистемность и противоречивость.

Название документа