Сотрудничество со странами Европейского союза в рамках GSP: актуальные проблемы правоприменительной практики
(Суслов А. Ю.) ("Торговое право", 2012, N 5) Текст документаСОТРУДНИЧЕСТВО СО СТРАНАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В РАМКАХ GSP: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
А. Ю. СУСЛОВ
Суслов А. Ю., референт государственной гражданской службы 1 класса.
Тема тарифных и иных преференций была и остается предметом самых серьезных обсуждений - еще в шестидесятых годах XX века на конференциях ООН она была центром дискуссий. Ввиду этого была принята система GSP - всеобщая система преференций, система льготных тарифных ставок на товары, ввозимые развивающимися странами. О том, в чем состоит суть данной системы и каковы особенности ее применения в российских условиях, рассказывается в настоящей статье.
Ключевые слова: GSP, ВТО, ГАТТ, ЮНКТАД, ТПП России, экспортеры, преференции, происхождение товаров, сертификат формы "A".
Сегодня в ходе присоединения России к ВТО противниками данного процесса часто поднимается вопрос о неготовности российской экономики конкурировать с западными партнерами на общих правилах этой организации. Для проверки данного тезиса необходимо обратиться к методам, применявшимся на ранних стадиях существования ВТО (тогда еще ее прообраза - ГАТТ <1>) к развивающимся странам, перед которыми при вступлении в ГАТТ стояли те же проблемы. В то время развитые капиталистические страны придерживались принципа наибольшего благоприятствования (ст. 1 ГАТТ) как основного для международной торговли. Однако слаборазвитые страны считали, что равные условия для неравных по уровню экономического развития партнеров - это несправедливо, и требовали особых условий в рамках ГАТТ. -------------------------------- <1> ГАТТ - Генеральное соглашение по торговле и тарифам, подписанное в 1947 году, основной целью которого было восстановление экономики и сфер хозяйствования после Второй мировой войны. С 01.01.1995 для всех членов ВТО действует ГАТТ-1994 и другие многосторонние соглашения и связанные с ними документы юридического характера, составляющие неотъемлемую часть Соглашения о создании Всемирной торговой организации от 15.04.1994.
Генеральная система преференций: понятие и история
Учитывая, что в развитых странах были разные экономические модели, разная структура промышленности и разные товары, которые такая страна хотела бы защитить от конкуренции, было неудобно создавать единую систему преференций. Поэтому была создана система национальных преференциальных схем, основанных на общих целях и принципах. В частности, все эти схемы предоставляли развивающимся странам равные возможности для развития экспорта. Совокупность норм, регулирующих предоставление развивающимся странам тарифных преференций со стороны развитых стран, получила наименование генеральной (всеобщей) системы преференций (англ. Generalized system of preferences - GSP). Суть GSP состояла в уменьшении или отмене тарифных ставок на определенные виды товаров, произведенных в развивающихся странах и ввозимых развивающимися странами на территорию развитых стран.
Идея GSP
Идея GSP была впервые сформулирована первым Генеральным секретарем ЮНКТАД <1> Раулем Плебишем на первой конференции этой организации в 1964 году. Принята эта система была на второй конференции ЮНКТАД в Нью-Дели в 1968 году: GSP была провозглашена как невзаимная и недискриминационная система, а цели ее были следующие: -------------------------------- <1> ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию.
- увеличить доходы слаборазвитых стран от экспорта; - способствовать их индустриализации; - ускорить их показатели экономического роста. GSP изначально была гибкой и все существенные составляющие преференциального режима определялись страной, предоставляющей преференции, которая решала, кому преференции предоставлять, на какие виды продукции; устанавливала правила происхождения товаров и сроки действия преференциального режима. Для применения GSP требовалось внесение изменений в ГАТТ, так как она противоречила принципу наибольшего благоприятствования, который члены ГАТТ предоставляли друг другу. Однако предоставление развивающимся странам тарифных преференций рассматривалось как эффективное средство либерализации и их экономического развития. В 1965 году в ГАТТ была добавлена часть IV, которая допускала принцип "невзаимности". В 1979 году в ходе Токийского раунда <1> многосторонних торговых переговоров была принята разрешающая оговорка (enabling clause), которая позволяет договаривающимся сторонам, несмотря на ст. 1, применять дифференцированные и более выгодные условия для развивающихся стран, не предоставляя такие условия другим договаривающимся сторонам. Оговорка применяется в отношении: -------------------------------- <1> Выделяют несколько раундов. Так, Токийский раунд проходил с 1973 года по 1979 год и завершился снижением тарифов в отдельных сегментах экономики, а также затронул вопросы нетарифного регулирования и барьеров в торговле.
1) тарифных преференций, применяемых развитыми странами к товарам, происходящим из развивающихся стран, в соответствии с Генеральной системой преференций; 2) дифференцированных и более выгодных условий с учетом положений Генерального соглашения о нетарифных мерах, применяемых на основании положений о методах, согласованных на многосторонних переговорах ГАТТ; 3) региональных и всеобщих соглашений, принятых между наименее развитыми договаривающимися сторонами, о взаимном уменьшении или устранении пошлин и, в соответствии с критериями или условиями, которые могут быть предусмотрены договаривающимися сторонами, о взаимном смягчении или неприменении нетарифных мер для продуктов, импортируемых друг у друга; 4) специальных условий для наименее развитых из развивающихся стран применительно к любым общим или специальным мерам в пользу развивающихся стран. На сегодняшний день существует 13 национальных режимов GSP в следующих странах: Австралия, Белоруссия, Болгария, Канада, Эстония, Европейский союз, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Россия, Швейцария, Турция, США <1>. -------------------------------- <1> Данные официального сайта ЮНКТАД // http:// www. unctad. org/ en/ Pages/ DITC/ GSP/ About-GSP. aspx.
Причем тот факт, что Россия получает преференции от стран Евросоюза как развивающаяся страна, не мешает ей предоставлять преференции другим более слаборазвитым странам.
Функционирование GSP
С момента своего возникновения GSP активно развивается и совершенствуется. Так, ключевыми аспектами функционирования GSP являются следующие: - определение развивающихся стран; - определение правил происхождения товаров; - установление форм документов, подтверждающих происхождение товаров; - совершенствование форм надзора за применением GSP. На современном этапе развития ВТО, как это было и ранее, GSP отличается гибкостью и удобством для всех ее членов, что обеспечивает эффективность применения данной системы. Статус развивающейся страны в ВТО основывается преимущественно на самоопределении. В то же время применительно к GSP каждый член ВТО, предоставляющий преференции, устанавливает собственные критерии, которым должны соответствовать страны-бенефициары. Такая схема удобна и развитым странам, и получающим преференции. Так, есть страны (например, США), которые могут прекратить предоставление преференций стране-бенефициару, если в ней произошли политические изменения, в то время как другие такой возможности не имеют. Большинство государств исключают из сферы применения GSP те развивающиеся страны, которые заключают иные торговые соглашения (например, о зоне свободной торговли) с другой предоставляющей преференции в рамках GSP страной. Каждая предоставляющая преференции страна устанавливает критерии развитости и порог, по достижении которого страна-бенефициар более не признается таковой, так как достигла достаточного уровня экономического развития (чаще всего по уровню дохода на душу населения по подсчетам Всемирного банка). Иногда развитость определяется исходя из производства определенной продукции или развития определенного сектора экономики. Далее речь пойдет о европейской схеме GSP, в рамках которой страны Европейского союза (далее по тексту - ЕС) предоставляют преференции российским экспортерам.
Преференциальное происхождение: что необходимо для получения преференций?
Тарифные преференции в рамках GSP предоставляются в отношении тех товаров, которые признаны происходящими из страны-бенефициара. Определение преференциального происхождения имеет две стороны: материальную и юридическую. Вопрос о документальном подтверждении преференциального происхождения пока отложим, а сейчас рассмотрим его физическую составляющую. Правила определения происхождения товара определены в Регламенте Комиссии Европейского союза от 02.07.1993 N 2454/93 <1> (далее по тексту - Регламент). -------------------------------- <1> На официальном сайте Еврокомиссии опубликованы сразу несколько редакций данного Регламента. На практике зарубежные таможенные органы применяют различные редакции, так как они взаимно дополняют друг друга. Так, в последней редакции указанного Регламента (2012 г.) вообще отсутствуют раздел GSP и значительная часть норм о сертификатах формы "A". Для удобства в настоящей статье используется та редакция, в которой вопросы GSP и сертификатов формы "A" раскрыты наиболее полно OJ L 253. 11.10.1993. P. 1. Официальный сайт Комиссии ЕС // http:// eur-lex. europa. eu/ LexUriServ/ LexUriServ. do? uri= CONSLEG: 1993R2454: 20010701: EN: PDF.
Определение происхождения товара
Согласно ст. 67 Регламента возможны два варианта признания товара происходящим из страны-бенефициара: - товар полностью произведен в этой стране в соответствии со ст. 68; - товар произведен в этой стране, но при его производстве использовались компоненты, не относящиеся к пункту 1, если он подвергся достаточной переработке в соответствии со ст. 69.
Происхождение товаров
Полностью происходящими в стране-бенефициаре являются следующие товары (ст. 68 Регламента): 1) полезные ископаемые, добытые из ее грунта или морского дна; 2) овощные продукты, в ней выращенные; 3) живые животные, рожденные и выращенные в ней; 4) товары, полученные от животных, в ней выращенных; 5) товары, добытые в процессе охоты или рыбалки на ее территории; 6) товары морского рыболовства, а также добытые в море за пределами территориальных вод судами этой страны; 7) товары, созданные на борту ее производственных судов исключительно из товаров, названных в пункте 6; 8) бывшие в употреблении предметы, собранные на ее территории и пригодные только для переработки в сырье; 9) отходы и лом, образовавшиеся от производства на ее территории; 10) товары, добытые из морского дна или морских недр, расположенных за ее территориальными водами, но в пределах территории, на которую эта страна имеет исключительное право пользования; 11) товары, изготовленные на ее территории исключительно из товаров вышеупомянутых пунктов. Товары, которые не были полностью получены в стране-бенефициаре, считаются достаточно переработанными, если выполнены условия приложения 15 Регламента. Оно содержит таблицу из трех колонок: код по гармонизированной системе (европейская ТН ВЭД), наименования и требуемые операции.
Сертификаты происхождения товаров формы "A"
Главный документ
Главным документом, удостоверяющим право экспортера из развивающейся страны на получение преференций, является сертификат формы "A". Его форма была утверждена в 1970 году Рабочей группой ЮНКТАД по правилам происхождения. Конечно, в форму "A" неоднократно вносились изменения, поэтому укажем последние из них: - в апреле 2004 года из-за расширения Европейского союза; - в июле 2005 года из-за новых правил Турции; - в июле 2007 года из-за расширения Европейского союза. Во всех приведенных случаях пришлось изменять примечания на обороте сертификатов. К счастью, на 41-й сессии Совета по торговле и развитию 18 - 20 апреля 2007 года было принято решение о том, что сертификаты со старыми примечаниями 1996, 2004 и 2005 годов сохраняют действительность до израсходования бланков таких сертификатов. Конкретные требования к заполнению бланков устанавливаются страной, предоставляющей преференции. В случае со странами Евросоюза очень удобно, что все вопросы о сертификатах формы "A" урегулированы на общеевропейском уровне в уже упомянутом Регламенте Комиссии ЕС от 02.07.1993 N 2454/93. В соответствии со ст. 80 Регламента в отношении товаров из стран-бенефициаров могут предоставляться тарифные преференции в случае представления сертификата формы "A", а в случаях, предусмотренных ст. 89 (1) Регламента, - инвойса, транспортной накладной или любого другого коммерческого документа, содержащего описание товара, достаточное для его идентификации. Как видим, в подавляющем большинстве случаев для подтверждения права на преференцию представляется сертификат формы "A".
Условия получения
В отношении товаров, подлежащих сертификации по форме "A", кроме самого сертификата для получения преференций необходимо: 1) соблюдение правила прямой транспортировки в соответствии со ст. 78 Регламента; 2) страна-бенефициар должна сообщить Комиссии информацию, предусмотренную ст. 93 Регламента; 3) сотрудничать с Европейским союзом путем предоставления таможенным органам входящих в него государств возможности проверять подлинность документа или достоверность информации относительно истинного происхождения товаров. Разберем эти 3 пункта по отдельности. Правило прямой транспортировки (ст. 78 Регламента Комиссии Евросоюза) одно и то же для поставок из страны-бенефициара в Евросоюз и из Евросоюза в страну-бенефициар: а) товары перевозятся, не пересекая территорию другого государства, за исключением случаев, когда такая территория входит в ту же региональную группу (имеются в виду интеграционные объединения, перечисленные в ст. 72 Регламента, к России отношения не имеющие); б) товары перевозятся единой партией через территории стран, отличных от страны-бенефициара и Европейского союза, если требуются перегрузка или временное хранение на складе в этих странах с сохранением товаров под таможенным контролем государства транзита или складского хранения, при этом не допускаются иные операции, кроме разгрузки, перевалки и любых действий, необходимых для сохранения их в надлежащем состоянии; в) товары перевозились через Норвегию или Швейцарию и впоследствии реэкспортировались полностью или частично в Евросоюз или страну-бенефициар с сохранением товаров под таможенным контролем государства транзита или складского хранения, при этом не допускаются иные операции, кроме разгрузки, перевалки и любых действий, необходимых для сохранения их в надлежащем состоянии; г) товары транспортируются по трубопроводу без прерывания через территорию страны, отличной от бенефициара и Евросоюза. В случаях, описанных в п. п. 2 и 3, соблюдение прямой транспортировки надо подтверждать. И для этого представляются: 1) единый транспортный документ, покрывающий перевозку из экспортирующей страны через государство транзита; 2) сертификат, выданный таможенными органами государства транзита и содержащий точное описание товаров, даты разгрузки и перевалки товаров и, если возможно, наименования транспортных средств, подтверждающий условия, на которых товары оставались в государстве транзита; 3) если невозможно представить ничего из перечисленного - любые подтверждающие документы.
Требования к информации
Теперь об информации, которую страны-бенефициары должны направлять в Комиссию, чтобы их экспортеры могли пользоваться преференциями (ст. 93 Регламента Комиссии ЕС). Сюда относятся наименования и адреса государственных органов, расположенных на их территории и уполномоченных выдавать сертификаты формы "A" с образцами используемых ими печатей, наименования и адреса государственных органов, ответственных за контроль в отношении сертификатов формы "A" и инвойсов. Здесь следует обращать внимание на даты, поскольку могут обновляться как печати, так и уполномоченные органы, хотя последнее происходит значительно реже. Итак, печати становятся действительными с момента получения Комиссией их образцов. Но фактически происходит это "задним числом", потому что после получения образцов Комиссия должна направить их таможенным органам государств Евросоюза. После этого Комиссия определяет дату начала действия печатей на основании инструкций, полученных от уполномоченных государственных органов стран-бенефициаров. На первый взгляд есть кажущееся противоречие: как Комиссия определяет дату начала действия печатей по указаниям государственных органов стран-бенефициаров, если до этого говорилось, что печати действительны с момента получения Комиссией их образцов? Да, по общему правилу - с момента получения образцов, но возможны случаи, когда государство-бенефициар просит отсрочить момент вступления в силу новой печати, потому что еще остались в использовании сертификаты со старыми печатями. В самом деле, поскольку принятие новой печати делает недействительными сертификаты со старой печатью, это может привести к аннулированию действительных сертификатов только из-за того, что они были получены таможенными органами государства Евросоюза после изменения печати. Чтобы такая ситуация не возникла на практике, норма Регламента дает стране-бенефициару возможность производить замену печатей с уведомлением о желаемом начале срока их действия.
Момент предоставления преференций
Что касается момента, с которого новой стране предоставляются преференции, то Комиссия публикует в Официальном журнале Европейского союза (серии "C") дату исполнения новым участником преференциальной схемы своих обязанностей по направлению в Комиссию всей необходимой информации. Перейдем к последнему условию - государство-бенефициар должно сотрудничать с Европейским союзом путем предоставления таможенным органам входящих в него государств возможности проверять подлинность сертификата или достоверность информации относительно истинного происхождения товаров.
Выдача и последующая проверка сертификатов формы "A"
Выглядит вполне логичным, когда проверку законности и правильности выдачи удостоверяющего право на получение тарифных преференций документа осуществляет тот орган, который его выдал. И все бы хорошо, только вот выдает у нас сертификаты формы "A" вопреки нормам Регламента (см., например, ту же ст. 93 Регламента) не орган, а вообще негосударственная организация - Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Так, в ст. 1 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" <1> указано, что Торгово-промышленная палата (далее по тексту - ТПП России) является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. Но даже при всем этом данное полномочие ТПП России зафиксировано в законодательстве крайне некорректно. Согласно подп. "д" п. 1 ст. 12 указанного Закона торгово-промышленные палаты имеют право удостоверять в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности. Да, это норма, на основании которой вопреки нормам европейского права (это в то время, когда страны Евросоюза являются нашим основным торговым партнером) российские экспортеры получают сертификаты формы "A". Неудивительно, что после этого часто можно услышать о том, что торгово-промышленные палаты эти сертификаты не выдают(!). Они их только заверяют, печать ставят, а оформляют их сами экспортеры. -------------------------------- <1> Российская газета. 12.08.1993. N 154; 25.07.2008. N 158.
Удивляться в этой ситуации можно только одному: каким образом наши экспортеры до сих пор безвозмездно получают преференции от таможенных органов европейских стран, игнорируя их правовые предписания и действуя исходя из собственного удобства? Начнем с того, что сертификаты формы "A" оформляются на специальных защищенных банках, изготавливаемых типографским способом на особой тонкой бумаге - это моментально обратит на себя внимание человека, взявшего данный документ в руки. Если бы сертификаты формы "A" оформлялись по принципу некоторых разрешений на экспорт в федеральных службах - экспортер сидит дома, заполняет с помощью программы АИС "Заявитель off-line" готовую форму, распечатывает ее на обычном листе, относит в упомянутую службу, которая в графе "согласовано" ставит печать и подпись должностного лица - все, документ готов, - тогда страшно представить, сколько махинаций и нарушений пришлось бы расследовать нашим европейским партнерам в GSP-поставках из России.
Порядок оформления и выдачи сертификатов формы "A" в России
К счастью, в Положении о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, утвержденном Постановлением Правления ТПП России от 23.12.2010 <1>, порядок оформления этих документов урегулирован более четко. -------------------------------- <1> Опубликовано на официальном сайте ТПП России // www. tpprf. ru.
В частности, согласно этому акту ТПП России и уполномоченные ею территориальные торгово-промышленные палаты оформляют, удостоверяют и выдают сертификаты формы "A" на специальных бланках, изготовленных типографским способом в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и законодательством стран, предоставляющих России тарифные преференции. Торгово-промышленные палаты получают бланки сертификатов формы "A" под расписку в ТПП России в установленном порядке или по почте с доставкой курьером и не имеют права изготавливать их самостоятельно. При этом ТПП России осуществляет контроль за целевым использованием бланков сертификатов о происхождении товаров. В этих целях территориальные торгово-промышленные палаты направляют в Договорно-правовой департамент ТПП России отчеты об использовании приобретенных бланков сертификатов формы "A". Сертификат формы "A" выдается только российскому экспортеру по его письменному заявлению, причем Торгово-промышленная палата может отказать заявителю в выдаче сертификата формы "A" в случае наличия в представленных документах недостоверной или неполной информации.
Документы, необходимые для получения сертификата
Для получения сертификата формы "A" экспортер должен представить следующие документы: 1) заявление в письменной форме на копии бланка сертификата формы "A" с информацией, необходимой для заполнения 12-ти разделов сертификата формы "A" (графа 11 может не заполняться), заверенное подписью и печатью руководителя организации; 2) оригинал акта экспертизы страны происхождения товара, выданный экспертной организацией (подразделением) ТПП; 3) копию экспортного контракта, заверенную подписью руководителя и скрепленную печатью организации экспортера; 4) копию договора комиссии с владельцем экспортных товаров (для посредников); 5) копию счета-фактуры, инвойса; 6) сопроводительное письмо от экспортера, оформленное в произвольной форме, с указанием кодов ОКПО и ИНН. Для физического лица: 1) копию свидетельства индивидуального предпринимателя; 2) копию общегражданского паспорта. Для удобства экспортеров при многократных поставках товара в рамках одного контракта допускается выдавать сертификаты под копию акта экспертизы, оригинал которого был оформлен на всю контрактную партию товара и предъявлен экспортером при первой отгрузке. При этом письмо, с которым экспортер обращается в Торгово-промышленную палату с просьбой об оформлении сертификата формы "A", должно содержать подтверждение того, что с момента выдачи акта экспертизы, копия которого прилагается, технология производства данного товара не менялась, а также никаких изменений в отношении компонентов в данном товаре не произошло. Письмо заверяется подписью руководителя и печатью предприятия-экспортера.
Когда правила не работают
Вернемся к подп. "д" п. 1 ст. 12 Закона РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации": помимо некорректной формулировки "имеют право удостоверять" (будто создает документ кто-то другой, а торгово-промышленные палаты обладают лишь контрольными и рекомендательными функциями - если только "имеют право", значит, можно и без них сертификаты оформлять), надо обратить внимание на неверный исходный посыл этой нормы, из-за которого "повисает в воздухе" вся система сотрудничества с европейскими коллегами в рамках GSP. Согласно нормам Регламента выдавать сертификаты формы "A", а также проверять их могут только государственные органы (ст. ст. 93, 94 (2) Регламента). Поэтому ссылка в российском законе на международную практику выглядит весьма сомнительно. В Европейский союз на сегодняшний день входят 27 государств, в каждом из которых эти функции выполняют либо таможенные службы, либо таможенные департаменты федеральных министерств - в любом случае государственные органы. Учитывая, что Европейский союз является основным торговым партнером, крайне некорректно говорить о международной практике выдачи и, соответственно, проверки сертификатов происхождения негосударственными структурами, даже если бы это имело место в иных зарубежных странах. Вопросы о предоставлении тарифных преференций и определении страны происхождения товаров по своей сути должны решаться компетентными государственными органами - это вопросы таможенного регулирования, одного из направлений государственной политики, а не правовой поддержки субъектов торговой деятельности. Ранее эти функции выполняло Министерство экономического развития и торговли РФ. Несмотря на все это, Еврокомиссия не пожелала отказываться от предоставления преференций в рамках GSP нашим экспортерам и решила закрыть на это глаза. А что делает опытный юрист, когда на что-то хочет закрыть глаза? Правильно - применяет юридическую фикцию. Так было сделано и здесь. Еврокомиссия делает вид, что сертификаты выдают не торгово-промышленные палаты, а Минпромторг России, и все запросы о проверке сертификатов формы "A" направляются в Министерство, а оно уже пересылает их в ТПП России, равно как и наоборот - результаты этих проверок в зарубежные таможенные органы направляет министерство.
"Ваше Высочество, сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить" <1>
Согласно п. 3 распоряжения Правительства РФ от 18.06.2002 N 816-р "О сертификатах происхождения товаров, подпадающих под действие тарифных преференций, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами или их экономическими объединениями" <1> Минпромторгу России поручено осуществлять в соответствии с общепризнанными нормами международного права контроль за применением Генеральной системы преференций в части, касающейся выдачи Торгово-промышленной палатой РФ сертификатов происхождения товаров, подпадающих под действие тарифных преференций, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами или их экономическими объединениями. Казалось бы, норма достаточно жесткая - законодатель предписывает Министерству не просто сотрудничество, содействие, но предоставляет контроль. Однако в связи с этим сразу возникает вопрос: каким образом федеральный орган исполнительной власти может контролировать выдачу документов негосударственной организацией, если все действия по их оформлению, рассмотрению заявлений, проведению всевозможных проверок и экспертиз сосредоточены в руках этой организации? -------------------------------- <1> СЗ РФ. 24.06.2002. N 25. Ст. 2503.
Минпромторг России не принимает участия в рассмотрении пакета документов экспортеров, не участвует в проведении экспертизы соблюдения правил происхождения товаров (а это самое главное), то есть не только не имеет права согласования, но на практике ограничивается лишь информацией, предоставляемой ТПП России для пересылки таможенным органам. А какая это информация? Результаты экспертизы, изложенные самой ТПП. Инвойсы, транспортные накладные, если необходимо. Этого, очевидно, мало для серьезного контроля. Зато всю ответственность перед зарубежными таможенными органами и Еврокомиссией несет Минпромторг России, потому что ТПП России не является государственным органом и запросы о последующей проверке сертификатов направляются в Минпромторг России, а не куда-либо еще. В конечном счете Еврокомиссию не интересует, кто и как выдает сертификаты - важно, чтобы был государственный орган, несущий ответственность за соблюдение правил GSP своими экспортерами.
Итог манипуляций
Процесс передачи документации усложнился после передачи контрольных полномочий в отношении GSP Минпромторгу России. Ранее этим занималось Министерство экономического развития и торговли РФ, при этом, однако, оно само и выдавало сертификаты формы "A". Прежняя схема представляется правильной и обоснованной, при которой все полномочия по выдаче и последующей проверке сертификатов формы "A" были сосредоточены в руках одного государственного органа, и у него, таким образом, были все возможности эффективно эти полномочия реализовывать. Заметим также, что Министерство экономического развития и торговли РФ напрямую направляло и получало документы от зарубежных таможенных органов, вело прямую переписку на английском языке. Теперь Минпромторг России выполняет роль передаточного звена, всю работу с сертификатами формы "A" осуществляет ТПП России. Положение усугубляется тем, что после передачи указанных полномочий Минпромторгу России и ТПП России первое довольно быстро прекратило составлять ответы на запросы зарубежных таможенных органов о последующей проверке сертификатов на английском языке, вместо этого инициировав практику направления этих ответов на русском языке в торговые представительства Российской Федерации в соответствующей стране (их перечень находится на официальном сайте Минэкономразвития России, для удобства читателя ниже приведена ссылка <1>), а при их отсутствии - в посольство соответствующей страны в Российской Федерации, с тем чтобы уже они переводили ответ на английский язык и отсылали пакет документов в готовом виде таможенным органам. Правовой основой, по крайней мере для первого варианта, служит пункт 5 раздела III Положения о торговом представительстве Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2005 N 401 <2>. -------------------------------- <1> Официальный сайт Минэкономразвития России // http:// www. economy. gov. ru/ minec/ about/ TorgPredstav/. <2> СЗ РФ. 04.07.2005. N 27. Ст. 2761; 12.10.2009. N 41. Ст. 4777.
Проверка сертификатов
Перейдем к предмету последующей проверки сертификатов формы "A". Согласно ч. 1 ст. 94 Регламента Комиссии ЕС последующая проверка сертификатов формы "A" проводится случайным образом <1>, если у таможенных органов Европейского союза есть сомнения относительно их подлинности, статуса происхождения товаров или выполнения других требований раздела I Регламента. -------------------------------- <1> То есть без причины.
Таможенные органы Евросоюза возвращают сертификат и инвойсы (если они представлялись экспортером) или их копии уполномоченному государственному органу страны-бенефициара с указанием причин проверки (если они есть). Если у таможенных органов есть документы или информация, вызывающая сомнения в правильности определения страны происхождения товаров, они направляют также и их. У таможенных органов Евросоюза есть возможность отложить предоставление тарифных преференций до завершения проверки - в таком случае выпуск товаров в свободное обращение откладывается, но, как правило, преференции предоставляются сразу, то есть таможенные органы на практике исходят из презумпции добросовестности экспортеров и уполномоченных органов страны-бенефициара.
Главный интерес
Далее - очень важно - ч. 3 ст. 94 Регламента закрепляет цели проверки: установить, относится ли сертификат к товарам, которые были на самом деле экспортированы, и могут ли эти товары рассматриваться как происходящие в стране-бенефициаре или Европейском союзе (последнее нас сейчас не интересует). И все! Никакие другие обстоятельства вроде кривой печати, странной подписи или ее отсутствия, не того инвойса или пятна в нижнем углу таможенные органы не интересуют. Стоит поучиться четкости, лаконичности и грамотности построения европейских правовых норм! Европейский законодатель сразу отсек все, что обычно используется российскими государственными органами для создания проблем на ровном месте и бюрократической волокиты. Это проблемы страны-бенефициара, как она будет проверять подлинность документов и законность предоставления преференций. Наших европейских партнеров интересует только четкий ответ на 2 вышеуказанных вопроса. Почему это важно? А потому, что Положение о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, подробно регламентирует порядок оформления сертификатов формы "A", в то время как Регламент почти не содержит правил заполнения конкретных граф и вообще не предусматривает последствий погрешностей оформления. Подход Еврокомиссии следующий: решение о предоставлении преференций принимают таможенные органы Европейского союза, поэтому вопрос о том, принимать ли сертификат с теми или иными нарушениями при оформлении, решать им.
Пробелы или проблемы
В то же время ТПП России при отсутствии четких требований к сертификату для удобства установило их, но при этом не предусмотрела последствий тех или иных погрешностей оформления, тем самым усложнив себе жизнь. Самыми частыми нарушениями установленного порядка оформления являются отсутствие подписи экспортера в графе 12 и просроченная печать в графе 11. С точки зрения значимости это совершенно неравновесные нарушения, поскольку экспортер ставит подпись уже после того, как сертификат полностью оформлен, в то время как недействительная печать вызывает сомнения в том, что сертификат выдавался уполномоченной палатой. Однако вышеупомянутое Положение о порядке оформления сертификатов происхождения товаров не предусматривает никаких последствий ни для первого, ни для второго случая, зато его п. 3.22 запрещает внесение изменений и дополнений в оригинал сертификата. Или, например, согласно п. 3.21 Положения копия сертификата с оригинальной подписью и печатью экспортера должна храниться в архиве удостоверяющей торгово-промышленной палаты. Возникает вопрос: а если эти требования не выполнены? При отсутствии подписи экспортера, понимая, что это лишь дело небрежности самого экспортера, европейские таможенные органы всегда возвращают сертификат на дооформление, и это ставит ТПП России в глупое с правовой точки зрения положение - нужно или аннулировать законно выданный сертификат, или заставить экспортера поставить подпись, но тогда ТПП России нарушает свои собственные правила оформления сертификатов. Естественно, на практике после долгих препираний с Минпромторгом России возобладал здравый смысл, и на данный момент в таких случаях ТПП России применяет второй вариант. А вот нарушения, связанные с печатью, серьезнее. Если выясняется, что из-за неряшливости работников была поставлена просроченная печать, но сам сертификат выдан законно - действительно экспортировалась именно эта партия товара, критерий происхождения определен верно, в общем - все замечательно, вот только печать недействительна. Что тогда? Лишать наших экспортеров преференций из-за безответственности своих же организаций, которые должны, наоборот, их поддерживать? На основании всего вышесказанного представляется, мы ясно показали, почему Еврокомиссия не установила детальных правил оформления сертификатов формы "A" и санкций за те или иные погрешности, ограничившись лишь формой бланка.
Нарушения, незаконные действия с сертификатами
Теперь продолжим разговор о наиболее характерных нарушениях, связанных с сертификатами формы "A", и перспективе развития дальнейшего сотрудничества с Европейским союзом в рамках GSP. Описывая ситуацию с целом, можно с удовлетворением констатировать, что случаи незаконных и мошеннических действий с сертификатами формы "A" в отношениях с Евросоюзом у нас редки. Основная часть запросов таможенных органов о последующей проверке сертификатов формы "A" (случайные проверки сейчас не берем, так они не вызваны нарушениями) поступает из-за формальных нарушений - отсутствие подписи экспортера в графе 12, просроченная печать уполномоченной торгово-промышленной палаты в графе 11, отсутствие отметки "выдано впоследствии" в графе 4, несоответствие указанного в сертификате инвойса тому, который был представлен в таможенные органы, или вообще его непредставление, неправильное указание страны назначения в графе 12, что влечет и неправильность номера сертификата, так как первые 2 буквы номера обозначают страну назначения, ошибки при указании наименования импортера в графе 2 (чаще всего здесь возникают сомнения в соблюдении правила прямой транспортировки). Достаточно важной является проверка инвойсов, потому что по ним можно проследить направление движения товара и соблюдение правила прямой транспортировки. Если в таможенные органы представлен не тот инвойс, Минпромторг России направляет им нужный инвойс - здесь недостаток легко устранить. Возможность выдачи сертификата впоследствии подразумевается в следующих случаях: если он не выдавался во время непосредственного экспорта товара по причине ошибок, непреднамеренного упущения или вследствие специальных обстоятельств, а также если он был выдан, но не принят таможенными органами по техническим причинам. Если при этом соответствующая пометка в сертификате отсутствует, это обстоятельство должно быть тщательно проверено, но очевидно, не может само по себе влечь аннулирование сертификата. Но есть случаи, когда деваться некуда - если неправильно указана страна назначения, выдается новый сертификат или если указана не та партия товара - аналогично. То есть это нарушения, влияющие на существо внешнеторговой операции, даже если это не является преднамеренной махинацией с целью что-либо скрыть, провезти под видом одного товара другой и т. п. Таким образом, значимость перечисленных нарушений различна, но самое главное, чтобы они не вызывали сомнений в том, что: 1) сертификат выдан именно на тот товар, который экспортировался заявителем; 2) товар действительно имеет статус российского и критерий происхождения соблюден в соответствии с требованиями Регламента. Если эти условия соблюдены, экспортер имеет право на преференцию.
Нужно нам, а не им
GSP является действенным инструментом ВТО, помогающим развивающимся странам и позволяющим им чувствовать себя уютно в окружении более конкурентоспособных экономик. Но какое отношение это имеет к вступлению в ВТО, если данная система давно применяется по отношению к России, не являющейся членом ВТО? Что здесь изменит факт членства? Действительно, в отношениях с Европейским союзом - ничего. Однако для нас важно не только то, что GSP к нам и так применяется, но и то, что, став членом ВТО, Россия принимает на себя обязанности по соблюдению определенных этой организацией требований в области предоставления тарифных преференций. Указанное обстоятельство должно дать толчок к обновлению действующего порядка сотрудничества с зарубежными партнерами в рамках GSP, и при этом необходимо помнить, что такое сотрудничество нужно нам, а не им. Именно из этого посыла нужно выстраивать всю линию взаимодействия и с Еврокомиссией, и с таможенными органами государств Европейского союза, не обращая внимание на жалостливые обывательские причитания о том, что ВТО существует только для сильных и Россию хотят навеки превратить в сырьевой придаток развитых западных стран. Сама безвозмездная суть GSP опровергает приводимую в ряде СМИ информацию об исключительном учете интересов США и стран западной Европы в ВТО. Дело подчас доходит до прямой клеветы на свою страну, которая якобы ничего кроме нефти и газа на запад не вывозит. Если бы некомпетентные работники СМИ, позволяющие себе такие совершенно безграмотные и необоснованные утверждения, ознакомились с архивом сертификатов формы "A" хотя бы за любой год из последних 5 лет, они бы увидели, что наша страна производит и вывозит на экспорт значительное количество продукции реального сектора экономики: минеральные удобрения, готовые продукты химической промышленности самого разного назначения - фосфаты, кислоты, щелочи, масла пищевые/технические и прочие химические вещества, готовые изделия из древесины, мебель, фанеру, брус и прочие готовые элементы для сборки строений и мебели, дизайна и отделки помещений, готовую продукцию металлургической промышленности - трубы, рамки, решетки, балки, рейки, ступени, колонны, цилиндры, двигатели и готовые детали для их сборки, фольгу, микроскопы, продукцию автомобильной промышленности (автомобили, двигатели и запчасти к ним), самую различную продукцию технологического сектора от двигателей судов до станков и сельскохозяйственной техники, изделия из резины, включая шины для разных видов транспортных средств и техники - список можно продолжать еще долго. Так что означает, что нам следует исходить из собственной заинтересованности в сотрудничестве с Европейским союзом в рамках GSP? Это означает, что при оформлении сертификатов, их проверке и решении вопросов о предоставлении российским экспортерам тарифных преференций мы должны принимать решения в пользу наших экспортеров, отстаивая их интересы, добиваясь признания сертификатов формы "A" действительными, упрощая связанные с их оформлением и проверкой формальности, совершенствуя систему контроля за выдачей сертификатов формы "A" и проводя профилактику нарушений в этой области, упрощать и совершенствовать информационный обмен с государственными органами стран Европейского союза и Еврокомиссией, активно участвовать в нормотворчестве применительно к GSP в виде консультаций, обсуждений, заключения при необходимости дополнительных соглашений.
Рекомендации в качестве заключения
На данный момент для приведения российской системы GSP в соответствие с европейскими требованиями необходимо: 1) передать полномочия по выдаче и последующей проверке сертификатов формы "A" федеральному органу исполнительной власти, компетенция которого близка к данной проблематике. Это может быть ФТС России, Минэкономразвития России, Минпромторг России или иное ведомство; 2) отказаться от многозвеньевой формы информационного обмена, когда запрос от таможенного органа поступает сначала в Минпромторг России, Минпромторг России пересылает его в ТПП России, потом ТПП России отвечает Минпромторгу России, Минпромторг России на русском языке направляет ответ в соответствующее торговое представительство или посольство, где он переводится на нужный язык и только тогда направляется в таможенный орган. Оптимальной является схема, когда таможенные органы ведут прямую переписку с уполномоченным государственным органом, который и выдает, и сам же проверяет свои сертификаты; 3) обновить нормативную базу по выдаче и проверке сертификатов формы "A", приведя ее в соответствие с нормами Регламента.
Название документа