Влияние Великого Октября 1917 г. на развитие международного права

(Бычков А. И.) ("История государства и права", 2012, N 13) Текст документа

ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ 1917 Г. НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА <*>

А. И. БЫЧКОВ

Бычков Александр Игоревич, начальник юридического отдела ЗАО "ТГК "Салют", аспирант кафедры адвокатуры, нотариата, гражданского и арбитражного процесса РГТЭУ.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с влиянием Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. на развитие международного права, анализируется ее роль и значение в укреплении и усилении общепризнанных принципов и норм международного права.

Ключевые слова: Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г., общепризнанные принципы и нормы международного права, первые Декреты советской власти.

The issues related to the influence of the Great October socialist revolution of 1917 on Development of international law are considered in the article, its role and value in strengthening and intensification of the universally recognized principles and norms of international law is analyzed.

Key words: the Great October socialist revolution of 1917, universally recognized principles and norms of international law, first decrees of the Soviet power.

Общепризнанные принципы и нормы международного права представляют собой "...основополагающие универсальные императивные нормы международного права, отвечающие основным закономерностям развития сообщества государств и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения" <1>. Они выражают интересы всех государств земного шара и всего человечества. Трудно представить мирное, справедливое и равное сотрудничество государств без основных принципов международного права. Стабильное функционирование всей международно-правовой системы в таком случае едва ли возможно, поскольку любое отступление от данных принципов независимо от причин, побудительных мотивов субъектов международного права, независимо от политической целесообразности, - любое такое отступление посягает на международный правопорядок, создавая угрозу международной безопасности. -------------------------------- <1> Бекяшев К. А. Международное публичное право. М., 2005.

Как отмечает К. А. Бекяшев, "взаимодействие систем международного и внутригосударственного права складывается из исторической объективности первичного влияния внутригосударственного права на международное в процессе формирования его норм..." <2>. Огромную заслугу в формировании общепризнанных принципов международного права сыграл СССР, являвшийся одним из учредителей Организации Объединенных Наций, в Уставе которой содержались основные принципы международного права. На основе данного Устава были приняты последующие международно-правовые документы, развивающие и конкретизирующие указанные принципы. В разработке этих документов СССР принимал самое деятельное и активное участие, благодаря стараниям советских делегаций, члены которых вносили наиболее прогрессивные предложения международно-правового сотрудничества <3>, отвечающие интересам как большинства государств, так и всего человечества, - именно благодаря СССР в практике международных отношений право силы уступило место силе права, а действовавшему тогда международному праву с его типичными империалистическими атрибутами - колониализм, применение вооруженной силы в качестве основного средства разрешения международных споров и конфликтов, использование аннексий и контрибуций с целью эксплуатации и закабаления побежденных государств и т. д., - этому варварскому праву был придан принципиально иной характер, качественно изменивший его содержание. -------------------------------- <2> Там же. <3> Мелков Г. М., Блатова Н. Т. Международное право в документах. М., 1997.

Как справедливо отмечает профессор В. И. Кузнецов, "советское правительство впервые в практике международных отношений выступило против самого существа тогдашней международной "законности". Этим фактически было подчеркнуто, что международное право из орудия оправдания войн должно превратиться в орудие сохранения и упрочения мира, из средства закабаления народов - в средство их защиты" <4>. -------------------------------- <4> Кузнецов В. И. Международное публичное право. М., 2001.

Значительный вклад в развитие общепризнанных принципов и норм международного права внесли положения первых Декретов советской власти, принятых на II Всероссийском съезде Советов 24 - 26 октября 1917 г., в частности, это Декрет о мире и Декларация прав народов России. Великая Октябрьская социалистическая революция обнажила перед всем миром лживость и узкокорыстный характер интересов капиталистических держав. Это важнейшее событие в истории XX в. стало причиной формирования качественно иного международного права, отвечающего интересам всех государств, а не отдельной высокоразвитой группы, поставило международное право на службу интересов всего человечества. Говоря о влиянии Великого Октября 1917 г. на формирование общепризнанных принципов международного права, следует выделить позицию известного советского ученого, Г. И. Тункина, занимавшегося исследованием данной проблемы. Он считал, что общую совокупность принципов и идей Великого Октября, повлиявших на формирование общепризнанных принципов международного права, можно разделить на три группы - принципы социалистического интернационализма между социалистическими государствами, принципы мирного сосуществования, "нацеленные прежде всего на отношения между государствами с различным социальным строем", и принципы равноправия и самоопределения народов и наций, "направленные своим острием против системы колониализма, а также против всякого угнетения и неравенства" <5>. Такое деление вместе с тем не умаляет и ряд других важнейших самостоятельных принципов - уважения прав и основных свобод человека, территориальной целостности, нерушимости границ и др. -------------------------------- <5> Тункин Г. И. Теория международного права: Монография. М., 2000.

Самым важным из всего комплекса международно-правовых принципов является принцип неприменения силы или угрозы применения силы, поскольку его последовательное и неукоснительное соблюдение является гарантом международной безопасности, без этого принципа невозможно вообще сотрудничество государств друг с другом. До Великого Октября международное право признавало право государств на войну, любое государство могло прибегнуть к данному средству, когда считало это целесообразным, и, разумеется, всегда находились необходимые предлоги для оправдания войны. Как справедливо отмечал Г. И. Тункин, "последовательная борьба Советского Союза за мир, требование прогрессивных сил покончить с войной... были главными причинами, приведшими к запрещению международным правом агрессивной войны" <6>. -------------------------------- <6> Там же.

Сущность принципа неприменения силы или угрозы такого применения состоит в том, что любое государство, во-первых, обязано воздерживаться от применения силы или такой угрозы, когда это противоречит Уставу ООН, стремиться урегулировать все конфликты мирным способом, добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания мира, добросовестно вести переговоры с целью заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем. Во-вторых, территория государств не должна быть объектом военной оккупации - следствием применения силы или угрозы такого применения, - соответственно, любые территории, приобретенные таким путем, признаются незаконными. В-третьих, организация, подстрекательство, участие в актах гражданской войны на территории другого государства, а равно потворствование такой деятельности в пределах своей территории - незаконны. И наконец, в-четвертых, агрессивная война является преступлением против мира и человечества, преступлением считается также пропаганда такой войны <7>. -------------------------------- <7> Кузнецов В. И. Указ. соч.

Обращаясь к одному из первых Декретов советской власти, Декрету о мире, необходимо выделить следующие положения. Во-первых, предложение немедленного демократического мира, без аннексий, т. е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей и без контрибуций, т. е. без уплаты побежденным государством победившему денежных сумм после окончания войны <8>. Во-вторых, агрессивную войну "...Правительство считает величайшим преступлением против человечества...". В-третьих, советское Правительство в Декрете настаивало на необходимости немедленных переговоров о заключении мира. На Генуэзской конференции 10 апреля 1922 г. глава советской делегации Г. В. Чичерин выдвинул "...программу установления прочного мира, всеобщего сокращения вооружений и запрещения применения всех военных средств, которые являются угрозой мирному населению..." <9>. Советское правительство и на всех последующих конференциях мира также неуклонно проводило линию скорейшего и полного разоружения. -------------------------------- <8> Трофимов В. Н. Международное право: Словарь-справочник. М., 1997. <9> Чистяков О. И. Отечественное законодательство XI - XX вв. Ч. 2. М., 2002.

Вторым важным принципом международного права является разрешение международных принципов мирными средствами - принцип, тесно связанный с принципом неприменения силы или угрозы такого применения. Как справедливо отмечал Г. И. Тункин, "оба эти принципа являются в известном смысле двумя сторонами одной медали" <10>: если государства в отношениях между собой не должны применять силу, то, соответственно, разрешать имеющиеся споры и конфликты они должны исключительно мирным путем. Следует отметить, что Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. не только не содержали положений о необходимости разрешения споров мирными средствами, но даже не относили мирное урегулирование к обязательной стадии разрешения споров. Этот наиважнейший вопрос поставил на повестку дня в свое время Великий Октябрь 1917 г. -------------------------------- <10> Тункин Г. И. Указ. соч.

Сущность данного принципа, согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений 1970 г., конкретизирующей положения устава ООН, заключается в следующем: государства должны разрешать споры и конфликты мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе мир и международную безопасность, должны использовать переговоры, примирение, арбитраж, судебное разбирательство и иные способы мирного урегулирования для решения конфликтов; в случае отсутствия соглашения государства должны искать другие мирные средства и воздерживаться от любых действий, создающих угрозу международной безопасности. То же самое относится и ко всему мировому сообществу. Также провозглашается свобода выбора мирных средств разрешения споров. Обращаясь к Декрету о мире, следует отметить, что советское правительство указывало на переговоры как на необходимое средство решения международных споров - "переговоры между представителями различных стран или на конференции таких представителей", - указывало на посреднические услуги - "назначение полномочных представителей в нейтральные страны". Важнейшим моментом в деле разрешения споров мирными средствами являлась отмена тайной дипломатии, которая, как отмечалось в Декрете, преследовала захватнические и иные эксплуатационные цели, связанные с применением силы или угрозой такого применения - "доставление выгод и привилегий русским помещикам и капиталистам, удержание или увеличение аннексий великороссов" <11>. Таким образом, указанные положения Декрета наглядно свидетельствуют о настойчивом стремлении советского правительства разрешать все имеющиеся споры и конфликты мирными средствами, не подвергая угрозе международную безопасность. -------------------------------- <11> Чистяков О. И. Указ. соч.

Любое государство обладает суверенитетом, т. е. всей полнотой власти на своей территории и самостоятельностью в отношениях с другими государствами. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Сущность данного принципа заключается в следующем. Ни одно государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела другого государства, оказывать любое давление, посягающее на его экономические, социальные и политические основы, совершать подрывные террористические, вооруженные и иные действия, создающие угрозу государственному суверенитету, поощрять такие действия; не имеет права применять силу для лишения народов формы их национального существования <12>. -------------------------------- <12> Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Действующее международное право: В 3 т. М., 1996. Т. 1.

Все эти ключевые положения прямо вытекают из указания Декрета о мире на необходимость установления справедливого демократического мира, под которым в данном случае следует понимать не перемирие на определенный срок, а мир в более широком смысле - международная безопасность и отсутствие посягательств на мировой правопорядок, невмешательство во внутренние дела других государств выступают здесь как необходимые составляющие такого мира. Запрещение применять силу для лишения народов формы их национального существования есть фактическое повторение положения Декрета - "насильственное присоединение большой или малой народности без ее ясно, точно и добровольно выраженного согласия является аннексией независимо от любых причин такого присоединения" <13>. Таким образом, данный принцип конкретизирует и углубляет положение Декрета о справедливом демократическом мире. -------------------------------- <13> Чистяков О. И. Указ. соч.

Все государства отличаются социально-экономическими, политическими системами, различными факторами своего развития, национальными и культурными традициями. Вместе с тем, несмотря на эти отличия, в целях поддержания мира и обеспечения международной безопасности, развития и расширения экономических, культурных, политических и иных связей между своими народами государства должны сотрудничать друг с другом. Обязанность сотрудничать друг с другом как общепризнанный принцип международного права прямо вытекает из принципа мирного сосуществования государств, - принципа, о котором впервые заявило советское правительство, "...провозгласившее идею мирного сосуществования социалистического и капиталистических государств, то есть фактически идею мирного сосуществования и сотрудничества государств независимо от их социальных, экономических и политических систем" <14>. Обязанность сотрудничать предполагает такие отношения между государствами, которые построены на невмешательстве во внутренние дела друг друга, неприменением силы или угрозы такого применения и суверенного равенства. Государства должны сотрудничать с целью экономического роста во всех странах, установления всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и ликвидации всех форм расовой дискриминации, религиозной нетерпимости <15>. -------------------------------- <14> Шестаков Л. Н., Талалаев А. Н., Шибаева Е. А., Коробова М. А. Международное право. М., 1999. <15> Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Указ. соч.

Обязанность сотрудничества и мирного сосуществования государств независимо от различий в их развитии перекликалась с программной установкой Декрета о мире на справедливый демократический мир, именно такое состояние международной безопасности предполагает сотрудничество, мирное сосуществование и совместное развитие. Зарождение одного из важнейших общепризнанных принципов международного права - равенство и самоопределение народов - произошло задолго до Великого Октября. Однако до этого события он не только не был общепризнанным, он не был даже ясно и четко сформулирован и уж тем более последовательно проведен хотя бы в национальных системах права того времени. Формирование данного принципа под влиянием идей Великого Октября, провозглашение его в Декрете о мире и Декларации прав народов России (далее - Декларация) и закрепление в Уставе ООН, как отмечает О. И. Тиунов, "...явилось юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность" <16>. -------------------------------- <16> Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. Международное право. М., 2003.

Сущность указанного принципа заключается в следующем. Все народы имеют право свободно без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие, все государства обязаны уважать это право и воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы этого права. Создание суверенного государства, объединение с ним и установление любого политического статуса является способом осуществления народом его права на самоопределение <17>. -------------------------------- <17> Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Указ. соч.

В Декларации прав народов России были заложены фундаментальные положения данного принципа: "1) равенство и суверенность народов России, 2) право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, 3) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, 4) свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп...". В Декрете, кроме того, запрещалось применять насилие для лишения народов права на самоопределение, а насильственное присоединение объявлялось "аннексией, то есть захватом и насилием" <18>. -------------------------------- <18> Чистяков О. И. Отечественное законодательство XI - XX вв. Ч. 2. М., 2002.

Данные акты советского правительства были первым антиколониальным заявлением. Как справедливо отмечает В. И. Кузнецов, "исторические факты таковы, что именно это правительство первым логически связывало проблему борьбы за мир с борьбой за национальное освобождение. Это имело исключительное значение для будущего развития международного права и формирования правосознания народов" <19>. -------------------------------- <19> Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Указ. соч.

Следует отметить, что многие важнейшие установки Декрета и Декларации, касающиеся данного принципа, не получили должного развития на международно-правовом уровне, что связано с нежеланием капиталистических держав признавать за народами право на самоопределение. Именно СССР и блок социалистических стран всячески стремились к тому, чтобы данный принцип стал всеобщим, признавался всеми государствами. На Межсоюзной конференции в Лондоне в сентябре 1941 г. советское правительство заявило: "СССР неизменно выступал со всей последовательностью и решительностью против всех нарушений суверенных прав народов, против агрессии и агрессоров, против всех и всяких попыток агрессивных стран навязать народам свою волю и ввергнуть их в войну" <20>. Капиталистические державы пытались и пытаются сузить содержание принципа самоопределения народов с целью их закабаления и эксплуатации, чтобы не допустить появления новых государств на мировой арене, именно поэтому данный принцип непоследовательно проведен в международном праве. -------------------------------- <20> Внешняя политика СССР в период Великой Отечественной войны. Т. 1. М., 1946.

Все государства, несмотря на отличия своих систем, являются равноправными членами международного сообщества - они юридически равны, пользуются правами, присущими суверенитету, свободно осуществляют развитие, определяют политический статус и обязаны уважать правосубъектность других государств, их территориальную целостность и политическую неприкосновенность, обязаны добросовестно выполнять свои международные обязательства <21>. -------------------------------- <21> Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Указ. соч.

Принцип суверенного равенства прямо вытекает из положения Декрета о справедливом демократическом мире - международной безопасности, мирного сосуществования и сотрудничества государств. В становлении данного принципа СССР сыграл выдающуюся роль - правовые акты советского правительства и внешняя политика того времени наглядно свидетельствуют о мирных намерениях и уважении СССР к другим государствам, уважении их суверенных прав. "Ведущие капиталистические страны отказались тогда (в 1917 г. - А. Б.) признавать принцип мирного сосуществования социалистического и капиталистических государств, рассчитывая, что им удастся уничтожить первую в мире соцстрану. Но в конечном итоге им пришлось пойти на нормализацию отношений с Советской Россией - фактически это означало сотрудничество государств независимо от различий в их развитии" <22>. Фактически это означало начало становления принципа суверенного равенства государств. В связи с этим следует отметить Рапалльский договор 1922 г. между Германией и Советской Россией - первый договор социалистической и капиталистической держав, договор, продемонстрировавший всему миру возможность мирного сосуществования и сотрудничества государств с разными системами <23>. -------------------------------- <22> Тункин Г. И. Указ. соч. <23> Протопопов А. С., Козьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России. 1648 - 2000 гг. М., 2001.

В соответствии с Заключительным пактом СБСЕ 1 августа 1975 г. принцип добросовестного выполнения международных обязательств состоит в обязанности государств уважать общепризнанные принципы и нормы международного права, добросовестно выполнять свои обязательства по международным договорам. В случае противоречия обязательств по договорам общепризнанным принципам международного права преимущественную силу имеют последние <24>. -------------------------------- <24> Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Указ. соч.

Содержание данного принципа прямо вытекает из положения Декрета о справедливом демократическом мире, из отмены советским правительством тайной дипломатии, тайных договоров, противоречащих справедливости, нарушающих суверенные права других народов и государств, т. е. фактически это означало признание обязательств по международным договорам недействительными в случае их противоречия общепризнанным принципам международного права <25>.

Все государства должны рассматривать имеющиеся границы в мире как нерушимые и воздерживаться от любых действий, посягающих на них, воздерживаться также от любых действий или требований, направленных на захват или узурпацию части или всей территории других государств, воздерживаться от любых действий против территориальной целостности, от превращения территорий в объект военной оккупации. Такие территориальные приобретения признаются незаконными. Принципы территориальной целостности и нерушимости границ прямо вытекают из положения Декрета о справедливом демократическом мире - мире без аннексий и контрибуций, т. е. без захвата чужих земель, без денежных выплат, без требований или действий, направленных против территориальной целостности и нерушимости границ, - любых действий подобного рода, прямо или косвенно связанных с применением силы или угрозы такого применения в нарушение общепризнанных принципов международного права <26>. -------------------------------- <26> Там же.

Принцип уважения прав человека и основных свобод является важнейшим, его соблюдение служит гарантией свободного развития личности, гарантией ее всестороннего развития. Защита прав человека и его основных свобод - забота и обязанность всех государств и каждого в отдельности. СССР в развитии прав и свобод человека сыграл наиболее выдающуюся роль, благодаря этой стране, странам социалистического блока данный принцип стал общепризнанным, получил дальнейшее развитие. Как отмечает В. И. Кузнецов, "по инициативе СССР в пункт 3 статьи 1 Устава ООН в качестве одной из целей ООН была записана цель развивать сотрудничество "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии" <27>. -------------------------------- <27> Кузнецов В. И. Международное публичное право. М., 2001.

Сущность данного принципа состоит в следующем. Все государства обязаны уважать права и свободы человека, развивать их, предоставлять фактическую возможность их использования, защищать, должны признавать всеобщее значение прав и свобод человека, право лиц знать свои права, свободы и обязанности и поступать в соответствии с ними. Все государства должны выполнять соответствующие международные обязательства. В первых правовых актах советского правительства нет прямых указаний на необходимость соблюдения и защиты прав и свобод человека, их уважения, это вытекает из положения о справедливом демократическом мире, который прямо подразумевает уважение прав и свобод, присущих человеческой личности и являющихся существенным условием для ее полного и свободного развития. Данные положения получили дальнейшее развитие и закрепление во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Пактах о правах человека 1966 г., в принятии которых роль СССР наиболее значительна: "...когда сегодня Россию называют родиной прав так называемого второго поколения (экономические, социальные и культурные), то имеют в виду Октябрь 1917 г. Именно под влиянием советского законодательства прежде всего в международно-правовое понимание прав и свобод человека вошли социально-экономические права - право на труд, на материальное обеспечение в старости, на отдых и т. д. Именно в таком понимании идея прав человека вошла в Устав ООН" <28>. -------------------------------- <28> Там же.

Таким образом, Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. оказала значительное положительное влияние на развитие международного права, повышение роли общепризнанных принципов и норм международного права. Первые Декреты советской власти закрепили ключевые положения, имеющие существенное значение для прогрессивного развития всего мира. В заключение необходимо привести замечательные слова В. И. Кузнецова о том, что "для международного права события Октября 17-го года в нашей стране стали фактором ускорения его прогрессивного развития. Будем помнить об этом..." <29>. -------------------------------- <29> Чистяков О. И. Указ. соч.

Название документа