Избирательное право как самостоятельная отрасль права Республики Беларусь

(Круглов В. А.) ("Юридический мир", 2012, N 5) Текст документа

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В. А. КРУГЛОВ

Круглов Валерий Александрович, профессор кафедры уголовного права и процесса филиала Российского государственного университета в г. Минске, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с выделением в самостоятельную отрасль права совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся при подготовке и проведении выборов в Республике Беларусь. Предмет исследования является актуальным. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в научной деятельности.

Ключевые слова: избирательное право Республики Беларусь, выборы, референдум, избирательное правоотношение.

The right to vote as an independent branch of law in the Republic of Belarus V. A. Kruglov

The article considers the issue associated with distinguishing of set of legal norms to an independent branch. Such legal norms regulate public relations arise, develop and terminate in the process of preparation and holding elections in Belarus. The object of study is rather topical. The conclusions made in the article may be used in scientific work.

Key words: electoral rights of the Republic of Belarus, elections, referendum, electoral legal relation.

Ряд ученых отмечают, что в основе деления системы права на отрасли "лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования" <1>. -------------------------------- <1> Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2004. С. 566.

Определяющим компонентом всякой самостоятельной правовой отрасли, справедливо указывает М. Я. Масленников, является предмет правового регулирования <2>. -------------------------------- <2> Масленников М. Я. Административно-юрисдикционный процесс: Сущность и актуальные вопросы правоприменения по делам об административных правонарушениях: Монография. Воронеж, 1990. С. 18.

Предметом правового регулирования совокупности норм, изложенных в Избирательном кодексе Республики Беларусь, являются общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь, а также при подготовке и проведении референдума (далее - общественные отношения, возникающие при проведении выборов). Как указывает Н. В. Сильченко, "понятием предмета правового регулирования охватываются те правовые по своей природе общественные отношения, участники которых могут быть наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, т. е. быть субъектами конкретных правовых отношений" <3>. -------------------------------- <3> Сильченко Н. В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. 2004. N 12. С. 62.

Избирательные правоотношения представляют собой юридическую связь между участниками урегулированных этими нормами общественных отношений, выражающуюся в наличии у них взаимных субъективных прав и юридических обязанностей (либо только права и соответствующей ему обязанности). Элементами избирательных правоотношений являются субъект, объект и содержание. Под субъектами избирательных правоотношений необходимо понимать участников этих правоотношений, которых нормы, изложенные в Избирательном кодексе Республики Беларусь, наделили правами и обязанностями, способностью вступать в избирательные правоотношения. Объектом избирательных правоотношений является то, на что направлены субъективные права и соответствующие им обязанности. К объектам избирательных правоотношений относятся различные правила, стандарты, соблюдаемые при проведении выборов. Под содержанием избирательных правоотношений необходимо понимать закрепленные нормами Избирательного кодекса Республики Беларусь права и обязанности его субъектов. Субъекту избирательных правоотношений нормами, изложенными в Кодексе, предоставлена возможность определенного поведения, а также возможность требовать соответствующего поведения от другого лица (или других лиц) с использованием в необходимых случаях мер государственного принуждения. Это и есть субъективное избирательное право. Обязанность, соответствующая субъективному праву, - это закрепленная избирательными нормами необходимость (или долженствование) определенного поведения, обеспеченная применением мер государственного принуждения в случае уклонения от такого поведения. При исследовании предмета правового регулирования избирательных норм необходимо раскрыть его сущностную сторону, которую характеризуют функции. Эти функции можно рассматривать как способы воздействия на общественные отношения, возникающие при проведении выборов. К функциям избирательных норм относятся: регулятивная; предупредительная; охранительная; воспитательная. Регулятивная функция заключается в воздействии избирательных норм на общественные отношения путем закрепления в законе определенных правил проведения выборов. Предупредительная функция избирательных норм проявляется в том, что она в первую очередь направлена на предупреждение нарушения правил проведения выборов, закрепленных в Избирательном кодексе Республики Беларусь. Охранительная функция избирательных норм - это такой вид правового воздействия, который предусматривает защиту регулируемых этими нормами общественных отношений. Воспитательная функция избирательных норм проявляется прежде всего в том, что она направлена на убеждение населения в справедливости закрепленных в Избирательном кодексе Республики Беларусь правил проведения выборов. Воспитательная функция направлена на формирование у населения правовой культуры, осуществления избирательной системы. "Методы правового регулирования - это приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств", - указывает С. С. Алексеев <4>. -------------------------------- <4> Алексеев С. С. Теория права. М.: БЕК, 1995. С. 224.

"Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей", - утверждает М. Н. Марченко <5>. -------------------------------- <5> Марченко М. Н. Теория государства и права. С. 567.

Хотя эти определения метода правового регулирования несколько отличны друг от друга, содержание метода правового регулирования является одним - это способ правового воздействия государства на те или иные общественные отношения, нормы, которые обособлены в отрасли права. В юридических науках нет единства взглядов в понимании содержания метода отрасли права. Одни ученые говорят о методе отрасли права как специфическом способе регулирования определенного комплекса общественных отношений правовыми нормами. Другие исходят из того, что метод регулирования - "способ воздействия на сознание и волю людей" <6>. -------------------------------- <6> Процевский А. И. Метод правового регулирования трудовых отношений. М., 1972. С. 110.

В. С. Андреев, исследовав метод правового регулирования трудовых отношений, отмечает, что "метод отрасли права лишь в конечном счете является способом воздействия на сознание и волю людей, а непосредственно - это специфический способ установления и применения норм права, определения правомочий и обязанностей субъектов правоотношений в сфере трудового права" <7>. -------------------------------- <7> Советское трудовое право: Учебник / В. С. Андреев, С. А. Голощапов, А. И. Шебанова и др.; Под ред. В. С. Андреева, В. Н. Толкуновой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1987. С. 17 - 18.

"Каждой отрасли права присущи "свои" юридические средства, отражающие особенности предмета регулирования и обеспечивающие должное поведение участников соответствующих общественных отношений. Они слагаются из сочетания элементов единого юридического метода (предписание, запрет, дозволение, стимулирование и др.) и учитывают исторический опыт правового регулирования общественных отношений. Совокупность этих средств (приемов, способов регулирования), обусловленных спецификой регулируемых отношений, и характеризует метод той или иной отрасли права", - справедливо утверждает А. С. Пашков <8>. -------------------------------- <8> Советское трудовое право: Учебник / Под ред. А. С. Пашкова, О. В. Смирнова. М.: Юрид. лит., 1988. С. 19.

Государство, применяя тот или иной метод правового регулирования, воздействует на общественные отношения в определенных сферах жизнедеятельности общества и придает их развитию желаемое направление. Для регулирования общественных отношений возникающих, развивающихся и прекращающихся в различных отраслях права, используется как императивный, так и диспозитивный метод правового регулирования, которые выступают в различных сочетаниях и вариациях. Наши исследования показывают, что метод правового регулирования никак не может быть критерием деления права на отрасли. Сколько бы мы ни исследовали и ни характеризовали какие-либо нормы с точки зрения метода правового регулирования, мы не сможем выделить их в самостоятельные отрасли права, даже если обосновать предмет правового регулирования. Например, существуют совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования, здравоохранения (медицины), культуры, спорта, туризма и т. д., т. е. предмет правового регулирования фактически существует. Но если эти совокупности норм не отвечают, кроме предмета правового регулирования, еще двум объективным признакам, предложенным В. Д. Сорокиным ("Данная группа норм должна обладать определенной степенью внутренней организации, т. е. иметь такую систему, которая достигла бы уровня элемента системы права в целом. Эта группа норм должна обладать способностью взаимодействовать не с отдельными группами норм отдельных отраслей права, а с отраслями в целом, т. е. с системами такой же степени организованности") <9>, они не являются самостоятельными отраслями права, сколько бы мы ни характеризовали метод их правового регулирования. Возможно, со временем указанные нормы разовьются до таких пределов, что будут отвечать всем объективным признакам, предложенным В. Д. Сорокиным, вот тогда-то и потребуется для научных исследований характеристика метода их правового регулирования, хотя и в нынешнем состоянии они могут быть исследованы и охарактеризованы с точки зрения метода правового регулирования <10>. -------------------------------- <9> Сорокин В. Д. Советское административно-процессуальное право: Учеб.-метод. пособие. Л., 1976. С. 11. <10> Круглов В. А. Методы правового регулирования норм об административных правонарушениях // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2008. N 2(3). С. 19.

Рассмотрим признаки самостоятельной отрасли права, предложенные В. Д. Сорокиным применительно к совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при проведении выборов. Все объективные признаки, указывающие на самостоятельность той или иной отрасли права, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, наличие определенной, качественно обособленной группы общественных отношений (общественные отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов), в регулировании которых заинтересовано государство, представляющих собой первичную социальную систему, вызывает существование соответствующей группы правовых норм, которые воздействуют на эти общественные отношения. Эта группа норм, в свою очередь, также является системой, но уже вторичной, порожденной системой общественных отношений. Таким образом, существование системы правовых норм является следствием наличия прямой связи между ними и системой общественных отношений, которые они регулируют. Однако надлежащим образом воздействовать на общественные отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов, как первичную социальную систему, можно только тогда, когда эта группа норм будет системой такого же уровня, как и система регулируемых общественных отношений, т. е. будет обладать определенной степенью своей внутренней организации. Из этого можно сделать вывод, что какова структура общественных отношений, возникающих при проведении выборов, такова должна быть и структура самостоятельной отрасли права (система норм, регулирующих предмет). Нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов в Республике Беларусь, уже представляют собой определенную систему, так как эти нормы систематизированы и обособлены от иных конституционных норм в одном нормативном правовом акте - Избирательном кодексе Республики Беларусь <11>, т. е. они достигли уровня элемента системы права в целом. -------------------------------- <11> Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. N 370-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 4 июля 2000 г. N 406-З, от 4 января 2003 г. N 183-З, от 6 октября 2006 г. N 166-З, от 4 января 2010 г. N 99-З, от 8 ноября 2011 г. N 309-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 25. 2/145. N 64. 2/181; 2003. N 8. 2/932; 2006. N 166. 2/1263; 2010. N 5. 2/1649; 2011. N 127. 2/1861.

Как самостоятельная отрасль права система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов в Республике Беларусь, должна быть тесно взаимосвязана с другими отраслями права и взаимодействовать с ними. Нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов в Республике Беларусь, должны соответствовать требованиям Конституции Республики Беларусь. Это значит, что эти нормы не должны, да они и не противоречат нормам, изложенным в разделе 111 "Избирательная система. Референдум. Конституции Республики Беларусь" <12>. -------------------------------- <12> Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. N 1. 2004. N 188. 7/6032.

Не должны входить в противоречие нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов в Республике Беларусь, с международным правом, так как "Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства", о чем говорится в ст. 8 Конституции Республики Беларусь <13>. Поэтому при проведении выборов наряду с другими представителями имеют право присутствовать иностранные (международные) наблюдатели <14>. -------------------------------- <13> Там же. <14> Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. N 370-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 4 июля 2000 г. N 406-З, от 4 января 2003 г. N 183-З, от 6 октября 2006 г. N 166-З, от 4 января 2010 г. N 99-З, от 8 ноября 2011 г. N 309-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 25. 2/145. N 64. 2/181; 2003. N 8. 2/932; 2006. N 166. 2/1263; 2010. N 5. 2/1649; 2011. N 127. 2/1861. Ст. 1.3.

Нормами административного и трудового права регламентируется служебная (трудовая) деятельность членов избирательных комиссий. Связь исполнительных норм с финансовым правом проявляется в том, что аккумулирование, расходование денежных средств при подготовке и проведении выборов осуществляются по нормам финансового права. Итак, взаимосвязь норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов в Республике Беларусь, с другими отраслями права характеризуется той ролью, которую играют нормы этих отраслей права в регулировании общественных отношений, возникающих при подготовке и проведении выборов. Исследования показывают, что нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов в Республике Беларусь, обладают всеми признаками, характеризующими их как самостоятельную отрасль права: 1) они имеют свой предмет регулирования, отличающийся от других общественных отношений; 2) совокупность этих норм обладает определенной степенью внутренней организации, т. е. имеет такую систему, которая достигла уровня элемента системы права в целом; 3) эта группа норм обладает способностью взаимодействовать не с отдельными группами норм отдельных отраслей права, а с отраслями права в целом, т. е. с системами такой же степени организованности. Таким образом, нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов в Республике Беларусь, являются самостоятельной отраслью права. В качестве основания для такого вывода необходимо использовать приведенные нами доказательства. Избирательное право Республики Беларусь - это отрасль права, представляющая собой кодифицированную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь, а также при подготовке и проведении референдума. Выделение избирательных норм из конституционного права Республики Беларусь в самостоятельную отрасль права потребует: формирования науки избирательного права; введения во всех учебных учреждениях, обеспечивающих получение высшего юридического образования, в учебные планы учебной дисциплины "Избирательное право Республики Беларусь", где будут изучаться положения этой отрасли права и отрасли знаний, обеспечивающих понимание теоретических основ и реализацию на практике избирательных правовых норм; разработки учебных программ, подготовки учебной и методической литературы для обучения студентов по этой дисциплине; внесения в Номенклатуру специальностей научных работников Республики Беларусь в раздел 12.00.00 "Юридические науки" соответствующих изменений.

Название документа