Программы, реализуемые в ходе миротворческих миссий ООН в целях обеспечения прав человека

(Новикова Л. А.) ("Военно-юридический журнал", 2014, N 3) Текст документа

ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ХОДЕ МИРОТВОРЧЕСКИХ МИССИЙ ООН В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Л. А. НОВИКОВА

Новикова Лидия Александровна, доцент кафедры Академии ФСО России (г. Орел), кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются результаты реализации основных программ миротворческих миссий ООН в целях обеспечения и защиты прав человека во внутренних вооруженных конфликтах.

Ключевые слова: вооруженные конфликты, Организация Объединенных Наций (ООН), Совет Безопасности ООН, миротворческие миссии ООН, права человека.

Programs implemented in the course of peace-support missions of the UNO for the purpose of ensuring human rights L. A. Novikova

This article discusses the results of the substantive programmes of the United Nations peacekeeping missions with a view to the promotion and protection of human rights in internal armed conflicts.

Key words: armed conflicts, United Nations (UN), the United Nations Security Council, UN peacekeeping missions, human rights.

В настоящее время наряду с вызовами экономического и экологического характера к актуальным проблемам человечества относятся вооруженные конфликты. Наиболее серьезной становится угроза безопасности, исходящая от внутригосударственных конфликтов, причинами которых чаще всего являются межнациональные, межэтнические, религиозные противоречия и столкновения <1>. -------------------------------- <1> Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М.: Норма, 2004. С. 460; Заемский В. Ф. Механизмы ооновского миротворчества // Международная жизнь. 2004. N 7/8. С. 198.

Усилия международного сообщества, направленные на урегулирование и предотвращение конфликтов, выражаются в различных формах. Миротворческая доктрина ООН исходит из признания существования фактора военной силы. Для урегулирования различных типов и стадий конфликтов разработаны классификации типов миротворческой деятельности, осуществляемой ООН. Первая типология состоит из пяти компонентов: превентивная дипломатия, установление мира, способствование миру, поддержание мира и принуждение к миру. Понятие "миротворческие операции" включает различные виды деятельности, осуществляемой в целях разрешения конфликтов, предотвращения их эскалации, прекращения или недопущения военных действий, обеспечения правопорядка в зоне конфликта, проведения гуманитарных акций, восстановления нарушенных конфликтом социальных и политических систем, а также жизнеобеспечения. Отличительной чертой миротворчества, осуществляемого от имени ООН, является то, что оно проводится согласно Уставу ООН либо по мандату Совета Безопасности ООН, либо по мандату региональных организаций, в чьи функции входит поддержание мира и международной безопасности <2>. -------------------------------- <2> Заемский В. Ф. Новейшая история реформы ООН: Монография. М.: МГИМО-Университет, 2008. С. 83.

Контингент миротворческих операций формируется путем предоставления персонала и оборудования в распоряжение Совета Безопасности ООН государствами-членами и включает различный по статусу персонал: военных наблюдателей, гражданскую полицию, международный гражданский персонал, военный персонал национальных контингентов, местный гражданский персонал и добровольцев ООН. Современное миротворчество ООН позволяет реализовывать основные программы ООН, проводимые в условиях разных миссий в целях обеспечения и защиты прав человека. Реформирование системы безопасности и соблюдение прав человека. Миротворческие миссии ООН решают все более широкомасштабные задачи в сфере обеспечения безопасности, значимость которых подтверждена многолетней практикой миротворческой деятельности в постконфликтной обстановке. Во-первых, безопасность является необходимым условием постконфликтного миростроительства. Даже минимальная безопасность является ощутимым индикатором возвращения к нормальной жизни, поэтому ООН разрабатывает и реализует программы обеспечения устойчивой безопасности, которые становятся неотъемлемым компонентом на ранней стадии миростроительства <3>. Во-вторых, безопасность не сводится лишь к подготовке военных частей и экипировке местного полицейского персонала, а требует осуществления дополнительных мер по созданию и укреплению стабильных правоохранительных органов и финансовых институтов. В-третьих, комплексность задач постконфликтного построения сектора безопасности предусматривает использование всего потенциала ООН <4>. -------------------------------- <3> Приложение к документу ООН S/2007/130 от 8 марта 2007 г. "Ежемесячный доклад об операциях Сил для Косово" // URL: http://www. un. org. <4> Гришаева Л. Е. Кризис миротворчества ООН // Обозреватель (Observer). 2008. N 4. С. 54.

Так, например, в соответствии с мандатом на Миссию ООН в Судане возлагались функции по: - содействию международным усилиям по защите прав человека в Судане и координации международных усилий по защите гражданских лиц, уделяя особое внимание наиболее уязвимым группам, включая перемещенных внутри страны лиц, возвращающихся беженцев, женщин и детей; - содействию разработке и осуществлению всеобъемлющей и устойчивой программы разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов и женщин и детей, связанных с комбатантами; - реорганизации полиции в Судане в соответствии с демократическими принципами функционирования полиции, разработке программы обучения и оценки деятельности полицейских и оказания иного содействия в обучении гражданских полицейских; - оказанию содействия сторонам Мирного соглашения по Дарфуру в поощрении системы законовластия, включая независимый судебный аппарат, и защите прав человека жителей Судана на основе всеобъемлющей и скоординированной стратегии в целях борьбы с безнаказанностью и внесения вклада в установление прочного мира и стабильности <5>. -------------------------------- <5> Резолюция СБ ООН от 31 августа 2006 г. N 1706(2006) // URL: http://www. un. org.

Обеспечение безопасности и защита гражданского населения. В ряде случаев решение задачи по защите гражданского населения требовало силового (военного) вмешательства на основании главы VII Устава ООН. Так, Миссия ООН в Сьерра-Леоне была уполномочена определить и, при необходимости, решительно в пределах своих возможностей и зон развертывания обеспечить защиту гражданских лиц, подвергающихся неминуемой угрозе физического насилия, с учетом обязанностей правительства страны противостоять угрозе Объединенного революционного фронта. В Демократической Республике Конго ООН имела право предпринимать необходимые действия в пределах районов развертывания своих пехотных батальонов для обеспечения безопасности и свободы передвижения своего персонала, защиты объектов и имущества ООН и Совместной военной комиссии, а также защиты гражданских лиц, находящихся под прямой угрозой физического насилия повстанцев на востоке страны <6>. На Гаити силы ООН были вовлечены в активное противостояние городским бандам. -------------------------------- <6> Резолюции СБ ООН S/RES/1289(2000) от 7 февраля 2000 г. и S/RES/N 1291(2000) от 24 февраля 2000 г. // URL: http://www. un. org.

На этапе развертывания миротворческих сил в крае Косово основная ответственность за обеспечение общественной безопасности лежала на силах международного присутствия по безопасности, состоящих из воинских формирований стран - членов НАТО и ряда государств, не входящих в альянс. В то же время анализ деятельности ООН по разрешению югославского кризиса показывает, что ее основной недостаток состоял в отсутствии комплексного подхода к решению проблемы. Как отмечают эксперты, Совет Безопасности ООН не в полной мере использовал свои миротворческие функции, не выполнив требование Устава ООН об эффективном и беспристрастном принятии действенных мер по урегулированию конфликта в минимально короткие сроки. Не был сформирован международный механизм, который функционировал бы на основании единого замысла и четкой системы ответственности за разрешение различных аспектов урегулирования югославского кризиса <7>. -------------------------------- <7> Лутовинов В. И., Романченко Ю. Г. Российское участие в международных миротворческих операциях: анализ и проблемы // Власть. 2003. N 1. С. 42 - 49; Гришаева Л. Е. Указ. соч. С. 47 - 58; Петрич В. Россия, Косово, Европа: опыт урегулирования конфликтов после "холодной войны" // Международная жизнь. 2008. N 12. С. 106 - 112.

Применение сил ООН в Боснии и Герцеговине оказалось в целом малоэффективным ввиду неадекватности их подготовки, оснащения, комплектования, системы командования и управления постоянно возраставшим объемом задач и неизбежного в условиях частых провокаций сторон смещения мандата операции по направлению к мерам принуждения к миру. Политические решения ООН являлись лишь следствием изменения ситуации, не опережая ее развитие. Подобное "политическое урегулирование", как это было в Боснии и Герцеговине, Хорватии, привело к увеличению жертв конфликта и снижению у конфликтующих сторон авторитета ООН. По мере реализации собственно военных задач миротворческие силы оказались в известной мере в заложниках у военно-политической обстановки, сложившейся в результате сочетания таких негативных факторов, как нерешенность гражданских аспектов мирных соглашений, стремление общин добиться доминирующего положения в рамках единого государственного образования, различие взглядов руководства бывших конфликтующих сторон на суть и пути выполнения гражданских аспектов мирного урегулирования, резкая криминализация общества, обусловленная длительным конфликтом. Программа разоружения, демобилизации и реинтеграции. Более активное вовлечение миротворческих миссий ООН в постконфликтное миростроительство поставило перед миротворцами новые задачи по снятию напряженности и обеспечению социальной стабильности посткризисного общества. Эти задачи решаются в ходе проведения программ разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших участников воинских формирований в гражданскую жизнь, практике которых известны не только успехи, но и относительные неудачи. Отдельные попытки миротворцев ООН разоружить воинские формирования в Камбодже, Сальвадоре, Мозамбике оказывались успешными благодаря тому, что к этой работе привлекались лидеры воюющих группировок. В 1992 г. в Камбодже было разоружено 52 тыс. военнослужащих противоборствующих сил и складировано 50 тыс. единиц оружия, но в стране оставалось немало вооруженных группировок, которые были хорошо обучены и готовы участвовать в боевых действиях. В Мозамбике миротворцам удалось демобилизовать 80 тыс. военнослужащих сторон конфликта, 10 тыс. повстанцев были включены в правительственные войска. В ходе операции миротворцы конфисковали 155 тыс. единиц оружия. В Сальвадоре миротворцам ООН удалось разоружить несколько тысяч партизан <8>. -------------------------------- <8> Крупянко И. М. Эволюция миротворческой деятельности ООН в новой системе международных отношений: опыт операций по поддержанию мира в Камбодже и на Восточном Тиморе: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2008. С. 153.

По подсчетам ООН, в Косово в 2003 г. находилось от 330 до 460 тыс. единиц огнестрельного оружия. Несмотря на то что к контрольному сроку окончания демилитаризации Освободительной Армии Косово 20 сентября 1999 г. было сдано около 10 тыс. единиц стрелкового оружия <9>, попытки полностью разоружить местное население и бойцов ОАК не увенчались успехом. -------------------------------- <9> Штоль В. В. Роль НАТО в миротворческом процессе // Обозреватель (Observer). 2008. N 1. С. 84.

Вместе с тем в ряде стран процесс разоружения значительно затруднялся, а иногда и срывался, встречая сопротивление противоборствующих сторон. Например, в Анголе по состоянию на март 1996 г. оружие сдали 45% правительственных войск и только 25% вооруженных повстанцев. В Сомали попытки миротворцев разоружить антиправительственную группировку М. Ф. Айдида привели к эскалации насилия и гибели 148 миротворцев <10>. -------------------------------- <10> Крупянко И. М. Указ. соч. С. 154.

Важное значение для реализации данных программ играет привлечение средств государств - доноров, подразделений ООН и международных организаций для оказания финансовой поддержки проводимых мероприятий. Примером такого взаимодействия является участие в обеспечении программ разоружения, демобилизации и реинтеграции в ходе операции ООН в Сьерра-Леоне Всемирного банка, Британского правительства, учредивших фонд в размере 34 млн. долл. США для централизованного финансирования проводимых мероприятий и акций. Программа поддержки организации и проведения выборов. В соответствии с мандатом Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности ООН могут учреждаться отдельные миссии по проведению выборов, которые рассматриваются в качестве мероприятий, осуществляемых ООН в порядке исключения. Такие миссии, как правило, являются центральным элементом комплексных миротворческих операций, включающих компонент проведения выборов. Первым значительным примером реализации данной программы стала Группа ООН по оказанию помощи в переходный период (апрель 1989 г. - март 1990 г.) <11>, предназначенная для содействия в обретении Намибией независимости путем проведения честных и свободных выборов под наблюдением ООН. В период максимального развертывания численный состав указанной Группы ООН составлял около 8000 человек, включая 4500 военнослужащих, 1500 полицейских и 2000 гражданских сотрудников. В результате операции ООН в ноябре 1989 г. были проведены выборы, в которых участвовало 97% населения страны, и закончен вывод с территории Намибии войск ЮАР. После принятия Конституции Намибия обрела независимость и в апреле 1990 г. вступила в ООН <12>. -------------------------------- <11> Резолюция СБ ООН S/RES/632(1989) от 16 февраля 1989 г. // URL: http://www. un. org. <12> Заемский В. Ф. ООН и миротворчество. М.: Международные отношения, 2008.

В дальнейшем аналогичные операции с разной степенью успеха проводились в Камбодже (ноябрь 1991 г. - март 1992 г. и март 1992 г. - сентябрь 1993 г.), Сальвадоре (июль 1991 г. - апрель 1995 г.), Мозамбике (декабрь 1992 г. - декабрь 1994 г.) <13>. -------------------------------- <13> См.: материалы сайта ООН. URL: http://www. un. org.

Контроль за процессом выборов в меньшей степени затрагивает суверенитет страны, которой оказывается такая помощь, поскольку ответственность за организацию и проведение выборов несет само правительство. Миссии ООН по контролю за процессом выборов не наделены полномочиями выносить решения, имеющие обязательную силу, однако им поручено осуществлять наблюдение и контроль за соблюдением законности на различных этапах выборного процесса, а также за соблюдением уполномоченными национальными органами правил и положений, касающихся выборов. Для обеспечения контроля за процессом выборов во все районы страны направляются международные наблюдатели. Тем не менее, анализируя опыт ООН, можно утверждать, что поддержка избирательного процесса остается важным и в целом успешным компонентом многих миротворческих миссий. Миротворческие операции ООН продолжают содействовать продвижению вперед сложных и неустойчивых переходных процессов в постконфликтных государствах, оказывая помощь в успешном проведении выборов и утверждении новых правительств во власти. Практика реализации основных программ ООН в рамках миротворческих миссий ООН свидетельствует о том, что потенциал миротворческих операций довольно широко используется ООН в целях обеспечения и защиты прав человека в ходе внутренних вооруженных конфликтов.

Список литературы

1. Гришаева Л. Е. Кризис миротворчества ООН // Обозреватель (Observer). 2008. N 4. С. 47 - 58. 2. Приложение к документу ООН S/2007/130 от 8 марта 2007 г. "Ежемесячный доклад об операциях Сил для Косово" // URL: http://www. un. org. 3. Заемский В. Ф. Механизмы ооновского миротворчества // Международная жизнь. 2004. N 7/8. 4. Заемский В. Ф. Новейшая история реформы ООН: Монография. М.: МГИМО-Университет, 2008. 5. Заемский В. Ф. ООН и миротворчество. М.: Международные отношения, 2008. 6. Крупянко И. М. Эволюция миротворческой деятельности ООН в новой системе международных отношений: опыт операций по поддержанию мира в Камбодже и на Восточном Тиморе: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2008. 7. Лутовинов В. И., Романченко Ю. Г. Российское участие в международных миротворческих операциях: анализ и проблемы // Власть. 2003. N 1. С. 42 - 49. 8. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М.: Норма, 2004. 9. Петрич В. Россия, Косово, Европа: опыт урегулирования конфликтов после "холодной войны" // Международная жизнь. 2008. N 12. С. 106 - 112. 10. Резолюция СБ ООН S/RES/632(1989) от 16 февраля 1989 г. // URL: http://www. un. org. 11. Резолюция СБ ООН S/RES/1289(2000) от 7 февраля 2000 г. // URL: http://www. un. org. 12. Резолюция СБ ООН S/RES/N 1291(2000) от 24 февраля 2000 г. // URL: http://www. un. org. 13. Резолюция СБ ООН N 1706(2006) от 31 августа 2006 г. // URL: http://www. un. org. 14. Штоль В. В. Роль НАТО в миротворческом процессе // Обозреватель (Observer). 2008. N 1.

Название документа