Формирование, круг полномочий и структура Правительства в Израиле
(Маламуд А. И.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2012, N 2) Текст документаФОРМИРОВАНИЕ, КРУГ ПОЛНОМОЧИЙ И СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ИЗРАИЛЕ <*>
А. И. МАЛАМУД
Маламуд Алина Игоревна, соискатель кафедры конституционного права МГИМО(У) МИД России.
В настоящей статье рассмотрены особенности процедуры формирования, компетенции и полномочий, а также структуры правительства в Израиле. Единственная работа в отечественной печати, посвященная исполнительной власти этой страны, была опубликована еще до принятия ныне действующей третьей редакции Основного закона о правительстве. Кроме того, в ней ничего не говорилось о чрезвычайно важном в израильском контексте институте межминистерских комиссий. Настоящая статья призвана заполнить эту существующую в научной литературе лакуну.
Ключевые слова: Израиль, правительство, полномочия, государственная власть, президент.
The article deals with the peculiarities of formation, competence and structure of the Israeli government. The only work in Russia dealing with the executive branch of this country was published before the current third version of the Main law on Government was adopted. Moreover, it does not contain any information on the institution of interdepartmental commissions. The present article covers these essential issues.
Key words: Israel, government, competence, state power, president.
Израиль относится к числу стран с парламентской моделью, которая предусматривает формирование правительства на базе итогов выборов в однопалатный Кнессет. Президент назначает главу правительства. Получив мандат, глава правительства формирует состав правительства и представляет его вместе с программой действий на утверждение Кнессету. Необходимость сформировать правительство возникает в пяти случаях: после выборов в Кнессет, падения кабинета в результате вынесения ему вотума недоверия, отставки правительства, отставки премьер-министра или его кончины. Очевидно, что текущее управление представляет собой чрезвычайно широкую и многообразную сферу деятельности. Правительство - это орган общей компетенции, а потому правовая регламентация такой компетенции - достаточно сложная задача. Поэтому в ряде конституций предметная компетенция правительства вообще не раскрывается. В других странах в конституции включен перечень полномочий правительства, который, как правило, не является исчерпывающим. Конституции очень редко содержат развернутые постановления, излагающие компетенцию правительства. Порой компетенция правительства определяется методом исключения, т. е. в нее включаются вопросы, которые не отнесены к ведению других государственных органов. Именно этим путем - определяя полномочия правительства методом исключения - пошел и израильский законодатель. Статья 32 Основного закона о правительстве (его ныне действующая третья редакция была принята в 2001 г.) гласит, что "правительство выполняет от имени государства, согласно закону, любые действия, выполнение которых не возложено законом на другие органы власти". Компетенция правительства в области управления исключительно широка и многообразна и охватывает практически все основные сферы общественной жизни. При этом согласно ст. 33 (а) того же Основного закона "полномочия, переданные правительству согласно закону, могут быть делегированы правительством одному из членов правительства". Согласно ст. 33 (б) "члены правительства полномочны поручать сотрудникам подведомственных им министерств полное или частичное исполнение возложенных на них полномочий, за исключением полномочия выносить постановления". Правительство в процессе своей деятельности издает различные, в том числе нормативные правовые, акты. Возможность издания собственного акта - существенная характеристика статуса государственного органа. Помимо собственной регламентарной власти и права на издание актов делегированного законодательства правительство располагает обширными полномочиями, позволяющими оказывать серьезное, а нередко и решающее воздействие на законодательный процесс. Это позволяет согласиться с утверждением профессора М. А. Сапроновой, отметившей, что "правительственная власть в Израиле может быть названа исполнительной с достаточной долей условности, поскольку она не столько исполняет решения парламента, сколько сама имеет самые широкие возможности для вынесения важнейших политических решений" <1>. -------------------------------- <1> См.: Сапронова М. А. Правовая регламентация деятельности правительства Государства Израиль // Ближний Восток и современность. 1999. N 8. С. 150.
Полномочия правительства Израиля в области управления включают назначения на ряд высших гражданских и военных должностей. Эти полномочия не прописаны в Основном законе о правительстве, но они зафиксированы в других действующих в стране законодательных актах. Правительство играет решающую роль в назначении дипломатических представителей. На заседаниях правительства систематически заслушивается информация министра иностранных дел. Несмотря на то что вопросы международной жизни обычно широко комментируются средствами массовой информации, действительные сведения о подготовке и принятии внешнеполитических решений и планируемых акциях зачастую держатся в тайне. Принятый в 1976 г. Основной закон об армии объявляет правительство в полном составе главнокомандующим израильской армией. По Закону правительство имеет право назначать и увольнять начальника Генерального штаба. В Израиле, как и во многих других парламентских демократиях, именно правительству в случае внутренних волнений или внешней угрозы принадлежит право принятия чрезвычайных мер. Когда в правительстве дебатируются вопросы, имеющие первостепенное значение или вызывающие разногласия, решающее значение имеет позиция премьер-министра. Во-первых, будучи лидером своей партии, которая всегда является крупнейшей в правительственной коалиции, он оказывает заметное влияние на голосование представляющих ее министров. Во-вторых, в ведении премьер-министра находятся органы разведки и контрразведки - Служба внешней разведки (известная как Моссад) и Общая служба безопасности (ШАБАК). Они обеспечивают премьер-министра информацией и дают ему оперативные возможности, которыми не обладают остальные министры. Как отмечает профессор Л. М. Энтин, "конституция и текущее законодательство, как правило, сравнительно детально регулируют порядок формирования, состав и структуру правительства" <2>. Израильский Основной закон о правительстве конкретизирует порядок формирования правительства (ст. ст. 7 - 11 и 13), однако состав и структура правительства в нем не детализированы. Закон оставляет правительству широчайшие полномочия по изменению его структуры и состава. -------------------------------- <2> Энтин Л. М. Правительство в зарубежных странах // Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. М.: МГИМО; Норма-Инфра-М, 2004. С. 267.
В ряде стран, среди которых США, Швейцария, Испания и другие, структура исполнительной власти урегулирована законом. В Израиле ситуация иная: количество и сферы ответственности конкретных министерств в законе не оговорены. Министр, которому поручено проведение в жизнь какого-либо закона, может взять на себя в этих рамках любые полномочия, предоставляемые государственному служащему, кроме полномочий судебного характера. Действующая редакция Основного закона оставляет правительству широкие полномочия в том, что касается перераспределения обязанностей между различными министрами, а также в возможности временного замещения одних министров другими. Не оговорено и постоянство структуры правительства. Согласно ст. 15 Основного закона "правительство полномочно по предложению главы правительства вводить в свой состав новых министров. В случае если правительство принимает решение о вводе в свой состав нового министра, глава правительства уведомляет Кнессет об этом решении, о новом министре и о его должностных обязанностях". Иными словами, любое новое министерство может быть создано в любой момент времени. Существуют две наиболее распространенные модели преобладающей процедуры образования правительства. Одна - формирование правительства на парламентской основе, исходя из расстановки сил в парламенте, другая - внепарламентский способ образования высшего органа государственного управления. В Израиле за 63 года государственности накоплен опыт реализации обеих моделей. Все правительства страны с первого по двадцать шестое включительно (работавшие в 1949 - 1996 гг.), а также 30-е, 31-е и 32-е (работающие с 2003 г. по настоящее время) были сформированы по первой модели, в то время как 27-е, 28-е и 29-е (работавшие в 1996 - 2003 гг.) - по одной из модификаций второй модели. Этот опыт двойной конституционно-правовой реформы, связанной с переходом от первой модели ко второй и с возвращением обратно, к парламентской системе формирования правительства, является уникальным. На всем протяжении израильской истории ни одна партия не располагала абсолютным большинством в Кнессете, вследствие чего все без исключения израильские правительства были коалиционными. Как это принято и в других парламентских демократиях, после выборов глава государства проводит консультации с лидерами партий, представленных в парламенте, пытаясь выяснить возможности и шансы того или иного политического деятеля. На практике процедурные различия в порядке формирования правительства не предопределяют ни его состав, ни программу. Решающая роль в формировании правительства и назначении его главы в Израиле, как и в большинстве демократических стран, принадлежит руководству политических партий, располагающих парламентским большинством <3>. Это приводит к тому, что вопрос о кандидате на пост главы правительства предрешается заранее, если только одной из партий или ранее образованному блоку партий удастся захватить большинство мест в законодательном органе. -------------------------------- <3> См.: Давид Нахмиас, Рут Амир. Управление и исполнительная власть в Израиле. Иерусалим: Израильский институт демократии, 2002. С. 36 (на иврите).
Процедура формирования правительства в республиках со смешанной формой правления отличается определенной спецификой. В условиях совпадения партийной идентификации президента и парламентского большинства вопрос о назначении правительства решается главой государства самостоятельно. Иначе обстоит дело, когда поддержка президента парламентским большинством отсутствует. (Такие ситуации складывались, например, во Франции неоднократно.) В этом случае президент вынужден поручать формирование правительства лидеру победившей на парламентских выборах партии. В Израиле роль президента в процессе формирования правительства достаточно ограничена, однако нельзя не обратить внимание на ситуацию, сложившуюся после парламентских выборов 2009 г. Шимон Перес, избранный президентом в 2007 г. как кандидат от партии "Кадима", должен был сделать выбор - кому из лидеров двух крупнейших партий (Ципи Ливни от "Кадимы" или Биньямину Нетаньяху от "Ликуда") поручить формирование правительства. В ходе выборов эти партии получили почти одинаковое число голосов, но "Кадима" все же чуть больше (758032 против 729054), что дало ей преимущество в один мандат (28 против 27). Вместе с тем, хотя Шимон Перес сам был избран президентом как кандидат от "Кадимы", выслушав руководителей парламентских партий, он пришел к выводу, что наибольшие шансы сформировать правительство имеет лидер "Ликуда" Биньямин Нетаньяху - и на него и была возложена эта задача, как и предусмотрено ст. 7 Основного закона о правительстве. Как и в других странах, межминистерские комиссии в Израиле образуются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения. Статья 31 (d) Основного закона гласит, что "правительство полномочно создавать постоянные или временные межминистерские комиссии, а также межминистерские комиссии по вопросам решения отдельных задач. Правительство полномочно решать свои задачи посредством вновь созданных комиссий". Образование, реорганизация и упразднение межминистерских комиссий, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются, как правило, совместно заинтересованными органами исполнительной власти. Межминистерские комиссии возглавляются, как правило, министром (реже - лично главой правительства). Как правило, межминистерские комиссии занимаются предварительной подготовкой вопросов, обсуждаемых на заседаниях правительства. Отдельные комиссии посвящены вопросам, касающимся наиболее деликатным вопросам национальной безопасности. Отдельные комиссии созданы в рамках заботы правительства об интересах различных секторов населения. Существуют и комиссии, связанные с подготовкой к возможным природным катаклизмам. Некоторые комиссии по своему кругу обязанностей фактически тождественны кругу обязанностей того или иного министерства. Так, сложно понять, в чем деятельность Межминистерской комиссии по репатриации и абсорбции выходит за рамки сферы ответственности Министерства абсорбции репатриантов, и почему при этом председателем данной комиссии является не министр абсорбции, а министр иностранных дел Авигдор Либерман. Наличие столь значительного числа комиссий приводит к тому, что каждый министр в среднем состоит в восьми - десяти из них параллельно, что, учитывая обязанности членов правительства по руководству возглавляемыми ими министерствами, с одной стороны, и круг их депутатских обязанностей - с другой, совершенно не оставляет им достаточно времени для изучения вопросов и документов, которые призваны рассматривать эти комиссии. Кроме того, учитывая огромное количество комиссий и невнятную структуру их полномочий и сфер ответственности, неминуемо возникает бюрократическая чехарда, которая нередко вредит интересам дела. Назрела насущная необходимость в оптимизации структуры правительства Израиля, чтобы оно могло в должной мере соответствовать масштабу стоящих перед страной задач.
Название документа Интервью: Юридический факультет Бакинского государственного университета: прошлое, настоящее, будущее (интервью с доктором юридических наук, профессором юридического факультета Бакинского государственного университета Иманлы Магомедом Наги оглы) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2012, N 2) Текст документа
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ БАКИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА БАКИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМАНЛЫ МАГОМЕДОМ НАГИ ОГЛЫ <*>
А. П. КУЗНЕЦОВ
Кузнецов А. П., доктор юридических наук, профессор.
Биография. Родился 30 июня 1962 г. в Амасийском районе Армянской Республики. В 1988 г. окончил юридический факультет Азербайджанского государственного университета им. С. М. Кирова. С 1993 г. работал в должности преподавателя на кафедре уголовного права и криминологии. В 1999 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему: "Вопросы уголовно-правовой борьбы с контрабандой в Азербайджанской Республике". В 2004 г. был назначен первым заместителем декана юридического факультета Бакинского государственного университета. В 2006 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему "Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с терроризмом" и был избран председателем диссертационного совета. В 2009 г. назначен экспертом по юридическим вопросам Высшей аттестационной комиссии при Президенте Азербайджанской Республики. Является вице-президентом Международной ассоциации юристов тюркского мира, членом Российской юридической академии наук РФ, почетным доктором Вюрцбургского университета. Автор более 100 статей, 6 монографий, 10 учебников, значительная часть которых посвящена проблеме противодействия терроризма в современном мире. Состоит в редакционных советах журналов "Следователь", "Международное уголовное право и международная юстиция", "Правовое государство и закон".
- Бакинский государственный университет среди учебных заведений на постсоветском пространстве занимал одно из ведущих мест в системе подготовки специалистов с высшим образованием. В этой связи российской научной общественности небезынтересны его история и сегодняшнее положение, роль и место в системе высших учебных заведений Азербайджанской Республики... - Первого сентября 1919 г. парламент Азербайджанской Демократической Республики на заседании принял решение о создании в Баку университета и утвердил его устав. Таким образом, был образован первый светский центр высшего образования на перекрестке Европы и Азии. Университет начал свою деятельность с двух факультетов: историко-филологического и медицинского, в которых работали 44 педагога и обучалось 1094 студента. Первым его ректором был выдающийся русский ученый, профессор Казанского университета, знаменитый хирург В. И. Разумовский. В 1920 - 1930-х гг. в университете ведущими преподавателями работали великие азербайджанские писатели Абдулрагимбей Ахвердиев и Таги Шахбази, профессора-востоковеды П. К. Жузе и А. О. Маковельский, профессор-правовед А. О. Мишель, профессор-математик А. Г. Лопатинский, ученый-химик Мохсунбей Ханларов и другие знаменитые ученые. Наш известный соотечественник, лауреат Нобелевской премии Л. Д. Ландау и многие другие выдающиеся деятели, а также представители национальной интеллигенции 30-х годов получили образование в нашем университете. В 1930 г. Совет Народных Комиссаров СССР реорганизовал университет, и на его базе были созданы Высший педагогический институт и другие высшие учебные заведения. Однако в 1934 г. Государственный университет вновь начал свою деятельность и по-прежнему стал центром научно-педагогической мысли, в том числе национального сознания в республике. В годы Второй мировой войны 1941 - 1945 гг. университет смог сохранить свои ведущие позиции в стране в области науки и образования. Следует отметить особые заслуги ученых университета в создании в 1945 г. Академии наук Азербайджана. Большинство действующих в Азербайджане высших учебных заведений, в том числе Азербайджанский медицинский университет, Азербайджанский государственный экономический университет, Азербайджанский государственный педагогический университет и другие, были образованы на базе университета. С 1969 г. начинается новый этап в жизни университета, ведущий к вершинам знаний и науки, охватывающий значительный исторический отрезок времени: в университете начали функционировать факультеты, кафедры, около 30 научно-исследовательских лабораторий по новым, современным специальностям. Таким образом, закладывался прочный фундамент для будущего развития университета. В настоящее время университет, являющийся флагманом науки и образования в Азербайджане, обладающий богатым историческим прошлым, стал признанным в мире центром науки и образования. Сегодня на 16 факультетах университета учатся около 18 тыс. студентов, в том числе по 52 специальностям на ступени бакалавра, по 33 направлениям, включающим 156 специальностей, на ступени магистратуры. Среди указанных факультетов важное место занимает юридический факультет. Являясь современным крупнейшим научным центром, университет объединяет 125 кафедр по естественным и гуманитарным научным областям, 21 научно-исследовательскую лабораторию, в которых работает более 200 человек, научно-исследовательский институт прикладной математики и научно-исследовательский институт проблем физики, современное издательство и типографию, соответствующие европейским стандартам, осуществляющим научные исследования, охватывающие широкий спектр научной тематики - от классических вопросов азербайджанского языка, литературы и истории до генетики, получения наноматериалов. Из 1300 преподавателей университета около 100 человек удостоены высших государственных наград, орденов и медалей, 14 человек являются депутатами Милли Меджлиса, 40 человек - заслуженными деятелями науки, 20 человек - президентскими стипендиатами, 30 человек - заслуженными учителями, 23 человека - действительными членами и членами-корреспондентами Национальной академии наук Азербайджана, около 300 человек - докторами наук, профессорами, свыше 900 - кандидатами наук. Студенты в процессе обучения имеют возможность использовать богатый научный фонд библиотеки университета, составляющий более 2,5 млн. изданий. В настоящее время научная библиотека располагает 5 абонементами, 14 читальными залами на 1085 посадочных мест, ее фондами постоянно пользуется около 20 тыс. читателей - преподавателей, студентов, магистрантов университета.
- Как вы отметили, в структуре факультетов Бакинского государственного университета важное место занимает юридический факультет. Не могли бы вы более подробно рассказать об этом? - Действительно, юридический факультет - один из ведущих, влиятельных и крупных факультетов университета. Он практически ровесник самого университета и имеет богатую историю. Нехватка национальных кадров во всех сферах общественной жизни побудила Комиссариат Народного Просвещения приступить в 1920 г. к созданию высшего учебного заведения по подготовке юристов для нужд страны. Используя возможности востоковедческого факультета, созданного на базе восточного отделения историко-филологического факультета, в 1927/1928 учебном году стало функционировать юридическое отделение факультета востоковедения. Таким образом, начался процесс подготовки национальных юридических кадров для работы в органах государственного управления и судах. 17 декабря 1928 г. на базе юридического отделения создается самостоятельный юридический факультет. Важную роль в учреждении юридического отделения в составе факультета востоковедения сыграл тогдашний ректор университета, талантливый организатор, видный литератор и государственный деятель Таги Шахбази. Юридический факультет был образован в составе судебного и административно-хозяйственного отделений. Его возглавил профессор А. О. Мишель, видный специалист по теории государства и права, авторитетный юрист, выпускник Института красной профессуры. Благодаря его организаторским способностям в самое короткое время к преподаванию на юридическом факультете привлекаются известные юристы из основных научных центров СССР и высококвалифицированные азербайджанские юристы. В частности, преподавательскую деятельность осуществляли ученые-правоведы из университетов Москвы, Саратова и других городов, например такие знаменитые в то время ученые-юристы, как профессора Н. Н. Полянский и Н. Д. Дурманов. На первоначальном этапе деятельности юридического факультета в качестве самостоятельного в его состав входило одиннадцать кафедр: теории государства и права; истории и диалектического материализма; философии права; истории хозяйства и материальной культуры; международного права; уголовного права; хозяйственного права; гражданского права; государственного права; торгово-промышленного права и статистики. Данные кафедры объединялись в философско-социологическую, юридическую и экономическую комиссии. В кратчайшие сроки юридический факультет превратился в один из ведущих факультетов. Одним из доказательств этого служит активность сотрудников факультета в научно-исследовательской и общественной деятельности университета. История юридического факультета вне Азербайджанского государственного университета продолжилась до 1941 г. В связи с уходом большинства преподавателей и студентов на фронт многие высшие школы, как и Институт народного хозяйства, были объединены с АГУ. С тех пор юридический факультет "неразлучен" с университетом. На момент возвращения факультета в состав АГУ в него входили четыре кафедры - гражданского права (зав. кафедрой Г. Дж. Джафаров), уголовного права (зав. кафедрой Г. М. Мамедов), международного права (зав. кафедрой В. И. Лисовский) и государственного права (зав. кафедрой вначале был В. Н. Хатунцев, а затем Б. А. Гусейнов). В связи с войной на юридическом факультете, как и на многих других, было открыто заочное отделение. С 30 апреля 1944 г. на юридическом факультете применялся 4-летний срок обучения. Из-за нехватки педагогов и учебных пособий было прекращено преподавание некоторых дисциплин. Однако, несмотря на все эти трудности и лишения, юридический факультет считался самым передовым, дисциплинированным и примерным факультетом университета. По собственной инициативе юридический факультет стал организатором ряда научных конференций. Так, на конференции на тему "Фашизм и право", проведенной в университете в июне 1942 г., с научными докладами выступили преподаватели юридического факультета - доцент В. Лисовский с докладом "Фашизм и международное право", старший преподаватель Б. А. Гусейнов с докладом "Фашизм и семья" и преподаватель Ю. А. Аникст-Звонская с докладом "Расовая теория немецкого фашизма". Послевоенные годы отмечены значительными изменениями в жизни университета. Во второй половине 1940-х и первой половине 1950-х гг. университет стремительно растет, открываются новые факультеты и кафедры, увеличиваются профессорско-преподавательский состав и студенческий контингент. В 1947 г. было создано студенческое научное общество юридического факультета. В дополнение к этому при каждой кафедре юридического факультета организуются научные кружки. Уже в январе 1948 г. 70 студентов самостоятельно выполняли научно-исследовательскую работу в составе студенческого научного общества. Большинство правоведов-педагогов, впоследствии вступивших в ряды профессорско-преподавательского состава, начинали свою научную деятельность в рядах этого студенческого научного общества. Среди профессоров и преподавателей юридического факультета, которые в бытность свою студентами были активными участниками студенческого научного общества, можно назвать А. Бабаева, И. Керимова, И. Алескерова, А. Мильмана, И. Мамедова, Г. Манаева, М. Меликову, М. Халафова, М. Алескерова, Р. Оруджева, А. Алиева, З. Гасымова, Г. Мадатова и др. Многие из них навеки связали свою судьбу с факультетом, сыграв важную роль в развитии юридической науки и подготовке большого числа юридических кадров в качестве профессоров и заведующих кафедрами. Начиная с 1950-х гг. на юридическом факультете была устранена проблема нехватки квалифицированных педагогов и ученых-юристов. Азербайджанские ученые-правоведы, направленные в конце 1940-х в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Академию наук СССР для учебы в аспирантуре и докторантуре, успешно защитив кандидатские и докторские диссертации, в начале 1950-х возвращались на факультет. В 1960-х гг. факультет значительно расширился, пополнились его ряды профессорско-преподавательского состава и студенческого контингента, увеличился профиль научно-исследовательских работ сотрудников факультета, существенно повысилась их научно-практическое значение. Видный ученый и талантливый организатор М. Халафов, избранный деканом в 1962 г. и дольше всех руководивший факультетом (на протяжении 18 лет), оказал положительное влияние на рабочую атмосферу факультета. В тот период как в образовательном, так и в научно-исследовательском направлении на первый план выдвигалось требование качества, ускорилось развитие и научно-педагогического направления. В 1960-х гг., всего на протяжении нескольких лет была организована защита 3 докторских и 7 кандидатских диссертаций преподавателей факультета. Следует также отметить и то, что темы всех докторских и кандидатских диссертаций, подготовленных и защищенных сотрудниками факультета, были особенно актуальными. Доцент А. Мильман в 1965 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Политическое устройство Азербайджана в XIX и начале XX века", доцент Д. Мовсумов в 1966 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Судебный и уголовный процесс в Азербайджанской ССР в 1917 - 1937 гг.", доцент М. Алескеров в 1968 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Международно-правовые отношения СССР с молодыми независимыми государствами Азии и Африки". Новый этап развития АГУ, его юридического факультета и вообще всего азербайджанского общества начинается с 1969 г. Избрание общенационального лидера азербайджанского народа, известного государственного деятеля и незаурядной личности Гейдара Алиева первым секретарем ЦК КП Азербайджанской ССР 14 июля 1969 г. стало началом основательного поворота и обновления социально-экономической, общественно-культурной, научно-образовательной жизни республики. С момента начала руководства республикой Гейдара Алиева, являвшегося выпускником исторического факультета университета, в Азербайджане все стало меняться в лучшую сторону. Эти новшества и изменения отразились в первую очередь в науке, образовании, национальной культуре, искусстве и литературе. Одним словом, всему, что способствовало развитию национально-общественной мысли, были уделены невиданные доселе внимание и забота.
- Как видно, становление и развитие юридического факультета не было простым и поэтому не может не вызывать чувство гордости за профессорско-преподавательский состав, внесший значительный вклад в подготовку юридических кадров, не только для Азербайджанской Республики, но и СССР в целом. В этой связи хотелось бы уточнить, как сохраняются традиции юридического факультета, как приумножается его научный потенциал? - В 70-е годы прошлого века научно-педагогическую деятельность на юридическом факультете осуществляли профессора и квалифицированные педагоги высокого научно-теоретического уровня. В тот период на факультете работали 7 докторов наук и 32 кандидата наук. Все занятия по направлениям специализации велись преподавателями, обладающими соответствующими учеными степенями и званиями. Юридический факультет БГУ считался одним из самых известных научно-учебных заведений в Советском Союзе. Неслучайно, что в масштабе страны Баку, после Москвы и Киева, считался третьим центром, готовившим дипломатов в зарубежные страны. В 1970 - 1980-е гг. на юридическом факультете были подготовлены дипломаты из более чем 50 стран мира. Здесь получали образование слушатели из Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, арабских стран, Африки и Латинской Америки. Часть из них защитила кандидатские диссертации. За время деятельности факультет подготовил тысячи высококвалифицированных юридических кадров, обеспечил правоохранительные органы, государственные и правительственные структуры юридическими кадрами. Юридический факультет является ведущим центром в республике по развитию юридической науки и подготовке научно-педагогических кадров. Среди выпускников факультета есть ученые, имеющие особые заслуги в подготовке национальных юридических кадров: Вахид Гахраманов, Мамед Халафов, Джахангир Керимов, Азиз Асадов, Иса Мамедов, Джафар Мовсумов, Мясума Меликова, Муртуз Алескеров, Фируддин Самандаров, Тофиг Гафаров. Основные направления научно-исследовательских работ на факультете: проблемы теории и истории государства и права, история политических и правовых учений, конституционное право, муниципальное право, административное право, финансовое право, проблемы гражданского права в условиях перехода к рыночной экономике, вопросы преступления и наказания, охрана общества от преступных посягательств, изучение условий и причин преступности, подготовка мер борьбы и профилактики, регулирование отношений правосудия, вопросы использования научно-технических средств в раскрытии преступлений, расследовании и судебном разбирательстве, вопрос тактики в расследовании преступлений. В настоящее время обучение на очном и заочном отделениях факультета осуществляется на азербайджанском и русском языках. На факультете работает профессорско-преподавательский состав в количестве 80 человек, в том числе один член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана. На факультете получают образование 2000 бакалавров и магистрантов очного и заочного отделений, а также слушателей, получающих дополнительное образование, 42 аспиранта и 52 диссертанта. Юридический факультет прошел большой путь развития. В сердце каждого его выпускника - множество славных моментов, вызывающих чувство гордости. Юридическая наука Азербайджана и вместе с ней юридический факультет университета все эти годы развивались, достигли множества успехов, значительно продвинулись.
- Социально-экономические и политико-правовые преобразования, проводимые в Азербайджанской Республике в последние годы, резко усилили спрос на высококвалифицированных специалистов в области права. Как ведется подготовка студентов у вас на юридическом факультете? - Проводимые во всех сферах общественной жизни преобразования последних лет резко усилили спрос на высококвалифицированных специалистов в области права. В современных условиях все более возрастает количество принимаемых нормативно-правовых актов в различных областях права, реформируется система правоохраны, судебной власти. Для того чтобы ориентироваться в вопросах права, принимать обоснованные и законные решения, необходимо иметь не только обширные, но и глубокие знания в области юриспруденции. Современному управленцу требуется либо самому иметь специальное юридическое образование, либо обращаться к помощи квалифицированного юриста. Более того, в условиях постоянно меняющегося законодательства незнание права может дорого обойтись любому хозяйствующему субъекту, так как принятие юридически квалифицированных решений может повлечь самые неблагоприятные последствия. Чтобы удовлетворить растущий спрос на специалистов юридического профиля и не допустить снижения качества вузовской подготовки юристов, на юридическом факультете качеству обучения студентов-юристов уделяется особое внимание. Специалист в области права в современных условиях должен: уметь трансформировать полученные знания в инновационные технологии, научиться самостоятельно получать знания, овладеть методологией и аналитическими навыками, знать и уметь применять методы проведения научных исследований, научиться правильно действовать в условиях сложного демократического общества. Воспитать в себе гражданина, обладать гражданскими социальными компетенциями. Реализация указанных положений возможна только в том случае, если они будут включены в содержание обучения будущего специалиста. Сегодня на факультете готовят специалистов по двум направлениям и четырем специальностям на учебных ступенях бакалавриата и магистратуры. В данное время на факультете осуществляется широкое применение современных информационно-коммуникационных технологий. Так, в связи с переходом к Болонскому процессу широко используется сеть Интернет. Отныне все тексты лекций размещены в Интернете. Там же размещена и информация о профессорско-преподавательском составе и сотрудниках факультета. Все кафедры и лаборатории оснащены самыми современными компьютерами. Создана локальная компьютерная сеть факультета. Информация, поступающая на кафедры, собирается в центральном компьютере. Существует база данных о преподавателях и студентах. С помощью этой базы можно создать необходимые отчеты. Создан сайт факультета по адресу www. law. bsu. az. На форуме сайта студенты обсуждают вопросы преподавания дисциплин, высказывают свое мнение. Каждый студент, используя свой код для входа на сайт, может получить сведения о дисциплинах соответствующего семестра и преподавателях, читающих курс, ознакомится с электронными вариантами текстов лекций. Оснащенная самым современным оборудованием и соответствующим программным обеспечением, криминалистическая лаборатория проводит занятия в соответствии современными требованиями. В соответствии с решением ученого совета юридического факультета от 13 февраля 2001 г. была создана юридическая клиника. В юридической клинике действующие магистранты с высшим юридическим образованием под контролем преподавателей и адвокатов оказывают бесплатную юридическую помощь в консультативной форме малообеспеченным слоям населения - пенсионерам, инвалидам, беженцам и вынужденным переселенцам, учащейся молодежи. Они объясняют правила составления юридических документов, порядок действий для защиты интересов граждан в государственных органах и других организациях. Юридическая клиника финансируется посредством гранта, выделенного "Фондом помощи - Института Открытое общество".
- Как известно, Азербайджанская Республика не только подписала Болонскую декларацию, которая устанавливает общие принципы организации высшего образования в европейских странах, но и активно реализует ее положения. В этой связи научной общественности будет интересно знать, как осуществляется в Азербайджанской Республике переход на многоуровневую систему образования в соответствии с Болонской декларацией? - В целях интеграции в европейскую систему образования на юридическом факультете с 2008/2009 учебного года применяется Болонская система образования, включающая в себя три ступени - бакалавриат, магистратура, докторантура. Новые условия требуют от обучающегося в бакалавриатуре (срок обучения четыре года) овладения обширными знаниями по фундаментальным дисциплинам, а на ступени магистратуры (срок обучения два года) - использование этих знаний в качестве перехода к большой науке по узкой специализации. Обеспечивая индивидуальный подход к студенту, система охватывает также и основные направления его деятельности в учебном процессе. С первого курса бакалавриата применяется кредитная система, считающаяся основным критерием Болонского процесса. В учебном процессе, основанном на кредитной системе, предусматривается следующее: участие студентов в составлении индивидуальных учебных планов, свобода выбора дисциплин и преподавателей, привлечение к учебному процессу консультанта (тьютора) и его помощь в учебном процессе каждому студенту, обеспечение необходимыми учебными печатными материалами и их электронными версиями, и наконец, оценка знаний студентов с применением многобалльной системы. Обучение на ступени бакалавриата заканчивается подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы (диплома). На ступени магистратуры образование выпускника заканчивается защитой диссертации, являющейся результатом его личных исследований в определенной области науки. Главными целями присоединения к Болонскому процессу являются интеграция с университетами Европы, создание единой систем кредитов и взаимное признание дипломов. Обучение студентов на факультете проходит по двум направлениям и четырем специальностям на основе учебного плана и программ дисциплин государственного образовательного стандарта, приведенных в соответствие с кредитной системой.
- Подготовку высококвалифицированных специалистов-юристов невозможно осуществлять без международного сотрудничества с другими вузами. Как решается проблема международного сотрудничества в университете на юридическом факультете? - Международному сотрудничеству на юридическом факультете уделяется особое внимание. Основная цель международного сотрудничества - это расширение связей в приоритетных областях науки и образования. Так, с начала своей деятельности юридический факультет установил прочные связи с важнейшими научно-образовательными центрами СССР, и эти отношения оказали положительное влияние на повышение уровня преподавания и общепрофессиональную подготовку специалистов. Эти отношения поддерживаются и развиваются и сегодня. Международная деятельность юридического факультета осуществляется по следующим направлениям: сотрудничество в научной, образовательной областях с ведущими юридическими факультетами и университетами мира; развитие академических связей с различными международными организациями, научными и образовательными центрами; внедрение инновационных методов обучения и научных исследований; участие в программах по обмену студентами, магистрантами, докторантами; обеспечение участия студентов в международных семинарах и летних школах; участие профессорско-преподавательского состава в различных международных научных форумах; приглашение иностранных преподавателей ведущих юридических факультетов и университетов зарубежных стран; создание благоприятных условий для пребывания и обучения студентов из иностранных государств. Так, факультет имеет тесные научные связи и сотрудничает с юридическими факультетами Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Визбургского и Мюнхенского университетов Германии, Киевским национальным университетом им. Тараса Шевченко, Тбилисским государственным университетом имени Иванэ Джавахишвили, Казахским национальным университетом им. Аль-Фараби, а также с Московской государственной юридической академией им. О. Е. Кутафина, Ташкентским государственным юридическим институтом, Уральской государственной юридической академией, Институтом государства и права Российской академии наук, Институтом государства и права при Академии наук Украины и многими другими научно-образовательными центрами. Следует отметить, что международные отношения университета и юридического факультета расширяются с каждым днем. В настоящее время университет является членом Ассоциации европейских университетов, университетов прикаспийских государств, университетов Причерноморских государств, а также Ассоциации европейских университетов, объединяющих более 100 университетов постсоветских стран. Университет в 2002 - 2004 гг. с большим успехом руководил Ассоциацией университетов Причерноморских государств. Кроме того, университет на основе двусторонних соглашений осуществляет всестороннее сотрудничество в научно-технической области и по системе обмена студентов-преподавателей с МГУ им. Ломоносова, со Средне-Восточным Техническим университетом, с Университетом Софии-Антиполиса Ниццы, с Университетом Индианы, с Киевским национальным университетом им. Тараса Шевченко, с Университетом Вены и др. Участие в международных организациях способствует интегрированию в евроатлантическую научную и образовательную систему, создает возможность участия в различных международных проектах, грантовых программах. Факультет сотрудничает и с соответствующими научно-образовательными учреждениями Азербайджана. В настоящее время кафедры факультета тесно взаимодействуют с Институтом философии, социологии и права НАНА, Центром экспертизы Министерства юстиции Азербайджанской Республики, Институтом повышения квалификации юридических кадров, Академией полиции МВД и другими научно-образовательными центрами.
Название документа