Проблема определения авиации общего назначения

(Лысенко А. А.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 3) Текст документа

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ <*>

А. А. ЛЫСЕНКО

Лысенко Алена Анатольевна, аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов.

В статье проводится анализ существующих определений авиации общего назначения и предлагается введение универсальной формулировки определения и классификации видов авиации общего назначения. Приводится аргументация того, что авиационные спецработы, выполняемые с некоммерческими целями, относятся к авиации общего назначения. Раскрываются проблемы международно-правового регулирования авиации общего назначения.

Ключевые слова: авиация общего назначения, авиационные спецработы, деловая авиация, корпоративная авиация.

This article provides with analysis of existing definitions of general aviation and proposes introduction of universal definition of general aviation and classification of general aviation types. There are arguments presented that aerial works performed for non-commercial purposes shall pertain to general aviation. The problem of international legal regulation of general aviation is revealed in the article.

Key words: general aviation, aerial works, business aviation, corporate aviation.

Авиация общего назначения (далее - АОН) как вид гражданской авиации представляет собой мощный сектор, по объемам и значимости сопоставимый с рынком коммерческих перевозок. Популярность АОН стремительно растет. Уже к концу XX в. "89% всех воздушных судов в мире работали в рамках авиации общего назначения, 87% всех полетов классифицировались как полеты авиации общего назначения и 80% всех пилотов летали на воздушных судах этой авиации" <1>. В США, Канаде, Бразилии и Европе масштабы производства специальных типов воздушных судов, как правило, используемых для целей АОН, постоянно увеличиваются, а стоимость выпущенных самолетов превосходит стоимость военных самолетов <2>. По данным Ассоциации производителей воздушных судов АОН (GAMA), по всему миру эксплуатируется более 320000 воздушных судов АОН <3>, в то время как на коммерческие воздушные перевозки работают около 60000 воздушных судов. В одних только США сектор АОН приносит 150 млрд. долл. в национальную экономику, создает рабочие места для 1265000 человек, суммарный доход которых составляет 53 млрд. долл. <4>. В России, по неофициальным данным, уже сейчас насчитывается более 7000 летательных аппаратов АОН <5>. -------------------------------- <1> Доклад Марселя Фелтена "Роль и выгоды авиации общего назначения". Март. 1998. URL: http://www. presarhiv. ru. <2> Бордунов В. Д. Международно-правовая унификация правил международных перевозок: теория и практика // Законодательство. 2009. N 1. С. 31. <3> Там же. <4> По данным GAMA. URL: http://www. gama. aero. <5> Пояснительная записка к Закону Краснодарского края об утверждении Краевой целевой программы "Развитие малой авиации, авиационных видов спорта и авиатуризма в Краснодарском крае на 2011 - 2015 годы". URL: http://skyclub. armavir. ru/.

Несмотря на успехи и перспективы развития АОН, на пути ее развития и регулирования стоят серьезные правовые проблемы как на национальном, так и на международном уровнях. Причиной многих существующих проблем является недостаток надлежащего правового регулирования, что, в свою очередь, является результатом отсутствия четкого и однозначного понятийного аппарата в сфере АОН. В настоящее время четкое единообразное определение понятия "авиация общего назначения" не закреплено ни в Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. <6> (далее - Чикагская конвенция), ни в каком ином универсальном международном договоре. Причиной является то, что во время разработки и принятия Чикагской конвенции главная ее задача заключалась в регламентации вопросов деятельности регулярного и нерегулярного воздушного транспорта. АОН в ее сегодняшнем представлении на тот момент не существовало. -------------------------------- <6> Doc ICAO 7300.

Действующая редакция Приложения 6 <7> к Чикагской конвенции, посвященного международной авиации общего назначения, не содержит определения авиации общего назначения. Изначально указанное Приложение содержало определение полета авиации общего назначения, согласно которому авиацию общего назначения можно было определить как "гражданскую авиацию, которая выполняет все виды операций, за исключением регулярных воздушных сообщений и нерегулярных авиатранспортных перевозок, осуществляемых за плату или по найму" <8>. Исходя из указанного определения следует, что основной чертой АОН является ее некоммерческая направленность. -------------------------------- <7> Предисловие Приложения 6 к Конвенции о международной гражданской авиации "Эксплуатация воздушных судов" в редакции от июля 2008 г. <8> Цит. по: Малеев Ю. Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 151.

В настоящее время одно из определений авиации общего назначения содержится в документе ИКАО "Руководство по экономике аэропортов" от 2006 г. <9>. Здесь следует отметить, что руководства ИКАО представляют собой лишь инструктивный материал. Согласно определению, содержащемуся в указанном Руководстве, АОН представляет собой "все полеты гражданской авиации, кроме регулярных воздушных сообщений и нерегулярных авиатранспортных перевозок, осуществляемых за плату или по найму" <10>. Официальный словарь ИКАО дает определение не авиации общего назначения, а "полета воздушного судна авиации общего назначения", определяя его как "полет воздушного судна, кроме коммерческой воздушной перевозки или полета, связанного с выполнением авиационных спецработ" <11>. В приведенные определения следовало бы добавить "авиационные спецработы, выполняемые за плату или по найму", но на сегодняшний день авиационные спецработы исключены из сферы АОН. Руководство по авиационным работам (ICAO Doc. 9408) <12> рассматривает авиационные работы как "специализированные операции коммерческой авиации" <13> и разделяет их на несколько групп: прикладные авиационные работы; аэросъемка; воздушное наблюдение и патрулирование; авиационные работы в строительстве; использование авиации для целей связи; создание турбулентности воздуха; аварийные операции <14>. Необходимо понимать, что вышеперечисленные виды спецработ могут осуществляться и на безвозмездной основе. Так, например, поисково-спасательные работы и работы по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах в общемировой практике оказываются бесплатно. Многие крупные корпорации, занимающиеся, к примеру, строительством или добычей газа, могут владеть специализированными воздушными судами, используемыми для строительства или облета газопроводов в качестве вспомогательной техники. Авиационные спецработы, приводимые в приложении 6, если они выполняются на безвозмездной основе, должны рассматриваться как часть АОН. Из сферы действия АОН должны быть исключены только те авиационные спецработы, которые выполняются за плату или по найму, т. е. на коммерческой основе. -------------------------------- <9> Doc ICAO 9562. <10> Там же. <11> Словарь по международной гражданской авиации (Doc 9713). 3-е изд. 2007. С. 1 - 289. URL: http://www. aviadocs. net/. <12> Предисловие к Руководству по авиационным работам (Doc ICAO 9408). <13> Руководство по авиационным работам. С. 3 - 1. <14> Руководство по авиационным работам. С. 3 - 1.

Отсутствие универсального определения АОН и единой классификации ее видов, а также спорность вопроса о включении в сферу ее деятельности авиационных спецработ привели к появлению различий в определениях и классификации рассматриваемого вида авиации в национальных законодательствах. В действующем законодательстве Российской Федерации термин "авиация общего назначения" определен в Воздушном кодексе <15>: "К авиации общего назначения относится гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ" (п. 3 ст. 21). -------------------------------- <15> Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 18.07.2011).

Виды АОН не раскрыты ни в международных договорах, ни в документах ИКАО, ни в национальных законодательствах государств. В настоящее время нет даже общего перечня видов деятельности гражданской авиации, относящихся к АОН. На практике наиболее широко используется следующая классификация видов АОН: деловая авиация, любительская авиация и корпоративная авиация. Термин "деловая авиация" включен в словарь ИКАО, и его определение совпадает с определением корпоративной авиации, а она, в свою очередь, определена как "некоммерческая эксплуатация или использование воздушных судов компанией для перевозки пассажиров или товаров в порядке обеспечения деловой деятельности компании под управлением профессионального пилота, нанимаемого для выполнения полетов на таких воздушных судах" <16>. -------------------------------- <16> Словарь по международной гражданской авиации (Doc ICAO 9713). С. 1 - 184.

В международной практике между деловой и корпоративной авиацией существует различие. К корпоративной относится авиация, входящая в состав объединения коммерческих организаций в качестве структурного подразделения и осуществляющая деятельность исключительно в интересах этого объединения (корпорации). К деловой относится авиация, в которой собственные или арендованные (без экипажа) воздушные суда используются в интересах конкретного юридического лица его сотрудниками, и эта деятельность финансируется указанным лицом на постоянной основе за счет собственных средств. Нормативное закрепление четкой классификации необходимо для установления государством дифференцированных требований к различным видам АОН <17>. Существующее на практике разнообразие полетов авиации общего назначения делает невозможным установить одинаковые требования ко всей АОН в целом. -------------------------------- <17> Ермошкин В. Г., Коровин С. И., Петров А. Н. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А. И. Травникова. М.: Деловой двор, 2009. С. 57.

Отсутствие четкого определения авиации общего назначения на международном уровне, многообразие подходов к ее определению в национальных законодательствах приводит к непониманию предмета правового регулирования, что порождает разнообразие национальных правил в данной области, по-разному регулирующих вопросы деятельности авиации общего назначения, что, в свою очередь, приводит к появлению бесчисленных правовых барьеров, созданных национальными законами на пути деятельности и развития АОН. В конечном итоге все это влечет за собой большие экономические потери и сдерживает развитие данного вида авиации <18>. По подсчетам иностранных экспертов, работающих в России, наша страна упускает инвестиции в национальную экономику в размере от 4,5 до 5 млрд. долл. в результате того, что 90% воздушных судов деловой авиации, принадлежащих прямо или опосредованно российским физическим и юридическим лицам, зарегистрированы за рубежом по причине несовершенства правового и экономического регулирования АОН в России <19>. -------------------------------- <18> Бордунов В. Д. Указ. соч. С. 32. <19> Блум Д., Хилдбург К. Государство принуждает россиян к экономической эмиграции. URL: http://www. aex. ru/.

Ввиду вышеизложенного было бы целесообразно сформулировать универсальное определение понятия "авиация общего назначения" и разработать классификацию ее видов. Одно из решений описанных проблем видится во внесении поправки в ст. 96 Чикагской конвенции "Определения", определив АОН следующим образом: авиация общего назначения - вид гражданской авиации, осуществляющей свою деятельность с некоммерческими целями. Классификацию видов авиации общего назначения было бы целесообразно включить в часть II Приложения 6 к Чикагской конвенции. Одновременно следует определить и термин "коммерческая авиация", определение которой также отсутствует в Чикагской конвенции. Под коммерческой авиацией следует понимать вид гражданской авиации, осуществляющей свою деятельность за вознаграждение или по найму. Введение приведенных определений и классификации видов АОН внесет ясность в предмет правового регулирования, избавит от многообразия подходов к определению и регламентации данного вида авиации на национальных уровнях, ликвидирует правовые барьеры внутренних законов, что избавит от больших экономических потерь и обеспечит прогрессивное развитие авиации общего назначения.

Название документа