Противодействие преступности в зоне миграционного конфликта
(Шаманский Д. А.) ("Российский следователь", 2014, N 3) Текст документаПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЗОНЕ МИГРАЦИОННОГО КОНФЛИКТА
Д. А. ШАМАНСКИЙ
Шаманский Дмитрий Анатольевич, начальник отдела анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики.
Автор статьи предлагает специальные меры, направленные на противодействие преступности в зоне миграционного конфликта.
Ключевые слова: преступность, миграция, иностранные граждане, лица без гражданства, миграционный конфликт.
Fighting crime in the zone of a migrational conflict D. A. Shamanskij
The author of article offers the special measures directed on counteraction to crime in a zone of the migratory conflict.
Key words: crime, migration, foreign citizens, stateless persons, migratory conflict.
Необходимость реализации мер, направленных на противодействие преступности мигрантов, обусловлена сложившейся криминогенной обстановкой в зонах миграционного конфликта, которая на протяжении ряда лет остается сложной. Так, в период с 2009 по 2012 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ было совершено 58, 49, 45, 42,7 тыс. преступлений соответственно. В эти же периоды в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства было совершено 14,9, 12,4, 11, 4, 12,4 тыс. преступлений <1>. -------------------------------- <1> См.: Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. Раздел "статистика". URL: http://www. mvd. ru/presscenter/statistics/.
На ее состояние существенное влияние оказывают географическое положение отдельных регионов РФ, многонациональный состав населения, продолжающаяся миграция населения из других районов, изменения в некоторых регионах страны исторически сложившегося баланса численности национального состава. Постоянное влияние на темпы и характер криминализации оказывают такие факторы, как безработица, увеличение количества лиц, не имеющих постоянного источника дохода, снижение жизненного уровня населения, отсутствие мер, направленных на социально-экономическую поддержку мигрантов и регионов, их принимающих, высокий уровень коррупции, развитие этнозамкнутости отдельных регионов и этносов РФ, распространение в СМИ информации с использованием экстремистских материалов, высокий уровень правового нигилизма. Учитывая изложенное, а также в целях устранения указанных проблем предлагается осуществлять разработку и принятие государственных программ социально-экономического, демографического развития регионов, государственной поддержки мигрантов. Подобные программы должны определять регионы, нуждающиеся в развитии, и те меры, за счет которых представляется возможным их развивать. Так как мигранты и есть тот самый незадействованный ресурс к развитию регионов, то при данных обстоятельствах необходимо в программе предусмотреть следующий блок задач: учет миграционных потоков, учет регионов выхода и входа мигрантов, учет внутренней миграции, учет внешней миграции. В таком документе должно акцентироваться внимание на противодействии правонарушениям, как со стороны мигрантов, так и со стороны постоянных жителей в отношении мигрантов, что в совокупности представляет высокую степень общественной опасности, как для граждан, общества, так и для государства в целом. Реализация программы позволит воссоздать, повысить эффективность государственной системы социальной профилактики правонарушений, привлечь к организации деятельности по противодействию правонарушениям предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, а также общественные организации. Учитывая состояние профилактики правонарушений, сегодня необходима координация деятельности всех субъектов профилактики со стороны органов власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления. Принятие и реализация данной программы призваны решить эту задачу. Принятие и реализация программы позволят укрепить правопорядок и повысить эффективность мер, направленных на противодействие преступности, как мигрантов, так и постоянных жителей в отношении мигрантов, что, в свою очередь, окажет заметное влияние на снижение общих показателей преступности. В качестве основных мероприятий программы можно наметить следующие. Во-первых, создание межведомственных комиссий в целях повышения эффективности профилактики преступности мигрантов в зоне миграционного конфликта, определение основных механизмов взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Основными задачами данных комиссий будут являться профилактика преступности мигрантов и преступности постоянных жителей в отношении мигрантов в зоне миграционного конфликта и решение вопросов социально-экономического благоустройства мигрантов. В целях эффективной работы подобных комиссий целесообразно в их состав включить следующие органы исполнительной власти: Министерство внутренних дел РФ, ФСКН РФ, ФСБ РФ, Федеральную миграционную службу РФ, МЧС России, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Федеральную службу государственной статистики, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. В зависимости от региона, в котором планируется реализация программы, формирование подобных межведомственных комиссий осуществляется на базе территориальных и региональных органов исполнительной власти с обязательным включением органов местного самоуправления. Предполагается, что основными исполнителями программы будут выступать вышеуказанные органы. Во-вторых, в программе необходимо предусмотреть нормотворческую деятельность законодательных органов федерального, регионального и муниципального уровней. Предполагается принятие законодательными органами правовых актов, нормы которых должны регламентировать порядок увеличения трудового потенциала в тех регионах РФ, которые наиболее в этом нуждаются, деятельность государственных органов, направленную на сокращение оттока населения из регионов РФ, порядок сохранения и развития этнокультурного пространства РФ, порядок устойчивого социально-экономического и демографического развития страны (региона), деятельность, направленную на социально-экономическую поддержку регионов, принимающих мигрантов, обеспечивающих их дальнейшую социализацию, деятельность, направленную на рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ. Сквозными целями подобных правовых актов должны быть цели, направленные на обеспечение национальной безопасности РФ и защиту прав и свобод человека и гражданина. В-третьих, для эффективной борьбы с преступностью мигрантов на территории РФ необходимо усовершенствовать существующую систему мониторинга миграции населения и преступлений, совершаемых мигрантами. Для достижения данной цели предлагается федеральным органам статистики и органам МВД, наделенным полномочиями, осуществлять деятельность по формированию уголовной статистики, осуществлять общий мониторинг миграции в России, учитывать внутренние перемещения мигрантов, учитывать и регистрировать преступность мигрантов (как внутренних, так и внешних), учитывать национальность, пол и возраст мигрантов, совершающих преступления, и постоянных жителей, которые совершили преступления в отношении мигрантов. Также необходимо осуществлять мониторинг и учет регионов входа и выхода мигрантов, учет регионов, в которых количественные показатели преступности мигрантов варьируют в сторону увеличения либо уменьшения, учет организованной преступности мигрантов, сплоченной по национальному признаку, учет всех проявлений национализма в регионах РФ, учет всех проявлений терроризма в регионах РФ, учет всех социальных конфликтов. Таким образом, посредством реализации данного мероприятия предполагается формирование информационной базы, которая выступит своего рода хранилищем сведений, необходимых для разработки механизмов, средств и методов, направленных на противодействие преступности мигрантов. В этой связи целесообразно иметь на местах (в регионе, районе, городе и т. д.) систематизированные данные о правонарушениях, схемы и таблицы данных о состоянии и динамике преступности и других правонарушений мигрантов и постоянных жителей в зонах миграционного конфликта. В-четвертых, в период реализации программы должны осуществляться анализ и обобщение статистических данных, имеющихся в регионе и полученных от правоохранительных органов, которые необходимо дополнять целевым изучением при необходимости отдельных наиболее актуальных вопросов. На основе подобного осмысления и анализа полученных данных представляется возможным сопоставить эффективность отдельных реализуемых мер в соответствии с фактическим уровнем преступности мигрантов и постоянных жителей в зоне миграционного конфликта. Предметом целевого изучения должен стать и вопрос о полноте устранения обстоятельств, способствующих совершению преступлений, применении мер воздействия к должностным лицам, по вине которых указанные обстоятельства не были своевременно устранены. В целях дальнейшего совершенствования программы и включения в нее новых более эффективных мер по борьбе с преступностью мигрантов и постоянных жителей возникает очевидная необходимость в обобщении и анализе полученной информации. К подобной информации следует относить сведения о регионах, в которых возможны миграционные конфликты, о размерах территории, о численности, плотности населения, об интенсивности длящихся и сезонных миграционных процессов, об экологических условиях, о доле городского населения и структуре населенных пунктов, о структуре экономики и занятиях населения, о доле крупных и стабильных трудовых ресурсов, о структуре правоохранительных органов и т. п. Подробному анализу необходимо подвергать и те правовые акты, которые принимались бы в рамках реализации программы в целях установления всех недостатков и недоработок. Результаты подобного анализа должны быть подробно изложены в виде ежегодного доклада об итогах реализации программы ее основным заказчиком и разработчиком, в целях ее дополнений и изменений. В-пятых, в целях привития толерантности и воспитания взаимоуважения одних социальных групп к другим целесообразно предусмотреть обязательное внедрение на уровне дошкольного, среднего и высшего образования общеобразовательных курсов, воспитывающих в молодежной среде терпимое поведение в полиэтничном обществе. К подобным образовательным курсам следует отнести: уроки толерантности, религиоведение, историю народов России, историю народов Кавказа и т. п. Также обязательно внедрение толерантного воспитания сотрудников коммерческих и некоммерческих организаций, членов общественных организаций, в сфере обслуживания, на производстве и общественных местах. В этих же целях следует пресекать распространение в СМИ информации с использованием экстремистских материалов, националистических выступлений, экстремистских публикаций, фото и видеоматериалов. Осуществлять деятельность по увеличению числа распространяемых в СМИ материалов патриотической направленности, усилению пропаганды ценностей единой многонациональной и многоконфессиональной России при приоритете общегражданской идентичности россиян над их национальной или религиозной принадлежностью. В-шестых, в целях снижения существующего уровня правового нигилизма со стороны общественности необходимо обеспечить повышение оперативного реагирования на заявления и сообщения о правонарушениях, о социальных конфликтах, о действиях, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, которые совершаются в зоне миграционного конфликта. Данная реакция со стороны правоохранительных органов должна быть адекватной и соответствовать требованиям действующего законодательства РФ вне зависимости от национальности, происхождения, отношения к религии тех лиц, которые являлись индикатором социального конфликта. В качестве ожидаемых конечных результатов реализации программы следует отметить: - повышение эффективности государственной системы социальной профилактики правонарушений в зоне миграционного конфликта, возможность привлечения в пределах установленной компетенции к организации деятельности по противодействию правонарушений в зоне миграционного конфликта предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных организаций; - совершенствование межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности мер, направленных на противодействие преступности, как мигрантов, так и постоянных жителей в зоне миграционного конфликта; - обеспечение нормативно-правового регулирования профилактики правонарушений в зоне миграционного конфликта, а также устойчивого социально-экономического и демографического развития страны (региона), рационального размещения населения на территории РФ; - усиление контроля над миграционными потоками, снижение уровня незаконной миграции и незаконной трудовой деятельности мигрантов; - повышение уровня доверия к органам власти и минимизацию развития правового нигилизма в обществе; - совершенствование системы мониторинга преступности мигрантов в виде единой информационной базы, содержащей сведения о преступлениях, совершенных мигрантами; - недопущение распространения в СМИ информации с использованием экстремистских материалов; - увеличение числа материалов патриотической направленности, распространяемых в СМИ, усиление пропаганды ценностей единой многонациональной и многоконфессиональной России при приоритете общегражданской идентичности россиян над их национальной или религиозной принадлежностью; - повышение уровня толерантности как в полиэтничных регионах России, так и на всей ее территории; - общее снижение уровня коррупции и реализацию принципа социальной справедливости, снижение напряженности депрессивных настроений в обществе; - общее снижение показателей преступности в зонах миграционного конфликта.
Литература
1. Официальный сайт МВД РФ. Статистика. Состояние преступности. URL: http://www. mvd. ru/presscenter/statistics/.
Название документа