Проблемы борьбы с организованной преступностью в СНГ

(Жерновой М. В., Сухаренко А. Н.) ("Российская юстиция", 2012, N 6) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СНГ

М. В. ЖЕРНОВОЙ, А. Н. СУХАРЕНКО

Жерновой М. В., кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Приморскому краю.

Сухаренко А. Н., директор АНО "Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ".

Статья посвящена проблемам борьбы с организованной преступностью в СНГ.

Ключевые слова: Содружество независимых государств, организованная преступность, борьба с организованной преступностью.

The article is devoted to problem of the fight with organized crime in C. I.S.

Анализ проведенных исследований <1>, статистической и иной информации свидетельствует о том, что организованная преступность приобрела широкомасштабный, высокотехничный и агрессивный характер, превратившись в серьезную угрозу безопасности не только отдельных стран СНГ, но и всего Содружества в целом. Не случайно в Плане основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ <2> указывается на необходимость активизации усилий в борьбе с различными проявлениями организованной преступности. Аналогичное положение закреплено в Концепции внешней политики России, утвержденной Президентом РФ 12 июля 2008 г. <3>. -------------------------------- <1> См.: Лозовицкая Г. Влияние ОПГ из стран СНГ на состояние преступности в России // Юридический мир. 2002. N 3. С. 49 - 51; Годунов И. Транснациональная организованная преступность в России: пути и формы противодействия: Дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2002; Геворкян Г. Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в СНГ. М., 2006; и др. <2> Концепция одобрена решением Совета глав государств СНГ от 05.10.2007. <3> См.: URL: http://www. rg. ru/.

Консолидируясь на межрегиональном и международном уровнях, организованные преступные формирования (ОПФ) активно используют территории государств - участников СНГ для занятия контрабандой наркотиков, промтоваров, культурных ценностей и природных ресурсов, а также организации каналов незаконной миграции. По данным БКБОП, за период с 2008 по 2010 г. на территориях государств - участников СНГ была пресечена деятельность 449 организованных преступных групп, изъято более 7 тыс. единиц огнестрельного оружия, 23 тонны наркотиков, выявлены 24 тыс. нарушителей миграционного законодательства, ликвидированы 117 каналов незаконной миграции, а также выявлено более 650 фактов торговли людьми <4>. -------------------------------- <4> См.: URL: http://www. ksgp-cis. ru.

Наибольшую общественную опасность представляет деятельность транснациональных <5> организованных преступных формирований (ОПФ). По опросам экспертов, значительное влияние на криминальную ситуацию в России оказывают азербайджанские, грузинские, армянские и таджикские ОПФ. Среди наиболее опасных проявлений их деятельности 37,6% респондентов назвали совершение корыстно-насильственных, а 25,6% - внешнеэкономических преступлений <6>. -------------------------------- <5> Согласно ст. ст. 1 - 3 Конвенции ООН (2000 г.) под транснациональной организованной преступностью следует понимать деятельность организованных преступных групп: а) совершающих преступления в более чем одном государстве; б) совершающих преступления в одном государстве, если существенная часть их подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; в) совершающих преступления в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более чем в одном государстве; г) совершающих преступления в одном государстве, но их существенные последствия имеют место в другом государстве. <6> См.: Лозовицкая Г. Криминологическая характеристика преступных посягательств на интересы лиц, участвующих в правосудии. М., 2006. С. 195 - 196.

К числу основных негативных последствий транснациональной организованной преступности можно отнести: а) в социальной сфере: - вовлечение в преступную деятельность все большего числа людей и прежде всего молодежи; - создание в обществе атмосферы страха, неуверенности и социальной напряженности; - возрастающий вред, причиняемый экологическими преступлениями, фальсифицированием продуктов, алкогольных и других напитков; б) в экономической сфере: - глобальная криминализация экономических отношений и упрочение позиций криминального капитала; - рост теневой экономики, подрывающей социально-экономические основы государств - участников СНГ; - снижение уровня международного доверия к усилиям государств - участников СНГ в инвестиционной, внешнеэкономической, кредитно-финансовой и других сферах экономики; в) в политической сфере: - вторжение криминальных структур, располагающих крупными капиталами, в политическую жизнь, лоббирование своих интересов во властных структурах, в том числе путем формирования выгодного им общественного мнения через подконтрольные средства массовой информации, принятие законодательных и иных нормативных актов, создающих благоприятные условия для их деятельности; - подкуп государственных служащих; - провоцирование межнациональных конфликтов и политических скандалов, физического устранения неугодных лиц. Образование Содружества Независимых Государств стало благоприятной предпосылкой для объединения усилий государств-участников в борьбе как с общеуголовной, так и с организованной преступностью. Не случайно в ст. 4 Устава СНГ от 22 января 1993 г. указывается, что к сферам совместной деятельности государств-членов, в частности, относится и борьба с организованной преступностью. Вопросы взаимного оказания правовой помощи регулируют положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) и Протокола к ней (Москва, март 1997 г.) <7>. В Разделе IV Конвенции подробно описывается порядок взаимодействия по вопросам выдачи, уголовного преследования и исполнения следственных поручений. -------------------------------- <7> Следует отметить, что 7 октября 2002 г. в Кишиневе была подписана новая Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Однако для России она до сих пор в силу не вступила.

Конкретные шаги в борьбе с организованной преступностью были предприняты Советом глав правительств СНГ, принявшим в марте 1993 г. Программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ. В соответствии с целями и задачами Программы в сентябре 1993 г. Советом глав государств-участников было принято решение о создании Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ. Основными задачами Бюро являются: формирование специализированного банка данных; содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ и лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования; обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыскных и комплексных мероприятий, затрагивающих интересы нескольких государств - участников СНГ; выработка рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью. С принятием Советом глав правительств СНГ в апреле 1996 г. Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ на период до 2000 г. сотрудничество приобрело многоплановый, комплексный и динамичный характер. Реализация данной и последующих Программ <8> позволила создать серьезную правовую базу межгосударственного сотрудничества в борьбе с различными проявлениями организованной преступности. На сегодняшний день она включает в себя следующие соглашения и договоры: "О сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики" (1996 г.); "О сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией" (1998 г.) <9>, "О сотрудничестве в борьбе незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" (2000 г.), "О сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации" (2001 г.), "О сотрудничестве в борьбе с налоговыми преступлениями" (2005 г.); "О сотрудничестве в борьбе с похищениями и торговлей людьми, органами и тканями человека для трансплантации", "О сотрудничестве в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата" (2005 г.); "О защите участников уголовного судопроизводства" (2006 г.); "О сотрудничестве в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата" (2007 г.), "О взаимодействии по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране" (2008 г.), "О сотрудничестве в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" (2008 г.), "О сотрудничестве в борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств" (2008 г.), "Об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью" (2009 г.), "О порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств - участников СНГ" (1999 г.), "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма" (2007 г.), "О порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия, уклоняющихся от исполнения назначенного судом наказания или без вести пропавших" (2010 г.). -------------------------------- <8> Имеются в виду: Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 г.; с 2003 до 2005 г.; с 2005 до 2007 г., с 2008 до 2010 г., с 2011 по 2013 г. <9> В январе 2000 г. было утверждено Положение об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в государства - участники СНГ закрыт в соответствии с их действующим законодательством, и порядке обмена информацией о незаконной миграции. В сентябре 2004 г. была одобрена Концепция сотрудничества государств СНГ в противодействии незаконной миграции.

Во исполнение отдельных Соглашений были утверждены Программы сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 2011 - 2013 гг., по противодействию незаконной миграции (2009 - 2011 гг.) и по борьбе с торговлей людьми (2011 - 2013 гг.). В декабре 2010 г. решением Совета глав государств СНГ был утвержден План мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств - участников СНГ на 2011 - 2015 гг. По итогам заседания Совета министров внутренних дел (полиции) государств - членов СНГ (октябрь, 2011 г.) была одобрена Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий. Документ определяет принципы, задачи, основные направления и формы взаимодействия в борьбе с киберпреступностью. В ближайшее время Концепция будет направлена на рассмотрение глав государств СНГ. В целях унификации законодательства стран Содружества в ноябре 1996 г. Межпарламентской Ассамблей (МПА) СНГ был принят Модельный закон "О борьбе с организованной преступностью" <10>. Данный Закон содержит широкий перечень оперативно-розыскных и уголовно-правовых мер борьбы с организованной преступностью, определяет задачи и полномочия госорганов в данной сфере. -------------------------------- <10> См.: Информационный бюллетень МПА СНГ. 1997. N 12. С. 131.

Организационная система противодействия преступности включает в себя уставные и отраслевые органы СНГ по сотрудничеству в сфере обеспечения безопасности: Координационный совет генеральных прокуроров (КГСП), Совет министров внутренних дел (СМВД), Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (БКБОП), Совет руководителей органов безопасности и спецслужб (СОРБ), Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ), Совет руководителей таможенных служб (СРТС), Координационный Совет руководителей органов финансовых (налоговых) расследований (КСОНР), Совет руководителей миграционных органов (СРМО), Совместная рабочая комиссия по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности и Совместная комиссия по борьбе с незаконной миграцией. На базе ГИАЦ МВД России был создан Межгосударственный информационный банк (МИБ), состоящий из оперативно-справочных, дактилоскопических, криминалистических и иных учетов и работающий в круглосуточном режиме. Согласно ст. 7 Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (1992 г.) государства-участники обязаны предоставлять необходимую информацию на унифицированных носителях и имеют право пользоваться всей находящейся в нем информацией на безвозмездной основе. По состоянию на 1 сентября 2011 г. общий объем учетов МИБ составляет более 14,5 млн. объектов <11>. -------------------------------- <11> См.: Александров А. Векторы безопасности Содружества // Красная звезда. 2011. 15 октября.

Регулярными стали совместные оперативно-поисковые мероприятия, направленные на выявление и пресечение каналов нелегальной транспортировки наркотических средств и оружия через границу, обнаружение и задержание угнанного и похищенного автотранспорта в приграничных регионах с Республикой Беларусь, Казахстаном и Украиной <12>. -------------------------------- <12> См.: Соглашение о сотрудничестве между МВД РФ и МВД Республики Беларусь о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (30 сентября 1997 г.); Соглашение о сотрудничестве между МВД РФ и МВД Республики Казахстан о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (6 июля 1998 г.); Соглашение о сотрудничестве между МВД РФ и МВД Украины о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (15 мая 1998 г.).

Активно внедряются и используются передовые технологии. Результативным на протяжении ряда лет является применение программно-технического комплекса "Розыск - Магистраль" (по выявлению в пассажиропотоке лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов). За 8 месяцев 2011 г. с использованием данного комплекса выявлено и задержано 333 лица, находящихся в межгосударственном розыске <13>. -------------------------------- <13> См.: Александров А. Векторы безопасности Содружества // Красная звезда. 2011. 15 октября.

Согласно Концепции взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью от 2 апреля 1999 г. основными направлениями взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ, а также уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных по взаимному согласию для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью, являются: - совместный анализ состояния, структуры, динамики и последствий транснациональной преступности, результатов работы по выявлению, предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений, исполнению наказаний; - выполнение, в пределах своей компетенции, совместных программ борьбы с преступностью, ее отдельными видами; - совместные следственные, оперативно-розыскные действия и другие мероприятия по конкретным делам и материалам о преступлениях, борьба с которыми требует скоординированных усилий; - обобщение практики исполнения межгосударственных договоров, принятых в рамках СНГ; - подготовка информации о борьбе с преступностью Совету глав государств, другим органам СНГ, а также органам государственной власти государств - участников СНГ; - разработка предложений по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности в борьбе с преступностью, в том числе по вопросам передачи уголовного преследования; - изучение и оценка эффективности совместных усилий компетентных органов в борьбе с преступностью, распространение опыта в этой области; - создание правовой основы упрощенного порядка выдачи лиц, совершивших преступления; - сотрудничество в области защиты прав потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса; - согласованная разработка рекомендаций для использования в национальном законодательстве с учетом специфики правовых систем; - профессиональная подготовка и переподготовка кадров; - разработка, изготовление, производство и поставка для нужд компетентных органов криминалистической техники и специальных средств. В соответствии со ст. 3 Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г. основными формами сотрудничества являются: 1) исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий; 2) розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или отбывания наказания, а также без вести пропавших; 3) розыск и возвращение в установленном порядке похищенных предметов, имеющих номера или специфические отличительные признаки, в том числе автотранспорта и огнестрельного оружия, а также номерных ценных бумаг и паспортов (удостоверений личности); 4) обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним физических и юридических лицах; 5) обмен информацией о новых видах наркотических средств и психотропных веществ, появившихся в незаконном обороте, технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ; 6) обмен информацией о юридических лицах и объектах собственности, используемых для легализации (отмывания) доходов от преступной деятельности; 7) обмен опытом работы, в том числе проведение стажировок, консультаций, семинаров и учебных курсов, а также информацией о новых способах и средствах совершения преступлений и опытом их расследования; 8) обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами Сторон, содействие в приобретении учебной и методической литературы; 9) проведение совместных научных исследований по проблемам, представляющим взаимный интерес; 10) обмен на взаимовыгодной основе научно-технической информацией; 11) согласование действий по пресечению преступлений и деятельности лиц, совершивших преступления или готовящихся к их совершению. Применительно к задачам борьбы с организованной преступностью основными формами сотрудничества являются: 1) обмен представляющей взаимный интерес оперативно-розыскной, справочной, криминалистической и иной информацией; 2) проведение по запросам оперативно-розыскных мероприятий и отдельных процессуальных действий по делам, связанным с организованной преступностью; 3) обмен опытом работы, в том числе путем проведения совещаний, конференций и семинаров по вопросам борьбы с организованной преступностью; 4) планирование и осуществление скоординированных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп, включая в необходимых случаях проведение "контролируемых поставок" <14>. -------------------------------- <14> См.: Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью от 17 февраля 1994 г.

Вместе с тем нельзя не отметить, что межгосударственное сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью остается недостаточно эффективным. Одной из основных причиной этого является несовершенство правовой регламентации данного направления. В этой связи представляется необходимым: - ускорить работу по имплементации положений ратифицированных договоров в национальное законодательство; - ускорить работу по унификации и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ; - усовершенствовать организационно-правовые механизмы осуществления оперативно-розыскной деятельности и ее координации; - пересмотреть процедуру оформления и направления международных следственных поручений; - усовершенствовать порядок экстрадиции лиц, совершивших преступления на территории государств - участников СНГ; - усовершенствовать механизм взаимного признания юридической силы процессуальных документов, составленных на территории государств - участников СНГ, а также судебных решений; - обеспечить создание Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств - участников СНГ; - обеспечить формирование единого информационного пространства пограничных ведомств государств - участников СНГ. Осуществление предложенных мер, на наш взгляд, может способствовать повышению эффективности правоохранительных органов государств - участников СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью, в том числе транснациональной.

Название документа