Характер международных гарантий в гуманитарном праве
(Ибрагимов А. М.) ("Российская юстиция", 2012, N 6) Текст документаХАРАКТЕР МЕЖДУНАРОДНЫХ ГАРАНТИЙ В ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ
А. М. ИБРАГИМОВ
Ибрагимов А. М., кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Дагестанского государственного университета.
В гуманитарном праве функционируют международные гарантии защиты интересов и прав жертв войны. Они считаются общими гарантиями, имеющими, по большей части, нормативное значение. Однако придание им в помощь специальных международных гарантий имеет значение не менее важное, так как этот вид гарантий как охранительный фактор содействует обеспечению соблюдения правовых норм.
Ключевые слова: характер, гарантии, гуманитарное право, защита, конфликты.
International guarantees of interests and rights defense of war victims are working in humanitarian law. They are considered to be common guarantees mostly having normative meaning. However, giving them special international guarantees have the meaning not less important, as this kind of guarantees helps the observance of legal rules as a protecting factor.
Как мы уже ранее писали, гарантии обеспечения юридических установлений в сфере международного гуманитарного права с точки зрения формы их закрепления не могут считаться специальными. Такие гарантии, как правила, определяющие стандарты реальной защиты прав и свобод физических лиц в мирных и военных условиях, расцениваются как общие гарантии <1>. В мирное время на международном уровне они регулируются многочисленными договорами во главе с Хартией прав человека. Нередко эти договоры применимы в условиях вооруженных конфликтов, и в этом смысле они универсальны. Они гарантируют защиту всех лиц, независимо от их гражданства или статуса. Примечательно, что содержащиеся в них положения составляют гарантии в широком смысле (что, собственно, совпадает с термином "общие гарантии"), то есть они образуют не только совокупность условий, обеспечивающих реальность прав и свобод человека, но и предполагают сами эти права и свободы. Указанные выше договоры обязательны для всех официально принявших их государств, которые создают условия обеспечения установлений этих соглашений на национальном уровне. -------------------------------- <1> См.: Ибрагимов А. М. Юридические гарантии в системе норм международного гуманитарного права // Российский ежегодник международного права. 2008. Спецвыпуск. СПб., 2009. С. 165.
Что касается регулирования прав человека собственно в период вооруженных конфликтов, то базовая посылка в этом аспекте заключается в установлении международными договорами важного гарантийного условия о недопущении отступления от ряда норм, которые применимы всегда и в отношении всех индивидов. Более того, указанные нормы действуют в любое время и в любом месте. Речь идет о нормах, устанавливающих неотчуждаемые права человека ("неизменное ядро прав человека"), которые хорошо известны специалистам и квалифицируются как важные правовые гарантии. Например, ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает неотъемлемое право каждого человека не быть произвольно лишенным жизни. Статья 7 Пакта запрещает пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство наказания или обращение и запрещает подвергать кого бы то ни было без его добровольного согласия медицинским или научным опытам. Статья 8 запрещает рабство, работорговлю во всех их видах и содержание кого-либо в подневольном состоянии и т. д. Весь перечень неотчуждаемых прав получил конкретизацию в ст. 3, общей для всех четырех женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. В ней оговорено, что каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять как минимум следующие положения. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. С этой целью запрещаются, и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц: - посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; - взятие заложников; - посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; - осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного законно учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями. Помимо этого, женевские конвенции в более широком смысле имеют одну важную особенность. Она заключается в определении применяемых минимальных норм обращения с различными категориями покровительствуемых лиц в конфликтных ситуациях. В результате гарантии зависят от того, кого надлежит защищать: раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных или гражданских лиц. Эти гарантии государства обязаны соблюдать по отношению к гражданам противной стороны. Преимущество такого подхода, по мнению Ф. Буше-Сольнье, заключается в том, что он предусматривает четко определенные права, особенно хорошо приспособленные для защиты отдельных лиц от конкретных угроз, связанных либо с их статусом, либо с характером ситуации <2>. -------------------------------- <2> Буше-Сольнье Ф. Практический словарь гуманитарного права / Перевод с французского Е. Кирпичниковой. М., 2004. С. 300.
В отношении же своих собственных граждан обязанности государств во время вооруженных конфликтов не совсем ясны <3>. -------------------------------- <3> См.: Ибрагимов А. М. Указ. соч. С. 168.
В дополнение к приведенным выше гарантиям ст. 3, общей для женевских конвенций, в двух дополнительных к ним протоколах 1977 г. четко сформулированы гарантии, предоставляемые жертвам внутренних и международных вооруженных конфликтов. В протоколе I, применимом в отношении жертв международных вооруженных конфликтов, усилена защита, которую сторона в конфликте обязана обеспечить гражданам противной стороны. Задача протокола - унифицировать минимальный объем прав, гарантируемых всем жертвам конфликтов международного характера. В протоколе II, касающемся жертв внутренних вооруженных конфликтов, дополнена защита, изначально предусмотренная ст. 3, общей для женевских конвенций. В этом протоколе сформулированы гарантии, которые государство, оказавшееся в ситуации конфликта немеждународного характера, должно обеспечить своим собственным гражданам (ст. 1.1). В связи с отмеченными положениями о защите жертв конфликтов следует констатировать наличие нескольких проблем: 1) женевские конвенции и протокол I не определяют четкий круг обязанностей государств в отношении защиты собственных граждан во время вооруженных конфликтов; 2) хотя ст. 3 и нормы протокола II и определяют круг таких обязанностей государств в отношении собственного населения, они на практике менее эффективны, нежели право, применимое в период международных вооруженных конфликтов <4>. Этот недостаток особенно ощутим в условиях подавляющего большинства внутренних конфликтов, вызывающих невыносимые страдания и огромные разрушения; 3) по большому счету, современный военный опыт свидетельствует о несоблюдении воюющими государствами норм женевского права, которые на поверку обязательны не только для государств-участников, но и для всех остальных стран в силу общепризнанности. На наш взгляд, решению трех этих архисложных проблем могло бы посодействовать использование государствами в гуманитарном праве фактора специальных международных гарантий, предполагающих особую (акцентированную) защиту прав и интересов государств, которым даны договорные гарантии, без ущерба для гарантий общего типа. Но такое обращение к особым международным гарантиям будет не лишено известной специфики. -------------------------------- <4> См.: Бакирова Г. Я. Права человека и вооруженные конфликты // Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Р. М. Валеев, Р. Г. Вагизов. Казань, 2007. С. 443.
Обращение к особым международным гарантиям должно во главу угла поставить обязанности воюющего государства в отношении собственных граждан безотносительно того, какой характер имеет конфликт: внутренний он или нет. Если, к примеру, речь вести о международных гарантиях урегулирования вооруженного конфликта в Карабахе, то, очевидно, соответствующее положение должно быть отражено в договоре конфликтующих там сторон и оно должно соблюдаться ими под наблюдением международного гаранта, который также обязан отслеживать его соблюдение в силу своего договорно-закрепленного гарантийного обязательства. Несоблюдение одной из сторон в конфликте положения о защите собственного населения неизбежно может привести к вмешательству в дело гаранта по просьбе другой стороны. Вмешательство гаранта чревато разнообразными последствиями. Их диапазон весьма широк - от требования о прекращении нарушения обязательства по договору до применения гарантом мер дипломатического, экономического и другого воздействия. Помимо этого, гарант имеет полное право поставить вопрос о привлечении стороны, нарушившей гарантированный договор, к международно-правовой ответственности. Между тем использование особых международно-правовых гарантий в обеспечении норм международного гуманитарного права должно практиковаться на широкой основе, во всяком случае, оно не может быть "зациклено" на стремлении заставить ту или другую сторону в конфликте выполнять обязанности в отношении собственного населения. На наш взгляд, это суждение так же корректно, как и то, что не существует специальных (особых) международно-правовых гарантий обеспечения норм гуманитарного права универсального масштаба. Это и понятно. Ведь нельзя добиться всеобъемлющих международных гарантий. Как можно рассуждать о всеобъемлющих международных гарантиях в гуманитарном праве, если международная практика едва ли насчитает хотя бы с полдесяток случаев, связанных с применением таких гарантий на противоположном уровне - региональном или локальном? Тем временем мы считаем, что на современном этапе созрели предпосылки, для того чтобы специальные международные гарантии применялись в том или ином локальном конфликте на регулярной основе. Обратимся в этой связи вновь <5> к палестино-израильскому конфликту, являющемуся интересным с точки зрения возможного применения международных гарантий соблюдения гуманитарного права. -------------------------------- <5> Мы уже обращались к проблемам, порождаемым данным конфликтом на Ближнем Востоке. См.: Ибрагимов А. М. Перспективы развития гарантий в современном международном праве // Моск. журнал междунар. права. 2009. N 4. С. 6.
Исходным условием для реализации планов использования специальных гарантий применительно к этому конфликту должно стать прекращение очередного и новых витков военных действий, направленных в основном против гражданского населения. В этом отношении для нас представляет интерес принятая Советом Безопасности ООН 9 января 2009 г. резолюция с требованием прекращения огня в секторе Газа, которая действует на долговременной основе. Одним из главных пунктов резолюции является требование обеспечить гарантии устойчивого и продолжительного перемирия <6>. Представляется, что данная резолюция Совета Безопасности ООН является хорошим стимулом для выработки механизма международных гарантий обеспечения женевского права в зоне конфликта. Для его создания требуются усилия ближневосточного квартета посредников в составе России, США, Европейского Союза и ООН. Используя свое мощное влияние, квартет склонит Израиль и Палестинскую автономию к заключению договора о соблюдении принципов и норм международного гуманитарного права в конфликте и сам выступит международным гарантом его соблюдения в соответствии со специальным соглашением о предоставлении гарантий, заключаемым с конфликтующими сторонами. К слову сказать, такой подход к решению вопроса об обеспечении безопасности гражданского населения во время войны, в частности к соблюдению гуманитарного права, вообще может применяться во всех возникающих вооруженных конфликтах. Это, на наш взгляд, даст возможность компенсировать отсутствие всеобъемлющих международных гарантий и, главное, обеспечить повсеместное уважение и соблюдение права, действующего в период вооруженных конфликтов. -------------------------------- <6> См.: http://www. afn. by/news/i/111352
Таким образом, международные гарантии в гуманитарном праве характеризуются разнонаправленно: если общие гарантии представлены в нем широко, специальные гарантии заметны едва, а то и вовсе отсутствуют, особенно в текущий период. Такая диспозиция вряд ли может устроить прогрессирующее намерение международного сообщества решать гуманитарные проблемы на основе права. Для благих целей было бы весьма желательным такое положение вещей, при котором специальные гарантии мощно дополняли бы собой "картину" отражения общих правовых гарантий защиты жертв конфликтов не только в договорах государств между собой, но и в их международных и внутренних практических делах, совершаемых сообразно таким договорам.
Название документа