Основные задачи Таможенного комитета Союзного государства в условиях функционирования Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза

(Гармонников С. Н.) ("Таможенное дело", 2012, N 2) Текст документа

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА <*>

С. Н. ГАРМОННИКОВ

Гармонников Сергей Николаевич, руководитель Представительства таможенной службы Российской Федерации в Республике Казахстан.

В статье подробно рассматриваются вопросы функционирования Таможенного комитета Союзного государства. Автор подробно рассматривает историю создания данного комитета и его правовые основы деятельности. Также автор анализирует основные задачи и функции, возложенные на Объединенную коллегию таможенных служб Белоруссии, Казахстана и России и Таможенный комитет Союзного государства, показывает, что основным направлением деятельности Объединенной коллегии определена унификация применения таможенными органами Беларуси, Казахстана и России таможенного законодательства Таможенного союза, в то время как на Таможенный комитет Союзного государства возложена унификация и гармонизация таможенного законодательства, а также организация и руководство таможенным делом в Союзном государстве в сфере таможенного регулирования в пределах компетенции таможенных служб государств - участников Союзного государства.

Ключевые слова: Союзное государство, Таможенный комитет союзного государства, Таможенный союз, международное сотрудничество, таможенное законодательство Таможенного Союза.

The article considers in detail the issues of functioning of the Customs Committee of the union state. The author considers in detail the history of creation of this committee and legal fundamentals of activity thereof. The author also analyses basic tasks and functions relegated to the United Collegium of Customs Services of Belorussia, Kazakhstan and Russia and the Customs Committee of the Union State; shows that the main direction of activity of the United Collegium is unification of application by the customs agencies of Belorussia, Kazakhstan and Russia of customs legislation of the Customs Union, while the Customs Committee shall concentrate on unification and harmonization of customs legislation and also organization and management of customs affairs in the union state in the sphere of customs regulation within the competence of customs services of states-members of the union state.

Key words: Union state, Customs committee of Union state, Customs Union, international cooperation, customs legislation of the Customs Union.

8 декабря 1999 г. Российская Федерация и Республика Беларусь заключили Договор "О создании Союзного государства" [1], к исключительному ведению которого отнесли в т. ч. единую торговую и таможенно-тарифную политику в отношении третьих стран и формирование органов Союзного государства (ст. 17 Договора), а к совместному ведению Союзного государства и государств-участников - гармонизацию и унификацию законодательства государств-участников (ст. 18 Договора). Одним из основополагающих принципов формирования и функционирования Союзного государства было провозглашено наличие единого таможенного пространства, в отношении которого подлежали применению единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза; ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты и ограничения; единый порядок экспортного контроля и взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров; единые ставки ввозных и вывозных пошлин, единые таможенные режимы и единый порядок таможенного оформления и таможенного контроля; единую торговую политику в отношении третьих стран и унифицированное законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств-участников при осуществлении внешней торговли. В целях практической реализации положений Договора "О создании Союзного государства" Российская Федерация и Республика Беларусь приняли Программу действий по реализации положений указанного Договора [2]. С целью осуществления единой торговой и таможенно-тарифной политики государства-участники планировали поэтапно в срок до 2005 г. унифицировать торговые режимы с третьими странами, завершить формирование единого таможенного пространства и создать Комиссию по тарифному и нетарифному регулированию, унифицировать таможенные тарифы, льготы по уплате таможенных пошлин, правила и критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования, правоотношения в области косвенного налогообложения во внешней торговле и, наконец, принять идентичные таможенные кодексы, законы о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, о валютном регулировании и валютном контроле (п. 6 Программы). Выполнение мероприятий Программы должно было ознаменовать завершение процесса создания Союзного государства с единой денежной единицей и общим бюджетом, единым экономическим и таможенным пространством, в котором государства-участники проводят тесно согласованную политику в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях. В целях обеспечения практической реализации поставленных перед Союзным государством задач в сфере таможенного дела 16 июля 2001 г. Советом Министров Союзного государства было утверждено Положение о Таможенном комитете Союзного государства [3] - отраслевом органе Союзного государства, осуществляющем унификацию таможенного законодательства в пределах, отнесенных к ведению Союзного государства, по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов государств-участников, а также совместную организацию и руководство таможенным делом в Союзном государстве в части обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзное государство, вывоза товаров и их транзита. Проведенный анализ показывает, что к настоящему времени практически все задачи, стоящие перед государствами - участниками Союзного государства в сфере таможенно-тарифного, нетарифного, валютного и таможенного регулирования, решены в рамках формирования и обеспечения функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстана и Российской Федерации: - создан постоянно действующий наднациональный орган Таможенного союза - Комиссия Таможенного союза, решения которой являются обязательными для государств-членов <1>; -------------------------------- <1> Со 2 февраля 2012 г. единым наднациональным постоянно действующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС является Евразийская экономическая комиссия. Комиссия Таможенного союза упраздняется.

- утверждены и с 1 января 2010 г. применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, Единый таможенный тариф и единая система тарифных преференций Таможенного союза [4]; - утвержден и с 1 января 2010 г. вступил в силу Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз в торговле с третьими странами [5]; - принят и с 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза [6]; - установлены единые правила и критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости [7]; - согласованы правила перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, а также наличных денежных средств и (или) денежных инструментов [8], вследствие чего с 1 июля 2011 г. был отменен таможенный контроль на российско-казахстанской и российско-белорусской границах [9]. В целях координации взаимодействия таможенных служб государств - членов Таможенного союза, обеспечения реализации целей и задач этого интеграционного объединения по вопросам, входящим в компетенцию национальных таможенных органов, с 20 октября 2011 г. приступила к работе Объединенная коллегия таможенных служб государств - членов Таможенного союза [10]. Проведенный сравнительный анализ основных задач и функций, возложенных на Объединенную коллегию таможенных служб Белоруссии, Казахстана и России и Таможенный комитет Союзного государства (далее - ТКСГ), показывает, что основным направлением деятельности Объединенной коллегии определена унификация применения таможенными органами Беларуси, Казахстана и России таможенного законодательства Таможенного союза <2>, в то время как на ТКСГ возложена унификация и гармонизация таможенного законодательства, а также организация и руководство таможенным делом в Союзном государстве в сфере таможенного регулирования в пределах компетенции таможенных служб государств - участников Союзного государства. -------------------------------- <2> В соответствии с положениями ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза союзное таможенное законодательство состоит из указанного Кодекса, международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, и решений Комиссии Таможенного союза (со 2 февраля 2012 г. - и решений Евразийской экономической комиссии).

Таким образом, если государства - члены Таможенного союза основную роль Объединенной коллегии видят в обеспечении единообразного применения белорусскими, казахстанскими и российскими таможенными органами единой правовой базы Таможенного союза в сфере таможенного дела в части, касающейся компетенции таможенных органов государств-членов, то Таможенный комитет Союзного государства в пределах своих полномочий и компетенции таможенных служб Республики Беларусь и Российской Федерации вправе унифицировать, т. е. создавать, единообразные нормы правового регулирования и гармонизировать, т. е. устанавливать, определенное направление (принципы) правового регулирования [11] в сфере таможенного дела на территории Союзного государства, а также контролировать их исполнение. В этой связи необходимо отметить, что в Таможенном кодексе Таможенного союза содержатся 182 отсылочные нормы, допускающие регулирование соответствующих правоотношений в рамках национальных законодательств государств - членов Таможенного союза. Соответственно, в отличие от Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза ТКСГ может оперативно согласовывать в интересах российской и белорусской таможенных служб, достигших за период с 1995 г. высокого уровня интегрированности общих таможенных процессов, возникающие проблемы применения на территории Союзного государства национальных таможенных законодательств России и Белоруссии, не охваченных международно-договорной унификацией в рамках Таможенного союза. Накопленный положительный опыт через механизм взаимодействия в рамках Объединенной коллегии таможенных служб может быть представлен таможенной службе Казахстана для совместного применения в рамках Таможенного союза. Кроме того, в ведении именно Таможенного комитета Союзного государства продолжают находиться вопросы двустороннего российско-белорусского таможенного сотрудничества в части: - обеспечения применения унифицированного порядка взимания таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей и обеспечения их зачисления в установленном международными договорами порядке в соответствующие бюджеты государств - участников Союзного государства (п. 5.7 Положения о ТК СГ). В настоящее время к таким международным договоренностям относятся в т. ч. Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 г. и Протокол от 27 января 2010 г. "О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г." [12]. К примеру, во исполнение положений вышеуказанных межправительственных документов таможенные службы двух стран осуществляют согласованный по составу, структуре и формату регламент обмена информацией о декларациях на товары, в соответствии с которыми был осуществлен выпуск товаров соответствующих наименований, а также обмен информацией об экспорте нефти с территории Республики Беларусь в третьи страны; ежеквартально проводят сверку сведений о начисленных, уплаченных и перечисленных суммах вывозных таможенных пошлин; обеспечивают возможность присутствия при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру и убытием товаров с территории Республики Беларусь, представителей таможенных органов Российской Федерации; - организации взаимодействия таможенных органов государств - участников Союзного государства по борьбе с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также нарушениями таможенных правил, административными правонарушениями и действиями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов государств - участников Союзного государства. Следует отметить, что вопросы ведения статистики взаимной торговли также могут являться предметом рассмотрения на заседаниях коллегии ТКСГ, поскольку таможенные службы двух стран, каждая в пределах национальных полномочий, задействованы в сборе и формировании статистики российско-белорусской торговли товарами. Кроме того, таможенным службам России и Белоруссии в целях обеспечения устойчивого повышения эффективности таможенного контроля на казахстанском участке таможенной границы Таможенного союза целесообразно разработать совместную комплексную программу по оказанию таможенной службе Казахстана необходимого содействия в налаживании надежного механизма таможенного администрирования внешнеторговых товаропотоков на китайском и киргизском направлениях. Это позволит в т. ч. более активно использовать накопленный таможенной службой Республики Беларусь опыт по организации и управлению таможенными процессами на западных границах Союзного государства и Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также более полно привлечь наработанные интеллектуальные ресурсы белорусской таможенной службы к мониторингу исполнения единого таможенного законодательства на южных рубежах Таможенного союза.

Литература

1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. "О создании Союзного государства" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. N 7. Ст. 786. 2. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. // Российская газета. N 22. 2000. 1 февр. 3. Положение о Таможенном комитете Союзного государства, утвержденное Постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июля 2001 г. N 18 "О Положении о Таможенном комитете Союзного государства" // URL: www. businesspravo. ru. 4. Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (в редакции решения Высшего евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 17) // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: www. tsouz. ru. 5. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений (в ред. от 09.12.2011), утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: www. tsouz. ru. 6. Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый Договором между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 27 ноября 2009 г. "О Таможенном кодексе Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: www. tsouz. ru. 7. Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. "О единых правилах определения страны происхождения товаров"; от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза"; от 12 декабря 2008 г. "О порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: www. tsouz. ru. 8. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"; Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 5 июля 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: www. tsouz. ru. 9. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 19 мая 2011 г. N 81 "О выполнении Планов по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза"; Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" // СПС "КонсультантПлюс". 10. Договор между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 22 июня 2011 г. "Об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: www. tsouz. ru. 11. Доронина Н. Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции // Журнал российского права. 1998. N 6; Административное право Российской Федерации: Учеб. для вузов / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. Изд. 2-е. М.: Юристъ, 2006. С. 45 - 52. 12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 9 декабря 2010 г. "О порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти"; Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 27 января 2010 г. "О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г." // СПС "КонсультантПлюс".

Название документа