Структурная характеристика механизма обеспечения и реализации защиты прав личности в уголовном судопроизводстве

(Мельников В. Ю.) ("Российский судья", 2012, N 7) Текст документа

СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ <*>

В. Ю. МЕЛЬНИКОВ

Мельников Виктор Юрьевич, федеральный судья Пролетарского района г. Ростова-на-Дону (в отставке), доцент кафедры ФГБОУ ВПО РГУПС, кандидат юридических наук.

Автор статьи в процессе анализа проблем теории и практики обеспечения и реализации механизма защиты прав личности в уголовном судопроизводстве приходит к выводу о том, что это совокупность процессуально-правовых элементов, средств и способов, обеспечивающих в определенной последовательности функционирование всего уголовного судопроизводства в соответствии с его назначением.

Ключевые слова: Конституция, Уголовно-процессуальный кодекс, уголовное судопроизводство, защита прав личности в уголовном процессе, Европейский суд по правам человека, механизм защиты прав личности.

The author of the article in the process of analysis of problems of theory and practice of ensuring and realization of mechanism of protection of human rights in criminal judicial proceeding makes a conclusion that it is an aggregate of procedural-law elements, means and methods ensuring in a certain sequence the functioning of the whole criminal judicial proceeding in accordance with assignment thereof.

Key words: Constitution, Criminal Procedure Code, criminal judicial proceeding, European court of Human Rights, mechanism of protection of human rights.

Структура механизма обеспечения и реализации прав личности в уголовном судопроизводстве включает совокупность взаимосвязанных элементов процессуальной деятельности, посредством которых механизм правовых гарантий проявляет себя, осуществляет возложенные на нее функции и решает стоящие перед уголовным процессом задачи. В структуру указанного механизма должны быть включены не только участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, но и субъекты процесса с их полномочиями. В реализации механизма обеспечения прав личности участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения наделяются широкими полномочиями и могут оказывать существенное воздействие на ход и результаты рассмотрения дела. К структурным элементам механизма обеспечения и реализации прав личности, т. е. совокупности средств, технологии работы выстроенной автором конструкции, можно отнести участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, суд, их полномочия во взаимоотношениях с представителями защиты, потерпевшим, реализацию и защиту прав личности. Также есть основания провести дифференциацию процессуальных статусов участников процесса; процессуальные процедуры; ответственность за обоснованность принимаемых решений. При этом следует отметить отсутствие соответствующей уголовно-правовой политики, в частности указаний на то, что должно сделать и какую ответственность нести соответствующее должностное лицо в случае нарушения прав личности; какие должны быть приняты меры судебного и процессуального контроля, прокурорского надзора, процессуальных санкций вплоть до отстранения от ведения дела следователя, дознавателя. В п. 2.1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ указано, что руководитель следственного органа уполномочен отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования, а начальник подразделения дознания уполномочен изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи, а также отменять необоснованное постановление дознавателя о приостановлении производства по уголовному делу (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ). Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Они могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа (ч. 3 ст. 39 УПК РФ). Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу также даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ). В то же время следует отметить, что уголовно-процессуальный закон напрямую не рассматривает случаи в полномочиях руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания отмены незаконных или необоснованных постановлений следователя, дознавателя по причинам нарушения или необеспечения прав личности, выполнения задач уголовного судопроизводства в рамках проводимого процессуального контроля. Структура механизма обеспечения прав личности позволяет показать его внутреннее строение, выявляет те элементы, функционирование и взаимодействие которых обеспечивают реализацию и защиту прав личности. Структурная характеристика механизма обеспечения прав личности в досудебном производстве показывает, каким образом конструируется данный механизм и обеспечивается функционирование правовых гарантий субъектов уголовного процесса. Содержание функционирования механизма прав личности в досудебном производстве включает совокупность уголовно-процессуальных средств и способов, а также определенную последовательность действий при осуществлении назначения уголовного процесса. Под средствами понимаются процессуальные действия субъектов уголовного судопроизводства, их решения, посредством которых реализуются права личности. Под способами понимается то, каким образом данные участники могут осуществлять свои действия или принимать решения самостоятельно или при помощи должностных лиц. Действия подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего осуществляются самостоятельно, а также через представителя или при помощи защитника, что и составляет способы реализации прав личности. Правовая норма без наличия механизма реализации представляет собой безжизненное и бесполезное правило поведения, носящее только декларативный характер. Необходимыми условиями реализации правовых норм об обеспечении прав личности в уголовном процессе выступают разработка и создание единого уголовно-процессуального, организационно-управленческого механизма их обеспечения. Реализация правовых принципов и институтов происходит иным образом, нежели реализация права, а именно принципы права реализуются посредством комплекса правовых норм, направленных на регулирование круга правоотношений, охватываемых правовым принципом. Этапы реализации прав личности показывают последовательность совершения определенных технологических шагов в ее функционировании. Эти этапы не равнозначны стадиям уголовного процесса и позволяют, абстрагировавшись от структуры уголовного судопроизводства, акцентировать внимание на технологии реализации всеми участниками уголовного судопроизводства своих функций, направленных действий, связанных с разрешением дела и обеспечением прав в данной сфере. Механизм обеспечения, реализации и защиты прав личности начинает действовать с обеспечения и предоставления заинтересованным субъектам доступа к правосудию. Доступ к правосудию - это сложная по содержанию и многосубъектная деятельность, без которой вообще обеспечение прав личности не может быть востребовано. Этапом механизма обеспечения и реализации прав личности являются исследование и установление правовых норм, гарантий их реализации, всех обстоятельств дела, без которых невозможно разрешение уголовного дела или любого иного вопроса. Понятие механизма обеспечения прав личности в уголовном судопроизводстве позволяет показать, каким образом выстраиваются процессуальные отношения субъектами уголовно-процессуальной деятельности по выполнению назначения уголовного судопроизводства. Единичный правовой конфликт, нарушение нормы права вызывают запуск всего механизма обеспечения прав личности к реализации и защите прав личности к действию. Реализация прав личности начинается и происходит прежде всего через взаимоотношение субъектов уголовного судопроизводства в процессе рассмотрения и разрешения конкретного уголовного дела или иного процессуального вопроса. Суд, другие участники уголовного судопроизводства призваны выполнять определенное социальное назначение и служить средством для разрешения правовых конфликтов, защищать верховенство права, восстанавливать нарушенное право, обеспечивать права личности. Общество, признавая легитимность судебной и исполнительной власти, справедливость решения по рассмотрению уголовного дела, оценивая авторитет власти, выражая степень согласия с ней, готовность признать или не признавать справедливость ее решения по конкретному делу, по соблюдению прав конкретного человека, формирует и проявляет свое отношение к власти в целом. При рассмотрении механизма реализации судебной власти понимание принципа состязательности и равноправия сторон также позволяет оценить сбалансированность и соотношение составляющих его элементов, как в статике, так и в динамике. Стороны должны объективно уравниваться в правах между собой, а равно перед судом и иметь реальную возможность реализовать свое равноправие при рассмотрении и разрешении ходатайства следователя, дознавателя (ст. ст. 108, 165 УПК РФ и др.), жалобы в ходе судебного контроля (ст. 125 УПК РФ). В механизме оказания квалифицированной юридической помощи при судебной защите прав и свобод личности большое значение имеют также частноправовые начала лица, заинтересованного в юридической помощи, имеющего право самостоятельно заключать договор на оказание правовых услуг, избирать оптимальные формы получения такой помощи на основе принципа свободы договора и т. п. Гарантии прав и законных интересов личности в уголовном процессе служат средством обеспечения возможности фактического использования подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим предоставленных им прав. В механизме обеспечения и защиты прав и свобод личности необходимо содержательно различать права личности, гарантии (средства, меры) их надлежащего обеспечения, в том числе реализацию со стороны участников уголовного судопроизводства (например, вручение текста с процессуальными правами подозреваемого при задержании заподозренного лица), и защиты в случаях правонарушений. Сама категория "механизм обеспечения, реализации и защиты прав личности" состоит из таких элементов, как правовые нормы, закрепляющие права и свободы; юридические факты возникновения и прекращения данных прав и свобод; деятельность участников уголовного судопроизводства, участвующих в обеспечении гарантий прав личности; специальные юридические процедуры, призванные обеспечивать, реализовывать и защищать права и свободы личности; институт юридической ответственности. Следует обратить внимание на пробел в существующем механизме обеспечения прав личности - отсутствие в законодательстве четких последствий ненадлежащего исполнения или неисполнения обязанностей субъектов уголовно-процессуальной деятельности. Режим гарантирования прав личности не может не включать в себя юридическую ответственность, которую несут органы государственной власти и другие правомочные субъекты. Вместе с тем существующая практика в этой области крайне неэффективна и нуждается в совершенствовании законодательства, научно обоснованных рекомендациях. Отсутствие разработанных юридических механизмов ответственности и других юридических гарантий является одной из причин массового нарушения прав и свобод личности участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения. В уголовно-процессуальном законодательстве у следователя, дознавателя, прокурора не предусмотрено в обязанностях обеспечения прав личности в ходе уголовного преследования, недостаточно разработаны процессуальная форма, процедура ограничения прав личности в установленных законом пределах. В законодательстве нет четких последствий ответственности должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязанностей субъектов уголовно-процессуальной деятельности. Эффективность всей системы обеспечения прав определяется следующими критериями: наличием у каждого процессуального права соответствующей процессуальной гарантии; соответствием между общими и специальными гарантиями; наличием у каждого права, которое может быть ограничено не одной, а несколькими специальными процессуальными гарантиями. Правовая норма без наличия механизма реализации представляет собой безжизненное правило поведения, носящее только декларативный характер. Необходимыми условиями реализации правовых норм о защите прав личности в уголовном процессе выступают разработка и создание единого уголовно-процессуального, организационно-управленческого механизма. Исследование прав и их гарантий как самостоятельной категории в виде обособленного правового механизма будет способствовать преодолению существующего отрыва прав личности от тех реальных юридических механизмов, которыми располагает субъективное и объективное право. В рамках уголовного процесса все процессуальные гарантии в совокупности обеспечивают достижение задач, указанных в ст. 6 УПК РФ. Процессуальные гарантии при всем своеобразии объединены общим назначением, механизмы их действий также взаимосвязаны, нарушение одной нормы прав неизбежно порождает последующую цепь нарушений. Механизм действий правовых гарантий прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, является системой процессуальных норм и участников уголовного судопроизводства, реализующих эти нормы в определенном порядке. Существование такого механизма побуждает участников уголовного судопроизводства ставить вопрос о необходимости комплексного обеспечения и защиты своих прав человека. Назначение системы гарантий прав и законных интересов личности выражается в том, что в уголовном судопроизводстве они, во-первых, выступают средством, позволяющим свести до минимума судебные ошибки в отношении указанных участников уголовного судопроизводства, тем самым реализовать требования ст. 6 УПК РФ. Во-вторых, это средство обеспечения возможности фактического использования предоставленных им прав и придания им реального характера. Понятие прав личности в уголовном процессе рассматривается в неразрывной связи с возможностями их защиты. Реализация этого права влечет за собой возникновение особых правозащитных отношений. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина как непосредственно действующие и работающие компоненты общего права обеспечиваются правосудием. Правовая система защиты прав и свобод не сводится лишь к судебной форме, при всей ее незаменимости и значимости. Сама судебная защита не исчерпывается исключительно правосудием, поскольку судебная власть не сводится целиком к правосудию и выполняет ряд иных функций, связанных в том числе с защитой прав и свобод личности. Подозреваемый, например, имеет право приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя, дознавателя (п. 10 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). В то же время он фактически лишен возможности обжаловать действия, связанные с его задержанием. Его права не имеют должного механизма защиты. Статья 124 УПК РФ указывает, что прокурор, руководитель следственного органа рассматривают жалобу только в течение трех суток. Задержание же ограничено 48 часами. Статья 125 УПК РФ указывает, что суд проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы в судебном заседании. Статья 108 УПК РФ рассматривает лишь случаи обжалования постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу или об отказе в этом в вышестоящий суд в течение трех суток со дня его вынесения, предусматривает процедуру продления срока задержания на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ). УПК РФ не требует для задержания подозреваемого применения согласия прокурора, руководителя следственного органа или решения суда. Согласно нормам международного права задержанное лицо вскоре после его ареста представляется судебному или иному органу, определенному законом <1>. В соответствии с п. 3 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. установлено, что "каждый арестованный или задержанный в соответствии с положением I (c) данной статьи должен быть незамедлительно представлен перед судьей или иным должностным лицом, уполномоченным законом осуществлять судейские функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или освобождение до суда..." <2>. Законодательство большинства государств устанавливает срок доставления задержанного к судье либо другому уполномоченному лицу в пределах 24 либо 48 часов. -------------------------------- <1> Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принципы 36, 37). <2> Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: МГУ, 1990. С. 87.

Федеральное Собрание РФ сделало оговорку в отношении введения в действие норм, предусматривающих право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, и указало, что положения указанной Конвенции не препятствуют применению санкционированного п. 6 раздела 2 Конституции РФ временного применения установленного уголовно-процессуальным законодательством порядка ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления <3>. -------------------------------- <3> Федеральный закон "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" // СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

Основными процессуальными средствами и способами механизма обеспечения прав и законных интересов, в частности подозреваемого и обвиняемого, в отношении которых избрана мера принуждения, являются: строгое соблюдение процессуальной формы (процедуры) применения мер принуждения: (а) наличие законно и обоснованно возбужденного уголовного дела; (б) наличие законно вынесенного мотивированного постановления о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого, законные основания для задержания, привлечения в качестве подозреваемого; (в) подтвержденность оснований применения меры принуждения доказательствами, обладающими свойствами относимости и допустимости; (г) обусловленность целесообразности выбора той или иной меры принуждения обстоятельствами, перечисленными в ст. ст. 91, 97, 99 УПК РФ; (д) обязанности следователя, дознавателя, суда, возникновение и выполнение которых связаны с принятием решения об избрании меры пресечения: информирование обвиняемого, подозреваемого о процессуальных правах и их разъяснение; вручение копии постановления о применении меры пресечения, протокола задержания; иные обязанности, корреспондирующие с соответствующими правами обвиняемого (подозреваемого); процессуальные права обвиняемого и подозреваемого. Говоря о механизме защиты в уголовном судопроизводстве прав и свобод человека, следует отметить, что государственная защита его прав гарантируется ч. 1 ст. 45 Конституции РФ. Применительно к уголовному судопроизводству данное положение означает, что государственную защиту прав и свобод участников уголовного процесса должны обеспечивать органы расследования, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурор и суд. Из ч. 1 ст. 17 Конституции РФ следует, что государственная защита конституционных прав и свобод конкретного участника уголовного процесса не должна осуществляться за счет нарушения конституционных и иных прав и свобод других участников процесса. Сам механизм государственной защиты в уголовном судопроизводстве прав и свобод человека включает: систему процессуальных действий и процессуальных решений участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, суда, использование которых гарантирует участнику уголовного процесса реальные возможности: защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ); требовать судебной защиты своих прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ); обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования, прокурора и суда (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ); защищать свои конституционные и иные права и свободы с помощью правовых норм, гарантий, предусмотренных международным правом, УПК РФ, другими нормативными правовыми актами РФ. Личность также имеет возможность в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). В первую очередь к этим органам относят Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), Комитет по правам человека ООН, Совет Европы, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Как отмечает О. Н. Андреева, "отсутствие в УПК РФ механизма защиты прав участников уголовного судопроизводства ведет к возможному произволу со стороны управомоченных лиц" <4>. В частности, не определены критерии своевременности и необходимости применения механизма судебного контроля в досудебном производстве, полномочия участников уголовного судопроизводства в его механизме. Представляется необходимым в связи с этим предложить возможный путь решения проблемы - определение на законодательном уровне более четкой процедуры рассмотрения жалоб на действия и решения должностных лиц при обнаружении признаков преступлений <5>. -------------------------------- <4> Андреева О. И. Соотношение прав и обязанностей государства и личности в правовом государстве и специфика его проявления в сфере уголовного судопроизводства (теоретический аспект). Томск, 2004. С. 101. <5> Муратова Н. Г. Судебная власть и проблема законности процессуальных действий и решений следователя // Новый УПК РФ и практика его применения / Под ред. А. П. Гуськовой. Оренбург, 2002. С. 77; Муратова Н. Г. Судебное обжалование процессуальных действий и решений при раскрытии преступлений // Проблемы раскрытия преступлений в свете современного уголовно-процессуального законодательства / Под ред. Л. А. Зашляпина. Екатеринбург, 2003. С. 46.

Правовой механизм защиты прав личности посредством уголовного судопроизводства должен не только соответствовать назначению уголовного судопроизводства, но и учитывать проявление как общих, так и специфических ее свойств, а также обеспечивать все уровни правовых и социальных отношений, посредством которых она осуществляется. Данный механизм должен обеспечивать выполнение правовой задачи и назначения уголовного судопроизводства. Структурная и содержательная характеристика механизма реализации судебной власти в форме судебного контроля определяется требованием справедливости судебного разбирательства, имеющим уголовно-процессуальный аспект, отличающийся от традиционного уголовно-правового понимания справедливости. Анализ механизма реализации судебной власти помогает понять организационную и функциональную стороны ее осуществления в уголовном судопроизводстве. Не меньшее значение имеет анализ тех ценностных ориентиров судебной власти, которые показывают, что она призвана защищать <6>. -------------------------------- <6> Закомлистов А. Ф. Судебная этика. СПб., 2002. С. 99 - 107.

Справедливая цель может быть достигнута лишь при непременном условии, что средство (в качестве которого в данном случае выступает процедура уголовного судопроизводства) было само по себе справедливым. И, наоборот, несправедливая процедура не может дать справедливого результата, результат становится ничтожным. Поэтому при разработке механизма реализации судебной власти посредством уголовного судопроизводства справедливость судебного разбирательства рассматривается как качественная характеристика как всего механизма, так и отдельных составляющих его элементов. Приоритет отдается неуклонному соблюдению процедур, минимальные стандарты которых установлены международными актами, стандартами и практикой ЕСПЧ, и не могут быть снижены внутренним законодательством и правоприменительной практикой. Вся процедура реализации прав и свобод личности представляет собой своеобразный юридический механизм. Органичной составной частью указанного механизма выступают гарантии прав и свобод личности: процессуальные права и гарантии их реализации, специальные юридические средства. Механизм защиты прав личности в ходе реализации судебной власти в уголовном судопроизводстве диктует свою логику познавательной деятельности суда. Функция разрешения дела в силу ее юрисдикционной природы не может быть выполнена, если суд как правоприменяющий субъект не установит фактическую и юридическую основу для своего решения. В силу этого суд, осуществляя в том числе судебный контроль, не может быть ограничен лишь организационно-руководящими процессуальными полномочиями <7>. -------------------------------- <7> В практике даже английский судья не так пассивен, бесстрастен, безразличен и безответственен, как его иногда склонны изображать теоретики.

Для качественной характеристики реализации судебной власти в уголовном судопроизводстве принцип состязательности и равноправия сторон также приобретает ценностно-ориентирующее значение. Являясь неотъемлемым элементом справедливого судебного разбирательства, рассматриваемый принцип ориентирует судебную деятельность на защиту социальных ценностей демократического государства, среди которых первостепенное значение приобретают обеспечение государством прав человека и их защита, самоограничение государства правом. Это позволяет выделить особое место принципа состязательности и равноправия сторон и в механизме реализации не только судебной власти, но и прав личности. Именно он придает последнему качество справедливости, обеспечивая справедливость как самого судопроизводства, так и принятого судебного решения. В механизме защиты прав личности в качестве средств реализации этой задачи выступают процедуры уголовного процесса в целом и таких его составляющих, как доказывание, применение мер уголовно-процессуального принуждения, а также иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом и другими законами, в частности Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", средства и способы раскрытия и расследования совершенного преступления. Целью уголовного судопроизводства согласно Концепции судебной реформы является не только борьба с преступностью, что является прямой задачей правоохранительных органов, но и защита общества от преступлений путем реализации уголовно-процессуального закона, а также защита прав и законных интересов граждан, попавших в орбиту уголовного правосудия <8>. Достижение цели уголовного процесса призвано обеспечить выполнение задачи уголовного судопроизводства, предопределяющей сущность и механизм правового регулирования защиты прав личности в судопроизводстве по уголовным делам. -------------------------------- <8> Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 19.

Таким образом, механизм обеспечения, реализации и защиты прав личности в уголовном судопроизводстве позволяет показать, каким образом при их осуществлении в досудебном производстве гарантируются самостоятельность и независимость прав и свобод человека, осуществляется назначение уголовного судопроизводства. Механизм показывает способность служить доступным средством для защиты прав человека, профессионализм, объективность и способность участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения в реализации гарантированных прав личности. Механизм обеспечения и защиты прав личности представляется как в статике (совокупность правовых средств), так и в динамике через действие институтов (юридическую деятельность участников уголовного судопроизводства). Автором определяется структура механизма реализации прав личности в уголовном судопроизводстве, включающая: а) следователя, дознавателя, прокурора, суд и их уголовно-процессуальные полномочия; б) процедуры реализации прав личности в уголовном судопроизводстве; в) взаимную ответственность участников уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальный закон должен содержать в себе только те права, реализация которых обеспечена соответствующими процессуальными обязанностями лица, производящего расследование. Механизм обеспечения, реализации и защиты прав личности посредством уголовного судопроизводства - это совокупность процессуально-правовых элементов, средств и способов, обеспечивающих в определенной последовательности функционирование всего уголовного судопроизводства в соответствии с его назначением.

Название документа