Оригинальная хрестоматия по международному экологическому праву
(Сиваков Д. О.) ("Экологическое право", 2013, N 6) Текст документаОРИГИНАЛЬНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ
Д. О. СИВАКОВ
Сиваков Дмитрий Олегович, ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Рецензия Д. О. Сивакова представляет собой творческий отклик на самобытную новую хрестоматию.
Ключевые слова: хрестоматия, двусторонние природоохранные соглашения, водные объекты, рыболовство.
Original anthology on international ecological law D. O. Sivakov
Sivakov Dmitrij Olegovich, leading researcher at the Institute of legislation and comparative law, candidate of juridical sciences.
Unique of D. O. Sivakov is response on original new reader.
Key words: reader, international agreements, water objects, fishing.
В 2012 г. увидела свет хрестоматия по интерэкоправу с научным докладом и комментарием "Двусторонние природоохранные соглашения России" <1>. Авторами хрестоматии являются Е. А. Высторобец и Р. И. Долгих, известные эколого-правовой науке и ранее <2>. -------------------------------- <1> См.: Двусторонние природоохранные соглашения России. М.; Уфа: Евразийский научно-исследовательский институт права, 2012. 391 с. <2> См.: Экологические положения Конституции: Сб. / Под ред. Е. А. Высторобца. М.; Уфа: МИР МИОС, 2012; Высторобец Е. А. Экологическое право - мотивации в международном сотрудничестве. М.: Наука, 2006. 383 с.
Хрестоматия продолжает многолетние традиции отечественной науки. Еще в 1966 г. В. А. Чичварин составил сборник документов "Международные соглашения по охране природы" <3>. Наряду с многосторонними договорами, важнейшими решениями международных организаций составитель дал целый ряд двусторонних договоров СССР с Финляндией, Турцией, Афганистаном, КНР главным образом по водным и лесным ресурсам. Затем были и другие энциклопедии, хрестоматии, сборники, инициированные учеными из Москвы и Санкт-Петербурга. -------------------------------- <3> См.: Международные соглашения по охране природы: Сб. документов / Сост. В. А. Чичварин. М.: Юридическая литература, 1966. 420 с.
Достоинство рецензируемой работы заключается в обширной теоретической и комментирующей части хрестоматии. Рецензенту неизвестна хрестоматия в области экологического права с большей теоретической и исследовательской частью. Именно поэтому Е. А. Высторобец и Р. И. Долгих являются не просто составителями, а в значительной мере выступают в роли авторов хрестоматии. Авторы рецензируемой работы выдвигают и пропагандируют так называемое интерэкоправо - понятие "объединительное", включающее международное экологическое право и международное право окружающей среды примерно таким образом, как национальное экологическое право включает в себя природоохранное и природоресурсное право. Понятие интерэкоправа введено в научный оборот с 2011 г., в том же году возник Центр интерэкоправа. Итак, интерэкоправо есть совокупность норм и принципов, регулирующих отношения между его субъектами в области охраны окружающей среды, ее ресурсов и сотрудничество между ними - эколого-правовые международные отношения. В круг отношений, регулируемых международным экологическим правом и международным правом окружающей среды, входят соответственно природоохранные, природоресурсные и другие смежные отношения. В свою очередь, рецензент придерживается несколько иного терминологического подхода. С его точки зрения, международное экологическое право представляет собой систему принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и международными организациями в связи с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений. Однако, по убеждению рецензента, спор о разнице терминологии не должен заслонять объективный анализ рецензируемой работы. В силу доктрины международного права природные ресурсы и объекты разделены на национальные и международные. Национальные природные ресурсы и объекты находятся под суверенитетом и юрисдикцией отдельных государств. Международные природные ресурсы и объекты могут постоянно находиться вне пределов национальной юрисдикции и суверенитета какого-либо государства; в других случаях в процессе своего естественного цикла они в разное время оказываются на территории различных государств. В первом случае их именуют универсальными (открытое море, Антарктика), т. е. находящимися в распоряжении всего международного сообщества, а во втором - разделяемыми (трансграничные реки, миграция различных видов животных). Очевидно, водные ресурсы и водные биоресурсы могут быть и универсальными, и разделяемыми <4>. Рецензируемая хрестоматия затрагивает как универсальные, так и разделяемые природные ресурсы. -------------------------------- <4> См.: Международное право / Под ред. Г. И. Тункина. М.: Юридическая литература, 1994. С. 371 - 374; Сиваков Д. О. Водное право России и зарубежных государств. М.: Юстицинформ, 2010. С. 325 - 328.
Масштабные, многосторонние международные конвенции (в духе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.) всегда были в поле зрения научной общественности. По ним было подготовлено немало сборников и хрестоматий. В свою очередь, авторы рецензируемой работы выявляли разные параметры и аспекты двусторонней договорной практики в области интерэкоправа, включая отношения в связи с трансграничными водными объектами. Ограничившись двусторонней практикой договоров, авторы сделали акцент именно на малоизученные сегменты международного экологического права, в которых наиболее заинтересована Россия. Е. А. Высторобцом и Р. И. Долгих осуществлялась классификация договоров, сопоставлялась их юридическая сила, выявлялись структурные особенности и нормативный состав этих соглашений. На отдельных графиках дана динамика заключения двусторонних природоохранных соглашений, а также двусторонних соглашений в области рыболовства. Интересно, что пик соглашений приходится на 1993 - 1995 гг. по обоим графикам. Полным текстом даны так называемые избранные документы, разные по масштабу сотрудничества (общеэкологический, область водных отношений, некоторые виды фауны, заповедники), а в виде обширного перечня указаны соглашения в области рыболовства. Прочтя избранные документы, можно отметить, что соглашения с сопредельными государствами заключаются как по охране окружающей среды, так и по трансграничным водным объектам, а также по некоторым видам фауны (перелетные птицы, тигр). Хрестоматия богата межправительственными и межведомственными соглашениями, а также соглашениями между регионами разных государств. В связи с этим представляет интерес Соглашение от 7 июля 2004 г. между Министерством экологии и природопользования Московской области и Государственным управлением экологии и природных ресурсов Харьковской области (Украина) о сотрудничестве в сфере заповедного дела. Не в каждом сборнике такое можно встретить! Новинку хрестоматии составляет также разноплановая договорная практика с таким новым суверенным государством, как Абхазия. Как специалист в области водного права и права природных ресурсов, рецензент не может обойти стороной два блока международного публичного права, так или иначе рассмотренные в рецензируемой работе. Международное речное право (далее - МРП) - совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами и международными организациями по использованию и охране водотоков и водоемов (рек и озер, каналов и водохранилищ), находящихся на территории двух и более государств. Главный источник МРП - Хельсинкская конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г., участницей которой является и Россия. МРП регулирует сферу важных межгосударственных отношений, участники которых имеют также и экологические интересы. На международном уровне давно установился и действует принцип "Загрязнитель платит". Загрязнителями международных вод нередко становятся транспортные организации, частные судовладельцы и береговые службы. МРП "бережет" дно и берега международных водных объектов от эрозии, несогласованных гидротехнических работ, от заиливания, загрязнения, обвала берега. Договоренности по трансграничным водотокам и водоемам нередко предусматривают охрану ландшафта. Тем самым они выходят за рамки одних только прагматических целей, ибо ландшафт включает флору, фауну, красоту природы, объекты культурного наследия. Соответствующие меры принимаются рядом государств по Рейну, Дунаю, Великим озерам. В силу большой протяженности границ Российской Федерации они совпадают с некоторыми пограничными и пересекают немало трансграничных рек и озер. Общее количество трансграничных водных объектов на границах России - около одной тысячи. При этом общая протяженность речной границы России - 7141 км, а по озерам она тянется на 4775 км <5>. В результате образования независимых государств на пространствах бывшего СССР многие водотоки и водоемы приобрели статус трансграничных, ибо их акватории и бассейны стали находиться на территории нескольких суверенных государств - в прошлом союзных республик. Для России к числу наиболее крупных из них относятся реки Даугава (Западная Двина), Неман, Нарва, Урал, Днепр, Северский Донец, Чудско-Псковское озеро. -------------------------------- <5> См.: Сиваков Д. О. Указ. соч. С. 325 - 328.
Большим достижением авторов хрестоматии является приведение целого ряда соглашений России с сопредельными государствами по трансграничным водным объектам. Таково, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о рациональном использовании и охране трансграничных вод 2008 г. Аналогичные соглашения заключены с партнерами России по СНГ. В области рыболовства двусторонние договоры Россия (а до этого СССР) заключала не только с сопредельными государствами, но и с географически отдаленными странами Латинской Америки и Африки, островными государствами и государствами-архипелагами. Однако у этой договорной практики есть по меньшей мере два универсальных ориентира. Первый ориентир составляет Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. <6>, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими (далее - Соглашение 1995 г.). В ч. III Соглашения 1995 г. были предусмотрены рыбохозяйственные договоренности и создание организаций на субрегиональном и региональном уровнях. При этом в ст. 15 Соглашения 1995 г. предусматривался учет природных особенностей в замкнутых и полузамкнутых морях (в их числе - Черного и Балтийского морей) при реализации требований названного Соглашения. -------------------------------- <6> См.: Соглашение об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1995.
Второй ориентир составляет Кодекс ведения ответственного рыболовства (далее - Кодекс), принятый на Конференции ФАО 31 октября 1995 г. <7>. "Добровольный по своему исполнению", Кодекс концептуально построен на обязанности государства и пользователей природных ресурсов сохранять экосистемы (как морские, так и прибрежные). В морских и пресноводных экосистемах следует защищать и восстанавливать жизненно важные места обитания (лагуны, мангровые заросли, рифы, районы обитания молоди и нерестилища). Необходимо пресечь разрушения, деградацию, загрязнение и другие виды негативного воздействия на места обитания водных биоресурсов. В свою очередь, управление рыболовством должно содействовать поддержанию качества, разнообразия и наличия живых водных ресурсов в количестве, достаточном для нынешних и будущих поколений. Государству следует принимать меры по восстановлению популяций, предотвращать перелов рыбы и возникновение избытка добывающих мощностей. -------------------------------- <7> См.: Вылегжанин А. Н., Зиланов В. К. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами. Теория и документы. М.: ОАО "НПО "Изд-во "Экономика", 2000. С. 537 - 571.
В данном аспекте целью государственного регулирования является обеспечение равновесия промыслового усилия и репродуктивных возможностей живых водных ресурсов. На это должна работать развернутая система наблюдения (мониторинга) за состоянием ресурсов, изменением их ареалов, влиянием на них отходов и загрязнений, за деятельностью рыбопромыслового флота (суда должны регулярно передавать сведения о своей деятельности уполномоченным органам), за обеспечением населения рыбопродукцией и их влиянием на здоровье потребителей. Рецензент привел основные положения данного Кодекса, чтобы показать привлекательность его для сравнительно-правового исследования. Сопоставлять можно международный и национальный уровень правового регулирования, выявляя целесообразность воплощения положений этого Кодекса в национальных нормативных правовых актах. Авторы рецензируемой работы несколько недооценивают значение того направления двусторонней договорной практики, которое может получить условное наименование "водные биоресурсы" (в иной терминологии - "живые морские ресурсы"). Между тем водные биоресурсы и соответственно рыбное хозяйство обеспечивают продовольствием нашу страну. Тематика правового регулирования рыболовства, рыбоводства, сохранения водных биоресурсов не очень изучена как в рамках эколого-правовой науки, так и в рамках международно-правовой науки. Это приводит к слабой научной разработке весьма болезненных вопросов, связанных с продовольственной безопасностью России. Однако специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в течение многих лет разрабатывают данную проблему. В данном направлении ими применяются сравнительно-правовой и историко-правовой методы, осуществляется также научное моделирование правоотношений в области рыбохозяйственного комплекса <8>. Однако и в ходе названных исследований международная составляющая не была полностью раскрыта. -------------------------------- <8> См.: Кичигин Н. В., Кузнецова Н. Д., Пономарев М. В., Сиваков Д. О. Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный). М.: ЗАО "Юстицинформ", 2005. 192 с.; Комментарий к Федеральному закону "О животном мире" (постатейный) / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: ИЗиСП; ЗАО "Юстицинформ", 2002. 368 с.; Мониторинг законодательства о лесах и животном мире: Науч.-практ. пособие / Сост. С. А. Боголюбов, Д. Б. Горохов, Д. О. Сиваков. М.: ИЗИСП; ИД "Юриспруденция", 2011. 352 с.
Интересно, что зарождение всего международного экологического права (по терминологии рецензента) и интерэкоправа (по терминологии авторов хрестоматии) связывается с Конвенцией о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839 г. Данный международный акт был подписан в правление соответственно королевы Виктории и короля Луи-Филиппа <9>. При этом авторы называют и другой, средневековый, акт - Договор между Англией и Кастилией от 1351 г. по морскому рыболовству. Тогда еще не было таких держав, как Великобритания и Испания, а Кастилия была относительно небольшим королевством. Очевидно, что водные биоресурсы стали хронологически первым видом природных ресурсов европейского континента, подпавших под международно-правовое регулирование. -------------------------------- <9> См.: Международное право: Учебник / Под ред. А. Я. Капустина. М.: Гардарики, 2008. С. 471 - 474.
Но почему же при столь ранних источниках авторы не стали приводить полные тексты соглашений? Данное упущение авторов нельзя объяснить их приверженностью глобальному родовому понятию интерэкоправа: ведь последнее включает в себя в том числе и природоресурсные блоки. Авторам рецензируемой хрестоматии не стоит останавливаться на достигнутом. Новым шагом в плеяде исследований, сделанных авторами, мог бы стать анализ международной договорной практики по отдельным видам природных ресурсов. Озвученные пожелания тоже вписываются в широкое по масштабам понятие "интерэкоправо", в которое входит и природоресурсный блок. Высказанные критические замечания и пожелания не снижают большое значение рецензируемой работы, открывающей новые научные горизонты. При этом хрестоматия адресована не только сравнительно небольшому штату профессионалов, занимающихся международно-правовым сотрудничеством в экологической сфере, но и более широкому кругу читателей - защитников природы.
Литература
1. Двусторонние природоохранные соглашения России. М.; Уфа: Евразийский научно-исследовательский институт права, 2012. 391 с. 2. Вылегжанин А. Н., Зиланов В. К. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами. Теория и документы. М.: ОАО "НПО "Изд-во "Экономика", 2000. С. 537 - 571. 3. Высторобец Е. А. Экологическое право - мотивации в международном сотрудничестве. М.: Наука, 2006. 383 с. 4. Международное право: Учебник / Под ред. А. Я. Капустина. М.: Гардарики, 2008. С. 471 - 474. 5. Международные соглашения по охране природы: Сб. документов / Сост. В. А. Чичварин. М.: Юридическая литература, 1966. 420 с. 6. Сиваков Д. О. Водное право России и зарубежных государств. М.: Юстицинформ, 2010. С. 325 - 328. 7. Экологические положения Конституции: Сб. / Под ред. Е. А. Высторобца. М.; Уфа: МИР МИОС, 2012.
Название документа