Международные стандарты в области контроля над лицами, освобожденными из мест лишения свободы

(Абатуров А. И.) ("Международное право и международные организации", 2012, N 2) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ НАД ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

А. И. АБАТУРОВ

Абатуров Александр Иванович - кандидат юридических наук, старший преподаватель Кировского филиала Академии Федеральной службы исполнения наказаний России.

В статье анализируются международные правовые акты, в которых детализируются вопросы уменьшения рецидивной преступности с помощью установления контроля в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Оценивая институт пробации, автор обозначает правовой сегмент постпенитенциарного контроля и надзора с предложением в заключение статьи возможной имплементации отдельных позиций в отечественное законодательство.

Ключевые слова: международное право, пробация, постпенитенциарный контроль, служба пробации, рамочные решения, рецидивная преступность, Правила Совета Европы о пробации, государства - члены Европейского союза, Европейская организация пробации, заключенные.

International standards in the sphere of control over the persons, released from the confinement institutions A. I. Abaturov

The article includes analysis of international legal acts, which provide detailed regulation on lowering the level of relapse crime by control over the persons released from confinement institutions. Having evaluated the institution of probation the author establishes the legal segment of post-penitentiary control and review, and offers to possibly implement some of such positions into the Russian legislation.

Key words: international law, probation, post-penitentiary control, probation service, Framework Decisions, relapse crime, the Rules of the Council of Europe on Probation, member states of the EU, the European Probation Organization, prisoners.

Необратимые позитивные процессы в социально-экономической и политической жизни, происходящие в России, кардинально изменили отношение государства к вопросам, связанным с репутацией и имиджем в мировом цивилизованном сообществе. Эти моменты предопределили действия России, направленные, во-первых, на интеграцию в Европейское пространство <1> и, во-вторых, корректировку целого ряда российских законодательных актов, противоречащих ратифицированным международным договорам и иным актам международного права. -------------------------------- <1> 28 февраля 1996 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы, в декабре 2011 г. подписан официальный протокол о принятии России во Всемирную торговую организацию.

Анализируя нормативные правовые акты пенитенциарной и постпенитенциарной политики, можно констатировать, что целью изменения уголовно-исполнительной системы России в настоящее время является приведение ее деятельности в соответствие с международными соглашениями и правовыми актами по вопросам обращения с лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы. Как отмечается в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Минюста России на период до 2020 года, итогом ее реализации должно стать дальнейшее развитие уголовно-исполнительной системы, приближение ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития <2>. -------------------------------- <2> Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2010. 25 октября.

Одним из элементов современной уголовной и уголовно-исполнительной политики можно назвать меры постпенитенциарного воздействия на лиц, отбывших уголовное наказание. Основными принципами данной политики являются положения об "экономии репрессии" и "постпенитенциарном контроле", основанные на понимании того, что суровость и массовость наказаний не могут сдержать преступность и контроль за социально опасными лицами необходим для минимизации рецидивной преступности. Основная идея этих положений - это обеспечение ресоциализации осужденных и осуществления контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с целью устранения возможности совершения ими очередного преступления. Постпенитенциарный контроль в России введен и применяется с 1 июля 2012 года в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" <3>. Постпенитенциарный контроль является важной правовой и, заметим, вынужденной мерой государственного принуждения, который полностью соответствует принципам международных стандартов, применяется в отношении поднадзорных лиц <4>, с целью предупреждения рецидивной преступности с их стороны. -------------------------------- <3> Федеральный закон от 06.04.2011 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" // Собрание законодательства РФ. 2011. 11 апреля. <4> Поднадзорное лицо - лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор. Часть 3 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" // Российская газета. 2011. 8 апреля.

Рассматривая документы международно-правового характера в области борьбы с рецидивной преступностью, можно сделать вывод, что в этом блоке сегмент постпенитенциарного контроля прописан минимально, в основном международный законодатель акцент делает на борьбе с преступностью (Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, Панамская декларация, Бухарестская декларация о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом, коррупцией и транснациональной организованной преступностью и т. д.) <5> и на вопросах, связанных с лицами, лишенными свободы (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейские тюремные правила и т. д.) <6>, определяя этим приоритет своей деятельности. -------------------------------- <5> Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Принята Резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года. http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ declarations, Панамская декларация. Принята на второй Конференции министров по вопросу о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной транснациональной преступностью (Панама, 26 - 29 мая 2008 года). http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ declarations/ panama_declaration; Бухарестская декларация о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом, коррупцией и транснациональной организованной преступностью. Принята на втором субрегиональном семинаре экспертов по международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом, коррупцией и транснациональной организованной преступностью (Бухарест, 15 ноября 2006 г.). http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ declarations/ bucharest_decl. shtml. <6> Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 г., и одобрены Экономическим и социальным советом в его Резолюциях 663 C (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г. http:// translate. google. ru/ translate? hl= ru&langpair= en%7Cru&u= http:// www2.ohchr. org/ english/ law/; Европейские тюремные правила. Совет Европы. Комитет министров. Рекомендация rec (2006) 2 Комитета министров к государствам-членам. Европейские пенитенциарные правила http:// www. prison. org/ law/ eur_pr. shtmlhttp:// www. prison. org/ law/ eur_pr. shtml.

Сущность постпенитенциарного контроля заключается в передаче лица, отбывшего наказание, под надзор специализированного органа - службы пробации, осуществляющего предусмотренный законом надзор за этими лицами <7>. -------------------------------- <7> Рекомендация CM/Rec (2010) 1 Комитета министров государствам-членам о Правилах Совета Европы о пробации (принята Комитетом министров 20 января 2010 г. на 105-м заседании заместителей министров). https:// sites. google. com/ site/ probationofficerru/ home/ novosti/ opyt-drugih-stran.

Служба пробации - это любое ведомство, созданное в соответствии с национальным законодательством для выполнения следующих функций: предоставление информации и консультаций суду и иным органам, принимающим решение, а также оказания им помощи в вынесении обоснованного и справедливого приговора; подготовка заключенных к освобождению и последующему их постпенитенциарному контролю; мониторинг и оказание помощи лицам, подлежащим досрочному освобождению; проведение мероприятий восстановительного правосудия; оказание помощи жертвам преступлений. В компетенцию службы пробации входит исполнение в обществе предусмотренных законом санкций и мер, назначаемых правонарушителю. С целью сокращения рецидивной преступности, социальной инклюзии <8> правонарушителя в жизнь общества, а также обеспечения безопасности общества работники службы пробации выполняют ряд мероприятий и мер воспитательного воздействия, включающих в себя надзор, контроль и оказание помощи поднадзорным лицам. -------------------------------- <8> Inclusion (англ.) - включение; введение; инклюзия inclusion of fibers into concrete mix // Англо-русский строительный словарь / С. Н. Корчемкина, С. К. Кашкина, С. В. Курбатова. М.: Русский язык. 1995.

С целью повышения качества и профессионализма сотрудников службы пробации, распространения эффективного опыта работы, сотрудничества стран Европы в развитии и исполнении наказаний и мер воздействия, не связанных с лишением свободы, в 1981 году была создана Европейская организация пробации (CEP). В настоящее время представительство CEP открыто в 28 странах дальнего (Австрия, Бельгия, Болгария Венгрия, Косово, Мальта и др.) и ближнего зарубежья (Латвия, Литва, Эстония, Грузия? Армения). Существуют различные типы мер пробации применяемых в государствах - членах Европейского союза (далее - государства - члены ЕС), за которыми эти государства осуществляют надзор. Надзор за этими типами мер и наказаний должен быть обязательным, подчиняясь определенным исключениям, предусмотренным Рамочными решениями <9>. Государства - члены ЕС могут заявить, что они желают дополнительно осуществлять надзор за исполнением других типов мер пробации. -------------------------------- <9> Рамочные решения - это новые инструменты главы VI Договора о Европейском союзе (полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам), введенные Амстердамским договором, заменили инструмент совместных действий в этой сфере. Рамочные решения применяются для приведения в соответствие друг с другом правовых и административных предписаний государств-участников. Они предлагаются одним из государств-участников или Комиссией и должны быть приняты единогласно. Эти решения являются обязательными для государств-участников в отношении поставленной цели, однако оставляют им свободу в выборе форм и средств ее достижения. Решения применяются в отношении всех остальных целей, кроме приведения в соответствие друг с другом внутригосударственных правовых и административных предписаний. Они также являются обязательными; меры, необходимые для их реализации, принимаются квалифицированным большинством Совета. http://n-europe. eu/glossary/term/728.

К основным признакам пробации следует отнести наличие режима испытания осужденных, надзора над ними и проведения воспитательных мероприятий по ресоциализации объектов службы пробации. Цель надзора состоит как в увеличении шансов лиц на возвращение в общество посредством предоставления поднадзорным возможности семейных, языковых, культурных и других связей, так и в улучшении мониторинга за соблюдением мер пробации и исполнения альтернативных наказаний для предотвращения рецидивизма, тем самым уделяется должное внимание защите потерпевших и общества. Международный законодатель определил условия эффективного возвращения заключенного в общество, к которым относится: - тщательная оценка поведения всех заключенных на стадии подготовки их к освобождению; - установление надзора в обязательном порядке для правонарушителей высокой степени риска; - персонализированный подход к каждому заключенному; - вклад правонарушителя в процесс социализации к законопослушной жизни; - установленная законом ответственность организаций, завязанных на предоставлении услуг правонарушителям; - успешное возвращение заключенных в общество требует управленческого подхода. Рамочным решением совета ЕС 2008/947/ПВД от 27 ноября 2008 года регламентировано, что меры пробации, которые являются в принципе обязательными для осуществления надзора, включают inter alia <10> требования, касающиеся поведения (такие как обязанность прекращения употребления алкоголя, обязанность избегать контактов с определенными объектами, не контактировать с определенными лицами), места жительства (требование сообщать о перемене места жительства, ограничение в переездах и путешествиях), образования и обучения (обязанность посещения курсов безопасного вождения), деятельности в свободное время (обязанность прекращения занятия или посещения соревнований определенных видов спорта) и ограничений профессиональной деятельности (данное обязательство не включает в себя надзор за соблюдением каких-либо профессиональных дисквалификаций, наложенных на лицо как часть наказания) <11>. -------------------------------- <10> Inter alia (лат.) - в числе других, среди прочего. <11> Рамочное решение Совета ЕС 2008/947/ПВД от 27 ноября 2008 года о применении принципа взаимного признания к приговорам суда и решениям о пробации с целью осуществления надзора за исполнением мер пробации и альтернативных наказаний. http:// www. iprbookshop. ru/ ramochnoe - reshenie - soveta - es - 2008947pvd - not - 27- noyabrya - 2008- goda-o - primenenii - printsipa - vzaimnogopriznaniya-k - prigovoram-suda-i.

Правила СЕ о пробации разграничивают понятие постпенитенциарного контроля "resettlement" <12> от постпенитенциарного надзора, раскрывая первое как предусмотренный законом контроль за поведением лица, освобожденного от отбывания наказания в виде лишения свободы, постпенитенциарный надзор же устанавливается после досрочного освобождения от наказания в виде лишения свободы <13>. -------------------------------- <12> Resettlement - 1) расселение, переселение (в другое место); 2) переход на гражданское положение (после военной службы); 3) трудоустройство демобилизованных // Новый большой англо-русский словарь. http://dic. academic. ru/contents. nsf/eng_rus_apresyan. <13> Приложение II к Рекомендации CM/Rec (2010)1 Комитета министров государствам-членам о Правилах Совета Европы о пробации (принята Комитетом министров 20 января 2010 года на 105-м заседании заместителей министров). http://sites. google. com/site/probationofficerru/home/novosti.

Постпенитенциарный контроль заключается в том, что служба пробации работает во взаимодействии с тюремной администрацией, осужденными, их семьями и общественностью для того, чтобы подготовить осужденных к освобождению и адаптации в обществе. Служба пробации устанавливает контакты с соответствующими службами тюрьмы для того, чтобы помочь в бытовой и трудовой адаптации осужденных после освобождения. Для этой цели службе пробации обеспечивается доступ к заключенным в тюрьме, чтобы помочь лицам, лишенным свободы, подготовиться к освобождению и спланировать сотрудникам пробации последующий непрерывный контроль и дальнейшее продолжение воспитательного воздействия, которое осуществлялось во время тюремного заключения. Постпенитенциарный контроль направлен на решение проблем поднадзорных лиц, а именно помощь в трудоустройстве, оказание содействия в поиске места жительства, получение образования. Все эти мероприятия выполняются для того, чтобы сократить угрозу совершения нового преступления и нанесения ущерба обществу и государству со стороны лиц, освобожденных из мест лишения свободы. После выполнения поднадзорными постпенитенциарных обязанностей служба пробации, если это предусмотрено законом, может продолжить с согласия бывших заключенных оказание им помощи, чтобы вести законопослушный образ жизни. Рассматривая вопросы контроля и надзора службы пробации, можно сделать вывод, что в основном полномочия сотрудников пробации распространяются на исполнение и контроль за лицами, к которым применены наказания, альтернативные лишению свободы, примерный перечень которых обозначен в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) <14>. Постпенитенциарный контроль в том формате, в котором он реализуется в России, в части надзора за исполнением административных ограничений и контролирования обязанностей поднадзорных лиц службой пробации не исполняется, в основном они реализуют свои полномочия в рамках ресоциализации <15> лиц, освобожденных из мест лишения свободы. -------------------------------- <14> Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Резолюция 45/110 Генеральной Ассамблеи, 14 декабря 1990 г. http://territoriaprava. ru. <15> Ресоциализация (лат. "re" (повторное, возобновляемое действие) + лат. "socialis" (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

В плане возможной имплементации в отечественное законодательство заслуживают внимания пункты 15 и 17 Правил Совета Европы о пробации, в которых устанавливается, что служба пробации должна подвергаться регулярному правительственному инспектированию и (или) общественному мониторингу, а также служба пробации должна информировать средства массовой информации и общественность о деятельности данного органа для лучшего понимания ее роли и значения для общества. На наш взгляд, внесение указанных новаций в действующее российское законодательство минимизировало бы ущемления прав поднадзорных лиц и возможные нарушения законности со стороны органов внутренних дел, непосредственно занимающихся вопросами административного надзора.

Библиография

1. Англо-русский строительный словарь / С. Н. Корчемкина, С. К. Кашкина, С. В. Курбатова. М.: Русский язык. 1995. 2. Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", принят Гос. Думой 25 мар. 2011 г. // СПС "КонсультантПлюс". 3. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", принят Гос. Думой 25 мар. 2011 г. // СПС "КонсультантПлюс". 4. Распоряжение Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс" 5. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принята резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 дек. 1994 г. URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations. 6. Панамская декларация, принята на второй Конференции министров по вопросу о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной транснациональной преступностью (Панама, 26 - 29 мая 2008 г.). URL: http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ declarations/ panama_declaration. 7. Бухарестская декларация о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом, коррупцией и транснациональной организованной преступностью, принята на втором субрегиональном семинаре экспертов по международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом, коррупцией и транснациональной организованной преступностью (Бухарест, 15 нояб. 2006 г.). URL: http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ declarations/ bucharest_decl. shtml. 8. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 г., и одобрены Экономическим и социальным советом в его резолюциях 663 C (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г.). URL: http:// translate. google. ru/ translate? hl= ru&langpair= en%7Cru&u= http:// www2.ohchr. org/ english/ law. 9. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), приняты Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи, 14 декабря 1990 г). URL: http://territoriaprava. ru/help-api? v=3&id=6756. 10. Европейские тюремные правила. Совет Европы. Комитет министров. (Рекомендация rec(2006)2 Комитета министров к государствам-членам. Европейские пенитенциарные правила). URL: http://www. prison. org/law/eur_pr. shtmlhttp://www. prison. org/law/eur_pr. shtml. 11. Рекомендация CM/Rec (2010)1 Комитета министров государствам-членам о Правилах Совета Европы о пробации, принята Комитетом министров 20 января 2010 г. на 105-м заседании заместителей Министров). URL: https:// sites. google. com/ site/ probationofficerru/ home/ novosti/ opyt-drugih-stran. 12. Рамочное решение Совета ЕС 2008/947/ПВД от 27 ноября 2008 года о применении принципа взаимного признания к приговорам суда и решениям о пробации с целью осуществления надзора за исполнением мер пробации и альтернативных наказаний. URL: http:// www. iprbookshop. ru/ ramochnoe - reshenie - soveta-es - 2008947pvd-n-ot-27- noyabrya-2008-goda - o-primenenii-printsipavzaimnogo - priznaniya-k-prigovoram-suda-i.

References(transliteration)

Korchemkina S. N., Kashkina S. K., Kurbatova S. V. Anglo-russkiy stroitel'nyy slovar'. M.: Russkiy yazyk, 1995.

Название документа