Как повлияет вступление России в ВТО на российскую сферу услуг по исследованию рынка

(Хизунова А.)

(Коллегия адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры")

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КАК ПОВЛИЯЕТ ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО НА РОССИЙСКУЮ

СФЕРУ УСЛУГ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РЫНКА

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 30 апреля 2012 года

А. ХИЗУНОВА

Александра Хизунова, юрист.

1. В 2011 г. завершились переговоры по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО). Не позднее июля 2012 г. Россия должна будет ратифицировать Протокол о присоединении к ВТО, частью которого являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. После ратификации эти тексты станут частью международных соглашений России, которые, как известно, имеют большую силу, нежели любые внутренние российские законы. В случае противоречия между этими текстами и внутренними российскими законами в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применяться должны будут первые.

Впрочем, согласно общим правилам ВТО Россия все же будет иметь право ограничить оказание рассматриваемых услуг иностранными лицами из членов ВТО, если это будет необходимо для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка; для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений; для предотвращения вводящей в заблуждение или недобросовестной практики; защиты от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц при обработке и распространении сведений личного характера и защиты конфиденциальности сведений о личной жизни и счетов; безопасности, для справедливого или эффективного обложения или сбора прямых налогов в отношении услуг или поставщиков услуг из других членов ВТО; военных целей.

2. Россия как будущий член ВТО взяла на себя обязательства по допуску иностранных юридических или физических лиц (само собой, из членов ВТО) к оказанию услуг по исследованию рынка как внутри России, так и за границей, но получателям из России.

3. Обязательства России распространяются на любые услуги по исследованию рынка.

4. Вкратце суть обязательств России по допуску иностранных лиц из членов ВТО к оказанию услуг по исследованию рынка заключается в следующем:

4.1. Иностранные лица будут иметь право без ограничений быть допущенными к оказанию услуг по исследованию рынка любым лицам в России трансграничным образом (потребитель услуги в одном члене ВТО, а ее поставщик - в другом), т. е. по почте, телефону, электронной почте, Skype и т. д. При этом получателями таких услуг в России могут быть как российские, так и иностранные лица, как физические лица, так и юридические, в том числе государственные учреждения. Никакие ограничительные меры на допуск к оказанию данных услуг этим способом Россия будет вводить не вправе, включая ограничения на использование Интернета. При этом под "мерами" понимаются любые меры России в форме закона, постановления, правила, процедуры, решения (в том числе судебного), административного действия или в любой другой форме. Более того, не имеет значения, какого характера эти меры: гражданско-правовые, налоговые, уголовные, технические и т. д.

4.2. Иностранные лица будут иметь право без каких-либо ограничений быть допущенными к оказанию услуг по исследованию рынка любым лицам из России, которые сами будут перемещаться в государство поставщика услуг, чтобы воспользоваться услугой. Россия не будет вправе вводить какие-либо ограничения на выезд лиц из России в иностранное государство для получения таких услуг.

4.3. Иностранные лица будут иметь право без каких-либо ограничений быть допущенными к оказанию рассматриваемых услуг любым лицам в России посредством учреждения коммерческого присутствия на территории России. Иностранным лицам не потребуется создавать обязательно коммерческое присутствие в организационно-правовой форме юридического лица. Для целей оказания таких услуг лицо из государства - члена ВТО будет вправе открыть, например, филиал на территории России, или использовать агента. Однако Россия сохранила за собой право ввести в будущем запрет на создание/использование на территории России для этих целей представительств иностранных юридических лиц или российских некоммерческих организаций.

4.4. Россия сохранила за собой право устанавливать любые ограничения в отношении такого способа оказания услуг по исследованию рынка, как прибытие физических лиц из члена ВТО на территорию России для их оказания на стадии допуска на рынок таких услуг. Этот подход продиктован визовой и миграционной политикой России.

Из этого правила есть ряд важных исключений, связанных с внутрифирменными переводами сотрудников и деловыми визитами в Россию. Например, максимум 90 дней включительно установлен срок в отношении временного въезда и пребывания на территории России физических лиц, не являющихся российскими гражданами с целью: представления иностранного поставщика услуг на переговорах по поставке услуг; учреждения коммерческого присутствия поставщика услуг другого члена ВТО; при условии, что указанные лица не будут заняты в прямых поставках упомянутых услуг или поставлять эти услуги сами.

5. Суть обязательств России по регулированию деятельности иностранных лиц из членов ВТО после того, как они уже допущены в сферу услуг по исследованию рынка, заключается в предоставлении им национального режима, т. е. правовой статус иностранных лиц или правила, относящиеся к оказанию услуг по исследованию рынка любым лицам в России любым способом, не могут быть определены Россией хуже, нежели статус/правила, установленные в России в отношении оказания услуг по исследованию рынка российскими лицами.

5.1. Однако Россия сохранила за собой право вводить любые ограничения в отношении такого способа оказания услуг по исследованию рынка, как прибытие физических лиц из члена ВТО на территорию России для их оказания. Это означает возможность установления Россией любых ограничений для иностранных лиц из членов ВТО в отношении их статуса и правил, относящихся к оказанию ими услуг по исследованию рынка данным способом (с учетом сказанного выше).

6. В проекте обязательств, предложенных Россией к обсуждению другим членам ВТО в 1999 г., применительно к услугам по исследованию рынка было установлено ограничение, согласно которому не менее 50% специалистов юридического лица, работающих в штате этого юридического лица по проектам на территории Российской Федерации, должны составлять граждане Российской Федерации. В редакции обязательств России 2001 г. данное ограничение в отношении необходимости российского гражданства 50% персонала сохранилось, но было перемещено в другой способ оказания услуг. Однако в редакции 2011 г. данное ограничение устранено, т. е. режим стал более благоприятным для иностранных поставщиков услуг по исследованию рынка.

Кроме того, в проекте обязательств России в 1999 г., наряду с услугами по исследованию рынка, планировалось принять обязательства также и в отношении услуг по выявлению общественного мнения. Однако уже в редакции 2001 г. сфера услуг по выявлению общественного мнения была исключена из перечня видов услуг, в отношении которых Россия принимает обязательства.

Следовательно, Россия имеет право вводить ограничения применительно к оказанию услуг по выявлению общественного мнения, проведению социологических опросов для любых иностранных лиц (в том числе и из членов ВТО).

6.1. Таким образом, изначально Россия исходила из идеи установления ограничения при допуске зарубежных поставщиков в российскую сферу услуг по исследованию рынка.

Однако в конечном счете Россия пошла на максимальное открытие для иностранных лиц данной сферы услуг. В то же время Россия предпочла не принимать обязательства в отношении сектора услуг по выявлению общественного мнения.

7. Из содержания рассмотренных выше обязательств России в их сравнении с действующим сегодня в России регулированием в отношении оказания иностранными лицами услуг по исследованию рынка не вытекает необходимость внесения каких-либо серьезных изменений в такое регулирование. Ввиду этого после вступления России в ВТО каких-либо важных изменений в таком регулировании ожидать не приходится: оно и так либеральное.

8. Любопытно отметить, что из других стран БРИКС, с которыми часто сравнивают Россию, Индия и Китай отказались брать на себя в отношении услуг по исследованию рынка какие-либо обязательства по допуску к их оказанию иностранных лиц из членов ВТО, т. е. Россия установила для лиц из членов ВТО более благоприятный режим.

Бразилия и ЮАР приняли обязательства как в отношении услуг по исследованию рынка, так и в отношении услуг по выявлению общественного мнения. В отношении услуг по исследованию рынка и Бразилия, и ЮАР, и Россия приняли на себя обязательства в одинаковом объеме.

9. Содержание рассматриваемых обязательств является очень благоприятным для иностранных поставщиков услуг по исследованию рынка, поскольку Россия не установила каких-либо серьезных ограничений и не сможет вводить их в дальнейшем в отношении иностранных лиц из членов ВТО.

Сфера таких услуг может являться достаточно интересной/прибыльной для иностранных лиц из членов ВТО. Ввиду этого после получения Россией статуса члена ВТО не исключен приход в Россию новых "игроков" в эту сферу услуг, что усилит в ней конкуренцию.

10. Важно отметить и то, что право ВТО не препятствует России вводить какие-либо квалификационные требования к иностранным лицам, оказывающим рассматриваемые услуги (образование, стаж работы и т. д.). Однако введение таких требований должно иметь место только одновременно как для иностранных лиц из членов ВТО, так и российских лиц.

11. Также является очевидным отсутствие у России "запаса прочности" применительно к дальнейшим переговорам в рамках ВТО применительно к дальнейшему открытию российской сферы оказания рассматриваемых услуг (как известно, каждый член ВТО обязан вести такие переговоры с целью все большего допуска иностранных лиц на свои рынки).

Название документа