Как повлияет вступление России в ВТО на российский рынок консультационных услуг в сфере управления и услуг, связанных с консультационной деятельностью в сфере управления
(Хизунова А.)
(Коллегия адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КАК ПОВЛИЯЕТ ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК
КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ И УСЛУГ,
СВЯЗАННЫХ С КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 30 апреля 2012 года
А. ХИЗУНОВА
Александра Хизунова, юрист.
1. В 2011 г. завершились переговоры по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО). Не позднее июля 2012 г. Россия должна будет ратифицировать Протокол о присоединении к ВТО, частью которого являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. После ратификации эти тексты станут частью международных соглашений России, которые, как известно, имеют большую силу, нежели любые внутренние российские законы. В случае противоречия между этими текстами и внутренними российскими законами в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применяться должны будут первые.
Впрочем, согласно общим правилам ВТО Россия все же будет иметь право ограничить оказание рассматриваемых услуг иностранными лицами из членов ВТО, если это будет необходимо для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка; для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений; для предотвращения вводящей в заблуждение или недобросовестной практики; защиты от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц при обработке и распространении сведений личного характера и защиты конфиденциальности сведений о личной жизни и счетов; безопасности, для справедливого или эффективного обложения или сбора прямых налогов в отношении услуг или поставщиков услуг из других членов ВТО; военных целей.
2. Россия как будущий член ВТО взяла на себя обязательства по допуску иностранных юридических или физических лиц (само собой, из членов ВТО) к оказанию консультационных услуг в сфере управления и услуг, связанных с консультационной деятельностью в сфере управления (далее - "консультационные и связанные с ними услуги в сфере управления"), как внутри России, так и за границей, но получателям из России.
3. Обязательства России распространяются на любые услуги, относящиеся к консультационным и связанным с ними услугам в сфере управления. Однако в контексте данных услуг Россия не приняла обязательства в отношении услуг по трудовому арбитражу.
4. Вкратце суть обязательств России по допуску иностранных лиц из членов ВТО к оказанию услуг по консультационным и связанным с ними услугам в сфере управления заключается в следующем:
4.1. Иностранные лица будут иметь право без ограничений быть допущенными к оказанию консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления любым лицам в России трансграничным образом (потребитель услуги в одном члене ВТО, а ее поставщик - в другом), т. е. по почте, телефону, электронной почте, Skype и т. д. При этом получателями таких услуг в России могут быть как российские, так и иностранные лица, как физические лица, так и юридические, в том числе государственные учреждения. Никакие ограничительные меры на допуск к оказанию данных услуг этим способом Россия будет вводить не вправе, включая ограничения на использование Интернета. При этом под "мерами" понимаются любые меры России в форме закона, постановления, правила, процедуры, решения (в том числе судебного), административного действия или в любой другой форме. Более того, не имеет значения, какого характера эти меры: гражданско-правовые, налоговые, уголовные, технические и т. д.
4.2. Иностранные лица будут иметь право без каких-либо ограничений быть допущенными к оказанию консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления любым лицам из России, которые сами будут перемещаться в государство поставщика услуг, чтобы воспользоваться услугой. Россия не будет вправе вводить какие-либо ограничения на выезд лиц из России в иностранное государство для получения таких услуг.
4.3. Иностранные лица будут иметь право без каких-либо ограничений быть допущенными к оказанию рассматриваемых услуг любым лицам в России посредством учреждения коммерческого присутствия на территории России. Иностранным лицам не потребуется создавать обязательно коммерческое присутствие в организационно-правовой форме юридического лица. Для целей оказания таких услуг лицо из государства-члена ВТО будет вправе открыть, например, филиал на территории России, или использовать агента. Однако Россия сохранила за собой право ввести в будущем запрет на создание/использование на территории России для этих целей представительств иностранных юридических лиц или российских некоммерческих организаций.
4.4. Россия сохранила за собой право устанавливать любые ограничения в отношении такого способа оказания консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления, как прибытие физических лиц из члена ВТО на территорию России для их оказания на стадии допуска на рынок таких услуг. Такой подход продиктован визовой и миграционной политикой России.
Из этого правила есть ряд важных исключений, связанных с внутрифирменными переводами сотрудников и деловыми визитами в Россию. Например, максимум 90 дней включительно установлен в отношении временного въезда и пребывания на территории России физических лиц, не являющихся российскими гражданами с целью: представления иностранного поставщика услуг на переговорах по поставке услуг; учреждения коммерческого присутствия поставщика услуг другого члена ВТО; при условии, что указанные лица не будут заняты в прямых поставках упомянутых услуг или поставлять эти услуги сами.
5. Суть обязательств России по регулированию деятельности иностранных лиц из членов ВТО после того, как они уже допущены в сектор консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления, заключается в предоставлении им национального режима, т. е. правовой статус иностранных лиц или правила, относящиеся к оказанию ими консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления любым лицам в России любым способом, не могут быть определены Россией хуже, нежели статус/правила, установленные в России в отношении оказания консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления российскими лицами.
5.1. Однако Россия сохранила за собой право вводить любые ограничения в отношении такого способа оказания консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления, как прибытие физических лиц из члена ВТО на территорию России для их оказания. Это означает возможность установления Россией любых ограничений для иностранных лиц из членов ВТО в отношении их статуса и правил, относящихся к оказанию ими консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления данным способом (с учетом сказанного выше).
6. В проекте обязательств, предложенных Россией к обсуждению другим членам ВТО в 1999 г., применительно к консультационным и связанным с ними услугам в сфере управления было установлено ограничение, согласно которому не менее 50% специалистов юридического лица, работающих в штате этого юридического лица по проектам на территории Российской Федерации, должны составлять граждане Российской Федерации. В редакции обязательств России 2001 г. данное ограничение в отношении необходимости российского гражданства 50% персонала сохранилось, но было перемещено в другой способ оказания услуг. Однако в редакции 2011 г. данное ограничение устранено, т. е. режим стал более благоприятным для иностранных поставщиков консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления.
6.1. Таким образом, изначально Россия исходила из идеи установления ограничения при допуске зарубежных поставщиков консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления на российский рынок.
Однако в конечном счете Россия пошла на максимальное открытие для иностранных лиц данной сферы услуг.
7. Из содержания рассмотренных выше обязательств России в их сравнении с действующим сегодня в России регулированием в отношении оказания иностранными лицами консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления не вытекает необходимость внесения каких-либо серьезных изменений в такое регулирование. Ввиду этого после вступления России в ВТО каких-либо важных изменений в таком регулировании ожидать не приходится: оно и так либеральное.
8. Любопытно отметить, что из других стран БРИКС, с которыми часто сравнивают Россию, Индия отказалась брать на себя в отношении консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления какие-либо обязательства по допуску к их оказанию иностранных лиц из членов ВТО.
Бразилия взяла на себя обязательства в том же объеме, что и Россия в отношении консультационных услуг в сфере управления, а из услуг, связанных с консультационной деятельностью в сфере управления - лишь в отношении услуг по руководству проектами, кроме строительных. Однако Бразилия установила ограничение, согласно которому, компании иностранных поставщиков данных услуг должны быть зарегистрированы в местном органе или администрации.
Китай не принял обязательства в отношении услуг, связанных с консультационной деятельностью в сфере управления. Однако он взял на себя обязательства в отношении консультационных услуг в сфере управления. При этом Китай в сравнении с Россией добавил ограничение, в соответствии с которым иностранные лица из членов ВТО вправе осуществлять поставку услуг лишь в форме совместных предприятий с китайскими контрагентами. В таких совместных предприятиях контрольный пакет акций (контрольная доля) может принадлежать иностранным лицам. В срок не позднее чем через шесть лет с момента вступления Китая в ВТО иностранным фирмам будет разрешено учреждать дочерние общества, которыми полностью владеют иностранные лица.
ЮАР в отношении оказания данных услуг иностранными лицами из членов ВТО приняла обязательства в таком же объеме, как и Россия, с тем лишь отличием, что не исключила трудовой арбитраж из перечня обязательств по консультационным и связанным с ними услугам в сфере управления.
Таким образом, в сравнении со странами БРИКС Россия установила наиболее благоприятный режим для иностранных лиц из членов ВТО по их допуску к оказанию консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления.
9. Содержание таких обязательств является очень благоприятным для иностранных поставщиков консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления.
Сфера таких услуг может являться достаточно интересной/прибыльной для иностранных лиц из членов ВТО. Ввиду этого после получения Россией статуса члена ВТО не исключен приход в Россию новых "игроков" в эту сферу услуг, что усилит в ней конкуренцию.
10. Важно отметить и то, что право ВТО не препятствует России вводить какие-либо квалификационные требования к иностранным лицам, оказывающим рассматриваемые услуги (образование, стаж работы и т. д.). Однако введение таких требований должно иметь место только одновременно как для иностранных лиц из членов ВТО, так и российских лиц.
11. Также является очевидным отсутствие у России "запаса прочности" применительно к дальнейшим переговорам в рамках ВТО применительно к дальнейшему открытию российской сферы оказания рассматриваемых услуг (как известно, каждый член ВТО обязан вести такие переговоры с целью все большего допуска иностранных лиц на свои рынки).
Название документа