Как повлияет вступление России в ВТО на российский рынок услуг по налоговому консультированию
(Муранов А.)
(Коллегия адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КАК ПОВЛИЯЕТ ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО НА
РОССИЙСКИЙ РЫНОК УСЛУГ ПО НАЛОГОВОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 30 апреля 2012 года
А. МУРАНОВ
Александр Муранов, адвокат, управляющий партнер.
1. В 2011 г. завершились переговоры по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО). Не позднее июля 2012 г. Россия должна будет ратифицировать Протокол о присоединении к ВТО, частью которого являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. После ратификации эти тексты станут частью международных соглашений России, которые, как известно, имеют большую силу, нежели любые внутренние российские законы. В случае противоречия между этими текстами и внутренними российскими законами в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применяться должны будут первые.
Впрочем, согласно общим правилам ВТО Россия все же будет иметь право ограничить оказание рассматриваемых услуг иностранными лицами из членов ВТО, если это будет необходимо для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка; для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений; для предотвращения вводящей в заблуждение или недобросовестной практики; защиты от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц при обработке и распространении сведений личного характера и защиты конфиденциальности сведений о личной жизни и счетов; безопасности, для справедливого или эффективного обложения или сбора прямых налогов в отношении услуг или поставщиков услуг из других членов ВТО; военных целей.
2. Россия как будущий член ВТО взяла на себя обязательства по допуску иностранных юридических или физических лиц (само собой, из членов ВТО) к оказанию услуг по налоговому консультированию как внутри России, так и за границей, но получателям из России.
3. Обязательства России охватывают услуги по планированию различных налогов, консультативные услуги, прочие услуги, связанные с налогообложением.
4. Вкратце суть обязательств России по допуску иностранных лиц к оказанию таких услуг заключается в следующем.
4.1. Иностранные лица будут иметь право без ограничений быть допущенными к оказанию услуг по налоговому консультированию любым лицам в России трансграничным образом (потребитель услуги в одном члене ВТО, а ее поставщик - в другом), т. е. по почте, телефону, электронной почте, Skype и т. д. При этом получателями таких услуг в России могут быть как российские, так и иностранные лица, как физические лица, так и юридические, в том числе государственные учреждения. Никакие ограничительные меры на допуск к оказанию этих услуг этим способом Россия будет вводить не вправе. При этом под "мерами" понимаются любые меры России в форме закона, постановления, правила, процедуры, решения (в том числе судебного), административного действия или в любой другой форме. Более того, не имеет значения, какого характера эти меры: гражданско-правовые, налоговые, уголовные, технические и т. д.
4.2. Иностранные лица будут иметь право без каких-либо ограничений быть допущенными к оказанию услуг по налоговому консультированию любым лицам из России, которые сами будут перемещаться в государство поставщика услуг, чтобы воспользоваться услугой. Россия не будет вправе вводить какие-либо ограничения на выезд лиц из России в иностранное государство для получения таких услуг.
4.3. Россия сохранила за собой право ввести в будущем требование о том, что оказание услуг по налоговому консультированию иностранными лицами на территории России будет возможно только через учреждаемое ими в России юридическое лицо. Создание филиалов, представительств или использование такой формы коммерческого присутствия как заключение соответствующего договора с агентом для оказания этих услуг может быть в будущем Россия запрещено. Россией также сохранила за собой право ввести запрет на учреждение/использование для оказания таких услуг российской некоммерческой организации.
4.4. Россия сохранила за собой право устанавливать любые ограничения в отношении такого способа оказания рассматриваемых услуг, как прибытие физических лиц из члена ВТО на территорию России для их оказания. Этот подход продиктован визовой и миграционной политикой России.
Однако из этого правила есть ряд важных исключений, связанных с внутрифирменными переводами сотрудников и деловыми визитами в Россию. Например, максимум 90 дней включительно установлен срок в отношении временного въезда и пребывания на территории России физических лиц, не являющихся российскими гражданами, с целью: представления иностранного поставщика услуг на переговорах по поставке услуг; учреждения коммерческого присутствия поставщика услуг другого члена ВТО; при условии, что указанные лица не будут заняты в прямых поставках упомянутых услуг или поставлять эти услуги сами.
5. Суть обязательств России по регулированию деятельности иностранных лиц из членов ВТО после того, как они уже допущены в сферу данных услуг, заключается в предоставлении им национального режима, т. е. правовой статус иностранных лиц или правила, относящиеся к оказанию ими услуг любым лицам в России любым способом, не могут быть определены Россией хуже, нежели статус/правила, установленные в России в отношении оказания аналогичных услуг российскими лицами.
При распространении на иностранных лиц из членов ВТО национального режима Россия будет вправе установить ограничение, указанное выше в п. 4.3.
5.1. Однако Россия сохранила за собой право вводить любые ограничения в отношении такого способа оказания этих услуг, как прибытие физических лиц из члена ВТО на территорию России для их оказания. Это означает возможность установления Россией любых ограничений для иностранных лиц из членов ВТО в отношении их статуса и правил, относящихся к оказанию ими услуг по налоговому консультированию данным способом (с учетом сказанного выше).
5.2. Стоит отметить, что после того, как иностранные лица из членов ВТО будут допущены к оказанию услуг по налоговому консультированию на территории России только через учреждаемое ими в России юридическое лицо (но не через филиал, представительство и т. д.), то правовой статус этих лиц и правила, относящиеся к оказанию ими этих услуг через такое юридическое лицо, не могут быть определены Россией хуже, нежели статус/правила, установленные в России в отношении оказания аналогичных услуг российскими юридическими лицами.
6. В проектах обязательств, предложенных Россией к обсуждению другим членам ВТО в 1999 г., указания на рассматриваемые услуги отсутствовали. Это означало, что Россия в те времена не была готова взять на себя какие-либо обязательства по допуску иностранных лиц из членов ВТО в сферу оказания таких услуг.
6.1. Таким образом, изначально Россия исходила из идеи ограничения допуска зарубежных поставщиков услуг по налоговому консультированию на российский рынок.
Однако в конечном счете Россия пошла на открытие для иностранных лиц данной сферы услуг.
7. Из содержания рассмотренных выше обязательств России в их сравнении с действующим сегодня в России регулированием в отношении оказания иностранными лицами услуг по налоговому консультированию не вытекает необходимость внесения каких-либо серьезных изменений в такое регулирование. Ввиду этого после вступления России в ВТО каких-либо важных изменений в таком регулировании ожидать не приходится: оно и так либеральное. Однако в будущем в России может быть запрещено создание / использование филиалов, представительств иностранных юридических лиц либо российских некоммерческих организаций, а также использование таких форм коммерческого присутствия, как заключение соответствующего договора с агентом в России для оказания рассматриваемых услуг.
8. Любопытно отметить, что из других стран БРИКС, с которыми часто сравнивают Россию, Индия и Бразилия отказались брать на себя в отношении услуг по налоговому консультированию какие-то обязательства по допуску к их оказанию иностранных лиц из членов ВТО.
Южная Африка взяла на себя обязательства не устанавливать ограничения по первому, второму и третьему способу поставки, но оговорила, что эти услуги не могут иметь характера юридических услуг.
Китай взял на себя обязательства в отношении данных услуг с рядом серьезных оговорок.
Соответственно, из всех государств - членов БРИКС Россия установила наиболее благоприятный режим для иностранных лиц из членов ВТО по их допуску к оказанию рассматриваемых услуг.
9. Содержание таких обязательств является очень благоприятным для иностранных поставщиков услуг по налоговому консультированию.
После получения Россией статуса члена ВТО не исключен приход в Россию новых "игроков" в сферу таких услуг, что усилит в ней конкуренцию.
Учитывая мощь западных структур, занимающихся услугами по налоговому консультированию, несложно предположить, что они сосредоточатся на обслуживании крупного и среднего бизнеса, тогда как российским лицам останется, скорее всего, обслуживать мелкий бизнес.
10. Важно отметить и то, что право ВТО не препятствует России вводить какие-либо квалификационные требования к иностранным лицам, оказывающим рассматриваемые услуги (образование, стаж работы их или их сотрудников и т. д.). Однако введение таких требований должно иметь место только одновременно как для иностранных лиц из членов ВТО, так и российских лиц.
11. Также является очевидным отсутствие у России "запаса прочности" применительно к дальнейшим переговорам в рамках ВТО применительно к дальнейшему открытию российской сферы оказания рассматриваемых услуг (как известно, каждый член ВТО обязан вести такие переговоры с целью все большего допуска иностранных лиц на свои рынки).
Название документа