Как повлияет вступление России в ВТО на российский рынок услуг, связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций
(Давыденко Д.)
(Коллегия адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КАК ПОВЛИЯЕТ ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК
УСЛУГ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ
ПЕРЕГОВОРОВ, ВСТРЕЧ И КОНФЕРЕНЦИЙ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 30 апреля 2012 года
Д. ДАВЫДЕНКО
Дмитрий Давыденко, старший юрист.
1. В 2011 г. завершились переговоры по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО). Не позднее июля 2012 г. Россия должна будет ратифицировать Протокол о присоединении к ВТО, частью которого являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. После ратификации эти тексты станут частью международных соглашений России, которые, как известно, имеют большую силу, нежели любые внутренние российские законы. В случае противоречия между этими текстами и внутренними российскими законами в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применяться должны будут первые.
Впрочем, согласно общим правилам ВТО Россия все же будет иметь право ограничить оказание рассматриваемых услуг иностранными лицами из членов ВТО, если это будет необходимо для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка; для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений; для предотвращения вводящей в заблуждение или недобросовестной практики; защиты от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц при обработке и распространении сведений личного характера и защиты конфиденциальности сведений о личной жизни и счетов; безопасности, для справедливого или эффективного обложения или сбора прямых налогов в отношении услуг или поставщиков услуг из других членов ВТО; военных целей.
2. Россия как будущий член ВТО взяла на себя обязательства по допуску иностранных юридических или физических лиц (само собой, из членов ВТО) к оказанию услуг, прямо связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций как внутри России, так и за границей, но получателям из России.
3. Обязательства России распространяются на любые услуги, прямо связанные с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций. Вместе с тем они не касаются, например, режима услуг по обеспечению безопасности участников или услуг по устному и письменному переводу с/на иностранные языки: такие услуги относятся к другим секторам по классификации ВТО, и по ним Россией приняты отдельные обязательства (см. отдельные обзоры).
4. Следует отметить, что в оригинальном английском тексте обязательств России речь идет только об услугах, "прямо связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций". При переводе на русский язык слово "прямо" ("directly") было пропущено. В этой связи следует иметь в виду, что согласно английскому тексту обязательства России не касаются каких-либо услуг, имеющих косвенное отношение к организации и проведению переговоров, встреч и конференций.
5. Вкратце суть обязательств России по допуску иностранных лиц из членов ВТО к оказанию услуг, прямо связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций, заключается в следующем.
5.1. Иностранные лица будут иметь право без ограничений быть допущенными к оказанию услуг, прямо связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций, любым лицам в России трансграничным образом (потребитель услуги в одном члене ВТО, а ее поставщик - в другом), т. е. по почте, телефону, электронной почте, Skype и т. д. При этом получателями таких услуг в России могут быть как российские, так и иностранные лица, как физические лица, так и юридические, в том числе государственные учреждения. Никакие ограничительные меры на допуск к оказанию этих услуг этим способом Россия будет вводить не вправе, включая ограничения на использование Интернета. При этом под "мерами" понимаются любые меры России в форме закона, постановления, правила, процедуры, решения (в том числе судебного), административного действия или в любой другой форме. Более того, не имеет значения, какого характера эти меры: гражданско-правовые, налоговые, уголовные, технические и т. д.
5.2. Иностранные лица будут иметь право без каких-либо ограничений быть допущенными к оказанию услуг, прямо связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций, любым лицам из России, которые сами будут перемещаться в государство поставщика услуг, чтобы воспользоваться услугой. Россия не будет вправе вводить какие-либо ограничения на выезд лиц из России в иностранное государство для получения таких услуг.
5.3. Иностранные лица будут иметь право без каких-либо ограничений быть допущенными к оказанию рассматриваемых услуг любым лицам в России посредством учреждения коммерческого присутствия на территории России. Иностранным лицам не потребуется создавать обязательно коммерческое присутствие в организационно-правовой форме юридического лица. Для целей оказания таких услуг лицо из государства - члена ВТО будет вправе открыть, например, филиал на территории России, или использовать агента. Однако Россия сохранила за собой право ввести в будущем запрет на создание/использование на территории России для этих целей представительств иностранных юридических лиц или российских некоммерческих организаций.
5.4. Россия сохранила за собой право устанавливать любые ограничения в отношении такого способа оказания услуг, прямо связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций, как прибытие физических лиц из члена ВТО на территорию России для их оказания. Этот подход продиктован визовой и миграционной политикой России.
Однако из этого правила есть ряд важных исключений, связанных с внутрифирменными переводами сотрудников и деловыми визитами в Россию. Например, максимум 90 дней включительно установлен срок в отношении временного въезда и пребывания на территории России физических лиц, не являющихся российскими гражданами, с целью: представления иностранного поставщика услуг на переговорах по поставке услуг; учреждения коммерческого присутствия поставщика услуг другого члена ВТО; при условии, что указанные лица не будут заняты в прямых поставках упомянутых услуг или поставлять эти услуги сами.
6. Суть обязательств России по регулированию деятельности иностранных лиц из членов ВТО после того, как они уже допущены в сферу услуг, прямо связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций, заключается в предоставлении им национального режима, т. е. правовой статус иностранных лиц или правила, относящиеся к оказанию ими услуг, прямо связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций, любым лицам в России любым способом, не могут быть определены Россией хуже, нежели статус/правила, установленные в России в отношении оказания таких услуг российскими лицами.
6.1. Однако Россия сохранила за собой право вводить любые ограничения в отношении такого способа оказания услуг, прямо связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций, как прибытие физических лиц из члена ВТО на территорию России для их оказания. Это означает возможность установления Россией любых ограничений для иностранных лиц из членов ВТО в отношении их статуса и правил, относящихся к оказанию ими таких услуг данным способом (с учетом сказанного выше).
7. В проекте обязательств, предложенных Россией к обсуждению другим членам ВТО в 1999 г., указания на услуги, прямо связанные с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций, отсутствовали. Это означало, что Россия в то время не была готова взять на себя какие-либо обязательства по допуску иностранных лиц из членов ВТО в сферу оказания таких услуг. Однако затем, в проекте обязательств, предложенных Россией к обсуждению другим членам ВТО в 2001 г., указания на обязательства России в отношении таких услуг появились.
Из анализа проекта 2001 г. следует, что Россия предполагала установить единственное специальное ограничение: оказание иностранными поставщиками услуг, связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций, путем учреждения коммерческого присутствия в России, предполагалось сделать возможным только через создание российского юридического лица. В финальном же варианте Россия не сохранила за собой право ввести для них такие ограничения, т. е. ей пришлось в этом пойти на уступку членам ВТО, с которыми она вела переговоры, и сделать правила более благоприятными для иностранных лиц.
7.1. Таким образом, изначально Россия намеревалась сохранить за собой право запретить иностранцам оказывать услуги, связанные с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций, не только путем создания представительства, но и через филиал или через агента.
Однако в конечном счете Россия пошла на максимальное открытие для иностранных лиц данной сферы услуг.
8. Из содержания рассмотренных выше обязательств России в их сравнении с действующим сегодня в России регулированием в отношении оказания иностранными лицами услуг, связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций, не вытекает необходимость внесения каких-либо серьезных изменений в такое регулирование. Ввиду этого после вступления России в ВТО каких-либо важных изменений в таком регулировании ожидать не приходится: оно и так либеральное.
9. Любопытно отметить, что из других стран БРИКС, с которыми часто сравнивают Россию, Бразилия отказалась брать на себя в отношении данных услуг какие-то обязательства по допуску к их оказанию иностранных лиц из членов ВТО. Индия и Китай оговорили, что оказывать такие услуги путем коммерческого присутствия иностранным лицам возможно только путем создания юридического лица с иностранным капиталом/совместного предприятия, причем иностранное участие может быть в нем преобладающим (в Индии - не более 51%). ЮАР же приняла на себя такие же обязательства, что и Россия.
Соответственно, из большинства государств - членов БРИКС Россия установила наиболее благоприятный режим для иностранных лиц из членов ВТО по их допуску к оказанию рассматриваемых услуг.
10. Содержание таких обязательств является очень благоприятным для иностранных поставщиков услуг, связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций.
Сфера рассматриваемых услуг может являться достаточно интересной для иностранных лиц из членов ВТО: она может являться весьма прибыльной для тех, кто ей профессионально занимается. Не секрет, что, например, организаторы конференций по бизнесу нередко получают оплату как с выступающих на них, так и со слушателей. При этом стоимость участия в такой конференции для одного слушателя в день может составлять значительную сумму.
Ввиду этого после получения Россией статуса члена ВТО не исключен приход в Россию новых "игроков" в сферу услуг, связанных с организацией и проведением переговоров, встреч и конференций, что усилит в ней конкуренцию.
Учитывая активность и опыт западных структур, занимающихся данными услугами, несложно предположить, что они сосредоточатся на организации и проведении дорогих и престижных конференций (встреч, переговоров) для крупного и среднего бизнеса. Вместе с тем представляется, что специфика деятельности по организации и проведению переговоров, встреч и конференций такова, что иностранным лицам в некоторых случаях потребуется заниматься ею в сотрудничестве с российскими лицами.
11. Также является очевидным отсутствие у России "запаса прочности" применительно к дальнейшим переговорам в рамках ВТО применительно к дальнейшему открытию российской сферы оказания рассматриваемых услуг (как известно, каждый член ВТО обязан вести такие переговоры с целью все большего допуска иностранных лиц на свои рынки).
Название документа